Министр образования рассказала о новшествах и гигантских планах в образовании. И вновь ждем перемен Оптимизация в образовании в году

"КП" собрала 7 главных изменений в образовании в учебном году 2017-2018

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Предыдущий учебный год выдался богатым на идеи и инициативы в сфере образования. Разбираемся, какие изменения в образовании в учебном году 2017-2018 воплотятся в жизнь, а какие останутся существовать пока лишь на бумаге.

1. АСТРОНОМИЯ - ВО ВСЕХ ШКОЛАХ

Пожалуй, самое обсуждаемое нововведение этого года - возвращение астрономии в расписание школьников. На этом лично настояла министр образования и науки Ольга Васильева .

Обязательный объем - не менее 35 часов, - уточнила министр. - А вот в 10-м или 11-м классе - это школа должна решать сама. Большая часть начнет вводить астрономию уже с первой четверти. Но можно будет начать преподавание и со следующего года - если, например, учителя еще не прошли курсы повышения квалификации.

Учебники по астрономии уже есть, а сам предмет добавлен во ФГОСы, так что административных преград для возвращения в школы науки о небесных телах нет. Директорам осталось лишь найти время в расписании старшеклассников и убедить их в нужности этого предмета - не секрет, что в старших классах многие дети забивают на все уроки, по которым не надо будет сдавать ЕГЭ , ради подготовки к единому экзамену.

2. НОВЫЙ РУССКИЙ

К слову, об экзаменах: на отмену ЕГЭ школьникам рассчитывать не приходится, а вот экзамен в девятом классе будет изменен. Прежде всего это касается ОГЭ по русскому языку - в него будет добавлена устная часть.

Пока он пройдет в нескольких пилотных регионах, - рассказала Ольга Васильева. - А через год, думаю, его будут сдавать везде. Школьнику будет предложено прочитать небольшой рассказ. А потом - беседа по прочитанному тексту. Как ребенок рассуждает, какие мысли ему пришли в голову после прочтения рассказа. Узнал ли автора, читал ли его еще что-то, какие главные герои, если они тебе знакомы.

3. ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Тесты и проверки ждут не только учеников, но и учителей. По результатам оценки качества преподавания, проведенной Рос-обрнадзором в прошлом учебном году, многие педагоги сами путаются в том предмете, который преподают!

Некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий, - рассказывает глава Рособрнадзора Сергей Кравцов . - Например, 10 процентов учителей испытывают дефицит знаний русского языка и грамматики, а 24,2 процента учителей математики не смогли решить уравнение.

Пилотная модель оценки учителей пока пройдет в 13 субъектах на базе региональных центров повышения квалификации. Оценивать педагогов будут по нескольким критериям - это знание предмета и методики его преподавания, а также ведение урока. По результатам проверки учитель сможет пройти переподготовку именно в тех пунктах, где у него обнаружились проблемы.

4. КРУЖКИ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ

С нового учебного года любой школьник с 5-го по 9-й класс сможет заняться изучением робототехники в рамках специального факультатива. Дети освоят компьютерную терминологию, познакомятся с видами и механизмами устройств, а также с основными принципами их работы. Кроме того, в рамках проекта по информатизации школ многие учебные учреждения оснастят специальными 3D-принтерами, так что недостающие компоненты школьники смогут напечатать себе самостоятельно.

5. СТИПЕНДИИ ПОДНИМУТ

Изменения коснутся и студенческих стипендий. Во-первых, они станут немного больше - в следующем году прирост составит 5,9 процента. Напомним, сейчас минимальная стипендия студента вуза составляет 1340 рублей, для учащихся колледжей и техникумов - 487 рублей, для аспирантов - 2637 рублей. Кроме того, студенты могут претендовать на повышенную стипендию за особые успехи в учебе или научные достижения.

А вот получить социальную стипендию от университета станет сложнее. С 1 января получить выплаты от вуза смогут только те студенты, кому уже назначена государственная социальная помощь. Это учащиеся из малоимущих семей и инвалиды. Стипендия будет назначаться на один год.

6. СТАНЕТ БОЛЬШЕ ПСИХОЛОГОВ

В этом году всеобщее внимание привлекли сразу несколько подростковых суицидов. О причинах и последствиях можно спорить до посинения, но ясно одно - проблем удалось бы избежать, если бы на ребят вовремя обратили внимание специалисты.

К сожалению, те дети, которые оказались в настолько сложной ситуации, не попадают в поле зрения психологов, - сообщила вице-премьер Ольга Голодец. - Сегодня психологи в школах чаще всего ориентированы на детей в трудных жизненных ситуациях, то есть детей, которые живут в неблагополучных семьях. Но скрытое неблагополучие, дискомфорт, отсутствие внимания к ребенку, дефицит у родителей времени на ребенка приводит к гораздо более сложным последствиям. Поэтому даны поручения по проработке всей психологической службы в школах - ее необходимо реорганизовать и усилить в ней профессиональное начало.

Так что в следующем году школам придется расширить штат психологов, чтобы они смогли более прицельно заниматься с детьми.

7. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Основам экономики и финансовой грамотности начнут учить уже с детского сада. Малышам расскажут, как расплачиваться в магазине, научат считать сдачу и отличать банкноты банка России от других валют. Предполагается, что к концу 2018 года занятия по финансовой грамотности появятся уже в 2 с половиной тысячах дошкольных учреждений.

ЧТО ОСТАНЕТСЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ

Уроки по православию останутся по выбору. В Российской академии образования сообщили, что предмет этот факультативный и в обязательную программу включать его не будут.

Электронные учебники все еще проходят апробацию, и до полного отказа от бумажных пособий нам еще далеко.

Третий обязательный ЕГЭ пока находится в стадии обсуждения, и в этом учебном году его ждать точно не стоит.

Комментарии

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ ДОСТУПНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

  • zavuchuser844807 zavuchuser844807 (597338) 29 августа 2017 г. 11:27:00 Великое косноязычие на уровне министра: "читал ли его еще что-то" ?
  • zavuchuser zavuchuser (384974) 24 августа 2017 г. 21:30:50 Смотря что господа проверяющие включат в ЕГЭ для учителей математики: если это будут задания уровня международных олимпиад, то, конечно, мало кто справится! И вообще непонятно, почему учителя с дипломами государственных ВУЗов должны подтверждать свою профпригодность!
  • (184039) 24 августа 2017 г. 18:58:33 Ильф и Петров пусть отдохнут. "Рога и копыта" устарели....
  • Галина Абызова (15256) 24 августа 2017 г. 18:07:18 Некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий. У нас в прошлом году проверяли ОГЭ по математике на уровне района и была установка от УО - сдать на "3". Некоторые учителя послушались - действительно, чтобы быстрее уйти и не отнимать у себя время. Те, кто не послушался, весь год числились не выполнившими муниципальное задание. Многие так и не поняли к чему была эта установка???
  • zavuchuser zavuchuser (307737) 24 августа 2017 г. 13:43:50 Некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий, - рассказывает глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. - Значит где-то проверяли. У нас в позапрошлом году тоже провели тесты без предупреждения, как будто время провести.Я это всерьез не принял, торопился побыстрей сдать и пораньше уйти.В результате 56 баллов по химии. а дома я мог и 100 набрать.Зато эти результаты озвучивали целый год.Директорам выговоры дали, те в свою очередь учителей притеснили. Многие ушли после этого.
  • zavuchuser843666 zavuchuser843666 (596220) 24 августа 2017 г. 11:13:02 Полностью согласна с предыдущими авторами. В этих комментариях раскрыты основные проблемы для большинства школ, находящихся в провинции. Душа болит, когда начинаешь читать о предполагаемых нововведениях. Очень и очень многое не продумано. Главное- не навреди.
  • Горбатова Елена (498966) 24 августа 2017 г. 9:20:28 Электронные учебники? Кружки по робототехнике? В маленьких городках, приближенных к сельской местности, у многих учеников и их родителей нет компьютеров, и нет возможности их купить. Про глобальную сеть Интернет мы вообще молчим... Его зачастую нет. и нечем оплатить! Нашей школе выдали компьютерную технику в рамках введения ФГОС лет 6-7 назад. Все комплектующие к ноутбукам и программное обеспечение учителя покупают за свой счет, чтобы " как-то и что-то работало"... За интернет школе провайдер выставил огромные счета за неуплату. Интернет отключили, последнюю четверть прошлого года работали на модемах купленных и оплаченных за свой счет. Потому что, никто не отменял работу в "Дневнике. ru" и прочих сайтах, где учителя просто обязаны работать.... Хотелось бы. что бы нововведения коснулись и нас побыстрее, но вериться с трудом.....
  • zavuchuser775898 zavuchuser775898 (530027) 24 августа 2017 г. 2:57:42 "1. АСТРОНОМИЯ - ВО ВСЕХ ШКОЛАХ" - интересный красивый и увлекательный предмет. Никто не спорит. Но, одновременно, очень сложный. Обещали не проверять знания по предмету до 2019 года, а в будущий ЕГЭ по физике уже ввели вопросы астрофизики! У нас даже еще намека на учебники нет. Даже расписание не обсуждается по этому предмету...."2. НОВЫЙ РУССКИЙ" - экзамен, чтобы потом тебя допустили к ЭКЗАМЕНУ. Явно не филолог составлял определение. Богатый на синонимы язык, обычно не терпит повторений на квадратный сантиметр....."3. ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ" - 98% учителей возмущены! Наверняка и из "согласных" на эксперимент регионов, есть нотки протеста. А за публичную видеодемонстрацию урока, где, наверняка, будут сняты дети крупным планом, можно еще и под суд угодить! Спасибо!..."4. КРУЖКИ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ" - ха-ха-ха!!! 44000 школы в России! Кто такие кружки будет вести?! 3D принтеры? Не смешите! Сельские школы их не увидят много лет, точно! А оснащать кружки снова будут сами учителя, как это часто делается....."5. СТИПЕНДИИ ПОДНИМУТ" - круто! Теперь студенты могут на булку хлеба больше купить...... А это изменение - "6. СТАНЕТ БОЛЬШЕ ПСИХОЛОГОВ", вызывает бурю возмещения. Сначала всех психологов и социальных педагогов сократили, а теперь их штат будут расширять! Если НОЛЬ умножить на любое число, то НОЛЬ и будет. Директора всех школ головы ломают, как сократить ставки в этом году! Сливают классы и убирают консультации для выпускников, "домашников" сажают в аудиторию! Родители детей-инвалидов в шоке!....."7. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ" - учить деток правильно вести себя в магазине - замечательно! Удивительно, как мы выросли без таких уроков? Конечно, мы иногда путались в советских рублях, американских долларах, дойчмарках и йенах с французскими франками, но теперь современные дошколята поймут, что такое ЕВРО и китайский юань! И еще до школы научатся пересчитывать курс канадского доллара к австралийскому. Осталось выдать по пачке банкнот иностранной валюты воспитателям.......ЭПИЛОГ "ЧТО ОСТАНЕТСЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ"- да не вытянет Россия повсеместно электронные учебники! Как эксперимент в передовых и оснащенных школах - да, но в деревушках, горных аулах и далеких сибирских селах, где интернет в дифиците, рады, что бумажные есть, и то не всегда и всем хватает, не смотря на то, что Президент обязал обеспечить детей учебниками. Нет, НЕ ХВАТАЕТ! В этом году нас официально предупредили, что учебников закупили мало, т.к. выделили копейки! Даже на ФГОСы не хватает. Очень дорогие! Уже молчу про методическую литературу, которая покупается за счет личных средств. Прекрасно, что 3-й экзамен ЕГЭ только на стадии обсуждения! ИТОГО: ....
Что ждёт школьников, студентов, родителей и учителей в 2017/2018 учебном году

Новый учебный год толком не успел начаться, а всем уже интересно, что же изменилось или изменится. Что ждёт колледжи, когда появится обязательный устный экзамен по русскому, на сколько повысится студенческая стипендия и, конечно, что будет с ЕГЭ - об этом и не только рассказывает директор московской школы № 444 Павел Северине.

1. Возвращение астрономии

Да-да, она всё-таки возвращается. Учебники уже напечатаны, заканчивается переподготовка учителей. В 10 и 11 классах астрономию будут преподавать не менее 35 часов в год (это один-два урока в неделю). В качестве отдельного предмета для сдачи итоговой аттестации астрономии пока не будет, но всероссийские проверочные работы по ней проведут.

2. Обязательный устный экзамен по русскому языку в 9 классе

Он станет основанием для допуска к государственной итоговой аттестации в 9 классе так же, как сочинение в 11-м. Сначала устный экзамен по русскому протестируют в отдельных регионах и только потом введут по всей стране.

3. Факультативы по кибербезопасности, основам предпринимательства и финансовой грамотности

На занятиях по предпринимательской деятельности детям расскажут о том, как начать собственный бизнес. Причём сделают это представители бизнес-сфер. Кроме предпринимательства, школьников будут учить финансовой грамотности - это продолжение прошлогоднего проекта, который курирует ЦБ России. Это как раз то самое приближение к реальной жизни, которого ждут от школы родители. Сейчас необходимо понимать, какие возможности и какие риски несёт в себе современный финансовый рынок, каким инструментами надо воспользоваться для приумножения капитала и чем опасны микрокредиты. По курсу уже есть учебники. И самое полезное: уроки кибербезопасности, на которых детям объяснят, как защитить личную информацию, фотографии и пароли.

4. Бесплатные кружки в школах

По мнению Ольги Васильевой, школьных факультативов должно быть как можно больше. Поэтому в новом учебном году в каждой школе откроется минимум пять бесплатных кружков: литературный, научно-технический, спортивный, музыкальный и, конечно, шахматы.

5. Предметов по выбору для сдачи ЕГЭ станет больше

ЕГЭ остаётся с нами (на радость выпускников из регионов) и будет совершенствоваться. С 2018 года предметы по выбору может пополнить китайский язык. А ещё, возможно, по итальянскому и японскому языкам.

6. Изменится аттестационная комиссия ЕГЭ

Изменения начнут вводить с 2018 года, и в основном они коснутся работы апелляционных и конфликтных комиссий. Варианты КИМов (контрольно-измерительных материалов) будут печататься сразу в экзаменационной аудитории. Никто, включая членов комиссий и наблюдателей, не сможет иметь доступ к окончательным вариантам билетов. Не исключено и то, что бланки с ответами также будут сканироваться на месте. Подробнее об изменениях в ЕГЭ-2018 читайте здесь.

7. Тестирование учителей по обязательным предметам

Тестировать будут учителей математики и русского языка. С сентября проверка пройдёт в 15 регионах России. По её результатам можно будет сделать выводы и спланировать дальнейшую работу педагогов.

8. Запуск проекта «Российская электронная школа»

В этом году стартует проект «Российская электронная школа». На неё возлагают большие надежды: обещают, что на этой онлайн-площадке будет почти всё, что может пригодиться педагогу в работе. Это и методички по составлению и ведению уроков, дополнительные модули по предметам, виртуальные музеи, библиотеки и ещё много полезного.

9. ФГОС наполнят содержанием

Это означает, что теперь в новых образовательных стандартах будет конкретно указано, что ребёнок должен знать по каждому предмету с 1 по 9 класс. По словам министра образования, стандарты не должны быть пустыми и расплывчатыми. Сейчас подходит к концу разработка практически всех предметных концепций для школы.

10. Изменение системы управления школами (создание единого образовательного пространства)

Школы постепенно выйдут из муниципального подчинения. Теперь не муниципальная, а региональная власть будет управлять кадрами и отвечать за единую содержательную часть программы. Это делается для того, чтобы при переезде в другой город ребёнок смог без проблем продолжить учиться на новом месте, а для этого в программе школ не должно быть существенных отличий.

11. Развитие среднего профессионального образования

Для этого запущен проект «Рабочие кадры для передовых технологий», который курирует Минобрнауки. C нового учебного года тысяча колледжей в 73 регионах России начнёт готовить студентов по новым стандартам среднего профессионального образования, разработанного агентством WorldSkills. Это 50 профессий, связанных с самыми разными технологиями: работа с новым оборудованием и технической документацией. Кроме того, студент половину учебного времени будет проводить непосредственно на производстве и активно учить иностранный язык.

12. Онлайн-курсы в университетах вместо обычных

Цель проекта «Современная цифровая образовательная среда» в том, чтобы вузы могли включать онлайн-курсы в свои образовательные программы и ставить за них реальные зачёты. В ближайшие два-три года проект должен охватить значительную часть направлений подготовки бакалавриата и магистратуры. А к 2025 году на открытых онлайн-курсах (если всё пойдёт по плану) будут учиться аж 11 миллионов человек.

13. Повышение стипендий

Студентам с 1 сентября 2017 года повысят стипендию. Все российские вузы подписали соглашение об индексации стипендий на 5,9%. По словам директора департамента финансов Минобрнауки, индексация стипендий будет и в 2018–2019 годах. В 2018 - на 4,8%, в 2019 - на 4,5%.

2018 - год начала изменений системы Российского образования

Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева предложила на 2018 год целый ряд новшеств, способных значительно скорректировать стандарты образования в Российской Федерации.

◑ Изменения в системе образования в 2018 году.

Перед тем, как перечислить, что нас ждет в 2018 году, начнем с того, что по целому ряду показателей наша система образования не соответствует поставленной перед ней задаче. Необходима постоянная ее коррекция, позволившая бы довести образовательный процесс до совершенства.

Так, если взять длящуюся уже несколько лет реформу выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, никак не получается построить ее так, что бы полностью исключить фактор внешнего влияния на оценку знаний ученика.

Одни и те же вопросы на ЕГЭ дают совершенно разные результаты по количеству баллов в разных регионах страны. Например, в некоторых кавказских регионах 3 года назад ученики получили в среднем на 10-15 баллов больше по предмету "русский язык", чем их Московские сверстники. После проведенной проверки был выявлен целый ряд нарушений в проведении экзаменов, следствием которых и был такой результат.

В сфере высшего образования, так же наблюдаются большие проблемы. На проведенной недавно пресс-конференции посвященной итогам 2017 года, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов обратил внимание, что 94% выпускником наших вузов не могут работать по специальности, вследствие отсутствия необходимых знаний .

Радикальная реформа системы образования в России назрела уже давно и вот сейчас, с подачи Министерства образования РФ, начинаются первые шаги в этом направлении.

Нововведения в системе образования 2018 года.

Новые предметы – шахматы и астрономия

Самые неожиданные решения - это планы Министерства образования ввести в школах уроки шахмат в начальных классах, а для более взрослых школьников шахматы войдут в дополнительные образовательные программы. Нет сомнения, что эта уважаемая игра принесет пользу для общего развития детей (лишь бы на это хватило время)

Астрономия в школьной программе в большинстве школ уже присутствует и основной вопрос – будет ли введен ЕГЭ по астрономии? Как заявила Ольга Васильева, единый государственный экзамен по этому предмету в ближайшее время вводить не будут.

В обучение будущих учителей будет внесен дополнительный предмет

Не обошли стороной и подготовку специалистов в педагогических вузах . Все студенты, получающие педагогическое образование, ждет дополнительный предмет – основы дефектологии. Педагогов - дефектологов будут готовить не только для работы в образовательных учреждениях, но и социальной сфере и здравоохранении.

Также, большое внимание уделено созданию программ подготовки и переподготовки тьюторов, ассистентов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Тьютор (от английского tutor) – учитель, воспитатель, наставник, личный куратор ученика. Тьютор служит связующим звеном между преподавателем и учеником, главная его цель – сопровождение и качественное обеспечение индивидуального обучения детей детсадовского возраста, школьников, студентов. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу.

Для выпускников колледжей введен еще один выпускной экзамен

Помимо стандартных испытаний, которые проходят выпускники колледжей и техникумов для получения диплома, будет веден еще один дополнительный экзамен – демонстрационный. Его целью является показать, как они научились применять свои знания на деле. В 2018 году более 14 тысяч студентов учреждений среднего профессионального образования из более десятка российских регионов в сдадут этот экзамен.

Увеличение количества "опорных" вузов

В настоящее время основными центрами притяжения абитуриентов являются крупные города такие как Москва и Санкт-Петербург. Это создает определенные неудобства абитуриентам, вынужденным ехать "за тридевять земель" для поступления в вуз.

Решено, что в 2018 году в стране откроются свыше 50 опорных вузов , которые станут "центрами роста" науки и высшего образования.

Главные цели опорных вузов – удержать в регионах талантливых абитуриентов, а также создать оптимальные условия для социально-экономического развития регионов.

После присвоения пятидесяти одному вузу статуса "опорного" ожидается, что в Москву и Санкт-Петербург будет значительно снижен поток абитуриентов, а выпускники предпочтут получать образование и строить карьеру в своих регионах.

Будет возобновлена программа льготного кредитования образования

Кредит на образование - это целевой банковский займ, который выдается для оплаты обучения в любом заведении, будь то колледж, техникум, вуз и т.д. Отличительной особенностью такого займа является низкая ставка, возможность отсрочки платежей на несколько месяцев или лет, льготный период возврата задолженности. В большинстве случаев банки не требуют подтверждение платежеспособности клиента, поскольку кредит выдается не только совершеннолетним гражданам РФ, но и выпускникам, только что закончившим школу.

Это одна из самых главных и позитивных новостей для абитуриентов и их родителей, которая значительно расширит возможности получения высшего образования. Напомним, что ранее программа льготного образовательного кредитования в России успешно функционировала с 2010 года, но была временно приостановлена в начале 2017 года. В конце 2017 года Ольга Васильева заявила, что уже осенью 2018 года программа будет "разморожена".

Согласно новому проекту, банки имеют право устанавливать любую процентную ставку по образовательному кредиту для заемщика, но она не должна превышать 7%.

Продолжение на второй странице


В новых государственных стандартах (педагоги поймут, о чем речь), впервые прописаны нормы знаний, то есть то, что должен знать каждый ученик с 1 по 9 класс по каждому предмету. В октябре министерство образования подготовит и нормы для 10 – 11 классов.

Очень серьёзно подошла министр к выбору школьных учебников, их количество должно резко сократиться, но вот как будет состоять дело с содержанием учебников, иногда вызывающее оторопь у родителей, пока неизвестно.

Госпожа Васильева приняла решение вывести школы из муниципального подчинения. А это значит, что теперь региональная власть будет управлять образовательными кадрами и отвечать за единую часть программы. То есть, возможно сокращение управленцев в образовании и зарплата учителей станет более прозрачной. Но это в идеале.

И примут участие в этом пилотном проекте 17 субъектов. Войдет ли в это количество Ставропольский край – пока неизвестно.
В этом учебном году во всех школах России в 10 – 11 классах вводится новый предмет – астрономия. Вести его будут преподаватели физики. Введение предмета планируется в январе 2018 года. Интересно, часы для астрономии будут «отобраны» у физики? Уже сейчас больше половины школьников изучают этот предмет по учебникам "базовой физики", в которых по сравнению со старыми учебниками "меньше формул".

С 2020 года для 9 – классников станет обязательным экзамен по иностранному языку, а для 11 классов - с 2022 года.

От кабинета министра поступило и ещё инновационное предложение - введение внеурочных занятий по предпринимательской деятельности. И обязательные для каждой школы 5 кружков разной направленности. А пусть дети не бродят по улицам, а получают дополнительные знания – по музыке, шахматам и т.д.
В девятом классе должен добавиться устный экзамен по русскому языку. Он станет допуском к госэкзамену. И еще одно новшество: с 2020 года все школы будут сдавать экзамен по истории.

Что касаемо излюбленного вопроса для всех россиян – ЕГЭ – то его отменять не будут: «ЕГЭ - это мощный социальный лифт, который позволяет детям из Сибири, с Дальнего Востока и забытых богом окраин поступать в лучшие вузы страны. В московских университетах сейчас примерно 65% студентов - из регионов, и 35% - москвичи...» - заявила Ольга Васильева.

Есть радостная новость и для студентов – с сентября 2017 года стипендия будет проиндексована на 5,9%.

Однако, многие аналитики подвергли жесткой критике доклад министра образования – школьные учителя завалены грудой ненужных отчетов, которые не позволяют полностью заниматься учебным процессом. Обесценивает российское образование и придание ему статуса услуги.

30 августа 2017 года министр О. Васильева проведет Общероссийское родительское собрание с участием родителей, учителей, а также представителей общественности, которых волнуют перспективы развития системы школьного образования.

Задать вопрос напрямую министру можно и всем жителям Нефтекумска на сайте Минобрнауки России – поинтересуйтесь, можно ли разгрузить, к примеру, городские школы, убрав вторую смену для малышей. Ведь в городе Нефтекумске имеется пустующее здание бывшей школы - интерната, и его можно было бы использовать в этих целях. При рачительном управлении. Детальная картинка.

Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

2018-й: пять изменений в системе российского образования

  • 62469
  • 05.01.2018

Конечно, в начавшемся году изменений в системе российского образования будет немало, но пять уже анонсированы министерством образования и науки. О них мы и напомним.

1. Появятся шахматы в школе

Высока вероятность того, что в 2018 году изучение основ шахматной игры станет обязательным для учеников начальной школы, а ученики средней и старшей школы будут играть в шахматы в рамках дополнительного образования.

«Что касается обязательного введения [шахмат - прим. ред]. Мы планируем в ближайшие два года, начиная со следующего года, с 1 по 4 класс - один час в неделю». Ольга Васильева, 10 октября 2017 года.

2. Изменится экспертиза учебников

В феврале 2018 года Минобрнауки планирует обнародовать документ, описывающий новую процедуру экспертизы школьных учебников.

«Необходимо настроить механизм государственно-профессионально-общественной экспертизы, что позволит добиться оптимального баланса разумного многообразия и реализации государственных требований, требований государственного стандарта. Я думаю, мы в ближайшее время придем к взвешенным решениям - и список учебников резко сократится, а их содержание станет более соответствовать современным и классическим представлениям о мире, науке и России». Ольга Васильева. 16 июня 2017 года.

3. Активно будут готовиться специалисты для работы с детьми с ОВЗ

Всех будущих учителей познакомят с основами дефектологии. Педагогов-дефектологов будут готовить не только к работе в системе образования, но и в здравоохранении, социальной сфере. Дефектологов для работы с малышами-аутистами, детьми с комплексными нарушениями обучат по особым программам. Кроме того, появятся программы подготовки и переподготовки тьюторов, ассистентов для детей с ОВЗ.

4. В системе СПО все выпускники будут сдавать демонстрационный экзамен

Выпускники колледжей и техникумов с 2018 года помимо дипломной работы и теоретического экзамена будут сдавать демонстрационный экзамен, ориентированный на решение практических задач. Во время этого испытания учащиеся должны будут решать практические задачи, которые будут смоделированы на основе реальных производственных условий.

«Сейчас мы хотим сделать демонстрационный экзамен частью выпускного экзамена. Хотим нормативно это закрепить». Ольга Васильева. 15 ноября 2017 года.

5. Студенты педвузов получат право вести кружки и секции для школьников

Президент России Владимир Путин поручил внести изменения в законодательство РФ, благодаря которым студенты смогут вести образовательные кружки в школах. Необходимые изменения в профстандарт педагога дополнительного образования сейчас вносятся, и есть надежда, что уже с 1 сентября 2018 года студенты, начиная с третьего курса, смогут быть руководителями кружков и секций.

Комментарии (47)

    МЕНЯ ПУГАЮТ ВСЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ВНАЧАЛЕ ИСПРАВЬТЕ ВСЁ, ЧТО ИСПОРТИЛИ!

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 9 лет

    Род деятельности : Учитель в

    Регион проживания : Башкортостан, Россия

    "список учебников резко сократится, а их содержание станет более соответствовать современным и классическим представлениям о мире, науке и России». Ольга Васильева. 16 июня 2017 года".
    Вроде министр образования! Как будто про ее суждения написано
    Ах, вижу я: кому судьбою
    Волненья жизни суждены,
    Тот стой один перед грозою,
    Не призывай к себе жены.
    В одну телегу впрячь не можно
    Коня и трепетную лань.
    Забылся я неосторожно:
    Теперь плачу безумствам дань...
    Определенно Ольге Юрьевне придется платить безумствам своим в образовании дань
    Потому как не может одновременно соответствовать содержание учебников и классическим и современным представлениям о мире
    Современная картина мира создана с одной стороны на основе классической и стало быть с ней сходна с другой стороны помимо классической в современной картине присутствуют элементы неклассической и постнеклассической картин, переплетающихся и занимающих разные уровни, в соответствии со степенью познания тех или иных областей. Без учета неклассической и постнеклассической картин современная картина будет ущербна и неполна

    Новая картина мира только формируется, она еще должна обрести универсальный язык, адекватный Природе. И. Тамм говорил, что наша первейшая задача – научиться слушать природу, чтобы понять ее язык. Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкновенно сложна и одновременно проста. Ее сложность состоит в том, что она может поставить в тупик человека, привыкшего мыслить классическими представлениями с их наглядной интерпретацией явлений и процессов, происходящих в природе. С такой точки зрения современные представления о мире выглядят в какой-то мере ”безумными”. Но, тем не менее, современное естествознание показывает, что в природе реализуется все, что не запрещено ее законами, каким бы безумным и невероятным это ни казалось. В то же время современная картина мира достаточна проста и стройна, поскольку для ее понимания требуется не так много принципов и гипотез. Эти качества ей придают такие ведущие принципы построения и организации современного научного знания, как системность, глобальный эволюционизм, самоорганизация и историчность.

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 3 года

    Род деятельности : Преподаватель в

    Регион проживания : Москва, Россия

    Эти "изменения" реально ничего не решают.
    "Пар в свисток"

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 12 лет

    Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания : Смоленская область, Россия

    По поводу шахмат, вероятно, министр общалась с ректором нашего университета))))
    У нас уже 18 лет как студенты педагогического факультета обязательно изучают шахматы (как часть предмета физическое воспитание). И бесполезно доказывать, что для каждой игры нужны определенные способности.
    По поводу остальных новшеств лучше промолчу. Как говорится - благими намерениями......
    Столько "хорошего " в образование внедряют, а становится почему то все хуже.

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 2 года

    Род деятельности : Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания : Республика Крым, Россия

    • Дело не только в способностях. Славно на бумаге, да забыли про овраги. Введение шахмат в массовом порядке - это БОЛЬШАЯ МАХРОВАЯ ПРОФАНАЦИЯ. Знаю на практике. В тех школах, что ввели, дети просто играют. И даже дело не в том, что, как правило, не все. Играют как в крестики-нолики, без анализа игры, без решения задач.
      А что, кто-то тренеров пришлёт? Кто-то будет учитывать систему рейтингов? Кто-то устроит рейтинговые соревнования? Кто-то задачники напишет? НЕ СМЕШИТЕ.
      Потому что никто ни не будет вводить школу шахматной игры, быть может без пары-тройки исключений на всю страну. Все. Считать, что от этого дети "разовьются" может только очень-очень далекий от школы человек.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 7 лет

      Род деятельности : Иное

      Регион проживания : Новосибирская область, Россия

      А почему "шахматы"?
      "Шахматы на флоте - это вторая по интеллекту игра после перетягивания каната"...
      А куда ушли ранее введенный теннис?
      А где Дзюдо?

      И, надеюсь, "вводить" будут после мартовских выборов?
      А то, кто его знает, какой вид спорта предпочитает Собчак?
      Спортивные танцы у храмов, или литробол?
      Проблема.... для МинОБРА.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 12 лет

      Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания : Смоленская область, Россия

      Наплодили в школу якобы психологов, способных только тестировать, теперь наплодим полуграмотных шахматных тренеров, или привлечём худо-бедно играющих пенсионеров. А, может, учителей младших классов обяжем научиться? Чтобы что-то купить, нужны деньги, а чтобы чему-то учить, нужны учителя. Час в неделю- смешно. Любой профессиональный тренер такому "раз в неделю" посмеётся. Да и у родителей новая забота, кроме уроков ещё и в шахматы играть- как без домашних посиделок за час в неделю разобраться? Ещё один репетитор-сосед? Нет, такие вещи только на факультатив для желающих, а вот как заинтересовать, чтобы детям хотелось играть, пойти на факультатив, другое дело. Но что творится! Есть ли наверху профессионалы от педагогики (Манилова вспомнила)? Что-то страшно стало совсем за образование.

      Статус в сообществе : Конфиденциально

      На сайте : 1 год

      Род деятельности : Конфиденциально

      Регион проживания : Конфиденциально

      Вопрос очень не простой, например, одни классические знания утратили свои позиции навсегда, так как появились новые инструменты, с другой стороны принципы по ряду направлений сохраняются, но их целесообразно перенести на новый уровень представления. Например, в геометрии пора перейти от классического решения задач и доказательств на уровень векторно-матричного исчисления, расширить программу путем создания структуры в виде дерева, где должна появиться новая ветвь - четырехугольники. Оказывается можно решать задачи, используя принцип достаточности условий решения задания, если условие выполняется, то переходить к решению, например, определить все параметры четырехугольника по 4 сторонам и одному из углов, это для четырехугольника, у которого нет равных и параллельных сторон. Ученик должен найти все углы, биссектрисы, медианы и высоты, а также любые отрезки на сторонах, заданные отношением, например: 3:2. Дать координаты любой точки лежащей внутри фигуры, если она, например, является центром тяжести при различных условиях, таких, когда внутри имеются пустотелые окружности радиусом n. Чтобы в 21 веке работать с 3D печатью из любого материала надо знать геометрию на подобном уровне. А по прогнозам это будет одной из самых востребованных технологий, речь идет о производстве любых деталей по месту требования, будут передаваться только технологии, а производство необходимо перенести максимально близко к потребителю. Это устойчивый тренд развития современного производства. Часто необходимо разрабатывать условия на месте с учетом данных заказа по изготовлению уникальных и сложных деталей. Основная работа ляжет на плечи техников, вот где будет необходим высокий уровень знаний. В настоящий момент нужны серьезные изменения математической подготовки на уровне подготовки в колледжах, а еще лучше в старших классов школы.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 2 года

      Род деятельности : Иное

      Регион проживания : Московская область, Россия

      С шахматами все не так просто, сегодня дети прекрасно их осваивают в кружках с 7 - летнего возраста, но программы, которые сегодня используются претерпели сильное изменение со времен советской школы. Хожу на занятия с сыном, но сам учился совершенно по другой программе. Сегодня упор сделан на миттельшпиль, а раньше изучали эндшпиль, и только потом шли дальше. В итоге наблюдаешь позиции, когда не хватает простейшей техники оценки позиций в типовых окончаниях. Все это на определенном этапе становится тормозом в развитии шахматиста. Россия обладает самой сильной шахматной школой в мире, поэтому подобные метаморфозы вызывают удивление. Почему шахматная федерация не обращает на это нужного внимания. Считаю, что важно привлечь чемпионов мира разных лет при разработке программы по шахматам, если их будут преподавать в школе. Оценка позиции в шахматной партии должна приучать к глубокому анализу, который будет полезен любой творческой личности.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 2 года

      Род деятельности : Иное

      Регион проживания : Московская область, Россия

      • Виктор, на "Считаю, что важно привлечь чемпионов мира разных лет при разработке программы по шахматам, если их будут преподавать в школе. Оценка позиции в шахматной партии должна приучать к глубокому анализу, который будет полезен любой творческой личности."

        Пример Каспарова показывает, что шахматы не имеют ничего общего с "глубоким анализом, который будет полезен любой творческой личности". Шахматы учат только азам логического мышления, не более. А когда кто-то застревает на азах, его развитие останавливается. Например, концентрация на таблице умножения и знание её в расширенном варианте, для чисел от 1 до 100, а не от 1 до 10, не даёт ничего полезного для развития, а лишь вредит ему. Не случайно Резерфорд не принимал на работу в свою лабораторию любителей шахмат - как неспособных к творческому мышлению.

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 9 лет

        Род деятельности : Преподаватель в организации высшего образования

        Регион проживания : Санкт-Петербург, Россия

        Ваш пример с Резерфордом не показателен, приведу контрпримеры, Королеву астрологи говорили нельзя делать операцию в выбранный им период, тот все же не послушал, он умер на операционном столе при проведении стандартной операции. Ошибаются все, Ленин тоже был противником шахмат, его мнение почти совпадает с вашим. Итог, Ленин, как политик, построил государство на коммунистических идеях методами жесточайшего подавления прав личности, его декларация передачи земли тем, кто ее обрабатывает так и не была реализована за 74 года власти компартии, даже спустя столетие мы не реализовали это на практике. В тоже время Ленин как философ сделал величайшие открытия в теории познания. Карл Маркс оказался самым большим знатоком математики, он создал труд по математике, который не имеет аналогов, за последние пять лет жизни он прочитал все математические первоисточники в Европе(остальной мир отдыхал) на разных языках, систематизировал их и издал работу, которая даст 100 очков вперед абсолютному большинству учебников по математике в высшей школе. Но весь мир читал только его труды по марксизму, который привел нас в тупик. Человеку свойственно ошибаться. Не так давно читал о школьнике, который учился с сыном в одной школе на год раньше, в 7 классе он выиграл чемпионат района по шахматам среди молодежи, спустя два года в 9 классе стал призером на международном физико-математическом конкурсе.

        Шахматы развивают усидчивость и дают практику поиска новых решений. Давайте посмотрим на школьную программу по математике на уровне 9 класса, там все еще царят треугольники, хотя не добавляя никаких новых знаний можно перейти к теории многоугольников, т.е. решать задачи творческого плана по геометрии уровня 26 задачи из ОГЭ(математика) по шаблону. Кто из педагогов высшей или средней школы дал подобное решение? М.Арест написал по моей просьбе (сын учится в 9 классе) для 26 задачи(математика) использование сократовского метода с параметрами, т.е. любой желающий может создавать задачи и решать их. Кроме того, если использовать теорию многоугольников, то можно решать любую задачу методом от обратного. Зная величины сторон можно получить любые параметры многоугольника, получив формулы связей биссектрисы, медианы или высоты, остается только подставить значения сторон в формулы. А что делают наши школьные педагоги, которых за сто лет после революции 1917 выпустили в России, они просто дуют в уши информацию, которая написана в школьном учебнике. Кто развивает из них элементарные знания - НИКТО! Преподаватели высшей школы - опять НИКТО! Посмотрите на бывшего преподавателя высшей школы - нашего премьер министра сколько ляпов допустил уважаемый человек, которые отсидел срок в президентском кресле. А о многих его ляпах не знает общественность, но знают профессионалы, обслуживающие крупный бизнес. Главная ошибка президента - это отсутствие появления новых креативных людей в его команде с опытом работы на производстве, а еще лучше с опытом работы в наукоемком производстве. Я не пишу о преступниках из числа министров, но такие личности как Мутко, Чубайс являются серьезным тормозом в развитии страны. Вся страна не понимает в чем же ценность этих незаменимых людей?

        Знакомишься в общении с работами зарубежных университетов технического профиля и сравниваешь работы студентов из-за рубежа и преподавателей бауманки и мифи(ведущих инженерных вузов страны) и видишь, что работы отечественных преподавателей проигрывают работам иностранных студентов, все это приводит к снижению оценки уровня отечественного образования.

        Ляпы в учебно-методических пособиях продолжаются. ОГЭ-2018 Физика 30 тренировочных вариантов. Вариант 11 вопрос 6. Ответ: 23, Но 3-ий вариант ответа: "Начальная координата тела 2 меньше нуля." А прямая графика 2 выходит из начала координат. Подобная чушь написана и в 19 вопросе 11 варианта, там утверждается, что ток идет от минуса к плюсу. Интересно кто-нибудь отвечает за качество подобных пособий в очень маленькой стране России(создается впечатление, что нет людей для проверки - уж очень маленькая страна). Устранение контроля качества учебных пособий разрушает образование. Здесь работает метод управленцев экономии на всем даже в ущерб делу. Поэтому этот принцип приводит к взрывам ГРЭС(Саяно-Шушенская - там экономили на обслуживании и ремонте). Дилетантизм в управлении возведен в ранг государственной политики. В управлении сегодня лидируют услужливые дилетанты, а упрямых профессионалов, которые пытаются отстаивать истину выставляют вон, это реальный факт на моей последней работе. Директора завода уволили и на его место назначили нового - юриста, который ничего не понимает в технологии производства. Главное, что новый директор согласился отдать миллиарды предприятия вышестоящей организации за назначение на новую должность.

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 2 года

        Род деятельности : Иное

        Регион проживания : Московская область, Россия

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 9 лет

        Род деятельности : Преподаватель в организации высшего образования

        Регион проживания : Санкт-Петербург, Россия

        А жаль, что Монахова не интересуют проблемы изучения физики. Как раз в конце об этом подробно написано. Вот это самое страшное, потому и развиваемся через пень-колоду. Если человека, который позиционирует себя, как педагога близкого к вершине пирамиды по изучению физики в стране не интересуют проблемы физики. А остальным еще меньше надо, министерству не досуг, а тем кто внизу неохота. Всем все по барабану. О каком подъеме образования можно говорить?

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 2 года

        Род деятельности : Иное

        Регион проживания : Московская область, Россия

        "Дальше не стал читать."
        А зря не читаете дальше. Узнали бы, что если бы играли в шахматы, то не было бы пренебрежения к физике, и потому не взорвалась бы Саяно-Шушенская ГЭС.
        А почему бы помимо шахмат не учить в обязательном порядке играть в нарды и калах?
        Вот уж точно, обогнали бы весь мир в развитии новых технологий.

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 10 лет

        Род деятельности : —

        Регион проживания : Москва, Россия

        Да, Александр, уж точно, обогнали бы весь мир в развитии новых технологий.

        Говорил, ломая руки, краснобай и баламут
        Про бессилие науки перед тайною Бермуд.
        Все мозги разбил на части, все извилины заплел,
        И канатчиковы власти колят нам второй укол.

        Владимир Высоцкий: Письмо в Редакцию

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 9 лет

        Род деятельности : Преподаватель в организации высшего образования

        Регион проживания : Санкт-Петербург, Россия

        Как правильно заметил господин Горячев, что если пойти от шахмат к развитию технологий, то очень многое было бы по другому. Для этого надо читать историю развития искусственного интеллекта, например, о создании программы "Пионер" многократным советским чемпионом мира по шахматам доктором технических наук Михаилом Моисеевичем Ботвинником, который создал программу "Пионер", которая начиналась как электронный шахматный мастер.
        М. Ботвинник и его программа "Пионер" для планирования и управления экономикой.
        http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=64:3469
        Данная программа позволяла управлять экономикой СССР, чтобы исключить распад страны. После отказа чиновников Госплана от ее применения, на ней была рассчитана дата распада СССР. Прогноз сбылся с невероятной точностью. Рекомендую почитать, чтобы восполнить данный пробел значения шахмат в истории развития искусственного интеллекта. А то пока вижу, что народ начитан, мягко говоря, слабо. Господин Монахов считает некоторые вещи, которые физика объяснить не может лженаукой, но это его личное мнение и не больше. Не надо судить о том, если не понимаешь внутренних механизмов происходящих событий.

        "для квантовой частицы нельзя одновременно точно определить значения ее координат и импульса и не имеет смысла говорить о движении частицы по определенной траектории, можно определить только вероятность нахождения частицы в данной точке в данный момент времени, которая связана с волновой функцией"
        Подобная информация говорит о том, что физика не дает ответ на все вопросы.

        Если господин Монахов не верит в бога, против преподавания религии в школе, то это не значит, что все не верят в бога. Например, можно прочитать: лауреат Нобелевской премии по физике 1954 г. «Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом».
        И он не один - их более 50 нобелевских лауреатов, верящих в бога. Надо полагать, они не самые глупые на этой планете. Это достаточно просто найти в интернете.

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 2 года

        Род деятельности : Иное

        Регион проживания : Московская область, Россия

        Не вижу ничего плохого в предлагаемых изменениях.
        1. Шахматы в 1-4 классе - это полезно и интересно. Развивает основы логического мышления, дисциплинирует. Вот в более старшем возрасте это уже на любителя. Впрочем, возможно, в 1 классе это рано, а в 4 классе уже слишком много.
        2. Новая процедура экспертизы школьных учебников - всё зависит от того, как сделают. Как известно, благими намерениями...
        3. "Активно будут готовиться специалисты для работы с детьми с ОВЗ" - ну, для начала неплохо бы обычных учителей хорошо готовить. И дать им возможность нормально работать. И восстановить и коррекционные группы, и школы здоровья, и т.п. Зачем их разрушали? А так - конечно, планов громадьё.
        4. "В системе СПО все выпускники будут сдавать демонстрационный экзамен" - это, в принципе, правильно. Но вот оборудование в техникумах современное? Или времён сталинской индустриализации? И демонстрировать будут, как в анекдоте, "с помощью ломика и какой-то матери"?
        5. "Студенты педвузов получат право вести кружки и секции для школьников" - это без вопросов правильно.

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 9 лет

        Род деятельности : Преподаватель в организации высшего образования

        Регион проживания : Санкт-Петербург, Россия

        • Вот студенты, да и не только, ведущие кружки и секции в школе - здорово, но и шахматы также на факультативной основе приживутся, а как обязательный предмет- сомнительно и не нужно, как я думаю. Вот шахматных кружков в школах практически нет, так с этого(кружков) и надо начать, посмотреть на отдачу, временные затраты для освоения, да и методики для обучения всех и быстро не существует,а если у ребёнка не будет продвижения (час в неделю!), то будет это обучение очередной для него мукой.