Начало проведения подушной переписи при петре. Подворные переписи. Программы земских подворных переписей

ВЕРБОВКА И НАБОР.

Вольница и холопство были самыми усердными поставщиками новобранцев, когда начала формироваться регулярная армия. Из этих классов преимущественно набирался первоначальный рядовой персонал гвардейских полков, потом уже получивший шляхетский состав. Для их комплектования Петр даже нарушил крепостное право: боярским холопам разрешено было поступать в них без согласия господ. Из тех же классов преимущественно составились и новые полки, двинутые под Нарву в 1700 г. Перед тем указано было брать в солдаты отпущенных на волю холопов и крепостных крестьян, оказавшихся по освидетельствовании годными к военной службе. Князь Б. Куракин в своей летописной автобиографии записал, что тогда "сказана всякому чину воля, кто хочет в солдаты идти, коли хочет, тогда поди, и многие из домов шли"; тогда же снаряжался балтийский флот; потому "кликали в матросы молодых ребят и набрано с 3000 человек". Так разрежалась густая масса лишних людей в закосневшем от недостатка работы обществе. Чистка была основательная: из десятков тысяч этих боевых охотников едва ли кто воротился домой, лучше сказать, в прежнее бездомное состояние; кто не успел пуститься в бега, все полегли под двумя Нарвами, под Ригой, Эрестфером, Шлюссельбургом, а более всего от голода, холода и повальных болезней. Когда установились периодические рекрутские наборы, они захватили не только тяглых людей, городских и сельских, но и дворовых, гулящих, церковников, монастырских служек, даже подьячих. Так в государственный строй вводилось дотоле чуждое ему начало - всесословная повинность.

Подушная перепись была другим и еще более сильным средством упрощения общественного состава. Самое производство ее довольно характерно, ярко освещает приемы и средства преобразователя. Когда с завоеванием Лифляндии, Эстляндии и Финляндии стало ослабевать напряжение Северной войны, Петру пришлось подумать о постановке созданной им регулярной армии на мирную ногу. Эту армию и по окончании войны надобно было держать под ружьем, на постоянных квартирах и на казенном содержании, не распуская по домам, и нелегко было придумать, куда с ней деваться. Петр составил мудреный план расквартирования и содержания своих полков. В 1718 г., когда на Аландском конгрессе шли мирные переговоры со Швецией, он дал 26 ноября указ, изложенный по его привычке первыми словами, какие пришли ему на мысль. Первые два пункта указа с обычным торопливым и небрежным лаконизмом законодательного языка Петра гласили: "Взять сказки у всех, дать на год сроку, чтоб правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола, объявя им то, что кто что утаит, то отдано будет тому, кто объявит о том; расписать, на сколько душ солдат рядовой с долею на него роты и полкового штаба, положа средний оклад". Далее столь же неясно указ предписывал порядок своего исполнения, стращая исполнителей конфискациями, жестоким государевым гневом и разорением, даже смертной казнью, обычными украшениями законодательства Петра. Этот указ задал суетливую работу губернским и сельским управлениям, как и землевладельцам. Для подачи сказок о душах назначен был годовой срок; но до конца 1719 г. сказки поступили лишь из немногих мест, и то большею частью неисправные. Тогда Сенат командировал в губернии гвардейских солдат с предписанием заковать в железа собиравших сказки чиновников и самих губернаторов и держать их на цепях, никуда не выпуская, пока не пошлют в учрежденную для переписи в Петербурге канцелярию всех сказок и составленных по ним ведомостей. Строгость мало помогла делу: подача сказок еще продолжалась в 1721 г. Замедление происходило прежде всего от трудности понять сбивчивый указ, который потребовал целого ряда разъяснений и дополнений. Сперва его поняли так, что он касается только владельческих крестьян; но потом велено было заносить в сказки и дворовых, живших в деревнях, и потребовали дополнительных сказок. Явилась другая помеха: чуя, что дело ведет к новому тяжелому налогу, владельцы или их приказчики писали души не сполна, "с великой утайкой". К началу 1721 г. раскрыто было более 20 тысяч утаенных душ. Воеводам и губернаторам велено было личным объездом на местах проверить поданные сказки. Св[ященный] Синод призвал к содействию этой проверке, ревизии, приходское духовенство, обещая ему за покрытие утайки лишение мест, сана, имения "и по беспощадном на теле наказании каторжную работу, хотя б кто и в старости немалой был". Наконец при помощи строжайших указов, пыток, конфискаций, которыми смазывали ржавые колеса правительственной машины, к началу 1722 г. насчитали по сказкам 5 миллионов душ. Тогда приступили к исполнению 2-го пункта указа 26 ноября, "к раскладке войска на землю", к расписанию полков по душам, которые должны были их содержать. Раскладчиками посланы были в 10 переписанных губерний 10 генералов и полковников с бригадиром. Полки предположено было разместить на "вечные квартиры" поротно, особыми слободами, не расставляя их по крестьянским дворам, для предупреждения ссор хозяев с постояльцами. Раскладчик должен был созвать дворян своего округа и уговорить их построить эти слободы с ротными дворами для офицеров и с полковыми для штаба. Новая беда: раскладчикам велено было предварительно проверить душевые сказки. Это была вторичная ревизия сказок, и она открыла огромную утайку душ, доходившую в иных местах до половины наличных душ. Первоначально сосчитанной сказочной цифрой в 5 миллионов стало нельзя руководиться при разверстке полков по душам. Петр и Сенат обращались к помещикам, приказчикам и старостам с угрозами и ласками, назначали сроки для исправления сказок, и все эти сроки пропускались. Притом сами ревизоры по неясности инструкций или по неуменью понимать их путались в сортировке душ. Недоумевали, кого писать в подушный оклад и кого не писать, и тормошили правительство запросами, да и точных сведений о наличном составе армии у них не было в руках, и только в 1723 г. догадались собрать справки об этом. Однако ревизорам наказано было "всеконечно" кончить свое дело и вернуться в столицу к началу 1724 г., когда Петр указал начать подушный сбор. Никто из них к сроку не вернулся, и все заранее уведомили Сенат, что дело к январю 1724 г. не кончат; им пересрочили до марта, а правильный подушный сбор отложили до 1725 г. Преобразователь так и не дождался в шесть лет конца предпринятого им дела: ревизоры не вернулись и к 28 января 1725 г., когда он закрыл глаза.

1743 год. ПСЗ. вып.1, т.XI , с.964-977

8836 – Декабря 16.* Инструкция – посланным для учинения вновь ревизии.

По указам блаженныя и вечнодостойныя памяти, Государя Императора Петра Великаго, армейские и гарнизонные полки и Артилерия содержанием положены по переписи и свидетельству Генералитетскому, на число мужеска пола душ, с которых сбираются подушныя деньги. А ныне Военная Коллегия и Главный Коммиссариат тех подушных денег показывает многую недоимку, которой де за совершенною пустотою, и что из положенных в подушный оклад многие померли, в рекруты отданы, также и в бегах, и другими разным случаями выбыли, оставшиеся наличные за выбылых, яко бы платить не в состоянии; а по вышеписанным блаженныя и вечнодостойныя памяти, Государя Императора Петра Великаго, указам, умерших и взятых в рекруты, котрые в сказках 1719 года написаны, при Генералитетском свидетельстве из плдушного оклада выключать, а вместо того рожденных после тех сказок, в подушный оклад класть не велено; и хотя после той переписи и свидетельства, в некоторых деревнях от умерших и беглых и взятых в рекруты, некоторая убыль и имеется; но напротив того чаятельно есть, что в других деревнях новорожденных находится немалое число. Того ради Ея Императорское Величество, в присутствии в Правительствующем Сенате, слушав о том доклада, Всемилостивейше собственноручным Ея Императорского Величества подписанием указа соизволила: учинить вновь генеральную ревизию, кроме Астраханских и Уфимских Татар и Башкирцев и Сибирских ясачных иноверцев, и в Архангелогородской Губернии Лопарей, живущих на Шведской границе, которые и в прежнюю перепись в подушный оклад были не положены; а когда та вновь ревизия начата, и сколько оная продолжится, и окончана, и вновь положение учинено будет, в то во все время подушныя деньги сбирать по прежней переписи, как указы повелевают, бездоимочно, для убежания же поныне происходящих при том затруднений, и чтоб так, как то ныне чинится, в доимку положенного подушного сбора запускаемо не было, впредь ту ревизию производить через каждые 15 лет.
Того ради определенным к той ревизии Генералитету и Штаб и Обер-Офицерам поступать по нижеследующему:
1. Из Губернских и Воеводских Канцелярий, о всех написанных в подушный оклад, взять подлинныя Генералитетския книги, а которые после того в подушный оклад причислены, таклж которые из подушного оклады для всяких резонов выключены, или которыя по указам Камер-Коллегии переведены в другия уезды, о том о все подлинныя ведомости, за руками убернаторов и Воевод с товарищи.
Во всех городах и дистриктах, о Дворцовых, Синодальных, Архиерейских и монастырских вотчин, от Управителей осударственных же Черносошных крестьян, у выборных и сотских, а о помещиковых у самих, а где помещиков самих нет, то от прикащиков и старост и выборных же, а о посадских и о приписных к посадам от Магистратов и от Ратуш, також у однодворцев, у Татар и у ясячных, кои по прежней переписи в подушный оклад положены были, взять сказки, кто имены мужска пола подлинно из прежняго положения в подушный оклад померли, взяты в рекруты, и другими какими случаями невозвратно убыли, и бежали, или в какие другие места по указам Камер-Коллегии, и без указов переведены, и собою перешед, поселились; также после прежней переписи кто вновь родился, или нет ли таких, кои б в прежней переписи не написаны и в подушный оклад не положены, с показанием лет, чьи они и откуда, и давно ли в тех местах живут, також в которых селах и деревнях; ежели есть переведенные из других уездов, о тех в сказках писать именно: кто имены, и откуда переведены, и в которых годах, и по указам ли Камер-Коллегии, или собою без указов; хотя же которые люди и крестьяне отпущены с паспортами, или без паспортов, для прокормления работою, и тех в сказках писать именно ж, без всякия утайки; а о дворовых людях сказки подавать от домов, в которых писать именно же, и тех людей, которые с помещиками своими на службах, или где в других местах обретаются; а чтоб вышеписанные сказки с таким обстоятельством заранее готовили, и им Генералитету и Штаб-Офицерам, по приезде их в Губернии и Провинции, в неделю подали, о том ныне публиковано во всем Государстве особливыми печатными указами.
3. По собрании всех тех сказок Дворцовых и прочих Государевых, Синодальных, Архиерейских, монастырских, церковных и помещиковых вотчин, в селах и деревнях, всякого звания людей и крестьян, также в городах и уездах однодворцев, и прочих разночинцев, Татар и ясачных (кроме завоеванных городов и Астраханских и Уфимских Мурз и Татар и Башкирцев и Сибирских ясачных иноземцев), по тем сказкам освидетельствовать в каждом городе, селе и деревне, правдою ль те сказки поданы, и нет ли где утаенных и прописных; для чего ездить самим им, а в отдаленные и малые городы и села посылать из Штаб-Офицеров; и ежели где такие утаенные и прописные явятся, и таковых переписать вновь, только тех кто был в утайке и прописке, а вновь переписи всем не чинить, дабы тех их сказок тою переписью не перемешать, и освидетельствовать им, под тем свидетельством подписаться самим; а буде то свидетельство будет чинено через посланных от них, то тем посланным с таким подкреплением, что то свидетельство чинено право, без всякой утайки, под жестоким Ея Императорского Величества гневом и разорением, и по окончании онаго, по вышепомянутым же сказкам с прежними Генералитетскими книгами освидетельствовать же, и в которых местах что явится умерших и взятых в ректуты, и другими случаями невозвратно убылых, и переведенных, и собою перешедших в другие места, оных писать особо, а с наличными в нынешнюю перепись не писать; а наличных положенных в подушный оклад, и которые родились после переписи, и переведенных из других мест, которые в сказках написаны, и по свидетельству их явятся, и которые отпущены с паспортами на работу, и с помещиками в службах, или где в других местах, тем всем учинить перепись вновь, с показанием каждому лет; а о которых в сказках показано будет, что переведены в другие уезды, о тех писать в те места, куда переведены, а тамо по подлинному свидетельству их в нынешнюю перепись и писать, а на прежних жилищах, откуда они переведены, с наличными не писать; а сколько где таких, переведенных в другие уезды, показано будет, о том сообщать в Губернския и Воеводския Канцелярии, которым справливаться, подушныя деньги за тех переведенных на прежних жилищах, или где в других местах плачены ль; и буде на которых платежа не явится, оные взыскать на них в тех местах, где они ныне жительство имеют, им же Губернаторам и Воеводам, без всякого послабления; а из которых деревень помещики людей своих и крестьян распродали в рекруты, и для перевода в другие места, тех в нынешнюю перепись писать за тем помещиками, за кем ныне по крепостям во владении состоят, а для взыскания подушных денег, как за тех проданных, так, кои хотя людей своих и крестьян не продавали, а доимка на них показана ж, о таковых сообщать им в Губернския и Воеводския Канцелярии, которым, по вышеписанному ж во взыскании той подушной доимки, поступать по указам, без всякого упущения.
4. Которые люди и крестьяне в сказках написаны будут, или при свидетельстве явятся, кроме тех, кои после переписи родились, что они в подушный оклад нигде не положены, тех допрашивать, где они во время прежней переписи и Генералитетского свидетельства жили, и для чего в подушный оклад были не положены, и по тем допросам об них изследовать; и ещели по следствию явится, что они подлинно тех людей, у которых ныне живут, крепостные; а при прежнем свидетельстве, и после того по силе указа Ноября 16 дня 1737 года, нигде не объявлены, и в подушный оклад не написаны, о том потому ж сообщать в Губернския и Воеводския Канцелярии, которым за то на тех их помещиках, за все годы подушныя, и за рекрут и лошадей по указным складкам деньши доправить, не приемля никаких отговорок, дабы впредь от подушного оклада таить никому было не повадно, а в нынешнюю перепись написать их за теми помещиками, которым они по тех же их следствиям крепки найдутся; а которые от помещиков своих бежали до Генералитетскаго свидетельства, за чем и подушный оклад были не написаны, и из бегов к помещикам своим пришли после подушнаго оклада, тех по томуж в нынешнюю перепись написать за оными помещиками, а Губернским и Воеводским Канцеляриям подушныя деньги с помещиков взять, с того времени, как они к ним из бегов пришли, а на достальные с 1724 года, взять по разчислению лет на тех, за кем они в бегах жили; буде же явятся вольные, которые никого себе помещика не имеют, а не их крепостные, у которого ныне живут, из тех, по их желанию, кто похочет, мастеровых писать в цехи, и приписывать к посадам, а прочих кои годны будут в службу, писать в солдаты, и посылать их в Военную Коллегию; а ктож в цехах и в посаде и в службе быть не пожелает, а пожелают быть у помещиков, таковых писать за теми, к кому они в услужение идти пожелают, и кто их из платежа подушнаго оклада взять похочет; однакож по силе указа 1739 Маия 22 дня, приписывать к таким, за кем деревни есть, а за кем деревень нет, к таким не приписывать, и о тех сообщать в Губернския же и Воеводския Канцелярии, которым на прошлые годы подушныя деньги за тех вольных брать с тех, у кого они сколько времени жили; а самим им Генералитету во взыскание подушных денег не вступаться, дабы за тем в настоящем их деле помешательства не было.
5. На всех казенных и партикулярных заводах и фабриках и мануфактурах, мастеровых и работных людей переписать, и которые явятся данные им по указам и купленные, оных хотя по прежним указам в подушный оклад писать было не велено; но понеже содержатели тех заводов, фабрик и мануфактур, получают от того себе прибыль: того ради ныне всех и детей их написать с прочими наряду при тех заводах и мануфактурах; а которые явятся беглые чьи люди и крестьяне, таких высылать на прежния жилища, и велеть тем заводчикам и фабрикантам и мануфактурщикам отвездь их на своих подводах, и отдать с росписками, как публикованным сего 143 года Февраля 5 числа указом повелено, и в тех местах, куда вышлются, в нынешнюю перепись и написать; а тем держателям сказать указ с подписками, чтоб они впредь беглых людей и крестьян на те свои заводы, фабрики и мануфактуры, отнюдь не принимали, не токмо под платежем пожилых денег, но под потерянием всех своих заводов, мануфактур и фабрик.
6. При преждебывшей в 1725 году ревизии в С.Петербурге, мужеска пола душам переписи не было, и как купечество и разночинцы, так и помещиковы люди, которые в С.Петербурге живут, без съезда, никаких податей в казну не платили, к тому же не безъизвестно есть, что многие купецкие люди и разночинцы, положенные в Российских городах в подушный оклад, для торговых своих промыслов и мастерства, живут в Санктпетербурге, и записались в Санктпетербургское купечество, а на прежних своих жилищах подушных денег не платят. Того ради всех в Санктпетербурге, как купечество и разночинцев, так и помещиковых людей и крестьян, переписать, и из них 1) Сколько купецких людей, и их детей и свойственников и разночинцев, надлежащих до купечества, явится не положенных в подушный оклад, тех всех написать особо. 2) Купецких же людей и разночинцев, положенных в городах в подушный оклад, которые после того оклада записались в Санктпетербургское купечество, переписав особливо ж, взять у них сказки, на прежних жилищах подушныя деньги, рекрут и лошадей они оплатили ль, и имеют ли отписки, и те отписки освидетельствовав, сообщить об них в Главный Коммиссариат, которому справясь с теми местами, где они написаны были; ежели на которые годы за них платежа не явится, то на них велеть доправить, а впредь до будущего вновь положения, те подушныя деньги брать с них здесь в Главный Магистрат, и отсылать в оный же Коммиссариат, а на прежних жилищах в нынешнюю перепись их уже не писать, понеже они яко здешние граждане, будут жить, и в оклад положены будут здесь. 3) Купецких же людей и разночинцев, которые в Санктпетербургское купечество не записались, а имеют торговые промыслы, и живут в Санктпетербурге, переписать для ведома, и потомуж о платеже подушных денег, рекрут и лошадей освидетельствовав, отписи и данные им из городов паспорты сообщать в Главный же Коммиссариат, которому потомуж справясь с теми городами, буде за них на которые годы платежа не явится, то на них доправить же, а их самих им определенным для ревизии, выслать всех на прежния жилища; а которые на прежния жилища идти не похотят, тех писать в Санктпетербургское купечество, а мастеровых в цехи, и подушныя денги платить им в Санктпетербурге же в Главный Магистрат, а на прежних их жилищах в нынешнюю перепись их не писать. 4) Помещиковых людей и крестьян, которые сами или их отцы положены в подушный оклад в деревнях, и которые не положены, тех всех для положения в подушный оклад писать, и ныне к деревням же, к которым помещики сами пожелают, кроме Ингерманландии.
7. Которые люди, как в Санктпетербурге ж, так и в оссийских во всех городах, явятся крепостные, у таких людей, которые за собой деревень не имеют, яко то у офицеров и рядовых драгун и солдат и приказных, и прочих тому подобных людей, кому указами крепостных людей иметь не запрещено, а в подушный оклад нигде не положены; також которые явятся написанные в подушный оклад, по прежним указам к городским дворам в Великороссийских городах, оных всех переписать особо; и хотя по указу 1739 года, за кем деревень нет, за таковыми ни за кем в подушный оклад людей писать не велено; но понеже оные их люди крепостные, и по указам таких людей иметь им не запрещено: того ради всех таких людей писать за теми ж, за кем они по крепостям живут, и где по переписи явятся, с таким определением, что им за тех людей подушныя деньги платить в тех местах бездоимочно, и втом их при переписи обязывать надежными поруками, что им и во время их отлучения те подушныя деньги платить, где б они в отлучке не были; а кто тех подушных денег платить не будет, и через один год явится в доимке, у таких те люди будут взяты и отданы другим помещикам из платежа подушнаго оклада, а вольных людей к таким, кто за собой деревень не имеет, по силе того 1739 года указа, отнюдь не приписывать.
8. В Ингерманландии мужеска пола души освидетельствовать с переписными книгами Генерал-Маиора Шипова; и которые после той переписи померли, тех написать особо, а вновь родившихся переписать, и учинить вновь переписныя книги, и велеть платить им положенный фураж по прежнему. А которые люди и крестьяне Ингерманландской мызы переведены из Великороссийских городов после подушного оклада, и на прежних жилищах в подушный оклад положены, а фуража с них не сбирано: тех всех переписать и положить с прочими к платежу фуража, а на прежних жилищах в нынешнюю перепись не писать.
9. По вышеписанному ж Ея Императорского Величества о генеральной ревизии указу, велено на казенных работах, яко то, на Кронштадтском, и на большом Ладожском каналах, на перспективной дороге и в прочих местах, всех вольных работников, обретающимся тамо командирам переписать же, чьи они крестьяне и которых уездов, сел и деревень, или чьи дворовые людт, и у всех ли есть надлежащие паспорты, или у которых паспортов нет, и для чего, и ту перепись прислать в Сенат немедленно, а тех работных людей до указу с тех работ не ссылать, дабы те работы не остановились. А которые сами с тех работ идти пожелают, или где та казенная работа кончится: и из тех работных людей имеющих указные печатные паспорты, отпускать свободно. Которые ж явятся с письменными, а не с печатными паспортами, а покажут, что они в подушный оклад положены: тех отпускать в те места, чьи они были, и где в подушный оклад положены, давая им особые паспорты, прописывая, откуда и до которых мест отпущен, и где явиться, и описывая рост, лет и неприменныя приметы, и чтоб их в пути до того определенного места, под тяжким штрафом, никто ни малого времени не держал. А которые явятся с воровскими паспортами или без паспортов, также которые покажут, что они в подушный оклад не положены, а скажутся чьи люди и крестьяне, или другие какие разночинцы; тех отсылать за караулом в ближайшие к тем казенным работам города, а в тех городах, допрашивая обстоятельно, поступать с ними по прежним указам. А к генеральной ревизии как от командиров тех казенных работ, так и из городов от Губернских и Воеводских канцелярий, об них; кто куда отпущен или выслан будет, и с каким определением, сообщать письменно, дабы при генеральной ревизии было известно. А впредь обретающимся при тех казенных работах командирам, без указных печатных паспортов, никаких людей и крестьян ни на какие казенныя работы не принимать, а принимать с указными печатными паспортами. А ежели те командиры впредь будут принимать без указных печатных паспортов, чьих людей и крестьян: за то брать с них командиров штрафа, за прием за каждого человека по пяти рублей, да за держание при работе, сколько при оной кто пробудет, за каждый месяц по рублю за человека, дабы беглые при тех казенных работах никакого пристанища не имели, и те месячные деньги отдавать помещикам, чьи те беглые люди и крестьяне на той работе были; ибо желающие работою своею иметь пропитание, могут, и кроме побегов, с настоящими печатными паспортами на те казенныя работы ходить.
10. Как в Санктпетербурге и в Ингерманландии, так и во всех Российской Империи городах и уездах, в Дворцовых и Государственных крестьян, Синодальных, Арихиерейских и монастырских и помещиковых селах и деревнях и прочих местах, где есть чьи люди и крестьяне беглые, или с неуказаными паспортами; кроме вышепоказанных казенных работ: оных всех по силе публикованного в нынешнем 1743 году Февраля 5 числа указа, велено тем людям, за кем они ныне в бегах живут, отвезть на прежния жилища на своих подводах, конечно в нынешнем 1743 году, дабы будущего 1744 года Генваря по 1 число, ни одного человека не осталось. Того ради ежели при ревизии их, где такие беглые люди и крестьяне сыщутся, а до приезда их, теми помещиками на прежние жилища будут не отвезены, оным велеть их отвозить конечно до вышеописанного срока; а ежели кто на тот срок не отвезет, тех и после того сроку высылать на их же подводах; и чтоб они немедленно отвезли, и в приеме их объявили квитанции на срок: в том у них брать письменное обязательство. А что они на вышеписанной срок не отвезли, за то, по силе выгеписаннего Ея Императорского Величества указа, штрафы править без всякого послабления, а именно, мужеска пола по 10, а женска по 5 рублей за человека; и в тех местах куда они отвезены будут, писать их в нынешнюю перепись. Буде же кто по вышеписанному публикованному указу, беглых людей и крестьян на прежние жилища не отвезут, и при нынешней переписи не объявят, и в сказках своими напишут, и по тем сказкам, по окончании переписи, за ними и в подушный оклад положены будут, а потом оные, по челобитью прежних же помещиков, или по другим обстоятельствам, явятся беглые, и отданы будут прежним помещикам, а Дворцовые, монастырские и прочие на прежния жилища, и за оных беглых, сверх пожилых денег, взятия вышеписаннаго штрафа, и подушныя за них деньги платить вечно, тем, кто их ложно своими в сказках напишет. А которые беглые люди и крестьяне, чьи они напредь сего были, сказываться не станут: и таких с женами и с детьми и со всеми их животы, тем помещикам и из Синодальных вотчин, и Архиереям и монастырям за кем они жили, отвозить в Санктпетербург, для поселения на ея Императорского Величества землях, как о том, по состоявшимся в 1722 году Марта 15, да Апреля 4 числа указам повелено. Тако ж если таковые ж, помещиков не знающие, в городах и Дворцовых и других Государевых волостях и в Синодальных, Архиерейских и монастырских вотчинах найдуться: таковых потому ж вывозить на поселение в Санктпетербург по вышеписанному же.
11. Хотя по указу, блаженныя и вечной славы достойныя памяти, Государя Императора Петра Великого, Генваря 9 дня 1723 года, повелено, беглых, где поселились, в ясачных и других волостях дворцовых целыя села, или где половина, или треть, тех отдавать помещикам с землями, а где меньше, тех развозить, как и прочих, на прежния жилища, но оная земля отдача, как разуметь можно, в то время учинена была токмо для бывшей тогда переписи и ревизии. А что бы впредь через то к побегу и к такому своевольному поселению поводу не подать: при нынешней ревизии, таких беглых, после переписи 1722 года крестьян, поселившихся на прозжих землях или в чьих дачах, хотя целыми слободами, или меньше, где сколько не явится, по силе вышеобъявленного Ея Императорского Величества Февраля 5 дня сего 1743 года указа, развозить всех на прежния жилища, без всякого отлагательства.

Белькова А.А.

Переписи населения как явление глубокими корнями восходят к многовековому прошлому, являясь незаменимым источником для формирования налоговой и военной стратегии государства. Возникнув с целью учёта населения для определения размеров дани, переписи стали самостоятельным и основополагающим инструментом для определения политических задач и социального курса страны. «Для общества, – писал Л. Н. Толстой о переписи населения Москвы 1882 г., в которой он принимал участие, – интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое хочешь, не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас» .

В настоящее время учет населения в нашей стране проходит в форме Всероссийских переписей, последняя из которых проводилась в 2010 г. Подведение ее окончательных итогов запланировано на четвертый квартал 2013 г. , но, несмотря на это, уже имеющиеся результаты зародили весьма противоречивые мнения и тревоги относительно будущего переписей. Помимо того, что примерно 1 млн. россиян отказался от участия в переписи, то достоверность данных, полученных от участвующих в ней остальных миллионов, остается под большим вопросом. Можно вспомнить лишь тот факт, что Всероссийские переписи 2002 и 2010 гг. зафиксировали возникновение новых национальностей россиян, среди которых наблюдались москвичи, залесские русские, сибиряки и др., и немного сказочные – эльфы, гномы, хоббиты и пр. . Весьма вероятно, что виной тому является наделяемая государством на респондента воля в выборе своей национальности, но почему именно в этом у наших граждан просыпается некая инициатива и «фантазийность» непонятно. Но власти относятся к этому достаточно спокойно и даже сравнивают убыль или рост «новорожденных» национальностей, обосновывая средой проживания и другими причинами.

Больше всего же государство беспокоит тот факт, что все сложнее становится обеспечить полноту учета населения. Ведь только около 1 млн. россиян отказалось участвовать в переписи, но еще к тому же 2,6 млн. граждан переписчики не застали дома. Поэтому сейчас некоторые специалисты все больше говорят о том, что следующая перепись 2020 г. может стать обязательной.

Исходя из вышесказанного, выдвигаем следующую гипотезу относительно сложившейся ситуации: население имеет резко отрицательное отношение к переписи, поэтому уклоняется от переписи, что приводит к отсутствию полноты и достоверности учета.

Для того, чтобы проверить эту гипотезу весьма актуальным и полезным может оказаться обращение к прошлому опыту проведения переписей, а для того чтобы увидеть истоки возникших проблем необходимо прибегнуть к истории возникновения такой формы переписи, ведь наблюдаемое сегодня является прямым отражением и наследием нашего прошлого.

Наилучшим образом это можно продемонстрировать, если представить этот аспект в региональном разрезе. Достаточно обширный комплекс документов по данному вопросу сохранился в ГБУТО ГАТО «Государственном архиве Тюменской области» в фонде И–47 «Тюменская воеводская канцелярия».

Тюменская воеводская канцелярия с центром в г. Тюмени – первым русским городом, основанным в 1586 г. рядом с древней столицей Сибирского ханства Чинги-Тура , – являлась административным органом управления Тюменского уезда, во главе которого находился уездныйвоевода, именуемый с июля 1712 г. комендантом. В августе 1720 г. была снова введена должность воеводы, находившегося в прямом подчинении у губернатора Сибирской губернии.

Население Тюменского уезда являлось весьма характерным для Сибири, помимо русских здесь проживали аборигены – сибирские татары. В XVIII в. они преимущественно обитали в Кынырском городке, Бачкырской волости и в так называемых юртах: Аскиярских, Тарманских, Янтюковских, Черноярских и пр. , в то время как русское население было сосредоточено в Тюмени, Кармацком, Пышминском, Верхнем и Нижнем станах уезда .

Со временем в состав сибирских татар вошли бухарцы – преимущественно торговые люди, являющиеся выходцами из Бухарского царства. «Русские каждогодно торгуют с купцами бухарскими в городе, называемом Тюмень в Татарии, куда эти бухарцы каждый год приходят на верблюдах» , – отмечалось иноземными путешественниками. Среди причин переселения бухарцев из Средней Азии в Сибирь являлось наличие существенной государственной поддержки, основной курс которой был направлен на частичное или полное освобождение от уплаты торговых пошлин, ясака, несения военной службы, а также на предоставление земельных угодий . Поэтому бухарцы селились вместе с сибирскими татарами или образовали свои собственные населенные пункты. Так, в начале XVII в. в Тюменском уезде бухарцы населяли Ембаевские, Тураевские, Ново-Шабанинские и Мадьяровские юрты .

Проживаемое население подлежало постоянному учету, так как от этого зависела налогоплатежность уезда и доход государства в целом, то есть первоначально учет населения, прежде всего, имел фискальную направленность. И поскольку с 1679 г. было официально введено подворное обложение, суть которого заключалось в распределение прямых налогов на каждое семейное хозяйство – на двор, то и учет населения осуществлялся в форме подворной переписи.

Но, несмотря на то, что основной единицей налогообложения и учета населения являлся двор, проводился и персональный подсчет. Так, Х. З. Зияев , используя сохранившиеся архивные источники, оценивал численность тюменских бухарцев в 1687 г. в 28 человек. Согласно данным С. В. Бахрушина , в 1700 г. большая часть бухарцев являлась потомками «приезжих отцов», и родились они уже на «земле Сибирской», притом, что уже в 1701 г. насчитывалось 49 «бухарских» дворов .

Поскольку сибирские татары платили особый налог государю – ясак, собираемый в основном пушниной («мягкой рухлядью»), то в основном их учет производился в подсчете плательщиков ясака. Так, в Тюменском уезде в конце XVII в. их численность достигала 497 человек .

Среди некоренного населения Тюменского уезда преобладало крестьянство. Данные сведения можно обнаружить в переписных книгах начала XVIII века, согласно которым доля пашенных, оброчных и монастырских крестьян составляла 58% от других податных сословий уезда (посадских людей и бобылей, пришлых людей). При этом общая численность крестьянства равнялась 3998 душам мужского пола, проживающих в 1270 дворах . Помимо этих категорий незначительную долю населения представляли частновладельческие крестьяне, принадлежащие, в основном, воеводам, «посаженным на кормление» в Тюмень.

Но, уже в 1718 г., в ноябре месяце, 26 числа, Именной указ Петра I нанес удар замедленного действия по уже устоявшемуся подворному принципу учету населения и раскладки налогов. Причиной тому стала активизация Петром Великим внешней и внутренней политики, требовавшей больших денежных вложений, поиск которых выразился в увеличении налоговых сборов. Кроме того, до властей дошел слух о том, что крестьянство пытается их обмануть и массовым образом уклоняется от уплаты налогов.

Это стало очевидно из проведенной в 1710 г. очередной после 1678 г. подворной переписи, которая показала не ожидаемый рост дворов, а, наоборот, их убыль. По оценке П. Н. Милюкова , в 1678 г. было учтено 791 018 дворов, а в 1710 г. их стало 637 005, то есть почти на 19,5% меньше. Хотя, по мнению М. В. Клочкова, реальная убыль была не больше 10%, «весьма возможно даже, что количество населения к 1710 г. сравнительно с 1678 г. не уменьшилось. «Пустота» же в 20% и выше была явлением местным, а иногда и фиктивным» .

Существует мнение, что на этот аспект повлияла крестьянская хитрость – дворы родственников, соседей стали отгораживаться плетнем, то есть объединяться в единый двор, что и вызывало сокращение количества податных единиц. Насколько именно этот факт сказался на результатах переписи, судить крайне сложно, поскольку о причинно-следственных связях между переписью и другими прямыми, а также косвенными факторами (убыль из-за войн, естественная смертность, укрывательство и пр.) исследователи спорят и по настоящий момент .

Анализируя тенденцию убыли дворов в центральной части России, по Тюменскому уезду можно выявить следующую динамику. К сожалению, результаты подворной переписи 1678 г. не были обнаружены, и подтверждение этому можно найти в «Ведомости о дворовом числе и о людях переписи 186 году или другие какие прежние обретаютца» , составленной в 1720 г. по указу Петра Алексеевича «ис Тобольска за рукою ландрата Викулы Грекова» . В этой ведомости было обозначено, что «по справке на Тюмени в канцелярии переписных книг прошлого 186 году (он же 1678 г. – А. Б.) дворового числу и о людях мужеска полу не было» . Исходя из этого, можно предположить, что подворная перепись 1678 г. в Тюменском уезде могла проходить несколькими годами раньше или позже.

На сегодняшний день нам известны более поздние сведения о переписях в уезде, проводимых московским дворянином Иваном Качановым в 1700 г. и князем Василем Мещерским в 1711 г. Если сравнить результаты этих переписей, то в Тюмени наблюдалось уменьшение количества дворов на 7%, но в то же время увеличение на 14% числа душ мужского пола. При этом численное соотношение на 1711 г. выглядело следующим образом: 1270 дворов и 3998 душ мужского пола, среди которых были учтены только посадские люди, пашенные, оброчные и монастырские крестьяне, бобыли и пришлые люди .

Но, вернемся к озвученному выше указу от 26 ноября 1718 г. , именно он ознаменовал начало проведения первой подушной переписи, ставшей прототипом нашей современной Всероссийской переписи населения. Несмотря на то, что названием указа являлось «О введении ревизии, о распределении содержания войск по числу ревизских душ…», мы хотим согласиться с мнением известного историка В. М. Кабузана, что необходимо разделять два этих понятия – перепись и ревизии , где под ревизией подразумевается проверка результатов подушной переписи.

Также с В. М. Кабузаном можно согласиться и по поводу датирования проведения первой подушной переписи с 22 января 1719 по 1 января 1722 гг. , где первая хронологическая граница обозначена Именным указом Петра I, объявленным из Сената, «Об учинении общей переписи людей податного состояния, о подаче ревизских сказок, и о взысканиях за утайку душ», а вторая – «Инструкцией или наказом Генерал-майору Чернышеву, как поступать ему при свидетельстве мужеска полу душ и при расположении полков армейских на души».

Соответственно хронологическими рамками ревизии будут являться 1 января 1722 и июль 1727 гг. , где последняя граница обосновывается Именным указом Екатерины I, состоявшимся в Верховном Тайном Совете, «… об окончании к Июлю месяцу переписи душ…». В дальнейшем же вплоть до 1860 г. все подушные переписи назывались «ревизиями» .

Первая подушная перепись по замыслу Петра I должна была открыть подлинную картину численности податного населения. Но, его Именной указ от 26 ноября 1718 г. не был интерпретирован на местах однозначно, и лишь зародил череду последующих уточняющих законодательных актов, поскольку содержал весьма пространную формулировку: «взять сказки у всех …, чтоб правдивые принесли, сколько у кого в которой деревни душ мужеска пола» .

Особое внимание в этом процитированном отрывке указа стоит уделить «сказкам» – учетному документу подушной переписи, ассоциирующимся в настоящее время только с элементом устного народного творчества. Наверное, именно как раз таки с неправдоподобным характером большинства из таких «сказок», могла произойти некая подмена понятий, поэтому они как разновидность документов исчезли в XIX в., оставив после себя предания и сказания.

Но, можно задаться вопросом, почему именно «сказка» стала документом, отражающим результаты подушной переписи. На наш взгляд, ответ на этот вопрос кроется в следующем. В XVII в. «документ, поступающий в приказ от более мелких чинов, назывался сказкой» . Кроме того, «сказками» именовалась «запись объяснений, показаний должностного лица или свидетеля; показания на суде или при сыске» . То есть, можно говорить о том, что в новой «сказке» была отражена суть этих двух назначений, так как поступала она снизу – вверх и содержала в себе некое толкование, объяснение респондента о себе самом. Вдобавок ко всему, в период проведения ревизии «сказки» получают наименование «ревизские».

Несмотря на то, что была установлена разновидность учетного документа первой подушной переписи – «сказка», исполнение указа от 26 ноября 1718 г. не последовало безотлагательно, ведь в нем не уточнялись переписные категории, возрастные показатели и прочие учетные характеристики, хотя были оговорены временные рамки переписи – «дать на год сроку».

Но, уже 22 января 1719 г. в Именном указе, объявленном из Сената, последовали разъяснения, согласно которым необходимо было собрать сведения о численности «Дворцовых и прочих Государевых, Патриарших, Архиерейских, монастырских, церковных, помещиковых и вотчинниковых селах и деревнях», а также об однодворцах, татарах и ясачных, «кроме завоеванных городов и Астраханских и Уфимских Татар и Башкирцов и Сибирских ясачных иноземцев» . Устанавливались и возрастные границы податного населения – «от стараго до самого последнего младенца» , –причем данные о них надлежало собирать «без всякой утайки, невзирая ни на какие старыя и новыя о дворовом числе переписи».

Так, началась великая эпоха переписей и нескончаемых ревизий – проверок полученных результатов переписи, эра господства «тайн ревизского двора» и непрерывных документальных противоречий. И Тюменский уезд в этом вопросе не был исключением. Перепись в уезде началась в 1719 г., без промедлений, несмотря на отдаленность края от столицы и специфичность его населения. Подтверждением этого является датировка именно 1719 г. самых ранних из сохранившихся «сказок» , отображающих данные подушной переписи в Тюменском уезде.

Можно задаться вопросом, каким образом проводилась первая подушная перепись населения. Если, снова обратиться к указу Петра I «О введении ревизии…» , то в нем можно проследить общий порядок и схему проведения переписи. Так, сбором «сказок» должны были заниматься особые переписчики, находившиеся под руководством полковых и земских комиссаров – росписчиков, в обязанности которых входило «росписать, на сколько душ солдат рядовый с долею на него роты и полковаго Штаба, положа средний оклад» . За подачу «сказок» о монастырских и государственных крестьянах ответственность возлагалась на приказчиков, старост, выборных людей, «где, кто какой вотчиной ведает» .

Собранные сказки должны были поступать для обработки полученных результатов в Тюменскую воеводскую канцелярию, а затем для итоговой проверки в Тобольскую губернскую канцелярию. Последним этапом движения «сказок» была их доставка в Санкт-Петербург, в созданную при Сенате Переписную канцелярию, возглавляемую бригадиром В. Н. Зотовым, для уже окончательной обработки .

Причиной такой многоступенчатой проверки и контроля было обеспечение достоверности полученной информации. Этой же цели следовал Петр I, определив в указе от 22 января 1719 г. степень ответственности за предоставление ложных сведений, как для податного населения, так и для переписчиков: «А ежели от кого из них явится какая в душах утайка, и за то б учинить прикащикам, старостам и выборным людям, всем смертную казнь без всякой пощады … взять на государя тех людей, (которые от них в помянутых сказках утаены) и на оных против числа их выделя, все той деревни, в которой явится утайка, из дачь земли равную часть, что на них принадлежить по размеру, безповортно, и то утаенное отдать будет тем Коммисарам, которые ради оного армейских полков расположения и свидетельствования душ определены будут, или другим доносителям, от которых в том подлинно кто обличен будет» .

Но не то, что утаить, но и предоставить все «сказки» к необходимому сроку (к концу 1719 г.) оказалось для многих канцелярий не по силам, поэтому власти решили прибегнуть к радикальным мерам, приказав 4 декабря 1919 г. служителей «держать в Канцеляриях на цепях и в железа скованных, не выпуская … пока в оном деле, … совершенно исправятся» .

Скорее всего, это оказало определенное влияние, но все же тюменские «сказки» в «канцелярию ведомства господина бригадира и генералного ревизора Василия Никитича Зотова» были доставлены только 25 апреля 1720 г. вместе с другими «сказками» из Туринска и Тобольска.

Полученные документы были подвергнуты Переписной канцелярией тщательной проверке, по результатам которой 16 сентября 1720 г. губернатор Сибири князь Алексей Михайлович Черкасский получил подробный отчет – указ «из Санкт Питербурха за подписанием бригадира и генералного ревизора господина Зотова» , который содержал выводы о присланной документации. И уже 20 сентября 1720 г. в приказе от сибирского губернатора А. М. Черкасского тюменскому коменданту Лариону Гавриловичу Воронцову были доведены результаты проверки Переписной канцелярии, которые для наглядности можно сформулировать с помощью поставленных в документе вопросов:

1. Почему тюменские «сказки» были без перечневой выписки?

2. «Для чего оных сказок и перечневых выписок по листам не закрепили»?

3. Почему «табелей» не прислано?

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что был обнаружен ряд серьезных недостатков, важным из которых являлось то, что документы не были должным образом удостоверены – «по листам не закрепили», а значит, не имели юридической силы. Кроме того, Переписной канцелярией были обнаружены серьезные ошибки, допущенные в сказках, и составлены выписки о так называемых «неисправах», поэтому работа в уезде над подушными данными была продолжена.

Еще одним интересным моментом являлось то, что служащие канцелярии должны были знать о необходимости оформления вместе со сказками перечневой выписки и табеля, поскольку требуемый состав документов был «учинен … указом посланным из высокоправительствующаго Сената», как оговаривалось в приказе. Данный факт может говорить либо о низком уровне исполнительской культуры, либо о колоссально большом объеме работы. Ведь «сказки» были многостраничными документами, включающими десятки страниц, неоднократно сверяемыми и переписываемыми «набело» разными лицами. Кроме того, это можно объяснить отсутствием необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей составление таких документов, ведь в государстве происходило становление новой формы учета, а единый формуляр ревизской сказки, ее печатный бланк был введен только с третьей ревизии (1761 г.) .

Можно задаться вопросом, чем в таком случае руководствовались дьяки и подьячие при составлении документов. Ответ прост – своим практическим опытом и сложившимися традициями. Поэтому формуляр первых «сказок» имеет сходную структуру с формуляром переписных книг: указывалась сословная принадлежность налогоплательщика; его имя, отчество, фамилия, возраст; размер податей, платимых казне; доходах; удостоверение документа, которое заключалось во фразе «руку приложил». Отличительной особенностью, являлось отсутствие в первых «сказках» сведений о женском населении, тогда как в переписных книгах указывался весь состав семьи, проживающей в одном дворе.

Так, запись в «сказке» выглядела следующим образом: «1719 год декабря 2 ден по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белые Росии самодержца тюменской казачей сын Никита Фокин сын Меденцов сказал себе семдесят пят лет а в казну великого государя десятиной не платит для того что никаких торгов и промыслов за собою не имеет а буде все свое скаске сказал ложно или кого утаил и за то указал великий государь учинит мне наказание да сверх того за всякую утаенную душу взят в рекруты лутчего человека невзачете положенных в рекрут вместо Никиты Меденцова по его велению Кирил Воронов руку приложил .

В 1722 г. для проверки итогов переписи в Сибирской губернии была создана Переписная канцелярия «свидетельства м.п. душ» полковника князя И. В. Солнцева-Засекина. Ее штаб-квартира находилась в Тобольске, но по мере необходимости открывались ее особые «присутствия» в других населенных пунктах Сибирской губернии.

С этого времени начали составляться ревизские сказки, которые подавали лица, занимающие выборные должности в крестьянской общине. Так, в «Ревизской сказке сельских старост 1725 г.» изложение информации ведется от десятников, сельских старост и лучших людей крестьянской общины. Формуляр документа аналогичен предыдущей ревизской сказке, за исключением того, что содержит подтверждение об «не утайке ревизских душ», а не о количестве, сумме податей, роде деятельности и доходе одного респондента. Запись оформлялась следующим образом: «1725 году ноября в 7 ден Тюменского уезду деревни Суботиной лучие люди отставной солдат Афонасей Михайлов сын Суботин конный казак Иван Федоров сын Гордеев … и всея тои деревни жители сказали во онои деревни сверх свидетельства мужеска полу души пришлых людей и прописных душ у них в деревне нет нежели они в сей скаске сказали что ложно или утаили и за тоб указала ея императорское величество учинить чему они достоин будет вместо лучих людей Афонасея Суботина Ивана Гордеева и тоя деревни жители велением их Артемий Портнигин руку приложил ».

«Свидетельство душ» стало в своем роде новой переписью, получившей название «генералитетская», поскольку Переписная канцелярия И. В. Солнцева-Засекина была правомочна определять сословную принадлежность податного населения. Так, в 1722 г. И. В. Солнцев-Засекин положил в подушный оклад «действительно служащих по Тюмени» детей боярских и казаков, записав их в качестве государственных крестьян или в посад. Как отмечают М. О. Акишин, А. В. Ремнев «в рамках общероссийской политики по уничтожению «приборного» войска и замене его регулярными военными частями это начинание И. В. Солнцева-Засекина было совершенно логично» .

Подобным же образом было сделано и в других уездах Сибири. Но, это вызвало недовольство губернской власти, что отразилось в доношениях в Сенат генерал-майора князя Сергея Михайловича Козловского, а затем и губернатора князя Михаила Владимировича Долгорукова. Их доношения содержали общую мысль о необходимости сохранения в Сибири сословия служилых людей, имеющих ряд административно-полицейских обязанностей в губернии. «А Сибирскую губернию с другими губерниями сравнять невозможно для того, что царедворцев и прочих чинов и шляхетства никого не обретается, а служили … дворяне и дети боярские из денежного и хлебного жалованья, а окроме Тобольска Сибирской губернии в городех полков салдатских нет, и для розсылок казаков у воевод ни единого человека не имеется» – писал губернатор князь М. В. Долгоруков.

Забегая вперед, можно отметить, что в 1724 г. М. В. Долгорукий подал в Сенат ведомость «О служилых людях», согласно которой в Тюмени на службе находилось 6 дворян, 63 детей боярских и 354 казака, и предложил установить следующие «штаты» служилых людей: 25 детей боярских и 286 казаков . Эти «штаты» были утверждены Сенатом, а находящиеся на службе сибирские дворяне, дети боярские и казаки были освобождены от уплаты подушной подати до следующих указаний. Так, в 1726 г. «прежним перепищиком князем Сонцевым-Засекиным» из подушного оклада для службы в Тюменском уезде были выключены 4 детей боярских, 68 казаков и у них детей 73 .

Также ревизия И. В. Солнцева-Засекина была направлена на «посадское строение» , вследствие чего стало увеличение посадских людей за счет записи к ним беглых, служилых людей и категорий, не имевших четко установленного сословного статуса. Против этого выступил князь С. М. Козловский, обосновывая неправомерностью такого причисления к посадскому тяглу. Согласно указу 1722 г. , такие желающие должны были предъявить капитал на сумму более чем 500 рублей. Поэтому С. М. Козловский запросил у Тобольского магистрата справку о торгах новозаписанных посадских людей, и ему смогли предоставить сведения только о двоих: «тобольского второго полку казак Нефед Едомин имеет торгу на 300 руб.», «казак Василей Глазунов имеет торги и с торгов платит многую пошлину» .

Сравнивая ситуацию с Тобольским уездом, мы также можем говорить о том, что подобное наблюдалось в Тюменском уезде. Сохранились «Ревизские сказки промыслов и оброчных статей» , в которых ямщики, посадский человек, гулящие люди, пеший казак, служилые татары и ямской охотник в 1722 г. предоставили сведения о своей прибыли и сфере промыслов, ремесел. Так, 6 из них имели «кожевенный завод» (в нем чан с подчанком или небольшой подчанок), 3 занимались мыльным ремеслом, еще 3 промышляли «с озер и с неводного промыслу» и лишь 1 имел «кузнишный завод». Если оценивать в целом, то их доход с промыслов и ремесел был крайне низким, в год он в среднем составлял 3–2 рубля, максимум – 6 рублей, а минимум – 1 рубль или прибыль вообще отсутствовала. К сожалению, неизвестно были ли все-таки эти «податели сказки» записаны и оставлены в посадском тягле Тюмени.

Не просто решался и вопрос о зачислении в подушный оклад сибирских татар и бухарцев. К моменту проведения ревизии многих из них приняли христианскую веру, поскольку это обращение в православие поощрялось освобождением от уплаты ясака на три года , а кто-то поступил на военную службу.Как отмечает А. Ю. Конев, И. В. Солнцев-Засекин «воспользовался юридической неопределенностью положения новокрещенных ясачных и показал их как неучтенную категорию податного населения» . Это не одобрили местные власти, что вызвало массу определяющих этот момент предписаний. Так, 24 апреля 1725 г. Сенат приговорил «в подушный оклад служилых татар и бухарцев не брать» . Но затем в Сенат из магистратов поступило доношение о том, то «бухарцы … имеют купечество» , поэтому 19 ноября 1725 г. было приговорено «бухарцем быть в посаде по прежнему … а в раскладку татар и бухарцев служилых класть не велено» .

Исходя из вышесказанного, нарушения фиксации податного населения имели место быть. Причины этого носят вероятностный характер, и мы можем только предполагать о них. Но в то же время хотелось бы отметить, что действия чиновников, проводивших перепись и ревизию, подвергались критике.

Так, деятельность И. В. Солнцева-Засекина не осталась без внимания. Митрополит Сибирский и Тобольский Филофей (Лещинский) «опротестовал действия переписчика Солнцева, включившего новокрещенных в подушную перепись» . Ответом на обращение митрополита стало издание указа от 26 марта 1726 г. , который разъяснил окончательно, что с крещеного и некрещеного сибирского ясачного населения подушных денег «сбирать не велено, из подушной переписи выключить; а брать с них ясак по прежнему» . Кроме того, в Сенатском указе содержалась интересная ремарка: «в Санктпетербурге у Полковника Князя Сонцова-Засекина взять известие, для чего он, имея точные указы, таких ясачных в подушную перепись писал» .

То есть, можно говорить о том, все аспекты переписи и ее проверки – ревизии – уточнялись в процессе деятельности ответственных и заинтересованных лиц, что имело весьма хаотичный и субъективный характер. Наиболее интересным является вопрос, какое же отношение могло сложиться у населения к проведению такой переписи.

Прежде всего, для населения стало явным, что новая перепись приведет к повышению налогового бремени, что выразилось в увеличении случаев бегства из уезда. Чаще всего эти факты обнаруживались при проведении уже второй ревизии 1744–1747 гг. В частности, об этом свидетельствует следственное дело о неположенном в подушный оклад бобыльском сыне Тимофее Спасыреве, который «сошел из города Тюмени в Невьянские Демидовы заводы для прикормления мирским подаянием и в тех Демидовых заводах прежнюю перепись был … и на том заводе в тое прежнюю перепись не явился» .

Кроме того, работа по включению пропущенных душ по первой подушной переписи велась непрерывно вплоть до проведения второй ревизии. Подтверждением этого являются уже информационно-справочные документы по взиманию подушной подати. Так, 4 августа 1731 г. при промемории ведомости в полковом дворе было отмечено 14 «вновьявленных» и 16 «прописных» душ Тюменского уезда .

Не совсем справедливый принцип обложения подушной податью обязывал населения укрывать от переписи наиболее «незащищенных» членов семьи – стариков или малолетних. Схема раскладки налогов, существовавшая в этот период, предполагала распределение и выплату платежей со всех трудоспособных лиц внутри крестьянской общины, поэтому у налогоплательщиков была заинтересованность в том, чтобы «сказки» подали только работоспособные мужчины.

Но, переписчики старались достичь максимально высоких результатов ревизии и постоянно включали в «сказки» родившихся детей, не выключая при этом умерших, тем самым налогоплательщикам приходилось платить вдвое, а то и втрое больше положенной на них суммы. Власти попытались урегулировать данный вопрос и 9 января 1723 г. был издан указ, согласно которому надлежало младенцев, родившихся «после поданных 1719 года сказок … в утайку не ставить и в роскладку не писать», а «которые души в сказках были написаны, а ныне померли, таковых из той переписи никого выключать … не велено» .

Безусловно, податная направленность переписи не позволяла получить достоверную информацию. Чаще всего, респонденты давали сведения о том, что не имеют «никаких торгов и промыслов» , «пашенных земель и сенных покосов и …угодей» , а «кормятся черной работой» или «довольствуются денежным и хлебным жалованьем» .

Насколько эти данные были подлинны судить крайне сложно, но мы располагаем одним интересным фактом фиктивного обозначения респондентом его сословия и рода деятельности. Так, в 1723 г. тюменский ямщик Иван Иванов сын Маслов подал доношение в Тобольский магистрат, в котором ложно написал, что он прибыл с Устюга Великого в сибирские города «для купечества», несмотря на то, что еще в 1719 г. он был записан ямщиком. Стремление Ивана Маслова попасть в посадские люди можно считать вполне обоснованным, ведь ямщичья гоньба была очень тяжела и малооплачиваема в Тюменском уезде. «А в Тюмени ямскую гонбу ево повыток гоняют все ямщики отчего чинитца им тягость» – отмечалось в доношении. Но, к его сожалению, эта просьба не была удовлетворена, и он остался в ямщиках по-прежнему.

Безусловно, все это в купе не могло не отразиться на отношении населения к новой форме учета. Переписи, проводимые в большей части Российского государства, носили обязательный характер, но вплоть до 1761 г. учитывали только мужское население, а различные вводимые меры ответственности должны были содействовать получению наиболее достоверных сведений.

Наиболее интересным является вопрос, какие же все-таки данные были получены по итогам такой переписи в уезде. В. М. Кабузан считает, что наиболее достоверные сведения были отражены в «Генеральном, учиненном ис переписных книг, о числе мужеска полу душ табеле 1738 г.» , созданном на основании всех данных переписи и ревизии. Согласно этому документу, в городе Тюмени было учтено 973 души мужского пола купечества, 5504 души мужского пола русских черносошных крестьян, что в общей сложности равнялось 6477 душам .

Если сравнивать эти данные с сохранившимися документами учета и взимания подушной подати, составляемые Тюменской воеводской канцелярией, то представляется весьма противоречивая картина, начиная даже с того, что податные категории, указанные в «Генеральном табеле» являются более общими. Так, в 1729 г. в Тюменском уезде насчитывалось 847 души мужского пола (далее д.м.п.) государственных крестьян, 2841 д.м.п. разночинцев, 241 д.м.п. монастырских крестьян, 963 д.м.п. посадских людей и 12 д.м.п. дворовых людей, что в общей сложности составляло 4904 д.м.п. . В 1730 г. их численность была равной 4906 д.м.п. , а в 1743 г. уже насчитывалось 6320 д.м.п. только крестьянства и разночинцев .

Можно задаться вопросом, о чем нам могут свидетельствовать эти цифры и все рассмотренные выше источники. Во-первых, о том что, проведение подушной переписи в начале XVIII в. представляло собой бессистемное явление, и сама единица учета – ревизская душа – являлась весьма дискуссионной, поскольку не имела под собой никакого «вещественного основания» . Ревизская душа была такой неосязаемой и непостоянной, что ее учет для целей налогообложения требовал постоянной проверки и уточнений. Неудивительно, что вся двоякость этой системы была ярко проиллюстрирована классиком XIX в. Николаем Васильевичем Гоголем в его бессмертном романе «Мертвые души». Вот, как точно обозначена Н. В. Гоголем основной недостаток ревизского учета: «… по существующим положениям этого государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончивши жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми, чтоб таким образом не обременять присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличивать сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма» .

Во-вторых, это говорит также и о характере отношения населения к переписи. Поскольку система учета населения в XVIII в. была тесно связана с налогообложением, то, само собой разумеющиеся, что у населения было резко отрицательное расположение к переписи. И здесь, мы можем провести аналогию с гипотезой, поставленной в начале исследования относительно нынешнего положения дел вокруг Всероссийской переписи. Весьма вероятно, у россиян уже заложено в подсознании, что с них будут что-то требовать сверх того, что они должны дать, поэтому многие не впускают к себе переписчиков или открыто отказываются участвовать в переписи, боясь, что государство узнает насколько хорошо и благополучно им живется. Хотя, целью переписи в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» является формирование «официальной статистической информации о демографических, об экономических и о социальных процессах» .

То есть перепись, прежде всего, позволяет узнать точную численность населения, сведения о его составе, условиях жизни, что предоставляет возможность оценить динамику произошедших изменений со времени проведения предыдущей переписи. Кроме того, полученные сведения являются основой для перспективных расчетов численности населения и принятия основных управленческих решений в стране на ближайшие годы, таких как строительство новых школ, больниц, детских садов, разработка и реализация государственных социальных программ и пр.

К тому же, в настоящее время перепись проводится централизованно и безболезненно для респондентов, и уже нет такого беспорядка и произвола, который творился в период проведения первой подушной переписи. Хотя, возможно, именно из опыта проведения ревизий необходимо перенять и установить ответственность за предоставление ложных сведений и отказ в участии в переписи. Может, именно тогда средства федерального бюджета не будут тратиться впустую на финансирование проведения переписи, ведь это будет окупаться получением действительно полных и достоверных данных. Но, тайны переписей будут по-прежнему иметь место быть, и с течением времени они будут становиться все более уникальным инструментом по изучению историко-культурного наследия нашего государства.

Список источников и литературы

Перепись населения: Основы социологии – AllSOCIO. URL: http://www.allsocio.ru/asoc-837.html (дата обращения: 20.12.2013).

Всероссийская перепись населения 2010. URL: http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/ (дата обращения: 20.12.2013).

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: больше эльфов и меньше хоббитов. URL: http://www.taday.ru/text/1365028.html (дата обращения: 20.12.2013).

Портал TatCenter.ru. URL: http://www.tatcenter.ru/article/119105/ (дата обращения: 20.12.2013).

Веселкина В. В. История Тюменского края. Свердловск, 1975. С. 11.

Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области» (ГБУТО ГАТО). Ф. И–47 (Тюменская воеводская канцелярия). Оп. 1. Предисловие.

Там же; Ананьев Д. А. Воеводское управление Сибири в XVIII в. Новосибирск, 2005. С. 106.

ГБУТО ГАТО. Ф. И–47. Оп. 1. Д. 891. 7 л.

Там же. Д. 1688. Л. 4–6.

Там же. Д. 2049. Л. 83.

Вилков О. Н. Очерки социально-экономического развития Сибири конца XVI – начала XVIII в. Новосибирск: Наука, 1990. С. 180.

Клюева В. П. Расселение бухарцев в Сибири (XVII-начало XX в.) // Проблемы взаимодействия человека и природной среды. Тюмень, 2003. Вып. 4: Материалы итоговой научной сессии Ученого совета Института проблем освоения Севера СО РАН. 2002 г. С. 96.

Зияев Х. З. Узбеки в Сибири (XVII–XIX вв.). Ташкент: Фан, 1968. С. 38.

Бахрушин С. В. Сибирь и Средняя Азия в XVI и XVII вв. // Науч. тр. Т. 4. М.: Наука, 1959. С. 207.

Ярков А., Гарифуллин И. Б. Бухарцы в Западной Сибири // Топос. URL: // http: www.topos.ru/article/2394 (дата обращения: 12.10.2013).

Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М., 1960, С. 47.

ГБУТО ГАТО. Ф. И–47. Оп. 1. Д. 2033 а. Л. 4–5.

Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Т. 5. № 3245. С. 597.

ПСЗ. Т. 4. № 2253. С. 478.

Милюков П. Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. СПб., 1905. С. 202.

Клочков М. П.Население России при Петре Великом по переписям того времени. Том первый. Переписи дворов и населения (1678–1721). СПб.. 1911. C. 256.

Захаров В. Н., Петров Ю. А., Шацилло М. К. История налогов в России. IX – начало XX в. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 84.

ГБУТО ГАТО. Ф. И–47. Оп. 1. Д. 2033 а. Л. 4.

Там же. Л. 4–5.

ПСЗ. Т. 5. № 3245. С. 597.

Кабузан В. М. Народонаселение России в XVIII – первой половине XIX века: По материалам ревизий. Москва: Изд-во АН СССР, 1968. С. 118.

ПСЗ. Т. 5. № 3287. С. 618.

Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 248. Оп. 15. Д. 659. ЛЛ. 115–123; ПСЗ. Т. 6. № 3901. С. 503–510.

ПСЗ. Т. 7. № 5010. С. 734–736.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: учеб. пособие для гуманит. спец. / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. Москва: РГУ, 1998. С. 410.

ПСЗ. Т. 5. № 3245. С. 597.

Илюшенко М. П. Формуляр документа: Учеб. пособие / М. П. Илюшенко, Т. В. Кузнецова. М., 1986. С. 13.

Краткий словарь видов и разновидностей. М., 1974. С. 76.

ПСЗ. Т. 5. № 3287. С. 618.

ГБУТО ГАТО. Ф. И–47. Оп. 1. Д. 530. Л. 51.

ПСЗ. Т. 5. № 3245. С. 597.

ПСЗ. Т. 5. № 3287. С. 618–619.

Белькова А. А. Исторические документы как инструмент по изучению историко-культурного наследия России // Сохранение историко-культурного наследия – будущее Санкт-Петербурга: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 18 апреля 2013 года. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2013. С. 110–115.

ПСЗ. Т. 5. № 3287. С. 618–620.

Там же. С. 619.

Там же. № 3460. С. 758.

ГБУТО ГАТО. Ф. И–47. Оп. 1. Д. 2035. 64 л.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: учеб. пособие для гуманит. спец. / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. Москва: РГУ, 1998. С. 410–411.

ГБУТО ГАТО. Ф. И–47. Оп. 1. Д. 530. Л. 4.

Там же. Д. 521. Л. 4.

Там же. Д. 530. Л. 51

Власть в Сибири: XVI – начало XX в. / Науч.-метод. совет архивных учреждений Сиб. федер. округа, Управление гос. архивной службы Новосиб. обл.; сост. М. О. Акишин, А. В. Ремнев; отв. ред. В. В. Моисеев. Новосибирск, 2005. С. 298.

ГБУТО ГАТО. Ф. И–47. Оп. 1. Д. 535. Л. 4.

Власть в Сибири: XVI – начало XX в. / Науч.-метод. совет архивных учреждений Сиб. федер. округа, Управление гос. архивной службы Новосиб. обл.; сост. М. О. Акишин, А. В. Ремнев; отв. ред. В. В. Моисеев. Новосибирск, 2005. С. 66.

РГАДА. Ф. 248. Кн. 711. Л. 496–517.

Кирилов И. К. Цветущее состояние Всероссийского государства, в каковое начал, привел и оставил неизреченными трудами Петр Великий, отец Отечествия, император и самодержец всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая. М., 1831. С. 72.

ГБУТО ГАТО. Ф. И–47. Оп. 1. Д. 661. 6 л.

Власть в Сибири: XVI – начало XX в. / Науч.-метод. совет архивных учреждений Сиб. федер. округа, Управление гос. архивной службы Новосиб. обл.; сост. М. О. Акишин, А. В. Ремнев; отв. ред. В. В. Моисеев. Новосибирск, 2005. С. 66–67.

Там же. С. 67.

ГБУТО ГАТО. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 1688. 6 л.

Пространство между основным полом и дополнительным, устроенным в овчинной избе для квасильного чана. В подчанок рабочие складывают обработанные крюками овчины. См. Литвинов М. И. Словарь профессиональной лексики ремёсел, промыслов и кустарных производств Шуйского региона. URL: http://sspu.ru/projects/litvinov/cards/087.html (дата обращения: 09.10.2013).

Карих Е. В. История Сибири (XVII–XX вв.). Учебное пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. С. 93.

Конев А. Ю. О включении ясачных в сословие государственных крестьян (на материалах Западной Сибири). С. 13.

Власть в Сибири: XVI – начало XX в. / Науч.-метод. совет архивных учреждений Сиб. федер. округа, Управление гос. архивной службы Новосиб. обл.; сост. М. О. Акишин, А. В. Ремнев; отв. ред. В. В. Моисеев. Новосибирск, 2005. С. 70.

Там же., Тобольский историко-культурный музей-заповедник (ТИКМЗ). КП 12847. Л. 1–2.

Конев А. Ю. О включении ясачных в сословие государственных крестьян (на материалах Западной Сибири) // Вестник Томского государственного педагогического университета. №. 3. 2007. С. 13.

ПСЗ. Т. 7. №. 4860. С. 595–596.

Там же. 596.

ГБУТО ГАТО. Ф. И–47. Оп. 1. Д. 2315. 1 л.

Там же. Д. 664. 4 л.

ПСЗ. Т. 7. № 4139. С. 2–6.

Там же. С. 5–6.

ГБУТО ГАТО. Ф. И–47. Оп. 1. Д. 530. 51 л.

Там же. Д. 521. 7 л.

Там же. Д. 2034. 204 л.

Там же. Д. 1585. 4 л.

Там же. Д. 2119. 12 л.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: учеб. пособие для гуманит. спец. / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. Москва: РГУ, 1998. С. 411.

Кабузан В. М. Народы России в XVIII веке: Численность и этн. состав. Москва, 1990. С. 15–16.

РГАДА. Ф. 248. Оп. 17. Д. 1163. Ч. 1. 535 л.; РГАДА. Ф. 248. Оп. 17. Д. 1163. Ч. 2. 1017 л.

РГАДА. Ф. 248. Оп. 17. Д. 1163. Ч. 2. Л. 1002.

    Подушная подать в России - I Введение в России П. подати в царствование Петра I вызвано было увеличением численности регулярной армии и необходимостью найти источники для ее содержания (см. Петр I). Когда были испробованы без успеха разные частные фискальные мероприятия,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Крестьяне в царствование Петра I - Время Петра Великого время необычайного напряжения народных сил для разрешения вековой задачи великорусской государственности. Это напряжение, заставляя собирать в одно все разрозненные орудия государственной деятельности, произвело в… … Википедия

    Подворные переписи - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Земские подворные переписи комплексные исследования социально экономического положения крестьянского хозяйства … Википедия

    РЕВИЗОВАТЬ - РЕВИЗОВАТЬ, ревизовывать что, кого, контролировать, осматривая поверять, усчитывать; рассмотреть, по праву, порядок и законность дел, действий и расходов. ся, быть ревизовану. Ревизованье, ревизовка, действие по гл. Ревизор муж. кому поручена… … Толковый словарь Даля

    Киров (Кировская область) - У этого термина существуют и другие значения, см. Киров. Запрос «Вятка» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Киров Флаг Герб … Википедия

    Ревизские сказки - Ревизские сказки документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII 1 й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись… … Википедия

    Ревизская сказка - Ревизские сказки документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII 1 й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными… … Википедия