Сравнительный анализ УМК курса «Окружающий мир. Анализ учебников "окружающий мир" с позиции проблемы исследования Анализ умк окружающий мир начальная школа

Анализ УМК курса «Окружающий мир» образовательной системы «Школа 2100»

На современном этапе образования в школах функционируют разнообразные дидактические системы, представленные различными программами и авторскими наработками.

Для того чтобы определить каково место формирования представлений о взаимосвязях живой и неживой природы у младших школьников, необходимо проанализировать программный материал по окружающему миру в начальной школе. Для анализа был выбран программный курс образовательной системы «Школа 2100».

Программа А.А.Вахрушева, О.В.Бурского, А.С.Раутиана и С.В.Тырина «Мир и человек» является одной из достаточно интересных в плане структурирования материала, хотя и достаточно сложной в отношении работы.

Программа нацелена на воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире, т.е. на воспитание биосферной этики. Последнее невозможно без ознакомления ребенка с элементами целостной картины мира, которая должна стать своеобразным личностным императивом в его поведении. Это находит отражение в своеобразном расположении материала: межотраслевое следование от биоэкологии к глобальной с параллельным рассмотрением вопросов экологии человека как части природы и одновременно несколько отошедшего в своем развитии от животных. При этом смысл сообщения картины мира видится авторам в том, чтобы при минимуме сообщаемых детям знаний сделать их сознательными участниками жизни, что в свою очередь предполагает творческо-исследовательский характер работы со стороны и учителя, и учащихся. То есть предполагается не только познакомить школьников с образом мира, но и научить их пользоваться своим опытом. Поэтому решение проблемных творческих задач рассматривается как главный способ осмысления мира [коз, с.403].

Для облегчения работы в учебнике основные понятия выделены в рамке в конце каждого параграфа, а их толкование четко дано в словарике (в конце пособия), структурированном порядке [коз, с.405].

В процессе работы у учащихся сознательно формируется умение выдвигать гипотезы и доказательно отстаивать свою точку зрения (искать способы проверки), принимать чужую позицию (выслушать и выбрать правильный ответ), диагностировать и прогнозировать происходящее. Такого рода поисковая ориентация дает возможность подготовить человека к постоянному изменению условий среды. Поэтому-то именно разнообразное отражение единого и его объяснение становятся предметом данного курса [коз, с.406].

1-й класс. «Я и мир вокруг» (66 ч) - Вахрушев А.А., Раутиан А.С.

Что нас окружает (10 ч). Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы - ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твёрдые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твёрдое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).

Живые обитатели планеты (9 ч). Растения, грибы, животные, человек - живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение - свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли.

Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни.

Времена года (12 ч). Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.

Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным.

Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы - первоцветы. Птицы и их гнёзда.

Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Всё живое приносит потомство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова животных.

Экскурсия в парк «Осенняя природа».

Экскурсия в парк «Зимняя природа».

Экскурсия в парк «Весенняя природа».

2-й класс. «Наша планета Земля» (68 ч) - Вахрушев А.А., Раутиан А.С.

Введение (4 ч). Живая и неживая природа.

Земля и солнце (16 ч). Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта.

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца - причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

Земля - наш общий дом (11 ч). Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.

Природные зоны.

3-й класс. Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч). - Вахрушев А.А., Раутиан А.С.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч). Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные - потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (9 ч). Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и неживого.

Экосистема озера. Болото - заросшее озеро. Экосистема луга. Экосистема леса.

Поле - искусственная экологическая система.

Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

3-й класс. Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч) - Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч)

Времена Древней Руси. IX - XIII века (5 ч)

Времена Московского государства. XIV - XVII века (4 ч)

Времена Российской империи. XVIII - начало XX века (5 ч)

Времена Советской России и СССР. 1917 - 1991 годы (4 ч)

Современная Россия (8 ч)

4-й класс. Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч) - Вахрушев А.А., Раутиан А.С.

Данный раздел содержит следующие темы:

Человек и его строение (14 ч)

Происхождение человека (2 ч)

Рукотворная природа (10 ч) Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека.

Вода, её свойства. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

Воздух, его состав и свойства. Воздушный шар.

Горные породы и минералы, их использование человеком. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства. Использование различных металлов.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ - ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства. Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства.

4-й класс. Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч) - Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Данный раздел представлен следующими темами:

Человек и его внутренний мир (9 ч)

Человек и общество (4 ч)

Картина всемирной истории человечества (6 ч)

Человек и многоликое человечество (5 ч)

Человек и единое человечество (4 ч) [Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / - М.: Баласс, 2010. - 400 с.]. -С. 245-267

В целом естествоведческий по своей сути курс носит экологическую направленность с историко-культурологической ориентацией, отраженную как в представленном материале, так и в подходах по его построению. Он содержит много интересных авторских находок, богатый иллюстративный материал, усложненную подборку сведений и опытов, а также базируется на исследовательском, проблемном, деятельностно-практическом принципе получения информации как основополагающем, хотя и лишен в основном социально-исторического материала. Действенный его характер и идея целостности как доминантная линия построения отражены в конечном результате: понимать мир - это значит знать, что и почему так происходит в нем, прогнозировать, что с ним может произойти, и решать как далее вести себя в нем [коз, с.409].

Анализ учебников образовательной системы «Школа 2100»

Учебники формата А4, для каждого класса предусмотрено 2 части учебника, что, несомненно, облегчает эксплуатацию учебника ребенком - он лёгкий по весу, содержит крупный шрифт, красочный. Всё это обусловлено возрастными особенностями ребенка обучающего в начальной школе.

1 класс, часть 1, 2 «Я и мир вокруг»

На первых страницах учебника расположена информация для учителя родителей. Далее по содержанию идет материал о том, как пользоваться учебником. Тут ученик может познакомиться с условными обозначениями, встречающимися по тексту учебника и каким образом, ему на них реагировать.

Каждая тема начинается с новой страницы. Автор учебника как бы ведет ненавязчивый диалог с ребенком, что делает процесс обучения более свободным в плане усвоения информации.

В конце учебников размещен толковый словари.

Взаимосвязь живой и неживой природы изучается в темах о временах года .

2 класс, часть 1, 2 «Наша планета Земля»

Начиная со второго класса в учебнике помимо иллюстраций, схем еще встречаются фотоматериалы, что дает ребенку в большей степени представлять те или иные объекты окружающего мира.

В 1 части учебника, имеются 3 приложения: 1. Учимся решать жизненные задачи; 2. Проект «Моя страна»; 3. Карты (размещено 6 различных физических карт).

Вторая часть так же содержит приложения: 1. Учимся решать жизненные задачи; 2. Проект «Всемирная выставка»; 3. Карты (15 карт); 4. Игра «Путь человечества.

Как и в каждом из учебников 1 класса, во втором имеется толковый словарик в конце учебника.

Взаимосвязь живой и неживой природы можно проследить в темах о природных зонах .

3 класс, часть 1 «Обитатели Земли»

На первых страницах учебника авторы знакомят ученика, как работать с учебником, объясняет им, зачем мы учимся, как будем учиться, что надо обязательно запомнить. Далее представлен маршрут в страну знаний и с этой страницы авторы знакомят ученика с их помощниками Мишей и ленной.

1 часть учебника содержит больше текстового материала, напечатанного уже более мелким шрифтом, нежели учебники 1 и 2 классов. Много красочных схем, иллюстраций.

В этой части учебника, имеются 2 приложения: 1. Учимся решать жизненные задачи; 2. Проект «Сохраним красоту природы».

В конце учебника размещен толковый словарь.

Взаимосвязь живой и неживой природы можно проследить в главе 3 «Экологическая система» .

3 класс, часть 2 «Моё Отечество»

Здесь авторский коллектив не изменил своей традиции - знакомить учеников с устройством учебника. В учебнике в каждой теме прописан проблемный вопрос, который предлагают обсудить герои учебника Анюта и Илюша. Далее на разворот учебника представлена карта «Путешествие по «реке времени» российской империи».

В учебнике 6 глав относительно истории нашей страны.

Глава 1. Твои родные и твоя Родина в потоке времени

Глава 2. Времена Древней Руси. 9-13 века

Глава 3. Времена Московского государства. 14-17 века

Глава 4. Времена Российской империи. 18- начало 20 века

Глава 5. Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы

Глава 6. Современная Россия.

В конце учебника расположены 2 приложения: 1. Учимся решать жизненные задачи; 2. Проект «Сохраним историю родного края» и проект «Отмечаем государственные праздники».

Завершает курс обучения толковый словарь.

4 класс, 1 часть «Человек и природа»

Первая часть учебника состоит из двух глав:

Глава 1. Как работает организм человека

Глава 2. Рукотворная природа

После каждой главы учащимся предлагаются приложения. В первой главе - приложение 1. Учимся решать жизненные задачи, а во второй главе - приложения: 2. Учимся решать жизненные задачи; 3. Повторение. Природа, вещества, явления; 4. Повторение. Земля - планета жизни; 5. Повторение. Растения и животные; 6. Повторение. Природные зоны. Экосистемы.

По окончании изучения всего курса предлагается толковый словарик.

В первой части учебника взаимосвязь живой и неживой природы повторяется в приложениях 5 и 6. Где ученику предложены вопросы относительно растений и животных, их взаимосвязи, а так же вопросы касательно природных зон и экосистем .

4 класс, часть 2 «Человек и человечество»

Вторая часть учебника состоит из двух разделов. В первом разделе две главы с включенными в нее параграфами.

Раздел 1. Человек

Глава 1. Человек и его внутренний мир

Глава 2. Человек и мир людей

После главы 1 обучающимся предлагается дополнительный материал, а после первого раздела есть приложение 1. Учимся решать жизненные задачи.

Раздел 2. Человечество

Глава 3. Человек и прошлое человечества

Глава 4. Человек и многоликое человечество

Глава 5. Человек и единое человечество

После главы 4 предложен дополнительный материал, а после главы 5 приложение 2. Учимся решать жизненные задачи; приложение 3. Проект «Моё человечество».

И по завершении пройденного материала обучающимся предлагается толковый словарик.

Во второй части учебника взаимосвязь живой и неживой природы не изучается .

Вывод по главе 1

Первая глава направлена на рассмотрение теоретических основ взаимосвязей живой и неживой природы.

Охарактеризованы взаимосвязи живой и неживой природы: представлена характеристика экологических факторов; рассмотрены важнейшие экологические факторы - температура, свет и влажность.

Рассмотрены сезонные изменения в жизни растений и животных Омского Прииртышья. Дано описание изменений в живой и неживой природе по сезонной периодичности: весна, лето, осень, зима. Рассмотрено понятий «фотопериодизм».

Проанализирован УМК курса «Окружающий мир» образовательной системы «Школа 2100». Подводя итоги, констатируем, что взаимосвязь живой и неживой природы изучается в 1 классе в 4 темах о каждом времени года; во 2 классе при изучении природных зон; в 3 классе, части 1 - в главе 3 «Экологическая система»; в 4 классе, части 1 в конце учебника даются лишь вопросы для повторения природных зон и экосистем.


Анализ программы курса «Окружающий мир» А.А.Плешакова

Пояснительная записка

Учебный курс «Окружающий мир» преподается в 1-4 классах четырехлетней начальной школы.

Он имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Егоцель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся:

Воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,

Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

Развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

1. Идея многообразия мира.

2. Идея экологической целостности мира.

3. Идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

В настоящее время в школах принят к работе целый ряд образовательных программ для начальной школы. Каждая школа сама определяет по какой программе будут учиться дети. Часто в одной параллели два разных класса учатся по двум разным программам. Рассмотрим вкратце каждую из программ по «Окружающему миру» их цели и задачи. .

Программа "Гармония"

Программа "Гармония" несет в себе идеи развивающего обучения и отталкивается от тезиса активности детей в процессе освоения нового материала. Цель программы - многогранное развитие ребенка, комфортное обучение со специально создаваемыми ситуациями успеха для каждого ученика. Программа обеспечивает понимание ребенком изучаемых вопросов, способность сформулировать задачу и решить ее, способность самоконтроля и самооценки. Программа "Гармония" успешно решает такие задачи как:

  • · формирование приемов умственной деятельности - анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение;
  • · приоритет самостоятельной работы учащихся;
  • · активное включение в познавательную деятельность путем наблюдения, выбора, преобразования, конструирования;
  • · соблюдение баланса между интуицией и знанием;
  • · опора на опыт ребенка;

единство интеллектуальных и специальных умений (Брынина, 2001, 8).

Программа "Школа России"

"Школа России" - национальная программа образования. Цель программы - создание условий духовно-нравственного развития учащихся. Программа считается традиционной, охватывает все образовательные области и учебные предметы, включая информатику и иностранный язык. Эта программа несет в себе многие принципы отечественной школы, доказавшие свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, учитывает возрастные особенности детей. Программа решает следующие задачи:

  • · личностное развитие младших школьников;
  • · гражданско-ориентированное образование младших школьников;
  • · формирование глобально-ориентированного мышления;
  • · обеспечение эко-адекватного образования(Козина, 2003,13).

Начальная школа XXI век

Учебно-методический комплект "Начальная школа XXI век" под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой - один из самых популярных сегодня. Цель программы - полноценное идивидуальное развитие ребенка и его обучение. Отличительной особенностью программы можно считать систему педагогической диагностики с 1 по 4 класс, которая позволяет определять готовность конкретного ученика к обучению, основательность усвоения материала. Педагогическая диагностика призвана оценивать не конечный результат решения задач, а способ их решения конкретным учеником. Задачи, которые решает программа "Начальная школа XXI век":

  • · использование наглядно-образного мышления, соответствующего детям этого возраста;
  • · включение игровых методов обучения(Брынина, 2001, 5)

Программа "Школа 2100"

Образовательная система "Школа 2100" - уникальный опыт создания целостной образовательной модели непрерывного обучения детей от младшего дошкольного возраста до окончания школы. Цель программы - обеспечение самоопределения личности, создание условий для успешной самореализации, способности самосовершенствоваться. Программа "Школа 2100" постоянно развивается, сохраняя концептуальную целостность. Задачи, решаемые в рамках программы "Школа 2100":

  • · непрерывность и приемственность образования по всем школьным предметам;
  • · самостоятельное открытие детьми нового знания;
  • · формирование единой картины мира;
  • · ориентация на творческое начало в учебной деятельности;
  • · возможность для каждого ребенка продвигаться в своем темпе.

Развивающая система Л.В.Занкова

Система обучения профессора Занкова считается развивающей и следует дидактическому принципу «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности». Отличительной особенностью программы является высокий темп прохождения материала. Программа опирается на научные исследования особенностей мыслительного аппарата младших школьников, при этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Цель программы - оптимальное общее развитие каждого ребенка. Ведущая роль при этом отводится теоретическим знаниям. Задачи обучения по системе Занкова:

  • · формирование целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства;
  • · создание условий для осознания процесса учения каждым школьником;
  • · реализация активных форм познания: наблюдение, опыты, дискуссия;
  • · актуализация практической значимости изучаемого материала для обучающихся;
  • · развитие информационной культуры - проведение исследовательских и проектных работ(Калинкин,2003, 66).

Развивающее обучение по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

В основе системы Эльконина-Давыдова лежат научные понятия об изучаемом материале. Знания даются не в виде аксиом и правил, а путем их постижения, то есть ученик может что-то не знать, но должен уметь при необходимости восполнить этот пробел. В классах изучаются принципы построения языка, строение и происхождение числа и т.д. Цель развивающей системы Эльконина-Давыдова - формирование осознанного подхода к изучению различных дисциплин: дети умеют аргументировано отстаивть свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательсв и объяснений. Задачи, решаемые в процессе применения системы Эльконина-Давыдова:

  • · создание комфортной атмосферы обучения (отсутствие отметок: оценка работы учеников происходит на качественном уровне в виде рекомендаций);
  • · дети не переутомляются, перегружая память многочисленными новыми сведениями;
  • · развитие способности необычно, глубоко мыслить.

Учебно-методический комплекс "Перспектива"

Учебно-методический комплекс "Перспектива" Образовательная система "Перспектива" полностью отвечает требованиям Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, сочетает в себе элементы развивающей и традиционной школы. Дидактической основой системы учебников «Перспектива» стал деятельностный метод доктора педагогических наук Л.Г.Петерсон, которая стала научным руководителем системы учебников "Перспектива" с 2010 года. Цель - не только адаптация к миру, но личностная реализация учащихся в мире через поток познавательных действий. При этом особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников. Задачи образовательной системы "Перспектива":

  • · формирование умения учиться, включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;
  • · изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный;
  • · развитие логического и образного мышления, воображения, интуиции;
  • - формирование системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации.

В нашей работе мы рассмотрим Развивающую систему Л.В. Занкова УМК “Окружающий мир” Авторами этой программы являются: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Основу интегрированного курса составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагает ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок), - служит упорядочиванию широкого и разнообразного содержания интегрированного курса.

Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественнонаучных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщения его к ценностям гражданского общества, становления активной и ответственной гражданской позиции, воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе. Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса. От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу. В УМК «Окружающий мир» входят учебники (1-4 классы) с электронным приложением, рабочие тетради, мультимедийное приложение «Проверь себя», поурочно-тематическое планирование, методические рекомендации для учителя. .

Учебники «Окружающий мир» для 1-4 классов (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Содержание учебников соответствует ФГОС НОО. К каждому учебнику есть электронное приложение. Рабочие тетради входят в УМК «Окружающий мир» и предназначены для самостоятельной работы обучающихся. Предложенные в них задания расширяют знания детей об окружающем мире и придают им действенный характер, создавая условия для общего развития детей. .

Новые издания тетрадей имеют свои особенности. Содержание тетрадей расширено за счет заданий, направленных на развитие универсальных учебных действий у учащихся. В конце тетрадей для 1 и 3 класса есть разрезные карточки, которые дети могут использовать при работе с разными заданиями. Со 2 класса предусмотрена система самооценки, направленная на развитие умений адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и воспринимать оценку своей работы учителем. Все тетради прекрасно иллюстрированы. .

В тетрадях для 1-3 классов есть цветная вкладка с наклейками, которые используются при изучении соответствующих тем учебника. Они вносят разнообразие в процесс усвоения ребенком учебного материала, являются дополнительным фактором мотивации и рационализации учебной деятельности, способствуя организации деятельностного подхода в обучении, делают учебный процесс более динамичным и интересным. Таким образом, разносторонняя работа с заданиями в тетрадях создает благоприятные условия для достижения предметных результатов. Мультимедийные материалы «Проверь себя» (1 класс) представляют собой программу для установки на компьютер, которая предназначена для работы ребенка в домашних условиях (под контролем родителей), а также может использоваться в школе на уроках и во внеурочной деятельности. Материалы представлены в виде заданий тестового типа. Компьютерная программа создана с учетом возрастных особенностей учащихся: - дублирование текста заданий голосом, поскольку первоклассники только начинают читать; - соответствие оформления текста требованиям СанПиН; - ограничение по времени - продолжительность работы ребенка не более 15 минут. .

Пособия для учителя в УМК «Окружающий мир» входят методические рекомендации и поурочно-тематическое планирование. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» включают концептуальные положения курса, программу, планируемые результаты освоения обучающимися программы курса в соответствии с ФГОС начального общего образования 2009 г., подробные методические пояснения к каждой учебной теме. Приведены также разработки и фрагменты уроков, дан дополнительный материал, который может быть использован учителем на занятиях. В поурочно-тематическом планировании подробно показаны достигаемые предметные результаты каждого урока и возможные виды деятельности обучающихся. Кроме того, предложены примерные задания для классной и домашней (со 2 класса) работы. На основе данного поурочно-тематического планирования учитель сможет составить свой вариант, учитывая индивидуальные особенности детей, техническое оснащение кабинета и природные особенности своего региона.

Разобравшись, что в общем представляет собой программа курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Теперь мы рассмотрим как изучается тема «культуры здоровья» в этой программе.

С 1 по 3 класс тема здоровья промелькивала только в некоторых темах урока. Более же глубокое изучение понятия «культуры здоровья» и «здоровья» начинается в 4 классе. В первом семестре начиная уже с 5 урока дети постепенно начинают изучать основные составляющие культуры здоровья. В программе Л.В. Занкова для 4 класса изучается не только тема здоровья, но и другие темы, такие как «Трудный путь становления медицины», «Начало нового времени», «Россия - наша Родина» и многие другие, по этому изучение тем, которые составляют культуру здоровья ученики изучают не одним блоком, а в разброс.

Изучение они начинают с темы «Рост и развитие организма человека. Режим дня в его жизни», на уроке по этой теме теме дети делают такие задания: расположение в хронологической последовательности фотографий в разные периоды развития человека; анализ внешних изменений, происходящих с человеком, выявления причин и следствий; сравнения условий труда людей различных специальностей и их режима дня; составление режима дня; обсуждение и оценивание режима дня одноклассников. В итоге урока дети должны понимать причину роста живых организмов, осознавать необходимость соблюдения человеком режима дня и его влияние на здоровье.

После дети изучают осанку человека. В ходе урока выдвигаются такие вопросы как: каким образом осанка и жестикуляция человека влияет на восприятие этого человека другими людьми; важна ли красивая осанка для мальчиков и девочек; одинаковые упражнения они должны делать. Ученики объясняют взаимосвязь между осанкой и здоровьем человека. Называют признаки правильной осанки. Учитель рассказывает учащимся о различных упражнениях для формирования правильной осанки. Эта тема изучается детьми на 7-8 уроке окружающего мира. На уроке 20-ом дети изучают здоровый образ жизни. Дети работают с текстом и иллюстрациями учебника. Сравнивают традиций соблюдения личной гигиены разных народов. Составления правила личной гигиены. Коллективно обсуждают значение закаливания для здоровья человека. Дети должны научится характеризовать своими словами значения понятий «гигиена», «закаливание». Знать основные правила личной гигиены. Приводить примеры способов закаливания.

В середине 2 семестра, начиная с 55 урока по окружающему миру дети изучают питание и все его составляющие, эта тема занимает у них занятия. Уже на последнем 3 занятии по питанию ученики знакомятся с такими понятиями, как «правильное питание» и «здоровая пища». Дети знакомятся с правилами ухода за полостью рта, необходимости соблюдения гигиены полости рта, регулярное посещение стоматолога. Так же учащиеся работают с текстом учебника извлекают необходимую информацию по теме. Обсуждают необходимость правильного питания, а так же составляют правила здорового питания детей.

Последняя и обобщающая тема, которая относится к культуре здоровья это «Сохранение здоровья - важнейшая задача для жизни человека». На уроке ученики выполняют в группе учебный проекта «Будь здоров!». Читают подготовленные сообщения и защищают их. Обсуждают и оценивают качество выполнения собственной работы и работ одноклассников. В конце обобщающего урока дети должны уметь характеризовать своими словами значения понятий «здоровье, здоровый образ жизни, система органов»; объяснять, что все органы в организме составляют единое целое; называть изученные системы организма; осознавать, что режим дня, правильное питание, гигиены и физкультура укрепляют здоровье; знать, какие вредные привычки разрушают здоровье человека(Дмитриева,2005).

В данном параграфе мы изучили основные положения Развивающей системы Л.В. Занкова УМК “Окружающий мир”. Посмотрели как изучается тема «культуры здоровья» на отдельных уроках «Окружающего мира». По нашему мнению система Занкова не есть целесообразной, так как детям легче и проще воспринимать информацию разделами(блоками), нежели усваивать ее в разброс. В данном случае тема «культуры здоровья» изучается не достаточно углубленно. Проблема культуры здоровья очень важна на сегодняшний день и азы культуры здоровья должны закладываться с первого класса, а нес четвертого, как это делается в данной программе.

Современное образование » Эффективность применения информационных компьютерных технологий в процессе формирования у младших школьников знаний о явлениях неживой природы » Анализ учебных программ по естествознанию для начальных классов

Страница 1

Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной школе является вариативность программ. Своеобразие каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемые для него варианты учебного курса. К настоящему времени разработано более 11-ти вариативных курсов по предмету «Окружающий мир».

В данной работе проанализированы пять курсов на предмет наличия в них учебного материала по теме «Явления неживой природы»: “Зеленый дом”, автор А.А.Плешаков (М.: Просвещение); “Природа и люди”, автор З.А.Клепинина (Смоленск: Ассоциация “ХХI век”); “Окружающий мир”, авторы Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов (М.: Просвещение); “Мир и человек”, авторы А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан (М.: Дрофа); “Окружающий мир”, авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин (М.: Инпро-Рес). Эти курсы представлены авторскими программами и обеспечены учебниками, учебными пособиями и методическими разработками для учителя.

Цель данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Главная отличительная черта этого курса – четко выраженная экологическая направленность.

В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы обучения. Для успешного решения задач курса предполагается проведение экскурсий и учебных прогулок. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Важное место в учебном процессе занимают ролевые игры, учебные дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной природоведческой литературы и поиск в ней необходимой информации.

Система учебных пособий А.А. Плешакова предоставляет учителю реальную возможность дифференцировать обучение, исходя из сформированности познавательных интересов учащихся и достигнутого уровня умения читать и понимать прочитанное (38).

Явления неживой природы изучаются в 1 и во 2 классах. В 1 классе рассматриваются такие явления, как облачность (Какие облака бывают?), снег (Откуда берется снег?), дождь (Почему идет дождь? Какие бывают дожди?), ветер (Что такое ветер? Почему дует ветер? Какой бывает ветер?), радуга (Как образуется радуга? Почему радуга разноцветная?). Во 2 классе явления рассматриваются в рамках тем: «Явления природы» (определение явлений природы, сезонные явления); «Что такое погода» (температура, облачность, осадки, ветер, гроза, метель, снегопад); неживая природа осенью (зимой, весной, летом). Объем изучаемого материала небольшой.

Реализуется в рамках образовательной программы «Школа XXI века». В данном курсе в большей степени нашло отражение интегрирование природоведческой и социальной составляющей. Изучение естественнонаучных и обществоведческих вопросов идет в едином курсе на протяжении всех четырех лет обучения. Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек - природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правильное поведение в ней.

В основе построения курса лежит принцип отбора наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, максимальный учет его психологических доминант, снятие авторитарного и установление демократического диалога между учителем и школьниками. Поэтому содержание курса построено «от ребенка», прослеживается его взаимоотношения с миром природы, вещей, своим собственным миром и социумом.

Автор предлагает использование нетрадиционных форм организации обучения, усиление роли занятий, которые проходят вне класса. Меняется и роль уроков в классе: из формы организации обучения «по шаблону», вербального накопления знаний из книг и со слов учителя они становятся средством обобщения, систематизации знаний, полученных чувственным путем. При этом автор предлагает изменить структуру урока в классе. Она состоит из взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей. Обязательной структурной единицей урока становится игра (ролевая игра) и продуктивная деятельность. Изучение программных тем идет в соответствии с особенностями природных и социальных явлений, уровнем развития и осведомленности учащихся, конкретными условиями школы. Последовательность изучения тем устанавливает учитель по своему усмотрению (10).

Анализ УМК по окружающему миру

Название

Основные принципы

Приоритетные методы

Последовательность предъявления учебного материала

Качество иллюстративного материала

Навигация по учебнику

Интересные находки

УМК «Школа России» «Окружающий мир» (А.А. Плешаков)

Приоритет воспитания в образовательном процессе;

Личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

Сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

принцип воспитания гражданина России;

Принцип ценностных ориентиров;

Принцип обучения в деятельности;

Принцип работы на результат;

Принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.

Наблюдения природы и общественной жизни;

Практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера;

Творческие задания;

Дидактические и ролевые игры;

Учебные диалоги;

моделирование объектов и явлений окружающего мира.

Неживая природа, растения,

животные.

Отличное, т.к. в учебниках и тетрадях много реалистичных изображений и фото.

Читаем и работаем вместе со взрослыми

Сравниваем

Атлас-определитель

Странички «умного совенка»

Пословицы и поговорки

Используется «Алгоритм самооценки». В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:

Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)

Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)

Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)

Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)

УМК «Гармония»

«Окружающий мир» (Поглазова ОТ., Шилин В.Д.)

вариативности

системности

доступности

наглядности

преемственности

краеведческий

экологический

сезонный

Объяснительно-иллюстративный,

Частично-поисковый,

Исследовательский

Неживая природа, растения,

животные.

Концентрический принцип построения программы

Учебник менее красочный, чем в УМК «Школа России», но иллюстрации также реалистичные.

Система условных обозначений:

Обратите внимание

Рассмотрите изображение

Запомните

Задание повышенной сложности

К заданию есть ответ

Это интересно знать

Проведите эксперимент

Используются:

Дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.;

Уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез;

Уроки-путешествия,

Уроки-заседания экологического совета, - уроки-конференции.

УМК «Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

«Окружающий мир»

(Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва)

Курс основывается на следующих принципах: естественно-научное знание представляет собой совокупность фактов, теорий, объясняющих факты, и научного метода, позволяющего получить факты и строить объяснительные модели; предметом изучения является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе; основным методом обучения является решение детьми системы учебных задач; в курсе «Окружающий мир» основной учебной задачей является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений.

Частично-поисковый,

Исследовательский

Наблюдение

Эксперимент

Неживая природа, растения,

животные.

В данном УМК работа над каждой темой идет более интенсивно, чем в других УМК.

На высоком уровне, т.к. иллюстрации реалистичные. Учебник и тетрадь содержат много картинок-инструкций и картинок-задач, связанных с практической деятельностью детей.

Система условных обозначений:

Цели обучения

Обрати внимание! Это важно! Суть!

Ответы на вопросы

Практическое задание

Литература

Повтори!

Контрольные вопросы

Обдумайте это

Это надо записать в тетрадь

Программа содержит разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы, в основу изучаемых курсов положена система научных понятий.