Боги скифов. Бог, отец Иисуса Христа - кто это и как он появился? Притча о том, что Бог постоянно заботится о нас

Геродот описывает и религию скифов. «Они были язычниками и почитали многих богов: прежде всего Гёстию, затем Зевса и Гёю. Этих богов признают все скифы, а так называемые царские скифы приносят жертвы ещё и Посейдону. На скифском языке Гестия называется Табйти, Зевс - Папай, Гея - Апи».

Табити

Это божество скифы почитали «более всего». Клятва этой богине считалась важнейшей, нарушивших её казнили. Культ Табити, как и культ греческой богини Гестии, был связан с огнём и очагом, которые почитались. Табити считалась также подательницей пищи и благополучия.

Папай

Папай - прародитель скифов и скифских царей. Его имя иранского происхождения и означает «отец», «защитник». Папай - олицетворение неба, творец мира и людей.
Апи считалась супругой Папая. В скифской мифологии её представляли змеедевой, «рождённой землёй девой», прародительницей скифов. Её образ связан и с водой, питающей землю, подземными водами. На Кубани найдено довольно много изображений Апи-змеедевы - в курганах Большая Близница на Таманском полуострове, возле станицы Ивановской и Усть-Лабинска. На золотой бляшке из станицы Ивановской, украшавшей деревянную чашу, изображена крылатая богиня в хитоне, складки которого завершаются головками змей и грифонов. На голове богини - высокий головной убор, в её руке - мужская голова. Интересно, что в этом же погребении были найдены золотые бляшки (украшения одежды) с изображениями Геракла.

Геракл

Его скифского имени Геродот не приводит. Но ему близок образ Таргитая - первого человека скифской мифологии, победителя чудовищ, отца Липоксая, Арпоксая и Колаксая, ставших родоначальниками скифских племён. Геракл-Таргитай одновременно человек и бог, создатель мирового порядка, олицетворение силы и доблести. В отличие от Папая-Зевса его образ ближе к людям и потому был очень популярен на Боспоре и в среде варварских племён. На ритоне из кургана Карагодеуашх он изображён в виде всадника в сцене божественной передачи власти. О популярности образа Таргитая говорит использование его имени. Так, известная меотская царица носила имя Тиргатао.
Другие скифские боги также связаны с греческими: Аргимпаса - с греческой Афродитой Уранией (Небесной). Она почиталась как божество плодородия, заступница и покровительница.

Арей

Арей - близок греческому богу войны Аресу. В его честь сооружали алтари, жертвоприношения ему отличались особой пышностью и жестокостью. «В каждой скифской области по округам воздвигнуты святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую... Наверху устроена четырёхугольная площадка. На каждом таком холме водружён древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот...»

Тагимасад - Посейдон

Глубоко почитался скифами Тагимасад - Посейдон, бог плодоносящей воды (морей, рек) и покровитель лошадей.
Сведения Геродота о скифских культах и святилищах подтверждаются археологическими находками.

Читая послания апостола Павла церквям, вы могли заметить одну закономерность: практически в каждом из посланий Павел пишет слова, примерно такого содержания:

благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа

Рассмотрев все места с упоминанием слова Отец в Новом Завете, мы пришли к выводу, что в этих местах писания, как правило, присутствует то ли пунктуационная ошибка, то ли намеренное искажение смысла с целью подтверждения определенной доктрины.

Синодальный перевод передает мысль Павла таким образом: Бог Отец, являющийся отцом по отношению к Богу Сыну, первая ипостась троицы, совместно со со второй ипостасью троицы да даруют вам благодать и мир.

Желание доказать всем поклонникам Арианства, что Бог - троица исказило куда более глубокий смысл. Ведь на самом деле слова Павла должны написаны так:

благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа

Данное написание используют практически все современные переводы, в том числе и Библия короля Якова. Таким образом мы видим, что на самом деле Павел пишет, что нас благословит не просто первая ипостась Троицы, а Бог, которого уже мы можем назвать своим Отцом, и с которым стали близки посредством крови Иисуса Христа, которому молимся "Отче наш" и к которому Духом взываем "Авва, Отче".

Теперь, когда у вас есть представление о цели написания статьи, я бы хотел перейти к фактам и начать сухое, кропотливое исследование писания.

Бог стал нашим отцом

Если вы вспомните все молитвы из Ветхого Завета, то заметите, что никто в Ветхом Завете не обращается к Богу со словами Отец. И это не потому, что до Христа люди не знали учение о троице и не могли обращаться к ее первой ипостаси. А потому, что тогда у человечества был иной статус по отношению к Богу. После греха Адама все без исключения люди были изгнаны из рая и стали посредством греха врагами Богу. С самого рождения человек был грешен и Божию благодать нельзя было получить автоматически. Униженное положение человечества должно было побудить людей искать Бога, чтобы по его милости он вернул нам то, что мы так не ценили в раю.

Истинное примирение людей с Богом должно было произойти только через Иисуса Христа. Задолго до прихода Господа на землю, Бог, посредством образования народа Израиля и установления через Моисея закона, в виде образов указал на грядущее избавление человечества. Кем тогда Израиль был по отношению к Богу? Их отношения можно сравнивать с отношениями слуги или раба с их владельцем. Бог, выведя евреев из египетского рабства и искупив их первенцев, стал полноправным Господином израильского народа.

С приходом на землю Иисуса Христа все изменилось. Вспомните, как возмущались фарисеи, когда Иисус называл Бога своим отцом:

37. Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
38. а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
39. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их…
(Св. Евангелие от Иоанна 10:37-39)

Евреи считали Иисуса богохульником, т.к. он, по их мнению обычный человек, приравнивал себя к Богу, называя его своим отцом:

33. Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
(Св. Евангелие от Иоанна 10:33)

В обычном понимании может показаться, что Иисус просто представляет себя как вторую ипостась троицы. Однако евангельская мысль гораздо глубже доктринальных заморочек современных и древних богословов. Иисус, находясь в теле, внешне был обычным человеком, и называя Бога своим Отцом, он в первую очередь показывал людям на те взаимоотношения, которые человечество может получить и указывал на себя, как на того, кто знает как стать Сыном Божьим и может привести к этому других людей.

Апостол Иоанн, любимый ученик Иисуса, очень хорошо понимал эту грань служения Господа. Свое евангелие он начинает такими словами:

12. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ,
13. которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:12,13)

Иисус был предвестником усыновления человеков Богом. Вспомните как он учил своих учеников молиться:

9. Молитесь же так: Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое…
(Св. Евангелие от Матфея 6:9)

Сейчас мы читаем эти слова как само собой разумеющиеся, однако в первом веке это было чем-то сногсшибательным - называть Яхве своим Отцом.

9. и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец , Который на небесах…
(Св. Евангелие от Матфея 23:9)

Не думаю, что на момент произношения этих строк кто-то из учеников понимал слова Господа в полной мере. Потому что родиться свыше - это не просто назвать Бога Отцом и что-то там в себе чувствовать. Усыновление произошло в пятидесятницу, когда на первых христиан сошел Дух Божий.

15. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
16. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.
17. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
(Послание к Римлянам 8:15-17)

Единственный стих Синодального Перевода, где мы видим правильную пунктуацию находится в Первом послании Тимофею. Самое разумное объяснение этому факту - желание переводчиков хоть в одном месте сохранить изначальный смысл. Обратите внимание на то, как правильно стоят запятые и как это меняет смысл всего стиха.

2. Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
(Первое послание к Тимофею 1:2)

В остальных аналогичных местах запятых нет, и это мы объясняем желанием искусственно создать аргументы для доктринальной войны с противниками учения о троице.

В приведенных ниже стихах запятые, выделенные красным цветом - наша исправленная версия Синодального перевода. В оригинальном тексте перевода их, увы, нет.

  • 7. всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
    (Послание к Римлянам 1:7)
  • 3. благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
    (Первое послание к Коринфянам 1:3)

  • (Второе послание к Коринфянам 1:2)
  • 2. благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
    (Послание к Ефесянам 1:2)
  • 2. благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
    (Послание к Филиппийцам 1:2)
  • 3. благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас…
    (Послание к Колоссянам 1:3)
  • 1. Павел и Силуан и Тимофей - церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
    (Первое послание к Фессалоникийцам 1:1)
  • 2. благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
    (Второе послание к Фессалоникийцам 1:2)

Иногда Павел пишет не "Бога, Отца нашего", а просто "Бога, Отца". В данном случае это обычное упрощение, а не указание на ипостась троицы и правильное написание должно быть с отделением слова "Отца" запятыми

Сейчас я расскажу, или попытаюсь объяснить, каков Бог, научимся представлять всю истину и величие нашего Господа.

Мы должны прекрасно понимать о том, кто такой Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святый Дух. Почему Бог "Триедин"? Как бы есть три Бога, но понимаем и знаем, что Бог один. Как можно представить такую Святую гармонию?

Из Писания мы знаем, что человеку не понять всю истину Господа (Втор.29:29, Втор.32:34, Откр.10:7). То есть, человеческий разум не может вообразить мудрость Господню, да и Самого Господа; а иначе, – наш мозг бы взорвался. Человек с самого начала был создан по образу Божьему (Быт.1:26) недоступным до всех тайн Господних. И Бог запретил человеку есть плод, который дает познания добра и зла (Быт.2:16-17). Так и после первого греха человек был изгнан из сада Едемского, чтобы он не стал подобным Господу (Быт.3:22-24).

Мы видим, что Бог не допустил, чтобы человек получил мудрость, силу, вечность. А иначе: хоть и у человека открылись глаза к пониманию добра и зла (Быт.3:5-7), но в придачу он получил и первый грех, смерть, он стал недоступным к Богу, потерявши самую первую гармонию с Богом (1Кор.15:22, 1Кор.15:45).

По этому, человек не может взять на себя больше, нежели было на него возложено Господом в самом начале. После грехопадения Бог дал человеку другие указания, так как он уже сменил свое мировоззрение (Быт.3:15-19).

Хоть мы и не можем познать всю истину Господню (Иов.36:26, Ос.14:10), и не сможем углубиться во все тайны Его, – Бог дал нам все, чтобы мы поняли самое главное, самое драгоценное, самое необходимое; и все это изложено в Библии. Ведь без понимания этого, – наша вера тщетна. Ведь мы верим не в воображаемого Бога, – но в живого и истинного (Дан.14:25, Деян.14:15, Евр.9:14).

Смотря на рисунок, мы видим, что между Богом Отцом и человеком стоит грех. То есть, после того как появился грех, человек не может соединится с Богом. Из Библии мы знаем, как Бог проходил садом Едемским (Быт.3:8) и человек обитал в этом саду. Но это было до греха. Теперь Бог Отец стал недоступным.

Бог Отец – это глава. Ведь Иисус назвал Его виноградарем в Своих притчах (Иоан.15:1). Это Бог с Которым мы потеряли связь, но не Он с нами. Он есть Тот, Который прощает грехи (Пс.102:3), перед Которым мы будем нести отчет (Рим.14:12, Евр.4:13), Который будет судить нас (Деян.17:31, Рим.3:6).

Но как мы оправдаемся перед Богом, если у нас нет к Нему доступа?

Но теперь вернемся к рисунку, и мы видим, что у человека с Богом Отцом есть связь, и это Бог Иисус Христос (Рим.5:1-2, Еф.2:17-18). Все Евангелие свидетельствует о спасении в Иисусе Христе, да и в Ветхом Завете говорится о грядущей Благодати.

Человек не может сам преступить границы греха (Матф.19:26, Мар.10:27), ведь грех в самом человеке. Но Иисус был без греха и победил грех (1Пет.2:22, 1Иоан.3:5), будучи Сыном Человеческим, стал крепким мостом по которому человек может перейти через грех, и прийти к Богу Отцу уже без греха.

У нас возникнет вопрос, почему Иисус Христос родившись во плоти человека не получил в наследство греха, как все люди? За ответом мы идем к Писанию:

1. Иисус Христос был прежде всех созданий Господних (Кол.1:15, Иоан.1:1-5, Иоан.1:14). И как мы видим, Иисус не был во плоти, – но Словом, Он был той Мудростью Господней (Прит.8:22-31).

2. Библия говорит "…Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду…" (Матф.1:2). Написано, что мужеский пол несет в себе родство. Мужские семена порождают новую жизнь. И мы знаем, что отцом всех человеков является Адам, который и передал всем сыновьям и дочерям первый грех. Читая Евангелие от Матфея (Матф.1:1-17), написано все родословие до Иисуса Христа, но не указано, что Иисус родился от Иосифа, а только то, что Иосиф был с Марией. Но написано, что Мария, будучи неприкасаемая мужчиной, зачала от Духа Святого (Матф.1:18).

И по этому, Иисус Христос не был сыном от человека, – но Сын Человеческий. И грех Адама не мог подействовать на Него, – но Иисус Христос стал вторым Адамом (1Кор.15:45-47), в Котором уже нет греха. И мы должны родится свыше, родится от Иисуса Христа (Иоан.3:3).

До рождения Христа был первосвященник. Он совершал жертвоприношения (Исх.30:20), через которые люди получали свободу от греха. Очищение люди получали через пролитую кровь жертвы, освобождение от греха – через смерть животного во время жертвоприношения.

Но это был всего лишь прообраз будущего. В Библии написано, что жертв и приношений Господь не восхотел (Пс.39:7, Евр.10:5-9). Эти жертвы были угодны Богу, – но их нужно неоднократно приносить, и жертв было много. Люди постоянно грешили. Грех за грехом. Жертвы не прекращались. Кровь текла рекой.

Теперь ми знаем, Кто Бог Иисус Христос, и зачем Он пришел в свое время на землю. Бог Иисус Христос является ключом всего бытия. Он есть самой идеальной и желаемой жертвой за грех. За грех, который Он не совершил, но мы, будучи от рождения под грехом. Эта Идеальная Жертва была совершена однажды, – действует на всех людей всего бытия, и живым и мертвым. Ведь Господь Иисус Христос свидетельствовал о Себе и живым и мертвым. Только мы должны быть достойными великой жертвы, достойными детьми Господа. И Он является соединителем нас с Богом Отцом.

Исходя из рисунка Бог Святый Дух присутствует везде. Его трудно представить. И многие представляют Святый Дух в виде голубя, спускавшегося на Иисуса Христа (Матф.3:16, Лук.3:22). Святого Духа человек не может увидеть, не может пощупать, но Его можно почувствовать (Иоан.14:16-17).

Он подобен ветру, который постоянно движется, постоянно в действии; Он подобен воздуху, который присутствует везде. Человек не может управлять ветром, так и Духом Святым нельзя управлять. Он как самая тонкая нить, способен пробраться в глубины сердец. Он чувствует все радости и переживания, Ему открыты все тайны сердца человеческого (1Кор.2:10).

Много в Библии написано о сердце человека. И Бог сказал: вырвите ваши сердца каменные, жестокие, и Я вам дам сердца плотяные (Иез.11:19, Иез.36:26).

Ведь Дух Святый не во всех человеках пребывает, – но в тех, кто Его зовет, в которых есть место для Него (2Кор.3:3, 1Иоан.3:24).

Иисус говорил, что кто скажет хулу на Духа Святого – тому не простится ни в сем веке (Лук.12:10, Матф.12:32), ни в будущем. Насколько чувствителен наш Бог Дух Святый, что оскорбивший Его хулою уже осужден. Это как измена, – никогда не простится. Давид молил Господа, чтобы Духа Своего Святого не отнимал (Пс.50:13).

Иисус ушел на небеса к Отцу (Еф.1:20), но оставил нам Духа Святого, Утешителя, через Которого мы познаем Господа Иисуса Христа (2Кор.1:22, 2Кор.5:5, Еф.1:13-14), ведь Дух Святый исходит от Иисуса (Иоан.15:26, Иоан.16:13-15). Он всегда свидетельствует о Иисусе Христе. Мы и молится должны будучи наполнены, как кувшин, Духом Святым.

Дух Святый – это Сила, Которой Иисус исцелял людей, изгонял бесов, воскрешал мертвых.

Дух Святый – есть гармония между Богом Отцом и Богом Сыном Иисусом Христом.

Святый Дух есть Любовь.

Есть Слово, которое есть Мудрость; есть Любовь, и все у Бога, и все есть Бог.

По этому, мы и понимаем значение слова "Триедин".

Теперь нам понятно, Кто есть Бог.

Бог Отец, Который пожертвовал Своим Богом Сыном, чтобы мы получили спасение в Нем. А Бог Сын Иисус Христос дал нам Бога Духа Святого, дабы и мы через Иисуса Христа, будучи в Духе Святом, восстановили утерянную гармонию с Отцом Небесным.

Ибо велик Господь Израилев, и для нас стал Господом в Иисусе Христе, Которого мы приняли и возлюбили, ибо и для нас Он принес великую жертву, Самого Себя отдал и для язычников, в Котором и мы стали сыны и дочери Божьи в Иисусе Христе, и запечатлены Духом Святым, и Который дает нам свидетельство, что мы уже дети Божьи, и уже не язычники как раньше, – но сыны и дочери Божьи, братья и сестры в Господе нашем и Спасителе нашем Иисусе Христе.

Слава нашему Господу Богу с рода в род, во веки и веки.

Наряду с древним культом домашнего очага и антропоморфными матриархальными богинями природы, у скифов существовал и патриархальный культ предка-родоначальника.

Геродот сообщает, что своим отцом и верховным богом скифы называли небесного бога Папая. Геродот приравнивал его (по созвучию с греческим словом «πατέρας» — отец) к греческому богу — небесному отцу Зевсу.

Скифы считали Папая своим родоначальником, супругом скифской богини земли Апи и отцом богини реки Борисфена.

Папай — небесный бог, соответствовал, по замыслу Геродота, небесному громовержцу Зевсу, отцу богов и людей.

По-видимому, именно, небесный бог Папай представлен на уникальном скифском навершии, найденном в одном из курганов в центральной области скифов (ныне Днепропетровская обл.)

В центре конического навершия изображена нагая фигура бородатого бога Папая, над ним летящая птица с распростёртыми крыльями.

С четырёх сторон света его окружают стилизованные отростки, украшенные фигурками четвероногих животных и увенчанные четырьмя летящими птицами с длинными изогнутыми шеями и головами грифонов, держащими в клювах, на хвосте и на крыльях звенящие колокольчики, весящие на длинных цепочках. При встряхивании навершие издаёт мелодичный звон.

Скифский верховный бог Папай, окружённый птицами небесными, играл роль могучего оберега, который своим видом и звоном колокольчиков отгонял злых духов и оберегал своих земных детей.

К концу IV — началу III в. до н.э. образ патриархального божества Папая, постепенно, выдвигался на первое место, оттесняя матриархальные женские божества на второй план. Сопоставляя сюжеты двух ритонов из кургана Карагодеуашха и из Мерджан, относящихся примерно к одному времени, мы видим, что бог-мужчина занимает доминирующее положение. На одной из диадем боспорского царя Рискупорида III (211-229 гг.), найденной в 1837 г. в кургане села Глинище (в Керчи), бог изображен в виде всадника, сидящего на коне и приветствующего богиню, сидящую перед жертвенником.

На скифском надгробии изображён верховный бог Папай передающий священный ритон скифскому войну. Близкое по сюжету изображение есть на бляшке золотого венца из погребения, открытого в 1841 г. близ Керченских каменоломен и на золотом венке, найденном в Керчи в 1910 г. Греческая богиня победы Ника венчает золотым венцом всадников.

Танаис — античный город, существовавший с III в. до н. э. по V в. н. э. в устье реки Дон (р. Танаис), в 30 км к западу от Ростова-на-Дону, у посёлка Недвиговка, крупнейший в России археологический музей-заповедник.

В I веке н. э. входил в состав Боспорского царства. Поскольку город Танаис был торговым, в нём поклонялись греческому божеству Гермесу - богу торговцев и путешественников. Археологи находят изображения Гермеса в домах купцов и торговцев.
Танаиты считали покровителем города речного бога Танаиса и устраивали в его честь празднества. Бог Танаис на Дону, был подобен богу Борисфену, почитаемому в Ольвии. Его изображение мы видим на монетах Ольвии. По свидетельствам античных греческих авторов, бог Танаис был сыном Океана и Тефиды, и почитал лишь одного бога войны Ареса. За это греческая богиня Афродита наказала его страстью к своей матери. Танаис покончил с собой, кинувшись в реку, с тех пор река стала носить его имя — Танаис (Дон).

Жители античного Танаиса почитали бога-всадника. Конный бог изображён и на мраморном рельефе, найденном в городище у посёлка Недвиговка, с надписью о праздновании дня Танаиса. Длиннобородый всадник с ритоном в руке, изображен перед горящим пламенем алтаря, за которым находится дерево обвитое змеёй.

С.А. Жебелев считал, что этот сюжет близок изображениям конного бога на фракийских посвятительных рельефах. Светоносному богу, попирающему поверженного противника, уподобляется и Царь, почитающий бога.

Папая изображали хорошо вооружённым воином, его оружие топор — секира, стрелы, короткий меч — акинак.

Секира — оружие скифского война, украшено фигурками бегущего оленя — Приднепровье — VII в. до н.э.

Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Бог Отец единосущен Им, обладает единой (природой) с Сыном и Святым Духом. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Ему воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Богу Отцу, христиане поклоняются вместе с Ним Сыну и Святому Духу, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

От двух Других Лиц Святой Троицы Бога Отца отличает личностное (ипостасное) свойство. Оно заключается в том, что Бог Отец предвечно рождает ипостась Сына и предвечно изводит ипостась Святого Духа. «Естество в Трех, пишет св. , единое – Бог, единение же – Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом».

Следуя Святым Отцам, Бог Отец есть Божественный Ум (Разум), порождающий в вечности Слово и изводящий Святого Духа. «Он – Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает», – учит св. . Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как сказал о Ней св. Григорий Богослов.
«Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» – учит св. Никита Студийский. Именем Отец Божественный Ум наименовал Себя желая раскрыть Свое родительское отношение к Своему Сыну – Слову. Это отношение человек постигает из отношения своего ума к к внутреннему слову (мысли), поскольку является Образом Божьим – Образом Святой Троицы.
«Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа, – учит . – Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».

Личное свойство Бога Отца

Учение православной Церкви о личном свойстве Бога Отца имеет самые твердые основания в св. Писании. Сюда относятся:

а) слова Спасителя: якоже Отец имать живот в себе, тако даде и Сынови живот имети в себе (), откуда видно, что Отец ни от кого не получил бытия, ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит;

б) все те места, где Он называется Отцем по отношению к Сыну, которых бесчисленное множество, например: никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (); да еси чтут Сына, якоже чтут Отца, – а иже не чтит Сына, не чтит Отца пославшего его (); или где говорится, что Он рождает Сына: Господь рече ко мне: сын мой еси ты, аз днесь родих тя (); из чрева прежде денницы родих тя ();

в) наконец, места, представляющие Отца началом по отношению и к Св. Духу: егда же приидет утешитель, егоже аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетельствует о мне (); мы не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога ().

Отсюда –
а) становится понятным, почему Отец в порядке Божеских Лиц занимает обыкновенно первое место () и называется первой Ипостасью Св. Троицы, или, как иногда у древних, само-богом, перво-богом, Богом начальным и под.;
б) ясно также, что в Боге есть только одно начало Божества, Отец, – мысль, которую весьма часто повторяли древние учители и доселе содержит православная : ибо Сын и Св. Дух от Него единого приемлют свое бытие;
в) ясно, наконец, что Отец служит как бы связью и единением для Лиц Св. Троицы, которые хотя едино по существу, но раздельны, как Лица: ибо Сын и Св. Дух, приемля от Него начало, к Нему же единому и возводятся, как своему Виновнику.