Все о профессии журналиста. История журналистской профессии Происхождение журналистики

Россия в своем развитии никогда не стояла на месте, также и российская журналистика развивалась примерно одинаково с печатью стран мира.

Первые печатные издания

Первые печатные издания в России появляются в XVII веке. В 1621 году на территории страны выходит в свет рукописная газета в двух экземплярах под названием «Куранты». Периодичность выхода в свет варьировалась от 2 до 4 раз в месяц, и отдавалась на прочтение царю Алексею Михайловичу и его приближенным. В газете публиковались иностранные новости, военные и политические сообщения, придворные и дипломатические вести.

Царские ведомости

Направление журналистики в России возникло в 1702 году при Петре Великом. Именно он стал основоположником, познакомившись с периодическими изданиями в Европе, российской журналистики. Первой печатной газетой в государственной типографии стали «Ведомости». Российская газета сильно отличалась от европейских собратьев своим некоммерческим содержанием. «Ведомости» служили неким разъяснением для общества приказов царя. Газета стала проводником приказов царя и способствовала правильному формированию общественного мнения.

Замечание 1

В 1755 году появляется вторая газета под названием «Московские ведомости», ее руководителем бессменно становится Михаил Ломоносов. Газета носит официальный характер, а доходы с ее продаж пополняют бюджет Академии наук и государственного университета.

Частные типографии и жизнь после них

При всем широком журналистском ассортименте было сложно говорить о том, что общество успешно справлялось с прочтением газет и журналов. Виной тому стала неграмотность большей части населения России. Тем не менее, журналистика сумела стать самым центральным звеном в цепочке обмена информацией. Часть населения начала изучать грамматику, часть населения посещала открытые чтения периодических изданий, которые проводились еженедельно.

Замечание 2

Газеты конца XVIII века преимущественно носили казенно – официальный характер. Журналистика того времени не могла обеспечить единство конкретного направления. Не была выстроена четкая система публикуемых материалов. Именно тогда появилось значение моножурнала, то есть журнала, имеющего только один вид. Довольно часто полученная информация никаким образом не подвергалась проверке, что приводило к разным сведениям в двух изданиях. Молва и слухи также господствовали в периодической публикации того времени.

Конец XVIII века пришелся на правление Александра I, который также как и Петр Великий любил экспериментировать. Во времена его правления значительно увеличилось число альманахов и журналов. Преимущество одержали оппозиционные и либеральные издания, а в минимуме оказались журналы для дворянской интеллигенции. При таком ситуации в стране стали активно развиваться литературные общества, в которые собирались единомышленники, издающие как периодические, так и непериодические журналы и газеты. Со временем это привело к четкому разделению печатных средств массовой информации. Во-первых, сформировались либерально – просветительские группы изданий. Во-вторых, нашли свое место и свою читательскую аудиторию демократические журналы. В-третьих, консервативно – монархические журналы также нашли свою читательскую аудиторию.

Журналист - специалист, занимающийся публицистической деятельностью в газетах, журналах, на телевидении и радио, в других средствах массовой информации. Он добывает информацию и передает ее своим читателям, слушателям, зрителям, участвуя тем самым в формировании общественного мнения. Журналист находит интересные темы для статей, репортажей и эфиров, подготавливает и редактирует сообщения и материалы для средств массовой информации. Этим специалистам нужно добывать новости, высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам, давать прогнозы развития социально значимых процессов.

В профессию журналиста приходят талантливые молодые люди со склонностью к гуманитарному образованию и с выраженным интересом к литературно-публицистической деятельности. Практически все участвуют в творческих конкурсах, «пробуют перо». Часть из них еще в школьные годы занимается в школе юного журналиста. В журналистику приходят также взрослые люди с богатым жизненным опытом и базовым гуманитарным образованием (например филологическим, историческим). Базовые знания по профессии журналиста можно получить в профильных учреждениях высшего профессионального образования.

Требования к кандидатам

Квалифицированный журналист должен знать:

  • литературу классическую и современную;
  • теорию и практику журналистики;
  • психологию;
  • методы анализа социальных и культурных процессов;
  • профессиональную оргтехнику.

Квалифицированный журналист должен уметь:

  • собирать и выделять важные объективные факты (из интервью, опросов, документов и других источников);
  • освещать происходящие события, явления из общественной жизни;
  • самостоятельно анализировать и интерпретировать происходящие явления и события;
  • устанавливать контакт с любым собеседником, наблюдать за поведением и жизнью людей и разбираться в психологии людей из разных слоев общества;
  • быстро переключаться с одной работы на другую;
  • работать в коллективе профессионалов;
  • оперативно готовить печатный материал к публикации, придавая ему определенную литературно-художественную форму в соответствии с требованиями стиля, жанра, канонов литературы.

Индивидуальные особенности специалиста:

  • стремление к постоянному саморазвитию;
  • отличное владение устной и письменной речью;
  • наблюдательность;
  • отлично развитые лексические способности;
  • сильно выраженная склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к работе с информацией;
  • логические способности;
  • способность к концентрации внимания;
  • активность и физическая подвижность;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

Обязанности

Журналист выбирает тему и объект для изучения. Он оперативно собирает полезную фактологическую информацию, в том числе из непосредственного общения с большим количеством людей разных профессий и различного социального уровня. Сбор информации может предполагать выездную работу, командировки. Факты из интервью и документов станут основой задуманного материала.

Журналист тщательно перерабатывает материал, осмысляет, анализирует, находит точные слова и образы, работает с текстом. В результате появляется информационная заметка, статья, очерк в газете или журнале, телевизионная передача.

Журналисты в редакциях работают с письмами читателей, с авторами, готовят тексты рукописей в набор, производят вычитку и правку текста, участвуют в макетировании (решают, как лучше поместить материал в рамках номера газеты, журнала).

Категории профессии

Гонзо-журналист обязан непосредственно участвовать в описываемых событиях для того, чтобы наиболее точно описать эти события и подчеркнуть основной смысл происходящего. Использование цитат, сарказма, юмора, преувеличения и даже ненормативной лексики также являются неотъемлемой чертой этого стиля. В отличие от алкоголя и наркотиков, не являющихся настолько обязательными отличительными чертами гонзо.


Репортер - сотрудник СМИ (не обязательно штатный), посланный на место события и сообщающий в редакцию информацию (рапорт, корреспонденцию) «с места события». В печатных изданиях (чаще всего в газетах) пишут текстовые сообщения, в аудиовизуальных СМИ (ТВ, радио) работают в кадре или эфире, в интернет-изданиях создают мультимедийный контент.


Комментатор - должность в средствах массовой информации, в основном на телевидении и радио. Человек на этой должности является автором комментариев в отношении какой-нибудь конкретной сферы событий (например: общественной, политической, спортивной). В подразделении редакторов должность комментатора обычно отдают профессиональному журналисту, для которого соответствующая сфера является областью специализации. Порой функции комментатора исполняют обозреватели. Часто для комментариев приглашают внештатных специалистов из соответствующей сферы деятельности.


Обозреватель - в отличие от журналиста, готовит к публикации (к выпуску в эфир) сводную информацию по определенной тематике, полученную из разных источников.


Фотожурналист - это фотограф, работающий в жанре репортажа и снабжающий своими снимками периодическое издание.

Зарплата

Если журналист свою профессиональную карьеру начинает в качестве внештатного корреспондента, которого кормят ноги, то рассчитывать он может на гонорарную форму оплаты - один тенге за один знак , например, статья объемом 6 500 знаков будет стоить 6 500 тенге. Такая же форма оплаты у журналистов-фрилансеров, т. е. тех, кто находится на «вольных хлебах». После того как журналист сумеет себя зарекомендовать, его гонорары возрастают.

В среднем по Казахстану заработок журналиста составляет от 70 000 до 100 000 тенге плюс гонорары.

Перспективы

Журналистам отлично знакома истина: сначала ты работаешь на свое имя, и только потом имя работает на тебя. Профессиональную карьеру чаще всего приходится начинать в качестве внештатного корреспондента, которого кормят ноги, да и то не очень сытно. Но после того как журналист сумеет себя зарекомендовать, ему уже не придется бегать за редакторами, они сами будут стараться привлечь его в свое издание. Как быстро наступит это время, зависит исключительно от журналистских способностей человека и желания «раскрутиться», а также от некоторой доли везения.

Простор для деятельности очень велик - редакционно-издательское дело, литературно-художественная критика, реклама или пиар.

В журналистике возможен вертикальный карьерный рост. Хорошего специалиста могут назначить сначала редактором рубрики, затем начальником отдела, выпускающим редактором - вплоть до позиции главного редактора СМИ.

Впрочем, далеко не все журналисты стремятся занять управленческие должности. Многих не интересует повышение по службе, их больше привлекает горизонтальное развитие карьеры. Свободный график позволяет им работать сразу в нескольких СМИ. И дело тут не только в возможности иметь большие гонорары. Многих журналистов привлекает возможность наиболее полно раскрыть свой потенциал, уйти от использования в работе привычных алгоритмов, часто жестко задаваемых форматом, другими словами - избежать профессиональной деформации и эмоционального выгорания, а также расширить творческие горизонты.

Плюсы и минусы профессии

Достоинства
Журналист - не столько профессия, сколько образ жизни или призвание. Это подтверждает тот факт, что мир знает немало прекрасных журналистов без специального образования. Журналист может работать совершенно по-разному. Это может быть работа на новостях, независимый взгляд на происходящие события, а также различные творческие проекты, в том числе частные. Журналист может по роду деятельности не быть привязанным к офису или редакции, работать по совместительству, частично занятым, а также фрилансером. Очевидным достоинством является активный образ жизни журналиста и много общения с разными интересными людьми.

Недостатки
Карьерный рост в профессии практически отсутствует, во всяком случае, он не многоступенчатый, как в других профессиях. Хорошего журналиста могут повысить до редактора рубрики, затем до начальника подразделения, затем до выпускающего редактора, и это практически все движение по карьерной лестнице. Свобода слова, о которой так громко заявляют демократические государства и за которую так ценится профессия журналиста, на деле часто оказывается заказной или подверженной жесткой цензуре. Журналист - опасная профессия, немало светлых умов заплатили здоровьем, а то и жизнью за правду, неудобную отдельным людям. Еще один недостаток - повышенная занятость: у журналистов часто нет времени ни на личную жизнь, ни на полноценный сон. А также невозможность абстрагироваться от происходящего, так как вся информация воспринимается как повод для новых статей и репортажей.

Противопоказания

  • нервно-психическими;
  • сердечно-сосудистыми;
  • органов дыхания;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • хроническими инфекционными;
  • зрительного и слухового анализаторов;
  • речеголосового аппарата.

Мифы профессии

Миф 1. Общительность и обаяние - главный залог успеха.
Безусловно, некоторые привитые в раннем детстве качества журналисту необходимы, но вовсе не быстрота реакции и наглость, как принято считать. Очень важно обладать бесконечным любопытством и получать удовольствие от узнавания нового. А кроме этого должна присутствовать почти физическая потребность рассказывать это новое окружающим. Такой человек не может успокоиться до тех пор, пока не превратит увиденное или услышанное в связный рассказ. Вот это свойство привить невозможно, оно либо уже сформировалось, либо нет. Что же касается общительности, то здесь все не так просто. Понятно, что приходится разговаривать, задавать вопросы, не всегда приятные, и вообще, несколько навязывать свое общество. Но неверно думать, что журналисты не испытывают известного смущения, общаясь с незнакомыми людьми. Однако желание получить информацию оказывается сильнее. Есть много профессионалов, которые выглядят и ведут себя как абсолютные интроверты. Некоторые застенчивы, другие молчаливы и чудаковаты. Но при этом, обладая искренним и неослабевающем интересом к окружающему миру, они могут расположить к себе людей, а поэтому получают ровно столько информации, сколько им нужно. Наглость и бесцеремонность, вопреки распространенному мнению, порой даже вредны журналисту. Эти качества свидетельствуют о недостатке твердости характера и упорства. А упорство и целеустремленность - одни из наиболее важных качеств в этой профессии.


Миф 2. Если ребенок хорошо пишет сочинения в школе, значит, у него есть склонности к журналистике.
Безусловно, умение писать тексты приближает к профессии. Даже на телевидении и радио сначала делается печатный текст, а потом уже картинка или звук. Но сказать, что журналистика - это удел гуманитариев, людей, склонных к образному мышлению, будет неправильно. Сегодня журналистика становится все более аналитичной и жесткой. Публицистика толстых журналов постепенно вытесняется бесстрастной аналитикой и сухим репортажем - и это общемировой процесс. Посему наиболее востребованы и успешны те, кто умеет логически мыслить, отделять главное от второстепенного, структурировать информацию и т. п. Опытные журналисты признаются, что в нестандартной ситуации они будто наблюдают со стороны за происходящим и рефлекторно придумывают слова и фразы, складывая их в печатный текст. Телевизионщики - соответственно, в картинку на экране… Вот этот описательный тип реакции на окружающее делает просто любопытного человека журналистом.


Миф 3. Учеба на факультете журналистики - это веселая компания плюс ненавязчивое обучение правильной улыбке перед камерой.
Дилетанты широкого профиля - так иногда называют своих студентов преподаватели факультетов журналистики. И действительно, чему только не приходится учиться будущим работникам пера. В отличие от большинства западных стран, где журналиста компактно (месяца за три) обучают исключительно профессии, наши программы иногда наполнены ненужными дисциплинами. Во-первых, курс современного русского языка (к сожалению, не всеми осваиваемый). Если добавить сюда стилистику и редактирование, то, можно сказать, этим журналист занимается все пять лет. Диктанты, контрольные, рефераты - неизменная и весьма муторная составляющая беззаботной студенческой жизни. Во-вторых, вся художественная литература - от античной до современной западной, от частушек до Пелевина с Сорокиным. Понятно, что студентам приходится читать горы книг, не только увлекательных, но и невыносимо нудных. Потому экзамены по литературе - это серьезное испытание на верность профессии. А еще история отечественной и зарубежной журналистики, издательские технологии, иностранный язык, социология, право, политология, рекламное дело. Кроме того, в программе есть множество предметов, напрямую не связанных с профессией, но добавляющих эрудиции и развивающих гибкость ума, - философия, психология, религоведение, логика, экономика. Понятно, что с каждым годом все больше внимания уделяется технической стороне работы журналиста. Если раньше все ограничивалось курсом по фотоделу и парой-тройкой практических занятий в учебной телестудии, то современные студенты серьезно осваивают электронные СМИ, компьютерный дизайн и верстку, информатику и математику.


Миф 4. Факультет журналистики может научить профессии.
Один из самых загадочных предметов, изучаемых студентами журфака, называется журналистским мастерством или основами журналистики, или основами творческой деятельности журналиста. Полное название зависит от фантазии руководства института. Обучение этому предмету состоит из пространных лекций и разбора студенческих работ. Хорошо, если лекции читают приглашенные звезды - практики, которые ежедневно и ежечасно сталкиваются с основами творческой деятельности. Хуже, когда мастерству учат педагоги, давно отошедшие от практической работы. Несмотря на безусловную и неоспоримую ценность общегуманитарного образования, которое дает хороший институт, творчески журналиста формирует практика.


Миф 5. Работа журналиста - это сплошные детективные расследования, интервью со звездами и пресс-конференции с фуршетами .
На самом деле придется, по крайней мере первое время, писать информационные заметки длиной в пять-десять строк, составлять простенькие сообщения, собирать сведения для обзоров. Черновая работа, из которой состоит на три четверти деятельность опытного журналиста, у новичка занимает все время. Прежде чем будет опубликовано самое обычное интервью, например с рядовым чиновником, нужно сделать следующее: понять, с кем нужно поговорить и о чем, найти необходимый телефон, звоня в разные отделы и подразделения ведомства, провести долгие и нудные переговоры с секретарем, пытаясь вежливо реагировать на глупые вопросы, в нужное время приехать и попытаться вытянуть из чиновника хоть что-то, отличающееся от официальных документов, расшифровать пленку (то есть напечатать все, что на ней записано), из полученного соорудить живое и увлекательное интервью, отправить его на согласование, попытаться убедить интервьюируемого, что его правка делает материал нечитаемым, внести правку и опять отправить материал на согла сование (этот этап может повторяться многократно), сократить интервью, потому что оно оказалось в полтора раза длиннее, успеть сделать все вышеперечисленное в срок. Бесконечные звонки, поиск иногда изнурительный нужной информации из самых разных источников, преодоление сопротивления тех, кто не хочет вмешательства прессы в свои дела, поездки из одного конца города (или страны) в другой, постоянная готовность сорваться с места - без этого журналист не может стать настоящим мастером. Статья, репортаж, телепередача - это лишь вершина айсберга, результат огромного труда.

Надо же!
В Париже выходит еженедельник «Соль и перец», в котором всего две страницы. Он издается на специальной водонепроницаемой бумаге. Еженедельник предназначен для тех, кто никак не может избавиться от привычки читать за столом во время еды. «Соль и перец» предлагает читателям подборку наиболее актуальных событий в мире и в стране, а также самые последние анекдоты.

В США выходит ежечасовая газета «Самые последние новости». Ее первыми читателями были пассажиры авиалайнеров компании «Пан-Америкэн», совершающих каждый час челночные рейсы между Вашингтоном и Нью-Йорком.

Выпуску еженедельника «Ля газетт», который издается во французском Монпелье, предшествовали многообещающие заявления издателей о том, что читателей ждут самые разнообразные сюрпризы. Первый же номер еженедельника был шириной более двух метров.

«Нью-Йорк таймс» бьет рекорды и по толщине, и по объему помещаемой рекламы, и по количеству журналистских наград, присужденных ее сотрудникам. Ей же принадлежит еще один рекорд: именно в «Нью-Йорк таймс» работает Джордж Мерие, который обладает самыми длинными усами среди американских коллег - 66,5 см.

Двадцать лет журналист Билл Койленд печатает метеосводки в газете города Сарасота, штат Флорида. Сводки облечены в стихотворную форму.

На аукционе в Лондоне был продан за 304 доллара экземпляр газеты «Бостон глоб» за 12 апреля 1912 года, в котором сообщалось о гибели «Титаника».

Из-за нехватки бумаги номер газеты «Известия» за 17 мая 1921 года был напечатан на холсте. Тут же было обращение: «Берегите газеты, их у нас мало! Прочитав, передай газету другому!»

Первая в мире газета для женщин появилась в Германии в 1798 году. Она называлась «Фрауэнциммер цайтунг».

В 1786 году в газете «Цайтунг фюр штедте, флеккен унд дёрфер» было впервые опубликовано письмо читателя. Затем выяснилось, что в действительности его автором был издатель этой газеты священник Бернс. Таким способом он хотел побудить своих подписчиков к размышлениям. Старый журналистский прием...

Прусскому королю Фридриху II приписывают слова о том, что «если хочешь сделать газету интересной, ею нельзя повелевать». Однако именно при нем в редакциях появились первые цензоры.

Германская «Кельнише цайтунг» от 4 мая 1817 года вышла с полностью пустой первой полосой. Так ее издатель Маркус Дюмон выразил свой протест против засилья государственной цензуры.

Журналист Майк Воллэс за свою 60-летнюю карьеру, преимущественно на телеканале CBS, был удостоен 20 премий Emmy Awards. Он брал интервью у выдающихся личностей, делающих новости, в том числе у Дэн Сяопина, Аятоллы Хомейни, Курта Вальдхайма, Ясира Арафата, Анвара Садата, Владимира Путина, Сальвадора Дали и Махмуда Ахмадинеджада.

Видео о профессии

За два десятка лет преподавания исторических дисциплин я выработала собственные приемы сопротивления студентам, которые в последнее время не стесняются бросать преподавателям в лицо такие фразы: «Я никогда не буду работать историком, почему я должен это учить?»; «Все, что мне надо для написания текста, я посмотрю в интернете, зачем запоминать столько?»; «Мне трудно понимать тексты публицистов XVIII-XIX веков». Но как только студенты (конечно, не все!) начинают читать, узнавать интересные факты про столь ненавистные даты, фамилии, названия, они увлекаются, восхищаются, возмущаются, требуют дополнительных объяснений.

Я абсолютно уверена, что, только вызывая эмоции, чувства, только заставляя сопереживать, можно привлечь современное поколение нигилистов, прагматиков и циников (это не негативная оценка) к истории отечественной журналистики. Вопрос в том, как найти в богатейшей, неоднозначной, противоречивой летописи прошлого именно то, что зацепит и удивит. И тут, надо признаться, каждый год мы вынуждены искать заново. Студенты каждый год разные, поэтому приходится попотеть. Но так гораздо интереснее: не превращаешься в попугая, повторяющего заученные фразы.

Сейчас принято возмущаться тем, что абитуриенты не знают историю. Вынуждена признать справедливость этого замечания. Однако я вдруг обнаружила плюс в том, что нынешнее поколение одинаково хорошо не знает историю далекого XVIII века и вчерашнего ХХ. Значит, открывать мир прошлого можно постепенно, формируя на примере развития периодической печати историческое мышление, что гораздо важнее заучивания дат и фамилий.

Вопрос в том, как найти в богатейшей, неоднозначной, противоречивой летописи прошлого именно то, что зацепит и удивит

На первую лекцию я приношу комплект открыток с изображениями правителей, выстраивая логику смены власти, которая напрямую связана с развитием журналистики. Студенты, воспринимая историю страны через образы живых людей, через конкретные личности, не могут уже видеть в ней плохо запоминающиеся факты и события. Как же не обратить внимания на журнал «Современник», если сам А.С. Пушкин ради его издания закладывал шали своей жены? Атмосфера советского времени, в которой вынуждена была существовать журналистика, лучше всего понимается через художественные и публицистические тексты. Например, многие объяснения я заменяла чтением знаменитых «Тюремных Гариков» И. Губермана. Вряд ли это может оставить равнодушным:

Курю я самокрутки из газеты,

Боясь, что по незнанию страниц

Я с дымом самодельной сигареты

Вдыхаю гнусь и яд передовиц.

В разговоре об особенностях становления и развития периодической печати в России, я все время протягиваю ниточку к сегодняшним СМИ. Знакомый, интересующий их материал приобретает новое звучание в контексте освоения исторических знаний: специфики возникновения российской журналистики, сложностей формирования и трансформации профессии на протяжении трех столетий, особого отношения к факту в разные периоды истории и многое другое. Все это актуально и сегодня. Можно назвать это хитростью, уловкой, но именно мостик между вчера и сегодня позволяет актуализировать исторические знания. Одна из важнейших задач курса - научить находить объяснение тем или иным событиям в журналистике, находить логику принятия уставов, распоряжений, законов и тому подобное. Я люблю задавать такие вопросы:

Чем обусловлено появление в 1826 году «чугунного» цензурного устава?

Почему в 1866 году после принятия Временных правил о печати, отменяющих предварительную цензуру, в условиях реформ Александра-освободителя закрываются журналы «Современник» и «Русское слово»?

Что вызвало такое активное обсуждение женского вопроса в середине XIX века?

Как удалось советской власти очень быстро разрушить систему печати, которая складывалась на протяжении двухсот лет?

Почему столь популярный журнал «Крокодил» перестал существовать, и все попытки его возродить в XXI веке закончились неудачей?

Без понимания общественно-политической обстановки, без изучения особенностей журналов, где публиковались публицисты, невозможно понять, о чем они спорят. Дискуссия либералов, консерваторов и демократов перестает быть чисто умозрительной, если сравниваешь журнальные и газетные публикации выдающихся публицистов и критиков XIX века. Лучшей наградой за сопротивление и настойчивость стало то, что недавно дважды получивший «неуд» на экзамене по истории отечественной журналистики XIX века студент, все-таки освоивший список, вбежал на пересдачу с категорическим заявлением «Я восхищен Катковым, его тексты надо публиковать, они актуальны сегодня!».

И еще одно. Слово «патриотизм», которое сегодня мы слышим чересчур часто, потеряло, как мне кажется, свое содержание. Без знания и понимания прошлого это понятие так и останется только словом. Опыт преподавания показывает, что воспитание уважения и любви к своей стране возможно и без бесконечного произнесения этого слова. Это открытие я сделала на коллоквиуме по произведениям А. Кюстина и П. Чаадаева. Когда студенты прочитали «Философические письма» и «Россия в 1839 году», они сами пришли к выводу, что Чаадаев очень любит Россию и критикует ее совсем не так, как это делает маркиз Кюстин. При этом нечитающее поколение восхищается стилем и остротой публицистического слова людей позапрошлого века.

Может быть, разговор о прошлом российской журналистики не только заставляет будущих работников масс-медиа задуматься, но и позволяет им высказываться о том, о чем их обычно не спрашивают.

Формы информационного общения появились уже на заре человечества. Это было необходимым шагом при переходе от «первобытного стада» к формированию человеческих отношений. Огромную роль в этом сыграли первичные формы труда формировавшихся людей, в процессе организации которого возникала необходимость обмена «сообщениями». Сначала это были знаки (в том числе звуковые), а затем стала возникать членораздельная речь. Так потребность в обмене информацией привела к развитию форм знакового общения. Это знаковое общение способствовало сплочению людей при организации поведения в характерных для первобытно-общинного строя областях деятельности. При этом знаковое и более всего несущее информацию речевое общение выступало как составная часть всей жизни людей.

Информационное общение, в котором оказались, задействованы зрение и слух, было мощным фактором воздействия на людей и, что особенно важно, – воздействия в сфере общественного мнения, которое тогда было едва ли не главной духовно организующей силой в жизнедеятельности человеческих общностей.

Речь, жест, мимика стали факторами формирования представлений об окружающем мире и способом воздействия на поведение людей как членов общностей уже при первобытном строе. Связка «информация – общественное мнение» свидетельствует о том, что предвестники будущих массово-информационных процессов стали зарождаться в далекие времена.

Появление ораторских выступлений

С возникновением государства формы общественной жизни усложнились, развернулись процессы разделения труда, сформировались политические институты и появились профессиональные политики. В это время особенно активную роль в распространении общественной информации играют ораторы . Политическая деятельность великих ораторов древности, в частности, Демосфена (Греция) и Цицерона (Рим), представляют яркое проявление того, что можно уже с большой определенностью назвать пражурналистской деятельностью , – целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиями.

Традиции ораторских выступлений широко использовала церковь и религиозные деятели, стоявшие во главе массовых движений. Политическое красноречие было составной общественно-политической деятельности уже в XVIII веке, а позднее оказалось важным атрибутом парламентской культуры, вообще выступлений перед широкой публикой, в том числе на митингах и собраниях.

Появление письменных форм передачи информации

Одновременно с устными развивались письменные формы массовой информационной деятельности. Позже возникли прокламации, листовки и др. На их основе сформировались жанры публицистики. Широко вошедшие в журналистскую практику.

Все эти формы общественной коммуникации возникли в древности как формы пражурналистской деятельности. Тогда же появилось и некое подобие газеты. В обширных древних государствах устные формы распространения сведений оказались недостаточными, равно как и рассылка с гонцами письменных сообщений. Поэтому возникли «писаные» формы собственно пражурналистики – подобия газет в виде сводок актуальных материалов разного рода.

Известно, что в Древнем Египте при дворе фараонов «выходила», в виде папирусных свитков, «газета»; в противовес ей существовало и оппозиционное «издание». Но более устойчивым оказалось другое пражурналистское предприятие: в римском государстве по указанию Юлия Цезаря стали «выходить» и удерживались в течении столетий сводки различных известий – «Acta Senatus» и «Acta diurnal populi Romani». Предназначенные для них сообщения писались на покрытых гипсов досках, которые вывешивались на видных местах. В письменных копиях «Асta» рассылалась по городам и провинциям Рима.

История сохранила названия должностей людей, которые занимались изданием этих газет. Составление текстов поручилось сначала квесторам, должностным лицам, ведающим финансовым и судебными делами. Затем отбирать информацию стали префекты государственного казначейства. Материал для этих изданий собирал специальный чиновник из сословия всадников. Всадник получал право надзора за изданиями тогда, когда становился трибуном легиона.

И в других странах, например, Японии, до возникновения печатной техники существовали «газеты» – оттиски с обожженных глиняных досок. Известна самая старая такая «газета» – «Иомиури Каварабан» за 1615 г. В Англии распространялись рукописные листки «News Letters».

«Службы новостей»

Предтечи профессии в устном информировании –глашатаи известных во всех странах. В Москве новости выкрикивались на Ивановской площади, в Англии новостями обменивались в кофейнях, а информаторов называли кэдии. В Германии новости разносили бродячие музыканты – шпильманы, которые часто снабжали свои сообщения едкими комментариями.

С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах «информационной службы» . Настоящую репортерскую деятельность развернули французские нувеллисты. Первоначально люди, склонные к обмену новостями, просто собирались для общения на улицах и площадях Парижа. Затем наиболее предприимчивые и способные к поиску информации сделали это своей информацией. Они завели специальные бюро новостей, где размножали необходимую информацию для богатых парижан и провинциальных заказчиков. Такие бюро новостей – прообразы редакции появились в Германии, Италии и других странах. Они занимались добыванием и продажей заинтересованным людям сведений о торговых делах, о прибывающих и отбывающих судах, о безопасности дорог и политических событий.

Однако все названные явления относятся к пражурналистике, как бы сильно их отдельные черты ни походили на журналистику. Пражурналистские явления характеризуются ограниченным и непостоянным распространением «изданий», отсутствием печатной техники, позволяющей быстро тиражировать газеты и журналы.

Журналистика

Возникновение собственно журналистики

Собственно журналистика – печатные периодические издания – могла возникнуть только после изобретения книгопечатания . В Европе печатаются календари, сборники известий, листки – непосредственные предшественники газет, журналов и альманахов. Но со времени изобретения книгопечатания пройдет еще полтора столетия, прежде чем типографская техника начнет использоваться для тиражирования журналисткой периодики.

Решающим фактором возникновения журналистики оказались социально-экономические причины . Рубеж XVI-XVII веков – время активного складывания рыночных отношений, роста международной торговли. В это же время возникают крупные централизованные абсолютистские государства, развиваются наука и культура, распространяется грамотность, растет прослойка образованных людей, расширяется читательская аудитория, возникла почтовая служба.

Все эти социальные, политические, культурные экономические факторы послужили толчком для более широкого и регулярного распространения торговой, коммерческой, научной, культурной информации, а также политической – о внутреннем и международном положении дел. Технические возможности тиражирования информации способствуют быстрому росту и развитию всесторонних связей между странами. Именно поэтому время выхода на арену истории буржуазии с ее экономическими интересами, а затем и политическими притязаниями сопровождались становлением и развитием журналистики. Кроме, того, и феодально-клерикальные круги стали поддерживать развитие печати, понимая ее значение для политической и идеологической борьбы.

Первые газеты

Первые газеты , рассчитанные, прежде всего на купцов и горожан, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и другую информацию, важную для деловых людей того времени. Но уже «Gasette», созданная при участии кардинала Ришелье, стала публиковать и политические новост и с ориентацией на государственные интересы Франции.

Во второй половине XVII века появились журналы , стали возникать ежедневные газеты. Новые издания быстро приобретали те признаки, которые отличали их от другой печатной продукции и без которых нельзя было бы говорить о самом факте существования прессы. Это – регулярность и периодичность выпуска, относительно большой тираж, широкое распространение, оперативность и актуальность информации . Практически сразу же произошло разделение печати на основные типы: оперативные, преимущественно событийные газеты, более склонные к анализу и напоминающие книгу журналы, сравнительно редкие по периодичности календари, бюллетени, повременные справочники. Разумеется, система современной прессы глядит гораздо богаче и пестрее.

Пресса едва ли не с момента своего рождения стала участницей идеологических и политических процессов . Прогрессивные идеологи буржуазии стремились использовать печать для распространения своих взглядов на общественное устройство, а феодально-монархические силы и ортодоксальная церковь с помощью газет отстаивали свое господство и привилегии. Никакое иное средство не могло конкурировать с прессой по способности влиять на массовое сознание.

Вначале главным оружием политической борьбы были издании брошюрного типа – памфлеты . Именно памфлеты стали главным идеологическим оружием во время Английской буржуазной революции. А накануне Великой Французской революции возникла буржуазно-политическая пресса газетного типа. Во время революции выходили знаменитые газеты: «Друг народа» Марата, «Пер Дюшен» Эбера, «Защитник конституции» Робеспьера.

Так как на смену феодальной замкнутости пришли все более дробное разделение труда между производителями и рыночный обмен товарами, причем в кооперацию между собой вступали жители разных городов, стран и континентов. Как следствие – оживились связи между населенными пунктами и государствами. Без источников информации наладить такое общение было бы невозможно. Человек вырывался из узкого круга представлений о жизни его интересы, и любопытство простирались все дальше за пределы непосредственного опыта, и именно пресса открывала ему окно в мир.

В России первая газета – «Ведомости» – стала выходить в 1702 году по указу и при участии Петра I.. Это было государственное политическое издание, пропагандировавшее петровские преобразования.

В XVIII – начале XIX века журналистика развивалась преимущественно в формах так называемого «персонального журнализма», когда основатель и руководитель издания был главным, а порою и единственным автором, он же занимался типографским делом и распространением. Издавались преимущественно журналы, газеты занимали второе место. Тиражи были невелики, влияние прессы ограничивалось узким кругом людей. В России даже в середине XIX века тираж в 5-6 тыс. экземпляров считался огромным.

В XIX веке европейская журналистика стала динамически развивающейся важнейшей областью общественно-политической, экономической, культурной жизни общества. Она откликалась на широкий круг интересов и запросов аудитории, включая домоводство, любительские занятия и моды. Политические группировки, правительственные учреждения, научные, культурные и другие общества и ассоциации стремились обзавестись своими изданиями, чтобы с их помощью средств массовой информации знакомить широкие круги общественности со сферой своих занятий, оказывать влияние на общественное мнение и умонастроения людей. Сформировалась журналистика разных направлений, выражающих интересы различных социальных сил.

В конце XIX выделились две разновидности журналистики: массовая (для широкого читателя и низов общества) и качественная (для состоятельных, правящих кругов, интеллигенции). Коммерческая выгода заставляет выпускать массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Беспринципные, готовые нажиться на любом скандале и сенсации, пользующиеся пером как ключом к денежному сейфу, шантажисты, клеветники – таковы характеристики журналистов бульварной прессы.

Влияние журналистики сильно возросло. Она стала активно вмешиваться во внутриполитическую борьбу и международные отношения, оказалась способной не только влиять на принятие политических решений, уничтожать репутации крупных политиков, но и свергать правительства. На первое место вышли ежедневные газеты, их владельцы стали называть лордами (или баронами) прессы, они вошли в правящий истеблишмент общества.

Печать, радио и телевидение

На рубеже XIX и XX веков было изобретено радио и телевидение. Радио стало важным средством массовой информации уже в 20-х годах, а телевидение – в конце 40-х годов XX века. К 80-м годам развитие всех трех типов каналов массовой информации благодаря успехам радиоэлектроники привело к созданию единой системы журналистики, к их «равноправию» (в некоторых отношениях лидером стало телевидение). Начало формироваться единое мировое информационное пространство, когда межгосударственные границы перестали быть препятствием для распространения массовой информации. Наступление после эры «холодной войны» разрядки, а затем и мирного периода в развитии человечества придало журналистике еще более весомую роль в процессах развития земной цивилизации. Если раньше в условиях идейно-политических столкновений журналистику называли «пятой великой державой» или «третьей силой», то теперь все чаще ее стали именовать «четвертой властью» (помимо законодательной, исполнительной и судебной) благодаря значительной роли в обществе через формирование массового сознания в мировых масштабах.

Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный “триумвират” средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специ­фичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее - это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную инфор­мацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только како­му-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).

Эта сила журналистики обусловлена значением информации в современной жизни общества. И ее роль будет увеличиваться по мере продвижения человечества к развитому информационному обществу, где решающим фактором развития станут «информационные технологии». Владение информацией и умение работать с ней приобретают решающие значение.

В формирующемся постиндустриальном информационном обществе деятельность СМИ серьезно меняется и технически. После трех первых этапов развития (устная речь, письменные формы, технические средства копирования текста и изображения, звуко- видеоматериалов) наступает четвертый, основанный на господстве электронно-компьютерных средств – цифровой записи и передаче информации с использованием волоконно-оптического кабеля и космической связи. Наступает пора multimedia . когда «потребитель» информации будет располагать основанным на компьютерной базе единым устройством, соединяющим свойства телевизора, радиоприемника, телефона, электронной почты, факса, фото- видеокамеры, притом размером с книгу. Интерактивная (двусторонняя связь) с банками данных позволит с помощью принтера получать газету, создаваемую с учетом интересов и вкусов потребителя с помощью компьютера, «знающего» предпочтения «хозяина» и выполняющего его заказы. Так «бродкастинг» превращается в «бродкетч»: возникает парадоксальное явление – индивидуализированная (или демассовизированная) массовая информация.

В результате компоновки на «заказ» массово-информационного «меню» возникает опасность такой индивидуализации получаемой отдельными потребителями информации, что образы мира в сознании людей будут существенно (а порою и кардинально) различными. Единый реальный мир превращается тем самым во множество несовпадающих его «образов»-версий . В этих условиях резко возрастет значение такого источника массовой информации, который бы готовился журналистами как интегрирующая модель современности, создающая своего рода background, предоснову миросознания и задающая парадигму восприятия всей другой информации. Это особенно важно для единого взаимозависимого мира информационной цивилизации XXI века.

Интернет и электронные СМИ

В последнее десятилетие присоединяется и ак­тивно развивающийся четвертый тип каналов информации - всемир­ная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле – “сетевещание”, сайты (“странич­ки") отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержа­ние и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компь­ютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение ин­формации даже при наличии в компьютере программы-переводчика. Более того, нынешняя информационная среда Сети перегружена чисто компьютерной информацией, равно как и сильно политизированной информацией в социальных областях. С другой стороны, ситуация медленно меняется в том смысле, что вся информация становится коммерческой, то есть коммерциализированной. На многих сайтах невозможно увидеть полной структуры новостей, поскольку преобладают так называемые “горячие” темы, сенсации дня. Интернет – пользователю предлагается лишь краткий обзор наиболее важных событий. Сложно сказать, является ли Интернет средством массовой информации. Скорее всего пока не является, но ситуация развивается таким образом, что Интернет как источник информации становится более структурированным, подборка новостей начинает осуществляться менее хаотично, многие новости распространяются официальными источниками. В скором времени, вероятно, Интернет станет полноценным средством массовой информации.

Основным преимуществом электронного издательства перед традиционным является высокая оперативность информации: после верстки издания ее можно мгновенно поместить в сеть. Применение гиперссылок обеспечивает быстрый доступ к справочной информации, кроме того, есть возможность включать в текст мультимедийный средства. Цветовая палитра монитора более разнообразна в сравнении с полиграфической, к тому же можно использовать объемную 3D графику.

С экономической точки зрения, на первый взгляд, электронное издательство не требует больших финансовых вложений, так как отсутствуют затраты на полиграфические услуги, материалы, хранение готовой продукции, расходы на транспорт, многократную допечатку. Прямыми затратами, не считая оплату журналистского труда, будут средства на установку сервера с качественными линиями связи.

Заключение

Как и всякий общественный институт, журналистика прошла сложный исторический путь, прежде чем занять свое сегодняшнее положение в мире. Она возникла, совершенствовалась, и росла под влиянием того общества, которому была призвана служить. Пресса является продуктом и составной частью человеческой цивилизации, «зеркалом» национальной и мировой культуры, а содержание и формы ее деятельности прямо зависят от потребностей определенной социальной системы на конкретном рубеже истории.

Главной целью курсовой работы было выявление причин, которые способствовали появлению, развитию и становлению журналистики, как полноценного и обязательного социального института современного общества. Я постарался выделить ряд основных предпосылок и причин:

1. Информационная (необходимость передачи информации как таковой)

2. Развитие духовной культуры общества

3. Материально-техническое развитие общества

4. Потребность общества

5. Экономические преобразования в обществе

6. Её участие в идеологических и политических процессах.

Используемая литература:

1. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. – М. Аспект Пресс, 2001 – 287 с.

2. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. – М. Изд. РИП-Холдинг, 2000. – 308 с. – (Практическая журналистика)

Временем зарождения собственно информационной профессии, как специальной деятельности по периодическому публичному распространению информации, исследователи справедливо считают издание цезаревских газет «Acta senatus» - вести с заседаний сената и «Acta diurnal populi Romani» - последние известия для римских граждан. Их выставляли в виде гипсовых оттисков на площадях и улицах Древнего Рима в I в. до н.э. для всеобщего обозревания и рассылали в провинции. Сам Цезарь, по свидетельству Светония, был крупнейший римский писатель и публицист.

История сохранила нам названия должностей людей, которые занимались издание этих газет. Составление текстов поручалось сначала квесторам, должностным лицам, ведающим финансовыми и судебными делами. Затем отбирать информацию стали префекты государственного казначейства. К. Бюхер сообщает, что материал для этих изданий собирал специальный чиновник из сословия всадников. Всадник получал право надзора за изданиями тогда, когда становился трибуном легиона. Размножали тексты для заказчиков специальные писцы.

Однако, естественно, журнализм мог развернуться только с появлением печатных периодических изданий, которые в Европе возникли через сто, а в России через двести лет после изобретения в XV в. И. Гутенбергом печатного станка.

Русская журналистика заявила о своем существовании в 1702 г. с момента издания «Ведомостей» - первой русской печатной газеты. До этого в России издавались рукописные предшественники газеты «Куранты» или «Вестовые письма». Но подлинным первенцем русской печати были все же «Ведомости», которые стали издаваться по личному указанию и при личном участии русского царя Петра I типографическим способом, т.е. широко тиражироваться. Указ об издании первой русской газеты был подписан в декабре 1702 г. Тогда же вышли пробные номера, но первый из дошедших до нас экземпляров газет датирован 2 января 1703 г.

Содержание первой русской газеты сводилось к широкой пропаганде петровских реформ. Много места отводилось характеристике экономического потенциала страны, обзору военных действий в Северной войне, дипломатическим связям русского государства, фактам национальной культуры, открытию школ, описанию торжественных праздничных актов, публикации проповедей сподвижников Петра и др.

Русская газета с первых шагов существования обнаружила свои важные потенциальные качества - быть проводником определенной политики, быть пропагандистом, а подчас и организатором общественного мнения в пользу государственных реформ, в пользу защиты национальной самостоятельности и независимости.

Уже в 1728 г. появился первый опыт издания русского журнала под названием «Примечания». В том же году стала издаваться газета «Санкт-Петербургские ведомости» при Академии наук в Петербурге, сменившая петровские «Ведомости». С первым русским журналом «Примечания» связаны первые шаги М.В. Ломоносова как журналиста. Здесь в 1741 г. он работал в качестве автора и переводчика. Были опубликованы некоторые оды Ломоносова, переводы научных статей. По его инициативе вслед за открытием в 1755 г. Московского университета была создана вторая русская газета - «Московские ведомости», а еще ранее Ломоносов убедил правительство издать академический журнал, который стал выходить под названием «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие».

В середине XVIII в. русская журналистика обогатилась новым типом издания - частным журналом, т.е. формально независящим от учреждений правительства, который издавал литератор на правах частного предпринимательства. Первым таким изданием был журнал «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова(1759). Название трактовалось в том смысле, что читатель, как трудолюбивая пчела, будет собирать все полезное и нравоучительное, что найдет в издании, хотя напрашивалось и другое сравнение - самого издателя, журналиста с пчелой, собирающей все полезное и интересное для людей.

В целом, к концу XVIII столетия сложилась система печати, достаточно гибкая, чтобы удовлетворить потребности читателя. Появились частные издания прогрессивного направления, установилась тесная связь литературы и журналистики. Родилось совершенно оригинальное явление - русская сатирическая журналистика.

Журналистика XVIII в. дала образцы язвительного памфлета, памфлета-пародии (» Письма Фалалею» Новикова, «Похвальная речь в память моему дедушке» Крылова). Она показала богатые возможности эпистолярного жанра (Крылов, Фонвизин). Карамзин предпринял попытки в области интервью. XVIII в. в лице своих лучших представителей завещал последующим поколениям журналистов правдивость, гражданское достоинство, скромность как непременные профессиональные качества.

Коммерция в журналистике

Среди издателей журналов в начале XIX века значились такие литераторы, как Карамзин, Рылеев, Пушкин, Полевой, Сенковский, Надеждин, Булганин и др. При всей равнозначности этих имен они имели одну общность: это были имена известных в свое время (в некоторых случаях эта известность перешагнула через все времена) литераторов. Они основывали журналы и газеты на свои средства и не ставили перед собой задачу извлечения из этого дела прибыли. Их целью была пропаганда своих взглядов на литературу и искусство, на общественно-политические проблемы, насколько это дозволялось цензурой. Словом, это была трибуна самовыражения творческой личности в первую очередь. Естественно, коммерческая сторона принималась во внимание: чтобы предпринятое издание не принесло ущерба редактору-издателю или не разорило его совсем, только в такой степени. В середине века появляются признаки нового отношения к издательскому делу как к выгодному коммерческому предприятию. Пожалуй, нагляднее всего эта трансформация проявилась на судьбе одного из ведущих издателей XIX века А.А. Краевского. Еще в «Отечественных записках», которые он начал издавать с 1839 года, проявились предпринимательские «способности» Краевского. Подобрав круг талантливых сотрудников, он, используя их непрактичность в финансовых вопросах, сделал из журнала средство личного обогащения, весьма выгодное коммерческое предприятие. В 40-х годах он еще заявлял о себе как литератор: в 1848 году, например, опубликовал свою печально знаменитую статью «Россия и Западная Европа в настоящую минуту». Позднее, однако, он совершенно отошел от литературной деятельности, целиком посвятив себя издательскому бизнесу. В 1868 году Краевский стал лишь номинальным редактором «Отечественных записок» фактическим редактором был Н.А. Некрасов. А с 1877 года он и юридически низложил с себя редакторские полномочия, передав их Щедрину. Тот же путь проделал Краевский и в издававшейся им с 1863 года газете «Голос». Уже с 1871 года он стал лишь издателем газеты, а не издателем-редактором. Редактирование было возложено на либерального историка В.А. Бильбасова. К концу жизни Краевский стал миллионером-меценатом на поприще учебных заведений; журналистика уже совсем мало интересовала его своим содержанием, а только как способ извлечения денег.

Особенно широкий размах предпринимательская деятельность получила в газетном деле. До 60-х годов получение разрешения на издание частной газеты было сопряжено с большими трудностями, газеты не имели права освещать политические новости, им запрещалось публиковать объявления, без которых газетное предприятие не только не приносило прибыли, но нередко давало лишь убыток. Поэтому газеты, как правило, носили официальный характер, так как субсидировались министерствами и ведомствами и от их имени издавались.

Общий политический подъем 60-х годов создал более благоприятные условия для издания частных газет. Смягчение условий для получения разрешения на издание газеты последовало за «Временными правилами о печати» 1865 года.

Сами «Временные правила» мало что изменили в формальной процедуре приобретения права на новое издание, но в целом они создали более благоприятную обстановку в разрешении этого вопроса. Вот как об этом пишет К.К. Арсеньев: «При действии закона 6 апреля 1865 года порядок разрешения новых периодических изданий остался прежний: оно продолжало зависеть всецело от усмотрения министра внутренних дел равно как освобождение или не освобождение вновь основываемого издания от предварительной цензуры. Дискреционной власти министра было предоставлено и утверждение редактора, переход издательских прав из одних рук в другие не требовал соглашения администрации». Тут же, однако, Арсеньев добавляет: «Основание новых газет и журналов не встречало особых препятствий; в течение пяти лет (1865-1869) их разрешено около ста, и многим из них было дано право выходить без предварительной цензуры».

В 1862 году издатели газет получили право на публикацию частных объявлений. А с созданием «Русского телеграфного агентства» в 1866 году свежая политическая информация стала предметом купли и продажи во всероссийском масштабе. Все это привело к резкому увеличению общего количества газет, в процентном отношении их рост обгонял рост журналов: общественно-политичёских газет возникало примерно в два раза больше, чем общественно-политических журналов. Н.М. Лисовский, например, сообщает, что в 1878 году возникло 5 новых журналов и 10 газет, в 1879 - 7 журналов и 11 газет, в 1880 - 5 журналов и 9 газет,» 1881 году 14 журналов и 28 газет. Затем включаются тормоза реакции, и количество новых изданий начинает уменьшаться, при некотором преобладании, однако, роста газет. В 1882 году появилось 8 новых журналов и 17 газет, в 1883 - 3 журнала и 10 газет, в 1885 - 7 журналов и 9 газет, в 1883 - 4 журнала и 5 газет, в 1890 - 5 журналов и 5 газет, в 1892 - 4 журнала и 6 газет, в 1895 году - 6 журналов и 9 газет.

Сами журналы в этот период писали с нескрываемой тревогой, что «время журналов проходит и наступает новый литературный период газет». Причем, как правило, газеты обладали более широкой читательской аудиторией. «И в Петербурге, и в Москве некоторые газеты насчитывают более 10000 подписчиков, между тем, как ни один журнал не имеет и половины такой подписки». Словом: «Газетная эпоха шла навстречу журнальной…».

Если бы в период реакции не усилились преграды на пути организации нового журнала или газеты, рост периодической печати был бы более бурным и заметным. Хорошо поставленная газета стала прибыльным предпринимательством.

Какова атмосфера?

Журналисты 60-70-х годов, дожившие и доработавшие до 80-х, независимо от их идейной принадлежности к тому или иному политическому лагерю испытывали много горьких чувств, наблюдая воцарившиеся в журналистском мире нравы и обычаи. Что же вызывало их растерянность, а порой и негодование при чтении новых газет и журналов и при знакомстве с новой журналистской средой?

Безыдейность, отсутствие ясного, четкого направления в большинстве буржуазных периодических изданий, особенно в газетах. И не то, что бы это было не дано новым редакторам или их сотрудникам, а просто к этому никто не стремился. Ибо это было опасно и невыгодно. Гораздо безопаснее было следовать за правительственным курсом.

Измельчение идеалов в журналистике сопровождалось развитием буржуазного предпринимательства в газетном и журнальном деле, ростом таких явлений, как взяточничество, вымогательство, лживость, сенсационность и т.д. Контраст между печатью 80-х годов и печатью годов 60-х был так велик, что это повергало представителей передовой русской журналистики в недоумение и вместе с негодованием вызывало у них чувство растерянности.

Нравы, воцарившиеся в печати в 80-е годы, к сожалению, не стали временным фактором в развитии русской буржуазной журналистики. Бесспорно, в периоды последующих революционных подъемов они не проявлялись в столь отчетливой и резкой форме, как в периоды реакционных эпох. Но основные черты буржуазной печати, рожденной 80-ми годами, остались стабильными.

Новый тип

80-е годы создали не только новый тип редакторов, но и совершенно новый тип сотрудников газет и журналов.

Старый журналист придерживался, как правило, какого-либо направления, сотрудничество в газете или журнале другого направления он считал совершенно немыслимым для себя. Журналист нового типа, напротив, совершенно не признавал никаких убеждений, обязательных для себя, и не ограничивал себя сотрудничеством в определенных газетах и журналах.

Старый журналист измерял качество своих выступлений в печати силой идейного воздействия их на читательскую аудиторию. Журналист-восьмидесятник заботился прежде всего о необычности, о сенсационности описываемых им событий и фактов, о скорости их литературной обработки и доставки в редакцию.

Старый журналист был бессребреником по преимуществу. Для него главным было опубликование материала, особое удовлетворение при этом он испытывал от значительного общественного резонанса, произведенного им. Журналист школы 80-х годов откровенно стремился лишь к получению гонорара за свою публикацию. В редакции могли придать сообщаемым им сведениям прямо противоположный смысл это его мало волновало. Лишь бы сполна был выплачен гонорар. Наиболее подходящим для сотрудничества он считал то издание, в котором был самый высокий гонорар.

Старый журналист заботился о своей не только литературной, но и чисто человеческой, моральной репутации. Для него было не безразлично, что о нем будут говорить как о человеке в симпатизирующих ему читательских и литературных кругах. Журналист-восьмидесятник этим не был озабочен. Солгать или оклеветать в газете, подебоширить, прослыть пьяницей за ее пределами не считалось предосудительным. Напротив, в обиходе была бравада лихостью, умением лгать и напиваться до потери сознания.

Моральный облик журналиста пал так низко, что само слово журналист почти вышло из употребления. Оно использовалось в крайних случаях, когда надо было подчеркнуть уважительность к лицу, причастному к сотрудничеству в журнале какого-либо определенного идейного направления. В других случаях сотрудника журнала и особенно газеты стали называть «репортером», независимо от того, занимался он в основном репортажем в газете или был автором корреспонденции, хроникерских заметок, рецензий, фельетонов, передовых статей. Сохраняло это понятие и свой узкий смысл, но чаще всего оно употреблялось расширительно для обозначения профессии журналиста. Быть может, слово это на русскую почву было перенесено и несколько раньше в 70-х годах. Но широко использоваться оно стало только в 80-е годы. Именно 80-е годы создали наиболее благоприятную почву для утраты тех качеств, которые были заложены в понятии «журналист», и для роста тех, которые были сопряжены с понятием «репортер». «Быстро сформировалась порода продажной журналистики, наглая, беспринципная, уверенная в том, что ей все позволено и что можно безнаказанно издеваться над демократией, над социализмом, над элементарной порядочностью».

Понятия «репортер», «газетчик», «хроникер» употреблялись не иначе как с презрительным оттенком. Причем такое отношение к газетным работникам «мелкой прессы» было широко распространено как в крайне правых, так и в левых, демократических кругах. Репортер-восьмидесятник стал объектом всеобщего презрения и осмеяния. «Газетчик - значит, по меньшей мере, жулик, в чем ты и сам не раз убеждался» - писал А.П. Чехов своему брату 13 мая 1883 года.

Презрение к журналистской братии было настолько велико во всех слоях общества, что ее не только третировали морально, но нередко и физически расправлялись с ней. Вышвырнуть корреспондента с какого-нибудь приема, напоить его до потери сознания и гнусно поиздеваться, наконец, просто избить было не таким уж редким явлением. «Известный велосипедист и летчик Уточкин, побивший на своем веку не один рекорд, побил и немало журналистов. То же делал известный клоун Дуров», таково свидетельство одного из представителей прессы 80-х годов.

В прежние времена, чтобы быть хорошим журналистом, нужно было иметь литературный талант и определенные убеждения. И совсем не обязательным было обладание физической силой, ловкостью, пронырливостью, быстротой реакции. В своих «Записках» репортер-восьмидесятник Александр Чехов выставляет такие требования: «Для того чтобы с успехом заниматься репортажем, нужно быть молодым, крепким, выносливым и от природы энергичным, сообразительным и находчивым человеком. Нужно быть везде первым, нужно обладать чутьем и умением быстро, ориентироваться». Все так. Но следовало бы добавить еще одно новое качество журналиста-восьмидесятника умение обходиться без совести. Это качество являлось совершенно необходимым для успеха.

Ни один из преуспевавших в то время журналистов-газетчиков, репортеров не обошелся без этого нового качества.

Следует, например, обратить внимание на возрастание тиражей, на рост оперативности в освещении газетами политических событий. Среди газетчиков нового типа не все были негодяями пьяницами, прощелыгами, взяточниками и вымогателями, лжецами и клеветниками. Были среди них и такие, которые пытались выстоять против растлевающего влияния законов буржуазной печати, долго сохраняли демократизм, оппозиционность, а подчас а революционную идейность. Им жилось нелегко. Они бедствовали и нередко сдавали свои позиции. Некоторые покидали журналистику и уходили в литературу, если это им удавалось. Иногда уходили вообще к другим занятиям, ничего общего с литературным» не имеющим.

Светлым пятном в репортерском мире Москвы был, например, Владимир Алексеевич Гиляровский (1853-1935 гг.).Он считался одним из королей репортажа. Он всегда был в курсе всех городских событий и всюду поспевал первым. «На крупный пожар он мчался вместе с пожарной командой. При раскрытии какого-нибудь убийства, ограбления или крупной кражи, работал вместе с сыщиками в самых опасных местах, и что бы ни случилось выдающегося в Москве или на ее окраинах Гиляровский был первый там». При всей своей необычной вездесущности и оперативности Гиляровский сохранял демократизм своей позиции, в его материалах нередко звучала резкая обличительность. В цензурном ведомстве он был на строгом учете, из-за его репортажей на газеты нередко накладывались различные административные взыскания. Гиляровского хорошо знала и всегда приветствовала городская голытьба, считая его своим человеком безусловно, за обличительный тон его заметок и репортажей о городском дне.

Нельзя сбрасывать со счета и тот факт, что в эти годы зародились некоторые приемы работы журналистов, некоторые газетные жанры, которые остаются на вооружении газетчиков до сих пор. Теперь часто пишут о журналистах, которые меняют профессию на время работы над каким-либо материалом. При этом традицию перевоплощения газетчика возводят почему-то к Михаилу Кольцову, считая его репортаж «Три дня в такси» первым весьма удачным опытом такого рода. Между тем этот прием впервые в России стал применяться буржуазными журналистами еще в 80-е, годы.