Архангельский собор кремля. Характерные особенности архитектуры XII—XV вв. На Руси Новейшая история собора

До Петра I служил родовой усыпальницей русской церкви.

Из истории Архангельского собора

На месте Архангельского собора еще в 1247-1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето. По другой версии – в память избавления Руси от чумы. Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле . Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников - удельных князей.

В сентябре 1933 года храм был освящён. К началу 16 века церковь обветшала. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505-1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Здание несколько раз реставрировалось. В 18 веке работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 году по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы, после Отечественной войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами. Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата. С 1955 года в здании храма работает музей. В начале 1980-х годов завершилась очередная реставрация храма. Были отремонтированы каменные надгробия и иконостас, внешнее и внутреннее убранство. В начале 19 века после сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи к северной стороне храма был перенесен придел святого мученика Уара.

Архитектура Архангельского собора

В основном храм сооружен в традиционно русском стиле. В плане - прямоугольник, вытянутый по оси восток – запад. Построен из кирпича с белокаменными деталями. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами. Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Так архитектор сумел создать впечатление динамики и свободы.

При строительстве храма была впервые использована интерпретация архитектуры Успенского собора Московского Кремля . В западной части были устроены палати, в которых разместились 4 придела. В архитектуре прослеживаются элементы венецианского стиля. Если посмотреть на фасады, то видим, что здесь применен двухъярусный ордер, что характеризует Венецианскую архитектуру. Закомары (полукруглые или килевидные завершения стены здания) выполнены в виде полукруглых фронтонов, известных в Венеции в 15 веке. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения - ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах и многопрофильные карнизы.

При устройстве внутреннего пространства Алевиз Новый впервые внёс в интерьер храма ордерную декорацию. В середине 16 века с восточной стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы. Позже симметрично был построен придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи.

Убранство Архангельского собора

В интерьере собора преобладает торжественно-сумеречное настроение. Считается, что Архангел Михаил, в честь которого и построен храм, был проводником душ в царство вечности. Также, он считался и покровителем князей, отличившихся на поле брани. Исследователи предполагают, что при первоначальном оформлении храма при Василии III роспись не предполагалась. Впервые, видимо, храм был расписан в 1564-1565 гг. при Иване IV. Доказательство этому – сохранившиеся фрески над западным входом и в южном предалтарии. Те фрески, которые мы видим сейчас были созданы в середине 17 века. По указанию царя Алексея Михайловича в 1652 году четверо жалованных иконописцев - Симон Ушаков и Степан Рязанец, Яков Казанец и Сидор Поспеев сделали тщательные прориси. Всего 92 мастера принимали участие в росписи стен храма. Интересна галерея из условных портретов князей и царей, похороненных здесь. В роспись стен включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с иноземными захватчиками и легендарные страницы жития Архангела Михаила.

Иконостас, сооруженный при строительстве храма (1508 года) сгорел во время пожара в 1547 году. В настоящее время в храме установлен иконостас, выполненный царскими резчиками в 1679-1680 гг. Большинство икон были выполнены тоже в это время. Главная достопримечательность - храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями», относится к 14-15 вв. Ее можно назвать вершиной в истории иконописи на Руси. Также примечателен список чудотворной иконы Благовещение Устюжское. Некоторые иконы верхних ярусов иконостаса написаны на старых досках, принадлежащих иконам 1547 года и старше. Верхний ряд венчает Распятие Господне, выполненное Ф. Зубовым и М. Милютиным.

Архангельский собор как усыпальница

Как были расположены захоронения в храме в 1333 году неизвестно. Первым на территории храма был похоронен Иван Калита, который и заложил храм.

Когда в 1505 году храм разобрали, княжеские гробы были вынесены. А в новый храм их поместили в октябре 1507 года. Расположение погребений проводилось по чётким правилам. По южным стенам расположены великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья - у северной стены. У алтарной преграды у южной стены похоронены Василий III, его дед и отец (Василий II и Иоанн III) и внук царевич Димитрий. В 60-х гг. 16 века царь Иоанн IV соорудил новый придел для царской усыпальницы. Здесь покоятся царевич Иоанн Иоаннович, цари Иоанн Грозный и Феодор Иоаннович.

Всего в храме 54 захоронения. Большая часть погребений находится под плитами пола. В 17 веке над ними были сооружены надгробия, украшенные орнаментами и надписями. Открыто здесь почивают мощи царевича Димитрия Угличского, помещенные сюда в 1606 году у среднего северного столба. В 1774 году из Сретенского собора были перенесены мощи святых князя Михаила Черниговского и боярина его Федора. Они покоятся в раке за иконостасом, у северной стены. В 1928 году в крипту (могилу) подвальной палаты южной пристройки из снесенного собора Вознесенского монастыря были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых.

Архангельский собор Московского Кремля – это одна из святынь русского православия. И хотя в нём работает музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Привычный нам облик собор получил уже при Иване III - в 1505-1508 годах. Строить храм пригласили архитектора Алевиза Фрязина Нового из Венеции. Фрязиными (от «фряги» или «варяги») москвичи называли всех иностранцев, поэтому настоящие фамилии итальянских зодчих того времени не сохранились.

Архангельский собор стал полной противоположностью Успенскому - традиционный русский храм оформили в стиле ренессансного палаццо. Церковь получилась так хороша, что русские зодчие стали активно использовать детали европейской архитектуры. А в 1772 году для укрепления здания храма появились контрафорсы из белого камня. Автор этой архитектурной хитрости - Василий Баженов.

Купола Архангельского собора - единственные из кремлевских церквей не позолоченные, потому что здесь находится древнейшая усыпальница московских князей.

Что есть что в церкви

В соборе покоятся все русские цари до Петра I, кроме Бориса Годунова. Также здесь погребен император Петр II. Всего в усыпальнице 53 захоронения. Большинство находятся под плитами пола с надгробиями XVII века. При подготовке к празднованию 300-летия дома Романовых их закрыли еще и медными застекленными футлярами.

Отдельно от всех захоронен Иван IV. Он считал, что достоин особого места погребения. Тело царя покоится в дьяконнике вместе с прахом двух сыновей. В 1963 году могилу Ивана IV вскрыли для научного исследования, и Михаил Герасимов воссоздан портрет царя (его можно увидеть в Музее Москвы). Тогда же в костях Ивана IV обнаружили много ртути. Кто-то считал, что так царь лечился от венерических заболеваний, но, скорее всего, его медленно травили. Много ртути нашли и в крови Марфы Собакиной - третьей жены Ивана IV, умершей почти сразу после свадьбы. Ее похоронили в Вознесенском монастыре, но когда в XX веке обитель разобрали, все захоронения перенесли в подклет пристройки Архангельского собора.

В Архангельском соборе также погребен царевич Дмитрий, погибший в Угличе. До сих пор никто не знает, то ли он упал на нож в припадке эпилепсии, то ли его зарезали. В 1812 году французы увезли с собой серебряную раку усыпальницы, где находились мощи царевича, но сами мощи сохранились. Уже в 1813 году изготовили новую раку.

Также в Архангельском соборе находится пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее Бориса Годунова перезахоронили в Троице-Сергиевой Лавре.

Фрески в Архангельском соборе писали 92 художника при царе Алексее Михайловиче.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Уникальность росписи в так называемых надгробных портретах. Это условные портреты в нижнем ярусе стен над захоронениями великих московских и удельных князей. Конечно, галерею исторических лиц открывает изображение Ивана Калиты.

Большое место в живописи Архангельского собора занимает военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом. Архангела Михаила считали небесным покровителем и заступником князей в ратных делах. Поэтому, отправляясь в военные походы, русские монархи совершали в Архангельском соборе обряд поклонения предкам и просили у них духовную силу для победы.

В советское время службы в кремлевских храмах запретили. Но с 1990 года в Архангельский собор вернули православной церкви, хотя там продолжает работать музей. По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. При этом перед службой его освящают заново.

Архангельский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Архангельского Собора в Москве?

Архангельский собор в Кремле - православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля.

Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247-1248 годах. В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм - по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью. Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года. Существующий собор был сооружён в 1505-1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века. С 1599 года по 1765 год при соборе состояли особые архиереи, обязанностью которых было совершать панихиды во дни поминовения князей и царей. С 1743 года по 1883 год был кафедральным храмом Московской епархии. Указом Николая II от 13 января 1895 года был передан в придворное ведомство.


Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе - хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы).

В интерьере - росписи 1652-66 (Федор Зубов, Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров и др.; реставрированы в 1953-55), резной деревянный позолоченный иконостас XVII-XIX вв. (высота 13 м) с иконами XV-XVII вв., паникадила XVII в.


В Архангельском соборе находятся фрески XV-XVI веков, а также деревянный иконостас с иконами XVII-XIX веков. Сохранившаяся роспись собора была выполнена в 1652-1666 (Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров).

Всего в соборе 54 погребения, включая раки святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского, 46 белокаменных орнаментированных надгробий 1636-37, бронзовые остеклённые футляры (1903).


В 1928 в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены также погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых (прежде родственницы великих князей и царей покоились в снесённом соборе Вознесенского монастыря).


Архангельский собор

Архангельский собор 1505–1508

Алевиз Новый (конец XV - начало XVI века) Архангельский собор 1505–1508. Северный фасад

Архангельский собор в XIV–XVIII веках служил храмом-усыпальницей московских государей. При князе Иване Калите здесь в 1333 построили небольшой белокаменный храм, в котором он позднее был похоронен. Существующее здание возведено в 1505–1508 по заказу великого князя Ивана III итальянским мастером из Венеции, прозванным в России Алевизом Новым. Построенный им крупный пятиглавый шестистолпный крестово-купольный храм, имеющий позакомарное покрытие помимо древнерусских черт несет на себе печать итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Фасады собора подчиняются принципу ордерного членения. Деление их профилированным карнизом на два яруса не соответствует, однако, организации внутреннего пространства собора. Обильную декорацию фасадов дополняют расположенные с севера и запада белокаменные резные порталы и вставленные в полукружия закомар изящные раковины. До середины XVIII века закомары были увенчаны декоративными столбиками - фиалами, а центральная глава имела, как и все остальные, шлемовидное покрытие. Со временем изменилась окраска собора. Первоначально на фоне небеленых краснокирпичных стен четко выделялись белокаменные детали. После революции 1917 в храме, ставшем музеем, богослужения прекратились и возобновились только в 1990-е.

Усыпальница Архангельского собора

В Московском Кремле традиционную для Средневековья функцию храма-усыпальницы выполнял Архангельский собор. Первым, в 1340, в недавно построенном им храме был похоронен Иван Калита. К моменту начала сооружения нового собора в 1505 здесь уже существовало двадцать три гробницы. Поскольку каменные саркофаги стояли прямо на полу, в период строительства их вынесли в расположенную рядом церковь Иоанна Лествичника. Через четыре года их вернули обратно, но в соборе уже был погребен его заказчик - великий князь Иван III. С этого времени захоронения осуществлялись под полом храма. С 1340 по 1730, пока существовал царственный кремлевский некрополь, в Архангельском соборе были похоронены пятьдесят четыре человека - это правящие монархи двух династий (Рюриковичей и Романовых) и их близкие по мужской линии. Кроме того, в центре храма находятся надгробные плиты, отмечающие место захоронения двух принявших православие представителей татарской знати. Последним здесь погребен Петр II (внук Петра Великого), единственный покоящийся здесь император. Существующие ныне сорок четыре надгробия, выполненные в 1630-е, сооружены из кирпича и облицованы белокаменными плитами, на которых помещены имена и даты жизни усопших великих и удельных князей, царей и их близких. В начале XX века они были прикрыты остекленными латунными чехлами.

Интерьер Архангельского собора

Посечение войска мадианитян израильтянами во главе с Гедеоном Роспись на южной стене. 1652–1666

Первая известная роспись Архангельского собора относится ко времени правления Ивана Грозного. Ее программа являлась отражением сложных богословских идей, связанных с представлением о «богоизбранности» рода первого русского царя и покровительстве ему небесных сил. Все основные особенности ее композиции были повторены в стенописи, исполненной при царе Алексее Михайловиче в 1652–1666. К созданию росписи привлекли большую группу иконописцев из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов России. Артель, в которой трудились такие знаменитые мастера, как Иосиф Владимиров, Федор Зубов, Сидор Поспеев, возглавлял лучший царский изограф - Симон Ушаков.

Посвящение собора определило особое место в его росписи композициям, иллюстрирующим деяния архангела Михаила, который считался небесным покровителем московских князей-воинов. Эти сцены располагаются на северной и южной стенах собора и занимают четыре яруса из пяти. Многие из них являются символическим отражением реальных событий, связанных с борьбой Московского государства с внешними врагами.

Одна из таких композиций - «Посечение войска мадианитян израильтянами во главе с Гедеоном» - посвящена известному эпизоду Священной истории, когда малыми силами с Божьей помощью была одержана победа над многочисленным врагом. Это событие ассоциировалось у современников Ивана Грозного с его победами над Казанским и Астраханским ханствами. Против татар, которые считались в то время потомками мадианитян, царь выступал, словно новый Гедеон, под покровительством архангела Михаила.

В левой части композиции Гедеон со смирением склонился перед стоящим в величественной позе архангелом, диктующим ему волю Бога. В правой части сидящий на коне предводитель «сынов израилевых» в присутствии архистратига Божия, обнажившего свой грозный меч, стремительно несется навстречу смешавшимся в кучу и уже обращенным вспять врагам. Мастеру-иконописцу удалось передать и торжественный момент предстояния, и динамичную сцену атаки. Склоненные копья мадианитян, их опадающий стяг, поверженные наземь людские и конские фигуры свидетельствуют о скорой победе.

Рака царевича Дмитрия 1813

Среди многочисленных захоронений в Архангельском соборе выделяется одна гробница, размещенная в центральном нефе. Здесь покоятся останки младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. Как известно, после смерти отца двухлетний Дмитрий был отправлен удельным князем в город Углич, где прожил около шести лет и загадочным образом погиб при невыясненных до сих пор обстоятельствах. По одной из версий, его убили люди, подосланные Борисом Годуновым, правителем при немощном царе Федоре Ивановиче.

В начале XVII века именем царевича воспользовался самозванец, который даже занял царский трон. После его свержения останки подлинного Дмитрия доставили в Москву, и он был канонизирован. Представители новой династии Романовых признали его своим святым покровителем. Над захоронением царевича в Архангельском соборе соорудили белокаменную резную сень, а вскоре кремлевские мастера под руководством Гаврилы Овдокимова выполнили серебряную раку. Во время наполеоновского нашествия ее похитили и переплавили, сохранилась только спрятанная в тайнике крышка с изображением царевича, которая сейчас демонстрируется в Оружейной палате. По заказу московского митрополита Августина создана новая рака, хранящаяся в соборе до сих пор.

Надгробные портреты князей. Великие князья Иван Данилович Калита и Семен Иванович Гордый Роспись на южной стене. 1652–1666

Уникальной особенностью росписи Архангельского собора, программа которой была разработана в период правления царя Ивана Грозного, является наличие на гранях четырех столпов собора большого числа (около шестидесяти) изображений русских князей, многие из которых причислены к лику святых. Здесь представлены киевские князья Ольга и Владимир, князья владимирские Андрей Боголюбский и Александр Невский, первый московский князь Даниил Александрович и некоторые другие. Это являлось свидетельством законности правящей в Москве династии, преемственности ее власти от великих князей Киева и Владимира.

Продолжает линию вереница «воображаемых» портретов представителей московского княжеского дома, помещенных в нижнем ярусе росписи стен непосредственно над их захоронениями. Рядом с каждой фигурой, показанной в молитвенной позе фронтально или в трехчетвертном развороте, нанесены надписи, раскрывающие имена князей и их святых покровителей, изображения которых в круглых медальонах располагаются ярусом выше. Подобно святым, все князья с нимбами обращены в большинстве своем к востоку, в сторону алтаря. Такая постановка фигур и их атрибуты должны были, по мнению авторов программы росписи, обосновывать «богоизбранность» рода Ивана Калиты, фигурой которого открывается шествие.

Иконостас Архангельского собора 1679–1681

О первоначальном иконостасе Архангельского собора сохранились лишь скудные сведения. Известно, что он поновлялся при царе Иване Грозном. Из него, по-видимому, происходят иконы «Благовещение Устюжское», «Никола Можайский» и «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни» (две последние под записью XVII века). Самой древней иконой собора является главный храмовый образ - «Архангел Михаил, с деяниями ангелов», расположенный на втором месте справа от царских врат. Он, скорее всего, был написан в конце XIV века, находился в первоначальном белокаменном соборе (1333) и мог быть связан с мастерами круга знаменитого иконописца Феофана Грека.

Ныне существующий иконостас и большинство его икон созданы в 1679–1681 по заказу царя Федора Алексеевича, старшего брата Петра I. Над его резной рамой работало более семидесяти мастеров, среди которых Мокей Ильин, Герасим Окулов и другие. Среди авторов икон - известные изографы Федор Зубов и Михаил Милютин. Иконостас имеет только четыре яруса: пророческий, деисусный, праздничный и местный и завершается резным Распятием. Царские врата, заменившие первоначальные, были выполнены в 1770-е. По обе стороны от них расположены иконы «Спас Великий Архиерей» и «Богоматерь Благодатное Небо», написанные в годы создания иконостаса. К этому же времени относится патрональная царская икона «Федор Стратилат».

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги автора

Софийский собор «Неужели где-то там, за этими стенами, - двадцать первый век? Неужели в нескольких десятках метров живет своей жизнью, бурлит двухмиллионный город, шуршат шинами по широким мостовым автомобили, гудят корабли на Днепре, заходят на посадку самолеты?!»

Из книги автора

Почему Архангельский собор в Москве считается главным собором Кремля? В 1504 году по приглашению великого князя Ивана III в Москву прибыл итальянский архитектор Алевизио Нуово (Фрязин). Именно он в 1505–1508 годах на месте храма XIV века построил в Московском Кремле собор,

Из книги автора

Глава 16 Беломорский, Архангельский, Северный, Ленинградский ордена Ленина (с 1968 г.) военные округа в 1944-1992

Из книги автора

Архангельский собор Архангельский собор 1505–1508 Алевиз Новый (конец XV - начало XVI века) Архангельский собор 1505–1508. Северный фасадАрхангельский собор в XIV–XVIII веках служил храмом-усыпальницей московских государей. При князе Иване Калите здесь в 1333 построили небольшой

Архангельский собор (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Белый и величавый Архангельский собор внутри тих и сумрачен. Он словно наполнен глубокой печалью. И понятно почему - под этими сводами лежат великие московские князья и русские цари, начиная от Ивана Калиты и до Федора Михайловича Романова. Храм освящен во имя архистратига Михаила, предводителя ангельского воинства и главы будущего Страшного суда. В его ведении - сопровождение душ праведников к воротам рая.

Считается, что каменный Архангельский собор построили в 1333 г., разобрав старую деревянную церковь. Якобы Иван Калита сделал это в память о миновавшем Русь бедствии, то ли чуме, то ли голоде от неурожая. В только что освященном храме его и положили, а следом и двоих сыновей. Так утвердилась традиция захоронения тут великих князей, самодержцев и членов их семей. Уже на склоне лет, в 1505 г. царь Иван III решил завершить грандиозную перестройку Московского кремля возведением достойной усыпальницы. Он поручил эту работу итальянцу Алевизу, прозванному Новым. Но результата трудов не увидел, став первым царем, упокоившимся в недостроенном храме.

Архитектура Архангельского собора

Пятиглавое и пятиапсидное здание возведено на 6 столпах. Материал стен - кирпич с отделкой белым камнем. Зодчий построил храм в русском стиле, украсив деталями, характерными для венецианских базилик эпохи Возрождения. Это капители на пилястрах в виде листьев, закомары с «раковинами», сочетание круглых окон разного диаметра на фасадах. Центральный купол - полусферический золотой, 4 боковых - шлемовидные серебряные, что характерно для соборов, освященных во имя святых и архангелов. Они покоятся на высоких барабанах с узкими окнами.

Стены и иконостас впервые расписали только при Иване Грозном, но от этих фресок практически ничего не сохранилось. В середине 17 века интерьер обновили, новыми сюжетами стали биографии князей и царей.

Некрополь

Захоронения производили по строгим правилам. Рюриковичи лежат вдоль стен, Романовы - у столпов в центре зала. Для Ивана Грозного с сыновьями сооружена особая усыпальница в алтарной части. Тела помещали под мраморными плитами, поверх них устанавливали саркофаги с надгробными надписями. Исключения сделаны только для мощей царевича Димитрия, святого князя Михаила Черниговского и его боярина Федора, принявших мученическую смерть в Орде. Они покоятся в раках и доступны для поклонения верующих. В подвальную крипту в 1928 г. перенесены женские захоронения дома Романовых из разрушенного Вознесенского монастыря.