Приоритетность принцип социальной защиты несовершеннолетних в рф. Социальная защита несовершеннолетних. в обслуживании детей детскими дошкольными учреждениями, школами-интернатами, санаторно-лесными школами, оздоровительными лагерями

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Помимо различий в обязательствах и фокусах была самая важная разница - принадлежность к различным отделам, социальная педагогика находилась под управлением Министерства образования и социальной работы - при Министерстве здравоохранения и социальных дел. В настоящее время более 60 университетов предлагают социальную работу и степень социальной педагогики на разных уровнях: бакалавр, магистр и специалист.

Как и другие области высшего образования, образование в социальной сфере трансформируется в соответствии с Болонским процессом. Предыдущий подход был традиционным для системы Советского Союза: студенты пять лет учились в университете и получили диплом специалиста. Ни у социальных работников, ни у других помогающих специалистов нет системы лицензирования.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних

2. Охрана прав несовершеннолетних по семейному праву

Заключение

Библиография

Введение

Благодаря этой профессионализации была использована система интернатного ухода. Помощники специалистов начали развивать междисциплинарное и академическое сотрудничество, вводя новые виды помощи. Ученые-психологи, специализирующиеся на специальном образовании, разработали и улучшили методы оценки и вмешательства детей в интернатных учреждениях. Но такое сотрудничество и изменения ограничены по охвату и мало что изменили для системы.

Учету требований Конвенции о правах ребенка в национальном законодательстве России способствовало принятие и других нормативных актов

Показатель воздействия социальной работы на систему интернатного обслуживания требует уточнения функций и видов услуг, связанных с «закрытыми учреждениями» в современной России. Система интернатного ухода включает в себя различные типы учреждений, каждая из которых ориентирована на различные ситуации в зависимости от причины размещения в уходе и возраста детей. В России существует восемь типов детских учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. Официальная таксономия дефектов умственного развития и, следовательно, типы учреждений выглядит следующим образом: нарушение зрения; ухудшение качества звука; лишение движения; дефект развития речи; дефект когнитивной сферы; сложный дефект психического развития.

Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. Согласно данным официальной статистики последних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка как детьми, так и родителями, а также преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.

В обеспечении их питанием во время пребывания в школах и школьных группах продленного дня

Последние два типа служат детям с наиболее серьезными дефектами. Некоторые учреждения находятся в ведении Министерства науки и образования: детские дома для детей дошкольного возраста и дети от 7 до 18 лет; интернаты для детей с особыми потребностями; школы-интернаты для детей и подростков в возрасте до 14 лет в конфликте с законом; и специальные колледжи для детей с особыми образовательными потребностями, которые выходят из школы-интерната.

Другие учреждения находятся в ведении Министерства труда, социального развития, здравоохранения и пенсионной системы: детские дома, для детей до 3 лет; приюты для временного жилья детей; центры интернатного стационарного стационарного пребывания для детей и взрослых с множественными нарушениями развития, неспособными жить самостоятельно. Таблица 1: Динамика институтов.

В современной России дети, семья и семейные отношения подвергаются серьезным испытаниям. Семья, лишенная государственной патерналистской опеки и жесткого государственного контроля, не обрела самоценности и самодостаточности, в то время как государство, способствуя своей политикой разрушению семьи, ее деградации, продолжает рассматривать семью как объект управления, принуждения, репрессии. И до тех пор, пока российская семья не станет полноправным субъектом общественной жизни, пока родители не обретут действенные правовые и реальные возможности растить и воспитывать здоровых детей в атмосфере любви и достатка, семья не станет действительно ответственной перед обществом за благополучие растущих в ней детей 11 Долгов Ю.Г. Охраняемые законом интересы супругов, родителей и несовершеннолетних детей в семейном праве Российской Федерации: Диссертация на соискание ученой степени к.ю.н. Москва, 2004. - С. 18. .

Во всех центрах интернатного обслуживания существуют различные позиции, помогающие специалистам: психологам, социальным педагогам, социальным работникам и логопедам. В большинстве центров работают более четырех специалистов-специалистов. Все специалисты, оказывающие помощь, работают под руководством администрации центра интернатного типа. Ключевая деятельность департаментов по социальным работникам - это оценка.

Помимо услуг по уходу за жильем в эксплуатацию системы интернатного типа задействованы другие виды услуг и органы: услуги по принятию решений, которые являются судебными и квази-судебными службами, такими как Комиссия опеки, Комиссия по делам детей, Психологическая медицина -Педагогическая комиссия - все эти комиссии являются межведомственными службами и местными органами власти; центры психосоциальной помощи, которые включают центры помощи в трудоустройстве, центры помощи семьям и детям, центры социального обеспечения и центр усыновления и воспитания в некоторых регионах России; и дополнительные услуги, основанные на неправительственных организациях и проектах.

В работе будут рассмотрены вопросы охраны прав несовершеннолетних, и их правого регулирования.

1. Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В этом международно-правовом документе утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Именно в этом документе получили закрепление такие права детей, как, право на имя и гражданство; право пользования благами социального обеспечения и право на здоровый рост и развитие; право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях; право на первоочередную защиту и помощь и т.д.

Принятие решений о первоначальном размещении ребенка в учреждении является лишь одним шагом в цепочке институциональных решений. Существует два варианта размещения ребенка в учреждении. Во-первых, это ребенок с особыми потребностями, в котором родители сохраняют свои права, но ребенок живет в учреждении. Такие решения принимаются психолого-медико-педагогической комиссией. И второй вариант заключается в том, когда родительские права прекращаются, а ребенок помещается в учреждение как сирота. Это решение обычно принимается Комиссией по опеке.

Принятие Декларацией имело огромное значение в деле защиты детей. Однако, нужно знать, что любая декларация имеет лишь рекомендательный характер, а следовательно их нормы вовсе не обязательны для исполнения.

В этой связи огромное значение для защиты детей во всем мире имело принятие 20 ноября 1989 года Конвенции о правах ребенка.

Решения о прекращении родительских прав регулируются советскими нормами. Согласно Семейному кодексу, прекращение родительских прав может быть инициировано одним из родителей, прокуратурой или Комиссией опеки. Даже если это инициировано родителем, решения о прекращении родительских прав являются компетенцией суда. Большинство случаев, 75% в некоторых регионах, инициируются Комиссией по опеке, демонстрируя силу этого органа. Не существует правовых норм для оспаривания решения об освобождении Комиссией по опеке.

Комиссия по опекунству, межведомственная служба под местной властью, состоит из двух-трех инспекторов и от 5 до 8 занятых неполный рабочий день: психологов, социальных работников, руководителей образовательных центров и других помогающих специалистов. Основными обязанностями этой комиссии являются раскрытие случаев жестокого обращения с детьми и пренебрежения ими посредством мониторинга семей, подвергающихся риску; информировать семьи и детей об их правах и доступе к услугам; и предоставлять услуги приемным семьям и опекунам.

Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН и через год ратифицирована нашей страной. Следовательно, Россия взяла на себя обязательство неукоснительно исполнять все положения данной Конвенции, которая является наиболее полным документом о правах ребенка.

В соответствии со статьей 1 Конвенции ребенком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Всего же Конвенция содержит 47 статей, которые для удобства изложения можно объединить в отдельные группы по общности рассматриваемых в них вопросов 11 Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. - Владимир, 2007. - С. 48. .

Социальные работники и психологи учреждений готовят специальный отчет о развитии ребенка и высказывают свое мнение относительно переустановки ребенка. Специалисты учреждений обычно не являются членами Комиссии, но комиссии привлекают помощь специалистов центров помощи. Помощь специалистам в процедурах оценки и иногда может дать особое мнение о семейной ситуации. Каждый член комиссии пишет отчет, и глава комиссии принимает решение на основании этих отчетов.

Комиссия, как правило, придерживается ограничительной ориентации на родителей, и многие родители сообщили, что инспекторы угрожают забрать своих детей. Только 4% были прекращены в связи с случаем насилия в отношении детей - в основном родители потеряли родительские права, поскольку они не могли надлежащим образом обеспечить потребности ребенка. Динамика прекращения родительских прав дает убедительные доказательства того, что операционная система столкнулась с огромными проблемами, связанными с предотвращением взятия детей из семей.

Особенности несовершеннолетнего возраста, о которых много говорят в психолого-педагогических науках, не могут не учитываться и в праве. Несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых.

В ожидании окончательного решения суда ребенок помещается в временное убежище для детей. В течение периода пребывания в приюте, не более полугода, ребенок может быть оценен с помощью психолого-медико-педагогической комиссии за социальные или обучающие задержки по рекомендации специалистов в приюте. Эта комиссия имеет окончательные полномочия в принятии решений, связанных с образовательными способностями и, следовательно, окончательным институциональным размещением ребенка. Размещение укрытия может включать ребенка, помещенного в специальную группу, называемую семейной воспитательной группой.

В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.

Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними. Мы не ставим перед собой задачу рассмотреть все права и обязанности несовершеннолетних, имеющиеся в различных отраслях российского законодательства, а также меры по охране этих прав.

Мы можем сравнить эту форму временного размещения семьи с коротким временем воспитания - родители рассматриваются как профессиональные наставники, их работа оплачивается, а специалисты по приютам помогают им в работе с детьми. В некоторых случаях есть возможность превратить это семейное размещение в долгосрочное воспитание, но обычно дети возвращаются в приют и после этого переводятся в детский дом или школу-интернат. Официальная таксономия услуг, предоставляемых специалистами приютов, включает шесть типов: защита прав; прямой социальный уход; здравоохранение и связанные с предоставлением медицинских услуг; обеспечение образовательных потребностей; поддержка развития; помощь в получении пособий и пособий.

Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права (и обязанности), закрепленные за ними в действующих законодательных актах.

Самым часто реализованным сервисом была прямая социальная помощь. Социальные педагоги учреждения выполняют ряд других судебных обязанностей. Один из них заключается в представлении интересов сирот в судах, таких как права на жилье, наследование и прекращение родительских прав. Другая задача - помочь старшим подросткам в подготовке к самостоятельной жизни, например, найти работу, посещать колледж или другой образовательный центр и связать их со специальными программами для развития самостоятельных жизненных навыков.

Кроме того, они пытаются предотвратить асоциальное поведение путем мониторинга ситуации с ребенком и подключения ребенка к услугам и другим специалистам по мере необходимости и вмешательства с другим профессионалом для обеспечения более эффективного принятия решений, связанных с контактом с семьями.

Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантии этих прав и законных интересов. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены в Гражданском и Семейном кодексах РФ.

Социальная работа в системе интернатного обслуживания не ограничивается только специалистами ведомства. Подростки, стареющие из системы интернатного ухода, должны быть готовы к переходу на независимую жизнь. У разных учреждений есть разные варианты для выпускников. Основные детские дома предоставляют детям возможность продолжить учебу в университетах и ​​колледжах. Но, если ребенок заканчивает школу-интернат в рамках системы специального образования, доступ к высшему образованию минимален, если он вообще доступен.

Таким образом, большинство выпускников не имеют возможности продолжить свое образование. Существуют специальные проекты, направленные на подготовку молодых людей к самостоятельной жизни после старения и ухода за интернетом. Большинство из этих проектов сосредоточено на проектах профессионального консультирования и развития карьеры. Помощь специалистам в этих проектах не является сотрудниками сиротских домов, школ-интернатов или судов. Большинство проектов поддерживаются западными фондами, но существует одна федеральная программа «Российская сиротская программа», которая действует с тех пор.

Условно совокупность прав ребенка можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.; вторая группа - права на семейное благополучие; третья группа - права на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы 11 Прозументов Л. М. Права несовершеннолетних и их охрана в Российском законодательстве. - М. : Наука, 2006. - С. 61. .

С рождения у ребенка и его родителей сразу возникают определенные отношения. Некоторые отношения регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие - нормами права, в частности нормами семейного права, которые устанавливают условия и порядок вступления в брак и его прекращение, регулируют личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи (супругами, родителями и детьми, другими родственниками), а также определяют формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, также подразделяются на две группы: личные и имущественные. К личным правам относятся:

· право на жизнь и воспитание в семье;

· право знать своих родителей и право на их заботу;

· право на совместное с ними проживание;

· право на воспитание своими родителями;

· обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства.

За ребенком закреплено и такое личное право, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей 11 Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних / Л.Ю. Грудцына. Адвокат, 2005, N 8. - С. 55. .

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту прав и законных интересов (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Этому праву соответствует обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, - органов опеки и попечительства, прокуроров, судей - защищать права детей. В соответствии с ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, либо при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет - в суд. Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно о нарушении прав и законных интересов ребенка, об угрозе его жизни или здоровью, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять необходимые меры по защите законных интересов и прав ребенка.

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка на выражение своего мнения. Ребенок может выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, исключая случаи, когда это противоречит его собственным интересам. Кроме того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет.

Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка - обязательное условие для подготовки решения этого вопроса. Согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется и для того, чтобы принять решение об усыновлении, при решении вопроса об имени, отчестве и фамилии при усыновлении, о записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью. Следовательно, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве Российской Федерации представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке 11 Прозументов Л. М. Права несовершеннолетних и их охрана в Российском законодательстве. - М. : Наука, 2006. - С. 84. .

2. Охрана прав несовершеннолетних по семейному праву

охрана защита право несовершеннолетний

В современной России дети, семья и семейные отношения подвергаются серьезным испытаниям. Проблемы основной массы современных российских семей хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений и т.п. Семья, лишенная государственной патерналистской опеки и жесткого государственного контроля, не обрела самоценности и самодостаточности, в то время как государство, способствуя своей политикой разрушению семьи, ее деградации, продолжает рассматривать семью как объект управления, принуждения, репрессии. И до тех пор, пока российская семья не станет полноправным субъектом общественной жизни, пока родители не обретут действенные правовые и реальные возможности растить и воспитывать здоровых детей в атмосфере любви и достатка, семья не станет действительно ответственной перед обществом за благополучие растущих в ней детей. Но это возможно лишь в условиях, когда государство в отношениях с семьей осознает себя равноправным партнером.

В соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции и п. 1 ст. 3 СК РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Таким образом, семейное законодательство включает не только Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ (п. 2 ст. 3 СК РФ), которые регулируют, прежде всего, семейные отношения. К предмету регулирования последних, в частности, можно отнести: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста 16 лет (п. 2 ст. 13 СК РФ); выбор супругами фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32); присвоение фамилии ребенку (п. 3 ст. 58); вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121); определение дополнительных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152).

Однако законы субъектов РФ в области семейных отношений могут приниматься и по вопросам, непосредственно Семейным кодексом не урегулированным. Это вытекает из принципа единства семейной политики, что предполагает дополнение и развитие на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления минимальных социальных гарантий и льгот, предоставленных семье на федеральном уровне (п. 13 Основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712).

В законодательстве ряда субъектов РФ предусматривается осуществление наряду с федеральными мерами и иных мероприятий, в том числе законодательного характера, включая разработку и принятие областных и местных программ поддержки семьи, материнства и детства.

Семейный кодекс РФ закрепляет лишь права ребенка. Что же касается обязанностей ребенка в семье, то они определяются только нормами нравственности. Это объясняется неспособностью ребенка в силу недостижения совершеннолетия нести правовую ответственность за их неисполнение. Однако законодательство некоторых государств предусматривает обязанности несовершеннолетних детей в семье. Так, наиболее распространенными являются обязанности по уважению своих родителей, следованию их советам (Закон о браке, семье и опеке Венгрии, Кодекс о семье Болгарии и др.) 11 Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М.: Юристъ, 1998. - С. 237. .

Права ребенка, предусмотренные семейным законодательством, носят срочный характер, поскольку их обладателем является только несовершеннолетний (это вытекает из названия гл. 11 СК РФ «Права несовершеннолетних детей»).

В качестве самостоятельных можно выделить личные неимущественные и имущественные права в семье 11 Долгов Ю.Г. Охраняемые законом интересы супругов, родителей и несовершеннолетних детей в семейном праве Российской Федерации: Диссертация на соискание ученой степени к.ю.н. Москва, 2004. - С. 46. .

Личные неимущественные права ребенка.

Жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ). Поскольку семья является естественной средой обитания ребенка, где закладываются предпосылки его физического и духовного развития, данное право является одним из важнейших прав ребенка, предусмотренных Кодексом. В связи с этим в качестве основного принципа семейного законодательства (ст. 1) выступает защита права ребенка на семейное воспитание. При этом имеется в виду, прежде всего, собственная семья, которую образуют родители. В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи, обеспечение права жить и воспитываться в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: усыновление, приемная семья, передача в семью опекуна (попечителя).

Как правовой институт право жить и воспитываться в семье состоит из нескольких правомочий ребенка:

1) право знать своих родителей, насколько это возможно.

Данное право ребенка было включено в Семейный кодекс в соответствии со ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка.

В соответствии со ст. 55 на право ребенка общаться со своими родителями и родственниками не влияют: расторжение брака родителей, признание брака родителей недействительным, раздельное проживание родителей, проживание родителей в разных государствах, а также так называемые экстремальные ситуации (задержание несовершеннолетнего, его арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и др.).

Не имеется каких-либо ограничений, касающихся форм общения, не влияет и степень родства с ребенком при обеспечении его права на общение.

Однако следует отметить, что общение должно быть ограничено либо запрещено в случаях, когда оно таит в себе угрозу воспитанию ребенка, нарушает его интересы.

Особую сложность представляет осуществление права ребенка на общение со своими родителями в случае их проживания в другом государстве или в разных государствах.

Согласно п. 2 ст. 10 Конвенции ООН о правах ребенка несовершеннолетний, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С этой целью и в соответствии с обязательством государств - участников Конвенции они уважают право ребенка и его родителей покинуть любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Право ребенка выражать свое мнение при решении

· любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 СК РФ),

· в том числе право быть заслушанным в ходе любого

· судебного и административного разбирательства,

· затрагивающего его интересы

Закрепление этого права еще раз подчеркивает, что к ребенку необходимо относиться как к личности, с которой следует считаться, особенно в случаях разрешения тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка).

Данное право предоставляется ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды. Так, мнение несовершеннолетнего учитывается:

· при выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения (п. 2 ст. 63 СК РФ);

· при разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования (п. 2 ст. 65);

· при разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65);

· при рассмотрении иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним (п. 3 ст. 67);

· при рассмотрении иска родителей о возврате им детей (п. 1 ст. 68);

· при отказе в иске о восстановлении в родительских правах (п. 4 ст. 72);

· при отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке (п. 2 ст. 76);

· при рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов») 11 Прозументов Л. М. Права несовершеннолетних и их охрана в Российском законодательстве. - М. : Наука, 2006. - С. 101. .

Согласно ст. 19 ГК РФ каждый гражданин имеет право на имя. Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

Это право реализуют родители (а при их отсутствии - заменяющие их лица) во время регистрации рождения ребенка в установленном законом порядке.

Имя, отчество, фамилия ребенка выступают как средства индивидуализации личности.

Родители свободны в выборе собственного имени своему ребенку. При регистрации рождения по заявлению одного из них предполагается, что другой согласен с выбранным именем.

Отчество ребенка определяется именем отца. В настоящее время субъекты РФ имеют право установить, что присвоение отчества на их территории не обязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих ребенка, если это соответствует их национальной традиции.

Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенка решается по соглашению между ними, если иное не предусмотрено законодательством субъектов РФ. В данном случае субъекты РФ также вправе установить иные правила выбора фамилии ребенку в соответствии со своими национальными традициями. Однако принимаемые ими нормы не должны нарушать принципа равноправия супругов в браке.

Право на защиту своих прав и законных интересов самостоятельно или через своих представителей (законные представители, орган опеки и попечительства, прокурор, суд) (ст. 56 СК РФ). Под защитой понимаются: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. При этом объектом защиты являются лишь права ребенка, предусмотренные ст. 54 - 58, 60 СК РФ. Важной гарантией соблюдения прав ребенка также является наделение его правом на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (п. 2 ст. 56 СК РФ).

Согласно ст. 64 СК РФ и ч. 1 ст. 52 ГПК РФ защита прав и интересов несовершеннолетних возлагается в первую очередь на их родителей, которые являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Помимо родителей права и законные интересы ребенка могут защищаться и другими законными представителями 11 Королев Ю. А. Семейное право России. - М.: Юстицинформ, 2007. - С. 236. .

Семейный кодекс выделяет также имущественные права ребенка в семье, тем самым подчеркивая имущественную самостоятельность несовершеннолетнего в семейных отношениях.

Право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (п. 1 ст. 60 СК РФ). Существуют разные источники содержания ребенка в семье:

· необходимая для поддержания нормальных условий жизни несовершеннолетнего часть заработка (дохода) родителей, усыновителей;

· причитающиеся ему алименты, если родители (один из них) не заботятся о его обеспечении;

· пенсии, различного рода пособия, положенные несовершеннолетнему по закону, и др.

Право собственности ребенка на полученные им доходы, на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое имущество, приобретенное на его средства (п. 3 ст. 60 СК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 60 СК РФ ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка.

Согласно п. 5 ст. 38 СК РФ вещи, приобретенные супругами-родителями исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и т.д.), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому, с кем проживают дети. Следовательно, можно сказать, что у ребенка фактически возникает право собственности на перечисленные вещи, хотя они приобретались его родителями. Аналогичный вывод можно сделать относительно вкладов, внесенных супругами за счет своего общего имущества на имя их общих несовершеннолетних детей.

В целях защиты интересов несовершеннолетних при разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, суд в соответствии с п. 2 ст. 39 СК РФ может в отдельных случаях отступить от начала равенства долей супругов 11 Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних / Л.Ю. Грудцына. Адвокат, 2005, N 8. - С. 67. .

Заключение

Проблема прав человека - одна из вечных проблем, сопровождающих человечество. Важность ее решения состоит в том, что осуществление (реализация) прав человека есть одно из главных условий физического и психического благополучия человека, его нравственного развития.

Гражданские права составляют большую часть всех прав и свобод человека, поскольку именно они обеспечивают само существование человека. Так, в соответствии со ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Среди основных прав человека, закрепленных в Конституции РФ необходимо выделить: право на жизнь (ст. 20); на достоинство личности, свободу от пыток, насилия (ст. 21); человек может быть законным частным собственником имущества, ему гарантировано право наследования (ст. 35). Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).

В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране пагубно влияет прежде всего на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; постоянным увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома и др.).

В связи с подписанием Россией данной Конвенции, у нее появилась обязанность реализовать положения Конвенции в нормативных актах, регулирующих отношения между детьми и взрослыми в основных сферах их совместной жизнедеятельности. Безусловно, что и в Конституции РФ, и в других федеральных законах, уже нашли свое воплощение многие права ребенка, закрепленные в Конвенции. Однако процесс приведения в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка Российского законодательства не является завершенным и требует своего продолжения 11 Королев Ю. А. Семейное право России. - М.: Юстицинформ, 2007. - С. 214. .

Библиография

1. Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. - Владимир, 2007.

2. Долгов Ю.Г. Охраняемые законом интересы супругов, родителей и несовершеннолетних детей в семейном праве Российской Федерации: Диссертация на соискание ученой степени к.ю.н. Москва, 2004.

3. Королев Ю. А. Семейное право России. - М.: Юстицинформ, 2007.

4. Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних / Л.Ю. Грудцына. Адвокат, 2005, N 8.

5. Прозументов Л. М. Права несовершеннолетних и их охрана в Российском законодательстве. - М. : Наука, 2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Юридическая природа и комплексная характеристика прав несовершеннолетних в Российской Федерации. Анализ функционирования правового института охраны прав и защиты интересов несовершеннолетних. Нормы и положения международной конвенции о правах ребенка.

    реферат , добавлен 20.04.2011

    Основные направления государственной (ювенальной) политики в области защиты прав несовершеннолетних. Определение конституционно-правового статуса ребенка. Полномочия и правовые основы деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    дипломная работа , добавлен 22.09.2011

    Особенности рассмотрения и разрешения гражданских дел о защите прав и интересов несовершеннолетних с участием ОВД. Анализ норм материального и процессуального права; способы судебной защиты прав несовершеннолетних; совершенствование законодательства.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2012

    Понятие прав несовершеннолетних, механизм и проблемы их обеспечения. Характеристика органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних, анализ примеров их нарушения. Разработка мероприятий по защите прав несовершеннолетних, их основные направления.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2016

    Право собственности и иные вещные права несовершеннолетних, их право распоряжаться своими доходами. Гражданско-правовая защита имущественных прав несовершеннолетних; способы защиты вещных прав несовершеннолетних и прав распоряжаться своими доходами.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2009

    Правовой механизм реализации имущественных прав несовершеннолетних, виды дееспособности. Охрана нотариатом наследственных и жилищных прав ребенка. Обеспечение имущественных интересов несовершеннолетних региональным законодательством Самарской области.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2010

    Исследование особенностей правовой охраны труда женщин и несовершеннолетних. Обзор проблем и перспектив развития системы правового регулирования в сфере охраны труда несовершеннолетних и женщин. Совершенствование законодательства об охране трудовых прав.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2016

    Нормативно-правовое обеспечение защиты жилищных прав детей в России. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Защита жилищных прав несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства, проблемы данного процесса и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2012

    Право собственности и иные вещные права несовершеннолетних. Право несовершеннолетних распоряжаться своими доходами. Способы защиты права собственности и иных вещных прав несовершеннолетних. Способы защиты прав распоряжаться своими доходами.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2006

    Общая характеристика правоспособности и дееспособности несовершеннолетних, охрана их имущества и имущественных прав. Участие несовершеннолетних детей в договорных отношениях; виды сделок с движимым и недвижимым имуществом; защита их наследственных прав.

Введение 7
Глава 1. Содержание права несовершеннолетних на социальную защиту 10
1.1. Историческое становление понятия социального обеспечения несовершеннолетних детей 10
1.2. Несовершеннолетний как субъект права на социальное обеспечение 16
1.3. Государственное управление в области охраны и защиты социальных прав несовершеннолетних 28
Глава 2. Опека и попечительство несовершеннолетних как система правоотношений регулирующих защиту прав несовершеннолетних(на примере отдела опеки и попечительства управления по социальным вопросам администрации Гурьевского городского округа) 40
2.1. Основания и порядок установления опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей 40
2.2. Осуществление охраны и защиты прав несовершеннолетних органами опеки и попечительства 44
2.3. Система и анализ работы с несовершеннолетними находящимися под опекой и попечительством 52
Заключение 65
Список Литературы 68

В России проблема охраны и защиты прав детей является одной из острейших, привлекая к себе внимание самой широкой общественности. Построение социального правового государства предполагает признание приоритета общечеловеческих ценностей и, прежде всего; жизни, здоровья, свободы, достоинства, чести, прав и интересов личности. Согласно статье 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Дети являются одной из наиболее уязвимых как в социальном, так и в правовом отношениях групп населения. В ходе социально-экономических преобразований, проводимых в Российской Федерации, дети оказались самой незащищенной социально-демографической группой населения. Детская безнадзорность и беспризорность в России является одним из факторов угрозы национальной безопасности. Ежегодно увеличивается число родителей, уклоняющихся от воспитания и содержания детей, что приводит к росту числа безнадзорных и беспризорных детей, которые попадают в социально опасную среду, становятся жертвами преступлений, вовлекаются в преступную деятельность. Нередко уклонение родителей или лиц, их заменяющих, от воспитания и содержания детей сопровождается применением к ним насилия и жестокого обращения.
В систему органов, призванных защищать права несовершеннолетних, входят органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченный по правам ребенка, суд, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы внутренних дел, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также другие органы, учреждения и общественные объединения, деятельность которых направлена на защиту прав несовершеннолетних.
Проблемы правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации, а также обеспечения их прав и законных интересов давно находятся в центре внимания как российских, так и зарубежных ученых. Многие вопросы, касающиеся охраны и защиты прав несовершеннолетних, административной ответственности несовершеннолетних, а также профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних разрабатывались еще дореволюционными учеными.
Автор опирается на материалы научных исследований, отраженные в трудах Дубровина М.С., Кром И.Л., ВитрукН.В.. Захаров М.Л., Лушникова М.В. Тучкова Э.Г., Шерстнева Н.С., Голубева Т.Б., Медведев Г.П., Рубцов В.В., Шведовская А.А., Дубовик А.С., Семья Г.В., Юревич А.В., Куропацкая Е.Г., Козлов С.С., Митчина Л.А.,КрашенниковП.В.,Антокольская, М.В., Нечаев, А. М., Муратова С. А., Крашенников П. В.,Гонгало Б.М., Кружалова Л.В., и других ученых.
Между тем комплексного и целенаправленного исследования проблемы управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних, в том числе вопросов, касающихся совершенствования деятельности органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченного по правам ребенка, ранее не проводилось.
Актуальность обосновывается тем, что важную роль по защите прав несовершеннолетних играет фактическая реализация социальной защиты несовершеннолетних.
Объект исследования – правовые отношения по государственному управлению в области социальной защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации.
Предметом исследования служат понятия и принципы, характеризующие содержание государственного управления в области социальной защиты прав несовершеннолетних, его правовые и организационные основы, нормативно-правовое регулирование.
Целями и задачами исследования являются комплексный анализ правовых основ управления в сфере обеспечения реализации прав несовершеннолетних; разработка рекомендаций по оптимизации системы охраны и защиты прав несовершеннолетних, реформированию органов, осуществляющих такое управление, а также по совершенствованию административно-правовой ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
В соответствии с этими целями решались следующие задачи:
рассмотрение административно-правового статуса личности как важнейшей органической части общего правового статуса;
изучение норм действующего российского законодательства, определяющих правовой статус несовершеннолетних и регламентирующих вопросы обеспечения, социальной защиты их прав и законных интересов;
анализ международно-правовых основ социальной защиты прав несовершеннолетних;
При проведении исследования применялись общенаучные и специальные методы исследования правовых явлений. В работе широко использовались исторический, социологический, системный, статистический, а также технико-юридический, сравнительно-правовой и другие научные методы.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его актуальностью и новизной, направленностью на решение наиболее острых и актуальных проблем в области социальной защиты прав несовершеннолетних.
?
.............
Нормативно-правовые акты:
1. Декларация прав ребенка (принята Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.)
2. Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
3. Конституция РФ от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014)
4. ГК РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016)
5. ГК РФ (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2016)
6. СК РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
7. ФЗ от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 26.04.2016) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
8. ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
9. ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об опеке и попечительстве"
10. ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 28.11.2015)
11. ФЗ от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
12. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
13. Закон Калининградской области от 29.05.2002 г. N 180 "Об организации опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами"
14. Закон Калининградской области от 25.11.2009 N 396 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Калининградской области"
15. Закон Калининградской Области от 20.03.2008 «О размерах денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), воспитывающихся в приемных семьях, семьях патронатных воспитателей, а также на вознаграждение приемным родителям и патронатным воспитателям»
16. Закон Калининградской области от 15.07.2014 N 334 "О внесении изменений в отдельные законы Калининградской области"
17. Закон Калининградской области от 28.12.2006 N 109 "О выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)"
18. Закон Калининградской области от 03.07.2007 № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области»
19. Постановление Правительства Калининградской области от 28.10.2005 N 13 "О Министерстве социальной политики и труда Калининградской области" (вместе с "Положением о Министерстве социальной политики и труда Калининградской области")

Специальная литература:
20. Антокольская, М.В. Семейное право / М. В. Антокольская. М., 2010. 308 с.
21. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.:НОРМА, 2008.448с.
22. Гонгало, Б.М. Семейное право / Б.М. Гонгало – М.: Статут, 2010. – 300 с.
23. Дубровина, М.С., Кром И.Л. Тенденции социального обеспечения детей в РФ Выпуск № 8 / 2014
24. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник / М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова. 3-е изд., перераб., доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. 608с.
25. Козлов С.С., Митчина Л.А. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. 2011. № 3. С. 14 - 19.
26. Крашенников, П. В. Семейное право / П. В. Крашенников. М., 2008. С. 250.
27. Кружалова, Л.В. Семейное право / Л. В. Кружалова – М.: Питер, 2009. – 160 с.
28. Куропацкая Е.Г. Понятие опеки и попечительства над несовершеннолетними // Судья. 2014. № 7. С. 47 - 50.
29. Лентовска Е. Как начиналась работа уполномоченного по правам ребенка. - М., 2010.- С. 32.
30. Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения / М.В.Лушникова, А.М.Лушников. М.: Юстицинформ, 2008.
31. Медведев Г.П. Этика социальной работы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 208с.
32. Муратова, С. А. Семейное право: учебник / С. А.Муратова. М., 2010. С. 259.
33. Наговицин. 15 лет строительства советского социального обеспечения. - Социальное обеспечение (журн.), № 3-4, С. 2.
34. Нечаев, А. М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики / А. М. Нечаев. М., 2007. С. 254.
35. Основы социального государства: учебное пособие / Т. Б. Голубева. - Екатеринбург: Издво Урал.