Братья ярополка. Правление ярополка. От любящего христиан до католического государя Руси

Ярополк Святославич - правитель Древнерусского государства. Старший сын великого киевского князя Святослава. Правил в Киеве в 972 - 978 гг. Был убит в междоусобной войне своим младшим братом .

Ярополк Святославич - биография (жизнеописание)

Ярополк Святославич - правитель Древнерусского государства. Принял власть в Киевской Руси после смерти от рук печенегов во время балканской кампании своего отца, князя в 972 г. В ходе междоусобной войны сыновей Святослава в 975-978 гг. Ярополк способствовал гибели своего брата Олега Древлянского, а затем сам был убит по приказу младшего брата . В период его правления упрочились международные связи Руси, он был активным проводником христианства. Ярополка часто называют предтечей святого Владимира, крестившего Русь в 988 г. Хотя, согласно летописям, Ярополк княжил на Руси всего 8 лет, многие стороны его жизни и деятельности во главе государства вызывают немалые споры исследователей.

Между ними любовь, а на Руси тишина

Дата рождения Ярополка не указана в источниках, однако ясно, что взошел он на престол, а потом и погиб, в молодом возрасте. Первое упоминание Ярополка в Повести временных лет приурочено к 968 г., когда печенеги осадили Киев. Летописец сообщил, что княгиня укрылась со своими внуками - Ярополком, Олегом и Владимиром, ожидая возвращения с Дуная Святослава.

Уже после смерти Ольги Святослав в 970 г. вновь собрался на Дунай и «посадил» своих сыновей в главных центрах Руси - Олега у древлян, Владимира в , а в стольном Киеве старшего сына - Ярополка. После смерти Святослава в 972 г. власть над Киевом уже не только де-факто, но и официально перешла к Ярополку. Если верить известиям Иокимовской летописи, то в первое время между братьями «была любовь», а в Руси - «тишина».

Лютова охота и «случайная» смерть Олега Древлянского

В 975 г. некий Лют, сын всесильного Свенельда, бывшего воеводой еще при и Святославе, в пылу охоты оказался в Древлянской земле. На свою беду он попался на глаза древлянскому князю Олегу. Тот не потерпел, чтобы кто-то охотился в его угодьях, и приказал убить Люта. После этого Свенельд, стремясь отомстить за убитого сына, стал натравливать Ярополка на Олега и уговаривал захватить «волость его».

Видимо, уговоры подействовали, поскольку в 977 г., согласно летописям, Ярополк совершил поход в землю древлян и в битве с войском Олега одержал победу. Во время бегства воинства Олега в Овруч - столицу древлян, из-за возникшей давки его случайно столкнули в городской ров, и он погиб под тяжестью падающих сверху людей и лошадей. Летописец красочно описывает горе Ярополка, оплакивавшего смерть брата, но сообщает, что Ярополк, погоревав, утвердил свою власть в Древлянской земле.

Узнав о смерти Олега Древлянского, Владимир испугался, покинул Новгород и «бежал за море». А Ярополк назначил своих ставленников посадниками в Новгороде и уже один владел всей Русской землей.

Интриги Блуда и гибель Ярополка

Согласно летописному рассказу в 980 г. Владимир вернулся с варяжской дружиной в Новгород, прогнал людей Ярополка, а ему самому послал предупреждение, что пойдет на него походом. Повесть временных лет рассказывает, что Ярополк «затворился» в Киеве, ожидая нападения Владимира. Но новгородский князь вступил в сговор с воеводой Блудом, имевшим на Ярополка огромное влияние. Понимая, что Ярополк в Киеве пользуется любовью горожан и здесь его будет сложно устранить, Блуд выманил киевского князя из города, сообщив ему о якобы готовящейся киевлянами измене.

Ярополк с войском «затворился» в небольшом городе Родне неподалеку от Киева, а Владимир овладел Киевом и в свою очередь осадил Ярополка уже в Родне. И вновь начались козни коварного Блуда. Он уговорил Ярополка пойти лично к Владимиру и попросить мира. Как только киевский князь вошел в резиденцию Владимира, двое варягов закололи его.

Любопытно, что в целом ряде летописей - Никоновской, Иоакимовской и др., подчеркивались смелость и полководческий талант Ярополка. Узнав о возвращении на Русь Владимира, киевский князь вознамерился собрать большое войско и самому выступить навстречу Владимиру. И только увещевания предателя Блуда помешали Ярополку проявить инициативу. Изменник его уверял, что не пойдет Владимир против старшего брата, как синица не может напасть на орла. «Не утруждай воинства своего», - советовал Блуд.

О том, что исход схватки между братьями решили не боевые действия, а предательство, свидетельствует Иоакимовская летопись. Согласно ее сведениям, войска Владимира победили полки Ярополковы в битве на реке Дручи, недалеко от , но победили не силою и храбростью, а предательством воевод Ярополка.

Убив Ярополка, князь Владимир стал жить «в прелюбодействе» с женой своего покойного брата - некоей гречанкой. По летописи известно, что перед браком с Ярополком она была монахиней. Ее привел Святослав и выдал за Ярополка из-за «красоты лица ее». Летописец свидетельствует, что в момент гибели Ярополка, прекрасная гречанка была уже от него беременна. Родившегося ребенка назвали Святополком. Впоследствии Святополк печально и совершенно несправедливо войдет в русскую историю как Окаянный - убийца своих братьев Бориса и Глеба. Владимир хоть и относился к нему как к своему сыну, тем не менее, не любил его. Как пишет летописец, по причине, что он был «от двух отцов - от Ярополка и от Владимира».

Случай с прекрасной гречанкой был не первый случай «дележа» женщин между братьями. Еще до похода на Киев Владимир послал сватов к полоцкому князю Рогволоду, он хотел жениться на его дочери Рогнеде. Последняя сказала отцу, что хочет выйти за Ярополка. Рогнеду уже собирались вести в Киев к Ярополку, когда Владимир совершил поход на Полоцк. Владимир убил Рогволода, братьев Рогнеды и взял силой в жены.

Летописи относят смерть Ярополка и вокняжение Владимира в Киеве к 980 г. Однако в сочинении XI в. - «Памяти и похвале» князю Владимиру эти события датируются 11 июня 978 г. А. А. Шахматов возводил эту дату к реконструируемому им Древнейшему летописному своду и считал, что она была утрачена и потому не появилась в дошедших до нас русских летописях. В настоящее время большинство исследователей склоняются именно к дате 978 г., как времени гибели Ярополка.

Братняя война на Руси и международный фактор

Исследователи уже давно пришли к выводу, что описанный случай на охоте, был выдуман летописцем, чтобы объяснить случайную смерть Олега в ходе похода на него Ярополка. Как пишет А. В. Назаренко, Ярополк был зачинателем братоубийства, хотя летописец старается смягчить его вину, делая упор на подстрекательства Свенельда. В любом случае, даже если имело место убийство Люта, оно послужило поводом для развязывания Ярополком борьбы за единовластие на Руси.

Раздел Руси в 970 г. между Святославичами закрепился через два года после внезапно смерти Святослава. Многие известные исследователи, как дореволюционные, так и современные - , А. Е. Пресняков, А. В. Назаренко, считали, что никакой существенной политической зависимости младших сыновей Святослава - Олега Древлянского и Владимира Новгородского - от своего старшего брата Ярополка Киевского не было. Сидящий в стольном Киеве Ярополк решил стать единоличным правителем Руси.

В борьбу братьев вмешался и международный фактор. В Никоновской и др. летописях сообщается о дипломатической активности Руси во времена Ярополка, сообщается о том, что приходили к нему послы от византийского императора и римского папы. Согласно известиям саксонского анналиста XI в. Ламперта Херсфельдского, на имперском съезде в Кведлинбурге (Германия) на Пасху 973 г. присутствовали и русские послы.

Ярополк умело использовал противоречия между сильными державами. Во время смуты после смерти князя Игоря Старого в 945 г. Русь утратила так называемые Червенские города в верхнем течении Западного Буга, которые имели очень важное торгово-экономическое значение. Они перешли к Древнечешскому государству. Ярополк вступил в союз с Германским императором Оттоном II против чешского короля Болеслава II. Но как заметил А. В. Назаренко, и братья киевского князя вступили в крупную международную политическую игру. Новгородский князь Владимир в это время женился на «чехине». Олег Древлянский поддержал Владимира, вступил в контакты с Чехией. Поэтому Ярополк первым делом и атаковал Овруч, а Владимир еще до бегства за море захватил Полоцк, поддерживающий Киев. Вовсе не случайно Рогнеда, согласно летописям, «хотела» выйти замуж за Ярополка.

Вообще матримониальные действия имели большее значение в политической деятельности того времени. Ярополк собирался воспользоваться (или воспользовался) инструментом династического брака для достижения своих целей. Генеалогическое предание известного швабского рода Вельфов свидетельствует о том, девушка из это рода (близкая родственница германских императоров) была выдана замуж за «короля Руси», имя которого не сообщается. Ранее историки видели в последнем Владимира, но сегодня убедительны доказательства, что это был Ярополк. Брак киевского князя скреплял античешский союз с германским императором.

От любящего христиан до католического государя Руси

Женитьба Ярополка на кровной родственнице германских императоров само собой предполагала его крещение. Вопрос, был ли христианином Ярополк, давно волнует ученых. Покровительство Ярополка христианам отмечено всеми летописями. Правда, они подчеркивают, что он любил христиан, но сам «не крестился народа ради». По западным же источникам - немецким и итальянским, немецкий миссийный епископ (скорее всего, это был Бруно Кверфуртский) крестил Русь и лично Ярополка. В некоторых источниках образ Ярополка гиперболизировался до «католического государя Руси». Присутствие в Киеве немецких миссионеров в период 975-978 гг. подтверждается многими исследователями.

В спорах историков, крестился ли Ярополк, все более уверено звучат аргументы, что это действительно произошло. Не случайно, - пишет А. В. Назаренко, что именно на волне языческой реакции Владимир пришел к власти. По его мнению, крещальное имя Ярополка было Петр. И именно поэтому еще в домонгольское время на месте крещения киевлян в Киеве была известна церковь св. Петра - святого покровителя Ярополка.

Неканонический поступок Ярослава Мудрого

С возможным крещением Ярополка связано очень важное событие, о котором скупо извещает под 1044 г. Повесть временных лет. Автор сообщает о том, что при выкопали из могил останки двух князей - Ярополка и Олега и окрестили их, затем перезахоронили в Десятинной церкви Богородицы.

Что же заставило Ярослава совершить неканонические действия. Ведь он прямо нарушил церковные каноны - одно из правил Карфагенского собора 397 г. о запрещении посмертного крещения. Большинство ученых усматривает за действиями великого киевского князя не столько религиозные цели, сколько политические. В. Я. Петрухин полагает, что такой акцией Ярослав хотел подчеркнуть незыблемость родового характера княжеской власти на Руси. Единственное, что могло сохранить порядок и целостность Русской земли - это братняя любовь и подчинение старшему брату, киевскому князю. Такой завет по летописи и оставил своим сыновьям Ярослав. Ярослав «объединил» в усыпальнице Десятинной церкви распадающийся княжеский род - инициаторов и жертв первой усобицы.

Однако такое символическое объединение уже после смерти всех братьев Святославичей - Ярополка, Олега и Владимира (последний был там сразу погребен) в единой усыпальнице не спасло, как мы знаем, Русь от братоубийственных войн. История Ярополка стала прелюдией к последующей истории усобиц на Руси.

Роман Рабинович, канд. ист. наук,
специально для портала


Великий князь Святослав Игоревич посадил своих сыновей править уделами, на которые разделил подвластные ему русские земли. Киев, а после смерти Святослава в 972г. и титул Великого князя, получил старший сын Ярополк (972 - 980). В древлянских землях начал править Олег. Уделом Владимира стал Новгород.

Мир между тремя сыновьями Святослава продлился всего 3 года. Во время охоты Олег Святославич убил Люта, сына Свенельда, приближенного Ярополка. Князь Ярополк Святославович под влиянием Свенельда, желающего мести, повел войско против древлян. Скоро ему удалось взять Овруч – столицу древлянских земель. Необходимо отметить, что к тому моменту уже отчетливо наметился курс на отделение от Киева древлянских территорий. Ярополк не хотел гибели Олега. Однако брат погиб в сражении за Овруч (977 г.) упав с коня в ров. Смерть Олега повлекла за собой следующий военный конфликт. Брат Владимир обязан был отомстить за гибель Олега. Он, в сопровождении воеводы Добрыни направился к варягам – необходимо было собрать войско. Ярополк же в это время успел присоединить к своим владениям Новгород и оставил там наместника.

С варягами Владимир довольно быстро вернул Новгород, а затем двинулся на Киев. Начались переговоры. Их от имени Великого князя Ярополка вел воевода Блуд. Он, смог убедить Ярополка оставить Киев, поскольку положение князя в городе якобы не слишком прочно. Ярополк перебрался в город Родня. Владимир воспользовался этим, чтобы взять Киев. После чего осадил и Родню. Скоро среди осажденных начался голод.

На этот раз, сговорившийся с Владимиром, Блуд посоветовал Ярополку сдаться и заключить с братом мир. Один из приближенных Ярополка, Варяжко, пытался предупредить о заговоре, однако он не был услышан. Ярополк последовал совету Блуда. Он был убит по приказу Владимира, когда шел чтобы помириться. Так завершились годы правления Ярополка. Беременную жену Ярополка (гречанку, бывшую монахиню) Владимир сделал своей супругой.

За период своего правления Ярополк имел дипломатические отношения с Оттоном 2, германским императором. Граф Куно в конце 970-х годов выдал свою дочь за «короля ругов». Вероятнее всего имеется ввиду именно Ярополк. Необходимо помнить, что на тот период многоженство было распространенной практикой на Руси.

Достоверной информации о том, был ли Ярополк крещен нет. Но его бабка, княгиня Ольга привила внуку любовь к христианству. Никоновская летопись говорит о том, что Ярополк принимал у себя послов от Папы. Позднее, в 1044 году Ярослав Мудрый (племянник Ярополка Святославича) перезахоронил останки Олега и Ярополка рядом с Владимиром, в Десятинной церкви в Киеве. Останки их были крещены, хотя православные каноны это запрещают.

Краткая биография князя Владимира

Владимир был сыном великого киевского князя Святослава Игоревича и ключницы его матери, великой княгини Ольги, Малуши. Установить точно год рождения Владимира не удалось, но большинство ученых считает, что это случилось в 962 г. Несмотря на то, что в Киевской Руси социальный статус ребенка определялся по отцу, обидное прозвище князя Владимира Святославича «робичич» преследовало его не одно десятилетие.

В 970 г. малолетний Владимир был посажен на княжение в Новгород. Наставником князя стал воевода Добрыня, его дядя. В 972 г. Святослав погиб, а великое киевское княжение перешло к Ярополку. Надолго сохранить мир сыновьям Святослава не удалось. В ходе начавшейся через 3 года усобицы погиб сначала брат Ярополка и Владимира, древлянский князь Олег, а позже и сам Ярополк. Начало правления Владимира Святославича было омрачено братоубийством.

Биография Владимира Святославича полна событиями. В результате войны с поляками князь присоединил к своим владениям несколько городов. В 981 и 982 годах ходил усмирять вятичей. В 983 г. открыл путь к Балтике, захватив земли племени ятвагов. Радимичи были в 984 г., а следующий 985 г. ознаменовался победой над волжскими болгарами. Хорватов Владимир подчинил в 992 г.

До христианизации многоженство было вполне обычным явлением. Владимир имел 5 законных жен и несколько сотен наложниц. Описывая этого князя, позднейшие летописцы наделяют его безудержностью в пирах и сластолюбием. У Владимира было 12 сыновей, и каждому он дал город для княжения.

Князь Владимир Святославич в начале своего правления считался ярым язычником. Именно он воздвиг в Киеве капище для шести наиболее почитаемых богов, перед которым приносились человеческие жертвы. Но в Киеве и даже в дружине Владимира было немало тех, кто принял христианство. А соседи Киевской Руси, пытаясь превратить князя в своего единоверца, присылали своих послов. Все это привело в 986 г. к «испытанию вер», в ходе которого было принято христианство восточного образца.

Конечно, к принятию христианства существовали и исторические предпосылки. Византия была ослаблена мятежом Варды Фоки. Князь руссов согласился помочь обратившимся к нему соправителям Василию 2 и Константину 8, но потребовал в жены их сестру царевну Анну. Согласие на брак было получено при условии крещения Владимира. Произошло это в конце 987 или начале 988 г. В крещении он принял имя Василия.

После подавления мятежа Фоки императоры – соправители не собирались торопиться со свадьбой. В ярости князь выступил с дружиной на греческий Корсунь и взял город. Только после этого в Корсунь прибыла, в сопровождении священников, Анна, привезя с собой множество икон и других предметов культа. Вскоре греческая царевна стала супругой Владимира.

В том же 988 г. вернувшийся в Киев князь приступил к крещению приближенных дружинников и бояр, тем самым начав процесс христианизации Руси.

В 992 г. Владимиру пришлось воевать с Польшей, отстаивая свое право на земли Черниговского княжества. Хотя после крещения тяга к битвам у князя и ослабела, но непрерывные столкновения с печенегами не оставляли надежды на мирную жизнь. Во все годы правления князю приходилось вести непрерывную борьбу с кочевниками. В 996 г. ему чудом посчастливилось избежать пленения. Стремясь укрепить границы государства, Владимир основал несколько городов-крепостей. Наиболее значимым из них стал Белгород.

Во время правления Владимира была начата чеканка серебряных и золотых монет. Владимиру приписывается составление «Церковного устава» определяющего сферу компетенции церковных судов. С Чехией, Венгрией и Польшей были заключены мирные договора. Правда, польский князь Болеслав скоро нарушил мир, выступив на Русь в союзе с печенегами. Но этот поход не стал удачным.

Биография князя Владимира омрачена враждой со старшими сыновьями в последние годы жизни. В 1013 г. были схвачены участвовавшие в заговоре против князя старший сын Святополк (некоторые историки считают его приемным сыном Владимира) с женой и польским епископом. В 114 г. отказался платить Киеву дань и поднял мятеж другой сын князя – Ярослав Новгородский. В 1015 г. князь отправил в поход против вновь вторгшихся на русские земли печенегов своего любимого сына Бориса. Умер Владимир вскоре после этого 15 июля 1015 г. и был похоронен в Десятинной церкви, в Киеве. После смерти великого князя начался жестокий период усобиц между его сыновьями.

Посадил своих сыновей править уделами, на которые разделил подвластные ему русские земли. Киев, а после смерти Святослава в 972 г. и титул великого князя получил старший сын Ярополк (972-980). В древлянских землях начал править Олег. Уделом стал Новгород.

Мир между тремя сыновьями Святослава продлился всего три года. Во время охоты Олег Святославич убил Люта, сына Свенельда, приближенного Ярополка. Князь Ярополк Святославович под влиянием Свенельда, желающего мести, повел войско против древлян. Скоро ему удалось взять Овруч - столицу древлянских земель. Необходимо отметить, что к тому моменту уже отчетливо наметился курс на отделение от Киева древлянских территорий. Ярополк не хотел гибели Олега. Однако брат погиб в сражении за Овруч (977 г.), упав с коня в ров. Смерть Олега повлекла за собой следующий военный конфликт. Брат Владимир обязан был отомстить за гибель Олега. Он в сопровождении воеводы Добрыни направился к варягам - нужно было собрать войско. Ярополк же в это время успел присоединить к своим владениям Новгород и оставил там наместника.

С варягами Владимир Святославович довольно быстро вернул Новгород, а затем двинулся на Киев. Начались переговоры. Их от имени великого князя Ярополка вел воевода Блуд. Он смог убедить Ярополка оставить Киев, поскольку положение князя в городе якобы не слишком прочно. Ярополк перебрался в город Родня. Владимир воспользовался этим, чтобы взять Киев, после чего осадил и Родню. Скоро среди осажденных начался голод.

На этот раз сговорившийся с Владимиром Блуд посоветовал Ярополку сдаться и заключить с братом мир. Один из приближенных Ярополка - Варяжко - пытался предупредить его о заговоре, однако он не был услышан. Ярополк последовал совету Блуда и был убит по приказу Владимира, когда шел, чтобы помириться. Так завершились годы правления Ярополка. Беременную жену Ярополка (гречанку, бывшую монахиню) Владимир сделал своей супругой.

За период своего правления Ярополк имел дипломатические отношения с Оттоном 2-м, германским императором. Граф Куно в конце 970-х гг. выдал свою дочь за «короля ругов». Вероятнее всего, имеется в виду именно Ярополк. Необходимо помнить, что на тот период многоженство было распространенной практикой на Руси.

Достоверной информации о том, был ли Ярополк крещен, нет. Но его бабка, привила внуку любовь к христианству. Никоновская летопись говорит о том, что Ярополк принимал у себя послов от Папы. Позднее, в 1044 г., (племянник Ярополка Святославича) перезахоронил останки Олега и Ярополка рядом с Владимиром, в Десятинной церкви в Киеве. Останки их были крещены, хотя православные каноны это запрещают.

1040 лет назад, в 978 году, на Руси завершилась гражданская война. Новгородский князь Владимир захватил Полоцк, а затем с помощью предательства части окружения великого князя Ярополка, занял и Киев.

Предыстория


Отец Ярополка, великий русский князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. Другие его сыновья – Олег и Владимир, стали править в древлянской и новгородской землях. 972 году Святослав с малой дружиной возвращаясь в Киев попал в печенежскую засаду и погиб. В организации нападения обвинили греков (ромеев-византийцев), заинтересованных в том, чтобы устранить великого русского князя, который планировал продолжить войну за Болгарию. Однако, видимо, приказ печенегам пришел .

В это время в Киеве активизировалась т. н. «христианская партия» - союз части бояр, купечества, принявшего христианство. Эта партия была разгромлена ярым сторонником древней русской веры , когда Киев хотели крестить при княгине Ольге. И снова окрепла при Ярополке, когда Святослав был занят войной на Балканах. Возвращение Святослава в Киев вело к новому погрому христиан. Поэтому киевляне подкупили союзных печенегов, и они убили Святослава. Видимо, среди участников заговора был и один из главных сподвижников Святослава воевода Свенельд. Великий князь отправил Свенельда с основным войском в Киев сухим путем, чтобы он организовал сбор нового войска для продолжения войны с Византией. Но воевода предал его. Когда князь не дождался подмоги, он сам пошёл в Киев и угодил в подготовленную западню. В итоге Свенельд окрутил юного Ярополка и стал его ближайшим советником.

Шевченко Т. Г. Смерть Олега, князя древлянского

Гражданская война

Правление Свенельда и Ярополка привело к распаду и смуте. Очевидно, что между братьями не было близких отношений. Они были рождены от разных матерей и в дальнейшем воспитывались порознь. У каждого из них были свои родичи и наставники, к советам которых они прислушивались. Амбиции их окружения усугубили ситуацию. При этом при Ярополке окрепла христианская партия, возможно, он и сам принял христианство. По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева Иоакимовская летопись: «Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан и, хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал… Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую». При власти христианской партии зашевелились и иудейские купцы – хазары, которые занимались работорговлей и ростовщичеством, закабаляя вольных людей.

В результате правление Ярополка не признали древляне, где правил Олег Святославич и Новгород, где княжил Владимир Святославич с воспитателем-дядькой Добрыней. Другие также земли стали отпадать от Киева. А главный выигрыш от этой ситуации получила Византийская империя. Второй Рим мог забыть о страхе, который ему внушали яростные дружины Святослава и отказаться от выплаты, обещанной русским дани, чтобы они не воевали греков. Ромеи завершили завоевание обескровленной Болгарии, превратив её в свою провинцию. Болгарский царь Борис II униженно прошел в триумфальном шествии по Константинополю, сложил с себя царские регалии и стал второразрядным византийским придворным, а его брата Романа оскопили. Греки постарались лишить Русь выхода к Чёрному морю. Вопреки с соглашением со Святославом, по которому «Боспор Киммерийский был русским владением, греки позволили иудейским купцам (хазарам) возродить в Керчи и на Тамани свой кровавый, рабовладельческий промысел. Осколок Хазарского каганата ожил и наладил связь с Киевом, где у хазар были свои люди.

Второй Рим постарался подмять под себя Киев. Византия стала опорой для Свенельда с Ярополком. Когда князь подрос, его женили на неизвестной гречанке, якобы пленной монашке - это один из самых хитрых политических ходов – привязка политика с помощью жены. При гречанке при великокняжеском дворе появились византийские священники, понятно, что не случайные люди. Всё это методика концептуально-идеологической, информационной и тайной войны, которую люди ведут уже не одну тысячу лет.

В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. Считается, что войну начал Свенельд. В 975 году охотившийся в древлянских землях сын воеводы Свенельда Лют был убит Олегом. В ответ Свенельд призвал Ярополка начать войну с братом: «Поди на брата своего и захвати волость его». Свенельд разгромил древлян. Олег пытался скрыть в граде Вручий: «Был мост через ров к городским воротам, и люди, теснясь на нём, пихали друг друга в ров. И спихнули Олега с моста вниз». Согласно летописи, Ярополк сокрушался, узнав о смерти брата, которой не желал. «Смотри, - сказал Свенельду Ярополк над трупом брата, - ты этого хотел». В дальнейшее время Свенельд исчез с политической арены, видимо, умер, и больше не фигурирует в описании войны Владимира и Ярополка. Место Свенельда при киевсокм князе занял воевода Блуд.

Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» - в варяжские земли. Ярополк стал правителем всего Русского государства. Тем временем Владимир сохраняя связи с новгородцами, получил от них деньги и набрал войско из варягов (западных русов). После этого он вернулся в Новгород, убив посадника Ярополка. Владимир начал собирать армию из племенных союзов Северной Руси. Видимо, в этот период он получил поддержку русского жречества против Ярополка, которого поддерживали христиане.

Тем временем Ярополк заключил союз с Полоцкой землей. Там правила самостоятельная династия, полоцкий князь Рогволод. Княжну Рогнеду Полоцкую сватали Ярополку. Владимир попытался разрушить этот союз и сам посватался к Рогнеде. «Повесть временных лет» под 980 годом сообщает: «…послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?». Она ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Владимир был сыном прислуги, ключницы Ольги Малуши: «Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, - и бе Добрыня дядя Володимиру» (Никоновская летопись).

Разгневанный Владимир сумел внезапным ударом взять Полоцк, не успевший приготовиться к обороне. Малая дружина Рогволода пала в бою, а Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. После этого он взял Рогнеду в жены. Стоит отметить, что будущий «святой» князь был весьма любвеобилен, имел сотни наложниц и несколько законных жен.

Народ не осудил Владимира, его поддерживала вся Северная Русь, жречество и боярство, Ярополка же осуждали за убийство Олега и предательство старой веры. После этого Владимир повёл своё многочисленное войско на Киев. Северяне, древляне и поляне без боя пропустили его войско дальше к Киеву. Ярополк, утративший поддержку народа, горожан и значительной части боярства (язычники ещё преобладали), не сумел собрать большой рати и затворился со своей дружиной в Киеве. Однако он не мог надеяться на поддержку горожан. Во время штурма киевляне могли отворить ворота и впустить Владимира.

Князь Владимир Святославич не хотел боя (великий князь имел ещё возможности к сопротивлению, в частности, мог призвать союзных печенегов) и решил договориться с боярами Ярополка. Он послал к Блуду: «Будь мне другом! Если убьют брата моего, то будешь мне вместо отца и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, а он. Я же, убоявшись этого, вышел против него». Советники великого князя во главе с Блудом поняв, что его песенка спета, решили перейти на сторону сильного. Блуд предал своего князя и посоветовал бежать, говоря ему, что киевляне тайно ссылаются с Владимиром, чтобы его выдать. Ярополк бежал в крепость Родню, в устье реки Роси, ухудшив своё положение. Оставшиеся одни киевляне подчинились Владимиру, который осадил Родню. И был в крепости большой голод, отсюда появилась поговорка «Беда, как в Родне».

И здесь Блуд снова предал Ярополка, уговорил своего князя примириться с братом, указывая ему на множество врагов вне крепости, и на то, что победить нельзя. Ярополк согласился, о чём Блуд известил Владимира: «Сбылась мысль твоя, приведу к тебе Ярополка: приготовься убить его». Друг великого князя киевского Ярополка Варяжко отговаривал его от этого, уверяя в том, что его ожидает гибель, предлагая при этом бежать к печенегам и вместе с ними идти на Владимира. Но не послушал Ярополк своего преданного слугу и пришел к Владимиру. Там его зарезали варяги. Блуд же затворил двери и не дал охране великого князя войти за ним. Варяжко прорвался из засады и бежал к печенегам, вместе с которыми он длительное время вёл борьбу с Владимиром, мстя за смерть своего князя. В дальнейшем Владимиру с трудом удалось переманить Варяжко к себе на службу, дав клятвенное обещание не причинять ему никакого зла. Блуд же стал ближайшим сподвижников Владимира, воспитывал его сына Ярослава (Мудрого) и погиб в битве с поляками Болеслава Храброго в 1018 году.

Беременную жену Ярополка, красавицу-гречанку, Владимир взял в жены. Её сын Святополк, прозванный Окаянным, стал одним из главным участников следующей гражданской войны – усобицы 1015 – 1019 гг. (есть мнение, что его оболгали победители).

Эти события происходили между 978 и 980 гг. «Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» («Житие князя Владимира от монаха Иакова Черноризца») приводит точную дату вокняжения Владимира - 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.

Ярополк Святославич – великий князь Киевский, старший сын князя . Принадлежит роду Рюриковичей. Правил Ярополк Древнерусским государством недолго – всего 8 лет – с 972 по 980 годы. Это время ознаменовано кровопролитными междоусобными войнами. Став убийцей собственного брата Олега, сам Ярополк пал от рук сводного брата .

Детство и юность

Точная дата рождения Ярополка неизвестна, но историки предполагают, что это был 945 год. Бытует мнение, что все-таки он родился на 10 лет позже – в 955. В замешательство приводит тот момент, что в 945 году его отцу Святославу Игоревичу было всего 3 года. Но немало летописей было уничтожено, поэтому о точности дат сложно говорить.

Отец Ярополка – князь Святослав Игоревич – был великим полководцем, его мало интересовала семейная жизнь. Потому и жену ему выбрала его мать – княжна Ольга. По некоторым данным, это была дочь киевского боярина. Но историк Василий Татищев утверждает, что супругой Святослава стала угорская княжна Предслава. У них родилось двое сыновей – Ярополк и Олег.

Святослав Игоревич в военных походах привык добиваться своих целей любой ценой. Супружескую верность он не стремился сохранять. Поэтому из походов князь привез не одну жену-пленницу. Брат Ярополка Владимир был ему сводным – родила его рабыня княжны Ольги – ключница Малуша.

Впервые имя Ярополка Святославича появилось в «Повести временных лет» в 968 году. Там описывался момент нападения печенегов на Киев. Якобы тогда княгиня Ольга заперлась в городе с тремя внуками.


В 970 году их отец вновь отправился в военный поход, а правление Киевом доверил старшему сыну Ярополку. Через 2 года стало известно, что великий князь киевский Святослав пал в бою с печенегами, и Ярополк стал полноправным правителем Древнерусского государства. Брату Олегу достались Древлянские земли, а Владимиру – Новгородские.

Константин Богданов писал, что все три брата воспитывались порознь, у каждого были свои наставники, они никогда не были близки. С каждым годом недоверие друг к другу только росло.

Правление

Предположительно, на начало правления Ярополку было 27 лет. Вокруг него было предостаточно советников. Но с детства его главным наставником был воевода Свенельд. В «Повести временных лет» описывается инцидент, из-за которого и началась междоусобная война между братьями.


Сын Свинельда охотился в лесах Олега, и молодой князь Древлянский убил его, случайно или умышленно – об этом история умалчивает. Свинельд, мечтая отомстить за жизнь сына, убеждает Ярополка отправиться с войском на Олега. Но есть мнение, что этот отрывок в «Повесть» был вставлен намного позже основного текста и является исключительно легендой.

Так или иначе, в 977 году Ярополк пошел с войной на брата. Преимущество было за Ярополком, и Олегу пришлось бежать. При отступлении в столицу своих земель Олег упал в ров и был раздавлен телами людей и лошадей. Ярополк не хотел смерти брата и крайне опечалился его трагической кончиной. Земли Олега перешли во владение Ярополка.


Когда о случившемся узнал Владимир, он ушел из Новгорода в варяжские земли. В его отсутствие Ярополк посадил в Новгород своего человека. Но вскоре Владимир вернулся, да не один, а с войском. Он быстро убрал ставленника из новгородских земель и отправился на Киев. Разумеется, целью Владимира была не просто месть за смерть брата, но и желание встать во главе Киевской Руси.

По своему характеру Ярополк был милостивым, он вел мягкую внутреннюю политику, например, князь дал волю христианам. Плюс ко всему, он взял в жены гречанку-христианку. Как раз по этим причинам в некоторых летописях отмечают нелюбовь народа к князю. Ведь основная масса людей была язычниками.


Ярополк был первым, кто начал чеканить в Киевской Руси собственные монеты. Они напоминали арабские дирхемы, позже их прозвали «псевдодирхемы Ярополка». Но в любом случае для Древнерусского государства это было большим шагом вперед.

Неплохо справлялся Ярополк Святославич и с внешней политикой. Ему удалось наладить отношения с германским императором Оттоном II. В 973 году он отправил послов в Германию, и даже есть версия, что князь был помолвлен с родственницей Оттона – Кунигундой. Его союз с Германией был тщательно им продуман – создавался он для противостояния Польше и Чехии. Не забыл он кровопролитных войн отца с Византией, поэтому Ярополк заключил новый мирный договор.

Личная жизнь

В «Повести временных лет» говорится, что женился Ярополк на бывшей греческой монахине. Ее захватил в плен отец Ярополка. Его ничуть не смутил монашеский статус женщины, он «расстриг» ее и взял в жены. Но, согласно Переяславско-Суздальской летописи, жена Ярополка постриглась в монахини только после смерти Ярополка, а «расстриг» ее Владимир, соблазнившись на ее красоту.


Ее имя было утрачено. Но после выхода на экраны ей стали приписывать имя Ирина.

После убийства Ярополка Владимир сделал женщину собственной наложницей. По некоторым данным, на тот момент она была беременна, родила сына Святополка. Но этот вопрос вызывает большие дискуссии. Некоторые летописцы считают, что все же отцом Святополка был Владимир. По крайней мере, князь Владимир Святославич назвал его своим законным сыном. И в истории он остался как Святополк Владимирович. Позже стали говорить, что сын гречанки рожден от «двоих отцов».


Также есть информация, что во время брака Ярополка с Ириной к нему засватали . Вывод приходит сам собой – в то время многоженство было законно. Об этом сообщает и . К слову, когда Владимир шел на Киев, он захватил и Полоцк. Зная о сватовстве Рогнеды к Ярополку, он насильно взял девушку в жены, изнасиловав ее на глазах родителей, а после убил их и ее братьев.

Смерть

В завоевании столицы Владимиру Святославичу помог предатель в окружении Ярополка – воевода Блуд. По договоренности с Владимиром он убедил князя покинуть Киев и укрыться в городе Родне. Осада была столь мучительной, что в городе начался голод, и Ярополк решился на переговоры с братом.

Тем более что Блуд уверял князя, что ему ничего не грозит и Владимир не планирует брату причинять зла. Разумеется, в окружении Ярополка были люди, убеждающие его в обратном, но он поверил в слова Блуда и отправился на встречу к Владимиру, где сразу же был убит.


Два варяга вонзили ему острые мечи под пазухи. Предположительно, это случилось 11 июня 978 года. Так Владимир отомстил за смерть Олега и стал Великим князем киевским.

В 1044 году вырыл останки своих дядьев – Ярополка и Олега – и покрестил их кости. После этого перезахоронил их рядом с Владимиром. Правда, по христианским канонам подобные действия запрещены.

Память

  • 1870 – Хмыров М. Д. «Ярополк I Святославич»
  • 2004 – «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко», в роли Ярополка
  • 2006 – мультфильм «Князь Владимир»
  • 2007 – «История Государства Российского», серия 11
  • 2013 – Богданов К. «Викинги и Русь. Завоеватели или союзники?»
  • 2016 – «Викинг», в роли Ярополка