Художественная гимнастика предметы на олимпиаде. Гимнастика: история возникновения и особенности этого вида спорта. Лекция «История развития художественной гимнастики»

Как бы ни странно это звучало, но родиной художественной гимнастики является именно Россия. Художественная гимнастика стала нашим подарком мировому олимпийскому движению.

На сегодняшний день, когда на ковер мировых чемпионатов выходят представительницы более чем пятидесяти стран мира, все они являются детьми российской идеи, и мы можем гордиться этим.

Красота из России

Художественная гимнастика сочетает в себе уже существующую эстетическую гимнастику, в которой за основу была взята выразительность тела, а так же ритмическую гимнастику, в которой основной является темп или ритм музыкального сопровождения, и женскую гимнастику, в которой основным фактором были танцевальные движения.

Заглянем в словарь

Сам термин «художественная гимнастика» был придуман еще в далеком 1934 году в «Высшей школе художественного движения» имени П.Ф. Лесграфта в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Этот вид спорта объединил в себе все усилия преподавателей художественного движения и пластики из самых передовых студий того времени. Это были: Школа пластики Зинаиды Вербовой, пластическое отделение студии «Темас» Александры Семеновой-Найпак, Петроградский институт ритма, студия художественного движения Елены Горловой и многие-многие другие.

Первые шаги гимнастики

Впервые в истории художественную гимнастику стали преподавать именно в «Высшей школе художественного движения» имени П.Ф. В то время всего в одной школе присутствовало более десяти педагогов по художественной гимнастике, которые сразу же нашли своих учениц. В периоды первых лет существования художественной гимнастики ленинградскими специалистами и были проведены полные уточнения всех квалификаций, полная систематизация средств выразительности в художественной гимнастике, был определен полный объем программного материала этого вида спорта, а так же были разработаны самые первые правила соревнований.

Первым мастером спорта в истории художественной гимнастики стала Лилия Назмутдинова в Свердловске в 1954 году. В 1941 году был проведен самый первый чемпионат по художественной гимнастике, который проводился тогда еще только на городском уровне и чемпионкой в нем стала Юлия Шишкарева.

А спустя семь лет, в этом же месте прошел уже самый первый чемпионат России, победительницей в котором стала гимнастка из Москвы - Людмила Зотова, которую назвали первой примадонной отечественной гимнастики. Начиная с того года и по сегодняшний день в России проводятся ежегодные чемпионаты страны, где и определяются лучшие отечественные гимнастки.

Первый чемпионат мира по этому виду спорта был проведен уже только в 1963 году в Варшаве. Победительницами в нем стали, Л.Савинкова, Т.Кравченко, Э.Аверкович. Спустя долгие 15 лет начали проводиться чемпионаты Европы, а еще через шесть лет художественная гимнастика была официально признана олимпийским видом спорта, коим и остается по сегодняшний день.

Научным обоснованием целесообразности активного физического воспитания прекрасной половины человечества занимались французские педагоги Франсуа Дельсарт и Жорж Демени. Современную художественную гимнастику очень напоминают импровизированные танцы Айседоры Дункан, основанные на принципах, разработанных Дельсартом.

Этапы становления художественной гимнастики

Итак, сегодня нас интересует история возникновения этого вида спорта. Принято считать, что она появилась в результате слияния нескольких спортивных направлений:

  • эстетической гимнастики;
  • ритмической гимнастики;
  • танцевальной гимнастики;
  • свободного танца.

Особенности направлений гимнастики

В начале XIX столетия огромный вклад в гимнастику внес вокальный педагог Дельсарт. Он разработал принципы выразительности тела, обозначил связь между движениями и эмоциональным состоянием человека. Именно этот француз впервые заявил, что у тела есть свой неповторимый язык. С его легкой руки и возникло крылатое выражение «поэзия тела». Так появилась эстетическая гимнастика.

Эмиль Жак-Делькроз, учитель пения и музыки, предложил использовать ритмику в качестве улучшения не только душевного, но и физического состояния, а также для гармоничного развития личности. Благодаря этому педагогу появилась такая разновидность спорта, как

Танцевальную гимнастику изобрел педагог Жорж Демини. Он обосновал необходимость использования танцевальных упражнений для развития гибкости, плавности и правильной осанки. Такими интенсивными шагами развивалась гимнастика, история возникновения которой будет рассмотрена нами сегодня.

Основателем теорий свободного танца стала легендарная танцовщица Ей удалось пошатнуть догмы традиционного балета. Движения девушки соединили в себе и спорт, и настоящее искусство танца. Именно в руках Дункан во время танца развивался красивый шарф, так напоминающий ленту в современной художественной гимнастике. Ее движения включали плавную ходьбу, бег. Танцовщица стала первой, кто не побоялся выступить перед публикой босиком и без корсета.

По мнению экспертов, именно слияние этих четырех направлений послужило возникновению современной художественной гимнастики. Этот безумно изящный и красивый вид спорта сегодня по-прежнему сочетает эстетичный, грациозный танец и нелегкие

Спортивная гимнастика: история возникновения в России

Женская художественная гимнастика получила широкое распространение в СССР практически сразу же. Так, в 1941 году в Ленинграде был проведен первый масштабный чемпионат.

После этого мероприятия развитие художественной гимнастики в Союзе приостановилось из-за начавшейся Великой Отечественной войны.

Но уже в 1947 году состоялся Первый Всесоюзный конкурс. Спустя три года Киев провел первый чемпионат СССР.

В 1950 году советских гимнасток узнал весь мир. Их начали регулярно отправлять за границу с показательными выступлениями. В 1960 году женские сборные по художественной гимнастике из СССР, Чехословакии и Болгарии впервые встретились в Софии.

Федерация художественной гимнастики СССР была учреждена осенью 1963 года. В этом же году Международная федерация гимнастики официально признала художественную гимнастику полноценным самостоятельным видом спорта. После этого был проведен первый в истории этого вида спорта чемпионат мира.

Выдающиеся гимнасты

Рассматривая тему «История возникновения гимнастики» кратко, нельзя не упомянуть о первых гимнастах, которые вошли в историю своими высокими достижениями. В 1963 году Л. Савенкова была титулована абсолютной чемпионкой мира по художественной гимнастике. В 1969 году на мировом первенстве в Варне обладательницей двух золотых медалей стала Г. Шугурова. Спортсменка четыре раза становилась абсолютной чемпионкой СССР.

В 1977 году весь мир узнал о легендарной гимнастке Спортсменка пять раз занимала высокий статус абсолютной чемпионки в СССР, завоевывала Кубок СССР по художественной гимнастике, а также становилась чемпионкой Европы и мира в отдельных категориях упражнений.

В 1985 году абсолютной чемпионкой в СССР стала Г. Белоглазова.

Художественная гимнастика на Олимпийских играх

Впервые на Олимпиаде художественная гимнастика, история возникновения и развития которой рассматривается нами сегодня, была представлена в 1984 году. На Играх в Лос-Анджелесе тогда победила спортсменка из Канады Л. Фанг. Следует отметить, что главными соперницами гимнастки были спортсменки из СССР, однако из-за бойкота Олимпийских игр советским руководством они так и не приняли участие в крупномасштабных соревнованиях.

В 1988 году на Олимпиаде, проходившей в Сеуле, первенство одержала белоруска М. Лобач. В 1992 году в Барселоне титул чемпионки получила украинка Т. Тимошенко. В 1996 году в Атланте первой в художественной гимнастике стала украинка Е. Серебрянская.

История возникновения которой была рассмотрена выше, за небольшой временной промежуток успела завоевать мировую любовь. Сложно отыскать страну, в которой бы в настоящее время не существовало этого прекрасного вида спорта. Между тем в каждом уголке планеты можно найти большое количество превосходных гимнасток.

Художественная гимнастикасегодня - это не просто вид спорта. Это тандем гармонирующих друг -другу искусства и спорта.Художественная гимнастика не ограничиваетсясилой, выносливостью и ловкостью.Перед спортсменками стоит довольно непростая задача: они должны чувствовать ритм, подбирать к нему выразительные движения. Другими словами: гимнасткидолжны воспитывать в себеэстетическую духовность.

Сложные комбинации, состоящие из гимнастических, акробатических,танцевальных, плавных, гибких, пластичных упражненийс предметами (скакалка, обруч, лента, мячик), в сопровождении красивой музыки- Вот что такое Художественная гимнастика. Детская художественная гимнастикаспособствует гармоничному физиологическому развитию, помогает развиваться эстетически,формирует вкус


Благодаря взаимосвязи гимнастики и балета – вырабатывается координация и выразительность каждого движения (включая пластику, чувство ритма, грацию, и даже артистичность.) Основой любого танца является классическая хореография, которая дает базовые и фундаментальные уроки. (растяжка, гибкость, силовые нагрузки) Такая хореография актуальна и просто в повседневной жизни- хорошая осанка, плавная походка… Стать устойчивее и лучше ориентироваться в пространстве, улучшить навык самостраховки поможет акробатика- неотъемлемая базовая часть любого вида танцев, спорта.


исполнение



Как уже писалось, художественная гимнастика предполагает наличие предметов: (скакалка, обруч, лента, мячик) но иногда гимнастки выступают без них.Но вот на соревнованияхмирового класса наличие предметов обязательно.Победители соревнований определяются в отдельных видах упражнений и в групповых упражнениях




Раньше спортсменки выступали подфортепиано или какой-либо другой инструмент. Сейчас используютсяоркестровые фонограммы.Выбор музыки – личное дело гимнастки и тренера. На каждое упражнение отводится не более1.5. минуты.Гимнастический ковер. На котором показываются упражнения -13х13 метров. Классическое многоборие – это 4 упражнения (олимпийская дисциплина) Гимнастки. Выступающие в индивидуальном первенстверазыгрывают комплекс наград в отдельных видах упражнений. (кроме Олимпийских игр).



Художественная гимнастика – это довольно молодой вид спорта. Появилась она благодаря мэтрам балета великого Мариинского театра. Художественная гимнастика быстро завоеваламировое признаниеи стала очень популярным видом спорта.



В 1913 годув Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта начала свою школа художественного движения. Первые преподавателиэтой школы- известные во всем мире Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак.


Вапреле 1941 годаучениками, выпускниками и преподавателями школыбыл проведен первый чемпионатЛенинграда по художественной гимнастике. А в 1948 году прошелпервый чемпионат СССР по художественной гимнастике






К Олимпийским видам спорта гимнастика присоединилась в 1980 году.В разное время Олимпийскимичемпионками были:Марина Лобач (СССР), Яна Батыршина, Екатерина Серебрянская, Юлия Барсукова, Алина Кабаева, Ирина Чащина.

В начале появления художественной гимнастики на мировой арене лидирующие позиции занимал СССР. А затем Болгария (НРБ) Гимнастки этих 2-х стран соревновались долгое время (период с 1960-по 1991)

В период соревнований гимнасток этих двух стран. Гимнастки других стран претендовали лишь на серебряные. А чаще на бронзовые медали.После развала СССР картина поменялась(появилось множество независимых государств) 90-е годы XX века – это расцвет украинской художественной гимнастики и крах болгарской и российской школ




Российская художественная гимнастика значительно подняласьк началу XXI века. На 2011 годпочти ни с кем не делимое лидерство принадлежит российскимгимнасткам. Высокие результатыдемонстрируютгимнастки Украины, Белоруссии. Азербайджана

Художественная гимнастика очень популярна в Испании, Канаде, Италии Японии, Франции, Израиле… Некоторым спортсменкам - представительницам этих стран иногда удается потеснитьпризнанных лидеров


Лекция «История развития художественной гимнастики»

Пожалуй, художественная гимнастика по праву считается одним из самых зрелищных видов спорта. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные), приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.

Художественная гимнастика вид спорта, - это женские соревнования в выполнении под музыку комбинаций из различных пластичных и динамичных гимнастических и танцевальных упражнений с предметом (лентой, мячом, обручем, скакалкой, булавами) и без него. Современная программа международных соревнований включает многоборье и групповое упражнение с предметом. Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповом упражнении.

Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.

Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор, знакомят с народным творчеством, развивают у них любовь к искусству. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. Богатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.

Средства художественной гимнастики соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям женского организма. Они доступны при любом возрасте и конституции тела. Художественная гимнастика подразделяется на основную, прикладную и художественную гимнастику со спортивной направленностью.

Основная художественная гимнастика применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Ее средства (танцы, игры под музыку, упражнения без предмета и с предметами) используются в детских садах, общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях. Прикладная художественная гимнастика применяется при подготовке спортсменов в других видах спорта (в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании, синхронном плавании), а также при подготовке артистов балета и цирка. Ее средства - элементы танцев, упражнения на расслабление, волны, взмахи, прыжки, повороты и др.

Большой популярностью пользуется художественная гимнастика со спортивной направленностью. Становление и развитие этого вида гимнастики связано с деятельностью педагогов и тренеров М. Т. Окунева, А. Н. Ларионовой, Ю. Н. Шишкарёвой, В. С. Зинченко, А. М. Семёновой-Найпак, спортсменок А. Р. Башниной, В. К. Сивохиной, Л. Б. Назмутдиновой, Е. В. Бирюк и др. В конце 50-х - начале 60-х гг., после показательных выступлений советских гимнасток в ряде стран, художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики (ФИЖ) видом спорта. С 1963 в нечётные годы ФИЖ проводит чемпионаты мира, с начала 70-х гг. различными странами организуются крупнейшие международные турниры.

Также значительный вклад в научное обоснование физического воспитания девушек внес французский физиолог и педагог Жорж Демени. Он доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на растягивание и расслабление мышц, танцевальных шагов, упражнений с предметами (булавами, палками, венками и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению двигаться плавно и грациозно.

Большая заслуга в разработке теории выразительного двигательного навыка принадлежит французскому педагогу - Франсуа Дельсарту. Изучая драматическое искусство, он пришел к выводу, что каждое переживание человека сопровождается определенными движениями тела, а, следовательно, путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживаний. Созданная Дельсартом «Грамматика художественного жеста» стала применяться в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений, исполняемых с музыкальным сопровождением. Идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан. Ее танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику.

Наряду с гимнастикой выразительных движений в конце 19 начале 20 в. широкое распространение получает ритмическая гимнастика, одним из создателей которой был профессор Женевской консерватории Жак Далькроз. Он разработал три группы упражнений: ритмические движения, упражнения для тренировки слуха и импровизированные действия, которые воспитывали у занимающихся музыкальность и слух. Вначале ритмическая гимнастика была средством воспитания музыкантов и артистов, позднее стала применяться в области физического воспитания.

Системы Ж. Демени, Ф. Дельсарта, Ж. Далькро и их продолжателей оказали значительное влияние на возникновение и развитие ритмопластических школ «женской гимнастики» в дореволюционной России. В СССР женская художественная гимнастика сразу же получила широкое распространение.

В 1923 была создана «Студия пластического движения», руководимая 3. Д. Вербовой. Программа обучения в студии включала ритмическую гимнастику и сольфеджио по Ж. Далькрозу, пластику, гимнастику, акробатику, элементы хореографии, композицию вольных упражнений, анатомию. Студия готовила преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов. Для подготовки специалистов высокой квалификации в Институте физической Культуры в Москве в 1934 была создана кафедра художественного движения и акробатики, руководимая М.Т. Окуневым. В этом же году в Ленинграде при Институте физической культуры им. Лесгафта создается первая всесоюзная школа художественного движения. Историю советской гимнастики как полноценного вида спорта можно условно поделить на два периода.

Первый период (1947-1963) характеризуется формированием художественной гимнастики как средства физического воспитания женщин, созданием советской школы художественной гимнастики. Первые соревнования проводились в виде смотров-конкурсов (Таллин в 1947, Тбилиси в 1948), а в 1949 состоялось первое лично-командное первенство страны. В 1950 была опубликована спортивная классификация, которая сыграла большую роль в дальнейшем развитии художественной гимнастики. Единая программа и нормативные требования для гимнасток различных разрядов конкретизировали содержание и организацию учебной работы на местах. Программа для мастеров спорта, введенная в 1954, способствовала развитию художественной гимнастики и росту спортивно-технических достижений.

С 1963 начинается второй период развития художественной гимнастики в СССР. В этом же году создается техническая комиссия по художественной гимнастике при женском техническом комитете Международной федерации гимнастики. С этого периода советские гимнастки регулярно участвуют в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира (с 1963) и Европы (с 1978),что предопределило создание ещё одной международной организации, а именно – Европейской Федерации Гимнастики (UEG). Художественная гимнастика завоевывает все большую популярность во всем мире. Закономерным итогом этого является включение художественной гимнастики в программу Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (1984).

Программа I конкурса (1947) состояла из произвольных композиций. Судейство осуществляло жюри конкурса. На II конкурсе (1948) гимнастки выполняли обязательное упражнение без предмета с элементами акробатики и произвольное с предметом. Зачет был только командный, без определения личного первенства.

Программа первого лично-командного первенства страны (1949) была более прогрессивной и состояла из четырехборья. Существенное значение для развития вида спорта имело введение Единой классификации. Для всех разрядов программа состояла из обязательного упражнения без предмета, с предметом (по жребию), упражнения с элементами акробатики, гимнастического прыжка (в младших разрядах - с мостика, в старших - с трамплина), кроме того, в I разряде и разряде мастеров спорта - произвольного упражнения без предмета и с любым предметом.

Из последующих классификационных программ были исключены гимнастический прыжок во всех разрядах, упражнения с элементами акробатики у мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта. Больший вес приобрели упражнения с предметами в произвольной интерпретации. С 1967 программа мастеров спорта максимально приблизилась к международной: были введены групповые упражнения с предметами, определены виды предметов (скакалка, мяч, обруч, лента, булавы).

Одновременно с программой совершенствовались правила соревнований. Они определили виды и правила проведения соревнований, основные требования к композиции и исполнительскому мастерству гимнасток в индивидуальных и групповых упражнениях. В правилах 1955 у мастеров спорта предусматривалось 4 элемента I группы трудности, в 1967 - 6 в упражнении без предмета и 5 с предметом, в 1977 их было уже 8, 3 из которых, должны были выполняться левой рукой. Параллельно усложнялась расценочная таблица элементов и соединений, дифференцировались сбавки за возможные ошибки, уточнялась их градация.

В 1941 в Ленинграде состоялся первый чемпионат города, где победила Ю. Шишкарева, спустя шесть лет в Таллине прошел I Всесоюзный конкурс, а в 1949 в Киеве - первый чемпионат СССР. Командное первенство выиграли москвички, абсолютной чемпионкой СССР стала Л. Денисова. С 1955 лучшие советские гимнастки стали регулярно выезжать за рубеж с показательными выступлениями. В 1960 в Софии прошла первая официальная международная встреча сборных СССР, Болгарии и Чехословакии. В ноябре 1963 была создана Федерация художественной гимнастики СССР. В том же году в Будапеште состоялся первый чемпионат мира.

Зарождение гимнастики как вида спорта…………………………………… 2

Место и значение гимнастики в системе физического воспитания……... 3

Гимнастика в программе Олимпийских игр……………………………… 21

Современное состояние гимнастики на Тамбовщине…………………… 26

Литература……………………………………………………………………. 28

Зарождение гимнастики как вида спорта

Расцвет и упадок

Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.

Гимнастика древних помимо общеразвивающих и военных упражнений, упражнений в верховой езде, плавания, имитационных и ритуальных танцев содержала и упражнения, по которым проводились публичные состязания - бег, прыжки, метания, борьба, кулачный бой, езда на колесницах, включавшиеся в программы Олимпийских игр древности, проводившихся с 776 года до н.э. по 392 год н.э. в течение 1168 лет.

После падения Римской империи, в средние века, когда господствовало мракобесие и схоластика, аскетизм, достижения античной культуры и искусства, в том числе и гимнастика, были забыты.

С утверждением на рубеже XIV-XV вв. гуманизма - направления общественной мысли, характеризующегося защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего, в том числе и физического, развития борьбой за человечность общественных отношений - начинается обращение к культурному наследию античности. В систему воспитания постепенно внедряется физическое воспитание - гимнастика. Значительную роль в ее возрождении сыграло сочинение итальянского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606) "Об искусстве гимнастики", взгляды на воспитание французского писателя, автора романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле (1494-1553), швейцарского педагога Песталоцци (1746-1827), французского философа-просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778), чешского педагога Яна Амоса Каменского (1592-1670).

Второе рождение гимнастики

В конце XVIII - начале XIX вв. в Германии в педагогике под влиянием идей гуманистов сложилось течение филантропистов. В созданных ими школах - филантропинах - важное место заняла система физического воспитания - гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит (1763-1836), И. Гутс-Мутс (1759-1839). Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф. Л. Ян (1778-1852), разработавший гимнастическую систему, названную "турнен", и обогатившую немецкую гимнастику упражнениями на перекладине (турнике), кольцах, брусьях и коне.

Оригинальные системы гимнастики были созданы: во Франции Ф. Аморосом (1770-1847), в Швеции (шведская) П.-Г. Лингом (1776-1839), а в Чехии (сокольская) - Мирославом Тыршем (1832-1884).

Непросто установить, когда гимнастика, система физического воспитания, стала видом спорта. Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша - "соколы" - проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались. Но все это эпизоды. Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.

С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике - системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке - лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье - опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения - и по отдельным видам.

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид - шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

Место и значение гимнастики в системе физического воспитания

Гимнастика как вид спорта и цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон. Помимо привычных для нас общеразвивающих и специальных упражнений гимнастика древних греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду (верховую и на колесницах) и т.д. По одной из версий, само слово «гимнастика» происходит от греческого «gumnos» (обнаженный): как известно, древнегреческие атлеты выступали на состязаниях без одежды.

Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало – под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, – духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена.

В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения – в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».

С началом европейского Возрождения вновь пробуждается интерес к гимнастике древних греков: мыслителями Ренессанса она воспринимается как средство укрепления здоровья и общефизического развития человека. Постепенно закладываются теоретические основы системы физического воспитания (Руссо, Песталоцци и др.). Непосредственным предшественником современной спортивной гимнастики в XVI–XVII вв. стала весьма популярная тогда вольтижировка (упражнения и прыжки) на столе и коне, лазанье по шесту и стенке, поддержание равновесия на канате и деревьях.

Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики. В XVIII – начале XIX вв. в Германии формируется система физвоспитания, в основу которой была положена гимнастика. Зачинателем немецкого гимнастического движения стал Ф.Л. Ян. Он значительно расширил «гимнастическую область» и изобрел новые упражнения и снаряды (включая перекладину и брусья), заложив тем самым основы современной спортивной гимнастики. В 1811 Ян открыл первую гимнастическую площадку (недалеко от Берлина), а пять лет спустя опубликовал – вместе с одним из своих учеников Е.Айзеленом – книгу Немецкая гимнастика : в ней содержались описания основных упражнений и необходимые методические рекомендации. Приблизительно к этому времени относятся и первые публичные выступления гимнастов.

Собственные системы физвоспитания разрабатывались в Чехии, Швеции и Франции, а чуть позже – и в России. В этот период культивировались упражнения на снарядах и опорные прыжки. Хотя вольные упражнения в том или ином виде были известны еще несколько веков назад (например, по выступлениям бродячих цирковых трупп, демонстрировавших среди прочего необычные номера на полу или на земле), как одна из гимнастических дисциплин они получили признание не сразу.

В своем развитии спортивная гимнастика прошла несколько этапов: со временем менялись требования к ней и, соответственно, ее содержание. История гимнастики XIX в. во многом определялась противоборством двух принципиально разных систем: шведской, в которой упор делался, прежде всего, на вольные упражнения (в широком смысле), и немецкой, тяготевшей к упражнениям на снарядах.

В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум.

А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».

До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже – Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР – представители России, Украины и Белоруссии.

Международная Федерация гимнастики. В 1881 создается Европейская гимнастическая федерация (ФЕГ), в которую поначалу входили всего три страны: Бельгия, Франция и Голландия. Основателем и первым президентом Федерации стал бельгиец Николас Куперус. В 1921 – с появлением в составе ФЕГ первых неевропейских стран – она реорганизуется в Международную Федерацию гимнастики (ФИЖ), которая сейчас объединяет спортивную гимнастику и смежные дисциплины: общую гимнастику, художественную гимнастику, прыжки на батуте, спортивную аэробику и акробатику.