Любимые женщины Тараса Шевченко. Любимые женщины тараса шевченко Т г шевченко и женщины

Не женися на багатій,

Бо вижене з хати,

Не женися на убогій,

Бо не будеш спати.

Оженись на вольній волі,

На козацькій долі,

Яка буде, така й буде,

Чи гола, то й гола.

Та ніхто не докучає

І не розважає -

Чого болить і де болить,

Ніхто не питає.

Удвох, кажуть, і плакати

Мов легше неначе;

Не потурай: легше плакать,

Як ніхто не бачить.
(Т.Г.Шевченко)

Решила для себя, что поздравлять в блоге всех женщин с Восьмым марта банальной открыточкой с цветочками - это скучно и неинтересно.
Что бы такое оригинальное придумать? О чём написать к женскому празднику? О любви, конечно.
Пусть эта моя заметка о женщинах в судьбе Тараса Шевченко будет своеобразным подарком им к 8 Марта.))

Для меня, воспитанной при Советском Союза, Тарас Шевченко ассоциируется с его «виршем» «Заповит»: «Як умру, то поховайте …»
Гостиница «Украина» в Москве, возле которой памятник Шевченко с высеченными на граните «пророческими», по утверждению пропаганды того времени, словами… Яростный борец против крепостного права – таким подавался поэт в школьной программе.
В кожухе, в каракулевой шапке на голове – типичный портрет в учебнике, поэт напоминал мне скорее казацкого полковника, чем несчастного крепостного, и уж никаких мыслей о женщинах и любви в его жизни не возникало при изучении творчества украинского Кобзаря.
Прожил поэт всего 47 лет, кстати, Тарас Григорьевич Шевченко родился и умер в один и тот же день календаря - 10 марта. В воспоминаниях современников он предстаёт очаровательным мужчиной, умным собеседником, обходительным и учтивым. Дамы высшего света любили утончённость и деликатное обхождение, Шевченко соответствовал самым строгим требованиям прелестных обольстительниц и пользовался огромной популярностью у них. Свидетельство тому Шевченко-поэт предоставил в виде художественных полотен Шевченко-художника (вот уж, поистине, неизвестно: чего в нём больше: поэта или художника?)
Однако существует и другое мнение о Шевченко: « Реальный Кобзарь, грубый, неопрятный, распространяющий вокруг себя запах лука и водки, был малопривлекателен для женщин. И как бы ни упрекали ныне избранниц Шевченко, будто бы неспособных оценить тонкую душу Тараса Григорьевича, можно понять 16-летнюю Екатерину Пиунову, актрису нижегородского театра, прятавшуюся, когда сильно подвыпивший 43-летний ее "обожатель" (выглядевший, к тому же, гораздо старше своих лет) вламывался в артистические уборные, скандалил и требовал "Катрусю", пока не засыпал, свалившись где-нибудь без чувств. Можно понять и 18-летнюю крестьянскую девушку Хариту Довгополенко, отказавшуюся выходить замуж за "лысого и старого" даже в обмен на выкуп ее из крепостного состояния и ответившую посланцу Кобзаря: "Выкупят, да и закрепостят на всю жизнь".
Подробнее здесь: http://rifma.com.ru/Publications/2_Shevshenko.htm
Но лучше не читайте, потому что:
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
(1830. 29 сентября. Пушкин А.С. В альбом Анны Керн
Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! - Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него?)
Смотрим галерею женских портретов здесь: http://jaga-lux.livejournal.com/318248.html
Иван Франко в одном из писем написал о Шевченко: "Вы, сударь, глупости делаете - носитесь с этим Шевченко, как неведомо с кем, а тем временем это просто средний поэт, которого незаслуженно пытаются посадить на пьедестал мирового гения".

В жизни Шевченко большую роль сыграл Иван Максимович Сошенко: именно он первым поднял вопрос об освобождении таланта от крепостной зависимости, приютил получившего свободу друга у себя в комнате…
Шевченко начал ухаживать за его невестой Машей, уговорил 17-летнюю девушку позировать ему в качестве натурщицы и, в конце концов, совратил ее. Иван Максимович был потрясен. Он прогнал будущего Кобзаря, но было уже поздно.

Когда Маша забеременела, Шевченко решил не связывать себя семейными узами и бросил обесчещенную им девушку. Заступиться за нее оказалось некому. Маша была круглой сиротой и жила у тетки, которая, узнав о беременности, выгнала племянницу из дома. Дальнейшая ее судьба неизвестна…
«Бедная Лиза» Карамзина пробудила сентиментализм украинского поэта, оплакивавшего в своём творчестве несчастных брошенных девушек…
Одиночество, как ни странно, преследовало поэта по жизни…
Платонический роман с княгиней Варварой Репниной так ничем и закончился: после ссылки Тарас Григорьевич встретился с ней в Москве, но между ними «искра не пролетела».
(Варвара Репнина - племянница князя М. Г. Репнина-Волконского, приходившегося родным братом прославленному герою-декабристу Сергею Григорьевичу
Волконскому. Когда жена генерала-декабриста уехала за мужем в
сибирскую ссылку, именно Варвара Николаевна, которой поэт посвятил поэму
"Тризна" (первоначальное название "Бесталанний") "на память 9 ноября 1843
года", взяла на себя заботы о воспитании сына Волконских).

Ещё одно увлечение поэта – Мария Максимович, супруга ректора Киевского университета. Поэт делал ей несколько раз предложение о замужестве, однако получал отказы.
Одна из юных избранниц Шевченко - актриса Екатерина Пиунова - вспоминала: «Ведь мне еще шестнадцати лет не было! Ну что я понимала! Мне казалось, что в Тарасе Григорьевиче жениховского ничего не было. Сапоги смазные, дегтярные, тулуп чуть не нагольный, шапка барашковая самая простая, и в патетические минуты Тараса Григорьевича хлопающаяся на пол в день по сотне раз, так что если бы она была стеклянная, то часто бы разбивалась. Да, только все это представлялось и вспоминалось, а о душевном мире, об уме великого поэта позабыла, разуму не хватило!»
Чем старше становился Шевченко, тем моложе были его избранницы…
Замуж за него не шли… Он уже сватался не к светским дамам, а к простым крестьянкам: к восемнадцатилетней крестьянке Харите Довгополенко и юной поповне Феодосии Кошиц, но и те отказывали ему…
Последняя его любовь - белокурая девятнадцатилетняя Ликерия Полусмак, прислуживавшая на даче петербургских знакомых поэта.
Он посвящал ей восторженные стихи:
стихотворение "Ликері"
Моя ти любо! Усміхнись
І вольную святую душу
У руку вольную, мій друже,
Подай мені...

Поэт влюбился, имел намерение жениться на ней, завалил подарками, снял для нее комнату, нанял учителя, но всё напрасно - Ликерии жених не нравился: «Он старый и некрасивый, да еще и сердитый».
"Чи так, чи сяк, а я повинен одружиться, а то проклята нудьга зжене мене з свiта", - пишет Т.Г. Шевченко в письме к своему брату В.Г.Шевченко 2 ноября 1859 года. (Киев, Издательство "Днипро", 1979 год, Тарас Шевченко, твори в пяти томах, стр.446) В письме Шевченко также просит брата: " ...спроси у неё потихоньку, не дала бы она за меня рушников. Или пусть сестра спросит, это женское дело.Эти одуковани та одруковани панночки у меня в зубах завязли. Нехворощ!.. И больше ничего!
...Ещё вот что: может, Харита скажет, что она бедная, сирота, наймичка, а я богатый и гордый, то ты скажи ей, что у меня много чего нет, а временами и чистой сорочки, а гордости я ещё у моей матери одолжил, у мужички, у крепостной.
... Научи её и вразуми, что она несчастною со мною не будет"...

Полум"яний певец свободы, Тарас Григорьевич Шевченко так и не нашёл себе в жизни свою половинку…
Не женися на багатій,

Бо вижене з хати,

Не женися на убогій,

Бо не будеш спати.

Оженись на вольній волі,

На козацькій долі,

Яка буде, така й буде,

Чи гола, то й гола.

Та ніхто не докучає

І не розважає -

Чого болить і де болить,
Ніхто не питає.

Удвох, кажуть, і плакати

Мов легше неначе;

Не потурай: легше плакать,
Як ніхто не бачить.

Специально ко дню рождения Кобзаря мы подготовили подборку из 15 таких фактов – интересных и малоизвестных сведений о Тарасе Григорьевиче.

Два года школы, двести лет славы

«Мені тринадцятий минало...»

Основным образованием Тараса были два года обучения в церковно-приходской школе. Будущая гордость украинской культуры – Шевченко, – был обязан многими своими знаниями баронессе Софии Григорьевне Энгельгардт. Обворожительная красотка учила юного казачка польскому и французскому языкам, а общее представление о мире Тарас получал от лакеев.

Бурный досуг


Тарас Шевченко с друзьями в Петербурге

Современники гения утверждали, что Тарас Григорьевич увлекался выпивкой еще со времен Петербурга. Больше всего он любил посещать трактир у биржи, в котором обычно пировали иностранные матросы между рейсами. Тихий в трезвости, выпив алкоголя, Тарас становился неуправляемым: ругался на всех, готов был вступить в любую драку. А напиваться в компании было обычным делом.

Один из знакомых поэта, который принимал активное участие в освобождении Тараса из крепостничества, рассказывал о периоде жизни в Казахстане: «Выхожу я часа в три ночи вдохнуть свежего воздуха. Вдруг слышу пение. И что же, вы думаете, вижу? Четверо несут на плечах двери, снятую с петлей, на которой лежат два человека, покрытые шинелью, а другие идут по сторонам и поют: «Святый Боже, Святый крепкий» – Точно прячут кого. «Что это вы, господа, делаете?» – Спрашиваю их. «Так вот гулянка у нас была, отвечают, – на которой двое наших Тарас и поручик, легли костьми. Так мы их и распространяем по домам».

Дорогая «душа»


Павел Васильевич Энгельгардт, помещик Тараса Шевченко

В различных исторических источниках указаны разные даты увольнения Шевченко из крепостничества: одни исследователи называют 1838 год, другие говорят, что свободным гражданином Тарас стал лишь за несколько лет до смерти. В своей автобиографии Тарас Григорьевич писал, что своей свободой он обязан Карлу Брюллову и Василию Жуковскому: великий русский художник написал портрет поэта. Картину решили продать на аукционе и потратить полученные средства на освобождение Шевченко.

Портрет был продан за фантастические по меркам того времени средства – две с половиной тысячи рублей. Самое интересное, что частично деньги были предоставлены императорской семьей, о чем есть запись в его дневнике: так, императрица Александра Федоровна потратила 400 рублей, наследник престола Александр II и великая княгиня Елена Павловна – по 300 рублей. Уже через неделю помещик полковник господин Энгельгардт отпустил на волю эту «крепостную душу».

Хипстер XIX века


Карл Брюллов, Автопортрет для Галереи Уффици, 1834

Мы привыкли к образу Шевченко, изображенного на портретах в виде уставшего усатого мужика в шапке и свите. Впрочем такая однобокая картина не совсем соответствует действительному образу Тараса. Шевченко был молодым прогрессивным демократом и не любил ни чрезмерной пышности, ни скромной сдержанности в одежде. Но в первые годы жизни в Петербурге, модный портретист зарабатывал приличные средства, которые с радостью тратил на модную одежду. В частности, в своем дневнике поэт писал об особом удовольствии, полученном от приобретения резинового плаща-макинтоша, который стоил 100 рублей. Для сравнения, находясь в составе археологической комиссии, Шевченко зарабатывал 150 рублей в год.

«Общество мочемордия»


Тарас Шевченко, «Виктор Закревский, их всепьянейшество», 1843

Повеса Шевченко дружил с Виктором Закревским, украинским основателем шутливого «общества мочемордия». Алкогольное общество проводило регулярные заседания, на которых избирался глава «его всепьянейшество». Во время путешествия в Украину в 1843 году в «обществе мочемордия» бывал и Шевченко.

Собутыльники употребляли благородные светские напитки: ром, настойки и наливки, ведя неосторожные разговоры «за жизнь» и мечтали о свободе и светлом будущем. Это был некий кружок пьяниц – молодых вольнодумцев и лиц, оппозиционно настроенных по отношению к российскому самодержавию, к которому принадлежали Виктор и Михаил Закревские, братья Яков и Сергей де Бальмен, историк М. Маркевич, офицер Цихонский и другие.

Молодежь, собираясь, провозглашала свободомыслящие тосты, разговаривала о «фальши благородно-барской жизни, которая выработалась веками, и особенно при конце ХVIII и начала XIX дошла до высшей степени...».

Лукерья Полусмакова: свадьба, которая не произошла


Тарас Шевченко. Ликера Полусмакова. Уголь. 1860

20-летняя служанка Лукерья Полусмакова вполне пленила сердце поэта, о чем известно из биографии писателя. На 46 году жизни Шевченко влюбился в девушку и собирался на ней жениться. Он готовил для невесты приданое, готовился к свадьбе, нанял городского учителя для грубоватой и простоватой Лукерьи. Но не судьба. Говорят, что Тарас застал любимую в объятиях того же учителя, что и стало причиной разрыва.

По второй версии, Лукерья сама не схотела ехать с Шевченко в Петербург, предпочитая остаться в привычных обстоятельствах жизни. Но наиболее исследователи склоняются к версии, что Кобзарь понял, что Лукерья жадная, грубая и неопрятная, а самое главное – согласилась на брак с Тарасом Григоровичем исключительно из корыстных соображений.

А был ли мальчик?


Михаил и Мария Максимович, 1859.

С известным украинским ученым Михаилом Максимовичем Шевченко объединяли весьма дружеские отношения. Во время гостин в Москве, Тарас познакомился с молодой женой ученого – Марией. Между ними завязались теплые дружеские отношения, они много переписывались, Мария обещала посодействовать в поисках невесты для Тараса. Но некоторые исследователи биографии Кобзаря уверены, что отношения Марии и Тараса были ну очень близкими, потому что через девять месяцев после посещения Тарасом семьи Максимовичей, у супругов родился сын. До этого детей у них не было. Впрочем, противники этой версии утверждают, что Тарас никогда бы не переступил черту, ведь Михаил был его близким и верным другом.

«Только не по московскому, а то и читать не буду...»


Тарас Шевченко. Наброски на письме к брату Никите Шевченко. 1840

Трудно представить, но до конца жизни Тарас Шевченко писал удивительно безграмотно. Вот фрагменты из одного его письма, отправленного брату: «Брате Микито треба б"тобі погавкати та я не сирдитий. Не хай буде так Як робіця.... За цілуй старого діда Івана за мене, і поклонися всій рідні Нашій Яка є ... Скажи іваново Федерці не хай він" до мене напишу листа окрім. – Та тілько не по московському а то й читати не буду – Кланяйся йому. Залишайся здорова – Твій брат тарас" Шевченко».

«Щоб лани широкополі, і Дніпро, і кручі було видно...»

У Кобзаря есть две могилы: в Петербурге и Каневе. Ведь сначала его похоронили в северной столице, на Смоленском кладбище, где установлен памятный камень, и только через два месяца гроб с телом покойного перевезли на родину, в Канев, где перезахоронили, согласно завету.

Миниатюрный «Кобзарь»

Украинский мастер Николай Сядристый создал наименьшее в мире «издание» «Кобзаря», размером чуть больше половины квадратного миллиметра, – гораздо меньше от макового зернышка. Это почти в 19 раз меньше самой маленькой японской книги. Страницы настолько тонкие и миниатюрные, что листать их можно только кончиком заостренного волоска. Переплет сшит паутинкой, а обложка сделана из лепестка бессмертника.

Шевченко на приднестровских банкнотах

Несколько неожиданно почтили память Кобзаря на территории непризнанной Приднестровской Молдавской республики: в 1995 году в обращение были введены банкноты в 50 000 рублей, на лицевой стороне которых был портрет украинского гетмана Богдана Хмельницкого, а на обратной – памятник Шевченко перед университетом в Тирасполе.

А уже в 2002 году дизайн купюры обновили. Так, на банкноте в 50 рублей появился портрет Тараса Шевченко. Банкнота была зеленого цвета, поэтому в сознании молдаван «зелеными» долго оставались не американские доллары, а именно деньги с Шевченко.

В 2007 году был утвержден окончательный дизайн денег – серо-зеленый цвет с неизменным Кобзарем.

Шевченко на Меркурии

В 1973-1975 годах автоматическая станция «Маринер-10» впервые провела фотографирование Меркурия с близкого расстояния. Было обнаружено, что поверхность планеты покрывают кратеры различных размеров. По правилам Международного астрономического союза их называли в честь выдающихся художников, музыкантов, писателей и поэтов. Поэтому один из 300 кратеров Меркурия получил имя Кобзаря. Диаметр кратера Шевченко – 137 километров.

Произведения Шевченко на языке эсперанто

Произведения Тараса Шевченко переведены более чем на сто языков мира. Среди них – японский, корейский, арабский и даже международный язык эсперанто. Наибольшее количество переводов было осуществлено на русском, немецком, польском, английском языках.

180 населенных пунктов


Пик Шевченко на Кавказе

В 1964 году, когда отмечался 150-летний юбилей Великого Кобзаря, 196 населенных пунктов СССР носили имя Шевченко. Сейчас в Украине 164 населенных пункта названы в честь поэта. В Казахстане в его честь назван Форт-Шевченко, с 1964 по 1991 годы город Актау назывался Шевченко. Также одноименное название носят 3 села, 4 поселка и 8 хуторов в Адыгее, Башкортостане, Краснодарском крае и 8 областях Российской Федерации, и село в Рыбницком районе Приднестровья.

Кроме того, в честь Тараса Григорьевича Шевченко названы морской залив в Аральском море и вершина высотой 4200 м на северном склоне Большого Кавказа, на боковом хребте. Это имя дали ей украинские альпинисты, которые впервые покорили кавказскую вершину в 1939 году.

Рекордное количество памятников


Необычный памятник Шевченко Ивана Кавалеридзе

В мире насчитывается 1384 памятника Кобзарю. Такое количество является вторым для одного человека. Больше, считают исследователи, только памятников Иисусу Христу. Правда, существует версия, что Тараса Шевченко опережает Владимир Ленин. Но в последние годы, по крайней мере в Украине, количество таких памятников существенно уменьшилось.

На территории Украины насчитывается 1256 монументов, а еще полторы сотни – в других 35 странах мира – от Бразилии до Китая.

Большинство людей, читая художественные произведения, редко задумываются о судьбе автора. А зря, ведь порой биография писателя, поэта или прозаика способна затмить эпичностью и драматичностью (или комичностью) его произведения. Яркий пример подобного утверждения – Тарас Григорьевич Шевченко.

Детство и юность

Родился будущий поэт и художник 25 февраля 1814 года. Произошло это событие в селе Моринцы, расположенном в Киевской губернии.

Родители Тараса - простые крепостные крестьяне у племянника князя Потёмкина, сенатора Василия Энгельгардта. Григорий Иванович Шевченко, отец мальчика, часто не бывал дома из-за того, что чумаковал – возил продавать панскую пшеницу в города вроде Киева и Одессы. Мать Тараса, Катерина Якимовна Бойко, дни напролёт работала на панских полях. Именно поэтому воспитанием будущего поэта занимались дед и старшая сестра Екатерина.

В 1816 году семья Шевченко перебирается в Кирилловку – село, которое спустя годы назовут в честь поэта. В Кирилловке Тарас проводит своё детство и встречает первую любовь Оксану Коваленко.


В 1823 году из-за повышенных нагрузок Катерина Якимовна умирает. В том же году отец Тараса женится второй раз на вдове Оксане Терещенко и она вместе с тремя своими детьми перебирается в дом Шевченко. Мачеха сразу же невзлюбила Тараса, поэтому мальчик искал защиты у своей старшей сестры, а после смерти отца в 1825 году принимает решение совсем уйти из дома.

С 1826 по 1829 год Тарас бродяжничает и подрабатывает где только можно. Первым местом серьёзной работы становится приходская школа дьяка Павла Рубана. Именно в ней Шевченко знакомится с основами чтения и письма. Следующим местом работы становится община дьяков-иконописцев – у них Тарас узнаёт основы рисования. Помимо подобной работы, Шевченко приходится иногда пасти овец, собирать урожай и помогать старикам с дровами для печи.


В 1829 году устраивается в качестве прислуги к новому помещику – Павлу Васильевичу Энгельгардту. Первое время работает поваром, а потом становится личным помощником Софии Григорьевны Энгельгардт, которая преподаёт Тарасу французский язык. В свободное от работы время мальчик продолжает рисовать.

Однажды София Энгельгардт увидела эти рисунки и тут же показала мужу. Тот оценил талант мальчика, прикинул, что из него может получиться неплохой личный живописец и отправил Тараса в Виленский университет. Наставником мальчика становится популярный портретист Ян Рустем.


Через полтора года Энгельгардт отправляет Шевченко в Петербург – для расширения кругозора и обучения у тамошних мастеров. В 1831 году под руководством Василия Ширяева Тарас принимает участие в росписи Большого театра.

Пять лет спустя, в Летнем саду происходит знаковое для Шевченко событие – знакомство с земляком педагогом Иваном Сошенко, который выводит Тараса в свет, познакомив с поэтом , художником и одним из руководителей Императорской Академии художеств Василием Григоровичем. Они симпатизируют юноше и признают его художественный талант, поэтому всячески стараются помочь решить вопрос с выкупом Тараса у Энгельгардта.


Но помещик не хочет просто так отпускать Шевченко, ведь он уже столько денег вложил в этого парнишку. Переговоры затягиваются надолго и уже начинает казаться, что выкуп невозможен, но в голову Сошенко приходит гениальная идея. Суть идеи заключается в том, чтобы устроить лотерею, в которой будет разыгран портрет Жуковского, написанный Брюлловым. Победитель получает портрет, а все вырученные деньги пойдут на выкуп Шевченко.

Лотерея прошла в Аничковом дворце. Организовать это мероприятие помог граф Михаил Вельгурский. Желающих выиграть портрет набралось довольно много, всего было выручено 2500 рублей. Вся эта сумма была передана 22 апреля 1838 года Энгельгардту. Шевченко больше не был крепостным. Первым его решением становится поступление в Академию художеств.

«Живу, учусь, никому не кланяюсь и никого не боюсь, кроме Бога – великое счастье быть свободным человеком: делаешь, что хочешь, и никто тебя не остановит», - пишет в своём дневнике Шевченко о тех временах.

Литература

Период с момента поступления в Императорскую Академию художеств и до ареста в 1847 году является наиболее плодовитым для Шевченко в литературном плане. В 1840 году выходит культовый сборник его поэтических произведений «Кобзарь», который ещё при жизни поэта не единожды переиздаётся. В 1842 году Тарас публикует свою историко-героическую поэму «Гайдамаки».


Книга Тараса Шевченко "Кобзарь"

На следующий год Шевченко решает отправиться в путешествие по Украине, чтобы повидаться со старыми знакомыми и найти вдохновение для нового творчества. Его музами тех времён становятся Анна Закревская и Варвара Репнина-Волконская – первая была женой помещика, у которого гостил Тарас, а вторая была княжной. После этой поездки Шевченко написал стихотворение «Тополя» и поэмы «Катерина» и «Еретик».

На родине произведения поэта встретили довольно тепло, однако реакция столичных критиков было полностью противоположной – они осуждали поэзию Шевченко за провинциальную простоту (все произведения были написаны на украинском языке).


В 1845 году Тарас вновь отправляется на Украину, чтобы погостить в Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий) у старого знакомого врача Андрея Козачковского. По неподтверждённой информации, поэт ездил поправить своё здоровье. В пользу этой теории свидетельствует написанное в том году «Завещание» Шевченко. В этом же году выходят его поэмы «Наёмница» и «Кавказ».

Погостив у Козачковского, Тарас устраивается художником Археографической комиссии, прямо там же в Переяславле. Его главная задача на тот момент – делать зарисовки археологических и исторических памятников города (Покровский собор, каменный крест Святого Бориса и прочее).


Картина Тараса Шевченко "Собор св. Александра"

В 1846 году поэт перебирается в Киев, куда его пригласил другой давний знакомый – историк и публицист Николай Костомаров. Костомаров вербует Шевченко в новообразовавшееся Кирилло-Мефодиевское братство. Поэт не сразу понимает, что оказывается втянут в тайную политическую организацию. Осознание приходит тогда, когда начинаются аресты участников общества.

Доказать прямую привязанность Тараса к братству не удаётся, но настырный начальник Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии князь находит стих Шевченко «Сон», в котором видит высмеивание правительственного режима и призыв к бунту. В качестве наказания 30 мая 1847 года поэта отправляют в отдельный Оренбургский корпус для выполнения рекрутской повинности. Также Шевченко запрещают писать и рисовать, что становится для Шевченко серьёзным ударом.


Всячески помочь Тарасу пытаются поэт Жуковский, граф и княжна Варвара Репнина - Волконская. Единственное, чего им удаётся добиться, это разрешение Тарасу писать письма. В письме Козачковскому Шевченко пересылает стих «Ляхам» («Полякам»), написанный о служащих с ним выходцах из Польши.

Вернуться к художественной деятельности, пусть и ненадолго, удаётся во время экспедиции к Аральскому морю (1848-1849). Генерал Владимир Афанасьевич Обручев тайно разрешает сделать Шевченко рисунки аральского побережья (для отчёта об экспедиции). Но кто-то узнаёт об этом и докладывает руководству. В результате генерал получает серьёзнейший выговор, а Шевченко отправляют на новое место, которым становится военное Новопетровское укрепление (ныне город Форт-Шевченко в Казахстане).


Здесь также действует запрет на рисование, поэтому Тарас пробует лепить из глины и снимать фото (дагерротипы). С глиной не сложилось, а фотосъёмка в то время была слишком дорогим удовольствием. Шевченко опять начинает писать, но на этот раз уже прозаические произведения на русском языке – «Художник», «Близнецы» и другие. Исключение – стих «Хохлы» (1851).

В 1857 году, после очередного ходатайства графа Фёдора Петровича Толстого поэта отпускают на волю – император отменяет наказание, назначенное его отцом .

Личная жизнь

Выйдя на свободу, Шевченко задумывается о создании семьи. Первой попыткой жениться считается предложение, которое в письменном виде поэт предоставил Екатерине Пиуновой. До этого поэт продвигал эту молодую актрису театра и надеялся, что она согласится, но ошибся. О второй попытке практически ничего неизвестно, кроме того, что девушку звали Харита и она была крепостной.


Третья невеста Шевченко тоже была крепостной. Звали её Лукерья Полусмакова. Поэт вложил много денег в её образование, снимал девушке квартиру, покупал еду, одежду и книги. Тарас хотел выкупить её у помещика, но отказался от этой идеи после того, как застал её в постели с одним из репетиторов. Больше Тарас Шевченко о женитьбе не думал, вместо этого вновь ударившись в творчество, результатом которого стал «Букварь южнорусский» - первый из запланированных им учебников.


Возвращаясь к личной жизни поэта, стоит также упомянуть о его более ранних романах. Первой любовью поэта стала девушка из села Кирилловка Оксана Коваленко. В сороковые годы любовницами поэта были Анна Закревская (именно ей посвящён стих «Если б встретились мы снова») и Варвара Репнина-Волконская.


В годы службы в Новопетровском укреплении Шевченко тайно встречался с Агатой Усковой, которая была женой местного коменданта. Имеется информация и о других романах поэта, но достоверных подтверждений нет.

Смерть

Умер поэт в Санкт-Петербурге, где и был первично похоронен. Произошло это в 1861 году, на следующий день после дня рождения Тараса Григорьевича. Причина смерти – асцит (брюшная водянка). Считается, что виной этому заболеванию было чрезмерное употребление алкогольных напитков, к которым поэт пристрастился ещё в молодые годы – поговаривают, что именно он организовал клуб «Мочемурдия», члены которого напивались и заводили душевные беседы о жизни, а в конце гулянки выбирали «Его Всепьянейшество».


Первым местом захоронения поэта стало Смоленское православное кладбище, однако позже перезахоронили на Чернечьей горе, согласно новому завещанию. В память о поэте переименованы многие населённые пункты, улица с его именем и памятник поэту есть практически в каждом населённом пункте Украины. Его имя носит даже небольшой кратер на Меркурии.

Библиография

  • 1838 – «Катерина»
  • 1839 – «К Основьяненке»
  • 1840 – «Кобзарь»
  • 1842 – «Гайдамаки»
  • 1845 – «Дума»
  • 1845 – «Завещание»
  • 1845 – «Наёмница»
  • 1847 – «Ляхам»
  • 1851 – «Хохлы»
  • 1855 – «Близнецы»
  • 1856 – «Художник»
  • 1860 – «Букварь южнорусский»

В конце семидесятых один молодой человек, работавший со мной, к сожалению, недолго, дал мне почитать 2 книги польских литературоведов о Тарасе Шевченко, но не просто как о великом поэте, а как о личности в тогдашней светской жизни Российской империи, в основном о тех высокородных женщинах, которые окружали его, вернее, почитали и восхищались Тарасом как обаятельнейшим мужчиной, его страстной натурой и умением вести себя в дамском обществе. Не знаю, насколько достоверны были эти исследования, собственно, не много интересовалась трудами современных шевченковедов (правда и тех, которых читала, не упоминают в вики), но ему приписывали довольно много романтических приключений, в этаком байроническом духе, во всяком случае, в книгах было множество портретов, причем исключительно титулованных особ. Было понятно, почему об этом писали поляки - большинство этих благородных дам имело польские корни.


Так что образ какого-то старца в кожухе, так сказать, революцьонного демократа, несколько, мягко говоря, не соответствует действительности.
Неплохо бы помнить, что Тарас, особенно по меркам сегодняшнего времени, считался бы молодым человеком - ведь он прожил всего 47 лет.
Думаю, ни на одного глупца, пишущего о Тарасе Григорьевиче в совковой манере, вроде неназываемого и неприкасаемого, - женщины, вздыхающие о взаимной любви удивительного поэта и романтика, даже и косого взгляда не бросили.
Подозреваю, что они бы этих ничтожных существ в панталонах голохвостого не заметили в упор, не про них такие чудесные и прекрасные дамы: эти восхитительные лица, таинственные полуулыбки, тонкость обращения и понимания - редкое сочетание человеческих качеств и женской прелести.

Да и сам Тарас, имея нрав горячий и отчаянный, недолго терпел бы таких дуремаров, чье единственное назначение в этом мире - иметь дело исключительно с жабами, которым никогда не бывать принцессами...

И мне захотелось поставить подборку женских портретов и набросков Шевченко - это, конечно, совсем другие женщины (хотя есть и некоторые известные нам личности), но нежность и неподражаемая милость женских лиц у художника особенная.

Портрет Маєвської. Полотно, олія (41,5 × 35,7). [Н. р. V] 1843.
Зліва над плечем олійною фарбою підпис автора і дата: Т. Шевченко || 1843

"За карії оченята,
За чорнiї брови
Серце рвалося, смiялось,
Виливало мову.
Виливало як умiло."..

127. Портрет невідомої в блакитному вбранні. Папір, акварель. .
Оригінал акварелі Т. Шевченка не знайдено. Опис та репродукцію дано за альбомом «Малюнки Т. Шевченка», вип. II, вид. «Об-ва имени Т. Г. Шевченка», Пб., 1914, табл. XXIX.
Портрет намальований під час перебування Шевченка на Україні 1845 - 1847 рp. За характером виконання близький до «Портрета невідомої в коричневому вбранні», датованого Шевченком 1845 р. та до «Портрета невідомої в бузковій сукні» (№ 128), а також до портретів, виконаних Шевченком в 1846 р. - портрети родини Катериничів

87. Портрет Ганни Іванівни Закревської. Полотно, олія (51 × 39,6). [Березова Рудка]. 1843. /35/
Зліва внизу олійною фарбою дата і підпис автора: 1843 || Т. Шевченко.
Портрет вмонтовано в овал.
Г. І. Закревська (народ. 1822 р.) - дружина П. О. Закревського.
У листі до В. О. Закревського від 10.XI 1843 р. з Яготина Шевченко пише: «А Ганні вродливій скажи, що як тільки очуняю та кожух пошию, то зараз і прибуду з пензлями і фарбами на цілий тиждень...»

153. Портрет Єлизавети Василівни Кейкуатової. Полотно, олія (66,7 × 56,5). [Бігач]. [Кінець III - 4.IV] 1847.
Зліва внизу олійною фарбою дата і підпис автора: 1847. Т. Шевченко.
Дата уточнюється часом перебування Шевченка в с. Бігач. Про своє перебування в с. Бігач, Чернігівського пов. (нині Березнянського р-ну, Чернігівської обл.), Шевченко згадував у листі до А. І. Лизогуба від 16.VIІ 1852 р.
Єлизавета Василівна Кейкуатова, нар. 1813 p., походить з родини Лукашевичів (див. В. Л. Модзалевский, Малороссийский Родословник, т. III, K., 1908, стор. 209). Про неї також згадує В. Рєпніна в листі до Ш. Ейнара (див. «Русские пропилен», т. II, М., 1916, стор. 211, 221).
В літературі портретована невірно визначається як Наталія Дмитрівна Кейкуатова. Вперше названа як Є. Кейкуатова у книзі С. Є. Раєвського «Життя і творчість художника Тараса Шевченка» (X., 1939, стор. 37).

І станом гнучим, і красою
Пренепорочно-молодою
Старії очі веселю.
Дивлюся іноді, дивлюсь,
І чудно, мов перед святою,
Перед тобою помолюсь.

3. Голова жінки. Папір, акварель (11,6 × 9,1). [Пб.]. 1834.
Зліва внизу аквареллю підпис автора і дата: Шевченко 1834. На звороті паспарту чорнилом напис: Рисунок Тараса Григорьевича Шевченко (1814 - 1861).
1934 р. в Галереї картин Т. Г. Шевченка у Харкові цей портрет експонувався під назвою «Жіноча голівка» (Каталог, стор. 14, № 8). В літературі зустрічається під назвою «Портрет невідомої жінки».

Портрет А.О.Ускової. 1853-1854. Папір, сепія.

Заворожи мені, волхве,
Друже сивоусий!
Ти вже серце запечатав,
А я ще боюся.
Боюся ще погорілу
Пустку руйнувати,
Боюся ще, мій голубе,
Серце поховати.
Може, вернеться надія
З тією водою
Зцілющою й живущою,
Дрібною сльозою -
Може, вернеться з-за світа
В пустку зимувати,
Хоч всередині обілить
Горілую хату.
І витопить, і нагріє,
І світло засвітить...
Може, ще раз прокинуться
Мої думи-діти.

Портрет М.С. Кржисевич 1858 рік

37. Портрет невідомої біля фортепіано. [Акварель]. [Пб.]. 1842.
Справа внизу аквареллю дата і підпис автора: 1842. Т. Шевченко.
Оригінал не знайдено. Публікується за фотографією, що зберігається в ДМШ - Київський державний музей Т. Г. Шевченка АН УРСР

141. Портрет Тетяни Пантелеймонівни Катеринич. Папір, акварель (30 × 22,3). [Марківці]. 1846.
Зліва внизу олівцем дата і підпис автора: 1846 Шевченко.
Т. П. Катеринич (уроджена Афендик) - дружина Петра Андрійовича Катеринича

І жаль мені, старому, стане
Твоєї божої краси.
Де з нею дінешся єси?
Хто коло тебе в світі стане
Святим хранителем твоїм?
І хто заступить? хто укриє
Од зла людського в час лихий?
Хто серце чистеє нагріє
Огнем любові, хто такий?

10. Портрет Катерини Абази (?). Брістольський картон, акварель (22,5 × 18,1). [Пб.]. 1837.
Зліва олівцем дата і підпис автора: 1837 || Шевченко. На звороті олівцем рукою І. Айзенштока на підставі свідчень колишніх власників портрета зроблено напис: Екатерина Абаза урожд. Нахимова.
Твір був придбаний Інститутом Тараса Шевченка в Харкові у 1929 р. як портрет невідомої жінки. Під прізвищем Абази вперше експонувався в Галереї картин Т. Г. Шевченка (Харків, 1934); до цього ж часу належить і напис на звороті.
В повісті «Близнецы» Шевченко згадує власника хутора на Переяславщині Абазу

128. Портрет невідомої в бузковій сукні. Папір, акварель (28,3 × 21,7). .
Справа вгорі чорнилом позначено: № 68.
За характером виконання портрет близький до «Портрета невідомої в коричневому вбранні», датованого 1845 р. і портретів членів родини Катериничів, датованих 1846 р.
В ж. «Зеркало» (1911, № 9, стор. 4) цей портрет репродуковано з зображенням пейзажного фону, чого немає в репродукованому тут оригіналі.

Папір, акварель (26,5 X 9,5). [Оренбург]. .
На звороті тією ж рукою, що й інвентарний номер, олівцем зроблено напис: Шевченко 1814-1861. Портрет А. Є. Усковой.
В 1911 р. цей твір експонувався на шевченківській виставці в Нижньому Новгороді як портрет Розанової ("Нижегородский листок", 21.III 1911). Під цією ж назвою в 1924 р. він надійшов до Горьковського художнього музею від художника В. А. Лікіна.
Тоді ж з"явився напис про те, що це портрет А. О. Ускової.
В 1958 р. твір був опублікований як портрет А. О. Ускової (В. К о с я н, Малоизвестный портрет работы Шевченко, "Т. Г. Шевченко в Нижнем Новгороде", Горький, 1958, стор. 203-206).
Однак достатніх підстав для твердження, що це портрет Ускової, немає. Певна подібність з відомими портретами Ускової може пояснюватись особливостями творчої манери художника. Більше підстав має свідчення власників, які експонували його як портрет О. О. Розанової. Під час перебування в Оренбурзі Шевченко, безсумнівно, міг бути знайомим з сім"єю Розанових і виконати портрет Олександри Олексіївни Розанової - молодої дівчини, яка в 1848 р. закінчила Неплюївське дівоче училище. О. М. Розанов - протоієрей оренбурзького Преображенського собору - був кореспондентом Російського географічного товариства і у зв"язку з цим, напевно, зустрічався з учасниками Аральської експедиції після повернення їх з плавання. Син О. М. Розанова був художником і 1849 р. вступив до Петербурзької Академії художеств (Державний архів Оренбурзької обл., ф. 173, оп. 9, од. зб. 257). Однак для остаточного визначення портретованої особи необхідні дальші дослідження.

І широкую долину,
І високую могилу,
І вечернюю годину,
І що снилось-говорилось,
Не забуду я.

Та що з того? Не побрались,
Розійшлися, мов не знались.
А тим часом дорогії
Літа тії молодії
Марне пронеслись.

Помарніли ми обоє -
Я в неволі, ти вдовою,
Не живем, а тілько ходим
Та згадуєм тії годи,
Як жили колись.

49. Тонований папір, акварель (27,9 X Х22). [Оренбург]. .
О. С. Бларамберг - дружина підполковника І. Ф. Бларамберга, квартирмей-стра військ в Оренбурзькому краї. Датується часом перебування Шевченка в Оренбурзі після повернення з Аральської експедиції.

Тонований папір, італійський олівець (27,5X17,8). [Новопетровське укріплення]. .
На звороті посередині напис олівцем: Екатерина Агафангелловна Бажанова. Работа Тараса Григорьевича Шевченко въ форте Александровскомъ (бывш. Ново-Пет-ровске) на Мангишлаке въ 1854 г., въ бытность Николая Ефремовича Бажанова плацъ-адъютантомъ Ново-Петровска.

Зацвіла в долині
Червона калина,
Ніби засміялась
Дівчина-дитина.
Любо, любо стало,
Пташечка зраділа
І защебетала.
Почула дівчина
І в білій свитині
З біленької хати
Вийшла погуляти
У гай на долину.
І вийшов до неї
З зеленого гаю
Козак молоденький;
Цілує, вітає,
І йдуть по долині,
І йдучи співають.
Як діточок двоє,
Під тую калину
Прийшли, посідали
І поцілувались.

44. Портрет М.В.Максимович
Тонований папір, італійський олі вець, крейда (34 X 26,5). [Прохорівка]. 22.VI 1859.
Справа внизу крейдою дата і підпис автора: 1859\\Т. Шевченко\\22 іюня. М. В. Максимович - дружина Шевченкового знайомого М. О. Максимовича (див. примітку до № 43). В щоденнику Шевченко називає її "милая очаровательная землячка"

110. Портрет невідомої в коричневому вбранні

Брістольський папір, акварель (28,3X22,3). 1845.
Зліва внизу олівцем дата і підпис автора: 1845. Т. Шевченко.
У списку Честахівського до цього портрета, зареєстрованого під № 59, та до портретів під № 57, 58 і 61 зроблена приписка про те, що виконав їх Шевченко у Києві до заслання і що протягом 10 років вони були у III відділі

13. Портрет дівчини з собакою. Брістольський картон, акварель (24,6 × 19,4). [Пб.]. 1838.
Зліва внизу олівцем дата і підпис автора: 1838 || Шевченко.
За свідченням колишнього власника цього твору В. Бацманова, це портрет дочки лейб-медика Федорова («Образотворче мистецтво», К., 1940, № 2, стор. 25).

А я так мало, небагато
Благав у бога.
Тілько хату,
Одну хатиночку в гаю,
Та дві тополі коло неї,
Та безталанную мою,
Мою Оксаночку? щоб з нею
Удвох дивитися з гори
На Дніпр широкий, на яри,
Та на лани золотополі,
Та на високії могили;
Дивитись, думати, гадать:
Коли-то їх понасипали?
Кого там люде поховали?
І вдвох тихенько заспівать
Ту думу сумную, днедавну,
Про лицаря того гетьмана,
Що на огні ляхи спекли.
А потім би з гори зійшли;
Понад Дніпром у темнім гаї
Гуляли б, поки не смеркає,
Поки мир божий не засне,
Поки з вечерньою зорьою
Не зійде місяць над горою,
Туман на лан не прожене.
Ми б подивились, помолились
І, розмовляючи, пішли б
Вечеряти в свою хатину.

Портрет Ликери Полусмакової

Тонований папір, італійський олівець (34 X 23,3). [Пб.]. [Літо 1860]. На звороті малюнка вгорі чорнилом рукою Б. Мікешина напис: Симъ свидетельствую, что этотъ рисунокъ рисованъ поэтомъ Шевченкомъ и подаренъ моему отцу Академику М. Микешину въ бытность его въ Академии художествъ вместе съ Шевченко. 17 сентября 1900 г. С.-Петербург. Б. Микешин.
Портрет датується часом знайомства Шевченка з Ликерою. Це знайомство відбулося влітку 1860 р. на дачі Н. М. Забіли-Білозерської в Стрєльні під Петербургом, де Карташевські залишили Ликеру на час свого від"їзду за кордон. Про це пише дочка Н. М. Забіли-Білозерської -Н. М. Кибальчич: "Родные мои летом жили на даче в Стрельне с Лукерьей" (Н. М. Кибальчич, Воспоминание о Шевченко, "Киевская старина", 1890, кн. II, стор. 177). З листа Шевченка до Н. М. Забіли-Білозерської від 18 вересня 1860 р. видно, що дружні відносини між Шевченком і Ликерою на той час уже порвалися (див. т. VI, стор. 219).
Напис на звороті портрета підтверджує, що це є той самий малюнок, про який писав М. Й. Мікешин у своїх спогадах. "Он [Шевченко]... хотел изорвать очень мило набросанный им портрет своей неверной "любы"; но я портрет этот у него отнял и храню его доселе" ("Кобзарь з додатком споминок про Шевченка Костомарова и Микешина", Прага, 1876, стор. XXII).
1930 р. експонувався на шевченківській виставці в Харкові.

20. Жінка в ліжку. Папір, акварель (23,1 × 19,1). [Пб.]. .
Справа внизу аквареллю підпис Шевченка: Чевченко.
Датується за зіставленням манери письма в акварелях 1839 - 1840 pp

59. Натурщица
Одалиска

Папір, офорт 23 X 22,5; 31 X 27,4; (43,7 X 34,1). [Пб.]. 1860.
Справа внизу на зображенні травленим штрихом авторський підпис і дата: Т. Шевченко. 1860.
Ескізи до цього офорта див. № 119, 120.
В літературі зустрічається під назвами: "Одаліска" ("Киевская старина", 1899, кн. X, стор. 184-185), "Спящая одалиска, почти совсем нагая" (Д. Ровинский, Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв., СПБ, 1895, т. II, стор. 1177, № 23), "Спляча жінка" (О. Новицький, Тарас Шевченко як маляр, Львів- Москва, 1914, стор. 80, № 26).

Вітер в гаї не гуляє -
Вночі спочиває;
Прокинеться - тихесенько
В осоки питає:
«Хто се, хто се по сім боці
Чеше косу? хто се?..
Хто се, хто се по тім боці
Рве на собі коси?..
Хто се, хто се?» - тихесенько
Спитає-повіє
Та й задріма, поки неба
Край зачервоніє.

37. Русалки

Папір, сепія, білило (30,3 X 45,4). [Пб.]. [Н. р. III 1859].
На звороті внизу чорнилом напис: "Русалки на Днепре". рисунокъ Т. Г. Шевченка, перешелъ отъ Петра Аркадьевича Кочубея къ Петру Никитичу и отъ него ко мне проф. Адріану Прахову.\\1898 г. апрель 25\\С.П.Б.
Підставою для датування є спогади М. Білозерського про початок роботи Шевченка над цим малюнком: "Около половины марта 1859 г. Кочубей заказал Шевченку написать четыре картины масляными красками, за что назначил 4 т. руб. сер. Помню два сюжета для этих картин: один - "Як русалки місяць ловлять", а другой про Сомка Мушкета" (Н. Белозерский, Тарас Григорьевич Шевченко по воспоминаниям разных лиц (1831 -1861), "Киевская старина", К., 1882, кн. X, стор. 74). 12 квітня 1860 р. Шевченко в листі до М. Я. Макарова згадував про цей малюнок: "Попросіть у Петра Аркадьевича [Кочубея] до осени мой рисунок "Русалки". Я хочу дещо поправить і выгравировать к выставке. Если можно, то подателю сего и вручите рисунок..."

З літературних джерел відомо, що цей малюнок, виконаний за замовленням П. А. Кочубея, і є нібито ескізом до нездійснених Шевченком розписів стін і плафону в будинку замовця.
Натурщиками для композиції "Русалки" були О. Соколенке (див. примітку до № 157) та Б. Г.
Суханов-Подколзін (див. Б. Суханов-Подколзин, Воспоминание о Т. Г. Шевченко его случайного ученика, М. Г. Б у р а ч е к, Великий народний художник, Харків, 1939, стор. 44).
Малюнок зустрічається також під назвою "Дніпрові русалки" ("Пчела", 1876, № 16).
З цього малюнка відома гравюра Шаблера (див. "Пчела", 1876. Приложение к № 16).
В статті Є. Середи "Основні хронологічні дати життя і творчості Т. Г. Шевченка" ("Літературна критика", 1939, № 2-3, стор. 204) невірно зазначено, що малюнок є копією з роботи К. Брюллова, а також помилково зараховано його до гравюр, поданих до Ради Академії художеств на здобуття звання академіка.

30. Сама собі у своїй господі
Папір, сепія (26,5X35,8). [Пб.]. [Н. p. 21.V] 1858.
Справа внизу дата і підпис автора: 1858 \\Т . Шевченко. На звороті зліва внизу чорнилом напис: Михайли Матвиивичу Лазаревскому Большая Морская Домъ Графа Уварова, що є адресою квартири М. Лазаревського, у якого проживав Шевченко, повернувшись із заслання.
Наявність адреси Лазаревського на звороті малюнка дає підставу вважати, що він виконаний після того, як Шевченко залишив квартиру Лазаревського, тобто не раніше 21.V 1858 р. Це і є підставою для уточнення дати.
Назва встановлена на підставі авторського підпису під однойменним офортом

В літературі відомий під назвами: "Сама собі господиня в хаті" (В. Г., Картины, рисунки и офорты Шевченка, "Киевская старина", К., 1888, кн. VI, стор. 83), "Блудниця" ("Каталог малярської творчості Т. Г. Шевченка, експонованої в Галереї", X., 1934, стор. 34), "Спящая женщина" (И. Айзеншток, Судьба литературного наследства Т. Г. Шевченко, "Литературное наследство", М., 1935, № 19-20, стор. 461).

Над Дніпровою сагою
Стоїть явор меж лозою,
Меж лозою з ялиною,
З червоною калиною.

Дніпро берег риє-риє,
Яворові корінь миє.
Стоїть старий, похилився,
Мов козак той зажурився.

Що без долі, без родини
Та без вірної дружини,
І дружини, і надії
В самотині посивіє!

Явор каже: «Похилюся
Та в Дніпрові скупаюся».
Козак каже: «Погуляю
Та любую пошукаю».

А калина з ялиною
Та гнучкою лозиною,
Мов дівчаточка, із гаю
Виходжаючи, співають;

Повбирані, заквітчані
Та з таланом заручені,
Думки-гадоньки не мають,
В"ються-гнуться та співають.

74. В гаремі. Брістольський папір, акварель (24,7 × 20). 1843.
Внизу зліва червоною фарбою дата і підпис автора: 1843. Т. Шевченко. На звороті чорнилом напис: В гаремі.
У ленінградському виданні повісті Т. Г. Шевченка «Художник» вміщено репродукцію цієї акварелі з помилковим визначенням: «Копия с карт. К. П. Брюллова. /29/ 1841 - 1843 гг. Масло» (Т. Г. Шевченко, Художник, Л., 1939, між стор. 96 і 97).

32. Циганка-ворожка. Папір, акварель (26,5 × 20,7). [Пб.]. [Н. п. IX] 1841.
Справа внизу аквареллю дата і підпис автора: 1841. Шевченко.
Внизу на паспарту витиснено бронзованими буквами: Т. Schevchenko.
26 вересня 1841 р. рада Академії художеств втретє нагородила срібною медаллю другого ступеня «За успехи в художестве, доказанные представленными работами по живописи исторической и портретной» Тараса Шевченка за картину, изо-/17/бражающую цыганку...» («Т. Г. Шевченко в документах і матеріалах», К., 1950. стор. 71, № 16).
В 1841 p. ця картина була на академічній виставці в Петербурзі, про що згадує в листі до Шевченка Г. Ф. Квітка-Основ’яненко: «...читав у Литературной газете, що ваша дівчина, що через тин ворожила у циганки, продалась, та й зрадовався, бо я так і надіявся» (лист від 22 листопада 1841 p., «Киевская старина», К., 1900, сентябрь, стор. 298).
В. Толбін зазначає, що картину Шевченка, яку він називає «Цыганенок», придбав з виставки тодішній комендант Петропавловської кріпості І. М. Скобелєв.
Оцінка робіт Шевченка, представлених на річній академічній виставці 1841 p., дана Ромуальдом Подбереським («Tygodnik Petersburski», СПб., 1842, № 36).
В літературі зустрічається під назвами «Цыганенок» (В. В. Толбин, Ученики Брюллова, «Иллюстрация», 1861, № 180, стор. 75), «Цыганка» (А. Я. Конисский, Жизнь украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко, Одесса, 1898, стор. 169 та ін.), «Циганка, що ворожить руській дівчині» (В. Щурат, З життя і творчості Шевченка, Львів, 1914, стор. 8), «Цыганка, гадающая малороссиянке» (И. Айзеншток, Судьба литературного наследства Т. Г. Шевченко, «Литературное наследство», М., 1935, № 19 - 20, стор. 429), «Циганка гадає дівчині» (М. Г. Бурачек, Великий народний художник, Х., 1939, стор. 16 та ін.) та «Девушка гадает у цыганки» (І. Балясний, «Живописная Украина», Альманах Шевченкові, Одеса, 1940, стор. 162).

Ой стрічечка до стрічечки,
Мережаю три ніченьки,
Мережаю, вишиваю,
У неділю погуляю.
Ой плахотка-червчаточка
Дивуйтеся, дівчаточка,
Дивуйтеся, парубки,
Запорозькі козаки.

Ой дивуйтесь, лицяйтеся,
А з іншими вінчайтеся,
Подавані рушники...
Отаке-то, козаки!

40. Мангишлацький сад

Кольоровий папір, акварель (18,7X27,3). [Літо 1854]. Справа внизу червоною фарбою позначено: Z, трохи нижче олівцем напис: Ново-Петровскъ 54 Шевченко.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Шевченко Тараса Григорьевича

Детство и юность

Родился 25 февраля (9 марта) 1814 в селе Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии в семье Григория Ивановича Шевченко (1782-1825), крепостного крестьянина помещика П. В. Энгельгардта.

Через два года родители Тараса переселились в село Кирилловка, где он провёл всё детство. Мать его умерла в 1823 году; в том же году отец женился вторично на вдове, имевшей троих детей. Она относилась к Тарасу сурово. До 9-летнего возраста Шевченко находился на попечении природы да отчасти старшей сестры своей, Екатерины, девушки доброй и нежной. Вскоре она вышла замуж. В 1825 году, когда Шевченко шёл 12-й год, умер его отец. С этого времени начинается тяжёлая кочевая жизнь беспризорного ребёнка, сначала у учителя-дьячка, затем у соседних «маляров» (то есть художников). Одно время Шевченко был пастухом овец, затем служил у местного священника погонычем. В школе учителя-дьячка Шевченко выучился грамоте, а у маляров познакомился с элементарными приёмами рисования. На шестнадцатом году жизни, в 1829 году, он попал в число прислуги помещика Энгельгардта, сначала в роли поварёнка, затем казачка. Страсть к живописи не покидала его.

Заметив способности Тараса, в период пребывания в Вильне, Энгельгардт отдал Шевченко в обучение преподавателю Виленского университета портретисту Яну Рустему. В Вильне Шевченко пробыл около полутора лет, а с переездом в начале 1831 года в Санкт-Петербург, Энгельгардт, намереваясь сделать из своего крепостного домашнего живописца послал его в 1832 году в обучение к «разных живописных дел цеховому мастеру» В. Ширяеву.

В 1836 году, срисовывая статуи в Летнем саду, Шевченко познакомился со своим земляком, художником И. М. Сошенко, который, посоветовавшись с украинским писателем Е. Гребенкой, представил Тараса конференц-секретарю Академии художеств В. И. Григоровичу, художникам А. Венецианову и К. Брюллову, поэту В. Жуковскому. Симпатия к юноше и признание одарённости малороссийского крепостного со стороны выдающихся деятелей русской культуры сыграли решающую роль в деле выкупа его из неволи. Далеко не сразу удалось уговорить Энгельгардта: апелляция к гуманизму успеха не имела. Личное ходатайство прославленного академика живописи Карла Брюллова только утвердило помещика в его желании не продешевить. Брюллов сообщил друзьям, «что это самая крупная свинья в торжковских туфлях» и просил Сошенко побывать у этой «амфибии» и сговориться о цене выкупа. Сошенко перепоручил это непростое дело профессору Венецианову, как человеку, принятому при императорском дворе, но даже авторитет придворного художника делу не помог.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Забота о нём лучших представителей русского искусства и литературы трогала и обнадёживала Шевченко, но затянувшиеся переговоры с его хозяином, повергали Тараса в уныние. Узнав об очередном отказе, Шевченко явился к Сошенко в отчаянном настроении. Кляня судьбу, он угрожал отомстить помещику и в таком состоянии ушёл. Сошенко встревожился и желая избежать большой беды, предложил друзьям действовать без промедления. Было решено предложить Энгельгардту небывалую для выкупа крепостного сумму.

Шевченко писал в своей автобиографии:

"Сговорившись предварительно с моим помещиком, Жуковский просил Брюллова написать с него портрет, с целью разыграть его в частной лотерее. Великий Брюллов тотчас согласился, и портрет у него был готов. Жуковский, с помощью графа Виельгорского, устроил лотерею в 2500 рублей, и этой ценой была куплена моя свобода 22 апреля 1838 года ".

В знак особого уважения и глубокой признательности к Жуковскому, Шевченко посвятил ему одно из наиболее крупных своих произведений: «Катерина». В том же году Тарас Шевченко поступил в Академию художеств, где стал учеником и товарищем К. П. Брюллова.

1840-е годы

Годы 1840-1847 - лучшие в жизни Шевченко. В этот период расцвело его поэтическое дарование. В 1840 году вышел под названием «Кобзарь» небольшой сборник его стихотворений; в 1842 году вышли «Гайдамаки» - самое крупное его поэтическое произведение. В 1843 году Шевченко получил степень свободного художника; в том же году, путешествуя по Украине, познакомился с княжной В. Н. Репниной, женщиной доброй и умной, испытывавшей впоследствии, во время ссылки Шевченко, самые тёплые чувства к нему. В первой половине 1840-х годов вышли «Перебендя», «Тополя», «Катерина», «Наймичка», «Хусточка» - крупные художественные произведения.

Петербургская критика и даже Белинский не понимали и осуждали украинскую национальную литературу вообще, Шевченко - в особенности, усматривая в его поэзии узкий провинциализм; но Украина быстро оценила Шевченко, что выразилось в тёплых приёмах Шевченко во время его путешествия в 1845-1847 гг. по Черниговской и Киевской губерниям. По поводу отзывов критики Шевченко писал:

"Нехай буду мужицький поет, аби тільки поет; то мені більше нічого і не треба ".

«Катерина», 1842 год, масло. Единственная сохранившаяся написанная маслом картина академического периода. Картина создана на тему одноимённой поэмы Шевченко. Художник стремился, чтобы картина была ясной и понятной, побуждала сочувствие. Шевченко одним из первых в искусстве классицизма изображает беременную женщину, обобщая образ своей героини до уровня некоего символа, говорящего о метаисторической судьбе целой нации. Хотя Шевченко ещё не отошёл от академизма в построении композиции, изображении человеческих фигур и пейзажа в этом произведении, идейная направленность картины делает её настоящей вехой в развитии критического реализма в украинском искусстве.

Пребывание в Оренбургском крае

Ко времени пребывания Шевченко в Киеве в 1846 года относится сближение его с Н. И. Костомаровым. В том же году Шевченко стал поклонником формировавшегося тогда в Киеве Кирилло-Мефодиевского общества, состоявшего из молодых людей, интересовавшихся развитием славянских народностей, в частности украинской. Участники этого кружка, в числе 10 человек, были арестованы, обвинены в составлении политического общества и понесли разные кары, причём больше всего досталось Шевченко за его нелегальные стихотворения: по рекрутской повинности он был направлен рядовым, на военную службу, в Оренбургский край (территория современных Оренбургской области (Россия) и Мангистауской области Казахстана), с запретом писать и рисовать.

Эпиграмма на императрицу (издевательский кивок на её физический недостаток, появившийся после восстания декабристов) сыграла в судьбе Тараса весьма прискорбную роль. От нервных переживаний и из-за боязни за собственную жизнь и жизни детей императрица заработала нервный срыв и до конца жизни у неё был нервный тик. Император, лично прочитал поэму «Сон», предоставленную ему Третьим отделением. По свидетельству Белинского, «читая пасквиль на себя, государь хохотал», а рассвирепел только дойдя «до пасквиля на императрицу». «Допустим, он имел причины быть недовольным мною и ненавидеть меня, - заметил Николай, - но её же за что? ».

Орская крепость, куда сначала попал рекрут Шевченко, представляла грустное и пустынное захолустье. «Редко , - писал Шевченко, - можно встретить подобную бесхарактерную местность. Плоско и плоско. Местоположение грустное, однообразное, тощие речки Урал и Орь, обнажённые серые горы и бесконечная Киргизская степь… » «Все прежние мои страдания, - говорит Шевченко в другом письме 1847 года, - в сравнении с настоящими были детские слёзы. Горько, невыносимо горько». Для Шевченко был очень тягостен запрет писать и рисовать; особенно удручал его суровый запрет рисовать. Не зная лично Гоголя, Шевченко решился написать ему «по праву малороссийского виршеплёта», в надежде на украинские симпатии Гоголя. «Я теперь, как падающий в бездну, готов за всё ухватиться - ужасна безнадёжность! Так ужасна, что одна только христианская философия может бороться с ней». Шевченко послал Жуковскому трогательное письмо с просьбой об исходатайствовании ему только одной милости - права рисовать. В этом смысле за Шевченко хлопотали граф Гудович и граф А. Толстой; но помочь Шевченко оказалось невозможным. Обращался Шевченко с просьбой и к начальнику III отделения генералу Дубельту, писал, что кисть его никогда не грешила и не будет грешить в смысле политическом, но ничего не помогало.

Запрещение рисовать не было снято до самого его освобождения. Некоторое утешение дало ему участие в экспедиции по изучению Аральского моря в 1848 и 1849 годах; благодаря гуманному отношению к ссыльному генерала Обручева и в особенности лейтенанта Бутакова, Шевченко позволено было срисовывать виды Аральского побережья и местные народные типы. Но эта снисходительность вскоре стала известна в Петербурге; Обручев и Бутаков получили выговор, и Шевченко сослан в новую пустынную трущобу, Новопетровское, с повторением воспрещения рисовать. В ссылке Шевченко близко сошёлся с некоторыми образованными ссыльными поляками - З. Сераковским, Бр. Залесским, Э. Желиховским (Антоний Сова), что содействовало укреплению в нём идеи «слияния единоплеменных братьев».

Находился в Новопетровском с 17 октября 1850 года по 2 августа 1857 года, то есть до своего освобождения. Первые три года пребывания в «смердячей казарме» были для него тягостны; затем пошли разные облегчения, благодаря, главным образом, доброте коменданта Ускова и его жены, которые полюбили Шевченко за его мягкий характер и привязанность к их детям. Не имея возможности рисовать, Шевченко занимался лепкой, пробовал заниматься фотографией, которая, однако, стоила в то время очень дорого. В Новопетровском Шевченко написал несколько повестей на русском языке - «Княгиня», «Художник», «Близнецы», заключающих в себе много автобиографических подробностей (изданных впоследствии «Киевской стариной»).

Петербургский период

Освобождение Шевченко состоялось в 1857 году благодаря настойчивым за него ходатайствам вице-президента Академии художеств графа Ф. П. Толстого и его супруги графини А. И. Толстой. С продолжительными остановками в Астрахани и Нижнем Новгороде Шевченко вернулся по Волге в Петербург и здесь на свободе предался поэзии и искусству. Тяжёлые годы ссылки в связи с укоренившимся в Новопетровском алкоголизмом привели к быстрому ослаблению здоровья и таланта. Попытка устроить ему семейный очаг (актриса Пиунова, крестьянки Харита и Лукерья) не имели успеха. Проживая в Петербурге (с 27 марта 1858 года до июня 1859года), Шевченко был дружески принят в семье графа Ф. П. Толстого. Жизнь Шевченко этого времени хорошо известна по его «Дневнику» (с 12 июня 1857 года по 13 июля 1858 года Шевченко вел личный дневник на русском языке). В 1859 году Шевченко побывал на родине. Тут у него возникла мысль купить себе усадьбу над Днепром. Было выбрано красивое место под Каневом. Шевченко усиленно хлопотал о приобретении, но поселиться тут ему не пришлось: он был тут похоронен, и место это стало объектом паломничества для всех почитателей его памяти. Отвлекаемый многочисленными литературными и художественными знакомствами, Шевченко в последние годы мало писал и мало рисовал. Почти всё своё время, свободное от званых обедов и вечеров, Шевченко отдавал гравированию, которым тогда сильно увлекался.

В апреле 1859 года Шевченко, представляя некоторые из своих гравюр на усмотрение совета Академии художеств, просил удостоить его звания академика или задать программу на получение этого звания. Совет 16 апреля постановил признать его «назначенным в академики и задать программу на звание академика по гравированию на меди». 2 сентября 1860 года, наряду с живописцами А. Бейдеманом, Ив. Борниковым, В. Пукиревым и др., ему была присуждена степень академика по гравированию «в уважение искусства и познаний в художествах».

Незадолго до кончины Шевченко взялся за составление школьных учебников для народа на украинском языке.

Скончался в Санкт-Петербурге 26 февраля (10 марта) 1861 года от водянки, вызванной, по мнению историка Н. И. Костомарова, видавшего его пьющим, но всего лишь один раз пьяным, «неумеренным употреблением горячих напитков».

Похоронные речи напечатаны в костомаровской «Основе» за март 1861 года.