Ночь (Маяковский Владимир Стихи). Маяковский ночь анализ стихотворения Синие тоги

В 1917 году в творчестве В. В. Маяковского еще не доминировали революционные идеи, и в своих произведениях он провозглашал полный отказ от привычных поэтических образов. Ночь всегда вызывала у поэтов неоднозначные чувства. Для некоторых она была притягательна и хранила множество тайн. Другие считали, что это пора сомнений и страхов, рассеивающихся с наступлением утра. В стихотворении Маяковского "Ночь", анализ которого представлен ниже, это время суток олицетворяет человеческие пороки, притворство. В нем описывается город, в котором все люди жаждут власти и богатства.

Направление произведения

В анализе "Ночи" Маяковского нужно обязательно отметить, что произведение относится к популярному тогда направлению футуризму. Его поклонники противопоставляли свое творчество приверженцам классицизма. Они возвели в абсолют образность слова, иногда даже пренебрегая его смысловой составляющей.

Маяковскому импонировала экспрессия футуристов, но их стиль он считал неподходящим для написания лирических стихотворений. Хотя яркость и некую эпатажность образов в описываемом стихотворении можно наблюдать.

Образ игорного дома

Делая анализ "Ночи" Маяковского, нужно раскрыть один из важных образов стихотворения - игорный дом. Это символ праздности, разврата городских жителей, любителей легких денег. Для таких людей ночь - это не загадочное время суток, когда можно задуматься о смысле бытия.

Для них это время, когда можно попытаться стать богаче, когда можно притворяться и быть тем, кем хочется. Как же читатель может понять, что речь идет об игорном доме? Строка "в зеленый бросали горстями дукаты" подразумевает сукно, а дукаты - это монеты или фишки, которые игроки получали, сделав нужную ставку.

Многие непонятные на первый взгляд эпитеты подчеркивают названный образ. Например, под "синими тогами" поэт мог иметь в виду то, что все административные здания и другие учреждения, работающие днем, закрывались в ночное время, уступая места увеселительным заведениям.

Возможно, что под игорным домом поэт имел в виду не казино, а сравнение ночи с притворством, некой игрой. Люди, отправляясь развлекаться, надевали маски и праздно проводили время, не пытаясь увидеть и понять красоту ночного времени суток.

Образ толпы

Также в анализе "Ночи" Маяковского следует отметить, что не менее важным образом является толпа. Ее поэт сравнивает с "пестрошерстой быстрой кошкой". Ночью развлекались богатые слои населения, дельцы и другие представители буржуазии.

Понятие пестрошерстости создает впечатление праздных людей, готовых веселиться всю ночь. Таким личностям ничего не нужно, кроме денег, они тщеславны, они фальшивы. Люди стремятся взять себе побольше с этого притворного праздника счастья.

Главная тема стихотворения

В анализе "Ночи" Маяковского главная тема - это одиночество поэта среди разгульной толпы. Лирический герой отмечает, что на городских улицах уже главенствует не таинственная и прекрасная ночь, а наступает время разврата и притворства. Но не нужно забывать, что такой она стала лишь из-за людей.

Герой понимает все это, но не находит среди пестрой толпы единомышленников. Общество пришло в упадок, и никто этого не замечает. И поэтому герой чувствует себя беспомощным, и даже фонари для него не способны рассеять ночной сумрак.

Но он не оставляет попыток достучаться до толпы, надеясь увидеть, что хоть кто-то осознает упадок общества. Увы, людям неинтересны его размышления, они не хотят усложнять себе жизнь. Они продолжают безудержно веселиться, не замечая героя.

Другие характеристики произведения

В анализе стиха Маяковского "Ночь" нужно отметить, что большую роль здесь играют художественные средства выразительности. Поэт использует яркие эпитеты, метафоры и необычные сравнения, которые не всегда понятны читателям. Но это соответствует футуристическому направлению.

Стихотворение написано дактилем, трехсложной стопой, в которой ударным является первый слог. - перекрестный. Это основные характеристики звуко-ритмической структуры произведения.

В стихотворении поэт описывает ночной город, его причудливый пейзаж. В отличие от приверженцев классицизма, для него ночь не была источником вдохновения и восхищения. Владимир Владимирович видел, как многие степенные и уважаемые люди с наступлением тьмы становятся другими - теми, кому нужны только деньги и развлечения.

Кстати, интересно и то, что образ арапа - это не просто дополнение к облику ночного города. В то время казино часто нанимали темнокожих людей как швейцаров, чтобы привлечь больше публики.

В кратком анализе "Ночи" Маяковского нельзя не упомянуть и о том, что в стихотворении еще нет смелых экспериментов с рифмами и образами, присущих поэту, но строки отличаются динамичностью. А экспрессия и непонятные метафоры добавляют произведению особенной выразительностью, свойственной футуристам. В то же время поэт старался, чтобы смысловая составляющая не терялась.

Багровый и белый отброшен и скомкан,

в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно

увидеть на зданиях синие тоги.

И раньше бегущим, как желтые раны,

огни обручали браслетами ноги.

Толпа - пестрошерстая быстрая кошка -

плыла, изгибаясь, дверями влекома;

каждый хотел протащить хоть немножко

громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,

в глаза им улыбку протиснул, пугая

ударами в жесть, хохотали арапы,

над лбом расцветивши крыло попугая.

Ранний Маяковский - это поэт города. Пейзаж в его стихах - это почти всегда городской пейзаж. Но «адище города» (название его стихотворения 1913 года) и «крохотные... адки» - лишь частные образы общего неблагополучного, катастрофичного мира, открывающегося поэту. Город Маяковского явился из мертвого хаоса, он отторгает и уничтожает человека.

Тема города стала центральной и в стихотворении «Ночь». С первых его строк чувствуется, что их создавал не только поэт, владеющий поэтическим языком, но и живописец, владеющий кистью и колоритом:

Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно увидеть на зданиях синие тоги...

Зрительные впечатления наблюдательного живописца лежат в основе построчных цветовых образов. Охваченные взглядом окна и двери, бульвары и площади, здания и плывущая людская толпа - все расцвечено неожиданными, но «говорящими» красками, создающими картину переменчивой ночной жизни большого города. Краски, предметы здесь - все в действии, движении, изменении. Они либо только что изменили цвет (небо потемнело, закат погас - «багровый и белый отброшен...»), либо находятся в процессе изменения («толпа... плыла, изгибаясь...»), либо оказываются объектом чьей-то воли («толпа... дверями влекома»). Город прочувствован автором в своем механическом, пестром и бездуховном существовании. И это становится источником меланхолического, печального жизнеощущения лирического героя.

В стихотворении практически нет словесных новаций и экспериментов, нет и какой-либо необычной, бросающейся в глаза рифмовки. Но здесь уже есть то, что станет определяющим в поэтике Маяковского: зримая конкретность, красочность и динамичность образов, метафорическая насыщенность, объемность и многозначность метафор («в зеленый бросали горстями дукаты» - это и зелень бульваров в золоте загорающихся уличных фонарей и зелень ломберных игральных столов, к которым влечется толпа, и т. п.), фактурная плотность, крепость, «сбитость» стиха.

Работая над стихотворением «Ночь», Маяковский еще не подвержен влиянию революционных идей 1917 года. В творчестве этого периода все больше пессимистических нот. Если любовь – то несчастная и раздирающая душу, если город – то только порочный, жестокий и злой. Он, как демон, забирает душу человека, отдавая взамен разврат, соблазн богатства и власти. Стихотворение «Ночь» описывает именно такой город.

Анализ стихотворения «Ночь»: темы и образы

Стихотворение состоит всего из четырех строф. Но каждый из них раскрывает отдельную тему. В первом ярко выражены тенденции городской лирики поэта. Перед нами ночь во всем ее ожесточении. На улицах и площадях, увы, не господствует величественная тьма, которая так восхищала предшественников автора. Она пала под гнетом ночного разврата, развлечений и иллюзии счастливой веселой жизни. Но ночь – это всего лишь время суток. Жестокой и коварной ее сделал город.

Главный герой, как будто единственный, замечает упадок этого общества. Он одинок в своих рассуждениях. Союзников нет, остались одни палачи.

Кажется, будто он находится в вечном плену. Даже свет фонарей для него не освещает мрак, а сковывает ноги в кандалы. Это второй абзац и отдельная тема – тема собственной несвободы, тема безвыходности и потери самого себя.

Но кто окружает этого одинокого человека? Толпа. В ней уже не люди, а нелюди, отдавшие собственные души соблазну и городскому разврату и превратившиеся в нечто единое и серое без собственного «Я». Герой сравнивает толпу с «пестрошерстой быстрой кошкой», которая издает неестественный смех и неистовствует под звуки карнавала. А карнавал так удобен для каждого в этой толпе: он позволяет скрыться под маской и не показывать истинных чувств, лиц, души.

Наконец, четвертая строфа стихотворения. В ней откровение поэта, его признание собственного одиночества и душераздирающей печали. Он стремится достучаться до каждого, разглядеть массу людей. Но «серой кошке» не нужен тот, кто не согласен жить по суровым законам города. Толпа продолжает веселье и смех, не замечая живой души. Герой понимает, что он совершенно один. Он хочет скрыться, убежать от хохочущих масок, но прекрасно понимает, что бегство бессмысленно. «Эпидемией» охвачен весь город. Итак, еще одна тема, которую пытается раскрыть поэт, - это тема собственного «Я», точнее, его ничтожности.

К слову, бунт Владимира Маяковского против серости и безвестности отражался не только в творчестве. Поэт и в жизни старался заглянуть в лицо толпе: вел себя вызывающе и экстравагантно (носил яркие наряды, не соответствующие моде, озвучивал неприличные и дерзкие рифмы собственного сочинения). Именно таким его знали современники - литературным хулиганом в желтой кофте.

Анализ стихотворения Маяковского «Ночь»: композиция

  • Рифмовка: перекрестная (АВАВ), когда в пары объединены четные и нечетные строки.
  • Стихотворный размер - дактиль. Рифмовка «Ночи» представляет трёхсложную стопу, где ударение падает на первый слог.
  • Особенности построения стихотворения. В произведении автор использует:
    • эпитеты (багровы и белый);
    • метафоры (черным ладоням сбежавшихся окон);
    • сравнения (как желтые раны, огни).

Так выглядит один из вариантов анализа стихотворения "Ночь". Эта трактовка произведения поможет на семинаре по литературе, в написании сочинения или расширит границы понимания творчества Владимира Маяковского.

Ночь – время тайн и страхов. В какой-то степени это отголосок верований древних людей, которые, провожая солнце за горизонт, не были уверены в том, что оно появится из-за горизонта вновь. Не случайно Федор Тютчев , поэт XIX века, ночь с бездной, полной страхов, а день – с «золототканым покровом». Для поэтов-модернистов ХХ века ночь была очень притягательна. Например, в раннем творчестве Владимира Маяковского есть свое стихотворение «Ночь» (1912), об анализе которого и пойдет речь далее.

Что такое ночь для романтика? Время свиданий, время любви. Но для Маяковского ночь – это, скорее, время человеческих страстей и не только любовных. Начинается стихотворение «Ночь», как многие другие его стихи, вполне эпатажно. Первое четверостишие содержит почти одни эпитеты. Только к чему они относятся, остается загадкой. Например, «багровый и белый отброшен и скомкан» . О чем это? Можно предположить, что это день - контрастное с ночью время суток. Белый день и багровый закат вполне сочетаются друг с другом, а «отброшен и скомкан» день, разумеется, ночью, ведь небо темнеет неравномерно, что и вызывает подобную ассоциацию.

Однако следующая строка до сих пор рождает споры:

В зеленый бросали горстями дукаты …

Кто-то представляет небо, начинающее темнеть и как бы зеленеть, а дукаты должны напоминать о звездах, появлявшихся горстями. Но есть и те, кто проводит параллель с зеленым сукном игрового стола, куда богатые люди щедро бросали золотые монеты в надежде обогатиться не обременительным для себя способом. Этот образ игрового дома , казино дополняют и «горящие желтые карты» , которые раздали «черным ладоням сбежавшихся окон» .

Так возникает атмосфера чего-то запретного, доступного не каждому. Ведь большинство официальных зданий уже закрыто, на них наброшены «синие тоги» - одежда священников, по крайней мере, именно в таком цветовом исполнении. Увеселительные заведения раскрывали свои двери для страждущих, а они, как можно догадаться, имели возможность отоспаться позже, когда другие уже оправлялись на службу. В свое время это была аристократия, которая еще со времен «Евгения Онегина» «полночь в утро обратя», могла позволить себе веселиться всю ночь, чтобы днем отдыхать.

Однако в начале ХХ века такую богемную жизнь вели и другие сословия: буржуа, промышленники, биржевые маклеры. Не случайно для всех этих героев автор выбирает интересный образ – «толпа – пестрошерстая быстрая кошка» . Толпа, вливающаяся в двери очередного ресторана или казино, напоминает герою гибкую, изворотливую кошку, которая всегда падает на лапы.

Такой образ даже симпатичен: неологизм «пестрошерстая» создает в воображении читателя яркую картину. Хотя речь и идет о толпе, она не воспринимается враждебно, ведь «каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома» . Позже в стихотворении «Нате!» появится другой образ толпы - агрессивный, страшный, отвратительный: «стоглавая вошь» , ощетинившая ножки. Толпа-вошь пугает, а толпа-кошка вызывает желание погладить. Толпа-вошь – огромное чудовище, а толпа-кошка как будто распадается на множество мягких и пушистых зверьков. Возможно, поэтому герой представил себе их «зовущие лапы» и «в глаза им улыбку притиснул» . Но зрительный и телесный контакт прерван «ударами в жесть» хохочущих арапов.

Мозаика ночного города у Маяковского весьма причудлива. Казалось бы, откуда взяться арапам в ночном городе? Но ведь еще героиня пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлёстова хвасталась своей арапкой-девкой. А это начало XIX века. В ХХ веке увидеть чернокожего человека на улице крупного города было делом обычным. Поэтому многие владельцы ресторанов или казино использовали их в качестве швейцаров у входа в свое заведение. Те привлекали публику не только своим необычным для европейца видом, но и соответствующим антуражем: красный костюм с золотыми позументами, шапочка с яркими перьями попугая, национальные инструменты.

Эта футуристическая картина ночного города позволяет в очередной раз посочувствовать герою ранней лирики Маяковского: он одинок и ощущает себя чужим на этом празднике жизни.

Самосадкина Екатерина

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского

В 1917 году в творчестве В. В. Маяковского еще не доминировали революционные идеи, и в своих произведениях он провозглашал полный отказ от привычных поэтических образов. Ночь всегда вызывала у поэтов неоднозначные чувства. Для некоторых она была притягательна и хранила множество тайн. Другие считали, что это пора сомнений и страхов, рассеивающихся с наступлением утра. В стихотворении Маяковского "Ночь", анализ которого представлен ниже, это время суток олицетворяет человеческие пороки, притворство. В нем описывается город, в котором все люди жаждут власти и богатства.

Направление произведения

В анализе "Ночи" Маяковского нужно обязательно отметить, что произведение относится к популярному тогда направлению футуризму. Его поклонники противопоставляли свое творчество приверженцам классицизма. Они возвели в абсолют образность слова, иногда даже пренебрегая его смысловой составляющей.

Маяковскому импонировала экспрессия футуристов, но их стиль он считал неподходящим для написания лирических стихотворений. Хотя яркость и некую эпатажность образов в описываемом стихотворении можно наблюдать.

Образ игорного дома

Делая анализ "Ночи" Маяковского, нужно раскрыть один из важных образов стихотворения - игорный дом. Это символ праздности, разврата городских жителей, любителей легких денег. Для таких людей ночь - это не загадочное время суток, когда можно задуматься о смысле бытия.

Для них это время, когда можно попытаться стать богаче, когда можно притворяться и быть тем, кем хочется. Как же читатель может понять, что речь идет об игорном доме? Строка "в зеленый бросали горстями дукаты" подразумевает сукно, а дукаты - это монеты или фишки, которые игроки получали, сделав нужную ставку.

Многие непонятные на первый взгляд эпитеты подчеркивают названный образ. Например, под "синими тогами" поэт мог иметь в виду то, что все административные здания и другие учреждения, работающие днем, закрывались в ночное время, уступая места увеселительным заведениям.

Возможно, что под игорным домом поэт имел в виду не казино, а сравнение ночи с притворством, некой игрой. Люди, отправляясь развлекаться, надевали маски и праздно проводили время, не пытаясь увидеть и понять красоту ночного времени суток.

Образ толпы

Также в анализе "Ночи" Маяковского следует отметить, что не менее важным образом является толпа. Ее поэт сравнивает с "пестрошерстой быстрой кошкой". Ночью развлекались богатые слои населения, дельцы и другие представители буржуазии.

Понятие пестрошерстости создает впечатление праздных людей, готовых веселиться всю ночь. Таким личностям ничего не нужно, кроме денег, они тщеславны, они фальшивы. Люди стремятся взять себе побольше с этого притворного праздника счастья.

Главная тема стихотворения

В анализе "Ночи" Маяковского главная тема - это одиночество поэта среди разгульной толпы. Лирический герой отмечает, что на городских улицах уже главенствует не таинственная и прекрасная ночь, а наступает время разврата и притворства. Но не нужно забывать, что такой она стала лишь из-за людей.

Герой понимает все это, но не находит среди пестрой толпы единомышленников. Общество пришло в упадок, и никто этого не замечает. И поэтому герой чувствует себя беспомощным, и даже фонари для него не способны рассеять ночной сумрак.

Но он не оставляет попыток достучаться до толпы, надеясь увидеть, что хоть кто-то осознает упадок общества. Увы, людям неинтересны его размышления, они не хотят усложнять себе жизнь. Они продолжают безудержно веселиться, не замечая героя.

Другие характеристики произведения

В анализе стиха Маяковского "Ночь" нужно отметить, что большую роль здесь играют художественные средства выразительности. Поэт использует яркие эпитеты, метафоры и необычные сравнения, которые не всегда понятны читателям. Но это соответствует футуристическому направлению.

Стихотворение написано дактилем, трехсложной стопой, в которой ударным является первый слог. Способ рифмования - перекрестный. Это основные характеристики звуко-ритмической структуры произведения.

В стихотворении поэт описывает ночной город, его причудливый пейзаж. В отличие от приверженцев классицизма, для него ночь не была источником вдохновения и восхищения. Владимир Владимирович видел, как многие степенные и уважаемые люди с наступлением тьмы становятся другими - теми, кому нужны только деньги и развлечения.

Кстати, интересно и то, что образ арапа - это не просто дополнение к облику ночного города. В то время казино часто нанимали темнокожих людей как швейцаров, чтобы привлечь больше публики.

В кратком анализе "Ночи" Маяковского нельзя не упомянуть и о том, что в стихотворении еще нет смелых экспериментов с рифмами и образами, присущих поэту, но строки отличаются динамичностью. А экспрессия и непонятные метафоры добавляют произведению особенной выразительностью, свойственной футуристам. В то же время поэт старался, чтобы смысловая составляющая не терялась.