Живопись Средневековья: тенденции и веяния, картины, художники. Почему младенцы на средневековых картинах выглядят как кошмарные мужички и как они стали красивыми в эпоху ренессанса Средневековые художники просто плохо рисовали

В эпоху средневековья достижения реалистического ис­кусства были преданы забвению. Художники не знали ни тех принципов построения изображения на плоскости, которыми пользовались великие мастера Древней Греции, ни достижений в области методики обучения, с помощью которых те воспитывали замечательных рисовальщиков и живописцев. Безвозвратно погибли драгоценные руко­писи - теоретические труды великих художников, а также многие прославленные произведения, которые могли слу­жить образцами. Один из виднейших художников-гуманис­тов эпохи Возрождения - Гиберти - писал по этому поводу: «Итак, во времена императора Константина и папы Силь­вестра взяла верх христианская вера. Идолопоклонство подвергалось величайшим гонениям, все статуи и картины самого совершенства были разбиты и уничтожены. Так вместе со статуями и картинами погибли свитки и записи, чертежи и правила, которые Давали наставления столь возвышенному и тонкому искусству»45.

Начиная со времен императоров Рима и до блистатель­ной эпохи Возрождения метод обучения рисунку сущест­вует без своей мудрой наставницы - науки. Основой обу­чения считается механическое копирование образцов, а не рисование с натуры.

Живописцы первых веков христианства еще пользова­лись художественными формами античной живописи. Иногда они заимствовали от последней и сюжет, если представлялась возмож­ность согласовать старые темы с догмами новой веры, как, например, в изображе­нии Орфея (рис. 35). В этом случае мы видим реальную передачу форм предметов, соблюдение пропорций че­ловеческого тела. Когда же художник средневековья на­чинает работать самостоя­тельно, рисунок теряет прав­доподобие, в изображениях человеческих фигур появля­ются нарушения пропор­ций, анатомические законо­мерности строения фигуры игнорируются полностью (рис.36, 37).

35. Орфей. Псалтырь X века

Заимствование Греко - римских форм, методов и прие­мов рисования длилось очень недолго. За короткий срок были забыты и растеряны традиции реалистического искусства, рисунок стал ус­ловным и схематичным.

Профессор М. В. Алпатов пишет: «В сравнении с ан­тичным рельефом... роман­ские рельефы кажутся дет­ским лепетом. Мы видим большеголовые тела, огром­ные руки, странных человеко­подобных животных»

Великие мастера Греции стремились к реальному изоб­ражению природы, художни­ки средневековья, подчи­няясь церковным догмам, отошли от реального мира к творчеству отвлеченному и мистическому. Вместо пре­лестной наготы человеческо­го тела, которая вдохновляла и учила греческих художни­ков, появились тяжелые, строгие и угловатые драпи­ровки, отвлекавшие художников от изучения анатомии. Пренебрегая земной жизнью и заботясь лишь о загробной, церковники считали стремле­ние к познанию источником греха. Научное познание мира они осуждали, а всякую попытку обосновать наблюдения природы пресекали.

36. Миниатюра XII века.

Папа Пас­халий II вручает Генриху V царскую утварь.

Император­ская хроника 1113 года

Идеологи средневекового изобразительного искусства отвергали реалистические тенденции не потому, что они были против реальной трактовки образов, а потому, что реалистически переданная натура вызывала «земное» чув­ство у зрителя. Правдоподобное изображение формы ре­ального мира вселяло радость в душу зрителя, а это шло вразрез с религиозной философией. Когда же реальная трактовка формы, доходившая иногда до натуралистиче­ской иллюзорности, отвечала религиозному сюжету, она бывала принята церковью благосклонно. Мы знаем немало произведений средневековья, которые отличают реалистиче­ские черты. Они напоминают образы людей той эпохи.

Неправильно было бы думать, что художники средне­вековья вообще избегали натуры и никогда не пытались точно передать ее. Известно значительное число скульптурных произведений, где не только ярко переданы реаль­ные черты людей, но и вдохновенно (порой натуралисти­чески) исполнены портреты современников. Однако эти скульптуры не могут быть поставлены рядом с замечатель­ными творениями ваятелей Древней Греции и тем более эпохи Возрождения.

В чем же отличие? Может быть, художники средневе­ковья не обладали достаточным талантом, чтобы создавать реалистические полотна и скульптуры? Нет, до нас дошло много прекрасных произведений искусства этого времени, где талант автора выражен достаточно ярко. Дело в другом. Произведения античности и эпохи Возрождения говорят о большой художественной культуре, о серьезной теорети­ческой подготовке авторов. Это и позволяло им убедитель­но передавать натуру. Когда же мы рассматриваем работы художников средневековья - здесь налицо только внима­тельный и талантливый глаз художника.

Одна из попыток теоретически обосновать закономер­ности построения в рисунке различных форм предметов принадлежит Виллару де Оннекуру (рис. 38-40). Однако здесь мы видим, что художник идет не от закономернос­тей строения форм приро­ды к рисунку, а наоборот, от рисунка к отвлеченным математическим расчетам. В данном случае Виллара де Оннекура интересовал не сам рисунок как таковой и
правила его построения, а специфические задачи архи­тектора - строителя. М. В. Ал­патов пишет: «В построе­нии каждой готической статуи, витражной компо­зиции, рельефа неизменно проскальзывает забота о том, чтобы они были связаны с тем стройным целым, кото­рое образует готический собор. В записных книжках Виллара де Оннекура эта мысль ясно проглядывает в настойчивости, с кото­рой он пытается обрисовать различные предметы - фигуру и лицо человека или очертаний животных – строго геометрическими формами. В некоторых слу­чаях это ему удавалось луч­ше, в других случаях прихо­дилось насиловать приро­ду. Возможно, что готиче­ских мастеров вдохновляло на эти поиски геометри­ческой закономерности ка­балистика чисел, вера в та­инственное значение тре­угольника и круга».

37. Миниатюра XII века.

Генрих IV на троне.

Экхардова хроника 1113 года

Если во времена античнос­ти и в эпоху Ренессанса поч­ти каждый художник счи­тал своим долгом делать обоб­щения, давать научное обоснование каждому поло­жению своего искусства, то большинство художни­ков средневековья не заду­мывались над подобными проблемами. Кроме того, средневековое искусство и не требовало единых канонизи­рованных норм.

По сравнению со средне­вековым западноевропей­ским искусством визан­тийское искусство отлича­лось большей степенью канонизации в рисунке и композиции, в особеннос­ти при изображении чело­века (святых), а это налагало свои особенности и на мето­дику обучения. «Чтобы обеспечить стабильность иконографии, средневеко­вое искусство как на Вос­токе, так и на Западе созда­ло свою особую методику художественного труда. Сред­невековые художники рабо­тали не с натуры, а по образцам (на Западе такой образец назывался exemplum). Образцы, обычно сшивавшиеся в тетради, пред­ставляли собой контурные зарисовки композиций раз­личных церковных сюже­тов, отдельных фигур, мо­тивов драпировок и т. д. На них ориентировались при выполнении как стен­ных росписей, так и произ­ведений станковой живопи­си, они содействовали тому, о чем так беспокоился Семеон Солунский, когда он писал: „Изображай крас­ками согласно преданию. Это есть живопись истин­ная, как писание в кни­гах..." Именно образцы по­могали писать «согласно преданию», которое охраня­ло средневековую иконо­графию от вторжения смелых новшеств. И на примере ви­зантийского искусства особенно наглядно дает о себе знать «охранительное» начало образца, направлявшего творческую мысль художника в прокрустово ложе тра­диции».

Ни одно подобное руководство для молодых художников того времени не сохранилось. Об их характере мы можем получить представление по более поздним источникам: «Ерминия» (или «Иерусалимская рукопись», после 1566 го­да) и «Ерминия, или Наставление в живописном искусст­ве», составленная афонским монахом Дионисием из Фурны (Фурнаграфиотом) между 1701и 1745 годами.

Хотя «Наставление...» Дионисия Фурнаграфиота было написано в XVIII веке, оно отражает педагогическую прак­тику византийской школы, традиции которой сохранились на Афоне и после гибели Византии. Как и в большинстве средневековых сочинений об искусстве, в «Ерминии» много богословских отступлений, но, как писал В. Н. Лазарев, «отбрасывая эту теологическую оболочку, читатель без тру­да найдет в „Ерминии" множество интереснейших фактов, непосредственно относящихся к ремеслу живописца. Здесь и наставления о том, как делать копию, и рецепты при­готовления углей, кистей, клея, гипса для грунтовки, и подробные разъяснения, о способе писания ликов и одежд, и рассуждения о пропорциях человеческой фигуры, и цен­ные указания фрескистам об изготовлении извести, и мно­гое другое».


38. Виллар де Оннекур.

39. Виллар де Оннекур.

Рисунок из записной книжки. XIII век

40. Виллар де Оннекур.

Рисунок из записной книжки.XIII век

Как уже отмечалось, навыки в рисовании византийские мастера приобретали методом копирования с образцов. О том, как производилось копирование, автор «Ерминии» пишет: «...Прилепи пропитанную маслом бумагу твою к четырем краям подлинника; изготовь черную краску с ма­лым количеством яичного желтка и тщательно обведи ею рисунок и наложи тени; потом приготовь белила и наведи пробела и самыми жидкими белилами обозначь светлые места. Тогда выйдет очерк изображения, потому что бумага прозрачна, и сквозь нее видны все черты подлинника». И другой способ: «Если же на задней стороне подлин­ника нет ни рисунка, ни пятен, то наложи на него не­промасленную бумагу, приставь его, против света, к окну или к оконной раме, и, видя все черты, тщательно вырисуй их на бумаге твоей, а света обозначь красною краскою. Снимок, сделанный таким образом, будет сходен с подлин­ником так же, как и первый».

Итак, в эпоху средневековья в методах обучения рисун­ку преобладало механическое копирование образцов. Такие методы обучения себя оправдывали, так как производст­венные отношения в это время способствовали развитию ремесленного труда и созданию корпораций. Мелкие го­родские ремесленные мастерские объединяются в цехи, гильдии, братства. Их «возникновение... связано с развитием общественного разделения труда, породившим в эту эпоху во всех важнейших отраслях ремесленного производства профессиональные объединения с мастерами, подмастерь­ями, учениками. Для строительства больших соборов создавались специальные мастерские, в которых была со­средоточена вся работа по данному объекту, начиная с архитектурно-строительных и кончая декоративными рабо­тами резчиков, живописцев и др.». Метод обучения ри­сунку в этих мастерских был чисто рамесленный: копиро­вание образцов и приемов работы мастера. Не практико­валось изучение природы и натуры в академическом по­нимании. Обучение рисованию проходило у мастера, кото­рый не соблюдал ни строгой системы, ни четких методов обучения. В основном ученики занимались самостоятель­но, приглядываясь к работе мастера.

Итак, в эпоху средневековья развитие рисования как учебной дисциплины было приостановлено. Более того, те научно-теоретические положения реалистического ри­сунка и методы его преподавания, которые были выработаны художниками античности, в эту эпоху были факти­чески уничтожены. Чтобы возродить былое искусство, вос­становить методы реалистического рисунка, нужно было начинать все сначала. Это выпало на долю художников эпохи Возрождения.

Искусство Средневековья наиболее адекватно отразило переход в менталитете средневекового человека от внешнего к внутреннему, интериоризацию его духовной жизни. Средневековой собор принимал верующего в себя и воздействовал на него внутренним убранством и сосредоточенными в храме произведениями скульптуры и живописи.

В развитии архитектуры Средневековья выделяют два стиля: романский (ХI-ХII вв.) и готический (ХIII-ХVвв.). Романский стиль характеризуется массивностью сооружений: феодальный замок, городские укрепления, соборы. Ясность, монолитность, внушительность – характеристика романского зодчества. Фантасмагория скульптурных композиций, литературные аллегории, ужас и стыд человеческого греха перед перстом беспощадного Бога – образы раннего средневекового искусства.

Готика – стиль многоголосия как в музыке, так и в архитектуре, появление которого в Европе связано с ростом общественного сознания, ростом уверенности человека в свои силы. Готический собор – стройный и высоко возносящийся над головой лес сводов, огромные, узкие и цветные стекла, на постройку и украшение которого уходили десятилетия и столетия. В соборах совершались богослужения, читались университетские лекции, разыгрывались театральные представления, и даже заседал парламент.

Культурным достижением эпохи являются появление монументального художественного стиля, синтезирующего другие виды искусства.

3. Взгляд на искусство в эпоху Возрождения

Искусство Ренессанса – это эпоха европейского гуманизма, антропоцентризма и формирование ценности человеческой личности. Урбанизация Италии, специализация городов выдвинула Флоренцию в центр художественной культуры и эстетической мысли того времени. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений.

При всей сложности и неоднозначности эстетики Возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизацию человеческой личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически - творческой человеческой личности сочетался у теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления пропорций, симметрии, перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира.

Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической учености предшествующих эстетических теорий.

Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Оно знаменует становление реализма надолго определившего развитие европейской художественной культуры.

Это сказалось не только в распространении светских изображений, в развитии портрета и пейзажа или новой, иногда почти жанровой интерпретации религиозных сюжетов, но и в радикальном обновлении всей художественной системы. Эта теория, позволяющая построить на плоскости трехмерное изображение, ориентированное на зрителя и учитывающее его точку зрения, означает победу над средневековой концепцией изображения.

Представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига. Вместе с тем, сложившись в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского стиля и готики, искусство Возрождения несет в себе печать своего времени. По сравнению с искусством классической древности духовный мир человека становится все более сложным и многогранным. Работы художников становятся подписными, то есть подчеркнуто авторскими. Все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе. Художники начинают удостаиваться всевозможных общественных признаний, должностей, почетных и денежных синекур. А.Микеланджело, например, вознесен на такую высоту, что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от предлагаемых ему высоких почестей. Ему вполне хватает прозвания божественный. Он настаивает, чтобы в письмах к нему опускали всякие титулования, а писали просто Микеланджело Буонаротти.

Искусство Возрождения делится на четыре этапа Проторенессанс конец XIII - I половина XIV века, Раннее Возрождение XV век, Высокое Возрождение конец XV века первые три десятилетия XVI века, Позднее Возрождение середина и вторая половина XVI века.

Средневековье - это уникальный исторический период. Для каждой страны он начинался и заканчивался в разное время. К примеру, в Западной Европе Средневековьем считается период с V по XV вв., в России - с X по XVII вв., а на Востоке - с IV по XVIII вв. Рассмотрим далее, какое духовное наследие оставили нам творцы той эпохи.

Общая характеристика

Каким было средневековое искусство? Кратко говоря, в нем соединились духовные искания живших в то время мастеров. Основные темы их творений определялись церковью. Именно она выступала тогда в качестве главного заказчика. Между тем история средневекового искусства связана не только с христианскими догматами. В народной памяти того времени все еще оставались признаки языческого мироощущения. Это можно увидеть в обычаях, фольклоре и обрядах.

Музыка

Без нее нельзя рассматривать средневековое искусство. Музыка считалась неотъемлемым элементом жизни людей того времени. Она всегда сопровождала праздники, торжества, дни рождения. Среди наиболее популярных инструментов были рожки, флейты, колокольчики, бубны, свистульки, барабаны. Из восточных стран в музыку средневековья пришла лютня. Были в мотивах того времени ритуальные черты. К примеру, в начале весны сочинялась специальная музыка, под которую люди прогоняли духов зимы и возвещали наступление тепла. Под Рождество всегда звучал колокольный звон. Он нес благую весть о появлении Спасителя.

Романский стиль

Им было наполнено средневековое искусство Западной Европы в Х - XII вв. В некоторых областях этот стиль сохранился и до XIII века. Он стал одним из важнейших этапов искусства средневековья. Романский стиль соединил в себе меровингские и позднеантичные сюжеты, компоненты периода Великого переселения. Вошли в средневековое искусство Западной Европы византийские и восточные элементы. Романский стиль зарождался в условиях развития феодализма и распространения идеологии католической церкви. Основное строительство, создание скульптур, оформление рукописей осуществлялось монахами. Церковь достаточно долго была источником, распространявшим средневековое искусство. Архитектура также была культовой. Главными распространителями стиля в то время выступали монастырские ордена. Только к концу XI века начали зарождаться бродячие артели мирян-каменотесов.

Зодчество

Отдельные постройки и комплексы (замки, церкви, монастыри) в романском стиле возводились, как правило, в сельской местности. Они господствовали над окружающим, воплощая в себе подобие "града Господня" или выступая в качестве наглядного выражения могущества феодала. Западное средневековое искусство базировалось на гармонии. Ясные силуэты и компактные формы построек как бы повторяли и завершали ландшафт. В качестве основного строительного материала выступал природный камень. Он превосходно гармонировал с зеленью и почвой. Главной особенностью сооружений в романском стиле являлись массивные стены. Их тяжеловесность подчеркивалась узкими оконными проемами и углубленными ступенчатыми порталами (проходами). Одним из ключевых элементов композиции считалась высокая башня. Романские здания представляли собой системы стереометрических простых объемов: призм, кубов, параллелепипедов, цилиндров. Их поверхность расчленялась галереями, лопатками, аркатурными фризами. Эти элементы ритмизировали массивность стен, но не нарушали при этом их монолитной целостности.

Храмы

В них развивались унаследованные от раннехристианской архитектуры типы центрической и базиликанской церкви. В последнем неотъемлемыми элементами были башня или фонарь. Каждую главную часть храма создавали как отдельную пространственную конструкцию. И внешне и внутри она четко отделялась от остальных. Общее впечатление было усилено сводами. Они были преимущественно крестовыми, цилиндрическими или крестово-реберными. На некоторых храмах устанавливали купола.

Отличительные черты декора

На ранних этапах в романском стиле основная роль принадлежала К концу XI - началу XII вв., когда конфигурация стен и сводов стала сложнее, в храмовый декор вошли монументальные рельефы. Ими украшались порталы, а зачастую и полностью фасадные стены. Внутри сооружений они наносились на капители колонн. В позднем романском стиле на смену плоскому рельефу приходит более высокий и насыщенный эффектами света и тени, но сохраняющий органическую связь с поверхностью стены. Центральное место в живописи и скульптуре занимали темы, выражавшие грозное и безграничное Божье могущество. В строго симметричных композициях преобладала фигура Христа. Что касается повествовательных циклов на евангельские и библейские темы, то они приняли более динамичный и свободный характер. Романская пластика отличается отклонениями от натуральных пропорций. За счет этого образ человека становился носителем излишне экспрессивного жеста либо элементом орнамента, не теряя вместе с этим духовной выразительности.

Готика

Это понятие было введено в эпоху Возрождения. Готическое искусство считалось "варварским". Расцветом романского стиля считается Х - XII вв. Когда был определен этот период, для готики были ограничены хронологические рамки. Таким образом, были выделены ранний, зрелый (высокий) и поздний (пламенеющий) этапы. Развитие готики было интенсивно в тех странах, в которых господствовало католичество. Она выступала преимущественно культовым искусством по религиозным темам и своему назначению. Готику соотносили с вечностью, высокими иррациональными силами.

Особенности формирования

Искусство средневекового витража, скульптура, зодчество в готический период унаследовали от романского стиля множество элементов. Отдельное место занимал собор. На развитие готики влияли кардинальные изменения социальной структуры. В тот период начинали формироваться централизованные государства, росли и укреплялись города, стали выдвигаться светские силы - торговые, ремесленные, городские, придворно-рыцарские круги. По мере становления общественного сознания, совершенствования техники стали расширяться возможности для эстетического осмысления окружающего мира. Начали складываться новые архитектурные направления. Широкое распространение получило градостроительство. В городских архитектурных ансамблях присутствовали светские и культовые сооружения, мосты, укрепления, колодцы. Во многих случаях на главной площади города возводились дома с аркадами, складскими и торговыми помещениями на цокольных этажах. От нее отходили главные улицы. Вдоль них выстраивались узкие фасады преимущественно двухэтажных домов (редко трехэтажных) с высокими фронтонами. Города стали окружать мощными стенами, которые украшались проездными башнями. Королевские и стали постепенно превращаться в целые комплексы, включающие культовые, дворцовые и крепостные сооружения.

Скульптура

Она выступала в качестве основного вида изобразительного искусства. Соборы снаружи и внутри украшали большим количеством рельефов и статуй. по сравнению с романской, отличалась динамичностью, обращенностью фигур друг к другу и к зрителям. Начал проявляться интерес к натуральным природным формам, к человеческой красоте и чувствам. По-новому стали трактоваться темы материнства, жертвенной стойкости, нравственных страданий. Претерпел изменения и образ Христа. В готике на первый план стала выходить тема мученичества. В искусстве начал складываться культ Богоматери. Это происходило практически в одно время с поклонением прекрасным дамам. Зачастую оба эти культа переплетались. Во многих произведениях Богоматерь представала в образе прекрасной дамы. Вместе с этим у людей сохранилась вера в чудеса, сказочных чудовищ, фантастических животных. Их изображения можно встретить в готике также часто, как и в романском стиле.

Индия

Эта страна известна на весь мир своими несметными природными богатствами, великолепными ремесленными изделиями. С малых лет дети бедняков приучались к труду. Обучение сыновей и дочерей знати начиналось на пятом году их жизни. Образование они получали в школах при храмах или дома. Дети из касты брахманов обучались на дому у наставника. Ребенку надлежало почитать учителя, во всем его слушаться. Сыновья воинов и князей обучались военному делу и искусству государственного управления. Некоторые монастыри выступали в качестве образовательных центров. Преподавание в них велось на высочайшем уровне. Таким центром, к примеру, был монастырь в Ноланде. Он функционировал на доходы, поступавшие от ста деревень, а также за счет даров правителей. В некоторых городах средневековой Индии действовали обсерватории. Математики могли вычислять объемы тел и площади фигур, свободно обращаться с дробными числами. Хорошо развита была в Индии медицина. В книгах описывалось строение тела человека, внутренних органов. Индийские врачи, используя порядка 200 инструментов и различные средства обезболивания, делали сложные операции. Для установления диагноза медики измеряли температуру тела, пульс пациента, визуально осматривали больного, обращая внимание на цвет языка и кожи. Искусство и наука в средневековой Индии достигли небывалых высот.

Каменная скульптура

Она служила в качестве украшения архитектуры. Как правило, скульптура была представлена декоративными горельефами. В них все фигуры были тесно связаны. Движения, жесты, позы людей выглядят удивительно изящными и выразительными. Это обусловлено влиянием на развитие скульптуры искусства танца, которое было широко распространено в Индии с самой древности. В скалах еще при Ашоке начали создавать пещерные кельи и храмы для отшельников. Они были небольшого размера и воспроизводили жилые деревянные строения. В северных районах Индии строились храмы удлиненно-овальной (параболической) формы. На их верхушке сооружали зонт-лотос. На юге страны храмы имели форму прямоугольной пирамиды. Внутри помещения были темными и низкими. Они именовались святилищами. Войти в них мог далеко не каждый человек. Дворы храмов украшались скульптурами, изображавшими эпические сцены или трактовавшими в символической форме почитание бога, во славу которого возведен храм. Впоследствии в Индии, в особенности на юге страны, скульптурных элементов стало настолько много, что культовые сооружения выступали в качестве постаментов для них. Такими, например, являются храмы в Ориссе, Конараке, Кхаджурахо.

Классические произведения

В период Средневековья в большей части районов Индии для их создания использовали сетные языки. При этом множество поэтов писали и на санскрите. Эта литература сначала была переработкой классических образцов. Однако с течением времени она становится более изысканной и рассчитанной на придворных. Таким произведением, например, была поэма "Рамачарита". В каждом ее стихе заложен двойной смысл, который может приравнивать деяния царя Рампала к подвигам эпического Рамы. В средние века в основном развивалась поэзия, однако, к 12-13 вв. стала появляться и поза. Произведения писались на санскрите в жанре обрамленных повестей - рассказов, связанных одним сквозным сюжетом. Таким, например, является повествование "Кадамбари". Это произведение рассказывает о двух влюбленных, которые дважды жили на земле в разных обличьях. В сатирическом романе "Приключение 10 принцев" высмеиваются правители, аскеты, сановники и даже боги.

Расцвет

Он приходится на IV-VI вв. В тот период северная часть Индии объединилась в могущественное государство. Управление им осуществляли цари династии Гуптов. Сложившееся в этих районах средневековое искусство распространилось на южные территории. В буддийских монастырях и храмах в Аджанте сохранились уникальные образцы того времени. В этом районе со 2-го века на протяжении девяти последующих столетий появилось 29 пещер. Их потолки, стены, колонны расписаны сюжетами буддийских легенд и преданий, украшены резьбой и скульптурой. Аджанта выступала как центр не только религии, но и искусства, и науки. В настоящее время она символизирует величие духа древности. В Аджанту съезжается множество туристов со всех уголков мира.

...И как они стали красивыми в эпоху Ренессанса

Почему дети в средневековых картинах так некрасивы? Чтобы найти ответ на этот вопрос, корреспондент интернет-издания Vox Фил Эдвардс пообщался с Мэтью Авереттом, профессором истории искусства в Университете Крейгтон и редактором антологии «Ребёнок в искусстве и истории раннего Нового времени » (The Early Modern Child in Art and History).

«Некрасивые» это ещё мягко сказано. Младенцы на средневековых полотнах похожи на кошмарных крошечных мужичков с высоким уровнем холестерина.

Такие вот дети 1350 года:


Жутковатый младенец 1350 года в композиции «Мадонна из Вевержи» мастера Вышебродского алтаря. .

Или вот ещё один 1333 года:


Написанная в Италии «Мадонна с Младенцем», Паоло Венециано, 1333 год. Mondadori Portfolio / .

Глядя на этих страшненьких человечков, мы задумываемся о том, как удалось перейти от уродливых средневековых образов детей к ангелоподобным младенцам эпохи Возрождения и современности. Ниже два изображения, которые позволяют убедиться, насколько изменились представления о детском лице.


.


Filippino Lippi/ .

Почему же в картинах было так много уродливых младенцев? Чтобы разобраться в причинах, нужно обратиться к истории искусства, средневековой культуре и даже к нашим современным представлениям о детях.

Может, средневековые художники просто плохо рисовали?


Эта картина 15-го века кисти венецианского художника Якопо Беллини, но младенец изображён в средневековом стиле. .

Детей изображали некрасивыми умышленно. Границу между Средневековьем и Ренессансом удобно использовать при рассмотрении перехода от «уродливых» детей к значительно более милым. Сравнение разных эпох, как правило, выявляет разницу в ценностях.

«Когда мы думаем о детях в принципиально ином свете, это отражается в картинах, - говорит Аверетт. - Таков был выбор стиля. Мы могли бы посмотреть на средневековое искусство и сказать, что эти люди выглядят неправильно. Но если задача в том, чтобы картина выглядела как у Пикассо, а вы создаёте реалистичное изображение, то и вам сказали бы, что вы сделали неправильно. Хотя с Ренессансом и наступили художественные инновации, но не в них причина того, что младенцы похорошели ».

Примечание:
Принято считать, что Ренессанс зародился в 14-м веке во Флоренции, а оттуда распространился по Европе. Однако, как и любое интеллектуальное движение, он характеризуется одновременно и слишком широко, и слишком узко: слишком широко в том плане, что создаётся впечатление, будто ренессансные ценности возникли мгновенно и повсеместно, а слишком узко в том, что ограничивает массовое движение одной зоной инноваций. В эпохе Возрождения были пробелы - легко можно было увидеть изображение некрасивого ребёнка в 1521 году, если художник был привержен этому стилю.

Мы можем отследить две причины, по которым в Средние века младенцы в картинах выглядели мужиковато:


  • Большинство средневековых младенцев были изображениями Иисуса. Идея гомункулярного Иисуса (что Он появился на свет в подобии взрослого человека, а не ребёнка) повлияла на то, как изображали всех детей.

Средневековые портреты детей, как правило, создавались по заказу церкви. А это значит, что изображали либо Иисуса, либо ещё нескольких библейских младенцев. В Средние века представления об Иисусе сформировались под сильным влиянием гомункула , что буквально означает человечек . «Согласно этой идее, Иисус появился полностью сформировавшимся и не изменялся, - говорит Аверетт. - А если сопоставить это с византийской живописью, получаем стандартное изображение Иисуса. В некоторых картинах, похоже, у него признаки облысения по мужскому типу ».


Картина Барнаба да Модена (работал с 1361 по 1383 годы). Фото: DeAgostini/ .

Гомункулярный (взросло выглядящий) Иисус стал основой для рисования всех детей. Со временем люди просто стали думать, что именно так должны изображать младенцев.


  • Средневековых художников меньше интересовал реализм

Такое нереалистичное изображение Иисуса отражает более широкий подход к средневековому искусству: художники в Средние века были меньше заинтересованы в реализме или идеализированных формах, чем их коллеги в эпоху Возрождения.

«Странность, которую мы видим в средневековом искусстве, проистекает из отсутствия интереса к натурализму и большей склонности к экспрессионистским традициям» , - говорит Аверетт.

В свою очередь, это привело к тому, что большинство людей в Средневековье изображали похожими. «Идея художественной свободы в рисовании людей так, как вам хочется, была бы нова. В искусстве соблюдались условности ».

Из-за приверженности этому стилю живописи младенцы выглядели как папы, потерявшие форму, по крайней мере, до эпохи Возрождения.

Как в эпоху Возрождения дети снова стали красивыми

Милое дитя в картине Рафаэля, 1506 год. Фото: Fine Art Images/Heritage Images/ .

Что же изменилось и привело к тому, что дети вновь стали красивыми?


  • Нерелигиозное искусство процветало, и люди не хотели, чтобы их дети выглядели как жуткие человечки

«В Средние века мы видим меньше изображений среднего класса и простых людей », - говорит Аверетт.

С Возрождением это начало меняться, поскольку средний класс во Флоренции процветал, люди могли позволить себе портреты своих детей. Популярность портретной живописи росла, и заказчики хотели, чтобы их дети выглядели как симпатичные малыши, а не уродливые гомункулы. Так во многом изменились стандарты в искусстве, а в итоге и в рисовании портретов Иисуса.


  • Ренессансный идеализм изменил искусство

«В эпоху Возрождения, - говорит Аверетт, - вспыхнул новый интерес к наблюдению за природой и изображению вещей такими, какими их видели на самом деле ». А не в устоявшихся ранее экспрессионистских традициях. Это отобразилось и в более реалистичных портретах младенцев, и в прекрасных херувимах, вобравших лучшие черты от реальных людей.


  • Детей признали невинными созданиями

Аверетт предостерегает от чрезмерного разграничения относительно роли детей в эпоху Возрождения - родители в Средние века любили своих чад не иначе, чем в эпоху Ренессанса. Но трансформировалось само представление о детях и их восприятие: от крошечных взрослых к невинным созданиям.

«Позже у нас появилось представление о том, что дети невинны, - отмечает Аверетт. - Если дети рождаются без греха, они ничего не могут знать ».

По мере того, как изменялось отношение взрослых к детям, то же самое отражалось в портретах малышей, написанных взрослыми. Уродливые дети (или красивые) - это отражение того, что общество думает о своих детях, об искусстве и о своих родительских задачах.

Почему мы по-прежнему хотим, чтобы наши дети выглядели красивыми

Все перечисленные факторы повлияли на то, что дети стали пухлощёкими персонажами, которые нам хорошо знакомы сегодня. И нам, современным зрителям, это легко понять, ведь у нас всё ещё сохранились некоторые постренессансные идеалы о детях.

На наш взгляд, хорошо, что детские изображения изменились. Ведь такое лицо могло бы понравиться только маме:


Икона 1304 года, Битонто. Фото: Mondadori Portfolio/ .

Какими достижениями в архитектуре и технике строительства прославились древние римляне?

Как выглядела раннехристианская базилика и крестово-купольный храм?

Какие здания украшали средневековые города-коммуны?

Улыбающийся ангел - олицетворение рая.

Статуя портала Реймского собора. XIII в. 1.

Архитектура. Строители раннего Средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до XI-XIII веков называют романскими (от «Рома» - Рим). Романский храм - массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки - на сводах, оконных проёмах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи.

Вместе с тем романский храм исполнен призыва к благому размышлению и молитве. Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трёх или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане романский храм имеет вид креста, в центре которого - башня, завершающаяся пирамидой. С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь увеличивала число и размер храмов, перестраивала старые сооружения.

С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII-XV веков получили позже название готических. Теперь лёгкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, а снаружи - на массивные опорные столбы и соединительные арки. Залы просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.

Схема романского храма в раз резе

Интерьер романской церкви Сен-Сернен в Тулузе. Франция. XI-XIII вв.

Благодаря широким проходам и сквозным галереям, большому количеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен - всё создаёт впечатление стремительного порыва ввысь.

Долгое время собор был самым большим зданием в городе, нередко он мог вместить всех горожан. В нём не только проводили церковную службу, но и устраивали собрания,

представления на религиозные „ „

Собор в Реймсе. Западный фа-

темы, слушали лекции профес- сад %ранция. хш _ начало Xivв.

соров. В огромном нарядном соборе, среди его красоты и величия человек проникался радостью праздника, ощу-

Схема готического храма в Интерьер готического собора в разрезе Бурже. Франция. XIII в.

щением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства.

(имера. Фрагмент Ьасада собора 1отр-Дам. Париж

Средневековые соборы и сейчас восхищают своей изысканной красотой, искусством и фантазией их создателей. Соборы строили и украшали в течение многих десятилетий, а порой и столетий. В их сооружении участвовало множество мастеров, подчас из разных стран. На время строительства все мастера объединялись в артель под руководством архитектора.

Храм строили так, чтобы он был виден всем и отовсюду. О нём напоминал колокол своим мерным звучанием. Ритм колокольных ударов, церковные фрески, витражи, скульптуры и иконы служили для средневековых людей мерой и образцом в будни и праздники. 2.

Скульптура. В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры и пре-

Іотомки о готических зданиях

В этих постройках устраивали они столько выступов, разрывов, завитушек, что лишали свои вещи всякой соразмерности, и часто, нагромождая ідно на другое, они достигали такой высоты, что верх двери касался у них рыши. Манера эта была изобретена готами, ибо после того, как были раз- .ушены древние постройки и войны погубили архитекторов, то оставшиеся живых стали строить в этой манере, заполняя всю Италию чёрт знает ка- ими сооружениями... Упаси Боже любую страну от одной мысли о работах одобного рода, столь бесформенных... (Дж. Вазари, итальянский живопи- ец, архитектор, историк искусства. XVI век.)

Как же я был поражён, когда приблизился к Страсбургскому собору. У іеня дух захватило от его целостности и величия. Собор состоял из тысяч тдельных, гармонически сочетавшихся частей, он приводил в восторг и осхищение, но постигнуть, объяснить его себе было невозможно. (И. В. Гё- ?, немецкий писатель. XIX век.)

и 1. Как менялось отношение к готическому искусству в течение столетий? С по- ощью дополнительной литературы выясните, почему готика вызывала такое оттор- ение у людей XVI века. 2. Как Вазари объясняет происхождение названия «готи- іский»? Уточните, прав ли он.

3. В чём вы лично согласны или не согласны с)едставленными здесь мнениями? имущественно посвящалась религиозным темам: изображала сцены, описанные в христианских книгах, укрепляла в вере и устрашала муками ада. Храмы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефов.

Маркграф Экке- хард и его жена Ута. Статуи собора в Наумбурге. Герма ния. Около 1250 г.

Уже в романском стиле видны выработанные Средневековьем приёмы украшения храмов. Наибольшее внимание уделяли западному фасаду, где был главный вход: богатые украшения фасада как бы зазывали в храм. Порталы (входы) собора обозначали границу двух миров - грешного, земного и священного, небесного: собор их и разделял, и связывал между собой.

На капителях колонн, крышах и над дверями изображались кентавры, химеры и другие сказочные существа. Они унаследованы от языческих верований и народного творчества - сказок, басен, песен.

Христос благословляющий.

Статуя собора в Амьене. Франция Около 1220 г.

В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средних веков стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряжённой внутренней жизни.

В готических статуях святых больше движения, их тонкие вытянутые фигуры особенно живо передают подлинный облик людей.

Главной фигурой декора в храме, в монашеской келье, в спальне мирян было изображение распятого Христа. Безгрешность и возвышение через страдания и милосердие - вот главная мысль средневекового искусства.

Сохранилось множество изображений Богоматери - Девы Марии, Мадонны. Её любили самозабвенно, ей молились страстно; в ней видели заступницу за людей перед Сыном. Но мастера стремились в изображении Мадонны с Младенцем на руках воспеть и жертвенную силу материнской любви.

Ентральный вход собора Шартре. Франция. Конец XII в

Фрагмент юртала собора і Шартре 3.

Живопись. Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических соборов для них оставалось мало места. Огромные окна заполняли витражи - картины или узоры из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это придавало всему нарядный, праздничный вид.

Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Множество ярких рисунков отражало всю жизнь людей разного происхождения и достатка: как они одевались и причёсывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись. В знаменитых «Больших хрониках» описана в картинках вся история Франции, начиная с Меровингов до XIV века. В иллюстрациях к немецкой книге любовных песен представлен рыцарский быт с турнирами, охотами, поклонением Прекрасной Даме.

Самый прославленный образец миниатюры - «Кален- дарь герцога Беррийского».

Он был выполнен в начале XV века тремя братьями Лим- бургами, работавшими во Франции. Миниатюры календаря отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться её красотой.

Изображения людей в

минуты труда, отдыха, во взаимоотношениях, связях с

природой, передача света, использование светотени - таковы были новшества в книжной миниатюре.

«Октябрь». Миниатюра XV в.

Какое настроение создаёт у вас миниатюра?

Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV-XV веков.

1.На основании текста и иллюстраций составьте рассказ о романских и готических соборах. 2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству. 3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали? 4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме? 5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

Э1. Какое впечатление на современного зрителя производят сохранившиеся до наших дней средневековые готические соборы? 2. Объясните смысл фразы: «Готика - дитя города». 3. Выясните, в чём было сходство и в чём различия в архитектуре и во внутреннем убранстве католических и православных храмов Средневековья. Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы. 4. Как изменилось изображение человека в средневековом искусстве по сравнению с античным? 5. Напишите сочинение от имени человека, который впервые попал в готический собор. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?