Бережное отношение, любовь к природе — аргументы ЕГЭ. Исламское предание (сунна) об отношении к животным Как же познакомить ребенка с питомцем

Кошки являются единственными животными, которым доступен вход в мечеть

Известно отношение к кошкам проповедника ислама и передатчика хадисов о жизни Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) по прозвищу Абу Хурайра («отец кошечки»). Его настоящее имя было Абд ар-Рахман бин Сахр. Прозвище возникло потому, что он носил в рукаве одежды кошку. Другое его известное прозвище Абу Хирр («отец кота»).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) любил кошек и советовал своим единоверцам заботиться о них. У Пророка была любимая кошка. Он опекал ее, никогда с ней не расставаясь, даже во время молитвы. Существует даже хадис о том, что Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) нужно было срочно уйти, а кошка уснула на рукаве одежды, он отрезал рукав, лишь бы не побеспокоить ее сон. Когда он вернулся, кошка проснулась и поклонилась ему. Тогда Пророк погладил ее три раза. Хотя, я думаю, гладил он ее много раз.

Жена Пророка Мухаммада Айша во время молитвы увидела, что кошка поела стоящую на полу еду. Завершив молитву, она стала есть после животного, сказав, что Пророк делал омовение водой, которую они пили. В одном из хадисов говорится: «Дауд ибн Сахих ибн Динар ат-Таммар привел слова своей матери о том, как ее хозяйка послала ее с блюдом (харисы) к Айше, когда та совершала молитву. Она сделала мне знак, чтобы я опустила его на пол. Кошка подошла и попробовала немного из него, а когда Айша закончила молитву, она поела, взяв еду из того места, где ела кошка. Она сказала: «Посланник Аллаха сказал: «Они не нечистые: они – ваши домочадцы». Она добавила: «Я видела, как Посланник Аллаха выполнял омовение водой, к которой прикасалась кошка» (хадис Дауд, рассказал Джабир ибн Абдулла).

"Некая женщина была наказана из-за кошки. Она держала ее взаперти до тех пор, пока та не умерла. Так вошла она из-за нее в Ад. Она не кормила и не поила ее, и не дала ей возможности питаться земными тварями”
(Бухари и Муслим).

“Однажды по дороге шел человек, и его замучила жажда, и тут он нашел колодец, спустился туда и напился. Потом он выбрался из него, а там собака, высунув язык, грызет сырую землю от жажды. И сказал человек: «Эта собака изнурена жаждой так же, как был изнурен ею я». И он, спустившись в колодец, наполнил свою туфлю водой и, держа ее в зубах, выбрался и напоил собаку.
И Аллах был благодарен ему и простил все его грехи”. Люди сказали: “О Посланник Аллаха! Неужто нам и за доброе отношение к животным будет награда?” Он сказал: “Награда будет за доброе отношение ко всему живому”
(Бухари и Муслим)

Слово вождя
(в ответ на послание президента Франклина Пирса, 1855 г.)

Вашингтонский Большой Вождь послал нам слово — он хочет купить нашу землю. Большой Вождь посылает нам слово дружбы и заверяет в своей доброй воле к нам. Это делает ему честь, ибо мы знаем, что он вряд ли нуждается в нашей дружбе.

Мы рассмотрим его предложение, зная, что белый человек может прийти с оружием и отнять землю, если мы не продадим ее. Но как можно купить или продать небо над нами или тепло земли?! Даже мысль о том чужда нам. Если свежесть воздуха и блеск воды не принадлежат нам, как можно их продать?

Каждая пядь этой земли свята народу моему. Каждая поблескивающая сосновая иголка, каждая песчинка на берегу, туман в смеркающемся лесу, каждая поляна и каждое жужжание насекомого свято в памяти народа и его переживаниях. Сок, текущий в деревьях, несет в себе память краснокожего человека.

Переносясь к звездам, усопшие белого человека забывают ту землю, на которой они впервые увидели свет дневной. Наши усопшие никогда не забудут этой удивительной земли, потому что она мать краснокожего. Мы являемся частью этой земли, и она часть нас.

Благоухающие цветы — это сестры наши. Косуля, лошадь и могучий орел — это наши братья. Скальные хребты, зелень лугов, пони и человек — все принадлежат к одной семье. И когда ваш Большой Вождь посылает нам весть, что он желает купить нашу землю, он требует от нас воистину много. Большой Вождь говорит, что он найдет нам место, где мы сможем жить сами по себе, в покое и мире. Тогда он был бы нам отец, и мы — его дети.

Мы обсудим твое предложение купить нашу землю, но это нелегко, ибо эта земля свята для нас.

Сверкающая вода ручьев и рек — это не просто вода, это кровь наших предков. Если мы продадим эту землю, вы должны помнить, что она свята. Вы должны научить детей ваших тому, что она свята и тому, что каждая движущаяся тень в прозрачной воде озер свидетельствует о переживании жизни моего народа и его памяти.

Журчание воды — это голос моего отца. Течения рек — это братья наши, они утоляют жажду нашу и несут наши каноэ, кормят наших детей. Если мы продадим вам землю нашу, вы должны помнить и научить этому детей ваших, что реки — наши братья и ваши братья. И вы должны относиться к ним как к братьям своим.

Краснокожий должен был всегда отступать перед надвигающимся белым, как мгла исчезает с гор при утреннем восходе солнца. Но прах отцов наших свят. Их могилы — это святая земля, и также эти холмы, эти деревья, этот уголок земли являются священными для нас.

Мы знаем, что белый человек не может постичь наших путей. Для него одно место так же хорошо, как и другое, ибо он, как чужак, который приходит ночью, берет от земли то, что ему нужно. Земля для него не брат, а враг, и когда он побеждает ее, он продолжает свой путь. Могилы отцов он оставляет позади себя с легким сердцем. Он похищает землю у детей своих, но и это его не беспокоит. Могилы отцов его и наследственные права детей его — в забвении. Он поступает с Землей-Матерью и Братом-Небом своими, как с имуществом, которое можно купить, похитить и продать, как овец или стеклянные бусы. Его жадность поглощает все, остается только пустынная земля.

Но может быть, краснокожий дик и неразумен? Вид городов ваших причиняет боль краснокожему.

Нет тихого места в городах белого человека. Нет ни единого места, где можно было бы слышать, как раскрываются почки весной. Или слышать звук крыльев насекомого. Но, может быть, вся причина в том, что я дик и неразумен? Шум только оскорбляет слух. И что это за жизнь, если нельзя слышать одинокий крик козодоя или спор лягушек ночью вокруг лесного озера?

Индеец нуждается в мягком говоре ветра, тихо проносящегося над лесным озером, в запахе лесной хвои после дождя. Воздух дорог краснокожему, ибо все живое получает свою часть от него в каждом вдохе. Животные, деревья, люди — все дышат тем же воздухом. А белый человек как будто не замечает воздуха, который он вдыхает. Он не чувствителен к зловонию. Это как бы человек, уже многие дни находящийся при смерти. Но если мы продадим тебе землю, ты должен помнить, что воздух дорог нам, потому что он дает дух свой всей той жизни, которую поддерживает.

Ветер, который дал деду нашему первый вдох, принял и его последний выдох. А если мы продадим землю нашу, ты должен будешь хранить ее и относиться, как к святыне, сохраняя место, куда и белый человек может прийти вкусить ветра, которому цветы луговые отдали свое благоухание.

Если мы примем твое предложение, то я ставлю одно условие: белый человек должен относиться ко всему живому на этой территории как к братьям.

Я, конечно же, не разумею никакого иного обычая. Я видел тысячи бизонов, гниющих в прерии в следах белого человека, когда он стрелял в них из проносящегося поезда. Я, конечно, дик и не могу понять, почему дымящий железный конь важнее, чем бизон, которого мы убиваем только на пропитание.

Что есть человек без животных? Если исчезли бы все животные, то человек умер бы в великом одиночестве духа. Ибо, что бы ни случилось с животными, то же произойдет вскоре и с людьми. Все взаимосвязано.

Вы должны научить своих детей, что под их ногами прах предков наших, чтобы они чтили землю, которая пресытилась жизнью им подобных. Научите детей ваших тому, чему мы своих детей научили — тому, что земля является матерью нашей. И что бы ни случилось с землей, то же произойдет с детьми земли. Если человек плюнет на землю, он плюнет на себя.

Мы это понимаем. Земля не принадлежит человеку, но человек привязан к земле. Все живые существа едины, как кровь, которая соединяет род воедино. Все создания — единое целое. Что произойдет с землей, произойдет и с сынами земли. Не человек соткал нить жизни, он только нить в ней. Что он делает ткани, то он делает себе.

Но мы рассмотрим твое предложение переселиться в резервацию, которую ты приготовил для моего народа. Будем жить в стороне и в мире. Это не так уж важно, где проведем конец своих дней. Дети наши видели унизительное поражение отцов своих. Воины наши от позора после поражения впали в леность и осквернили себя сладкой пищей и крепкими напитками.

Это совсем неважно, где мы проведем конец своих дней. Их немного. Всего несколько зим еще, и уже ни одного дитя из тех больших племен, которые когда-то обитали на этой земле и которые теперь кочуют маленькими группами в лесах, не останется, чтобы скорбеть у могил народа, который когда-то был таким же сильным и полным надежд, как и твой народ теперь. Но есть ли причина мне скорбеть по поводу народа моего? Племена состоят из людей, а не из чего-то иного. Люди же приходят и уходят, как волны морские.

Так же и белый человек, Бог которого говорит с ним, как с другом, не является исключением из нашей общей судьбы. Может, мы еще станем братьями, кто знает?

Но одно мы познали: то, что белый человек сможет уразуметь — у нас единый Бог. Вы можете думать, что Он принадлежит вам, так же, как хотите, чтобы и земля была ваша. Но Он Бог всех людей, и Он испытывает жалость как по отношению к белому, так и по отношению к краснокожему. Эта земля дорога Ему. Кто причиняет вред земле, тот не чтит ее Творца. И белые исчезнут однажды, возможно раньше, чем все другие племена. Кто постоянно ходит под себя, в одну из ночей задохнется в собственных нечистотах.

Но, усопши, вы засветитесь ярко, зажженные силою того Бога, который привел вас в эту землю и в каком-то особом предназначении дал вам власть над всей землей и над краснокожими. Это предназначение — для нас мистика, ибо мы не понимаем, когда всех бизонов убивают, диких приручают, потаенные уголки лесов заполняют запахом человеческих толп и пейзажи холмов портят говорящими проводами.

Где чаща? Нет ее.

Где орел? Нет его.

Прощай, быстрый конь и езда!

Это начало конца.

Итак, мы рассмотрим твое предложение купить нашу землю. Если мы согласимся, сделаем это, чтобы гарантировать себе резервацию. Может быть, там сможем прожить конец наших дней, как сами хотим.

Когда последний краснокожий исчезнет с этой земли и его память будет только как тень облака, проплывающего над прерией, души народа моего будут пребывать на этих берегах и в этих лесах. Потому, что они любят эту землю, как новорожденный любит сердцебиение матери своей.

Если мы продадим тебе землю нашу, любите ее как мы ее любили. Заботьтесь о ней, как мы о ней заботились. Сохраните в памяти вашей вид ее таким, как он теперь есть, когда принимаете ее от нас.

И всеми силами вашими, всей душой вашей и всем сердцем вашим сохраняйте ее для детей ваших и любите ее как Бог любит нас всех.

Одну истину мы познали: наш Бог — это Бог для всех людей, и земля дорога Ему. И белый человек не может избежать общей судьбы нашей.

Может быть, мы еще станем братьями?

Сердце верующего не должно быть куском плоти, который проявляет сострадание к одним созданиям и бездушен в отношении других. Помня о завете проявления хорошего отношения к другим, мы иногда не учитываем, что «другие» - это не только люди, но также и иные творения Аллаха, окружающие нас. Животные, птицы и даже растения. Наряду с уважением к человеческой душе мы также обязаны взращивать в наших сердцах уважение и милосердие к менее разумным существам нашего мира.

Всевышний Аллаха ограничил их в разуме и обязанностях, но каждое из этих созданий наделил духом – жизнью. К сожалению, некоторые не придают этому значения, суживая круг живого до себя и себе подобных. А ведь животные и птицы – такие же создания, просто немного другие, чем мы. И живость наших сердец должна отражаться не только в милосердии к людям, но и в милосердии к нашим меньшим братьям, как мы их иногда называем.

В Сунне приведены убедительные истории, из которых следует, что наказание и вознаграждение за то или иное отношение к животным – не менее серьезно, чем за большие грехи и благодеяния. Например, в одном из достоверных хадисов говорится: «Одна женщина подверглась мучениям за кошку, которую она держала взаперти, пока та не сдохла, и за это вошла в адское Пламя. Она не кормила и не поила её во время заточения и не отпускала её, чтобы та могла питаться сама, тем, что даёт земля» (Бухари, Муслим) В другом хадисе передается, что Абдулла ибн Джаъфар рассказывал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) желал справить нужду, то предпочитал скрываться за какой-то возвышенностью или в зарослях пальм, и в этот день он зашел в один из садов, принадлежавших некоему ансару. И к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, подошёл верблюд, который издавал дрожащий звук, выходящий из глубины горла, а из глаз его текли слёзы. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, погладил его по животу и за ушами, затем сказал: «Кто хозяин верблюда?» Тогда пришёл один юноша из ансаров и сказал: «Посланник Аллаха, он мой». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Неужели ты не боишься Аллаха в том, что касается этого животного, над которым Аллах дал тебе власть?! Оно пожаловалось мне, что ты моришь его голодом и перегружаешь».

В другом хадисе говорится о вознаграждении, которое получил один из людей благодаря доброму отношению к собаке: «Как‑то одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашел колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек подумал: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня». После чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. (Поднявшись же наверх,) он напоил собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)». Его спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» Он ответил: «Награда - за все живое» (Аль‑Бухари).

Для многих не составляет большой проблемы убить муравья, паука или какое-либо другое насекомое или животное, просто бездушно раздавить, не чувствуя вины или упреков совести. А ведь за каждую из таких смертей придется нести ответственность. Ведь как сказано в хадисе, переданном ан-Насаи: «Тот, кто убьет даже воробья или кого‑то больше этого не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день».

Более того, мы не только не задумываемся, почему мы так делаем, мы даже не подозреваем, что убивая эту маленькую душу, мы прерываем жизнь создания, которое было верно своему Творцу и поминало его. Об этом сказано в Коране:

«Нет ничего, что не возносило бы Ему хвалу, но вы не понимаете их прославления» (сура «аль Исра», «Ночной перенос», аят 44)

«Перед Аллахом падают ниц все обитатели небес и земли, животные и ангелы, и они не проявляют высокомерия» (сура «ан-Нахль», «Пчелы», аят 49)

«Не видишь ли ты, как перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные и многие люди?» (сура «аль-Хадж», «Паломничество», аят 18)

«Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они прославляли Нас вместе с Даудом» (сура «аль Анбия», «Пророки», аят 79)

У животных есть свой язык, чувства, привычки, характеры. Развивать эмпатию (сочувствие) к ним – это такая же обязанность, как и проявление доброты по отношению к людям. Наше «пространство живого», к чему мы относимся с трепетом, заботой и не нарушаем права должно расширяться за счет животных и иных живых творений Аллаха. И это кстати говоря не роскошь, которую могут себе позволить только особо просветленные, а обязанность, которую должен исполнять каждый верующий. И сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Воистину, Аллах предписал делать добро (или делать хорошо) по отношению ко всему сущему» (Муслим).

Пусть Всевышний простит нам вред, который мы по несправедливости причинили Его творениям и дарует нам милосердие, которым впредь мы защитимся от нарушения чьих-либо прав, даже если это растение или насекомое.

Мусульманин обязан уважать установки религии и быть милосердным по отношению к творениям Аллаха. Религия Ислам повелевает уважать права людей, то также считаться с правами всевозможных живых созданий.

Насколько человек милосерден к людям, настолько он должен быть милосерден и к животным, птицам. Держать птиц в клетках, не кормить и не поить животных во время, перевозить у них на спинах слишком тяжелую поклажу, бить, ударять по особенно больным местам – каждый из этих поступков будет грехом. Из этого хадиса становится известно, что за очень маленькие добрые дела могут проститься большие грехи.

Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Однажды по дороге шел человек, и его мучала жажда, и тут он нашел колодец, спустился туда и напился. Потом он выбрался из него, а там собака, высунув язык, грызет сырую землю от жажды. И сказал человек: «Эта собака изнурена жаждой так же, как был изнурен ею я». И он, спустившись в колодец, наполнил свою туфлю водой и, держа ее в зубах, выбрался и напоил собаку. И Аллах был благодарен ему и простил все его грехи». Люди сказали: «О Посланник Аллаха! Неужели нам и за доброе отношение к животным будет награда?» Он сказал: «Награда будет за доброе отношение ко всему живому».

Становится ясно, что Господь может простить человека в нескольких случаях:

1. Если тот покается. Нет грехов, которые бы не исчезли от покаяния, совершенного по всем условиям. Нет человека, не имеющего права на покаяние. Это общее правило. От покаяния не только исчезают грехи, но и само оно может быть зачтено как святое дело.

2. Если тот будет молиться и просить у Аллаха о прощении грехов. В большинстве случаев человек одновременно и раскаивается в совершенных грехах, однако это не обязательно при покаянии. Человек может покаяться и не молиться о прощении грехов и просить о прощении грехов, но не покаяться. Просить прощения грехов, безусловно, нужно. И Аллах может простить.

3. Если тот совершает благочестивый поступок: «Почему же среди поколений, живших до вас, оказалось совсем немного достойных людей, выступавших против нечестия, - из числа тех, которых Мы спасли? А те, которые были нечестивы, предпочли дарованные им (мирские блага) и стали (тем самым) грешниками » (11:116). Нельзя сказать, что любое святое дело ликвидирует любое злодеяние. Шариат не разрешает содеять зло человеку, говорившему: «Мои святые дела ликвидируют мои грехи» . Однако из-за благочестивых дел (если те будут приняты Аллахом) дурные поступки могут быть уничтожены. Даже очень большие грехи могут быть прощены из-за добрых дел. Примером служит рассказанный в хадисе поступок этого человека. Чтобы дело считалось благим, недостаточно внешних признаков - оно должно быть выполнено по совести. Внешним признаком служит прекращение человеком греховных поступков. Не всякое богослужение (намаз) препятствует разврату и греховным поступкам, а только такое, которое принято Аллахом.

4. Если тот прочитает ду’а за мусульман или другие мусульмане почитают ду’а за него. Есть доказательства того, что эти поступки могут служить причиной прощения грехов.

5. Если тот повстречает в жизни невзгоды, утраты, горе. Пророки попадали в большие беды. Среди современников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) тоже было много тех, кто видел серьезные бедствия. Говорят, что госпожа ’Айша (жена Пророка Мухаммада) всю жизнь каялась и плакала из-за своей поездки в Басру. Рассказывают, что ’Али (четвертый праведный халиф) после событий в Сафине погрузился в печаль и говорил: «Чем видеть эти дни, лучше бы перешел в загробный мир!».

Исламское предание (сунна) об отношении к животным
ДОБРОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ
103. От Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха сказал:
"Некая женщина была наказана из-за кошки. Она держала ее взаперти до тех пор, пока та не умерла. Так вошла она из-за нее в Ад. Она не кормила и не поила ее, и не дала ей возможности питаться земными тварями”.
(Бухари и Муслим. Редакция Муслима)

104. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха сказал:
"Однажды по дороге шел человек, и его замучила жажда, и тут он нашел колодец, спустился туда и напился. Потом он выбрался из него, а там собака, высунув язык, грызет сырую землю от жажды. И сказал человек: «Эта собака изнурена жаждой так же, как был изнурен ею я». И он, спустившись в колодец, наполнил свою туфлю водой и, держа ее в зубах, выбрался и напоил собаку. И Аллах был благодарен ему и простил все его грехи”. Люди сказали: "О Посланник Аллаха! Неужто нам и за доброе отношение к животным будет награда?” Он сказал: "Награда будет за доброе отношение ко всему живому”.
(Бухари и Муслим. Редакция Бухари)
А в другом хадисе, приведенном у Бухари, сказано:
"И Аллах был благодарен ему, и простил его грехи, и ввел его в Рай”.

________________________________________
105. От Абу Я‘ли Шаддада ибн Ауса, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха сказал:
"Аллах предписал блюсти совершенство во всем. Итак, ежели вам придется убить, то сделайте это как надлежит, а ежели зарезать животное, то и в этом будьте совершенны. И пусть каждый из вас (как следует) наточит свой нож и облегчит (муки) животному”.
(Муслим
Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил убивать четырех животных: муравьев, пчел, удода и сорокопута.
Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд, а Ибн Хиббан назвал его достоверным

Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не выбирайте мишенью тварь, обладающую душой».
Этот хадис передал Муслим

Передают, что Шаддад ибн Аус, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, Аллах предписал умение во всех делах. Если убиваете, то убивайте надлежащим образом, если же зарезаете, то зарезайте надлежащим образом. И пусть каждый из вас заточит свой клинок и не причиняет страданий жертве».
Этот хадис передал Муслим.

Сообщается, что Са‘ид бин Джубайр, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
«(Однажды,) когда я (вместе с другими) находился в обществе Ибн ‘Умара, он прошёл мимо юношей (или: группы людей), которые привязали к чему-то курицу и стали в неё стрелять. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар сказал: "Кто сделал это? Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклинал тех, кто занимался этим!”»
В другой версии этого хадиса сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклинал (таких людей), которые отрезали части тела ещё живых животных!»
(Сахих аль – Бухари)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Была прощена одна блудница, которая проходила мимо высунувшей язык собаки, которая умирала от жажды у колодца: (эта блудница) сняла башмак, привязала его к своему покрывалу и зачерпнула для неё воды, и за это простились ей (её грехи)».
(Сахих аль – Бухари)

Слова Аллаха Всевышнего "и расселил на ней1 разных животных” ("Корова”, 164; "Лукман”, 10).
1329. (3297). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносивший проповедь с минбара, сказал: "Убивайте змей, и убивайте змей с двумя полосами на спине, и убивайте куцых змей2, ибо они могут лишить зрения и вызывают у беременных выкидыши”».
‘Абдуллах (бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими,) сказал:
«Однажды, когда я гонялся за змеёй, чтобы убить её, Абу Любаба сказал мне: "Не убивай её!” Я сказал: "Но ведь убивать змей велел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” Он сказал: "Поистине, потом он запретил убивать змей, живущих в домах”».
(Передатчик этого хадиса сказал):
«(Такие змеи называются) "аль-‘авамир”».
Защита от опасных зверей и насекомых

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды один человек пришёл к пророку  и сказал: "О посланник Аллаха, чего я только не натерпелся от скорпиона, который ужалил меня вчера!" В ответ ему пророк  сказал: «Поистине, если бы вечером ты сказал: "Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он сотворил", - он не причинил бы тебе вреда!»15 Муслим 2709.

Также посланник Аллаха  сказал: «Тот, кто вечером трижды скажет: "Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он сотворил", - будет защищён в эту ночь от укуса змеи». аль-Хаким, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. "Сахиху-Ттаргъиб” 749.

اَعُوذُبِكَلِمَاتِ اللَّهِ التَّامَّاتِِِِِِ مِنْ شَرِّمَاخَلَقَ

/А‘узу бикалимати-Лляхи ттаммати мин шарри ма хъалякъ/.

Запрещено убивать пчел, муравьев, удодов, сорок, жаб и лягушек.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщил, что "посланник Аллаха (c) запретил убивать четырех: муравья, пчелу, удода и сороку (сард)”. Ахмад 1/332, Абу Дауд 5267. Имам Ибн Хиббан и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
Имам аль-Байхакъи сказал: "В этом хадисе доказательство на запрещение употребления в пищу того, что запрещено убивать. И если бы есть это было дозволенно, то пророк (c) не запретил бы их убивать!” См. "Субулю-Ссалям” 4/107.
‘Абд ар-Рахман ибн ‘Усман рассказывал: "Некий лекарь спросил посланника Аллаха (c) об изготовлении лекарства из лягушек (жаб), и он запретил их убивать”. Ахмад 15197, ад-Дарими 1998. Хадис хороший.
‘Абдуллах ибн ‘Амр говорил: "Не убивайте лягушек, ибо их кваканье прославление Аллаха!” аль-Байхакъи в "Сунануль-кубра” 19166. Достоверность подтвердили имам аль-Байхакъи, ан-Науауи и хафиз Ибн аль-Муляккъин.
Нельзя есть то, что велено убивать
В хадисах пришло веление убивать змей, злых собак, мышей, коршунов, воронов, скорпионов и ящериц.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что пророк (c) сказал: «Среди живых существ есть пять видов, каждый из которых приносит вред, и посему их можно убивать как на священной земле (Мекке), так и за ее пределами. Это – скорпион, коршун, ворон, мышь и злобную (кусающую) собаку». аль-Бухари 3314, Муслим 1198.
Са’д ибн Аби Уаккъас рассказывал: "Пророк (c) повелевал убивать ящериц”. Муслим 2238.
В хадисе речь идет о маленьких ящерицах (уазгъ), а что касается варанов, то употреблять в пищу их не запрещено. От Ибн ‘Умара сообщается, что когда пророка (c) спросили о варане, можно ли его есть, он (c) сказал: «Я его не ем, но и не запрещаю». аль-Бухари 5536, Муслим 1943.
Посланник Аллаха (c) сказал: «Убивайте змей и скорпионов, даже если вы находитесь в молитве». ат-Табарани. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-джами’» 1151.
Однако, если змея заползла в дом, то ее нельзя убивать, ибо это может быть джин. Следует велеть ей покинуть дом и подождать три дня, после чего если она не выйдет, то ее можно убить, ибо это шайтан. См. "Сахих Муслим” 2236.

О запрещении убивать животное без причины
От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (c) сказал: «Если кто-либо из людей убьет даже воробья или кого-либо выше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день». Его спросили: "О посланник Аллаха, а каково его право?” На что пророк (c) сказал: «Зарезать его и съесть, а не оторвать ему голову и выбросить!» ан-Насаи 7/239, Ахмад 4/389. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Насаи, Ибн Хиббан, аль-Хаким, хафиз аль-Мунзири, Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См. также "Сахиху-ттаргъиб” 1/631.
Однажды Ибн ‘Умар проходил мимо юношей, сделавших своей мишенью курицу и принявшихся стрелять в неё из луков, отдавая её хозяину каждую стрелу, которая не попадала в цель. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар сказал: "Кто сделал это? Да проклянёт Аллах занимавшихся этим! Поистине, посланник Аллаха (c) проклинал, делавших мишенями для себя то, в чём есть душа!” аль-Бухари 5515, Муслим 1958.
О проявлении милосердия к животному
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Посланник Аллаха (c) сказал: «Кто проявит милосердие во время жертвоприношения, к тому Своё милосердие проявит Аллах в День воскрешения»”. аль-Бухари в "аль-Адабуль-Муфрад” 381. Ибн ‘Ади в "аль-Камиль” 2/259. Хадис хороший.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды посланник Аллаха (c), проходил мимо человека, который точил свой нож, поставив ногу на морду овцы, тогда как она смотрела на него. Пророк (c) спросил этого человека: «Почему ты не наточил свой нож до того, как повалить её на землю?! Неужели ты хочешь умертвить её дважды?!»” ат-Табарани в "аль-Кабир” 3/140/1 и "аль-Аусат” 1/31. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
О запретности поношения петуха
1730. Передают со слов Зайда бин Халида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не ругайте петуха, ведь это он будит (вас) для молитвы! (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
О запрещении держать собаку, если только (её не держат) для охоты или для охраны скота или посевов
1688. Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Награда за (добрые дела) того человека, который держит собаку, ежедневно уменьшается на два карата, если только (он не держит) её для охоты или охраны скота». (Аль-Бухари; Муслим)
В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): ...на карат.
1689. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, награда за дела того, кто держит собаку, ежедневно уменьшается на карат, если только собака (эта не предназначается для охраны) пашни или скота. (Аль-Бухари; Муслим)
В той версии (этого хадиса, которую приводит только) Муслим(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,
сказал);
Награда того, кто держит собаку не для охоты и не для (охраны) земли и скота, каждый день уменьшается на два карата.
(Сахих аль – Бухари)
О запрещении подвергать мукам огня любое живое существо, даже если дело касается муравья и подобных ему тварей
1609. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отправивший нас в военный поход, сказал нам: «Если встретите такого-то и такого-то», - имея в виду двух курайшитов, имена которых он назвал, - «сожгите их!» А потом, когда мы уже хотели двинуться в путь, он сказал: «Поистине, я велел вам сжечь такого-то и такого-то, но, поистине, мукам огня вправе подвергать один лишь Аллах, (а поэтому) если вы найдёте этих двоих, то (просто) убейте их». (Аль-Бухари)
1610. Сообщается, что Ибн Мас"уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды, когда мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершали один из походов, он удалился по своей надобности, а мы увидели красную птицу с двумя птенцами. И мы взяли её птенцов, а эта птица приблизилась (к нам) и стала летать вокруг, хлопая крыльями. Вернувшись назад, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «Кто заставил страдать эту птицу и её птенцов?! Верните их ей!» Когда же он увидел муравейник, который мы сожгли, то спросил: «Кто сжёг это?» Мы ответили: «Мы». Тогда (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): «Никто, кроме Господа огня, не должен подвергать других мукам огня!» (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
(Сахих аль – Бухари

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, увидевший осла с выжженным на морде клеймом, выразил своё неодобрение этому.
(Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими,) сказал: «Клянусь Аллахом, я поставлю ему клеймо только на самом большом удалении от морды!», - после чего по его приказу его ослу прижгли бёдра, и он бы первым, кто поставил животному клеймо на бёдрах. (Муслим)
1608. Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) мимо Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, прошёл осёл, на морде которого было выжжено клеймо, и он сказал:

Да проклянёт Аллах того, кто заклеймил его! (Муслим) В другой версии этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал наносить удары по лицу и клеймить морды животных.