Как выглядит базилика с нефами. Типы и планы базилик. Связь архитектуры церквей с языческой культурой

прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Древнем Риме - судейские и торговые здания, позже - один из главных типов христианского храма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Базилика

гр. basilike - дом царя) – 1) прямоугольное в плане здание, разделенное на несколько продольных нефов рядами столбов или колонн. Средний (главный) неф выше боковых, стены его имеют окна, расположенные над крышами боковых, в Древнем Риме базилика – это судебные или торговые здания; 2) широко распространенный тип композиции христианских храмов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗИЛИКА

греч.) - прямоугольная зала, состоящая обычно из трех или пяти продольных частей (нефов), ориентированных с запада на восток и разделенных колоннами или столбами. Сформировалась еще в архитектуре Древнего Рима, а затем получила широкое распространение в раннехристианскую эпоху как основной тип культовых сооружений. На востоке в дальнейшем была вытеснена крестово-купольным храмом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Базилика

от греч. basilike - царский дом) - в ант. и средневековой культуре здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных проходов-нефов рядами колонн или столбов. Средний (главный) неф , как правило, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов. С утверждением христианства б. стала одним из основных типов храмов, центр, неф которого завершается ориентированной на восток апсидой, где находится алтарь. Постепенно б. приобрела форму лат. креста.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗИЛИКА

портик в Афинах, где заседал архонт басилей; вытянутое в плане прямоугол. здание, разделенное внутри продольн. рядами колонн или столбов (пилонов) на нечетное кол-во удлиненных частей (т.н. нефов), имеющих самостоят. перекрытия; средний, гл. неф, всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезан. окнами, выступает над крышами боковых нефов. Б. имеет обычно перед входом попереч. в плане помещение (притвор, или нартекс), а в противополож. конце среднего, обычно большого по ширине, нефа - полукруглый выступ (т.н. аспида), крытый полукуполом. Первонач. Б. имели деревян. открытое стропильное перекрытие (скрытое иногда потолком), позднее замененное каменным сводчатым. В Др. Риме Б. служили суд. залами, рынками, биржей и пр. Христианство использов. Б. как место для молитвен. собраний, постеп. превратив ее в храм.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Базилика

(греч. царский дом). У римлян Б. был торговый или судебный зал. В Афинах назв. «Б.» было присвоено месту заседания первого архонта-базилея. По своей форме Б. - прямоугольное в плане здание, б. ч. со мн. нефами. Самой др. рим. Б. считается Порциева Б., построенная ок. 184 до н. э. Среди других выдающихся примеров базиликальной архитектуры можно назвать Эмилиеву Б. (179 до н. э.), Юлиеву Б. (12 н. э.), Ульпиеву Б. (113 н. э.) и Максенциеву Б. (окончена Константином в 315 н. э.). Раннехристианская Б. разделялась внутри 2 рядами колонн на 3 нефа, из которых гл. неф включал в себя апсиду. Внутр. помещения Б. освещались через оконные отверстия над крышами боковых нефов. Существовали различные формы Б., одной из них была крестообразная Б., образованная добавлением поперечного нефа той же ширины и высоты, как и первые. Наиболее ярким примером слияния базиликальной архитектуры с центрально-купольной является храм св. Софии в Константинополе.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗИЛИКА

Базилика (sc. domus или porticus), великолепные здания в Риме и в провинциях, назначавшиеся для судебных заседаний и для торговых сделок, дума и биржа (Cic. Verr. 2, 5, 58. Cic. ad Att. 22, 14); вверху шла кругом галерея для зрителей, как это видно из остатков такого здания в Вероне (ср. Roma, Рим, 8). Первая Б. в Риме построена была Катоном Цензорием на форуме, рядом с Курией, и называлась В. Porcia, как и другие, выстроенные впоследствии, назывались по именам своих строителей. Б. состояла из среднего корпуса и двух боковых корпусов, отделенных от него рядом колонн; некоторые, напр. Bas. Julia и Bas. Ulpia, имели пять таких корпусов, следовательно, четыре ряда колонн. На одном конце главного корпуса находилось отделение, отгороженное решеткой, как алтарь в церкви; или выстроена была особая трибуна для судей и адвокатов. Внутри были вверху галереи для зрителей. Vitr. 5, 1. Со времени Константина Великого многие Б. обращены были в церкви и архитектура их служила основанием и при закладке христианских церквей. Название свое они получили от????? ???????? или???????? в Афинах, присутственного места архонта???????? (см. Attica, 12, Аттика). ср. : Zestermann. Die antiken und die christl. Basiliken (1847).

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗИЛИКА

(греч. Basilike - царский дом) - вытянутое в плане прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько проходов (кораблей или нефов), что позволяло надежно перекрывать большие пролеты. Прямо-угольная базилика с тремя нефами, средний из которых выше боковых, впервые была использована в заупо-койном храме египетского фараона Джосера (III династия). Она стала прообразом микенского и греческого зала (мегарона), римской и христианской базилик. В Афинах базиликой называли место заседания первого архонта - базилея. В Древнем Риме в форме базилик сооружались судебные и торговые помещения. Луч-шими памятниками римской базиликальной архитектуры были Порциева (ок.184 г. до н.э.), Эмилиева (179 г. до н.э.), Юлиева (12 г. до н.э.), Ульпиева (112 г. н.э.) и Максенциева (окончена императором Константином I в 315 н.э.) базилики. Христианская базилика, легшая в основу романского и готического церковного зодчества, была разделена на три, пять или большее количество продольных нефов, пересеченных поперечным нефом - трансептом, так что здание имело в плане форму креста. Восточная часть заканчивалась полу-круглым выступом - апсидой, где помещался алтарь.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗИЛИКА

одна из двух ведущих архитектурных форм в церковном зодчестве (базиликальная и центрально-купольная). Б. (от др.-греч. "царский дом") в античные времена представляла собой общественное здание, где производился суд, велись торговые сделки и т.п. По типу Б. в IV-VI вв.

строятся и первые христианские церкви в Византии. Они имели вытянутую прямоугольную форму, разделенную на 3 или 5 продольных частей - нефов рядами столбов или колонн, при этом средний главный неф был выше и шире боковых.

в. части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом - апсидой, помещался алтарь, в з. - вход. Продольные нефы пересекались поперечным трансептом, выступающим с обеих сторон, так что здание имело в плане форму креста - главного символа христианства. В дальнейшем тип храма-Б. утвердился в 3.

Европе (романский стиль), а в самой Византии и на Руси преобладал центрально-купольный. Отдельные сооружения сочетают в себе оба конструктивных принципа. Напр., храм св. Софии в Константинополе соединяет в себе базиликальный план с купольным перекрытием и центрально-купольный тип конструкции христианского храма. Здания этого типа либо квадратные в плане, либо круглые. Круглые (или лепестковые) имеют внутри колонны, несущие купол.

Более распространены квадратные храмы. Четыре массивных внутренних столба делят их пространство на 9 ячеек, соединенных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Базилика

базили?ка, бази?лика) (греч. ???????? - царский дом)- тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечетного числа (3 или 5) различных по высоте нефов.

Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф - более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos - свод, арка), увенчанной полукуполом.

Входом в базилику является поперечный объем - нартекс - притвор, входное помещение, которое обычно примыкает к западной стороне христианских церквей. В храмах раннехристианского и средневекового периодов нартекс был предназначен для прихожан, не имевших разрешения входить внутрь главного помещения, т. н. оглашенных, готовых принять христианство.

Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1983. С. 107-110.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

1) в рим. архитектуре большой зал для собраний, часто продолговатый в плане, с высоким центр, пространством, освещенным вертикальными окнами. Древнейшая Б. сохран. в Помпеях - бол. прямоуг. здание, узким входом обращенное на форум. Имела пятипролетный портал - вход в вестибюль. Интерьер обходила двухъярусная колоннада. Перспективу колоннады в глубине Б. замыкал трибунал - двухъярус. возвышение на подии для выступлений судей. Среднее пространство Б. было перекрыто. Существовал и др. род базиликальных зданий, с поперечной ориентацией: Б. в италийском г. Коза была обращена к форуму открытой длинной стороной и имела апсиду напротив входа;

2) форма раннехрист. церкви, с высоким вертикальным нефом, кончающимся апсидой, к-рый фланкирован двумя более низкими боковыми нефами и перекрыт деревянной крышей.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Неф - это один из главных элементов европейской храмовой архитектуры. Что означает данный термин? Откуда он происходит? Какие главные особенности нефов в архитектуре? Об этом пойдет речь в нашей статье.

Неф - это... Происхождение термина

Храмовая архитектура поистине поражает и вызывает восхищение. Смотря на величественные соборы с остроконечными шпилями и огромными витражными окнами, сложно поверить в то, что эту красоту создал человек. Об одном из ключевых элементов храмовой архитектуры мы поговорим в данной статье.

Что такое неф? Под этим термином подразумевается часть храмового здания, предназначенная непосредственно для пребывания верующих. Каково значение слова «неф»? Этот архитектурный термин происходит от латинского слова navis, что переводится как «корабль».

Действительно, неф - это продольный элемент в конструкции храма, помещение, очень напоминающее по форме судно или корабль. Он не случайно имеет такую вытянутую форму, символизируя тем самым долгий путь христианина к спасению. Иными словами, церковь - это не что иное, как корабль, который проведет истинного верующего сквозь все бури и волны бушующего океана жизни.

Базилика как тип сооружения

Базилика (с древнегреческого - «дом царя») - особый тип сооружения, прямоугольный в плане. Он состоит из нечетного количества нефов, разных по своей высоте.

Базилика включает в себя несколько архитектурных элементов. Это:

  • нефы (центральный, боковые);
  • трансепт;
  • средокрестие;
  • нартекс;
  • колокольни;
  • придел;
  • апсида;
  • деамбулаторий.

Если нефов в базилике несколько, то они разделены внутри колоннами или столбами. При этом центральный (как правило, самый высокий) вверху освещается окнами второго яруса здания.

Первые базилики начали строить древние греки. Потом этот тип сооружения был позаимствован зодчими Римской Империи.

Итак, что такое неф в храмовой архитектуре, мы обсудили. Теперь давайте рассмотрим более детально этот элемент.

Неф в архитектуре соборов

Итак, в храмовой архитектуре нефом называют продольную, вытянутую часть интерьера, которая ограничена (с одной или обеих сторон) рядом колонн.

Чаще всего в три нефа (реже - один или пять). При этом центральный всегда выделяется по высоте и по ширине. Деление храмового строения на нефы имеет место и в готической архитектуре, и в барокко, и в классицизме.

Этот элемент применяется не только в храмовой архитектуре, но и в светской. Так, к примеру, трехнефное решение организации пространства часто можно наблюдать в интерьерах библиотек, а также во многих станциях метрополитена.

Что такое трансепт?

Трансепт - еще один основной элемент в архитектуре зданий типа базилики. По сути, это тот же неф, только поперечный, а не продольный. Хотя в крестово-купольных церквях неф и трансепт часто могут иметь одинаковую длину, образуя в плане идеальный по форме крест.

Как правило, этот архитектурный элемент выступает за пределы здания. Такие выступы-края называют апсидами. Пересекаясь с продольным нефом собора, трансепт образует средокрестие. Оно, в свою очередь, служит основой для храмового купола, башни или же шпиля.

Украшение нефов

Нефы в храме довольно часто украшают так называемыми окнами-розами, которые окаймлены лепными орнаментами или узорами. Сами же оконные стекла могут быть оформлены в витражной технике.

Порталы и колонны нефов также часто украшены искусной каменной резьбой. Стены могут быть дополнены изящной росписью. Пламенеющая готика - это именно тот стиль в архитектуре, для которого богатое украшение нефов орнаментами, резьбой и узорами является нормой. Самыми яркими примерами данного архитектурного направления выступают Собор в Реймсе, Руанский и Шартрский соборы.

Нефы-рекордсмены Европы

Самые протяженные нефы Европы находятся в следующих соборах:

  1. в (длина нефа - 93 метра).
  2. Кафедральный собор Святого Патрика в Дублине, Ирландия (91 метр).
  3. Буржский собор, Франция (91 метр).
  4. Собор Святого Петра, Ватикан (91 метр).
  5. Костел Святого Албана, Великобритания (84 метра).

Самые высокие нефы Европы находятся в следующих храмах:

  1. Собор Святого Петра в Бове, Франция (высота нефа - 48 метров).
  2. Собор Святого Петра в Ватикане, Италия (46 метров).
  3. Миланский собор, Италия (45 метров).

Вне всякого сомнения, самым выдающимся сооружением Европы базиличного типа является Собор Святого Петра в Ватикане. Это крупнейший христианский храм во всем мире! Собор Святого Петра является центром Католической церкви. А его купол высотой 133 метра - один из самых известных символов Рима.

В интерьерах собора - множество надгробий и скульптур, которые являются настоящими произведениями искусства эпохи Возрождения. Любопытно, что на полу центрального нефа указаны отметки других величественных мировых соборов, по которым каждый может сопоставить их размеры с параметрами храма в Ватикане.

Петра - трехнефная. Под ней расположена крипта, в которой хранятся 23 саркофага с Папами, а также могила апостола Петра.

Нефы Москвы

Нефы можно отыскать и в архитектуре российской столицы. Большая часть таких храмов в Москве - трехнефные. Это кремлевские соборы - Архангельский и Бориса и Глеба, а также Воскресенская церковь в Сокольниках.

Архангельский собор - один из России, который был построен еще в середине XIII столетия. Имеет пять глав. Второй ярус здания занимают хоры. Под собором есть некрополь, в котором покоятся останки древнерусских князей и царей. Здесь похоронены Иван Калита и Дмитрий Донской, царь Иван Грозный и другие (всего 56 погребений).

Воскресенская церковь в Сокольниках была построена в начале ХХ века в стиле "модерн". В плане имеет вид креста. Алтарь церкви направлен на юг, что необычно для православных храмов. Архитектор П. А. Толстых использовал при проектировании здания уникальный прием: пол церкви наклонен по направлению к алтарю. Это позволяет всем верующим свободно наблюдать за богослужениями.

В заключение

Таким образом, неф - это один из основных элементов в базиличных строениях. Он активно используется в различных типах сооружений, но чаще всего - именно в храмовой архитектуре. «Изобретателями» нефа в архитектуре считают древних греков.

Надземные христианские храмы получили распространение только начиная с 4 века, когда император Константин сделал христианство господствующей религией, но первые дошедшие до нас сооружения датируются 2 веком. Основным типом раннехристианского наземного храма стала базилика – одна из наиболее гармоничных и совершенных архитектурных форм поздней античности. Прототипом христианского храма в форме базилики послужили гражданские постройки античного Рима с протяженным планом и нишей для президиума в торцовой стене. Такие сооружения предназначались для судебных заседаний. Собственно, само слово «базилика» происходит от греческого «basileus», что означает царь и судья. Христианская базилика представляет собой прямоугольное в плане строение, ориентированное с запада на восток, в восточной стороне которого установлен алтарь. Со стороны алтаря базилика завершается полукруглой пристройкой, получившей название апсиды, а с западной стороны расположен вход. Часто большие по размеру базилики делятся рядами колонн на несколько продольных частей или нефов, центральный из которых наиболее велик.

Базилика ранних христиан уже содержит все основные элементы христианской церкви, которая традиционно делится на три части, имеющие как утилитарное значение для организации христианского культа, так и символические значение в религиозных представлениях о здании церкви. Эти части – пресвитерий, средняя часть храма и притвор или нартекс. Область пресвитерия служит для проведения служб и ее занимают только священнослужители; здесь расположен алтарь церкви (или главный алтарь, если их несколько). Средняя часть церкви вмещает крещеных христиан, молящихся или присутствующих на богослужении. Притвор служит для так называемых оглашенных, то есть, людей, которые еще не приняли крещение, но собираются это сделать.

Пресвитерий:

Средоточием литургической жизни храма является апсида (пресвитерий или алтарная часть), и на примере церковных построек раннехристианской эпохи можно понять, как формировалась ее символика. Если в апсидной части древнеримских гражданских базилик находилась ниша, указывающая на верховенство и благородство председательствующего, то в христианских базиликах апсида также служит местом возвеличивания Христа и часто украшается сценой «Христа во Славе» или «Преображения Господня». Вместе с тем апсида является местом осуществления основного христианского таинства евхаристии, которое напоминает о воплощении Христа, о человеческой его природе. Например, среди наиболее знаменитых церквей, построенных Константином – три знаменитых базиликальных храма: у Гроба Господня, на Масличной горе и в Иерусалиме. Все три постройки имеют одну общую особенность – они завершаются пещерой, в которой произошел какой-то эпизод из жизни Христа. Апсида всегда обращена на восток, так как здесь восходит дающее жизнь солнце и с этой стороной света связывается множество буквальных и символических значений. Христиане считали, что рай находится на востоке, что восток – символ добра, а запад – символ зла и обитель дьявольских сил. Движение с запада на восток (от входа церкви к алтарю) символизирует очищение и перерождение.


Апсида раннехристианской базилики, как правило, имела вид цилиндра со сводом в форме полусферы, который символизировал небесный свод. Такая конструкция апсиды стала, пожалуй, самой распространенной и воспроизводилась во многих типах христианских храмах последующих эпох.

В раннехристианских базиликах интерьер церкви делился на нефы. Их могло быть три или пять, центральный неф всегда был шире и выше. В верхней части стен базилики делались освещающие интерьер окна. Во времена Константина особое распространение получила пятинефная базилика. Колоссальные базилики константиновской эпохи с обилием мощных колонн, покрытые деревянными крышами и позолоченными изнутри, не дошли до нашего времени и об их внешнем виде можно судить лишь по описаниям. Хотя большие кафедральные храмы с пятью апсидами продолжали строиться в течение всей истории церковного искусства, постепенно пятинефную базиликальную церковь вытеснила трехнефная.

Кроме продольных нефов, в раннехристианских базиликах встречались поперечные нефы, образующие трансепт. Трансепт возник из-за необходимости вместить больше верующих вблизи алтаря церкви и завершал здание в алтарной ее области, образуя в плане букву «Т». Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, и план храма приобрел форму латинского креста.

Кроме нефа и трансепта в раннехристианских базиликах был еще один архитектурный элемент – деамбулаторий. Это крытый проход вокруг пресвитерия, который служил продолжением нефа и позволял верующим продвигаться вокруг алтаря, не нарушая ход богослужения. В раннехристианских базиликах деамбулаторий встречался редко, и получил распространение в романских и готических церквях, начиная с 11-13 века.

В раннехристианских базиликах мужчины и женщины находились отдельно в специально отведенных для них местах. Разделение по половому признаку было перенято из иудейской традиции: в синагогах женщины помещались наверху на специальных хорах. Также и в базиликах в боковых нефах существовали специальные галереи-эмпоры или так называемые «матронеумы», предназначенные для женщин.

Раннехристианская модель храма служила для последующих поколений почти непререкаемым авторитетом, особенно для христианского мира Западной Европы, где, несмотря на ряд существенные модернизаций и нововведений, основная структура храма оставались в целом неизменными на протяжении многих веков.

Здания отличаются сложным планом, состоящим из ряда почти замкнутых помещений небольшого размера

Монастырь Хора в Константинополе

В этот период возрастает роль наружной декорировки зданий. В отдельных памятниках применялся и скульптурный декор с растительным орнаментом, изображением людей и животных

Церковь Апостолов в Фессалониках, 1312-1315 гг.

59. Романская базилика.

Романское искусство XI - XII вв

Ведущим видом романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими - монахи. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов - одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место.

Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (клуатр). Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика - трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям.

дороманская базилика романский храм

В романских церквах четко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Но этот коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчеркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества, их разное место в иерархической структуре феодального общества. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний.

Характерные черты романской архитектуры

    В самом здании своеобразно решалась проблема освещения. Центральный коридор (неф) делали значительно выше и оконные проемы в нем устраивали над кровлею боковых коридоров. Со временем, когда количество молящихся увеличилось, пришлось пристраивать поперечный коридор (трансепт - “пересекающий”). Таким образом, в плане все здание получило форму католического четырехконечного креста.

    Характерными чертами романской архитектуры, кроме массивных стен, стали полуциркульные арки и цилиндрические(полуциркульные на подпружных арках) или крестовые каменные своды, пришедшие на смену деревянной кровле. (Недаром многие современные историки архитектуры называют романский стиль “стилем полукруглой арки”.) Для поддержки такой массы камня нужны были очень толстые колонны, которые иногда заменяли мощными крестчатыми или восьмигранными столбами - пилонами Символическое деление храма.

В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют “нартекс”), корабли или нефы и алтарь. При этом части символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам; или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу; западная - ад и была посвящена сценам Страшного Суда; северная - олицетворяла смерь, мрак, зло; а южная - посвящалась Новому Завету. В то же время сам Христос говорил, что он есть “путь, истина и жизнь”. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Интересно, что в романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни.

Кафедральный собор в Пизе, 1063- конец 13 в.

Церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране

Церковь Сен Сернен в Тулузе


Базилика (ბაზილიკა) - архитектурное сооружение, которое в античные времена использовалось для светских целей, а в христианскую эпоху - для религиозных. Применительно к Грузии это вид христианского храма простой прямоугольной формы с двумя рядами колонн внутри. Их очень много построили в V веке , затем пришла мода на купольные храмы, но время от времени базилики строили и впоследствии.

Классическая схема базилики на примере храма Долочопи

Этимология

Слово происходит от греческого "басилевс" (царь). Правила русского языка допускают ударение и на первом "И" и на втором. Иногда это слово используется как своего рода почётное звание. Существует еще одно почётное звание - "малая базилика", которое вобще не имеет отношения к архитектуре. Пусть вас это не запутает.

Что это такое

Базилика - простое прямоугольное в плане здание, которое разделено на три продольные части (нефа). Если её разделяют колонны или столбы, то это трёхнефная базилика . Если стены, то трёхцерковная базилика . Если разделения нет, а имеется один большой зал, то это вообще не базилика, а зальная церковь . Зальную церковь очень легко спутать с базиликой. Настолько легко, что даже на этом сайте они иногда путаются. Что поделаешь.

В Европе базилики обычно делятся на нефы круглыми колоннами. Когда-то Собор Парижской Богоматери был классической базиликой, и именно с тех давних времен сохранились его колонны. В Грузии колонны не прижились. Здесь предпочитали квадратные или крестообразные столбы. Круглые колонны в Анчисхати - позднее дополнение. Возможно, влияние Европы.

Кроме того, базилика обязана иметь окна на втором ярусе. Без них она превращается в псевдобазилику .

Как они появились

Считается, что первую базилику построил Марк Порций Катон Старший на римском форуме в 184 году до нашей эры. Потом их строили много и разных, и использовали для официальных мероприятий. Никто и никогда не использовал их как храм - это принципиально важный момент.

Судьба базилик круто изменилась, когда их решили сделать храмами. Этот момент истории сам по себе очень важен. Дело в том что до своей легализации в 313 году христианские общины существовали подпольно, собирались в частных домах и пещерах и храмов не строили. Тогда вообще было не очевидно, что общинам нужен храм: например, еврейские общины жили без храмов, обходясь синагогами. Почти ничего в христианской догматике не вынуждает христиан строить специальные сооружения для богослужений.

И вот наступил 313 год, христиане вышли из подполья, и было решено, что им всё же нужен какой-то храм. Но какой именно? Надо ли строить "как язычники" или же следует строить как угодно, но "не как они". Интересно, что оба вопроса уже решились в Армении (если она действительно была крещена в 301, а не в 314): армяне раньше римлян решили, что храм таки нужен и построили его, тот самый Эчмиадзин - к сожаланию, в неизвестном нам виде.

В IV веке христианские общины следовали принципу, который впоследствии сформулирует Александр Мень: "Христианство - не религия, а кризис всех религий". То есть, христианство не просто ещё один культ, а нечто совсем другое. Поэтому христианский храм должен быть ничем не похож на языческие храмы. И было решено строить храмы в виде базилик.

Это было революционное решение и оно наверняка оскорбляло эстетические чувства язычников того времени. Это примерно то же самое, что сейчас проводить службы в конференц-залах. Это вроде как очень бездуховно и несакрально. Таков был замысел: вероятно, в базилике новообращённым было сложнее впадать в медитации, ощущать "святые вибрации" и вообще тащить а собой из язычества всю его эзотерику.

Первым храмом такого рода стала Латеранская базилика при резиденции папы римского (Латеранском дворце). Её возвели к 324 году. В 326 достроили базилику над могилой Святого Петра - знаменитый сейчас собор Святого Петра в Ватикане. В 330 году была построена базилика 12-ти апостолов в Константинополе.

Интересно, что заброшенные языческие храмы можно было бы использовать как христианские, ничего не меняя, но этого почти не происходило. Их перестраивали в базилики. Например, в Сиракузах стоял обычный греческий "периптер". Его внешние колонны заложили кладкой, а в стенах пробили арки. Где-то в Малой Азии был храм Афродиты в виде периптера. Там разобрали стены и сложили их снова так, чтобы колонны оказались внутри здания.Это говорит о том, насколько тогдабыло важно, чтобы христианский храм не был похож на языческий.

Купольных храмов сначала не строили вообще - они слишком явно ассоциировались с язычеством. Римский Пантеон остался языческим храмом еще несколько столетий, пока язычники не вымерли как явление. Однако, уже в самом конце IV века в Милане построили храм Сан-Лоренцо в виде купольного тетраконха . Уже сложно сказать, чем руководствовались авторы.

Вскоре после 459 года (смерти Симеона Столпника) случилось ещё одно важное событие: около сирийского Алеппо был построен храм Симеона Столпника. Над его каменным "столпом" возвели круглое здание с куполом, а с 4-х сторон пристроили 4 базилики. Так появилось сооружение, которое считается прообразом будущих крестово-купольных храмов. С начала VI века эти храмы начинают стремительно размножаться, вытесняя базилики. В этом веке языческая культура почти вымерла и купольный храм утратил все аллюзии на язычество.

Купольные храмы - восточное изобретение. В Европе (даже в Болгарии) базилики доминируют до сих пор, хотя и немного изменились внешне. В Грузии сейчас их примерно четверть от всех храмов. В России базилики не прижились вообще. То есть никак. На всю страну существует одна единственная базилика в Волгограде, которая вроде бы ещё в стадии строительства. По публикациям видно, что строительство базилики - это такой смелый эксперимент, который вполне может вызвать непонимание.

Базилики в Грузии

Грузия была крещена в 323 году. Первый храм (Светицховели) начали строить почти сразу, хотя существуют различные датировки этого события. Вероятно, это происходило почти одновременно со строительством Латеранского собора и Собора Святого Петра в Риме. Был ли храм базиликой? Отвеа на этот вопрос нет, зато есть .

Множество базилик было построено при царе Вахтанге Горгасале во второй половине V века . Сохранилась только одна: Болнисский Сион 477 года. Около 2012 года в Кварельском районе раскопали фундамент базилики Долочопи, которая датирована первой половиной V века. В том же веке, в неизвестные точно годы была построена маленькая базилика в монастыре Старая Шуамта . Так же Вахтанг перестроил храм Светицховели, превратив его в базилику - вероятно, очень похожую на Болнисский Сион. Впоследствии её перестроили в купольный храм, но кое-какие признаки базилики можно наблюдать по сей день.