Не согласен с результатами. Если работник не согласен с оценкой условий труда. Не бойтесь дополнительных мероприятий

Специальная оценка условий труда придумана для того, чтобы переложить финансовую нагрузку за компенсации «вредникам» на самих работодателей, у которых работники работают во вредных и опасных условиях. Поэтому работодатели крайне заинтересованы в том, чтобы условия на рабочих местах были признаны более безвредными. Работникам же это не выгодно, поскольку они теряют льготы и часть заработка.

В этой статье мы ответим на последний вопрос нашего читателя (начало статьи ): что делать работнику, если он не согласен с результатами спецоценки, и считает, что нарушена методика проведения СОУТ?

Контроль во время проведения спецоценки

В законе не сказано, что замеры вредных факторов обязательно проводятся в присутствии работника. Но работник имеет право присутствовать при оценке условий на его рабочем месте (п.1. ст. 5 закона №426-ФЗ). Не игнорируйте эту возможность.

Также воспользуйтесь правом задавать вопросы специалистам из организации, которая проводит спецоценку. Спрашивайте про измерения, про методики, которые они применяют, про нормы. Организация обязана давать разъяснения работникам по оценке условий на их рабочих местах (п.2 ст. 6 закона №426-ФЗ).

Обжалование результатов СОУТ

В законе есть статьи, которые дают право работникам обжаловать результаты СОУТ. В п.3 ст.5 закрепляется такое право, а в статье 26 конкретизируется, что для обжалования работнику нужно обратиться в госинспекцию труда или в суд.

Кстати, за полтора года существования спецоценки от работников поступили тысячи жалоб. В каких-то случаях эти жалобы были необоснованными, но выявились и случаи злоупотреблений со стороны работодателей, и некомпетентность организаций, проводящих СОУТ.

После получения от работника жалобы ГИТ может назначить экспертизу качества спецоценки. Но в этом случает экспертиза будет проводиться только относительно оценки условий труда на рабочем месте заявителя, т.е. одного работника.

На основании заключения экспертизы результаты СОУТ могут быть либо подтверждены, либо отменены. Если рузультаты отменяются, то работодателю нужно провести внеплановую спецоценку (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Судебная практика по СОУТ

Судебных решений по результатам спецоценки я нашла немного. Приведу один показательный пример – Апелляционное определение Иркутского областного суда от 19.11.2014. по делу №33-9563/14.

Суть спора: водители скорой помощи оспаривали результаты СОУТ на их рабочих местах, просили признать карты спецоценки недействительными.
При рассмотрении дела суд установил следующие обстоятельства:

  • О проведении специальной оценки рабочих мест истцы не знали.
  • Работодатель не ознакомил работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в установленный срок. Протокол общего собрания водителей гаража и акт об отказе от подписей присутствующих водителей признаны судом недопустимыми доказательствами. Так как из них не усматривается количество присутствующих на собрании, кого именно из водителей знакомили с результатами проведения специальной оценки условий труда и кто из водителей отказался от ознакомления.
  • Суду не представлено доказательств того, что проводились замеры уровня шума, уровня локальной вибрации трех автомобилях. Специалистом хронометраж рабочего времени на этих местах также не проводился.
  • Представленный лист обследования рабочего места №… не содержит подписи специалиста, проводившего замеры, поэтому является недопустимым доказательством, и не может быть положен в основу результатов оценки условий труда водителя на данном рабочем месте.
  • Согласно расчетам работодателя от 30 до 40% рабочего времени водители проводят за рулем, однако в карте хронометража указано 58%.

Оценив все обстоятельства дела, суд первой инстанции принял решение в пользу работников, удовлетворив их требования. Работодатель не согласился с этим решением и обжаловал решение суда в областном суде. Областной суд оставил решение районного суда в силе.

Если коротко, то пишется слитно, когда утверждается разногласие, и пишется раздельно, когда отрицается согласие.

Сравните:

Я несогласен с его мнением. (Утверждается то, что я против).

Я не согласен с его мнением. (Отрицается, что я согласен).

В примерах выше слово было кратким прилагательным. Этот принцип действует и для наречия «несогласно ».

Он действовал несогласно правилам. (Утверждение)

Он действовал не согласно правилам. (Отрицание)

Подробное описание

1. Пишутся слитно прилагательные и наречия с «не », если они приобретают противоположное значение с «не ». В таких случаях, как правило, их можно заменить синонимом без «не ». Например, «против ». Для наречия: «вопреки ». Правда, при замене слова синонимом в предложении может потребоваться изменение порядка слов и предлогов.

Я несогласен с решением совета. (= Я против решения совета.)

Он действовал несогласно правилам. (= Он действовал вопреки правилам).

2. Пишется раздельно , если имеется или подразумевается противопоставление.

Я не согласен с решением суда, а собираюсь подавать апелляцию.

Он действовал не согласно, а вопреки правилам.

3. Пишется раздельно , если есть пояснительные слова отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с «ни ») или сочетаний «далеко не », «вовсе не », «отнюдь не ».

Я отнюдь не согласен с решением совета.

Он действовал отнюдь не согласно правилам.

Примечание 2. При наличии в качестве пояснительного слова наречия «совсем » возможно как слитное, так и раздельное написание, что связано с двумя значениями, в которых употребляется указанное наречие:
1) «совершенно, очень»;
2) «отнюдь», «никоим образом»;

Сравните:

Я совсем несогласен. (Совершенно против).

Я совсем не согласен. (Отнюдь не согласен).

Двоякое толкование допускает и наречие «вовсе »:
1) «отнюдь »;
2) «совсем, совершенно » - в разговорном стиле речи;

Сравните:

Хотя я ценю ваше мнение, я вовсе не согласен. (Отнюдь не согласен).

Он поначалу высказывал сомнения по поводу эксперимента, а в итоге и вовсе был несогласен с его результатами.

6. Пишется раздельно в вопросительном предложении, если подчеркивается отрицание:

Не согласен ли ты был с этим еще вчера?

Примечание. Но пишется слитно , если отрицание не подчеркивается:

Разве он был несогласен? (= Разве он был против?)

В последнем примере возможно и раздельное написание, если предложение несет отрицание: «Разве он был не согласен? - Еще как согласен!».

Допустим, проверка прошла, протоколы, акты и иные документы составлены, вынесено постановление о наложении на предпринимателя либо организацию штрафа. Как поступать в случае несогласия с постановлением? Статья 30.1 Кодекса об административных правонарушениях гласит, о том, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим.

Таким образом, не согласный с должностным лицом, наложившим на предпринимателя ответственность или с размером самого штрафа предприниматель имеет полное право подать соответствующую жалобу в суд или в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

При этом обжаловать постановление

  • вынесенное судьёй - необходимо в вышестоящий суд;
  • вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  • вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.
  • Когда имеет место явное нарушение закона, направляйте свои жалобы и письма как минимум в три инстанции, что гарантирует объективность последующего рассмотрения.

    Государственным органам и должностным лицам, решение которых обжалуется, будет сложнее замолчать нарушение. Практика показывает, что вышестоящие инстанции, в целях профилактики по оценке законности работы собственной системы, берут подобные случаи «на карандаш». Для Вас также несомненным плюсом будет получение информации о рассматриваемом деле из нескольких источников и внимание компетентных государственных органов к нарушителям.

    При этом КоАП разрешает возможную коллизию, связанную с поступлением одновременно жалобы в суд и вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий орган). Так, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

    Постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражном суде в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

    Для правильного составления жалобы предприниматель должен хорошо владеть нормами права, указать в жалобе причины необоснованности или незаконности постановления по делу. Как правило, составление жалобы не под силу рядовому предпринимателю и фирме с небольшим штатом, поэтому с этим вопросом лучше обратиться к юристу, специализирующимся на подобных делах.

    Важно знать, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления и государственной пошлиной не облагается.

    Лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении и принявшее по нему постановление, должно направить копию такого постановления правонарушителю в течение трёх дней. Часто бывает, что плохая работа канцелярии органов, рассматривающих такие дела, и почтовая служба, не то что области, но и города, делает невозможным получение постановления в установленный законом срок. В отдельных, совсем уж печальных случаях, предприниматель получал жалобу утром того дня, когда должен подать жалобу, и у него на её подготовку оставалось не более 4-6 часов.

    Если с Вами приключилась подобная история, то ни в коем случае не выбрасывайте конверт со штемпелем, в котором стоит дата получения, или, если Вы получаете постановление лично, требуйте, чтобы на нем указали дату вручения. Это даст Вам повод для ходатайства о восстановлении пропущенных сроков обжалования. Согласно ч. 3 с. 30.3 КоАП восстановление десятидневного срока обжалования возможно по заявлению жалобщика.

    Предпринимателям стоит всегда помнить и то, что на постановление по делу об административном правонарушении может быть наложен протест прокурора. Для этого необходимо подать соответствующему прокурору жалобу. Подача такой жалобы осуществляется непосредственно в прокуратуру.

    Жалоба предпринимателя или протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении должны быть рассмотрены судом или должностным лицом, вынесшим такое постановление, в течение десяти дней со дня их поступления. При этом соответствующий орган, рассматривающий жалобу или протест прокурора, должны проверить законность и обоснованность соответствующего постановления по делу об административном правонарушении. Это означает, что проверяются компетенция органа, вынесшего постановление, наличие доказательств по делу, правильность их оформления документирования, обоснованность размера применяемых санкций (штрафа) и т.д.

    Орган, рассматривавший жалобу или протест на постановление по делу об административном правонарушении, может вынести одно из следующих решений:

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, наличие является основанием для прекращения дела (ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП), а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
  • об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
  • Если при рассмотрении жалобы или протеста будет установлено, что лицо или орган, принявший постановление по делу об административном правонарушении, не был уполномочен рассматривать такое дело, соответствующее незаконное постановление отменяется, а дело направляется на новое рассмотрение в соответствующий компетентный орган.

    В любом случае о результатах рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении должно быть в трёхдневный срок сообщено предпринимателю или прокурору. Конечно же, лучше всего предпринимателю присутствовать на рассмотрении дела об административном правонарушении, но когда у него по тем или иным причинам нет такой возможности, ему всё равно в течение трёх дней вышлют копию постановления по делу.


    Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценке условий труда (далее - СОУТ), в соответствии с законодательством о СОУТ.

    С 01.01.2014 вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ), который устанавливает правовые и организационные основы, порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

    Ранее гарантии и компенсации работникам, занятым на работах в условиях отличных от нормальных, предоставлялись по результатам аттестации рабочих мест и на основании Списков вредных профессий. С момента вступления в законную силу Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 421-ФЗ) основанием для назначения льгот являются конкретные условия труда работника, а не включение должности в какой-либо список или перечень производств.

    Минимальные размеры и условия их предоставления зафиксированы в ст.ст. 92, 117, 147 ТК РФ: минимальная доплата за работу во вредных или опасных условиях - 4% и минимальный отпуск - 7 дней, по новому законодательству предоставляются начиная только с класса 3.2, а сокращенная продолжительность рабочей недели - 36 часов, начиная с класса 3.3.

    В случае изменения размера льгот в результате спецоценки, в соответствии со ст. 74 ТК РФ, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца об изменениях трудового договора и их причинах. Если работник не согласен с новыми условиями труда, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Когда такой работы нет или работник от нее отказывается, трудовой договор прекращается (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

    В соответствии со ст. 9 Закона № 426-ФЗ для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению СОУТ, а также утверждается график проведения СОУТ. Комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест.

    Работники, согласно ст. 5 Закона № 426-ФЗ, вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на их рабочем месте; обращаться "к работодателю, его представителю, организации, проводящей

    СОУТ, эксперту организации, проводящей СОУТ (далее также - эксперт), за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ на своем рабочем месте.

    Законодательство о СОУТ предусматривает участие также профсоюзных структур в мероприятиях по СОУТ, в том числе посредством включения их представителей в состав комиссии по проведению спецоценки, предоставления профсоюзным представителям права на получение соответствующих разъяснений по результатам этой процедуры и на обжалование этих результатов, включая право инициировать проведение внеплановой специальной оценки условий труда.

    Деятельность членов комиссии со стороны профсоюзного органа заключается в контроле за полнотой и объективностью проведения специальной оценки условий труда. Член комиссии имеет право на мотивированное особое мнение по вопросам проведения СОУТ (ч.3 ст.15 ФЗ №426-ФЗ), а выборному органу первичной профсоюзной организации дано право на обжалование результатов СОУТ.

    Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда осуществляется по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных фактов экспертом организации, проводящей СОУТ, и оформляется в отчете.

    Работодатель должен организовать ознакомление работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах под роспись не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета, а работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

    В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона № 426-ФЗ, разногласия по вопросам проведения СОУТ, несогласие работника с результатами проведения СОУТ на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействия) организации проводящей СОУТ, рассматриваются государственной инспекцией труда (далее - ГИТ), решения которой могут быть обжалованы в судебном порядке.

    Также работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников, вправе обжаловать результаты проведения СОУТ в судебном порядке (ч. 2 ст. 26 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).

    В соответствии со ст. 24 Закона № 426-ФЗ работники имеют право обратиться в Комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края с заявлением о проведении экспертизы качества СОУТ в рамках государственной экспертизы условий труда (также это вправе сделать работодатель, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников).

    По результатам государственной экспертизы качества проведения СОУТ государственным экспертом или экспертной комиссией составляется заключение, которое в целях оценки качества СОУТ содержит вывод о качестве проведения специальной оценки условий труда, во всех случаях выявления нарушений, допущенных при проведении СОУТ, в заключении приводится описание выявленных нарушений.

    Не позднее трех рабочих дней с момента утверждения один экземпляр заключения экспертизы выдается на руки заявителю или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии заключения экспертизы направляются работодателю (в случае, если работодатель не является заявителем) и организации, проводившей СОУТ.

    Если экспертиза выявит нарушения порядка проведения СОУТ, то работник может требовать от работодателя восстановление порядка и объемов ранее предоставляемых гарантий и компенсаций (если по результатам СОУТ объем гарантий и компенсаций был снижен) за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а работодатель - требовать компенсации затрат от организации, проводившей специальную оценку условий труда, в судебном порядке. Кроме того, с заключением экспертизы заявитель вправе обратиться в государственную инспекцию труда в Хабаровском крае для принятия в рамках компетенции мер реагирования, в том числе выдачи предписания о проведении внеплановой специальной оценки условий труда и привлечении к административной ответственности виновных лиц.

    Если заявитель не согласен с результатами экспертизы, он вправе обратиться в Минтруд России с целью рассмотрения возникших разногласий.

    • По результатам проведенной оценки мой заместитель значительно превосходит меня. Как в такой ситауции сохранить свой авторитет?
    • Как составить тесты на входной контроль сотрудников, умение четко следовать инструкциям?
    • Какие инструменты можно использовать для закрытия вакансии продавца?
    • Как проводится аттестация, при помощи каких методов оценки персонала?
    • По каким реперным точкам (показателям) и с какой периодичностью обычно ведется мониторинг процессов подбора персонала?

    Вопрос

    В отделе логистики недавно мы провели оценочное интервью с целью дальнейшего обучения сотрудников недостающим навыкам. Оценку проводил руководитель отдела, он же потом и доносил информацию об итогах мероприятия до сотрудников. Один из работников получил не очень хорошие результаты, но он категорически не согласен с ними. Что нам делать в такой ситуации?

    Мария Веселова, специалист отдела кадров (г. Новороссийск)

    Ответ

    Рекомендуем поговорить с сотрудником в спокойной обстановке и выяснить, почему он не согласен с результатами оценки, причем лучше если беседу проведет HR-специалист, а не руководитель отдела. Причины такого поведения работника могут быть разными. Во-первых , сотрудник мог изначально не понять цель оценки.

    Все о оценке руководителей: ассессмент-центр вы узнаете, если прочитаете материал по ссылке.

    Например, подумал, что плохие результаты отразятся на зарплате. Объясните, что итоги оценки нужны только для того, чтобы выявить недостающие навыки и развить их у работников, таким образом повышая их профессионализм.

    У вас не останется вопросов о профиле компетенций должности после прочтения статьи по ссылке.

    Вы узнаете больше о о том, Каким должен быть современный специалист по оценке и аттестации персонала , если перейдете в материал.

    Вы узнаете больше о о том, Как разработать систему оценки персонала в организации , если перейдете в материал.

    Во-вторых , интервью как метод оценки может не подходить сотруднику в силу его психологических особенностей. Очень многие чувствуют себя на интервью скованно. Это мешает сосредоточиться и иногда влияет на результаты оценки не в лучшую сторону. В таком случае попробуйте оценить сотрудника с помощью анкетирования или профессионального теста.

    Вы узнаете больше о Критериях оценки персонала , если перейдете в материал.

    В-третьих , на результат оценки могло повлиять и то, что ее проводил непосредственный руководитель. Например, начальник и подчиненный могли конфликтовать по какому-либо вопросу. Тогда руководитель оценивал сотрудника, основываясь, прежде всего, на личном к нему отношении. В таком случае HR-специалисту необходимо провести повторное интервью.