Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе. Непосредственно - образовательная деятельность в подготовительной группе «Цвет Зимы. Непосредственно образовательная деятельность

Библиографическое описание статьи:

Джамаева К. К. Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе: «Морское путешествие в страну Знаний» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2016. – № 44. – ART 134897. – URL: http://www.kids.covenok.ru/134897.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.


Аннотация:
В данной работе предложена логика непосредственно - образовательной деятельности для детей подготовительной группы по познавательно-речевому развитию в форме морского путешествия

Полный текст:

Ребенок может самостоятельно сравнивать, группировать, классифицировать различные предметы. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предме-тов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу, помнят поручения взрослых, могут вы-учить небольшое стихотворение и т. д.
Согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается авторами проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания 5 образовательных областей. (слайд)

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Мониторинг я осуществляю в форме регулярных наблюдений за детьми в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности с ними на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Использую также следующие методы: (слайд)

Наблюдение

Изучения продуктов деятельности детей

Несложные эксперименты

Беседы, игры

Показатели развития детей фиксирую в таблице в начале и в конце учебного года в словесной форме:

Не сформирован

Находится в стадии становления (частично сформирован);

Сформирован. (демонстрирую таблицы)

При заполнении диагностических таблиц можно провести «горизонтальный» (выводы по каждому ребенку) и «вертикальный» (выводы по задачам раздела) анализ. Таким образом, педагоги видят, на что следует обращать особое внимание при планировании воспитательно-образовательного процесса, как строить индивидуальную работу с детьми. Так как группа у меня разновозрастная, провожу диагностику по каждому возрасту отдельно. Данные по каждому разделу заносятся в сводную таблицу. В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделяю внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки я использую инструментарий, который представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, наблюдений. Считаю, что большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Приведу примеры описания инструментария по некоторым образовательным областям в средней группе детского сада.

Образовательная область «Познавательное развитие». (слайд)

Конкретизация области «Познавательное развитие представлена несколькими блоками:

Ознакомление с предметным окружением

Ознакомление социальным миром

Ознакомление с миром природы.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. Так, например, с целью раскрыть уровень развития по разделу ознакомления с социальным миром провожу беседу «Семейная фотография » (слайд), где использую сюжетную картинку, где изображена семья (ба-бушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография се-мьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).Задаю вопросы

  1. Покажи на картинке детей (дай им имена).
  2. Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама)
  3. Чем вы любите заниматься всей семьей?
  4. Какой у тебя самый любимый праздник?
  5. Почему? и т. п.

Результат вижу в том, что ребенок правильно отвечает на вопросы, с удо-вольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях.

Раскрыть уровень знаний по разделу «Ознакомление миром природы » помогают дидактические игры «Собери урожай» (слайд), где оценивается уровень знаний об овощах и фруктах, «Где чей дом?» (слайд), «Охотник и пастух» (слайд), где оценивается уровень знаний о жизни диких и домашних животных, особенностях строения, поведения.

Задаю уточняющие вопросы:

Кто такой охотник?

Кто такой пастух?

Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние. Затем организую беседу по вопросам:

Почему человек заботится о домашних животных?

Какие домашние животные дают молоко?

Какие домашние животные дают пух и шерсть?

Чем питаются?

Оцениваю умение называть детенышей диких и домашних животных(Слайд)

Во время прогулок и в образовательной деятельности наблюдаю как дети называют некоторые растения(слайд), умеют определять состояние погоды, выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе (слайд)

Результаты наблюдений фиксирую в диагностических таблицах.

Проверить уровень сформированности знаний по «ФЭМП» помогают мне такие задания «Сосчитай кубики», «Прилетели бабочки», которые позволяют проверить уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5; оцениваю умение составлять: группы из однородных предметов (слайд); по цвету (слайд); по форме(слайд); по величине(слайд); выделять один предмет из группы (слайд); понимание смысла обозначения вверху-внизу, слева-справа (слайд), т.е. совершенствуется ориентация в пространстве, понимают смысл слов «утро», «день», «вечер», «ночь» (слайд), умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов. Для оценки уровня сформированности знаний по этому направлению использую дидактические игры «Посмотри вокруг» (слайд), «Где находится предмет», «Части суток», а также беседы и электронные тренинги.

Образовательная область «Речевое развитие»

Включает в себя: развивающая речевая среда, формирование словаря, звуковую культуру речи, грамматический строй речи, связную речь, приобщение к художественной литературе.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дети могут самостоятель-но придумать небольшую сказку на заданную тему.
С целью выявить уровень сформированности грамматической стороны речи даю задание «Расскажи о мальчиках».

Использую материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчи-ков: один - чистый, аккуратный, веселый, второй - неряшливый, грустный.

Предлагаю ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков. Затем организовываю беседу по вопросам:

Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение?

Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный) Почему? (Потому что испачкался)

Быть неряшливым хорошо?

А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрят-ным?

А какой мальчик тебе нравится? Почему? и т.п.

В результате ребенок активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный), этиче-ские качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики

Чтобы выявить уровень сформированности связной речи, использую дидактическое упражнение «Сервируем стол».

Предлагаю рассмотреть посуду и ответить на вопросы.

Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.)

Назови известные предметы посуды.

Результат: ребенок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми. Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения.

Показатели речевого развития помогает определить опытно-экспериментальная деятельность . Она дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Дети получают задание: «Как увидеть воздух?

Они предлагают варианты ответов - Можно подуть в трубочку в стакан с водой. Это пузырьки воздуха.

Другие предлагают надуть воздушный шарик. В результате эксперимента они делают вывод: как можно увидеть воздух? Что легче- воздух или вода?

Использую методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Форма проведения может быть индивидуальная, подгрупповая. Оцениваю умение поддерживать беседу, использует все части речи, понимает и употребляет слова антонимы

В развивающей среде в нашей группе представлены схемы для пересказа сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»; для описательных рассказов о животных, временах года, что соответствует программе и возрасту дошкольников.

В начале года, проведя диагностику, я выявила следующие недостатки:

Связные высказывания короткие;

Отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;

Фрагменты высказываний логически не связаны между собой.

Проанализировав, сделала вывод, что знания детей достаточны, согласно возрасту, но оформить их в связные речевые высказывания ребенок не может.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

направлена на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); приобщение к искусству, конструктивная деятельность

В средней группе значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразитель-ной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. слайд

По данному направлению провожу обследование: ребенку даю бумагу и прошу нарисовать сначала один предмет — дом. После этого прошу нарисовать человека, а затем — дерево. Обучение не проводится. Оцениваю действия ребенка: как понимается задание, анализирую рисунок, как выполнен, есть ли предпосылки к предметному рисунку или выполнялось черкание.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 дета-лей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Для проведения обследования строю за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показываю постройку и прошу ребенка построить такую же. При затруднениях ребенка прошу построить по показу. Оцениваю действия ребенка: как принимает и понимание задания, умеет работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.

Образовательная область «Физическое развитие». (слайд)

В процессе разных видов деятельности я наблюдаю и оцениваю уровень физической подготовленности моих воспитанников. Показатели физического развития детей определяются не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры, утреннюю и коррегирующую гимнастику, индивидуальную работу с детьми

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (слайд)

Наблюдая за детьми, я всё чаще отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.

Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем — в категорию «предпочитаемых», «принятых».

Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в кругу. На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся». При заполнении этого раздела я наблюдаю за ребенком, а так же специально организую беседы, индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; оцениваю все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельную деятельность в сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке и многое другое

В среднем возрасте ребенок понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается. Так, например, после прочтения сказки «Два жадных медвежонка» (слайд) задаю вопрос «Почему медвежата расстроились? Почему лиса радовалась? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно?

Использую методы беседы, создаю проблемную ситуацию. 25 % детей способны анализировать прочитанную сказку, дают оценку поведению лисы, характеризуют её поступок, делают выводы, 60% имеют частично сформированные представления о поступках героев сказки, у 15% детей эти представления не сформированы.

И в заключении мне хотелось бы повести с вами упражнение на формирование социально коммуникативного взаимодействия, которое называется проводится в средней группе называется«Дружественная ладошка» (слайд). Обратите внимание: перед вами лежит лист бумаги и фломастеры. Сейчас обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент в виде рисунка вместо словесных пожеланий на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание. Дети могут нарисовать солнце, улыбки, цветы или просто раскрасить палец руки в яркие тона многое другое для своих друзей.

Выполнение задания участниками. (2 мин)

Подведем итог. Все участники справились с заданием. Итак, сделаем вывод, что у всех наших участников уровень социально-коммуникативного сформирован.

Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают нам в какой-то сложный момент. Спасибо за внимание. (слайд).

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года)
  2. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! - СПб.2001.
  3. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии - М.,2005.
  4. Ноткина Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста - СП.б,2003.
  5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. -М.,2001.
  6. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию (4-5 лет)

МАДОУ "Детский сад "Рябинка" Пермский край Чердынский район поселок Рябинино

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Чистота и здоровье нашей кожи»

воспитатель

Криворучко Т.В.

Сценарий непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

«Чистота и здоровье нашей кожи»

Цель: формирование понятия у детей значение кожи и уход за ней

Задачи:

Через проблемную ситуацию закрепить знания детей о значении кожи для человека

Развивать умение принимать проблемно-познавательную задачу, использовать обследовательские действия для ее решения; -

устанавливать связи (сравнивать);

Развивать стремление содержать свое тело в чистоте;

Познакомить детей с историей возникновения мыла.

Практическая задача : изготовление мыла

Планируемый результат: готовое мыла разной формы и разного запаха (апельсинового, лимонного, мелисового, мятного)

Предварительная работа:

Беседа о значении и функции кожи

Рассматривание покрова кожи через лупу

  1. Постановка задачи воспитателем и ее принятие детьми

В группу заходит Незнайка (грязный)

Воспитатель: Незнайка, ты почему такой грязный? Иди умойся, нельзя же так ходить,какой пример ты подаешь детям?!

Незнайка: Нет, я не пойду. Я прочитал стихотворение «Вредные советы», вот послушайте:

НИКОГДА НЕ МОЙТЕ РУКИ,

ШЕЮ, УШИ И ЛИЦО.

ЭТО ГЛУПОЕ ЗАНЯТЬЕ

НЕ ПРИВОДИТ НИ К ЧЕМУ.

ВНОВЬ ИСПАЧКАЮТСЯ РУКИ,

ШЕЯ, УШИ И ЛИЦО.

ТАК ЗАЧЕМ ЖЕ ТРАТИТЬ СИЛЫ,

ВРЕМЯ ПОПУСТУ ТЕРЯТЬ…

И ТЕПЕРЬ Я МЫТЬСЯ ВООБЩЕ НЕ ХОЧУ!

2.Неоссредственнно образовательная деятельность

Воспитатель: Дети, прав ли Незнайка?Почему? Чем покрыты части тела которые назвал Незнайка.(кожей).

Незнайка. Подумаешь, грязная кожа, она мне и чистая не нужна. Без кожи лучше. Зачем она?

Воспитатель: Давайте вместе с Еленой Николаевной разберемся, зачем человеку нужна кожа? (Воспитатель показывает детям закрытую коробочку, внутри которой находится лед).

Воспитатель: Как узнать, что находится в коробочке, не заглядывая внутрь? (потрогать руками) Что внутри? Как узнали? Что почувствовали? (холод) Чем почувствовали?

Незнайка : Руками, а кожа ничего не чувствует.

Воспитатель: Как узнать чувствует кожа или нет?

(Воспитатель дотрагивается до разных участков тела детей холодными и теплыми предметами (эл. грелка), и дети говорят, что они чувствуют. Беседуют о том, что происходит с кожей, когда человеку холодно и жарко - сжимается, покрывается «мурашками» становится влажной от пота.

Организуется исследовательская деятельность «Для чего на коже выступает пот, когда человеку жарко». Детям предлагается намочить одну руку в воде, а другую оставить – сухой. Подуть на обе руки по очереди и сделать вывод о том, что влажной руке холоднее.

Воспитатель: Чем помогает человеку кожа? (Человек чувствует холод и тепло при помощи кожи, она защищает человека от перегревания и переохлаждения).

Воспитатель: Что произойдёт, если кожа будет грязная, как у Незнайки? (Грязь заполнит поры, будет мешать поту выходить на поверхность, человеку будет плохо от перегревания.)

Воспитатель: Попробуйте ущипнуть себя за кожу. Что вы почувствовали? (Боль). Догадайтесь почему человеку больно, когда он поранит кожу? (кожа чувствует боль).

Незнайка: Вот видите, без кожи лучше, не будет больно!

Воспитатель: Зачем человеку нужно, чтобы кожа чувствовала боль? Представьте, что человек поранился. Если бы кожа не чувствовала боль, то он бы не заметил рану. Что бы получилось? (Попали бы микробы, человек заболел, стал плохо себя чувствовать.)

Почему после порезов остаются шрамы, а не раны? (Кожа зарастает, чтобы не попали микробы).

Так зачем же ещё нужна кожа? (помогает человеку защищаться от микробов).

Воспитатель: А мы ребята давайте с вами ещё раз вспомним правила ухода за кожей:

1) Моемся каждый день тёплой водой с мылом.

2) Вытираемся насухо.

3) Не расчесываем кожу.

4) В холодную погоду защищаем кожу от мороза, особенно уши, руки, нос.

Незнайка: Вы меня уговорили, теперь я знаю, зачем человеку нужна кожа и как за ней ухаживать. Пойдемте вместе мыть руки?

Воспитатель: Хорошо, Незнайка, но сначала отгадай мою загадку:

Это наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится,

Запенится вода.

От страха грязь бледнеть начнет

И побежит и потечёт,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Душистыми, душистыми

Узнаем без труда.

Правильно это мыло!

Воспитатель: Мой Незнайка руки с мылом, что бы они у тебя были чистые (дети помогают Незнайке. отмыться: приносят мыло, полотенце, поливают чистой водой…)

Незнайка: Какое мыло душистое и хорошо смывает грязь. Большое вам, ребята, спасибо, что научили меня ухаживать за своей кожей. Я теперь всегда буду чистый и опрятный, ведь болеть мне совсем не хочется.

Незнайка: Я недавно рассматривал старые газетные вырезки своей бабушки и нашл интересную статью «История возникновения мыла». А вы знаете, как появилось мыл о? Хотите узнать? Ну, тогда садитесь на стульчики я вам расскажу.

История возникновения мыла

Пепел в сочетании смаслами – прообраз мыла.

Легенда гласит, что само слово soap(мыло) произошло от названия горы Сапов древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам.Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы,скапливался и смешивался с древесной золой костра. Получаемая масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье и, естественно, наблюдательность человека не упустила того факта, что благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче. Поэтому долгое время изобретение мыла приписывалось именно римлянам.

Но самое раннее описание мыловарения было обнаружено учеными на шумерских табличках, датируемых 2500 годом до н.э. Судя по этим записям мыло изготавливалось путем смеси воды и древесной золы,которую кипятили и впоследствии растапливали в ней жир, получая тем самым раствор. Но к сожалению, свидетельств применения данного раствора не сохранилось.

Ингредиенты для приготовления мыла варьировались в зависимости от региона.На севере при варке мыла применялся животный жир,а на юге использовалось оливковое масло,благодаря которому мыло получалось превосходного качества.

История мыловарения в Руси уходит своими корнями в допетровскую эпоху. Умельцы научились изготавливать мыло из поташа и животных жиров. Таким образом, в каждом доме было налажено производства этого столь необходимого в быту продукта.

Русское мыловарение развивалось самобытным путем. Для этого были весьма благоприятные условия: большие запасы сала, огромные лесные массивы. «Поташным делом» занимались целые деревни. Рубили деревья, жгли их в котлах тут же в лесу, а золу заваривали, делали щелок, выпаривали его, получая поташ.

Четыре тысячелетия назад создали мылоподобное полужидкое вещество «сапо». Применяли его не столько с гигиеническими, сколько косметическими целями. Липкая легко засыхающая,быстро смывающая масса служила для укладки волос.

  1. Совместная деятельность

Воспитатель: Ребята, вы сами хотите сделать мыло? Я для вас сварила раствор мыла, а вам нужно самим добавить ароматизаторы и разложить в формочки. И будет у вас мыло сделанное собственными руками.Самостоятельная работа детей: приготавливают рабочие места, берут кусочек мягкого мыла, ароматизаторы, формочки; воспитатель все выполняет вместе с детьми. Затем убирают рабочие места, а мыло выносят на веранду.

  1. Обсуждение результатов

Воспитатель: Вам понравилось изготавливать мыло? Какое оно у вас получилось?

Для чего человек изобрел мыло?

Как вы думаете, каким мылом интереснее мыть руки?

Тема непосредственно образовательной деятельности (далее НОД): “Математическиеприключения в сказочном лесу”

Форма НОД: путешествие.

Программа: “Развитие” /Под ред. О.М.Дьяченко – М.: Новая школа, 1994.- 64с.

Классификация НОД: основана на реализации задач образования посредством сочетания нескольких видов деятельности детей.

Интеграция образовательных областей:

1. “Познание” - развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие.

2. “Коммуникация” - развитие свободного общения со взрослым и детьми.

3.“Физическая культура” - формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

4. “Художественное творчество” - развитие продуктивной деятельности детей.

5.“Социализация” - развитие игровой деятельности, приобщение к моральным правилам взаимоотношений со взрослым и детьми.

Задачи НОД:

образовательная область “Познание”:

    продолжать формировать умение решать арифметические задачи, логические задачи;

    закреплять умение увеличивать и уменьшать число на 1;

    совершенствовать навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10;

    закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;

    развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность, зрительную память, смекалку, воображение;

    воспитывать стойкий интерес к математическим знаниям;

образовательная область “Коммуникация”: развивать связную и выразительную речь;

образовательная область “Художественное творчество”: развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; закреплять умения вырезать лесных зверей, ёлочек из готовых исходных форм;

образовательная область “Социализация”: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща; развивать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации; формировать умение правильно вести себя, не перебивать других, выслушивать до конца, создание положительной атмосферы в группе;

образовательная область “Физическая культура”: формировать у детей потребность в активной двигательной деятельности.

Форма организации детей: подгрупповая.

Предварительная работа:

1.ручной труд (совместная деятельность воспитателя и детей, предоставить детям свободу выбора материала по цвету, фактуре): изготовить макет избушки.

2.отгадывание математических загадок, решение задач.

Демонстрационный материал к занятию: письмо, сундучок, карта (Приложение 1 (см. Приложения )), ёлка с шишками-заданиями (Приложение 2), листок с таблицей (Приложение 3), карточка с изображением домика, выложенного из спичек (Приложение 5), нарисованные следы зверей, бубен, макет избушки, нарисованный замок Бабы–Яги, кукла-Снегурочка, большой лист бумаги с цветным фоном.

Раздаточный материал к занятию: листок с таблицей (Приложение 4), листок в клеточку, листок с изображением круга, прямоугольника и треугольника (Приложение 6), счётные палочки, карандаши, ножницы, готовые формы лесных зверей и ёлочек, клей.

Структура занятия:

1. Организация детей.

2. Игровая ситуация: новогодние приключения в сказочном лесу, чтение письма от Деда Мороза.

3. Разминка.

4. Поляна весёлых загадок.

5. Поляна следов.

6. Физкультминутка.

7. Музыкальная поляна.

8. Лабиринт.

9. Логическая задача.

10. Рисование по клеткам.

11. Геометрические фигуры.

12.Аппликация “На лесной поляне”.

Методические указания к проведению НОД:

1. Организационная часть. Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, погладьте свои руки, голову, животик, вы такие милые, добрые, улыбнитесь и поприветствуйте друг друга.

2.Игровая мотивация.

Воспитатель: Ребята, вы представляете, мне сегодня повстречался почтальон, он передал для вас вот это письмо. Оказывается, это письмо от самого Деда Мороза. Давайте послушаем, что он пишет:

“Здравствуйте, дорогие ребята! Мы со Снегурочкой хотели бы вас пригласить на Новогодний карнавал, но случилась беда, Баба-яга решила испортить праздник. Она похитила Снегурочку и спрятала все новогодние игрушки, приготовленные для зверей. Мне очень нужна ваша помощь. Один я не справлюсь. Я надеюсь, что вы пройдете все испытания, которые встретятся вам на пути и сможете спасти Снегурочку и найти новогодние подарки. Дедушка Мороз”

3.Разминка.

Воспитатель:

Ребята, давайте поможем Дедушке Морозу, спасем Снегурочку, и найдем подарки. А вы не испугаетесь трудностей? Чтобы у нас с вами все получилось, давайте проведем разминку.

Сколько ранним утром глаз открывается у нас? (2)

Сколько ушей у двух мышей? (4)

Сколько углов в треугольнике? (3)

Если два больше одного, то один …(меньше двух).

Если мышка меньше волка, то волк …(больше мышки).

Если лиса веселее, чем зайка, то зайка …(грустнее, чем лиса).

На дубе три ветки, на каждой ветке по две груши. Отгадайте, сколько всего груш на дубе?

Молодцы! Теперь я вижу, вы действительно готовы отправиться на помощь. Тогда закройте глаза и сосчитайте до 10.

4. Поляна весёлых загадок.

Воспитатель: Мы с вами в сказочном лесу, который полон тайн и чудес. Нас в пути ожидает много разных заданий. Вы должны показать свои знания, умения и смекалку. А поможет вам волшебный сундучок, внутри которого находится карта. Именно она и подскажет, куда нужно отправиться на поиски Снегурочки и подарков.

Воспитатель: Ребята, давайте произнесем волшебные слова, чтобы сундучок открылся:

Чок-чок открывайся сундучок.
Принесли мы коробок,
Открывайся ты, дружок.

(Сундучок открывается, и дети обнаруживают карту.)

Цель: обобщить представления детей о разнообразии профессий и их назначении.

Образовательная.

  1. Обобщить знания о разнообразии профессий.
  2. Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях, о социальной роли труда.

Развивающая.

  1. Развивать внимание, память, познавательный интерес.
  2. Совершенствовать навыки построения сложных и простых предложений.
  3. Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).
  4. Развивать устную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения).
  5. Развивать произвольное поведение в играх с правилами.

Воспитательная.

Воспитывать интерес и уважительное отношение к людям разных профессий.

Оборудование и материалы.

  1. Предметные картинки с изображением людей разных профессий, орудий труда, необходимых людям разных профессий.
  2. «Чудо-шкатулка»
  3. Карточки с изображением девочки, мальчика, с изображением одного и трех мячей.

Предварительная работа.

  1. Беседы о профессиях родителей.
  2. Беседы и рассматривание альбомов по теме « Профессии».
  3. Чтение художественной литературы по теме, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок.
  4. Проведение дидактических игр: лото «Кому, что нужно для работы?», «Профессии», «Внимание, ошибка!» и т. д.
  5. Словесные игры: «Четвертый лишний», «Кто что делает?», «Угадай профессию», «Угадайте, что я делаю?»
  6. Загадки о профессиях
  7. Ролевые игры
  8. Подвижные игры

Общая продолжительность НОД – 30 минут.

Дети входят в группу, садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, у Л. Слуцкой есть такое стихотворение.

Послушайте.

Сколько нужного на свете

Люди делают вокруг:

Те плетут морские сети

Те с рассветом косят луг,

Варят сталь, штурмуют космос,

За станком в цеху стоят

Миллионы умных взрослых

Учат грамоте ребят, кто-то нефть в тайге качает

Из глубин земных пластов.

А другие листья чая

Аккуратно рвут с кустов.

Ежедневно дел в достатке

Для тебя и для меня,

Будет все всегда в порядке,

Если трудится Земля.

Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, в этом стихотворении говорится о профессиях. А что такое профессия?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Профессия – это основное занятие человека. Это дело, которому человек учится, а потом работает.

Когда вы станете взрослыми, обретете какую-нибудь профессию, по которой будете работать.

Профессий много на Земле

Но выбирай любя,

Решать мой друг, кем быть тебе,

Ведь каждая их них важна.

А кто-нибудь из вас думал над тем, кем бы он хотел стать в будущем?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Для этого вам нужно знать, какие бывают профессии.

Ну что ж, давайте по порядку, я загадаю – вы отгадайте, профессию называйте.

  1. Скажите кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды.

  1. Доктор, но не для детей,

А для птиц и для зверей.

У него особый дар

(Ветеринар.)

  1. Вот бушует пламя

Дым идет столбом,

«01» мы набираем

Кого на помощь вызываем

(Пожарный.)

  1. Кто прибил нам каблучок,

Вставит в сапожок замок.

(Сапожник.)

  1. Я сначала рассмешу,

Стоп! Теперь снимаю!

Я на кнопочку нажму

Птичка вылетает.

(Фотограф.)

  1. Хоть волнуется немножко,

Суетится и дрожит,

Но под гром аплодисментов

Свой талант раскрыть спешит

  1. Он не летчик, ни пилот,

Он ведет не самолет

А огромную ракету,

Чтоб подняться к звездам мог

(Космонавт.)

  1. Где землетрясение

Или наводнение,

Он на помощь к вам придет,

Вас от гибели спасет

(Спасатель.)

Воспитатель: Вижу, вы хорошо знакомы с разными профессиями. Чтобы человек любой профессии хорошо работал, люди придумали и изготовили разные предметы, и инструменты, необходимые для работы.

У меня есть «Чудо-шкатулка» в ней карточки, на карточках изображены предметы, необходимые людям разных профессий. Вам нужно сказать, людям какой профессии необходимы эти инструменты.

(Руль, отвертка, колесо, гаечные ключи.)

Воспитатель: Людям какой профессии необходимы эти предметы?

Воспитатель: Чем занимается водитель? Какими качествами он должен обладать?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Для чего ему нужны эти предметы?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Лиза, расскажи, что ты знаешь о профессии водителя?

(Рассказ ребенка.)

Воспитатель: (обобщает ответ). Водитель, очень ответственная и трудная работа. Водитель управляет разными видами транспорта: легковыми и грузовыми автомобилями, троллейбусами, автобусами, и т. д. Водители перевозят людей и различные грузы. Водитель хорошо разбирается в машинах, при необходимости он может ее отремонтировать. Водитель должен хорошо знать правила дорожного движения. От того, как он выполняет свою работу, зачастую зависит жизнь людей.

Показывает карточку из «чудо - шкатулки»

(Градусник, халат белый, шприц, фонендоскоп.)

Воспитатель:

(Ответы детей.)

Воспитатель: Чем занимается врач?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Какими качествами должен обладать врач.

(Ответы детей.)

Воспитатель: Каких врачей вы знаете?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Артем, расскажи о профессии врача.

(Рассказ ребенка.)

Воспитатель: Врач – очень важная, ответственная профессия. Врач лечит людей, детей, он выписывает лекарства, слушает сердце, делает уколы. Врач очень внимательный, он каждого больного выслушает. Врачи бывают разные: терапевты, кардиологи, окулисты, хирурги, стоматологи и т. д.

Показывает карточку из «чудо – шкатулки»

(указка, мел, глобус)

Воспитатель: Людям, какой профессии нужны эти предметы?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Чем занимается учитель?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Какими качествами он должен обладать?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Стас, расскажи о профессии учителя.

(Рассказ ребенка)

Воспитатель: Учитель или преподаватель – очень интересная профессия. Учитель работает в школе - учит детей. Он много знает. Свои знания передает детям. Учитель очень внимательный.

Мы с вами трудиться будем,

Не зевай, выполняй,

И за мною повторяй.

Физминутка

Мы в профессии играем (ходьба на месте)

Вмиг мы летчиками стали (прямые руки в стороны)

В самолете полетели (покружиться вокруг себя)

И шоферами вдруг стали (ходьба на месте)

Руль теперь в руках у нас (руки перед грудью)

Быстро едем, просто класс (бег на месте)

А теперь на стройке мы (руки перед собой согнуты в локтях)

Раз кирпич и два и три (руки вверх)

Строим дом мы, посмотри (соединить прямые руки над головой)

Вот закончена игра

А нам на стулья пора.

Воспитатель: Профессии связаны с трудом. Для того чтобы хорошо работать, человек должен знать свое дело. Скажите, кто чем занимается?

Учитель – (учит)

Портной – (шьет)

Художник – (пишет картины)

Водитель – (водит машины)

Маляр – (красит стены)

Дворник – (убирает)

Электрик – (проводит свет)

Машинист – (водит электричку, поезда).

Много на Земле работы

Все попробовать охота

Чтоб профессию иметь

Надо лень преодолеть.

Воспитатель: Люди придумали немало пословиц и поговорок о труде. Я начну, а вы продолжите.

  1. Скучен день до вечера… (кому делать нечего)
  2. Дело мастера…(боится)
  3. Была бы охота – будет ладиться… (работа)
  4. Терпенье и труд все …(перетрут)
  5. По труду и …(награда)
  6. Было бы терпенье – будет и… (уменье)

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо знаете пословицы и поговорки. А сейчас мы с вами поиграем, кто внимательней узнаем. Я назову профессию, затем покажу карточку. Если на карточке будет изображена девочка, нужно назвать профессию в женском роде. Если на карточке будет изображен мальчик нужно назвать профессию в мужском роде.

Учитель – учительница

Поэт – поэтесса

Художник – художница

Клоун – клоунесса

Ткач – ткачиха

Официант – официантка

Спортсмен – спортсменка

Воспитатель: Следующее задание: Я назову профессию, затем покажу карточку. Если на карточке будет изображение одного мяча, нужно назвать заданную профессию в единственном числе, если на карточке изображение трех мячей, нужно назвать профессию во множественном числе.

Повар – повара

Маляр – маляры

Ветеринар – ветеринары

Столяр – столяры

Машинист – машинисты

Пилот – пилоты

Строитель – строители

Воспитатель:

Профессий много в мире есть их невозможно перечесть. А как вы думаете, какая профессия самая главная?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы вспомнили много интересных профессий. Невозможно определить самую важную и нужную из них. Все ни необходимы и полезны. В каждой профессии много интересного и любознательного. Любая работа приносит людям пользу. Значит:

«Все профессии нужны, все профессии важны»!

Итог: О чем мы с вами сегодня с вами беседовали. У меня в руках цветок с разными лепестками. Подойдите к цветку, оторвите по лепестку: если было интересно красный лепесток, если узнали что-то новое – синий лепесток, если было скучно – желтый лепесток.

Список используемых источников:

  1. «Ребенок в детском саду».
  2. «Воспитатель ДОУ».
  3. «Дошкольное воспитание».
  1. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметами и социальным окружением
  2. Л.В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду».
  3. Интернет ресурсы.

Задачи:
учить отгадывать ребусы и сканворды;
активизировать умственную деятельность детей;
развивать логическое мышление, мыслительные процессы обобщения, выделения существенных признаков;
продолжать развивать внимание, воображение, память, речь;
продолжать воспитывать чувство коллективизма; формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач.

Оборудование и материал: пазлы «воздушный шар»; карта «Страны Знаний»; демонстрационные картинки к игре «Четвёртый лишний»; изображения воздушных змеев; счётные палочки; ребусы; сканворд; простые карандаши.

I. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в интересное путешествие по Стране Знаний. Эта страна расположена на нескольких островах. На каждом острове вас ждут занимательные игры, интересные вопросы и загадки. Вы хотите побывать в этой стране?

II. Основная часть

Воспитатель: На чём же мы отправимся в путь? (Ответы детей) Я предлагаю вам собрать отдельные пазлы в одну картинку. Собрав её, вы узнаете, на чём мы будем с вами передвигаться по этой необычной стране.

Игра «Собери картинку» (коллективная)

Воспитатель: Что же у вас получилось? (воздушный шар) На этом большом шаре мы полетим в Страну Знаний. Прежде чем отправиться в путь, нам нужно изучить план расположения островов.
(На доске висит карта островов)
Воспитатель: Итак, вы готовы отправиться в путешествие? Тогда полетели! Держим курс на остров Вопросиада. А пока наш шар летит к этому острову, отгадайте загадки:

Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)

Приказало солнце: «Стой,
Семицветный мост крутой!» (Радуга)

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я — … (Осьминог)

Воспитатель: Вот мы и прилетели на остров Вопросиада. Я думаю, вы догадались, что на этом острове вам нужно отвечать на вопросы.
1. На столе четыре яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
2. У стула 4 ножки. Сколько ножек у двух стульев?
3. Сколько ушей у трёх мышей?
4. В доме было четыре комнаты. Из одной сделали две. Сколько стало комнат?
Воспитатель: Молодцы! Вы ответили на все вопросы! Продолжим наше путешествие? Давайте посмотрим, куда мы полетим. Карта нам подсказывает, что впереди располагается остров Занимательных игр. Итак, взлетаем! Чтобы было веселее в пути, я предлагаю поиграть!

Игра «Четвёртый лишний»

(Игра проводится с демонстрацией картинок)

Воспитатель: Полёт наш оказался недолгим, и мы приземлились с вами на один из красивейших островов этой страны – остров Занимательных игр. На этом острове живут весёлые обезьянки, которые целый день бегают и играют. Давайте и мы с ними немного поиграем.

Физкультминутка «Мартышки»

Мы весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик – на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру «три» -
Все с гримасами замри!
«Раз – два – три!»

Воспитатель: Обезьянки любят играть ещё в одну игру.

Словесная игра «Кто кем был?»

Гусёнок (яйцом)
Корова (телёнком)
Цветок (семечком)
Лягушка (икринкой)
Бабочка (гусеницей)
Карандаш (деревом)
Курица (цыплёнком)
Машина (железом)
Мяч (резиной)
Изюм (виноградом)
Сметана (молоком)
Листок (почкой)

Воспитатель: Следующий остров нашего путешествия – остров Головоломок. Полетели? Ребята посмотрите, что это летает в небе? (Воздушные змеи) Какие они разные и необычные. Я предлагаю вам выложить из счётных палочек один из наиболее понравившихся воздушных змеев (Приложение 1 – ) .
(Дети выкладывают из счётных палочек воздушного змея)
Воспитатель: Вот мы и прилетели на остров Головоломок. Жители этого острова очень любят отгадывать ребусы, поэтому всем своим гостям они тоже предлагают это занимательное развлечение (Приложение 2 – ) .
(Дети в парах отгадывают ребусы)
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться обратно! Жителям острова Головоломок очень понравилось, как вы быстро и дружно разгадали ребусы, поэтому они решили дать вам новое задание – отгадать кроссворд (Приложение 3 — ) . Но его мы уже отгадаем, когда вернёмся из нашего путешествия. Нам пора возвращаться домой. До свидания жители Страны Знаний!

III. Заключительная часть

Воспитатель: Вот наше путешествие подошло к концу. Что вам запомнилось, что понравилось в нашем путешествии? Какие трудности встретились вам во время нашего путешествия?

Список использованной литературы

1. Волина В. «Праздник числа (Занимательная математика для детей)». – М.: Знание, 1993. – 336с.
2. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». – М.: Просвещение, 1990. – 94с.
3. Занимательная математика: материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками/ авт.-сост. Г.П. Попова, В.И. Усачева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141с.
4. http://amudra.ru/?p=2847
5. http://www.filipoc.ru/guess/crosswords/interesnyiy-skanvord
6. http://luntiki.ru/blog/umnica/1873.html
7. https://yandex.ru/images/search?text=воздушный+змей+картинки