Как найти ударный слог 1. Учим ставить в слове ударение. Или «Сказка про волшебный молоточек». Правила деления слов на слоги в русском языке

- регулятивные: проговаривать последовательность действий, при составлении слоговой схемы;

- познавательные: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы учителя в иллюстрациях, делать выводы;

- коммуникативные: умение слушать и понимать речь, умение доказывать свою точку зрения;

- личностные: осознание роли ударения в речи и жизни людей.

Задачи:

Формировать навык способов постановки ударения;

Развивать умение определять место ударения в слове на основе его смыслового значения;

Развивать логическое мышление, речь;

Воспитывать уважение учеников другу к другу.

Прогнозируемый результат: ученики должны знать о роли ударения и его связи со смысловым значением слова и уметь определять ударение в слове используя способы, обозначать ударение на схеме.

Оборудование: учебник “Букварь”, автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина, издательство БАЛАСС 2012; тетрадь для печатания - О.В.Пронина, Е.П.Лебедева, О.Ю.Мальцева издательство БАЛАСС 2007,интерактивная доска, презентация - 11 слайдов.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организация класса на работу.

Самоконтроль. Наличие учебных принадлежностей к уроку.

II. Актуализация знаний. Слайд 2

Что обозначает первая схема? (Звуки мы произносим и слышим.)

Что обозначает вторая схема? (Буквы мы пишем, читаем и видим.)

Какие звуки называем гласными?

Сколько гласных звуков?

- Слайд 3 Мы видим буквы, которые обозначают гласные звуки. Произнесем их хором.

Какова роль гласных звуков в словах? (Образуют слог, маленькие слова.)

Ребята вы любите сказки? Я вам предлагаю послушать начало сказки “Ветер и Солнце” К.Ушинский, а вы должны будите внимательно послушать и придумать своё продолжение.

Учитель читает текст умышленно искажая слова, неправильно ставя ударение.

Ветер и Солнце.

(Предварительно изменить все ударения в словах)

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

Посмотри, - сказал Ветер, как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязал поясам. Тут уже Ветер и сам убедился, что ему плащ не сдёрнуть... (Следующую часть сказки учитель не читает.)

Солнце, видя бессилия своего соперника, улыбнулось, выглянуло из- за облаков, обогрело, осушило землю, а вмести с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовал теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

Кто готов продолжить?

Всё ли вам было понятно?

Почему вы не поняли смысла текста?

Как вы думаете почему так звучали слова?

III. Постановка проблемы.

1.- Что сегодня на уроке узнаем? Слайд 4

Над чем будем работать, что будем наблюдать? (Высказывания, версии детей.)

2. Объявление темы и проблемы урока.

IV. Поиск решения

1. . Зарядка для пальчиков. “Пальцы дружная семья”

(Кисти рук соединены в замок, поднимаем и опускаем пальцы)

Пальцы - дружная семья.
Друг без друга им нельзя.
(Соединяем одноименные пальцы)
Вот большой, а это средний,
Безымянный и последний –
Наш мизинчик – малышок.
Указательный забыли.
(Хлопаем в ладоши)
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять и движенья выполнять.
(Показ соответствующих движений)
Мы рога козы покажем и рога оленя даже,
И про зайку не забудем,
Ушками водить мы будем.
(Хлопаем в ладоши)
Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить.

2. Работа в тетрадях для печатания. Стр.3

3. Работа с парами слов КРУЖКИ , КРУ ЖКИ Слайд 5 (по ходу работы слайды дополняются схемами слов и знаком “Ударения”)

Три кружка, и три кружки.

На доске и в тетрадях для печатания составляем схемы слов.(КРУ ЖКИ, КРУЖКИ )

Сколько гласных?

Обозначим каким цветом?

Сколько слогов? Назовите первый слог, второй.

Аналогичная работа со вторым словом.

Сравнение и анализ схем.

Чем похожи эти схемы? (Одинаковые гласные, одинаковое количество слогов.)

Чем отличаются? (Обозначают разные слова.)

Давайте произнесем слова и понаблюдаем за гласными.

КРУ-У-ЖКИ КРУЖКИ-И

Чтобы на схеме обозначить гласный который произносится дольше с большей силой придумали знак (/)ударение.

4. Активизация познавательной активности. (Занимательный материал.)

А теперь про ударенье
Сочиним стихотворенье…
Ударный слог, ударный слог…
Он назван так недаром.
Эй, невидимка- молоток, (карточка и изображением молотка)
Отметь его ударом. (Показ на слайде молоточков.)
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Следи за поведеньем молотка.
Держи в руках его всегда!

5. Физ. минутка.

Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять.
- Отчего не подковать.
Вот гвоздь, вот подкова,
Раз, два и готова.
Тук, тук, тук, тук./ повтор 4 раза
Тук!

V. Способы постановки ударения.

Есть языки где ударение всегда падает на последний слог - французский, в польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог, а в русском языке ударение может падать на любой слог.

Как же определить ударный слог?

1) Секрет “Передвижка”

Произнести слово с разными вариантами постановки ударения и послушать когда слово звучит на русском языке.

(Наблюдение способа “Передвижка” на примере слова БАРАБАН)

2) Секрет “Просительный”

Чтобы быстрее определить ударный слог, не надо кричать, а можно попросить о чём-либо этот предмет или позвать.

3) Секрет “Кричательный” Слово произносится быстро 3 раза, а на 4 выкрикиваем ударный слог.

Вывод: - Какие способы определения ударения узнали?

VI. Проверка работы способов постановки ударения. Работа с парами слов.

Наблюдение над изменением смысла слова, используя способ “Передвижка”, “Кричательный”, “Просительный”.

1.На двери висит ЗАМО К, Слайд 7-8

А ударит молоток, не так и окажется ЗА МОК

2.Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета, Слайд 9

Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (И РИС, ИРИ С)

3.Мы - для пильщиков подставка, Слайд 10

Но попробуй-ка подставь-ка нам другое ударение.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами. (КО ЗЛЫ, КОЗЛЫ )

Вывод: - Как вы думаете, важно ли правильно учиться ставить ударение? Слайд 11

Для чего нам нужно уметь определять ударение?

Какую роль выполняет ударение? (Смыслоразличительную.)

Почему мы с вами не поняли сказку в начале урока? (Неправильно ставили ударение, был непонятен смысл слов.)

Учитель читает правильно текст.

Подумайте, как бы поступило Солнце? На следующем уроке мы послушаем ваши концовки сказки и прочитаем окончание этой истории у автора.

VII. Отработка.

Работа в букваре стр. 28-29

Посмотрите, что изображено на первой картинке?

Что можно рассказать по данной схеме?

Как определить постановку ударения?

Какие способы будем использовать?

Какой гласный произносим дольше?

В каком слоге находится?

Аналогичная работа с другими словами только дети сами обозначают гласные звуки, делят на слоги.

VI. Итог урока. Слайд 11

– Что нового узнали?

Чему учились?

– Что было самым интересным? Почему?

– Были ли затруднения? В чем?

Какой можно сделать вывод?

Зачем нужно правильно ставить ударение?

Краткосрочное планирование

Тема: Как найти ударный слог? Выделение силой голоса ударного слога при произношении слова. Написание элемента «длинная прямая линия с закруглением внизу»

УРОК 1.Приветствие

Дата: 19.09.16

Ф.И.О. преподавателя: Овчаренко Т.А

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Развитие навыков:

1.1.1.1 Понимать, что такое речь, текст, предложение, слово.

1.2.5.1 Формулировать вопросы к иллюстрациям/тексту (с помощью учителя), отвечать на

вопросы по содержанию прочитанного.

1.3.3.1 Составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя).

1.1 Понимание основных единиц речи (текст, предложение, слово).

2.1 Использование видов чтения.

2.5 Формулирование вопросов и ответов.

3.3 Составление плана текста.

Цели урока

Языковая цель

Все учащиеся смогут:

Отвечать на вопросы учителя по иллюстрации.

Контролировать свои действия при делении слов на слоги, определении ударного слога. Определять на слух ударный слог в словах. Различать понятия «ударный» и «безударный» слоги.

Большинство учащихся смогут:

Составлять предложения по схеме с соответствующей интонацией.

Классифицировать слова по группам.

Обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком.

Отвечать на итоговые вопросы урока.

Оценивать свою работу на уроке.

Формулировать вопрос по содержанию текста.

Составлять рассказы по иллюстрации и на основе жизненных впечатлений.

Называть способы выделения ударного слога в слове («позвать» слово, «спросить» слово).

Трехьязычие: тэртш, порядок, order. Основные термины и словосочетания:

Речь устная и письменная, предложение, слово, слог, ударение. Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Что твои вещи могут рассказать о тебе?

Как ты помогаешь маме?

Предшествующие знания

Посадка при письме, речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение.

Планируемое время

Запланированная деятельность

Начало урока.

Середина урока.

Конец урока

Создание положительного эмоционального настроя.

Аутотренинг. Для настроя на работу учитель просит детей произнести

следующие предложения:

«Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я как разведчик все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов(-а) к работе.

Работаю!»

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. (Г) Дифференцированная работа.

    Для нечитающих детей: распределить предметные картинки по группам.

Читающие дети читают загадку, 2 группа показывает карточку со словом, 1 группа - картинку. Учащиеся объясняют, в какую группу поместили слово.

Группы слов: одежда, посуда, обувь(по 5 слов в группу).

    Как одним словом назвать все эти предметы? (вещи, необходимые человеку)

    Для чего эти предметы нужны человеку?

Могут ли эти предметы рассказать о хозяине?

Работа над новой темой.

Учитель читает отрывок из произведения К. Чуковского «Федорино горе».

    Какая речь сейчас прозвучала?

    Задайте вопрос по сказке. (О чем говорится в сказке? Что произошло с Федорой?)

    Какой речью мы пользуемся, когда рассказываем сказку?

    Работа по учебнику.

Задание № 1. Учащиеся помогают Федоре позвать посуду. Идет Федора по лесу и зовет свою посуду. Почему?

    Позови посуду и ты. Подбор схем к словам.

    Какая схема подходит к этому слову?

    Что мама дома делает, ухаживая за посудой? Как вы помогаете маме? (Г)

Дифференцированная работа. «В гостях у бабушки Федоры».

    группа: Назови, какой посуды на кухне у Федоры много. (У Федоры много голубых чашек, красных сахарниц и т.д.)

    группа: Расскажи, какие предметы посуды убежали от Федоры и без какой части они остались. (От Федоры убежал чайник. Чайник без носика.)

Згруппа: Посчитай, сколько предметов посуды вернулось. Назови их. (Вернулось пять желтых тарелок.) Трехъязычие: тэртш, порядок, order.

Заяц видит красную вкусную морковку.

Динамическая разминка

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы - серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг - скок, прыг - скок -

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед - назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Работа в прописи.

Задание № 1. Упражнение «Помощники». Раскрашивание и письмо элементов.

Задание № 2. Прописывание элемента «прямая линия с закруглением внизу вправо».

Работа по учебнику.

(К, Г) Задание № 3. Разноуровневые задания.

    группа - меняет местами слоги, образуя новые слова (кабан - банка.) Составляет схемы, определяет ударный и безударный слоги.

    группа - меняет слоги местами (камыш - мышка, сосна - насос) и составляет предложения с этими словами.

(П) Задание № 5. Развитие внимания, наблюдательности, мышления. Каждому ученику учитель предлагает навести порядок на картинке и объяснить, почему он так сделал. Составление предложений по схеме.

Пальчиковая гимнастика. «Помощник». Посуду моет наш Антошка. (Потереть ладони друг об друга) Моет вилку, чашку, ложку.

(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца) Вымыл блюдце и стакан. И закрыл покрепче кран. (Имитирующее движение кистью руки)

Наши пальцы сжались тесно. Что такое? Интересно? Видно, им прохладно стало. Их укроем одеялом. (Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руку. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.)

Работа в прописи.

Задание № З.Раскрашивание «Где чья чашка?»

Детям предлагается образец. Нужно закрасить соответствующим

На свободных линиях можно прописать изучаемые элементы или составить и записать план-схему к тексту «Помощники» (читает учитель или составляют дети).

Итог урока. Рефлексия.

Мы изучали сегодня... Мы хорошо поработали над... Первая группа хорошо справилась с... Вторая группа правильно сделала... Третья группа работала... Мы хотим узнать о..

Предметные картинки, карточки со словами, карточки с загадками.

Отрывок из книги К. Чуковского «Федорино горе» или отрывок мультфильма

Карточки для групповой работы

Дополнительная информация

Дифференциация

Как вы планируете поддержать учащихся

Как вы планируете стимулировать способных учащихся

Оценивание

Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся

Межпредметные связи соблюдение СанПиП

ИКТ компетентность

Связи с ценностями

Работа по группам. Разноуровневые задания.

Наблюдая за работой учащихся в группе, их самостоятельной работой. Задавая вопросы по ходу урока. Просматривая работы учащихся в тетради (задания). Задавая вопросы во время просмотра мультфильма. Анализируя результаты ученической рефлексии. (Ступеньки успеха).

математика

познание

самопознание

казахский язык

английский язык

Рефлексия

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока

Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева

Были ли цели обучения реалистичными

Что учащиеся сегодня изучили

На что было направлено обучение

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация

Выдерживалось ли время обучения

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо с учётом преподавания и учения

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок с учётом преподавания и учения

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах

Чтение,11.09.2017

Тема урока: Ударение. Ударный слог

Цель: Создать условия для формирования навыка правильно ставить в словах ударение, развития речи учащихся, рассмотрения взаимоотношений в дружной семье

Планируемые результаты (предметные): Определяют ударный слог в слове; обозначают ударение на модели слова (слогоударные схемы); составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений

Личностные результаты: Выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе, семье

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.

Познавательные : общеучебные - переводят в устный текст данные из рисунков, схем, могут дополнить или достроить их; логические - соотносят рисунки и схемы.

Коммуникативные : умеют работать коллективно, понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и способыориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

Ход урока:

Организация начала урока

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем и запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Все вы готовы к уроку.

Настроение у всех хорошее.

Проверим готовность к уроку

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроках, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II. Актуализация опорных знаний.

Работа с пословицей «Не нужен и клад, когда в семье лад»

Учитель читает пословицу: «Не нужен и клад, когда в семье лад»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Составление рассказа по сюжетному рисунку «Дружная семья» (учебник, с. 10)

Рассмотрите рисунок. Можно ли его назвать «Дружная семья»?

- Какое время года изображено?

- Кто к кому приехал в гости?

- Рады ли все встрече?

- Сколько слов в предложении «Бабушка рада встрече»?

- Составьте предложение из трех слов о мальчике, о девочке, о папе.

Дидактическое упражнение (учебник, с. 10)

Вспомните, на какие части можно разделить слово.

- Соотнесите рисунки и схемы

Физкультминутка

Постановка учебной задачи.

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели.

Работа со схемой слова. Постановка ударения

Внимание! (учитель ударяет ручкой по столу)

Что вы услышали?

Послушайте, одинаковый ли звук от удара ложек? (учитель ударяет

деревянными ложками сильнее - слабее)

А почему? От чего зависит сила звука?

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)

Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.

Учитель показывает рисунок мальчика.

- К нам пришел мальчик. Давайте дадим ему имя и позовем его к нам в класс. (Разделим это имя на слоги)

- Скажите это слово хором сразу. Теперь пусть каждый произнесет это слово и понаблюдает, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, то есть каждый его слог.

- Какой слог выделяется с большей силой?

- Правильно, этот слог выделяется в слове с большей силой голоса, протяжным произношением. Этот слог ударный

- Посмотрите на схему этого слова (рисует схему слова) .

- Сколько в ней выделено частей (слогов)?

- Какая из частей этого слова - первая или вторая - произносится с большей силой голоса, протяжно?

- Значит, на первую часть падает ударение, черточка сверху и обозначает то, что ударным является первый слог.

Ударение=это выделение голосом одного из слогов в слове

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит

Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Работа с сюжетным рисунком (иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»), беседа, составление рассказа (учебник, с. 11)

Составление схем предложений

V. Закрепление знаний и способов действий.

Дидактическое упражнение «Посуда» (учебник, с. 11)

VI. Рефлексивно-оценочный.

В этой статье освящается тема "Ударный слог ударный слог" .

Громкое правило (Произносим слово быстро ТРИ раза, а на ЧЕТВЁРТЫЙ выкрикиваем в нём ударный слог).

ширма - ширма - ширма - шИ рма

ударение - ударение - ударЕ ние

Сформируйте вопросительное предложение с участием нужного вам слова.

Где олЕ ни?

где О ля?

Слог - это один звук или несколько звуков,
произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха:
го-ра, ма-ши-на.

Правила деления слов на слоги в русском языке

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • В слове столько слогов, сколько гласных звуков . Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): оборона - о-бо-ро-на; строка - стро-ка; Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук: го-да, сте-на.
  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сок.
  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-ски, ди-кта-тор.
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сань-ка, сим-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить . Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги. То же самое можно проследить на примере глагола уезжать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление слова для переноса - уез-жать .

Внимание!

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
  • два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
  • два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквыр, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й : мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка

Говорящие книги
(компьютер показывает пиктограмму слога и проговаривает его вслух)

Обучение детей чтению слоговым способом online:

  • Говорящие книги (компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)
  • Онлайн игра Расставь слоги по местам
  • Игра на закрепление навыка чтения по складам Отгадай слово
  • Игра на развитие образной памяти ребенка Лишние склады
  • Онлайн игра Слово в матрице
  • Игра - тренинг Отгадай пиктограмму
  • Онлайн игра Запоминание пиктограмм - складов

Обо обучении грамоте

Предметом изучения на уроках по обучению чтению является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение . большой опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как «слог». Такая последовательность изучения даст избежать смешивания детьми таких понятий и терминов как «слово» и «слог», что встречается довольно часто, а так же позволит детям установить взаимосвязь и взаимозависимость между перечисленными понятиями.

Уроки по обучению грамотре необходимо проводить в русле общего речевого развития ребенка. В содержании занятий должны находить отражение такие языковые особенности, как многозначность слова, родственные слова, синонимия и антонимия,ритм и рифма, интонация и т.д..

При планировании занятий необходимо осуществлять тесную связь между различными видами занятий . Например: на занятии по формированию звуковой стороны речи уточняется артикуляция звука С, проговариваются слова с этим звуком, детей знакомят с буквой С, на уроках по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи дети обогащают словарный запас словами в рамках лексической темы, содержащими данный звук, постигают процессы словообразования и словоизменения, а на занятиях по чтению – осуществляют звуковой анализ этих слов.

На занятиях по обучению грамотре необходимо использовать определенные упражнения по профилактике дислексии и диграфии . Следует не забывать, что у детей, имеющих нарушения устной речи, возможны трудности в овладении чтением и письмом.

Наш подход в вопросе обучения чтению опирается на методику формирования грамоты, но наряду с этим требует уточнения некоторых позиций.

Наиболее типичными пробламами у детей являются:

  • замедленный темп чтения;
  • исключение согласных звуков (букв) в стечениях;
  • нарушение понимания прочитанного;
  • регулярные орфографические ошибки.
  • искажение слоговой структуры слова;
  • слияние двух или нескольких слов в одно слово;
  • замены букв при письме;
  • трудности соединения звуков в слоги и слова;
  • побуквенное чтение;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков (свистящих – шипящих, мягких – твердых, звонких – глухих);

Из сказанного выше заметна огромная роль занятий по обучению чтению в дошкольном возрасте в предупреждении дислексии и дисграфии при изучении ребенком письменной речью.

Детям с нарушениями речи для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства . Такими главными средствами, на наш взгляд, являются зрительные символы гласных и согласных звуков (Т.А. Ткаченко, 2000) и традиционные звуковые схемы слов, сделанные из цветных квадратов-фишек. В отличие от буквы,символы ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они дают многоаспектное воззрение – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов помогают собирать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте.

Статья была посвящена теме "Ударный слог ударный слог" .

Программа ставит задачу сформировать умение делить слово на слоги. На какой же признак слога опираются учащиеся, чтобы правильно разделить слово на слоги? В слове столько слогов, сколько гласных. Выделение в слове ударного слога представляет для учащихся I класса значительную трудность и требует систематических упражнений. Умение выделять в слове ударный слог связано с развитием анализирующей деятельности мышления, формируется медленно и требует систематических упражнений. 1. Учитель произносит слово и предлагает учащимся узнать, сколько в слове слогов, который (по счету) ударный. 3. Списать только слова с ударением на первом слоге (выборочное списывание).

Тема. Деление слов на слоги. Понятие ударения.

Видео: Постановка ударения в словах

Настроение у всех хорошее. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроках, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

СЛОГв Толковом словаре русского языка Ушакова:слога, мн. слоги, слогов, м. 1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (лингв.). ДЕНЬв Словаре экономических терминов:РАСЧЕТНЫЙ — см. РАСЧЕТНЫЙ ДЕНЬ. ДЕНЬ УДАРНЫЙ-см.

Сегодня наш урок будет необычным. Давайте снова посмотрим на наши картинки, слова и схемы. Помните, мы сказали, что эти два слова очень похожи, но предметы они обозначают совершенно разные. Ребята, а как вы думаете, как называют слог, который мы выделяем голосом при произнесении? Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться.

Разделите на слоги слово «мама». Какой слог вы произносите с большей силой:первый или второй? Надо слово угадать. А потом малыши взяли свои любимые игрушки: Лука - ту, в названии которой ударение падает на первый слог (мячик, куклу, кубики…

Поэтому ВСЕГДА говорите с ребёнком правильно, чётко и медленно произнося все слова.И, конечно, обязательно разговаривайте с крохой, вплоть до комментирования собственных действий. Почему бы не воспользоваться этой особенностью и для обучения расстановке ударений? На карточках напишите слова, предложите ребёнку закрасить ударную букву. Кстати, это занятие ещё и тренирует навык чтения. Упражнения на правильную постановку ударений также должны носить характер игры, иначе малыш заскучает. Произносите слова с ошибочным ударением, чтобы малыш мог вас исправить. Научить ребёнка ставить правильно ударения в словах – задача непростая, но достижимая.