Распад ссср причины ход и последствия. Почему распался ссср. Законодательное оформление последствий развала

Распад СССР 1991 года стал итогом процесса системной дезинтеграции (разрушения) протекавшего в его общественно-политической сфере, социальной структуре и народном хозяйстве. Как государство он официально прекратил свое существование на основе договора, подписанного 8 декабря лидерами России, Украины и Беларуси, но предшествующие тому события начались еще в январе. Попытаемся восстановить их в хронологическом порядке.

Начало конца великой империи

Первым звеном в цепи событий, породивших политический кризис 1991 года и распад СССР, явились события, начавшиеся в Литве, после того как М.С. Горбачев, являвшийся тогда президентом Советского Союза, потребовал от правительства республики восстановить на ее территории приостановленное ранее действие советской Конституции. Его обращение, направленное 10 января, было подкреплено вводом дополнительного контингента внутренних войск, блокировавших в Вильнюсе ряд важнейших общественных центров.

Через три дня было опубликовано заявление созданного в Литве Комитета национального спасения, в котором его члены выражали поддержку действия республиканских властей. В ответ на это в ночь на 14 января подразделениями десантных войск был занят вильнюсский телецентр.

Первая кровь

Особую остроту события приняли 20 декабря, после того как прибывшие из Москвы подразделения ОМОНа начали захват здания МВД Литвы, и в результате возникшей перестрелки четыре человека погибли и около десяти получили ранения. Эта первая пролитая на вильнюсских улицах кровь послужила детонатором социального взрыва, результатом которого стал распад СССР 1991 года.

Действия центральных властей, пытавшихся силой восстановить контроль над Прибалтикой, привели к самым негативным для них последствиям. Горбачев стал объектом острой критики со стороны представителей как российской, так и региональной демократической оппозиции. Выражая протест против применения военной силы в отношении мирных граждан, в отставку подали Е. Примаков, Л. Абалкин, А. Яковлев и ряд других бывших сподвижников Горбачева.

Ответом литовского правительства на действия Москвы стал референдум о выходе республики из состава СССР, проведенный 9 февраля, в ходе которого, свыше 90 % его участников высказались за независимость. Это можно с полным основанием назвать началом процесса, в результате которого в 1991 году произошел распад СССР.

Попытка реанимировать Союзный договор и триумф Б.Н. Ельцина

Следующим этапом в общей череде событий стал референдум, проведенный в стране 17 марта того же года. На нем 76 % граждан СССР высказались за сохранение Союза в обновленной форме, и введение поста президента России. В связи с этим в апреле 1991 года в президентской резиденции Ново-Огарево начались переговоры глав республик, входивших в состав СССР, о заключении нового Союзного договора. Председательствовал на них М.С. Горбачев.

В соответствии с итогами референдума были проведены и первые в истории России победу на которых одержал Б.Н. Ельцин, уверенно опередив остальных кандидатов, среди которых были такие известные политики, как В.В. Жириновский, Н.И. Рыжков, А.М. Тулеев, В.В. Бакатин и генерал А.М. Макашов.

Поиски компромисса

В 1991 году распаду СССР предшествовал весьма сложный и длительный процесс перераспределения властных полномочий между союзным центром и его республиканскими филиалами. Необходимость его была обусловлена именно учреждением в России президентского поста и избранием на него Б.Н. Ельцина.

Это значительно усложнило составление нового союзного договора, подписание которого было намечено на 22 августа. Заранее было известно, что готовится компромиссный вариант, предусматривающий передачу отдельным субъектам федерации широкого спектра полномочий, и оставляющий за Москвой решение лишь наиболее важных вопросов, таких как оборона, внутренние дела, финансы и ряд других.

Главные инициаторы создания ГКЧП

В этих условиях значительно ускорили распад СССР августовские события 1991 года. В историю страны они вошли как путч ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению), или неудавшаяся попытка совершения государственного переворота. Его инициаторами являлись политики, ранее занимавшие высокие государственные посты, и крайне заинтересованные в сохранении прежнего режима. Среди них были Г.И. Янаев, Б.К. Пуго, Д.Т. Язов, В.А. Крючков и ряд других. Их фото приведено ниже. Комитет был учрежден ими в отсутствии президента СССР - М.С. Горбачева, находившегося в то время на правительственной даче «Форос» в Крыму.

Чрезвычайные меры

Сразу после учреждения ГКЧП было объявлено о принятии его членами ряда экстренных мер, таких как введение на значительной части страны чрезвычайного положения и упразднения всех новообразованных властных структур, создание которых не предусматривалось Конституцией СССР. Кроме того, запрещалась деятельность оппозиционных партий, а также проведение демонстраций и митингов. Кроме того, было объявлено о готовящихся в стране экономических реформах.

Августовский путч 1991 года и распад СССР начались с распоряжения ГКЧП о введении войск в наиболее крупные города страны, среди которых была и Москва. Эта крайняя, и, как показала практика, весьма неразумная мера, была предпринята членами комитета для устрашения народа и придания их заявлению большего веса. Однако добились они как раз противоположного результата.

Бесславный конец путча

Захватив инициативу в свои руки, представители оппозиции организовали в ряде городов страны многотысячные митинги. В Москве их участниками стало более полумиллиона человек. Кроме того, противникам ГКЧП удалось склонить на свою сторону командование Московского гарнизона и тем самым лишить путчистов их главной опоры.

Следующим этапом путча и распада СССР (1991 год) стала поездка членов ГКЧП в Крым, предпринятая ими 21 августа. Потеряв последнюю надежду взять под свой контроль действия оппозиции, руководимой Б.Н. Ельциным, они отправились в «Форос» для переговоров с М.С. Горбачевым, который по их распоряжению был там изолирован от внешнего мира и фактически находился на положении заложника. Однако уже на следующий день все организаторы путча были арестованы и доставлены в столицу. Вслед за ними в Москву вернулся и М.С. Горбачев.

Последние усилия сохранить Союз

Так предотвратили государственный переворот 1991 года. Распад СССР был неизбежен, но еще предпринимались попытки сохранить хотя бы часть прежней империи. С этой целью М.С. Горбачев при составлении проекта нового союзного договора пошел на значительные и не предусмотренные ранее уступки в пользу союзных республик, наделяя их правительства еще большими полномочиями.

Кроме того, он был вынужден официально признать независимость Прибалтики, чем фактически запустил механизм распада СССР. В 1991 году Горбачевым была предпринята также попытка формирования качественно нового демократического союзного правительства. В его состав были приглашены популярные в народе демократы, такие как В.В. Бакатин, Э.А. Шеварднадзе и их сторонники.

Сознавая, что при сложившейся политической обстановке сохранить прежнюю структуру государства невозможно, в сентябре начали подготовку договора о создании нового конфедеративного Союза, в который прежние должны были войти на правах независимых субъектов. Однако работе над этим документом не суждено было завершиться. 1 декабря в Украине состоялся всенародный референдум, и на основании его результатов республика вышла из состава СССР, чем перечеркнула планы Москвы на создание конфедерации.

Беловежское соглашение, положившее начало созданию СНГ

Окончательный распад СССР произошел в 1991 году. Его юридическим обоснованием явился договор, заключенный 8 декабря на правительственной охотничьей даче «Вискули», расположенной в Беловежской пуще, от которой он и получил свое название. На основании документа, подписанного главами Беларуси (С. Шушкевичем), России (Б. Ельциным) и Украины (Л. Кравчуком), было образовано Содружество независимых государств (СНГ), положившее конец существованию СССР. Фото приведено выше.

Вслед за тем к соглашению, заключенному между Россией, Украиной и Беларусью, присоединились еще восемь республик бывшего Советского Союза. под документом поставили свои подписи главы Армении, Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Молдавии, Узбекистана и Туркмении.

Руководители прибалтийских республик с одобрением встретили известие о распаде СССР, но от вступления в СНГ воздержались. Грузия, во главе которой стоял З. Гамсахурдия, последовала их примеру, но вскоре, после того как в результате происшедшего в ней государственного переворота к власти пришел Э.А. Шеварднадзе, также вошла в новообразованное Содружество.

Президент, оставшийся не у дел

Заключение Беловежского соглашения вызвало крайне негативную реакцию со стороны М.С. Горбачева, занимавшего до той поры пост президента СССР, но после августовского путча лишенного реальной власти. Тем не менее историки отмечают, что в происшедших событиях есть значительная доля его личной вины. Недаром Б.Н. Ельцин в одном из интервью говорил, что соглашение, подписанное в Беловежской пуще, не разрушало СССР, а всего лишь констатировало этот давно свершившийся факт.

Поскольку Советский Союз перестал существовать, то была упразднена и должность его президента. В связи с этим 25 декабря оставшийся не у дел Михаил Сергеевич подал заявление об отставке с занимаемого им высокого поста. Рассказывают, что когда он через два дня явился в Кремль забрать свои вещи, то в принадлежавшем ему ранее кабинете уже вовсю хозяйничал новый президент России - Б.Н. Ельцин. Пришлось смириться. Время неумолимо двигалось вперед, открыв очередной этап в жизни страны и сделав достоянием истории распад СССР 1991 года, кратко описанный в этой статье.

Накануне празднования очередного нового года, 30 декабря 1922 г., из четырех республик было создано одно государство, получившее название СССР. Первоначально в его состав вошли Украина, Белоруссия, Россия (с автономными Казахской и Киргизской республиками), а также Закавказская Федеративная Республика, которая к тому моменту объединяла Грузию, Армению и Азербайджан. В течение 1924-1925 г.г. в СССР были приняты Бухарская и Хорезмская Социалистические Республики, которые вскоре были расформированы, а вместо них появились Узбекистан и Туркменистан. Таким образом, к тому времени Союз насчитывал 6 держав. В качестве автономной области в состав Узбекистана входил Таджикистан. В 1929 г. он стал полноправной Советской Республикой – 7-й по счету. Ровно через 7 лет из Закавказской Республики вышли Армения, Грузия и Азербайджан, а из России – Казахстан и Киргизстан.

Все они стали отдельными державами в составе СССР. Еще через 4 года РСФСР покинула Карельская Автономная Республика, ставшая Карело-Финской ССР. В течение первой декады августа 1940 г. состав СССР пополнился Молдавией, Литвой, Латвией и Эстонией.

Внимание! До 1944 г. существовала Тувинская Народная Республика. Это формирование вошло в структуру СССР, но только не как отдельное государство, а как автономный регион в составе России.

К началу 1950-х г.г. Союз Советских Социалистических Республик состоял из 16 держав. Однако уже летом 1956 г. Карело-Финская ССР вновь возвращается на правах автономии в состав России. Республик становится 15, и это количество остается неизменным до самого распада мощного советского государства. Есть мнение, что частью СССР должна была стать Болгария, но это осталось на уровне предложения.

Процесс раскола Социалистического Союза не был одномоментным: он длился несколько лет. Республики выходили из состава СССР так же, как и входили – постепенно:

  • изначально о суверенитете заявила Эстония, еще в 1988 г.;
  • первой из СССР ушла Литва (март 1990 г.). В то время мировая общественность оказалась не готовой к признанию нового государства;

  • еще 5 республик успели покинуть Союз до путча в августе 1991 г.: это Эстония, Латвия, Молдова, Азербайджан и Грузия;
  • в результате августовского путча о собственной независимости заявили почти все оставшиеся республики. К началу декабря 1991 г. этого не сделали Россия, Белоруссия и Казахстан.

Внимание! Официально Советский Союз прекратил существование 26 декабря 1991 г. Однако многие историки уверены, что своеобразной точкой невозврата стал 1985 год, когда последним генсеком избрали М.С. Горбачева.

Выдвигая предположения, почему развалился СССР, историки не приходят к одному мнению. Поэтому существует несколько причин, признаваемых наиболее вероятными.

Упадок государственной власти . Союз Республик основали люди, преданно и даже фанатично верившие в идею равенства всех граждан. К управлению государством допускались ярые коммунисты, но с каждым годом их становилось всё меньше. Средний возраст руководителей составлял 75 лет, они быстро уходили из жизни. Когда у руля власти стал Михаил Горбачев, ему было слегка за 50. Единственный президент СССР не был достаточно идейным, его реформы привели к ослаблению моноцентризма государственной власти.

Стремление к независимости . Руководители республик хотели избавиться от централизованной власти, к которой у них накопилась масса претензий:

  • принятие решений происходило медленно, поскольку всё решалось на уровне Союза. Это сдерживало деятельность самих республик;
  • регионы огромной страны желали самостоятельно развивать свою культуру, национальные традиции;
  • не обошлось без проявлений национализма, свойственного многим республикам СССР и др.

Внимание! Считается, что процесс раскола ускорили падение Берлинской страны и объединение Германии.

Кризис во всех отраслях жизни . Он выразился:

  • в дефиците товаров первой необходимости;
  • в выпуске продукции низкого качества;
  • в запрете церкви и жесткой цензуре в СМИ. Особенно советский народ возмущало замалчивание правды о техногенных катастрофах, в частности, Чернобыльской трагедии. В эпоху СССР были и криминал, и наркотики, но говорить об этом вслух было не принято.

Несостоятельность коммунистической идеологии . Пропаганда равенства и братства оказалась чужда молодому поколению. Люди перестали верить в светлое коммунистическое будущее: купить что-то в магазине было проблематично, говорить и думать полагалось чуть ли не шаблонными фразами. Старое поколение, на котором держалась советская идеология, уходило из жизни, не оставляя после себя ярых поклонников коммунизма.

Считается, что США тоже сыграли не последнюю роль в расколе Союза. Холодная война, падение цен на нефть – всё это ускорило процесс. Внешние и внутренние причины не оставили СССР шанса сохранить единство. Крах государства оказался закономерным.

Распад СССР: видео

Распад СССР произошёл в 1991 году, и началась история России. Множество государств, совсем недавно называвших себя «братьями навек», теперь яростно отстаивали право на суверенитет, а то и воевали друг с другом.

Между тем причины распада СССР лежат на поверхности, более того - развал советской империи был неизбежен.

Причины распада СССР: почему распался Союз?

Историки, социологи и политологи выделяют несколько основных причин распада СССР :

  • Тоталитарный режим. Страна, где любое инакомыслие карается смертью, заключением или справкой о недееспособности, обречена на гибель, так только «захват» будет хоть немного ослаблен и граждане смогут приподнять голову.
  • Межнациональные конфликты. Несмотря на декларируемое «братство народов», в действительности советское государство просто закрывало глаза на межнациональную рознь, предпочитало не замечать и замалчивать проблему. Поэтому в конце 80-х годов долго назревавший взрыв произошел сразу в нескольких местах - это и Грузия, и Чечня, и Карабах, и Татарстан.
  • Экономический спад. После мирового падения цен на нефть Союзу пришлось туго - многие до сих пор помнят тотальный дефицит на все продукты и огромные очереди.
  • «Железный занавес» и «холодная война». Советский Союз искусственно нагнетал антизападную истерию, убеждая своих граждан в том, что повсюду одни лишь враги, тратил огромные деньги на оборону и гонку вооружений, высмеивал и запрещал любые веяния из остального мира. Запретный плод сладок, и со временем советские люди начали чувствовать куда большее доверие и к вещам, и к идеям западного мира.

От СССР к СНГ.

1991 года стал годом распада СССР , и Михаил Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Возникло новое государство - Россия, и новый «союз» свободных независимых стран - СНГ. В это объединение вошли все бывшие республики Советского Союза - но теперь каждая из них жила по своим законам, поддерживая с другими лишь соседские отношения.

Распад СССР - процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза под воздействием целенаправленной политики, обозначенной в директиве 20/1 Совета национальной безопасности США от 18 августа 1948 года, приведшие к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года.

Распад СССР привёл к независимости 15 республик от СССР и появлению их на мировой политической арене как государств, в которых установились по большей части криптоколониальные режимы, то есть режимы, при которых формально юридически сохраняется суверенитет, тогда как на практике имеет место утрата политического, экономического и иных суверенитетов и работа государства в интересах метрополии.

Предъистория

СССР унаследовал большую часть территории и многонациональную структуру Российской империи. В 1917-1921 гг. Финляндия, Польша, Литва, Латвия, Эстония и Тува получили независимость. Некоторые территории в 1939-1946 гг. вошли в состав СССР (Польский поход РККА, вхождение в состав СССР Прибалтики и Тувинской Народной Республики).

После окончания Второй мировой войны СССР располагал огромной территорией в Европе и Азии, имеющей доступ к морям и океанам, колоссальными природными ресурсами, развитой экономикой социалистического типа, основанной на региональной специализации и межрегиональных экономических связях. Кроме того, руководство «стран социалистического лагеря» находилось под частичным контролем или консультировалось у властей СССР.

В 70-80-е годы конфликты, созданные на межнациональной почве (беспорядки 1972 года в Каунасе, массовые демонстрации 1978 года в Грузии, события 1980 года в Минске, декабрьские события 1986 года в Казахстане) были незначительны для развития всего Союза, но показывали активизацию деятельности аналогичной организации того явления, что в последнее время называют «оранжевой революцией ». Тогда советская идеология подчёркивала, что СССР - дружная семья братских народов, и данная нарастающая проблема не заострялась. СССР возглавляли представители различных национальностей (грузин И. В. Сталин, украинцы Л. И. Брежнев, К. У. Черненко и другие). Русские, самый многочисленный народ, жили не только на территории РСФСР, но и во всех других республиках. Каждая из республик Советского Союза имела свой гимн и своё партийное руководство (кроме РСФСР) - первый секретарь и др.

Руководство многонациональным государством было централизовано - страну возглавляли центральные органы КПСС, контролировавшие всю иерархию органов власти. Руководители союзных республик утверждались центральным руководством. Белорусская ССР и Украинская ССР по результатам достигнутых на Ялтинской конференции договорённостей, имели своих представителей в ООН с момента её основания.

Фактическое положение дел отличалось от конструкции, описанной в Конституции СССР, что стало результатом деятельности бюрократии, после государственного переворота 1953 года оформившейся как эксплуататорский класс и не заинтересованной в том, чтобы положения Конституции 1936 года выполнялись. Например, никак не было процессуально оформлена, хотя и декларировалась возможность у народа отозвать депутата, не справляющегося со своими обязанностями.


После смерти Сталина имела место некоторая децентрализация власти. В частности, стало неукоснительным правилом на должность первого секретаря в республиках назначать представителя титульной нации соответствующей республики. Второй секретарь партии в республиках был ставленник ЦК. Это привело к тому, что местные руководители обладали определённой самостоятельностью и безусловной силой в своих регионах. После распада СССР многие из этих руководителей трансформировались в президентов соответствующих государств (кроме Шушкевича). Однако в советские времена их судьба зависела от центрального руководства.

Причины распада


В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

  • центробежные националистические тенденции, возникшие в результате невыполнения руководством СССР задач цивилизационного развития, проявившиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;
  • авторитарный характер советского общества и постепенная фашизация, выражающаяся в барстве «элиты» - партийной номенклатуры, оформившейся как эксплуататорский класс и холопстве населения, что в итоге привело к закономерному итогу предсказанному ещё В.О. Ключевским: «Праведное общество составленное из негодяев» - подавление потенциала Человека
  • господство одной идеологии, идеологическая зашоренность, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив;
  • растущее недовольство населения из-за целенаправленно создававшихся перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;
  • диспропорции экстенсивной экономики (характерные для периода существования СССР, начавшегося после государственного переворота 1953 года и хрущёвской «оттепели»), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);
  • кризис доверия к экономической системе: в 1960-1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план стал после 1953 года единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало резкое падение качества производимых в СССР товаров народного потребления, как следствие, уже в начале 1980-х гг. термин «советское» в отношении товаров был синонимом термина «низкокачественное». Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;
  • ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;
  • неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года);
  • снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;
  • моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;
  • поражение в гонке вооружений, победа «рейганомики» в этой гонке;
  • Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет;
  • заинтересованность западных государств в ослаблении СССР;
  • подрывная деятельность иностранных спецслужб;
  • предательство руководителями множества ведомств государственных интересов и отказ защищать Родину в пользу ограбления Родины в своих интересах.

Но главной причиной ставшего возможным распада СССР и все перечисленных выше явлений в советском обществе является концептуальная неопределённость управления всей Русской цивилизацией, тогда называвшейся Советским Союзом.

Концептуальная неопределённость - это такое течение дел, когда подчас одни и те же люди в разное время совершают действия, допустимые или необходимые в одной концепции управления и запретные в принципе или в конкретных обстоятельствах в этой же концепции управления.

Преодоление же обществом концептуальной неопределённости управления состоит в том, что люди в процессе своей жизни и деятельности сами и с помощью окружающих или под давлением обстоятельств осознанно определяются в том, что в их намерениях и действиях соответствует справедливой концепции устройства жизни, а что нет, и на этой основе отдают предпочтение либо этой концепции в её развитии, либо альтернативным ей концепциям сохранения и воспроизводства толпо-«элитарного» устройства общества в преемственности поколений.

Все люди в обществе, живут, преодолевая концептуальные неопределённости, включая и неопределённость в ответе делами жизни на вопрос: в каких обстоятельствах уместно управление коллективной деятельностью? В каких обстоятельствах уместно самоуправление участников коллективной деятельности? А в каких обстоятельствах и как самоуправление и управление должны сочетаться, взаимно дополняя и поддерживая друг друга?

Концептуальная неопределенность управления

Концептуальная неопределенность поведения (управления) проявляется в России в следствии того, что западное мировоззрение не стало в ней безраздельно господствующим, и одним и тем же людям свойственно в своем поведении осуществлять действия, как соответствующие западным стереотипам, базирующимся на Библии, так и противные ей. Это носит массовый характер, что объясняет причины всех российских социальных бедствий на протяжении последнего тысячелетия, включая и нынешний кризис. Отсюда проистекает непоследовательность и незавершенность всех без исключения российских реформ как прозападных (во исполнение доктрины порабощения мира посредством финансовой долговой удавки - ростовщической системы), так и «самобытного пути развития» (направленного на искоренение ростовщической доктрины, подчас вместе с её осознанными сторонниками и бессознательными носителями).

На личностном уровне бедственность жизни такого рода поясняется словами апостола Иакова:

Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих

(Послание Иакова, 1:8).

На уровне рассмотрения общества, в котором таких людей с двоящимися мыслями множество, перспективы известны из слов Христа:

Если царство разделится само в себе, не сможет устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его

(Марк, 3:24 - 26).

Возможность распада СССР рассматривалась и моделировалась в западной политологии (Элен д’Анкосс. «Расколовшаяся империя», 1978) и публицистике советских диссидентов (Андрей Амальрик. «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?» , 1969). Также разделение СССР на несколько государств было прописано как одна из целей Директивы 20/1 СНБ США от 18 августа 1948 года, которая, кстати, действует до сих пор.

Ход событий


С 1985 года Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв и его сторонники начали политику перестройки, резко выросла политическая активность народа, сформировались массовые, в том числе радикальные и националистические, движения и организации. Попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране. На политической арене этот кризис выразился как противостояние Президента СССР Горбачёва и Президента РСФСР Ельцина. Ельцин активно пропагандировал лозунг о необходимости суверенитета РСФСР.

Общий кризис

Распад СССР происходил на фоне целенаправленно создаваемого общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса. В 1989 году впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением).

Мы разбирали этот момент истории, когда анализировали поведение Центрального банка в статье , где привели данную таблицу:

Таблица была построена по данным различных ежегодников ЦСУ (Госкомстата) в 1985 г. В ней был дан прогноз роста инфляции. Прогноз практически полностью подтвердился событиями начала 90-х годов, когда 27 февраля 1992 года был подписан Указ № 196 «О снятии ограничений на использование средств населения на специальных счетах в Сберегательном банке Российской Федерации», в котором по сути речь шла о «размораживании» советских вкладов. И вот тогда скрытая инфляция, накопленная в виде вкладов на сберегательных книжках, хлынула в экономику, по сути, уничтожив её.

Советское руководство создало иллюзию наличия больших накоплений, давая гражданам возможность периодически что-нибудь купить по фиксированным ценам. Люди видели: если долго-долго стоять в очереди, завести нужные связи, еще чуть-чуть доплатить кому надо, то можно превратить свои сбережения в товары и услуги. Проблема состояла в том, что если бы все захотели сделать это одновременно - ничего бы не вышло. Это была одна большая пирамида иллюзий, и вклады советских граждан находились в основании этой пирамиды.

Началось это строительство пирамиды фактически с ликвидации предпринимательского рынка в СССР, когда Н.С. Хрущёв в 1956 начал этот процесс (http://anticomprador.ru/publ/a_k_trubicyn_o_staline_i_predprinimateljakh/29-1-0-1065). В 1959-1960 годах был ликвидирован негосударственный сектор эко­но­мики (предприятия промысловой кооперации и приусадебные участки колхозников, которые, кстати, при Сталине были до 1 гектара), обеспечивавший производство значительной части промышленных товаров (одежда, обувь, мебель, посуда, игрушки и т.д.), продовольствия (овощи, продукты животноводства и птицеводства, рыбная продукция), а также бытовых услуг (о том, что высокопроизводительные артели не были нужны и в 1987 году, читайте «Исповедь старателя, намывшего 400 000 000 грамм золота» http://ss69100.livejournal.com/673699.html). В 1957 году был ликвидиро­ван Госплан и отраслевые министерства (кроме оборонных).

Таким образом, вместо эффек­тив­ной комбинации плановой и рыночной экономики не стало ни той, ни другой («Вспоминая СССР», первая часть http://nstarikov.ru/blog/23233 и вторая часть http://nstarikov.ru/blog/23246). В 1965 году после удаления Хрущева из власти Госплан и министерства были восстановлены, но с существенно урезанными правами. А в 1961 году была проведена денежная реформа, принесшая стране две беды - зависимость от нефтяного экспорта и хронический дефицит продовольствия, ведущий за собой коррупцию в сфере торговли (http://nstarikov.ru/blog/40807). Самое жуткое во всём этом то, что катастрофа СССР была подготовлена заранее…

В период 1989-1991 гг. доходит до максимума главная проблема советской экономики - хронический товарный дефицит; из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. По всей стране вводится нормированное снабжение в форме талонов.

С 1991 года впервые зафиксирован демографический кризис (превышение смертности над рождаемостью).

Отказ руководства после 1953 года от осуществления миссии строительства справедливого общества и помощи в этом дружественным странам влечёт за собой массовое падение просоветских коммунистических режимов в Восточной Европе и тенденция эта в 1989 году разрослась буйным цветом «парада суверенитетов». В Польше приходит к власти бывший лидер профсоюза «Солидарность» Лех Валенса (9 декабря 1990 года), в Чехословакии - бывший диссидент Вацлав Гавел (29 декабря 1989 года). В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы, коммунисты были смещены силой, а президент Чаушеску вместе с женой расстрелян. Таким образом, происходит фактический коллапс советской сферы влияния.

На территории СССР, как по лекалу, если смотреть на технологию создания «оранжевых революций» разгорается ряд межнациональных конфликтов.

Первым проявлением напряжённости в период Перестройки стали события в Казахстане. 16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялась демонстрация протеста после того, как Москва пыталась навязать на пост первого секретаря ЦК КП КазССР своего ставленника В.Г. Колбина, работавшего до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС и не имевшего к Казахстану никакого отношения. Эта демонстрация была подавлена внутренними войсками. Некоторые её участники «пропали без вести», либо попали в тюремное заключение. Эти события известны под названием «Желтоксан».

Наибольшей остротой отличался начавшийся в 1988 году Карабахский конфликт. Происходят взаимные этнические чистки, причём в Азербайджане это сопровождалось массовыми погромами. В 1989 году Верховный Совет Армянской ССР объявляет о присоединении Нагорного Карабаха, Азербайджанская ССР начинает блокаду. В апреле 1991 года между двумя советскими республиками фактически начинается война.

В 1990 году происходят беспорядки в Ферганской долине, особенностью которой является смешение нескольких среднеазиатских национальностей (ошская резня). Решение о реабилитации депортированных в сталинское время народов, которые были вывезены по причине высокого сепаратистского потенциала, приводит к нарастанию напряжённости в ряде регионов, в частности, в Крыму - между вернувшимися крымскими татарами и русскими, в Пригородном районе Северной Осетии - между осетинами и вернувшимися ингушами.

На фоне общего кризиса растёт популярность радикальных демократов во главе с Борисом Ельциным; она доходит до максимума в двух крупнейших городах - Москве и Ленинграде.

Движения в республиках за выход из состава СССР и «парад суверенитетов»

7 февраля 1990 года ЦК КПСС объявил об ослаблении монополии на власть, в течение нескольких недель прошли первые конкурентные выборы. Многие места в парламентах союзных республик получили либералы и националисты.

В течение 1990-1991 гг. произошёл т. н. «парад суверенитетов», в ходе которого все союзные (одной из первых была РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов». Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что ещё больше ухудшило экономическое положение в СССР.

Референдум 1991 года о сохранении СССР




В марте 1991 года состоялся референдум, на котором проголосовало за сохранение СССР подавляющее большинство населения в каждой из республик.

В шести союзных республиках (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), которые ранее объявили о независимости или о переходе к независимости, всесоюзный референдум фактически не проводился (властями этих республик не были сформированы Центральные избирательные комиссии, всеобщего голосования населения не было) за исключением некоторых территорий (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, ряд районов Прибалтийских республик), но в другое время проводились референдумы о независимости.

Предполагалось заключение 20 августа 1991 нового союза - Союза Суверенных Государств (ССГ) как мягкой федерации. Таким образом были попраны итоги референдума и воля народов СССР.

Проект нового Союзного договора

Руководство СССР во главе с Михаилом Горбачёвым переходит к следующим действиям:

  • Проведение общесоюзного референдума, на котором большинство избирателей высказались за сохранение СССР;
  • Учреждение поста Президента СССР в связи с перспективой утраты КПСС власти;
  • Проект создания нового Союзного договора, в котором права республик существенно расширялись.

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ. Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране.

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В начале апреля 1990 г. был принят Закон «Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР», которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с этим принят Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума. Был открыт легальный путь выхода из Союза.

Попыткам Михаила Горбачёва сохранить СССР был нанесён серьёзный удар с избранием Бориса Ельцина 29 мая 1990 года Председателем Верховного Совета РСФСР. Это избрание прошло в упорной борьбе, с третьей попытки и с перевесом в три голоса над кандидатом от консервативной части Верховного Совета Иваном Полозковым.

Россия также входила в СССР как одна из союзных республик, представлявшая подавляющее большинство населения СССР, его территории, экономического и военного потенциала. Центральные органы РСФСР также находились в Москве, как и общесоюзные, однако традиционно воспринимались как второстепенные по сравнению с органами власти СССР.

С избранием Бориса Ельцина главой этих органов власти, РСФСР постепенно взяла курс на провозглашение собственной независимости, и на признание независимости остальных союзных республик, что создавало возможность сместить Михаила Горбачёва, распустив все общесоюзные учреждения, которые он мог бы возглавить.

12 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, установив приоритет российских законов над союзными. С этого момента общесоюзные органы власти начали терять контроль над страной; «парад суверенитетов» усилился.

12 января 1991 года Ельцин подписывает с Эстонией договор об основах межгосударственных отношений, в котором РСФСР и Эстония признают друг друга суверенными государствами.

На посту Председателя Верховного Совета Ельцин смог добиться учреждения поста Президента РСФСР, и 12 июня 1991 года выиграл всенародные выборы на эту должность.

ГКЧП и его последствия


Ряд государственных и партийных деятелей, под лозунгами сохранения единства страны и для восстановления партийно-государственного контроля над всеми сферами жизни, предприняли попытку государственного переворота (ГКЧП, известную также как «августовский путч» 19 августа 1991 года). Однако то, как он проводился, напоминает скорее манёвр для ускорения передачи власти.


Поражение путча фактически привело к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и ускорению распада Союза. В течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой власти почти всех союзные республики. Некоторые из них для придания легитимности этим решениям провели референдумы о независимости.

С выхода в сентябре 1991 года из состава СССР прибалтийских республик, он состоял из 12 республик.

28 октября 1991 года на пост Председателя Верховного Совета РСФСР избран Р. И. Хасбулатов.

6 ноября 1991 года указом Президента РСФСР Б. Ельцина деятельность КПСС и Коммунистической партии РСФСР на территории РСФСР была прекращена.

Референдум на Украине, проведённый 1 декабря 1991 года, на котором сторонники независимости победили даже в таком традиционно пророссийски настроенном регионе как Крым, сделал (по мнению некоторых политиков, в частности, Б. Н. Ельцина) сохранение СССР в каком бы то ни было виде окончательно невозможным.

14 ноября 1991 года семью республиками из двенадцати (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) было принято решение по заключению договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации со столицей в Минске. Подписание было намечено на 9 декабря 1991 года.

Провозглашение независимости республиками СССР

Ни одна из республик не выполнила при этом всех процедур, предписываемых законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР». Государственный Совет СССР (созданный 5 сентября 1991 орган, состоящий из глав союзных республик под председательством Президента СССР) формально признал независимость лишь трёх балтийских республик (6 сентября 1991, постановления Госсовета СССР № ГС-1, ГС-2, ГС-3). 4 ноября В. И. Илюхин возбудил уголовное дело против Горбачёва по статье 64 УК РСФСР (измена Родине) в связи с данными постановлениями Госсовета. По мнению Илюхина, Горбачёв, подписав их, нарушил присягу и Конституцию СССР и нанёс ущерб территориальной неприкосновенности и государственной безопасности СССР. После этого Илюхин был уволен из прокуратуры СССР.

Подписание Беловежских соглашений и создание СНГ


В декабре 1991 года главы трех республик, основателей СССР, - Белоруссии, России и Украины собрались в Беловежской пуще (село Вискули, Белоруссия) для подписания договора о создании ССГ. Однако, ранние договоренности были отвергнуты Украиной.

8 декабря 1991 года они констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. Как подчёркивал впоследствии Б.Н. Ельцин, Беловежские соглашения не распускали СССР, а лишь констатировали его фактический к тому моменту распад. Примечательным фактом является также и то, что на данный момент оригинал Беловежских соглашений исчез.

11 декабря Комитет конституционного надзора СССР выступил с заявлением, осуждавшим Беловежское соглашение. Практических последствий это заявление не имело.

12 декабря Верховный Совет РСФСР под председательством Р. И. Хасбулатова ратифицировал Беловежские соглашения и принял решение о денонсации РСФСР союзного договора 1922 года (ряд юристов считает, что денонсация этого договора была бессмысленной, так как он утратил силу в 1936 году с принятием конституции СССР) и об отзыве российских депутатов из Верховного совета СССР (без созыва Съезда, что расценивалось некоторыми как нарушение действовавшей на тот момент Конституции РСФСР). Вследствие отзыва депутатов, Совет Союза лишился кворума. Следует отметить, что формально Россия и Белоруссия не провозглашали независимость от СССР, а лишь констатировали факт прекращения его существования.

17 декабря председатель Совета Союза К. Д. Лубенченко констатировал отсутствие кворума на заседании. Совет Союза, переименовавшись в Совещание депутатов, обратился в Верховный Совет России с просьбой хотя бы временно отменить решение об отзыве российских депутатов, чтобы Совет Союза мог сам сложить с себя полномочия. Это обращение было проигнорировано.

21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате (Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, было подписано так называемое Алмаатинское соглашение, ставшее основой СНГ.

СНГ было основано не в качестве конфедерации, а как международная (межгосударственная) организация, которая характеризуется слабой интеграцией и отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. Членство в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией (она присоединилась к СНГ только в октябре 1993 г. и заявила о выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года).

Завершение распада и ликвидация властных структур СССР


Органы власти СССР как субъект международного права прекратили существование 25-26 декабря 1991 года. Россия объявила себя продолжателем членства СССР (а не правопреемником, как это часто ошибочно указывается) в международных институтах, взяла на себя долги и активы СССР и объявила себя собственником всего имущества СССР за границей. По предоставленным РФ данным, на конец 1991 года пассивы бывшего Союза оценивались в 93,7 млрд $, а активы - в 110,1 млрд $. Депозиты Внешэкономбанка составляли около 700 миллионов долларов. Так называемый «нулевой вариант», по которому Российская Федерация стала правопреемницей бывшего Советского Союза по внешнему долгу и активам, включая и зарубежную собственность, не был ратифицирован Верховной Радой Украины, которая претендовала на право распоряжаться имуществом СССР.

25 декабря 1991 года Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Ельцину.

26 декабря 1991 года сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум - Совета Республик (образованной Законом СССР от 05.09.1991 N 2392-1), - из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР, а также ряд других документов (постановление об освобождении от должности судей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР и коллегии Прокуратуры СССР (№ 143-Н), постановления об освобождении от должности председателя Госбанка В. В. Геращенко (№ 144-Н) и его первого заместителя В. Н. Куликова (№ 145-Н)). 26 декабря 1991 года и считается днём прекращения существования СССР, хотя некоторые учреждения и организации СССР (например, Госстандарт СССР, Госкомитет по народному образованию, Комитет по охране государственной границы) ещё продолжали функционировать в течение 1992 года, а Комитет конституционного надзора СССР вообще не был официально распущен.

После распада СССР Россия и «ближнее зарубежье» составляют т. н. «постсоветское пространство».

Последствия в краткосрочной перспективе

Преобразования в России

Распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были:

  • в экономической области - либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом «шоковой терапии»;
  • в политической области - запрет КПСС (ноябрь 1991 г.); ликвидация системы Советов в целом (21 сентября - 4 октября 1993 года).

В июле 1991 года Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

Межнациональные конфликты

В последние годы существования СССР на его территории был активно использован потенциал межнациональных конфликтов. После его распада большинство из них немедленно перешли в фазу вооружённых столкновений:

  • Карабахский конфликт - война армян Нагорного Карабаха за независимость от Азербайджана;
  • Грузино-абхазский конфликт - конфликт между Грузией и Абхазией;
  • Грузино-южноосетинский конфликт - конфликт между Грузией и Южной Осетией;
  • Осетино-ингушский конфликт - столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе;
  • Гражданская война в Таджикистане - межклановая гражданская война в Таджикистане;
  • Первая чеченская война - борьба российских федеральных сил с сепаратистами в Чечне;
  • Конфликт в Приднестровье - борьба молдавских властей с сепаратистами в Приднестровье.

По данным Владимира Мукомеля, число погибших в межнациональных конфликтах в 1988-96 годах составляет около 100 тыс. человек. Число беженцев в результате этих конфликтов составило не менее 5 млн.человек.

Раздел Черноморского флота


Статус бывшего Черноморского флота СССР был урегулирован только в 1997 г. с разделом между Россией и Украиной. Несколько лет он сохранял неопределённый статус, и служил источником трений между двумя государствами.

Примечательна судьба единственного советского полноценного авианосца Адмирал Флота Кузнецов: он был достроен к 1989 г. В декабре 1991 г. ввиду своего неопределённого статуса прибыл из Чёрного моря и присоединился к российскому Северному флоту, в составе которого остаётся по сей день. При этом все самолёты и лётчики остались на Украине, повторное укомплектование произошло только в 1998 г.

Безъядерный статус Украины, Белоруссии и Казахстана

В результате распада СССР число ядерных держав увеличилось, так как на момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие дислоцировалось на территории четырёх союзных республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

Совместные дипломатические усилия России и Соединённых Штатов Америки привели к тому, что Украина, Белоруссия и Казахстан отказались от статуса ядерных держав, и передали России весь военный атомный потенциал, оказавшийся на их территории.

24 октября 1991 года принято постановление Верховной Рады о безъядерном статусе Украины. 14 января 1992 г. подписано трёхстороннее соглашение России, Соединённых Штатов и Украины. Все атомные заряды демонтируются и вывозятся в Россию, стратегические бомбардировщики и шахты для запуска ракет уничтожаются на деньги США. Взамен Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности Украины.

5 Декабря 1994 года в Будапеште был подписан Меморандум, которым Россия, США и Великобритания обязались воздержаться от использования силы, экономического принуждения и созвать совет безопасности ООН для принятия необходимых мер в случае если возникает угроза агрессии по отношению к Украине.

В Белоруссии безъядерный статус закреплён в Декларации о независимости и в Конституции. Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности.

Казахстан в течение 1992-1994 г. передаёт России до 1150 единиц стратегических ядерных вооружений.

Статус космодрома Байконур

Крупнейший советский космодром Байконур с распадом СССР оказывается в критическом положении - финансирование обрушилось, а сам космодром оказался на территории Республики Казахстан. Его статус урегулирован в 1994 г. с заключением с казахстанской стороной договора о долгосрочной аренде.

Распад СССР с точки зрения права

Законодательство СССР

До декабря 1993 года Конституция СССР действовала на территории России согласно статье 4 Конституции Российской Федерации - России (РСФСР), несмотря на многочисленные внесенные в неё поправки, исключающие упоминание СССР.

Статья 72 Конституции СССР 1977 года определяла:

За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.

Порядок реализации этого права, закреплённый законом, соблюдён не был (см. выше), однако был как бы «легитимизирован», главным образом, внутренним законодательством государств, вышедших из СССР, а также последующими событиями, например их международно-правовым признанием со стороны мирового сообщества - все 15 бывших союзных республик признаются мировым сообществом как независимые государства и представлены в ООН.

А это означает, что чисто юридически в силу несоблюдения республиками процедуры выхода и исчезновения оригинала соглашения, где констатируется распад, СССР существует и поныне, но об этом не принято говорить. Однако страх перед неожиданным «вспоминанием» этого факта у Запада есть и выражается в их культуре:
http://www.youtube.com/watch?v=OqNv6jRb1lY

Международное право

Россия объявила себя продолжателем СССР, что было признано почти всеми остальными государствами. Остальные постсоветские государства (за исключением прибалтийских) стали правопреемниками СССР (в частности, обязательств СССР по международным договорам) и соответствующих союзных республик. Латвия, Литва и Эстония объявили себя продолжателями соответствующих государств, существовавших в 1918-1940 гг. Грузия объявила себя продолжателем Республики Грузия 1918-1921 гг. Молдова не является продолжателем МССР, поскольку был принят закон, в котором указ о создании МССР назван незаконным, что воспринимается многими как юридическое обоснование претензий ПМР на независимость. Азербайджан объявил себя продолжателем АДР, при этом сохраняя некоторые соглашения и договоры, принятые Азербайджанской ССР. В рамках ООН все 15 государств считаются продолжателями соответствующих союзных республик, в связи с чем не признаются территориальные претензии этих стран друг к другу (в том числе, существовавшие ранее претензии Латвии и Эстонии к России) и не признаётся независимость государственных образований, которые не были в числе союзных республик (в том числе Абхазии, которая имела такой статус, но утратила его).

Оценки


Оценки распада СССР неоднозначны. США - противники СССР в холодной войне восприняли коллапс СССР как свою победу. И даже учредили медаль «За победу в Холодной войне».


В связи с этим, в США, например, можно часто услышать разочарование в победе: проигравшие войну «русские» по-прежнему являются ядерной державой, защищают национальные интересы, вмешиваются во внешнеполитические споры и так далее.

Проигравший не проиграл… проигравший не считает, что проиграл… и не ведёт себя так, как потерпевший поражение с самого 1991 года,

Сказал бывший командующий стратегическими ядерными силами США генерал Юджин Хабигер в интервью, показанном в телепередаче «Репетиция конца света» канала CNN. Или недавняя нашумевшая истерика представителя США в ООН Саманты Пауэр, говорившую Виталию Чуркину о том, что Россия проиграла холодную войну и не имеет право так себя вести, после того как Россия в лице Чуркина наложила вето на резолюцию по Украине.


25 апреля 2005 года Президент России В. Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации заявил:

Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию.

Аналогичное мнение в 2008 году высказал президент Белоруссии А. Г. Лукашенко:

Развал Советского Союза был величайшей геополитической катастрофой 20 века, в первую очередь, из-за разрушения существовавшей системы биполярного мира. Многие надеялись, что окончание «холодной войны» станет избавлением от больших военных расходов, а высвободившиеся ресурсы будут направлены на решение глобальных задач - продовольственных, энергетических, экологических и других. Но эти ожидания не оправдались. На смену «холодной войне» пришла еще более ожесточенная борьба за энергоресурсы. По сути, начался новый передел мира. В ход идут любые средства, вплоть до оккупации независимых государств.

В октябре 2009 года в интервью с главным редактором Радио «Свобода» Людмилой Телень первый и единственный президент СССР М. С. Горбачёв признал свою ответственность за развал СССР:

Людмила Телень:

Вас до сих пор упрекают в том, что вы развалили Советский Союз?

Михаил Горбачёв:

Это вопрос решенный. Развалил…



Заключение

Согласно данным шестой волны регулярных международных опросов населения в рамках программы «Евразийский монитор», о распаде Советского Союза сожалеют 52% опрошенных жителей Белоруссии, 68% - России и 59% - Украины; не сожалеют, соответственно, 36%, 24% и 30% респондентов; 12%, 8% и 11% затруднились ответить на этот вопрос.

Неудавшийся «путч» ГКЧП и завершение перестройки означали не только конец социалистического реформаторства в СССР, но и победу тех политических сил, которые видели в смене модели общественного развития единственный выход страны из затяжного кризиса. Это был осознанный выбор не только власти, но и большинства общества.

«Революция сверху» в России в 90-х гг. привела к формированию безудержного «свободного» рынка, подчинённого транснациональным корпорациям и ростовщической олигархии. Эти перемены были лишь началом переходного периода экономики.

В ходе политических преобразований была демонтирована советская система организации власти. Вместо неё началось формирование политической системы, основанной на разделении властей. С введение 13 статьи в Конституцию 1993 года у государства была отобрана возможность назначать цели развития (идеологию), а значит страна стала криптоколонией.

Из-за передела властных полномочий между ослабленным федеральным Центром и набирающими силу регионы (в первую очередь национальными) усилились центробежные тенденции. В этой ситуации сохранение государственного единства страны явилось важнейшей задачей, которая для СССР не была решена, а вот Россия в начале 2000-ых во многом благодаря В.В. Путину справилась с этой задачей, хотя тенденции вели в сторону разрушения и России, как государства (опять таки в полном соответствии с Директивой 20/1 СНБ США от 18 августа 1948 года).

Распад СССР радикально изменил геостратегическое положение России. Была разрушена единая система безопасности и обороны страны. НАТО вплотную придвинулось к границам России. В то же время сама Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, оказалась, как никогда прежде, интегрированной во многие международные структуры.

К началу XXI века Россия утратила статус великой мировой державы. До минимума упал жизненный уровень населения. Необходимо было принять срочные меры для исправления положения.


Новый стратегический курс был предложен В.В. Путиным, сделавшим ставку на укрепление государственности, опору на народ и достижение через это возрождения и расцвета страны, с учётом всего положительного опыта, накопленного на всех этапах отечественной истории прошлых веков.

Новый интеграционный проект Евразийского Союза, который официально оформляется 1 января 2015 года, в перспективе объединит много больше стран, чем СССР, потому что Россия вышла из периода неурядиц с новым проектом глобализации по-русски, который выражается в простой идее, которая опирается на философию Русской цивилизации:

Люди - давайте станем Человеками!

В долине, где Руслан лежал
В крови, безгласный, без движенья;
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мертвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвёл; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встаёт Руслан, на ясный день
Очами жадными взирает,
Как безобразный сон, как тень,
Перед ним минувшее мелькает.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. Образованный в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик создавался руководством Российской коммунистической партии (большевиков) как база будущей мировой революции. В декларации о его образовании говорилось, что Союз станет "решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

Для привлечения в состав СССР как можно большего числа социалистических республик в первой советской конституции (и всех последующих) за каждой из них было закреплено право свободного выхода из Советского Союза. В частности, в последнем Основном законе СССР - Конституции 1977 г. - эта норма была закреплена в статье 72. Начиная с 1956 г. в состав советского государства входили 15 союзных республик.

Причины распада СССР

С правовой точки зрения СССР был ассиметричной федерацией (его субъекты имели различный статус) с элементами конфедерации. При этом союзные республики находились в неравноправном положении. В частности, у РСФСР не было собственной компартии, академии наук, республика также являлась для остальных членов Союза основным донором финансовых, материальных и людских ресурсов.

Единство советской государственной системы обеспечивалось Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). Она была построена по жесткому иерархическому принципу и дублировала все государственные органы Союза. В статье 6 Основного закона СССР 1977 г. за компартией был закреплен статус "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций".

К 1980-м гг. СССР оказался в состоянии системного кризиса. Значительная часть населения разуверилась в догмах официально декларируемой коммунистической идеологии. Проявилось экономическое и технологическое отставание СССР от западных государств. В результате национальной политики советской власти в союзных и автономных республиках СССР сформировались самостоятельные национальные элиты.

Попытка реформирования политической системы во время перестройки 1985–1991 гг. привела к обострению всех имевшихся противоречий. В 1988–1990 гг. по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была значительно ослаблена роль КПСС.

В 1988 г. началось сокращение партаппарата, проведена реформа избирательной системы. В 1990 г. изменена конституция, ликвидирована статья 6, в результате чего КПСС была полностью отделена от государства. При этом межреспубликанские отношения не подвергались пересмотру, что привело, на фоне ослабления партийных структур, к резкому росту сепаратизма союзных республик.

По мнению ряда исследователей, одним из ключевых решений в этот период стал отказ Михаила Горбачева от уравнения статуса РСФСР с другими республиками. Как вспоминал помощник генсека Анатолий Черняев, Горбачев "железно" стоял против создания компартии РСФСР и предоставления полноправного статуса российской республике". Такая мера, по мнению ряда историков, могла способствовать объединению российских и союзных структур и сохранить в итоге единое государство.

Межнациональные столкновения

В годы перестройки в СССР резко обострились межнациональные отношения. В 1986 г. в Якутске и в Алма-Ате (Казахская ССР, ныне - Казахстан) произошли крупные межнациональные столкновения. В 1988 г. начался Нагорно-Карабахский конфликт, в ходе которого населенная армянами Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. Вслед за этим последовал армяно-азербайджанский вооруженный конфликт. В 1989 г. столкновения начались в Казахстане, Узбекистане, Молдавии, Южной Осетии и др. К середине 1990 г. более 600 тыс. граждан СССР стали беженцами или вынужденными переселенцами.

"Парад суверенитетов"

В 1988 г. развернулось движение за независимость в Прибалтике. Его возглавили "народные фронты" - массовые движения, созданные с разрешения союзных властей в поддержку перестройки.

16 ноября 1988 г. Верховный Совет (ВС) Эстонской ССР принял декларацию о государственном суверенитете республики и внес изменения в республиканскую конституцию, которые позволяли приостанавливать действие союзных законов на территории ЭстССР. 26 мая и 28 июля 1989 г. аналогичные акты приняли ВС Литовской и Латвийской ССР. 11 и 30 марта 1990 г. ВС Литвы и Эстонии приняли законы о восстановлении собственных независимых государств, 4 мая такой же акт утвердил парламент Латвии.

23 сентября 1989 г. ВС Азербайджанской ССР принял конституционный закон о государственном суверенитете республики. В течение 1990 г. подобные акты приняли все остальные союзные республики.

Закон о выходе союзных республик из СССР

3 апреля 1990 г. ВС СССР принял закон "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Согласно документу, такое решение должно было приниматься путем референдума, назначаемого местным законодательным органом. При этом в союзной республике, имевшей в своем составе автономные республики, области и округа, плебисцит должен был проводиться отдельно по каждой автономии.

Правомочным считалось решение о выходе, которое поддержали не менее двух третей избирателей. Вопросы статуса союзных военных объектов, предприятий, финансово-кредитные отношения республики с центром подлежали урегулированию в течение переходного периода сроком в пять лет. На практике положения данного закона не были реализованы.

Провозглашение суверенитета РСФСР

Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов республики. Во второй половине 1990 г. руководство РСФСР во главе с председателем ВС Борисом Ельциным значительно расширило полномочия правительства, министерств и ведомств РСФСР. Собственностью республики были объявлены находящиеся на ее территории предприятия, отделения союзных банков и др.

Декларация о суверенитете России принималась не для того, чтобы развалить Союз, а чтобы остановить вывод из состава РСФСР автономий. План автономизации разрабатывался ЦК КПСС, чтобы ослабить РСФСР и Ельцина, и предполагал наделение всех автономий статусом союзных республик. Для РСФСР это означало потерю половины территории, почти 20 миллионов населения и большинства природных ресурсов

Сергей Шахрай

в 1991 году - советник Бориса Ельцина

24 декабря 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял закон, согласно которому российские органы власти могли приостанавливать действие союзных актов, "если они нарушают суверенитет РСФСР". Предусматривалось также, что все решения органов власти СССР вступают в силу на территории российской республики только после их ратификации ее Верховным Советом. На референдуме 17 марта 1991 г. в РСФСР был введен пост президента республики (12 июня 1991 г. им был избран Борис Ельцин). В мае 1991 г. была создана собственная спецслужба - Комитет государственной безопасности (КГБ) РСФСР.

Новый Союзный договор

На последнем, XXVIII съезде КПСС 2–13 июля 1990 г. президент СССР Михаил Горбачев заявил о необходимости подписания нового Союзного договора. 3 декабря 1990 г. ВС СССР поддержал предложенный Горбачевым проект. Документ предусматривал новую концепцию Союза ССР: каждая республика, входящая в его состав, получала статус суверенного государства. За союзными органами власти сохранялся узкий объем полномочий: организация обороны и обеспечение государственной безопасности, выработка и осуществление внешней политики, стратегии экономического развития и т. д.

17 декабря 1990 г. на IV съезде народных депутатов СССР Михаил Горбачев предложил "провести по всей стране референдум, чтобы каждый гражданин высказался за или против Союза Суверенных Государств на федеративной основе". В голосовании 17 марта 1991 г. приняли участие девять из 15 союзных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Узбекская, Азербайджанская, Казахская, Киргизская, Таджикская и Туркменская ССР. Власти Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии и Эстонии отказались от проведения голосования. В референдуме приняли участие 80% граждан, имевших на это право. За сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против - 21,7%.

По итогам плебисцита был разработан новый проект Союзного договора. На его основе с 23 апреля по 23 июля 1991 г. в резиденции президента СССР в Ново-Огареве велись переговоры между Михаилом Горбачевым и президентами девяти из 15 союзных республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской, Таджикской, Киргизской и Туркменской ССР) о создании Союза Суверенных Государств. Они получили название "ново-огаревского процесса". Согласно договору, аббревиатура "СССР" в названии новой федерации должна была сохраниться, но расшифровываться как "Союз Советских Суверенных Республик". В июле 1991 г. участники переговоров одобрили проект договора в целом и назначили его подписание на время проведения Съезда народных депутатов СССР в сентябре-октябре 1991 г.

29–30 июля Михаил Горбачев провел закрытые встречи с лидерами РСФСР и КазССР Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым, в ходе которых договорился о переносе подписания документа на 20 августа. Решение было вызвано опасениями, что народные депутаты СССР проголосуют против договора, который предполагал создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. Также Горбачев согласился уволить ряд высших руководителей СССР, негативно относившихся к "ново-огаревскому процессу", в частности, вице-президента СССР Геннадия Янаева, премьер-министра Валентина Павлова и др.

2 августа Горбачев выступил по Центральному телевидению, где заявил, что 20 августа новый Союзный договор подпишут РСФСР, Казахстан и Узбекистан, а остальные республики сделают это "через определенные промежутки времени". Текст договора для всенародного обсуждения был опубликован только 16 августа 1991 г.

Августовский путч

В ночь с 18 на 19 августа группа высших руководителей СССР из восьми человек (Геннадий Янаев, Валентин Павлов, Дмитрий Язов, Владимир Крючков и др.) сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

С целью не допустить подписания Союзного договора, который, по их мнению, привел бы к распаду СССР, члены ГКЧП попытались отстранить президента СССР Михаила Горбачева от власти и ввели в стране чрезвычайное положение. Однако руководители ГКЧП не решились на применение силы. 21 августа вице-президент СССР Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП и недействительности всех его решений. В тот же день акт об отмене распоряжений ГКЧП издал президент РСФСР Борис Ельцин, а прокурор республики Валентин Степанков вынес постановление об аресте его членов.

Демонтаж государственных структур СССР

После августовских событий 1991 г. союзные республики, лидеры которых участвовали в переговорах в Ново-Огареве, заявили о своей независимости (24 августа - Украина, 30-го - Азербайджан, 31-го - Узбекистан и Киргизия, остальные - в сентябре-декабре 1991 г.). 23 августа 1991 г. президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", все имущество КПСС и КП РСФСР на территории России национализировалось. 24 августа 1991 г. Михаил Горбачев распустил Центральный Комитет КПСС и Совет министров СССР.

2 сентября 1991 г. в газете "Известия" было опубликовано заявление президента СССР и высших руководителей 10 союзных республик. В нем говорилось о необходимости "подготовить и подписать всеми желающими республиками Договор о союзе суверенных государств", на "переходный период" создать союзные координационные органы управления.

2–5 сентября 1991 г. в Москве состоялся V Съезд народных депутатов СССР (высший орган власти в стране). В последний день заседаний был принят закон "Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период", в соответствии с которым Съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному Совету СССР.

В качестве временного органа высшего союзного управления, "для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики", был учрежден Государственный совет СССР в составе президента СССР и глав РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана, Азербайджана. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового Союзного договора, который в итоге так и не был подписан.

Законом также ликвидировался Кабинет министров СССР, упразднялась должность вице-президента Советского Союза. Эквивалентом союзного правительства становился Межреспубликанский экономический комитет (МЭК) СССР, который возглавил бывший председатель правительства РСФСР Иван Силаев. Деятельность МЭК на территории РСФСР была прекращена 19 декабря 1991 г., его структуры окончательно ликвидированы с 2 января 1992 г.

6 сентября 1991 г., в противоречии с действовавшими Конституцией СССР и законом о выходе союзных республик из Союза, Госсовет признал независимость прибалтийских республик.

18 октября 1991 г. Михаил Горбачев и руководители восьми союзных республик (без Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Документ признавал, что "независимые государства" являются "бывшими субъектами СССР"; предполагал раздел общесоюзного золотого запаса, Алмазного и валютного фонда; сохранение рубля в качестве общей валюты, при возможности введения национальных валют; ликвидацию Госбанка СССР и др.

22 октября 1991 г. вышло постановление Государственного совета СССР об упразднении союзного КГБ. На его базе было предписано создать Центральную службу разведки (ЦСР) СССР (внешняя разведка, на базе Первого главного управления), Межреспубликанскую службу безопасности (внутренняя безопасность) и Комитет по охране государственной границы. КГБ союзных республик переводились "в исключительную юрисдикцию суверенных государств". Окончательно общесоюзная спецслужба была ликвидирована 3 декабря 1991 г.

14 ноября 1991 г. Госсовет принял постановление о ликвидации всех министерств и других центральных органов государственного управления СССР с 1 декабря 1991 г. В тот же день главы семи союзных республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РСФСР, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и президент СССР Михаил Горбачев договорились подписать 9 декабря новый Союзный договор, согласно которому Союз Суверенных Государств будет образован как "конфедеративное демократическое государство". Азербайджан и Украина в него войти отказались.

Ликвидация СССР и создание СНГ

1 декабря на Украине состоялся референдум о независимости (90,32% принявших участие в голосовании высказались за). 3 декабря президент РСФСР Борис Ельцин заявил о признании этого решения.

Даже уже в Вискулях, даже за два часа до подписания того, что мы подписали, я не чувствовал, что будет слом СССР. Я жил в рамках мифа о великой советской империи. Я понимал, что при наличии ядерного оружия никто атаковать СССР не будет. А без такой атаки ничего и не случится. Я думал, преобразование политической системы будет происходить гораздо более плавно

Станислав Шушкевич

в 1991 году - председатель Верховного Совета Белорусской ССР

8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции Вискули (Беловежская Пуща, Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР. 10 декабря документ ратифицировали Верховные Советы Украины и Белоруссии. 12 декабря аналогичный акт принял российский парламент. Согласно документу, к сфере совместной деятельности членов СНГ относились: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в области охраны окружающей среды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) 11 руководителей бывших союзных республик подписали декларацию о целях и принципах СНГ, его основах. Декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование.

25 декабря 1991 г. в 19:00 по московскому времени Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения и объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. В тот же день с флагштока Московского Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации.

26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию, в которой говорилось, что в связи "с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование".