Режим "сталинократии" в "культурной революции" большевиков. Начало "культурной" революции — Гипермаркет знаний Главные цели культурной революции

Культу́рная револю́ция - комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.

Термин «культурная революция» в России появился в «Манифесте анархизма» братьев Гординых в мае 1917 года, а в советский политический язык введён В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»: «Культурная революция - это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».

Культурная революция в СССР как целенаправленная программа по трансформации национальной культуры на практике зачастую буксовала и была массированно реализована лишь в годы первых пятилеток. В результате, в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне корректное, а потому зачастую оспариваемое соотнесение культурной революции в СССР лишь с периодом 1928-1931 гг. Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и народного хозяйства, наряду с индустриализацией и коллективизацией. Также, в ходе культурной революции значительной перестройке и реорганизации подверглась и организация научной деятельности в Советском Союзе.

Культурная революция в первые годы советской власти.

Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии.

Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства.

Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития и одновременно отторжение масс от усвоения высших культурных ценностей. Культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-факто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны.

В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы, в которые сначала был открыт путь молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры. Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты.

Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» - организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.

Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол.

Итоги культурной революции в СССР.

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.

Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.

С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным.

Тоталитарный режим И.В.Сталина и его признаки и последствия.

1) СССР - тоталитарное государство, так как основа экономики - командно-административная система, состоящая из партийных и государственных органов власти.

2) У власти находится один человек (Сталин)

3) Массовые репрессии, нарушение законности и прав человека, террор НКВД.

4) Политическое лицемерие и ложь, объявляющие СССР демократической страной (конституция 1936 г.).

5) Пропаганда готовности отдать все силы и жизнь за страну, партию и конкретно Сталина.

6) Система концлагерей (ГУЛАГ).

7) Наращивание военного потенциала для совершенно не мирных целей (захват Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии в 1939 г., война с Финляндией в 1940 г.).

8) Двойственная политика на международной арене (см. п.7) при официальных мирных заявлениях и как следствие - исключение из Лиги Наций, договор о дружбе и распределении сфер влияния в фашистской Германией (при официальном осуждении фашизма).

9) Сосредоточение всей государственной власти в руках одной партии и её представителей.

10) Откровенный геноцид собственного народа (гражданская война и непрекращающиеся репрессии).

11) Выращивание "нового человека" - человека, беззаветно преданного идеям коммунизма (воспитание в школах, система "октябрята-пионеры-комсомольцы-коммунисты").

Культурная революция в СССР проходила в годы первой и второй пятилетки. Важнейшей и самой первой ее задачей являлось устранение неграмотности среди населения. Грамотных на 1926 год среди жителей от девяти лет и старше было порядка 51,1%. В некоторых народностях образованное население составляло очень незначительный процент. Так, у казахов их было порядка 9,1%, у киргизов - 5,8%, якутов - 7,2%, туркмен - 2,7%, таджиков - 3%.

Культурная революция в России началась с призыва Коммунистической партии ликвидировать неграмотность. Движение по устранению необразованности развернулось в стране достаточно широко. Лозунг партии призывал грамотных обучать неграмотных. Таким образом, общее количество людей, принимавших участие в движении по всей стране, к 1930 году составляло порядка миллиона. Культурная революция в СССР к 1932 году захватила более тридцати миллионов человек.

Для устранения неграмотности раз и навсегда необходимо было приостановить поток необразованных из среды поколения подрастающего. Таким образом, в стране было введено обязательное всеобщее обучение.

Кроме устранения неграмотности, нововведение выполняло важную хозяйственно-политическую роль. Ленин указывал на то, что необразованный человек находится за пределами политики. Неграмотные, по его мнению, не способны овладевать техникой и принимать осознанное участие в формировании социалистического строя.

Культурная революция в СССР в 1930-1931 годах ознаменовалась введением бесплатного четырехлетнего начального обучения для детей от восьми до одиннадцати лет. В рабочих поселках, фабрично-заводских районах, промышленных городах для детей, окончивших четырехлетнюю школу, ввели последующее бесплатное семилетнее образование.

Таким образом, к завершению первой пятилетки обязательное всеобщее обучение было осуществлено практически на всей территории страны.

Культурная революция в СССР на протяжении первых двух пятилеток ознаменовалась широкомасштабным повсеместным школьным строительством. Так, в 1929-32 годах было возведено порядка тринадцати тысяч школ, рассчитанных на 3,8 миллиона учащихся, в период с 1933 по 1937 года - более восемнадцати тысяч школ. Количество людей, получавших среднее и высшее образование, было увеличено к 37-му году до 29,6 миллионов.

Кроме огромных успехов в формировании школьного образования, были созданы сотни новых техникумов и институтов педагогического профиля в РСФСР и прочих республиках. На протяжении первой пятилетки стремительно разрастающаяся сеть средних и высших учебных заведений позволила подготовить более четырех сотен, а в период второй пятилетки - более миллиона специалистов-педагогов среднего и высшего звена.

На протяжении первых двух пятилеток значительные успехи отмечались в развитии советской науки. Поставленные в планах задачи сельскохозяйственного значения требовали формирования самых тесных связей с производством и практикой строительства социализма. В то время известность и признание получили работы таких деятелей, как И. В. Мичурина, К. Э. Циолковского, И. П. Павлова, А. Е. Ферсмана, В. А. Обручева, А. П. Карпинского, Н. Д. Зелинского и прочих ученых.

На протяжении первой и второй пятилетки были открыты и начали развиваться филиалы Академии наук СССР на Дальнем Востоке, Урале, в Узбекской, Туркменской, Казахской, Таджикской, Армянской, Азербайджанской, Грузинской союзных республиках.

Культурная революция СССР воспитала новую, вышедшую из крестьянской и рабочей среды интеллигенцию. Этот новый класс был тесно связан и предан народу, верно служил ему. Интеллигенция того времени оказала значительную помощь Коммунистической партии и всему государству в формировании социалистического общества.

коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., составная часть социалистических преобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурная революция была направлена на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, "коммунистическом воспитании", массовости культуры. Культурная революция предусматривала ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Культурная революция в СССР

Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920–1930х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии.

Огромным делом для России была ликвидация безграмотности (ликбез). Создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней. В 1й пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2й пятилетке – семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, действовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированный характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением.

Осенью 1922 г. из России было выслано 160 крупнейших ученых, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевизма. Господство большевистской идеологии утверждалось также в антицерковной пропаганде, разрушении храмов, разграблении имущества церкви. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован. Репрессированы ученыеаграрники Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, крупнейший биологгенетик Н. М. Вавилов, писатели О. Э. Мандельштам, А. Б. Бабель, Б. А. Пильняк, актер и режиссер В. Э. Мейерхольд и многие другие. Арестованы авиаконструкторы А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау, один из создателей аэродинамического института С. П. Королев и др.

В то же время создавались научноисследовательские центры. В развитии науки большую роль сыграли геохимики В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, физики П. Л. Капица, Н. Н. Семенов, химики С. В. Лебедев, А. Е. Фаворский, создатель теории космонавтики К. Э. Циолковский.

В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма», прославление партии, ее вождей, героики революции. Среди писателей выдвинулись А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, А. Т. Твардовский. Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. за формализм). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. СоловьеваСедого. Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография: фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна, комедии Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк»). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930х гг. стал монумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Через различные творческие союзы государство направляло и контролировало всю деятельность творческой интеллигенции.

Революция чаще всего приводит к ухудшению экономической и культурной ситуации в стране. Наибольших успехов в социальном плане добились те государства, в которых развитие происходило эволюционно, и национальные ценности накапливались постепенно, приумножаясь от поколения к поколению. Нашей стране довелось испытать тектонические потрясения. Народ, отрекаясь от идеалов предков, в своем большинстве поверил в светлое будущее коммунизма. Немалую роль в этом сыграла культурная революция. В СССР она проходила менее драматично, чем в КНР (1966-1976 гг.), но и у нас перегибов хватало.

Предшествовавшие события

Об октябрьском перевороте 1917 года (именно так называлась в официальной советской историографии Великая Октябрьская социалистическая революция вплоть до конца 20-х годов) написано очень много, в том числе и правды. Событие это повлекло множество последствий, изменился привычный уклад жизни целой страны, прогремела на ее просторах братоубийственная Гражданская война, погибли от голода и болезней миллионы людей, число убитых и искалеченных также измерялось семизначными числами. Сотни тысяч «бывших», составлявших интеллектуальную и духовную элиту российского общества, оказались на чужбине.

Цели культурной революции

После такого чудовищного потрясения реформы были просто необходимы, требовалось не только преодолеть последствия разрухи, но и провести массовую разъяснительную работу среди населения, обосновав закономерность произошедшей общенациональной трагедии. Задача осложнялась тем, что большинство населения не воспринимало агитационной информации по очень простой причине: высокий процент граждан новой Советской России (примерно 68%) не владел элементарной грамотностью. Подъему экономики мешал недостаток специалистов. Не хватало инженеров, квалифицированных рабочих, военных командиров, учителей, профессоров, врачей, в общем, представителей всех специальностей, освоение которых требует долгой учебы. Тех, что были, разметал ветер Гражданской, иные погибли, другие нашли применение своим талантам в Парижах и Нью-Йорках. Им там было плохо и тоскливо, но оставшимся на родине чаще всего приходилось еще хуже.

Вслед за масштабной социальной требовалась действительно великая культурная революция.

Возникновение термина

В 1923 году лидер Советской республики В. И. Ленин написал статью «О кооперации». Как следует уже из названия, посвящена она была преимуществам коллективной организации труда, но попутно пролетарский вождь затронул еще один важный вопрос. Полемизируя со своими оппонентами (какими-то «педантами»), Ленин, возможно в пылу эпистолярной полемики, объявил произошедший «переворот» как бы первой фазой, за которой неизбежно последует другая, на этот раз культурная революция. В СССР ученые-историки в дальнейшем отсчитывали начало борьбы с безграмотностью именно от этой даты, т. е. от 1923 года. Именно тогда впервые был введен в оборот этот термин.

Наследие царского «прижима»

Долгие десятилетия советскими пропагандистами прилагались усилия для того, чтобы внушить согражданам мысль об образовательной отсталости старорежимного государства и главенствующей роли большевистской партии в благом деле преодоления массовой безграмотности населения. Действительно, по состоянию на 1897 год (тогда проводилась перепись) 79% жителей империи не умели читать и писать. Однако все познается в сравнении. Если учесть, что с осени 1917-го по конец 1921 года школы фактически бездействовали, и при этом, даже с учетом погибших и эмигрировавших (а бежали от красных не только великие князья и графы), этот процент к концу десятилетия опустился до 68%, то становится ясно, что царское правительство старалось ситуацию улучшить. И действовало достаточно эффективно. Реформа стартовала в 1908 году, согласно ее положениям, были учреждены свыше 10 тысяч школ, начальное образование стало не только бесплатным, но и обязательным. Самое позднее к 1925 году безграмотных людей в России не осталось бы, и для этого не требовалась никакая культурная революция. В СССР об этих планах последнего российского императора не вспоминали.

Основные направления

Столь масштабные преобразования, касающиеся основ этики, эстетики и прочих основ общественного мировоззрения, невозможно производить без предварительно разработанного хотя бы приблизительного плана. При его составлении следовало учесть как можно большее количество факторов как способствующих, так и препятствующих его осуществлению. План, по которому проводилась культурная революция в СССР, кратко можно разбить на шесть направлений. Первое, что требовалось сделать, это ликвидировать безграмотность (причем желательно не с помощью маузера). Второй пункт, невозможный без первого, предписывал в кратчайшие сроки подготовить максимальное количество новых пролетарских инженеров и техников, чтобы не зависеть от специалистов «царского призыва». Желательно и профессоров своих заиметь, но это, понятное дело, не сразу. Третья задача - создать собственное пролетарское искусство (даже название ведомства было придумано - «Пролеткульт»). При этом внимание уделялось развитию национальных форм. И последнее - по порядку, но не по значению - направление, отражающее суть культурной революции в СССР наиболее ярко, - пропаганда построения нового общества с упором на самые радужные для трудящихся перспективы.

Что делалось в 20-е годы

Наиболее трудным периодом было первое полное календарное десятилетие, в течение которого проходила культурная революция. 1920-1930-е годы ознаменовались сплошной коллективизацией села и началом индустриализации. Обе эти амбициозные программы стартовали почти одновременно с принятием первого пятилетнего (на 1928-1932 годы) плана и требовали привлечения значительных ресурсов. Только в 1930 году начальное детское образование стало обязательным, и борьба с безграмотностью пошла в полную силу. В 1928 году в Советском Союзе 169 тыс. студентов обучались в 148 высших учебных заведениях. К 1940 году число школ выросло до полутора сотен тысяч, потребности промышленности призваны были восполнить 4600 институтов. Несмотря на громкие декларации начала 20-х, настоящее начало культурной революции пришлось на конец десятилетия, время первой пятилетки, когда потребность в высококлассных специалистах стала критически-насущной.

Соцреализм и искусство

Отношения большевистских лидеров с выдающимися деятелями искусства всегда были непростыми. Ленин, Троцкий, а затем и Сталин нуждались в поддержке капризной и непокорной культурной элиты общества, их международном авторитете и талантах. Для привлечения на свою сторону выдающихся писателей, художников, музыкантов и поэтов они применяли самые изощренные методы. Культурная революция в СССР после долгих метаний и поисков новых форм привела к появлению уникального творческого метода - социалистического реализма, позже иронично названного одним из литераторов «восхвалением руководства в доступной для него форме». Перед авторами произведений ставилась конкретная и обязательная для исполнения задача: изображать жизнь примерно такой, какой она должна быть в представлении коммуниста, верящего в светлое будущее. Чтобы эффективно контролировать творческий процесс, всех хоть сколь значимых деятелей муз объединили в соответствующие союзы (композиторов, писателей, журналистов и т. д.), стимулируя их морально и материально. Парадоксальными оказались конечные итоги культурной революции. В СССР, несмотря на чудовищный прессинг чиновников, были созданы не только образцы казенщины, но и многие истинные шедевры музыки, живописи, поэзии, кинематографа и других видов искусства.

Есть у революции начало…

Процесс культурологических преобразований общества в Стране Советов нельзя ограничить строгими временными рамками. Он продолжался. И в конце 30-х (грамотных стало уже более 81%), и в суровые годы войны на территории, не попавшей в зону фашистской оккупации, действовала общепринятая система образования. В 1949 году стало обязательным семилетнее обучение (еще три класса стали платными, впрочем, расценки были доступными). В 1958-м срок школьного образования увеличили на год, а в начале 70-х еще на два, доведя до десятилетнего. В эпоху «зрелого» социализма советская школа находилась на самых передовых мировых позициях, о чем свидетельствовали успехи в самых разных областях науки и культуры. Такими стали итоги культурной революции, постепенно трансформировавшейся в эволюцию.

5. Начало культурной революции

Придя в 1917 г. к власти, большевики поставили задачу изменить духовный мир народов России, организовав его на коммунистических принципах. Они решили в сжатые исторические сроки осуществить «культурную революцию», используя всю силу государства для целенаправленного и планомерного культурного строительства. Центральным государственным органом по руководству процессом преобразований в сфере культуры стал Наркомпрос РСФСР (нарком А. В. Луначарский).

Политическое просвещение. Основной целью политпросветработы было укрепление связи просвещения с политикой партии. Руководство государственной пропагандой коммунизма было возложено на Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), с 1921 г. – Главное внешкольное управление во главе с женой Ленина Н. К. Крупской. Входя в состав Наркомпроса, комитет одновременно являлся органом ЦК партии. По решению X съезда РКП (б) в круг его ведения были включены политпросветорганы почти всех государственных и общественных организаций. В начале 20-х годов политическим просвещением масс занималось более 500 тыс. человек.

С 1918 г. главной формой работы были лекции по актуальным вопросам внутренней и внешней политики. По инициативе Ленина к их чтению привлекались почти все партийные и государственные руководители (проводились так называемые «партийные пятницы»). Регулярно выступал с лекциями на предприятиях сам В. И. Ленин, разъясняя сущность диктатуры пролетариата и диктатуры буржуазии. После одной из них 30 августа 1918 г. он был тяжело ранен.

Использовались и другие формы работы. Популярными стали массовые демонстрации в дни революционных праздников, прежде всего посвященные дню пролетарской солидарности (1 мая) и годовщинам Октябрьской революции (7 ноября). Коммунистические принципы пропагандировались с помощью лозунгов, размещенных на видных местах, в том числе на фасадах домов. Некоторые из них, выложенные мозаикой, сохранились на московских зданиях до наших дней («Кто не работает, да не ест», «Только диктатура пролетариата спасет человечество от ига капитала»).

Ленин был инициатором политического просвещения масс с помощью монументальной пропаганды – памятников революционерам всех времен и народов (ленинский план монументальной пропаганды). Он составил список, который включал 69 имен (А. Радищев, Н. Чернышевский, А. Герцен, Н. Огарев, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.). В первые послереволюционные годы только в Москве и Петрограде было установлено более 40 памятников. Сделанные из дешевого, непрочного материала, они простояли недолго. Однако два из них (Герцену и Огареву) сохранились и ныне стоят в центре Москвы, у старого здания МГУ им. М. В. Ломоносова.

Монументальная пропаганда должна была наглядно показать массам, что большевизм имеет глубокие корни, уходящие в историю российского и мирового революционно-освободительного движения.

С переходом к нэпу Ленин указал «три главных врага», с которыми должны бороться политпросветчики – коммунистическое чванство (комчванство), безграмотность, взятка.

Борьба с неграмотностью. Важнейшей задачей культурной революции стала ликвидация неграмотности, охватывавшей 75 % населения страны. Бороться с неграмотностью начали во время гражданской войны, прежде всего в рядах Красной армии. В декабре 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности», по которому граждане от 8 до 50 лет, не умевшие читать и писать, были обязаны обучаться грамоте. В 1920 г. при Наркомпросе создали Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации неграмотности и малограмотности (ВЧКликбез). Обучение взрослого населения вели школы грамоты и пункты ликбеза, создававшиеся при библиотеках, красных уголках, клубах, народных домах, избах-читальнях, на предприятиях. Система обучения имела 2 основные формы: школьную (ликпункт – ликвидационный пункт) и индивидуально-групповую, широко распространенную в деревне. В гражданскую войну было обучено грамоте около 7 млн. человек. Основным успехом стала ликвидация неграмотности в Красной армии.

В 20-е годы темпы ликвидации неграмотности упали. Не было средств, государственное финансирование социально-культурных программ сократилось, местные бюджеты были слабы, принуждение к обучению отменили. Упор был сделан на сознательность и общественность. В 1923 г. создали Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН) во главе с председателем ЦИК СССР М. И. Калининым. Активистами ОДН было обучено грамоте около 40 % общего числа взрослых.

Особенностью борьбы с неграмотностью у тюркоязычных народов стала реформа алфавита, проведенная во второй половине 20-х годов. Этой работой занимался созданный в 1925 г. Всесоюзный центральный комитет нового алфавита (ликвидирован в 1937 г.). Вместо сложного арабского был введен латинский алфавит. В 1923–24 гг. эксперимент был начат в Азербайджане, где с 1925 г. на новый алфавит перевели школы первой ступени.

В 1926 г. в Баку состоялся первый тюркологический съезд, на котором в острой борьбе с арабистами победили латинисты, считавшие, что в скором времени и русский алфавит будет заменен латинским в интересах мировой революции. В августе 1929 г. Президиум ЦИК СССР и СНК СССР приняли совместное постановление о введении в действие нового, латинизированного алфавита. Через год новое постановление обязало Наркомпрос СССР завершить реформу в двухмесячный срок. Новый алфавит был введен у 68 народов общей численностью 25 млн. человек.

В тридцатые годы «левацкий загиб» латинистов был осужден, и у тюркоязычных народов провели вторую реформу – вместо латинского был введен русский алфавит. Замена латиницы кириллицей объяснялась интересами сближения культур народов СССР с русской культурой. Реформа усилила роль русской интеллигенции, прежде всего научно-педагогической, в ликвидации неграмотности.

Второй особенностью борьбы с неграмотностью стало создание письменности у народов, не имевших таковой (малые народы Севера, Сибири, Дальнего Востока). Работа была начата в 20-х годах за счет госбюджета. За 10 лет 46 народов получили свою письменность на основе русского алфавита. Это был настоящий прорыв в цивилизацию.

По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51,1 %, в т. ч. по России – 55 % (против 32 % в 1920 г.). Грамотность городского населения была выше, чем средняя по стране (76,3 %), а сельского – ниже (45,2 %). По уровню грамотности СССР вышел на 19-е место в Европе. На рубеже 20-х – 30-х годов борьба с неграмотностью усилилась. Этого требовали задачи реконструкции народного хозяйства на новой технической основе.

Общеобразовательная школа. Строительство советской общеобразовательной школы было начато в 1918 г. декретом СНК РСФСР об отделении церкви от государства и школы от церкви («О свободе совести, церковных и религиозных организаций», январь) и постановлением ВЦИК «О единой трудовой школе» (октябрь). Школа становилась не только главным средством образования народа, но и очагом его коммунистического воспитания. Большевики строили государственную, общенародную, трудовую школу с бесплатным и совместным обучением детей, независимо от их национальности, пола и социального происхождения. Национальность учитывалась как специфика образования в национальных районах.

Прежде всего, было упразднено дореволюционное деление школ на церковно-приходские, начальные, гимназии, реальные училища (всего около 30 типов школ, принадлежавших 17 ведомствам). Вводилась единая трудовая школа с делением на 2 ступени: первая (5 лет обучения) – для детей от 8 до 13 лет, вторая (4 года обучения) – от 13 до 17 лет. Устанавливалось совместное обучение мальчиков и девочек, равенство представителей всех национальностей. В национальных районах обучение велось на родном языке. Из учебных планов были исключены древние языки, закон Божий и введены общественно-политические дисциплины коммунистического содержания. Школа обязана была соединить обучение с общественно полезным трудом. В ней создавались органы школьного самоуправления. Школьная реформа демократизировала систему школьного обучения, но серьезно подорвала его качество.

В трудные для школьного образования двадцатые годы широко распространилась теория отмирания школы как особого общественного института. Это был период разнообразных педагогических экспериментов, поощрения детской самодеятельности. Одни педагоги следовали призыву французского просветителя Ж. Ж. Руссо «Назад к природе!», упор делали на развитие природных способностей детей. Другие проводили в жизнь призыв большевиков «Вперед, к коммунизму!», усиленно формировали у детей качества «нового человека» – коллективиста и труженика.

Высшая школа. После Октябрьской революции глубокой реформе была подвергнута высшая школа, готовившая кадры интеллигенции, специалистов высшей квалификации. Целью реформы была демократизация вузовского образования, приближение его к практике. До революции в России было 105 вузов со 127 тыс. студентов. Большинство вузов находилось на территории Европейской России. После революции почти все вузы подчинили Наркомпросу, остальные – различным наркоматам. В 1918 г. были отменены вступительные экзамены, и пролетарской молодежи предоставили право поступать в вузы без предъявления аттестата о среднем образовании. Была отменена плата за обучение, упразднены ученые степени и звания преподавателей.

С 1919 г. при многих вузах стали создавать рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к обучению в высшей школе молодежи, не имевшей среднего образования. Луначарский назвал их «штурмовыми лестницами» крепости под названием вуз. В 20-е годы создание рабфаков стало ударной задачей Наркомпроса. С 1922 г. рабоче-крестьянская вузовская молодежь получала государственные стипендии. Отмеченные меры преследовали цель изменить социальный состав студенчества и преподавательского состава.

Для идеологизации и политизации вузовского образования в 1919–1921 гг. в университетах вместо юридических факультетов и исторических отделений историко-филологических факультетов были созданы факультеты общественных наук (ФОНы). Там изучали работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, историю формаций, классовой борьбы, революций, советского строительства. С этой целью были пересмотрены учебные пособия, планы и программы вузов. Контроль за проведением реформы высшей школы осуществлял Государственный ученый совет Наркомпроса (ГУС).

Реформа была закреплена в первом советском Уставе высшей школы, принятом 2 сентября 1921 г. Он определил три основные задачи вузов: подготовка кадров специалистов, ведение научно-исследовательской работы, популяризация знаний среди народа. Устав предусматривал создание в вузах партийных ячеек. Автономия старейших и наиболее крупных вузов и влияние старой профессуры резко ограничивались Наркомпросом. Он назначал ректоров и правления, которые совместно с президиумами факультетов управляли вузами. К работе в советах вузов и факультетов привлекалось пролетарское студенчество.

Вузовская реформа весной 1922 г. вызвала несколько студенческих забастовок, организованных старыми профессорами и преподавателями ряда вузов, в т. ч. Московского, Петербургского и Киевского университетов. Они были пресечены. В мае 1922 г. Ленин призвал Дзержинского наказать «реакционеров», «растлителей учащейся молодежи», сознательно срывавших работу вузов. В итоге из крупнейших вузов Москвы, Петрограда и Киева были уволены и осенью 1922 г. на двух «философских» пароходах высланы в Германию более 150 профессоров и преподавателей. Среди них были Н. А. Бердяев, П. А. Сорокин, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, Ф. А. Степун, С. Н. Булгаков, М. А. Осоргин, Л. П. Карсавин, Г. П. Федотов, А. А. Кизеветтер, Ю. И. Айхенвальд и др.

В системе высшей школы появились и коммунистические вузы, готовившие партийные, советские и профсоюзные кадры. Первым высшим партийным учебным заведением стал Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова. Он был создан в 1919 г. в Москве на базе агиткурсов ВЦИК, организованных Свердловым в 1918 г. К 1926 г. комвузов было уже 13, в них обучалось около 6,5 тыс. человек. А всего в СССР, согласно всесоюзной переписи 1926 г., было 145 вузов, в которых обучалось 167 тыс. студентов.

В конце 20-х годов резко ускорилось создание технических и сельскохозяйственных вузов. Это было вызвано курсом на коренную реконструкцию народного хозяйства. Одновременно широкое распространение получило высшее и среднее специальное образование без отрыва от производства (вечернее и заочное).

Наука. Глубокой перестройке подверглась и сеть научных учреждений. Главным научным центром страны была Российская академия наук (РАН). Весной 1917 г. ее первым выбранным президентом стал академик А. П. Карпинский. До революции РАН насчитывала 44 академика. За годы гражданской войны их число увеличилось на 10 человек.

В 1925 г. РАН отметила свой 200-летний юбилей. К этому времени она располагала разветвленной системой научных учреждений (40 институтов, комиссий, обсерваторий, музеев и др.), в которых работало более 1 тыс. сотрудников. Число академиков составляло 42 человека. В том же году ЦИК и СНК СССР преобразовали РАН во всесоюзный научный центр – АН СССР, подчинив его правительству. Учреждения академии стали переводить из Ленинграда в Москву.

Во время выборов 1929 г. АН пополнилась 42 новыми академиками. В 1929–31 гг. в состав академии впервые были избраны 10 ученых-коммунистов. Их стали называть «первыми советскими академиками» (И. М. Губкин, Н. И. Бухарин, Г. М. Кржижановский, А. В. Луначарский, В. П. Волгин, С. Г. Струмилин и др.). Они смогли переломить глухую оппозицию академии советским преобразованиям общества.

Ученые АН СССР внесли большой вклад в развитие фундаментальных наук, изучение естественных производительных сил России и СССР, в разработку и осуществление плана ГОЭЛРО.

Для изучения и развития гуманитарных наук на основе марксистской методологии и подготовки ученых-марксистов Советское государство создало научные учреждения нового типа: Социалистическую академию общественных наук (1918 г., с 1924 г. – Коммунистическая академия, президент М. Н. Покровский), Институт научной методологии, Институты красной профессуры, Институт Маркса – Энгельса, Институт Ленина.

В 1929 г. был создан центр сельскохозяйственной науки – Всесоюзная сельскохозяйственная академия им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент Н. И. Вавилов). Перед ней были поставлены задачи как фундаментального, так и прикладного характера, прежде всего помощь колхозному строительству.

Крупные научные работы и достижения с 1925 г. поощрялись премией им. В. И. Ленина. Ее первыми лауреатами стали академики А. Н. Бах, В. А. Обручев, Д. Н. Прянишников, Н. С. Курнаков, а также харьковский профессор В. П. Воробьев, по своему методу забальзамировавший тело В. И. Ленина.

Интеллигенция. Большевики смогли привлечь на свою сторону значительную часть российской интеллигенции. В 1917 г. ее численность составляла около 1 млн. человек (менее 1 % населения), в том числе 19 % с высшим образованием. Ее наиболее крупными отрядами были учителя, врачи, деятели науки. Численность творческой интеллигенции не превышала 35 тыс. человек.

Интеллигенция была неоднородна по своему социальному происхождению. Это отражалось на ее жизненных ценностях и идейно-политических взглядах. Вихри трех русских революций, во многом вызванные и усиленные интеллигенцией, ускорили процесс ее расслоения. Наиболее отчетливо оно проявилось после Октябрьской революции. Одни примкнули к белому движению, затем эмигрировали, а в 20-е годы некоторые из них вернулись на родину. Другие не поддержали большевиков, но и не покинули свой народ и свою землю в смутное время гражданской войны. Не собирались покидать Россию Ф. И. Шаляпин и А. М. Горький. Но в начале 20-х годов различные обстоятельства вынудили их уехать. Например, Горький в 1921 г. уехал в Италию по настоянию Ленина «подлечиться», после того как он обвинил Г. Е. Зиновьева в провоцировании «кронштадтского мятежа». Наиболее революционная часть интеллигенции активно участвовала в создании новой, советской культуры.

Литература и искусство. В двадцатых годах было много творческих союзов и групп: всероссийские союзы поэтов, крестьянских писателей, русских художников, литературные группы «Серапионовы братья», Левый фронт (ЛЕФ). Самым большим был созданный в 1917 г. союз пролетарской культуры – Пролеткульт. Под руководством А. А. Богданова, В. Ф. Плетнева и др. он вел активную работу среди рабочей молодежи, приобщая ее к революционному искусству. Пролеткульт стремился создать особую, «пролетарскую культуру», пренебрежительно относясь к культурному наследию прошлого. В 1920 г. ряд московских поэтов (В. Д. Александровский, М. П. Герасимов, В. В. Казини др.) покинули Пролеткульт, создав группу «Кузница». Программе Пролеткульта была близка программа «Театральный Октябрь», созданная В. Э. Мейерхольдом в конце 1920 г. и воплощенная на сцене 1-го театра РСФСР, которым руководил режиссер-новатор.

В двадцатые годы были созданы новые пролетарские творческие организации: Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), Ассоциация художников революционной России (АХРР), Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ).

«Важнейшим из искусств» большевики считали кино. Экран стал орудием коммунистической пропаганды и агитации. При демонстрации фильмов использовали метод «ленинской пропорции» – сочетание развлекательных фильмов с политическими и научно-документальными.

В двадцатые годы деятели литературы и искусства создали работы, вошедшие в сокровищницу советской культуры. В их числе:

кинофильмы А. П. Довженко («Звенигора», 1928 г.; «Арсенал», 1929 г.), С. М. Эйзенштейна («Броненосец Потемкин», 1925 г.; «Октябрь», 1927 г.), В. И. Пудовкина («Мать», 1926 г.; «Конец Санкт-Петербурга», 1927 г.);

живопись М. Б. Грекова («В отряд к Буденному», 1923 г.; «Тачанка», 1925 г.), И. И. Бродского («Торжественное открытие II конгресса Коминтерна», 1920–24 гг.), С. В. Герасимова («Фронтовик», 1926 г.), К. П. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде», 1920 г.), А. А. Дейнеки («Оборона Петрограда», 1928 г.), плакаты Д. Моора («Ты записался добровольцем?», 1920 г.; «Помоги», 1922 г.), работы Н. А. Андреева (серия графических портретов и скульптур В. И. Ленина 1919–32 гг.);

спектакли В. В. Маяковского («Мистерия-Буфф», 1921 г., 1-й театр РСФСР), К. А. Тренева («Любовь Яровая», 1926 г., Малый театр), М. А. Булгакова («Дни Турбиных», 1926 г., МХАТ), Вс. В. Иванова («Бронепоезд 14–69», 1927 г., МХАТ), Д. А. Фурманова и Д. Поливанова («Мятеж», 1927 г., театр им. МГСПС);

поэмы А. А. Блока («Двенадцать», 1918 г.), В. В. Маяковского (150000000», 1921 г.; «Владимир Ильич Ленин», 1924 г.; «Хорошо», 1927 г.), Б. Л. Пастернака («Лейтенант Шмидт», 1926–27 гг.), С. А. Есенина («Пугачев», 1921 г.; «Анна Снегина», 1925 г.);

романы Д. А. Фурманова («Чапаев», 1923 г.), М. А. Шолохова («Тихий Дон», кн.1, 1928 г.), А. Н. Толстого («Хождение по мукам», т. 2 «Восемнадцатый год», 1927–28 гг.);

балеты В. М. Дешевова («Красный вихрь», 1924 г.), Р. М. Глиэра («Красный мак», 1927 г.);

оперы А. Гладковского («За красный Петроград», 1925 г.), В. А. Золотарева («Декабристы», 1925 г.);

скульптура И. Д. Шадра («Булыжник – оружие пролетариата», 1927 г.), Н. А. Андреева (памятники А. И. Герцену и Н. П. Огареву у здания Московского университета, 1922 г.; памятник А. Н. Островскому у Малого театра, 1928–29 гг.), Л. В. Шервуда (памятник А. Н. Радищеву в Петрограде, 1918 г. – первый из серии памятников «революционерам всех времен и народов»).

В то же время многие произведения деятелей культуры запрещались или замалчивались. В первую очередь это касалось работ, чьи авторы не признали советскую власть, эмигрировали или были высланы из страны. Замалчивалось творчество поэта Н. Гумилева, расстрелянного в 1921 г. по ложному обвинению в подготовке антисоветского заговора. Запрещались некоторые произведения писателей М. А. Булгакова и А. П. Платонова, имевшие антипролетарский характер. По инициативе Бухарина начался поход на творчество С. А. Есенина. 12 января 1927 г. в газете «Правда» член Политбюро ЦК опубликовал «Злые заметки», в которых вскрыл «вред» русского поэта. Он состоял в том, что Есенин воспевал не «великие образцы борьбы за свободу и социализм», а «рабское прошлое», «пьяную кулацкую Русь». В 1920-е годы система замалчивания и запретов на творчество не была всеохватной, она только складывалась.

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

5. Начало культурной революции Придя в 1917 г. к власти, большевики поставили задачу изменить духовный мир народов России, организовав его на коммунистических принципах. Они решили в сжатые исторические сроки осуществить «культурную революцию», используя всю силу

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

5. Завершение культурной революции 30-е годы – самый противоречивый период не только политико-экономического, но и культурного развития Советского государства. С одной стороны, огромные массы народа приобщились к сокровищам культуры, талантливые представители

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

4. Политическая борьба на завершающем этапе «Культурной революции» (1969-1976) Одним из результатов деятельности маоистов на «активном» этапе «культурной революции» стало радикальное изменение внешнеполитической стратегии. После идейно-политического разрыва с КПСС и СССР

Из книги Еврейский смерч или Украинский прикуп в тридцать серебреников автора Ходос Эдуард

Пример хабадской «культурной революции» в Украине – «Словарь» мерзостей Этот с позволения сказать «Словарь» был выпущен одним из крупнейших издательств Украины – «Фолио» (Харьков) под руководством харьковского еврея А. Красовицкого, который, в свою очередь, действует

Из книги Завершение социалистического преобразования экономики. Победа социализма в СССР (1933-1937 гг.) автора Коллектив авторов

Глава шестнадцатая ВТОРАЯ ПЯТИЛЕТКА - ВАЖНЫЙ ЭТАП КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СССР Вторая пятилетка ознаменовалась решающими успехами культурной революции в СССР. Завершая построение материально-технической базы социализма, Коммунистическая партия и Советское

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

НАЧАЛО «КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» МАО ЦЗЭДУНА Методы «убеждения» во времена «культурной революции»Разногласия в руководстве Коммунистической партии Китая (КПК) по проблемам определения внутриполитического курса и внешнеполитической ориентации к концу 1965 г. достигли

Из книги Дочь автора Толстая Александра Львовна

Начало культурной работы Московские дела - наше кооперативное "Товарищество изучения творений Л.Н.Толстого", занятое разбором и подготовкой к печати рукописей отца, требовали много времени и забот. Разгромили кооперативное издательство "Задруга", давшее нам деньги на

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1.2. Начало революции Победа восстания в столице Стачки, возникшие на предприятиях Петрограда в первой половине февраля 1917 г., в конечном счете вылились на улицы - сначала стихийными митингами у ворот бастующих заводов, затем спонтанным и неуправляемым движением толп от

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги История Франции в трех томах. Т. 2 автора Сказкин Сергей Данилович

Начало революции Тысяча семьсот восемьдесят девятый год стал переломным в истории Франции.Уже давно, с середины XVIII столетия, ряд признаков, ряд примет предвещали близость больших событий. Даже осмотрительные, осторожные люди, не лишенные наблюдательности, в

Из книги Политическая история брюк автора Бар Кристин

Унисекс в стиле культурной революции Как мы уже убедились, у моды много источников: от Брижит Бардо до американских студенческих городков и Катманду. Нельзя обойти вниманием один из них - вдохновляющий новый революционный романтизм (маоизм). Начиная с 1966 года культурная

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

Глава 8. От Народного восстания до Культурной революции Как сказано выше, китайские власти старались привлечь на свою сторону тибетское население. Они обещали блага, поначалу хорошо платили. Но тибетцы Кама (кампа) и Амдо (амдова) привыкли к вольной жизни. Отдельные

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том пятый: Украина в период империализма (начало XX в.) автора Коллектив авторов

1. НАЧАЛО РЕВОЛЮЦИИ Кровавое воскресенье. Январско - мартовские стачки. В воскресенье 9 января 1905 г. царская охранка с помощью своего агента попа Гапона спровоцировала шествие к царю 140 тыс. рабочих Петербурга для подачи петиции с просьбой об улучшении условий их жизни.

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

Глава XVIII РЕШАЮЩИЕ УСПЕХИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В плане дальнейшего развития культурной революции, намеченном XVII съездом ВКП(б), партия, как и раньше, большое значение придавала последовательному осуществлению ленинской национальной политики, усилению

автора

Экономика Культурной революции Обычно Культурную революцию в Китае рассматривают как чисто политическую кампанию. Это неверно. Культурная революция была прежде всего попыткой социально-экономического переворота гигантского масштаба.Также, вопреки

Из книги Империализм от Ленина до Путина автора Шапинов Виктор Владимирович

Тупик Культурной революции и поражение левых В период 1970–1973 годов в руководстве партии произошел сильный правый поворот. X съезд КПК, отчасти закрепивший его результаты, состоялся в августе 1973 года, то есть через два года после устранения Линь Бяо и его группировки