Е. Канкрин. Его жизнь и государственная деятельность (Р. И. Сементковский). Министр финансов Е. Ф. Канкрин Чем знаменит канкрин

Граф (с 1829) Егор Францевич (Георг Людвиг) Канкрин (16 ноября 1774 - 9 сентября 1845) - русский государственный деятель и экономист немецкого происхождения. Генерал, состоящий при Особе Его Величества, генерал от инфантерии, министр финансов России в 1823-1844 годах.

В 1839-1843 годах знатоком камеральных наук Канкриным была проведена денежная реформа, установившая систему серебряного монометаллизма. К заслугам Канкрина принадлежит также обмен всех ассигнаций на государственные кредитные билеты, обменивающиеся на золото и серебро, а также эмиссия платиновой монеты. Приверженец протекционизма, но только с обязательным развитием экономической конкуренции внутри страны, в связи с чем был противником развития государственных фабрик, розничных банков, железных дорог и т. д., подрывающих возможность конкуренции между собой аналогичных частных. Был сторонником после выкупа государством крестьян и земли у помещиков использования потенциала крестьянской общины для развития сельского хозяйства в направлении создания там, где это возможно, крупных коллективных хозяйств. Его последователями считали себя и И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте, и экономисты-народники, а также многие российские учёные в области полицейского права.

Ранние годы

Георг Людвиг Канкрин родился 27 ноября (16 по старому стилю) 1774 года (хотя сам всегда праздновал день рождения 26 ноября, соединяя его с именинами) в городе Ханау. Дед был горным чиновником. Предки - раввинами и затем, после перехода семьи в христианство, офицерами.

Отец Франц Людвиг Канкрин в 1783 году получил выгодное предложение от русского правительства и переселился в Россию возглавлять соляные прииски в Старой Руссе, оставив сына на родине. В 1788 году для лечения и научных работ вернулся на родину. Но жалование в России за ним было сохранено. Через восемь лет, в 1796 году окончательно переселился в Россию.

Классическое образование Е. Ф. Канкрин получил в Германии. Учился сначала в Гисенском университете, а потом перевёлся в Марбургский университет. Изучал в основном юридические науки. Завершил образование в 1794 году.

Канкрин в 1797 году приехал в Россию к отцу и был назначен его помощником; отец в это время был директором солеварен в Старой Руссе. После ссоры с отцом он некоторое время работал бухгалтером, а затем секретарем у предпринимателя Абрама Перетца.

В 1803 году переведён в Министерство внутренних дел советником экспедиции государственных имуществ по соляному делу. В 1809 году назначен инспектором всех петербургских иностранных колоний в чине статского советника.

Его первые сочинения (не считая романа «Dagobert» и книг по архитектуре, написанных им в ранней молодости), «Fragmente ber die Kriegskunst nach militrischer Philosophie» (1809) и «ber das System und die Mittel zur Verpflegung der grossen Armeen» (оставшееся ненапечатанным) обратили на него внимание немецких генералов, окружавших императора Александра I. По рекомендации одного из них (Пфуля) Канкрин в чине действительного статского советника был назначен в 1811 году помощником генерал-провиантмейстера. В 1812 году стал генерал-интендантом 1-й армии, в 1813 - генерал-интендантом действующей русской армии. Во многом благодаря проявленной им распорядительности русские войска во время боевых действий на своей и чужой территории не нуждались в продовольствии. 1 декабря 1812 года его переименовали в генерал-майоры, 30 августа 1815 года он получил чин генерал-лейтенанта, 25 июня 1826 года - генерала от инфантерии.

На нём лежали также все обязанности по ликвидации военных расчётов между Россией и другими государствами. Из 425 миллионов рублей, планировавшихся на ведение войны, в 1812-1814 годах было израсходовано менее 400 миллионов. Это было редчайшее событие для страны, обычно заканчивавшей военные кампании с большим финансовым дефицитом. Ещё успешнее организовал Канкрин продовольственное обеспечение русских войск во время заграничного похода 1813-1814 годов. Союзники требовали от России за полученные русской армией продукты огромную сумму в 360 миллионов рублей. Благодаря искусным переговорам Канкрину удалось сократить эту цифру до 60 миллионов. Но, кроме экономии средств, Канкрин строго следил за тем, чтобы всё имущество и продовольствие полностью и вовремя доходило до армии, боролся со взяточничеством и хищениями. Эта деятельность, нетипичная для интендантского ведомства того времени, сыграла значительную роль в обеспечении вооружённых сил России всем необходимым и в конечном счёте способствовала победе над сильным врагом. За эту деятельность Е. Ф. Канкрин был награждён в 1813 году орденом Св. Анны I степени.

КАНКРИН, ЕГОР ФРАНЦЕВИЧ (1774–1845), граф, российский государственный деятель, видный экономист. По происхождению немец. Родился 16 (27) ноября 1774 в г.Ханау в ландграфстве Гессен-Кассель (Германия). Его отец, Ф.-Л.Канкрин (1738–1816), специалист в области строительства и горного дела, в 1783 уехал в Россию, где стал управляющим солеваренными заводами в Старой Руссе. Образование получил в Гессенском и Марбургском университетах. Не найдя работы в Германии, в 1798 перебрался в Россию. Жил в бедности; добывал средства к существования, работая учителем, комиссионером, бухгалтером. В 1800 предложил правительству проект развития овцеводства в России; был назначен помощником своего отца. В 1803 переведен в министерство внутренних дел в экспедицию государственных имуществ; инспектировал немецкие колонии Петербургской губернии, курировал лесное хозяйство и соляное дело. В 1809 получил чин статского советника. Опубликовал Заметки о военном искусстве с точки зрения военной философии , в которых выдвинул идею о необходимости использования в ходе военных кампаний географических преимуществ России (обширность территории, суровость климата). Заметки привлекли внимание близких к Александру I генералов Людвига Вольцогена и Карла Пфуля и военного министра М.Б.Барклая-де-Толли . По их рекомендации в 1811 получил пост помощника генерал-провиантмейстера и чин действительного статского советника. В Отечественную войну 1812 был генерал-интендантом Первой армии, а во время Заграничного похода 1813–1814 – генерал-интендантом всей действующей армии; сумел организовать эффективную систему снабжения войск продовольствием, произвел тщательные расчеты с союзниками и с побежденной Францией, доказав необоснованность многих финансовых претензий к России. В 1818 выдвинул проект отмены крепостного права и постепенного выкупа крестьян с землей за счет средств специального заемного банка. В 1820 ушел с поста генерал-интенданта и был назначен членом Военного совета. Активно занялся научной работой; издал две монографии – О военной экономике во время войны и мира (1820–1823) и Мировое богатство, национальное богатство и государственная экономика (1821), в которой критиковал политику министра финансов Д.А.Гурьева. В 1821 сопровождал Александра I на конгресс в Любляне; введен в состав Государственного совета. В 1823 сменил Гурьева на посту министра финансов. В 1829 возведен в графское достоинство. В 1838 преподавал экономическую науку престолонаследнику Александру (будущему Александру II).

Главной его задачей было упорядочение государственных финансов, расстроенных в результате войн с Наполеоном. Будучи представителем консервативной русско-немецкой экономической школы и противником либеральной школы Адама Смита , Е.Ф.Канкрин считал металлические деньги основой финансовой системы. Значительное обесценение ассигнаций побудило его провести в 1839–1843 трехэтапную денежную реформу: в 1839 была осуществлена девальвация ассигнаций и установлено их твердое соотношение с серебряным рублем (3,5 руб. ассигнациями = 1 руб. серебром); в 1840 выпущены государственные кредитные билеты с твердым металлическим обеспечением; в 1843 произведен обмен бумажных денег на государственные кредитные билеты. В результате в российской финансовой системе восторжествовал серебряный монометаллизм. Сторонник государственной поддержки промышленности, Е.Ф.Канкрин значительно упростил порядок открытия новых предприятий, способствовал развитию горного и лесного дела, овцеводства, реорганизовал и улучшил систему подготовки инженерных кадров, создал в 1831 в Петербурге высшее техническое учебное заведение (Технологический институт), куда принимали лиц недворянского сословия, учредил в 1828 при департаменте мануфактур и внутренней торговли Мануфактурный совет, а в 1829 – Коммерческий совет, периодически устраивал торговые выставки в обеих столицах. Был последовательным протекционистом; проводил политику таможенного покровительства российских производителей (повышение ввозных пошлин); добился активного сальдо внешнеторгового баланса. В то же время отрицательно относился к развитию кредитной системы – как частной, так и государственной (при нем не появилось ни одного нового банка); не поддерживал идею распространения сберегательных касс; выступал против железнодорожного строительства; мало внимания уделял сельскому хозяйству. Несмотря на значительные экстраординарные расходы, связанные с внутри- и внешнеполитическими осложнениями (Русско-персидская война 1826–1828, Русско-турецкая война 1828–1829, Польское восстание 1830–1831), смог существенно сократить дефицит государственного бюджета, в первую очередь за счет повышения налогов (повысил гербовый сбор, ввел табачный акциз), распространения подушной подати на «инородцев» (население неславянского происхождения) и восстановления откупной системы продажи вина. Хотя и считал порочной практику государственных займом внутри страны, в ряде случаев был вынужден выпускать «государственные казначейские билеты», имевшие характер краткосрочных финансовых обязательств.

В 1844 в семидесятилетнем возрасте ушел со своего поста. После отставки работал над завершением своего главного труда Экономика человеческого общества и финансовая наука одного бывшего министра финансов . Умер в Павловске 9 (21) сентября 1845.

Был женат на Е.З.Муравьевой, сестре декабриста А.З.Муравьева.

Иван Кривушин

ЛЕКЦИЯ XVII

(окончание)

Деятельность Канкрина. – Его принципы и его политика. – Протекционизм и его влияние на промышленность и торговлю. – Сокращение роста военных расходов. – Стоимость войн 1827–1831 гг. – Питейная реформа. – Денежная реформа 1839–1843 гг. – Роль самого Николая в этом деле. – Заботы Канкрина об улучшений культурных условий.

Портрет Егора Францевича Канкрина

Что касается истории таможенного законодательства за это время, то главным деятелем тут явился неоднократно уже упоминавшийся министр финансов гр. Е. Ф. Канкрин, занимавший свой ответственный пост почти 21 год (с 1823 до 1844 г.).

Канкрин был человек чрезвычайно оригинальный и выдающегося ума. Родом он был немец, но еще при Екатерине был вызван в Россию его отец для заведования соляным делом. Молодой Канкрин воспитывался, однако, в Германии и, получив хорошее образование в одном из германских университетов, только в самом конце XVIII в. явился в Россию. Первое время – и довольно долго – ему пришлось перебиваться, занимая разные мелкие должности: был он бухгалтером у одного откупщика, брал разные частные занятия, и, вообще, не брезгал никакой работой. Во время Наполеоновских войн он выдвинулся, перейдя на службу в интендантское ведомство, где он стал совершенно небывалым явлением, так как был в этой среде чуть ли не единственным честным и образованным человеком. С одной стороны, разумеется, он вызвал на себя большие и злостные нападки, но с другой – обратил на себя внимание высшего начальства и самого Александра.

Александр довольно скоро оценил Канкрина, так как он проявил себя сведущим человеком не только в продовольствии армии, но и в военной администрации вообще. В 1812г. Канкрин был сперва генерал-провиантмейстером одной из двух действующих армий, а потом даже и всей действующей армии в России. В этой должности он проявил свои обширные познания, хозяйственные таланты и разносторонний ум. Оказалось, что он не только в состоянии был хорошо организовать продовольствие армии, но мог с успехом участвовать в обсуждении и специальных тактических задач. Так, когда обсуждался план войны 1812 г., то Канкрин очень влиял на ученого автора «скифского» плана войны, генерала Пфуля. Впоследствии Канкрин издал сочинение по теории войны, которое вновь обратило на него внимание императора Александра.

Когда театр военных действий был перенесен в Германию и потом во Францию, то и тут Канкрин оказался на высоте положения: оказалось, что и в союзной армии среди лиц, заведующих продовольствием войск, у него не было соперника, так что во всех затруднительных случаях всегда обращались к Канкрину, и ему удавалось не раз выводить союзников из больших затруднений. Таким образом, во время Наполеоновских войн Канкрин, можно сказать, приобрел европейскую известность самого компетентного человека в области военного хозяйства.

Когда в России открылись большие злоупотребления в военном ведомстве и отдан был под суд военный министр кн. Горчаков, то многие думали, что его место займет Канкрин, который за свои заслуги во время Наполеоновских войн был из действительных статских советников переименован в генерал-майоры, а затем произведен в генерал-лейтенанты; но Александр как будто забыл в это время о Канкрине и почему-то не давал ему движения. Однако в 1818 г. Канкрин снова напомнил ему о себе, подав ему весьма дельную записку об освобождении крепостных крестьян, – записку, которая, по мнению некоторых, послужила главным толчком, заставившим Александра поручить Аракчееву в 1818г. составить план постепенного освобождения крестьян.

В 1822 г. Александр убедился наконец в невозможности больше держать министром финансов Гурьева, секрет влияния которого заключался в том, что он умел склонить на свою сторону всех сильных мира сего путем раздачи крупных денежных сумм под благовидными предлогами, благодаря чему и пробыл министром целых 11 лет. В 1822 г. в Белоруссии был голод; Гурьев, значительно урезав суммы, ассигнованные на голодающих крестьян, в то же время решил отпустить 700 тыс. руб. на покупку имения у одного важного помещика, который нуждался в деньгах. Когда это открылось, то Гурьев потерял свой пост, который Александр, по совету Аракчеева, и предложил Канкрину.

Еще раньше Аракчеева Канкрина оценил Сперанский, который во время своей ссылки в Пермь говорил еще в 1813 г., что единственным человеком, способным заведовать русскими финансами, является, по его мнению, Канкрин.

Финансовая политика Канкрина

Как раз накануне назначения министром Канкрина был отменен либеральный таможенный тариф 1819 г., и правительство на этот раз надолго возвратилось к протекционизму. Новый тариф 1822 г. выработан был при содействии Канкрина. И во все время его управления министерством протекционная система оставалась в действии, благодаря чему в широкой публике установилось прочное убеждение, что Канкрин был ярым и узким протекционистом, ненавидевшим свободу торговли. Но такой упрощенный взгляд на политику Канкрина вовсе не справедлив. Канкрин прекрасно понимал преимущества свободной торговли. В критике того положения, которое могла бы дать России система свободной торговли, он исходил из того, что в данный момент для России было необходимо прежде всего иметь в виду развитие национальной самостоятельности, национальной независимости; он указывал, что при системе свободной торговли малокультурной России угрожает опасность в своей промышленной жизни попасть в полную зависимость от иностранных интересов (в частности, от интересов такой развитой и деятельной страны, как Англия).

Именно с этой точки зрения он считал нужным защищать развитие русского народного производства. Но он никогда не допускал создания слишком льготных условий для отечественных фабрикантов при помощи высоких таможенных ставок, напротив, он полагал, что нужно зорко следить за тем, чтобы русская промышленность не могла спать, и считал необходимым постоянно регулировать таможенную систему, чтобы заставить русских фабрикантов обращать внимание на всякие улучшения в производственной технике под угрозой иностранной конкуренции. Поэтому тот условно покровительственный тариф, который им был установлен, много раз переделывался именно с этой точки зрения. В известных производствах пошлины постоянно понижались и особенно в те моменты, когда Канкрин считал необходимым поощрить русскую промышленность с другого конца, угрожая ей иностранной конкуренцией.

Таким образом, надо признать, что в то время его политика, его протекционная система была умеренным и разумным протекционизмом, и никак нельзя его обвинять в бессмысленном увлечении идеей протекционизма.

С другой стороны, в тарифной политике он руководствовался и фискальными соображениями. Дело в том, что он получил Министерство финансов в тот момент, когда русские финансы были в величайшем упадке. В 1822 г. казна была почти банкротом; нельзя было совершить никаких займов на сколько-нибудь сносных условиях, и курс бумажных денег не повышался, несмотря на то что за последние годы управления Гурьева, благодаря принятой им системе погашения ассигнационного долга, этот долг уменьшился с 800 до 595 млн. руб. Это уменьшение было достигнуто ценою заключения процентных займов на очень тяжелых условиях, и, таким образом, беспроцентный долг ассигнационный превратился в значительной части в долг с обязательством постоянной уплаты весьма высоких процентов. Канкрин считал, что на таких условиях не стоит погашать ассигнационного долга, а надо стремиться лишь не делать новых займов и не выпускать новых ассигнаций. В научных трудах своих Канкрин, как я уже говорил, главным принципом финансовой политики ставил благосостояние народных масс. Он неоднократно выражал мысль, что собственно целью разумной финансовой деятельности должен быть не рост казенных доходов, а именно увеличение народного благосостояния, – причем он понимал под этим главным образом именно благосостояние народных масс.

Исходя из этой точки зрения, он явился сторонником самой строгой экономии и противником не только всяких займов, но и всякого увеличения налоговой тяжести. Поэтому в своей практической деятельности, отказываясь до последней возможности от увеличения налогов, он стал урезывать все ведомствам тем, конечно, на каждом шагу приобретал себе в мире высшей бюрократии сильных врагов, чем, впрочем, никогда не смущался.

Я уже упоминал о том, как непокладист был Канкрин с самим императором Николаем.

Система экономии, которую Канкрин так настойчиво проводил, дала заметные результаты в первые же годы его управления финансами и создала на европейских денежных рынках совсем иное отношение к русскому государственному кредиту, нежели то, какое существовало при Гурьеве.

Те принципы государственной экономии, которыми руководствовался Канкрин вообще в ведении государственного хозяйства, он прилагал и к тарифному вопросу.

Он считал, что таможенные налоги можно допускать лишь постольку, поскольку они являются налогами на предметы роскоши или на предметы потребления более зажиточных слоев населения, и поэтому он полагал, что с таможни нужно взять как можно больше государственного дохода. Благодаря такому пониманию, он при регулировании тарифа в 1822 г. постоянно принимал во внимание именно усиление таможенного дохода. И при нем таможенный доход возрос в 2,5 раза – с 11 млн. руб. до 26 млн. руб. серебром, составив весьма крупную статью в тогдашнем государственном бюджете.

Чтобы покончить с таможенным тарифом, надо еще остановиться на истории русско-польских торговых и таможенных отношений. Дело в том, что для Польши как страны более культурно развитой, особенно в отношении фабричной промышленности, которая могла там более процветать, чем в России, благодаря уже указанным мною условиям, важен был постоянный рынок для сбыта своих фабрикатов, и Польша смотрела на Россию именно как на очень хороший рынок для своих товаров. Кроме того, для нее очень важны были и азиатские рынки, которые она могла эксплуатировать только при условии свободного транзита через Россию. Исходя из таких соображений, еще в 1826 г. министр финансов Царства Польского князь Любецкий специально приезжал в Петербург, чтобы выхлопотать тарифные льготы для Польши, причем он доказывал, не стесняясь существованием конституции 1815 г., что, в сущности, Польша есть часть России. Конечно, на это Канкрин представил весьма веские возражения. С точки зрения Канкрина, уже и раньше существовавшая таможенная система в отношении Польши была невыгодна для русского населения. После образования Царства Польского, когда впервые возник таможенный вопрос, было установлено, что сырье обеих стран ввозится беспошлинно; что же касается фабрикатов, то было установлено, что фабрикаты, выделанные из собственного сырья, ввозятся за ничтожную пошлину – не более 1% стоимости товара, для фабрикатов же из чужого сырья была установлена пошлина около 3% ad valorem, но при этом для некоторых предметов были установлены особые таможенные ставки – так, предметы хлопчатобумажной промышленности были обложены в 15%, сахар; – в 25%. В результате получалось, что главный предмет польской обрабатывающей промышленности, сукна, были обложены в 3%, тогда как русские хлопчатобумажные изделия были обложены в 15%.

Московские фабриканты, естественно, вопили против такого порядка, а Канкрин, возражая Любецкому, не только не считал возможным уничтожить внутренние таможенные пошлины, но требовал усиления ставок на некоторые товары, конкуренция которых была особенно опасна русским фабрикантам. В конце концов решено было оставить прежнее положение. Затем вопрос о русско-польских таможенных отношениях возобновился после восстания 1831 г. Когда Польша перестала существовать как отдельное государство, и правительство Николая поставило вопрос о полной инкорпорации Польши, таможенные пошлины между Россией и Польшей явились аномалией, и, естественно, возобновился вопрос об уничтожении пограничной черты. К этому присоединился и вопрос об общем тарифе по отношению к иностранным державам, так как Польша до того времени имела для западной границы свои особые тарифы. Этот вопрос повлек за собой огромное длительное обсуждение и кончился только к 50-м годам, после обсуждения его в особой комиссии, уже после смерти Канкрина. В этой комиссии главным деятелем был польский экономист Тенгоборский, которого, кажется, рекомендовал русскому правительству Любецкий и который оказался весьма осведомленным человеком, обстоятельно изучившим и русские народнохозяйственные отношения. В 50-х годах была уничтожена пограничная черта между Россией и Польшей, причем по отношению к иностранной торговле были введены дифференциальные пошлины, приноровленные к потребностям обеих стран и различавшиеся смотря по тому, куда шли ввозимые из-за границы товары – в Польшу или в Россию.

Важным вопросом финансовой политики того времени, как и теперь, являлись расходы на войско. Я указал уже, что Канкрин достиг значительной экономии в обыкновенных расходах на армию в первые 12 лет своего управления. Но как раз в этот период, наряду с сокращением обыкновенных расходов на армию России пришлось выдержать целый ряд войн, требовавших чрезвычайных расходов, которые, как ни противился этому Канкрин, пришлось покрывать займами. В эти именно годы была война с Персией, начавшаяся почти тотчас после воцарения Николая, затем, в 1828–1829 гг., – война с Турцией, которая поглотила более 120 млн. руб. серебром, наконец, в 1831 г. – чрезвычайно дорого обошедшаяся девятимесячная польская кампания. Благодаря этим войнам уже в первые годы пришлось сделать ряд займов, размеры которых дошли почти до 400 млн. руб. серебром. Но надо сказать, что эти займы были лучше прежних выпусков ассигнаций; хотя они были процентные, но условия их были довольно выгодные. Вообще, как я уже говорил, к 30-м годам репутация русских финансов под управлением Канкрина улучшилась настолько, что бумаги русские на заграничных рынках котировались постоянно альпари, чего ранее никогда не было.

Реформа Канкрина в сфере питейных сборов

Как безусловно отрицательная мера Канкрину почти всеми исследователями истории русских финансов ставится в минус та реформа питейных сборов, которую он провел в 1826 г.

Вы помните, что при Гурьеве винные откупа были отменены и введена была система казенной винной монополии. Эта система продолжала существовать и при Канкрине до 1826 г. Еще при Гурьеве доходы с питей, первоначально повысившиеся, затем чрезвычайно уменьшились благодаря беспорядкам в казенном управлении и особенно благодаря непомерному воровству, которое здесь царило.

Становилось очевидным, что вести это дело невозможно при неимении штата сколько-нибудь честных и подготовленных чиновников. И вот в 1826 г. император Николай приказал Канкрину составить доклад об упорядочении питейных сборов. Канкрин составил доклад довольно объективно. Он изложил те способы эксплуатации винного дохода, которые существовали тогда в различных государствах, и указал, что можно избрать одну из трех систем: или систему казенного управления, казенной винной монополии, которая исключала всякую торговлю вином, кроме казенной, и которая существовала в России в тот именно момент, или систему винных откупов, которая существовала до начала 20-х годов, и заключалась в сдаче с торгов частным лицам права эксплуатации казенной винной монополии, или, наконец, систему свободной торговли винными напитками при акцизе, который собирается с каждой бутылки или другой посуды различными способами. Канкрин признавал, что, собственно говоря, вообще система свободной торговли вином – за которую тогда очень сильно стоял такой влиятельный человек, как Мордвинов, всегда исходивший в своих взглядах из посылок экономической науки, – что эта система, конечно, в теории лучше, но она требует известной культуры и, главным образом, организации правильного контроля, а при наличности совершенно негодных чиновников эта система невозможна. Точно так же он признавал невыгодной и существовавшую тогда систему непосредственной казенной монополии. Наконец, он говорил, что можно, пожалуй, еще предложить четвертую систему – распределить питейный доход по губерниям и вместо него установить прямой налог, предоставив внутреннюю раскладку и взимание его местным органам. Но и тут Канкрин, исходя из недоверия к местным дворянским органам управления, указывал, что если такие «маркие» дела передать местным органам, то дворянство окажется столь же несостоятельным, как и чиновничество.

Поэтому, признавая, что откупа – зло, он в то же время доказывал, что они будут при данных условиях наименьшим злом, если не отказаться вообще от эксплуатации винного дохода, который везде составляет огромную часть государственного бюджета. И вот, не считая возможным заменить его другим доходом, особенно ввиду того, что никакой статистики у нас тогда еще не существовало, и заменить питейный доход поземельным обложением или другим каким-либо налогом нельзя было и думать, Канкрин решил, что отказаться совершенно от эксплуатации дохода с вина невозможно, а раз так, то наиболее удобным способом являются откупа. Он признавал, что при откупах все дело будут вести откупщики, которые и будут накапливать огромные капиталы на счет народа, но думал, что если уж кому-либо предоставить такое накопление капиталов, то лучше предоставить такое накопление откупщикам, так как они будут употреблять эти капиталы на промышленность, для народа полезную, тогда как от воровства чиновников и промышленность даже не выигрывает.

Вот те соображения, по которым Канкрин, ввиду безотрадного ведения тогдашнего казенного хозяйства, признавал возможным восстановить откупа. Тем не менее восстановление их оказалось, конечно, большим злом; откупщики не только сами обогащались, но подкупали и поработили всю местную администрацию. Все тогдашнее губернское чиновничество получало от откупщиков второе содержание, не меньшее, нежели казенное. Немудрено, что когда интересы откупщиков сталкивались с чьими-либо интересами, то всегда – как в административных, так и в судебных местах – дело решалось в пользу откупщика. Таким образом, вред откупов был громаден и не искупался теми соображениями, которые Канкрин приводил в своем докладе в 1826 г.

Денежная реформа Канкрина

Самым, может быть, значительным из всех предприятий, осуществленных при Канкрине, явилась денежная реформа. Реформа эта привела в конце концов к девальвации ассигнаций – к выкупу их по пониженной цене, и в этом нередко видели весь ее смысл, но в сущности смысл этой реформы в тот момент, когда она предпринималась, заключался не в этом. Реформа была предпринята Канкриным не в интересах фиска, а в интересах облегчения всяких торговых сношений, от неустройства которых сильно терпел народ. Дело в том, что курс бумажного рубля постоянно колебался, и существовало даже несколько курсов: был вексельный курс, который устанавливался вексельными сделками с иностранными торговцами, был курс податной, казенный, по которому ассигнации принимались государственными учреждениями, наконец, был курс простонародный, который устанавливался произвольно в частных сделках. И этот простонародный курс и был особенно колеблющимся и произвольным: в одно и то же время он колебался в разных местах от 350 до 420 коп. ассигнациями за рубль серебра. Происходило это благодаря тому, что все сделки заключались на ассигнации, между тем ввиду постоянных колебаний курса неизвестно было, по какому курсу придется платить, и вот вошло в обыкновение при заключении условий при покупках и договорах о поставках, ввиду того что курс ассигнаций всегда предполагался падающим, назначать для момента уплаты за поставленные продукты курс для ассигнаций несколько низший, чем существовавший в момент сделки, так что в отдельных случаях он искусственно понижался до 420 коп. за рубль (вместо нормального курса в 350–360 коп.).

Поставщики товаров легко на это шли (особенно страдали от этого крестьяне), думая, что раз сказано так в сделке, то и они будут по той же цене платить свои расходы, например, подати, а потом, когда приходилось вносить подати, оказывалось, что казенный курс совсем не соответствовал простонародному. При таком положении в торговом мире скупщиков царила организованная система плутовства. Все это порождало такое недоверие к ассигнациям, что публика в поисках за более устойчивыми металлическими деньгами стала принимать и вводить в оборот иностранную звонкую монету под названием «лобанчиков» и «ефимков». Особый род торговцев закупал ее за границей и доставлял в Россию. Эти иностранные монеты, в свою очередь, путали все расчеты и подрывали правильный оборот. При таких условиях Канкрин пришел к необходимости издать закон об обязательности совершения всех сделок на серебро, и, чтобы этого достигнуть, он решил дать ассигнациям обязательный определенный курс, по которому они принимались бы постоянно казной. После некоторого обмена взглядов между ним и Сперанским, который как раз перед своей смертью составил записку по этому вопросу, Канкрин остановился на курсе 350 коп. за рубль. И вот в июне 1839 г. был издан весьма краткий закон, который устанавливал, что отныне как во всех расчетах казны с населением, так и во всех коммерческих сделках счет должен вестись на серебро. Серебряный рубль объявлен был главной монетой, ассигнации хотя и сохранили свое значение ходячей монеты, но курс их был определен раз и навсегда в 350 коп. за рубль. Последствия этого закона для коммерческих сделок были огромные: прекратилась вся система плутней в сделках с простонародным курсом, прекратилась возможность обмана наиболее простодушных поставщиков. Но Канкрин этим не ограничился; ровно через полгода он предположил, что удобно будет параллельно с ассигнациями ввести взамен всех лобанчиков и ефимков новую русскую бумажную единицу, которая бы совершенно свободно разменивалась на звонкую монету и ходила бы как металлические деньги. И вот он выпустил так называемые депозитки, на первый раз не ниже 25-рублевого достоинства, которые выдавались желающим внести в государственное казначейство те металлические деньги, с которыми неудобно было обращаться, и слитки золота и серебра, причем объявлено было, что внесенные за эти депозитки металлические деньги и благородные металлы будут оставаться на хранении полностью и будут выдаваться при первом требовании обратно.

На эти депозитки был сразу предъявлен огромный спрос. Публика бросилась брать их, и в течение нескольких месяцев до конца 1842 г. было внесено более чем на 25 млн. руб. звонкой монетой. В следующий год было внесено еще более 12 млн. руб. В течение каких-нибудь двух лет казна имела возможность выпустить 40 млн. руб. новых бумажных денег, курс которых был равен курсу серебра.

Таким образом, в государственной монетной системе получили ход три монеты: звонкая, депозитки и ассигнации, курс которых был точно определена в 350 коп. за рубль. Вскоре Канкрин решил пойти дальше, именно: выпустить такие кредитные бумаги, которые, как в других государствах, обеспечивались бы не полностью звонкой монетой рубль за рубль, а лишь таким фондом, который требовался по опыту для непрерывного размена.

Было решено ввести такие кредитные билеты, причем было установлено, что размен их обеспечивается металлическим фондом, равным одной шестой части выпущенных билетов. И эта операция оказалась удачной: новые кредитные билеты пошли в ход, и курс их оставался тоже альпари.

Тогда явилась мысль все ассигнации заменить одной формой кредитных бумажных денег, разменивающихся без помехи на звонкую монету, а поэтому не понижающихся в курсе.

Сам Канкрин, однако, очень опасался, что если эти бумажные деньги ввести, то со временем, особенно после его смерти или отставки, опять соблазнительно будет при затруднениях выпускать такие кредитные билеты сверх меры и что в конце концов дело придет к прежним ассигнациям. Но император Николай, который в начале царствования являлся вполне несведущим в финансовых делах, мало-помалу приобрел от Канкрина же некоторые сведения по финансовой части и стал считать себя опытным финансистом; поэтому, когда Канкрин заколебался, то император Николай сам выступил с собственным проектом, – подлинник которого, переписанный рукой наследника Александра Николаевича, сохранился, – проектом, составленным совершенно толково, в котором он, полемизируя с Канкриным, защищал возможность замены всех бумажных денег, в том числе и депозиток и ассигнаций, одними кредитными билетами. При этом он предполагал постепенно выкупить ассигнации по той цене, на которой они были зафиксированы законом 1839 г., т. е. по 350 коп. за рубль серебра. Таким образом, так как общее количество ассигнаций равнялось 595 млн. руб., необходимо было, чтобы их выкупить, собрать фонд в 170 млн. руб. серебром; для обеспечения же в одну шестую выпускаемых взамен их кредитных билетов надо было иметь в наличности в государственной казне постоянно лишь около 28 с половиной млн. руб. звонкой монетой.

Император Николай полагал, что это можно будет немедленно исполнить; для этого он считал прежде всего необходимым прекратить выпуск депозиток; он не считал возможным уничтожить самые депозитки и их фонд прямо обратить в обеспечение кредитных билетов, потому что это являлось бы злоупотреблением доверием публики, но решил, по мере того как депозитки будут поступать в казну, их уничтожать, беря соответственную часть из депозитного фонда и на эту именно сумму выпускать новые кредитные билеты, причем одну шестую металлического фонда класть в их обеспечение, а остальное помещать в резервный фонд, который давал бы возможность делать новые выпуски кредитных билетов.

По расчету императора Николая, можно было всю эту операцию окончить в пять лет, и, хотя Канкрин очень долго сопротивлялся, но, в конце концов, после двух заседаний, в которых Николая против Канкрина поддерживали, конечно, все министры, и после того, как Николай составил новую записку, тоже весьма обстоятельную, принята была эта окончательная мера, наложившая последний штрих на денежную реформу: решено было выкупить все ассигнации, постепенно заменяя их выпуском кредитных билетов, всего на сумму 170 млн. руб. серебром, в обеспечение которых оставался бы фонд в 28 млн. руб. звонкой монетой.

Вся эта операция прошла вполне удачно, так что, когда этот фонд – одна шестая часть всех выпущенных кредитных билетов – был отчислен в обеспечение выпущенных «кредиток», то остальная звонкая монета, оказавшаяся к тому времени в распоряжении правительства, составила гораздо более, чем эта часть: оказалось около 66 млн. звонкой монетой, которая была торжественно перевезена в Петропавловскую крепость, там сосчитана и положена. Таким образом, в распоряжении правительства оказался огромный запасный фонд, который и поддерживал до восточной войны 1853 г. курс кредитных билетов.

Следует сказать еще хотя несколько слов о культурной общественной деятельности Канкрина, которая тоже была очень значительна и проявлялась в тех мероприятиях, которые он предпринимал для развития технических знаний: так, им был учрежден в 1828 г. Технологический институт, им преобразованы и, можно сказать, поставлены на ноги Горный и Лесной институты. Им же вся местность, именуемая «лесным корпусом», приведена была в культурный вид благодаря проведению необходимых дорог и разбивке парка.

Он же впервые в России учредил выставки промышленности, которые затем периодически устраивались в Москве, создал Горыгорецкий сельскохозяйственный институт, завел земледельческую газету, которую сам же в значительной мере снабжал статьями.

Одним словом, эта сторона его культурной деятельности, не говоря уж о ценных постройках, вроде здания биржи и многих других зданий и помещений для разных учреждений и технических учебных заведений в Петербурге, была несомненной положительной заслугой Канкрина, следы деятельности которого Петербург и теперь еще носит во многих своих частях.

и денежная реформа 1839 – 1843 гг. в Российской Империи*

Егор Францевич (Георг Людвиг Даниил) Канкрин (1774-1845 гг.), государственный деятель России, ученый, писатель, генерал от ин­фантерии, граф, почетный член Петербургской и Парижской Ака­демий наук, родился в Германии, в г. Ганау (Гессен). В 1794 г. окон­чил Гессенский и Магдебургский университеты, стал доктором пра­ва и спустя три года приехал в Рос­сию, где участвовал в управлении соляными варницами. В 1803 г. был определен в министерство внут­ренних дел советником при экспе­диции государственной экономии. Участвовал в исследовании соля­ных месторождений в Оренбург­ской губернии и оказании помощи голодающим. С 1811 г. - помощ­ник генерал - провиантмейстера Военного министерства. В 1812 г. - генерал-интендант русской ар­мии, вместе с ней совершил заграничный поход 1813-1814 гг. В 1816- 1820 гг. написал трехтом­ное сочинение «О военной эконо­мии во время войны и мира и ее связи с военными операциями». В 1818 г. по повелению императо­ра Александра I представил «За­писку об освобождении кресть­ян...» с проектом поэтапной отме­ны крепостного права в течение 30 лет. С 1821 г.- член Государст­венного совета по Департаменту государственной экономии, участ­вовал в составлении таможенного тарифа 1822 г.

С 1823 по 1844 гг. Е. Ф. Кан­крин - министр финансов Рос­сийской Империи. Находясь на посту министра, он проводил по­литику гибкого покровительства отечественной промышленно­сти, несколько раз пересматри­вал ставки таможенных пошлин. Выступал против субсидирования отдельных промышленных предприятий за счет средств казенных кредитных учреждений. Е. Ф. Канкрин ввел правило, согласно кото­рому каждая долгосрочная ссуда промышленного характера долж­на выдаваться казенными банка­ми не иначе, как с разрешения ми­нистерства финансов. Выступал против неоправданного, с хозяй­ственной точки зрения, железно­дорожного строительства. В 1829 г. он провел снижение процента, вы­плачиваемого государственными кредитными учреждениями по вкладам, с 5 до 4 %, а взимаемого по ссудам - с 6 до 5 %. В 1842 г. при участии Е. Ф. Канкрина в стране началась организация сберегательных касс. Эти сберега­тельные кассы принимали вклады от населения в размере от 50 коп. до 750 руб. Во многом благодаря поддержке министра в России возникли первые страховые об­щества: огневого (1827 г.) и лично­го страхования (1835 г.).

Министр во многом способст­вовал улучшению организации русской торговли. В 1832 г, в Рос­сии был принят новый устав о век­селях, устав о торговой несостоя­тельности, устав коммерческих судов, устав Петербургской бир­жи. При нем была восстановлена система винных откупов (1827 г.), введена уплата подушной подати инородцами (1830 г.). Одновре­менно в стране снизили налог на соль и отменены внутренние судо­ходные пошлины (1823 г.). В целом сумма прямых налогов за время управления Канкрина финансами увеличилась на 10 млн. руб. сереб­ром.

Однако, несмотря на предпри­нимаемые усилия по укреплению российской экономики, за 20 лет пребывания Е. Ф. Канкрина на по­сту министра финансов дефицит государственного бюджета соста­вил 160,6 млн. руб. серебром. Для покрытия дефицита бюджета министр прибегал к использова­нию средств казенных кредитных учреждений и к государствен­ным займам. В 1828-1829, 1831, 1832, 1840, 1843 гг. он провел за­граничные займы, процент по ко­торым составил 5,42 %, а сумма 92,2 млн. руб. серебром. Ежегод­ные выплаты по займам в эти годы были ниже, чем в предшествую­щий период, что способствовало улучшению расчетного баланса империи. Для поддержания рус­ского государственного кредита Е. Ф. Канкрин настаивал на со­блюдении строгой секретности в отношении данных, касающих­ся состояния государственных финансов.

В эти же годы он создал новую форму внутреннего государст­венного долга. В 1831 г. в обраще­ние были выпущены билеты Госу­дарственного казначейства (т, н. «серии») номиналом 250 руб. ас­сигнациями, приносившие их владельцам доход в размере 4 % годовых. Серии выпускались сро­ком на 4 года, затем на 6 лет и по­гашались в последние 4 года. Фак­тически эти «серии» являлись процентными деньгами, и населе­ние охотно их приобретало. Вы­рученные от внутренних и загра­ничных займов средства в основ­ном шли на покрытие военных расходов и лишь частично на хо­зяйственные потребности: строи­тельство шоссейных дорог, уст­ройство морских портов и судо­ходных систем. Так, выручка от заграничных займов 1842 и 1843 гг. целиком ушла на строительство Николаевской железной дороги. Всего государственный долг при Канкрине возрос на 116 %. Тем не менее, положительное сальдо тор­гового и расчетного балансов спо­собствовало поддержанию устой­чивого курса русского рубля.

Одной из тяжелых финансо­вых проблем России в тот период являлось наличие двойного де­нежного счета. Как известно, в 1766 г. два находящихся в Санкт - Петербурге и Москве банка по­лучили право выпускать ассигна­ции. В 1769 г. эти два банка были объединены в так называемый ассигнационный банк, который и стал выпускать бумажные деньги. В оборот были выпущены ку­пюры с номиналом в 25, 50, 75 и 100 рублей на сумму 157 млн. руб. К 1786 г. свободный обмен ассигнаций на серебряные моне­ты был прекращен, после чего курс бумажных денег стал сни­жаться. В результате в России стал осуществляться двойной де­нежный счет - на ассигнацион­ные рубли и на рубли серебром. К концу столетия курс бумажно­го рубля снизился до 68 копеек серебром, т. е. рубль обесценился на треть. В начале XIX в. огром­ное влияние на состояние финан­совой системы России оказала Отечественная война 1812 г. Она потребовала огромных военных затрат, большие средства шли на работы по восстановлению раз­рушенных городов. К тому же Франция во время похода Напо­леона буквально наводнила Рос­сию фальшивыми бумажными деньгами. К окончанию войны курс ассигнации составил всего 28 копеек серебром за бумажный рубль.

Е. Ф. Канкрин, возглавляв­ший министерство финансов в 1820- 1840-е гг., провел ряд мер по укреплению расстроенной финансовой системы страны. Крупнейшей из них стала прове­денная в 1839- 1843 гг. денежная реформа. В ходе ее подготовки в 1837-1839 гг. в Государствен­ный совет было представлено не­сколько записок о преобразова­нии денежной системы России. После их обсуждения был выра­ботан план реформы, а в 1839 г. началась его реализация.

Манифестом от первого июля 1839 г. «Об устройстве денежной системы» главной платежной мо­нетой в стране устанавливалась серебряная (российской чекан­ки), а монетной единицей - се­ребряный рубль. Для этого в тече­ние последующих четырех лет был создан запас в золоте и сереб­ре путем скупки золотой и сереб­ряной монеты, а также слитков драгоценных металлов. Государ­ственные ассигнации станови­лись вспомогательным знаком ценности (курс: 1 серебряный рубль = 3,5 руб. ассигнациями). Фиксировался также курс золо­той и медной монеты. На серебря­ной основе должны были заклю­чаться все сделки с казной и част­ными лицами, вестись подсчеты государственных доходов и рас­ходов, оборотов кредитных учре­ждений и др. Казначействам вме­нялось в обязанность обменивать ассигнации на серебро. Таким об­разом, в ходе реформы в стране вводился твердый кредитный рубль, приравненный к одному рублю серебром и обеспеченный золотой и серебряной монетой.

В соответствии с Указом, с 1 ян­варя 1840 г. в России учреждалась депозитная касса, предназначен­ная для хранения серебряной мо­неты. Взамен серебра вкладчики получали билеты депозитной кас­сы. Эти билеты использовались для платежей на всей территории Российской империи наравне с се­ребряной монетой (в соотноше­нии 1:1) и обменивались на сереб­ро. В будущем ими предполагалось заменить государственные ассиг­нации.

В начале 1841 г. для решения возникших в результате неуро­жая предыдущего года финансо­вых проблем был образован Осо­бый комитет под председательст­вом императора Николая Т. Среди прочих на нем обсуждались во­просы замены ассигнаций кре­дитными (предложение импера­тора) или новыми депозитными (предложение министра финан­сов) билетами. Манифестом от первого июля 1841 г. в стране бы­ло объявлено о выпуске в обра­щение новых денежных зна­ков - кредитных билетов, кото­рые имели хождение на всей территории империи наравне с разменной монетой. Кредитные билеты обеспечивались всем состоянием (активом) государст­венных кредитных учреждений и обменивались на монету из рас­чета: один кредитный рубль за 3 руб. 50 коп. ассигнациями.

Замена денежных знаков госу­дарственными кредитными биле­тами осуществлялась постепенно и была прекращена весной 1853 г. После этого в России остался толь­ко один вид бумажных денег - го­сударственные кредитные биле­ты, обменивавшиеся на серебря­ные монеты в соотношении 1:1. Всего в ходе денежной реформы было обменено 600 млн. рублей ас­сигнациями, что позволило на вре­мя укрепить денежную систему. С открытием с ноября 1843 г. раз­менных касс разрешался прием вкладов монетой, а также золота и серебра в слитках. Вклады зачис­лялись в разменный фонд кредит­ных билетов и на другие расходы не употреблялись.

Таким образом, в ходе прове­денной в 1839-1843 гг. рефор­мы денежного обращения в Рос­сии был впервые установлен серебряный монометаллизм. Од­нако, выйти из финансового кри­зиса Россия так и не смогла, К концу царствования Нико­лая I, особенно в связи с резко возросшими расходами в пери­од Крымской войны, кредитные билеты начали падать в цепе, внутренний и внешний долг за­метно возрос и в 1855 г. почти в два раза превосходил доход­ную часть государственного бюджета.

За годы своей жизни в России немец Е. Ф. Канкрин провел мно­жество преобразований, начиная с усовершенствования государ­ственной отчетности и счетовод­ства и заканчивая денежной ре­формой, восстановившей метал­лическое обращение в стране. Он пробыл на посту министра фи­нансов почти до самой смерти и даже удостоился чести препо­давать финансовую науку на­следнику цесаревичу Александру Николаевичу, будущему россий­скому императору Александру Второму Освободителю.

---------------------

В 1825 году внешний долг России достигал 102 миллионов рублей серебром. Страна была наводнена бумажными ассигнациями, которые правительство, пытаясь покрыть военные расходы и платежи по внешнему долгу. стоимость бумажных денег неуклонно падала.

Не задолго до своей кончины Александр I назначил на пост министра финансов известного ученого экономиста Егора Францевича Канкрина. Убежденный консерватор, Канкрин не ставил вопрос о глубоких социально-экономических реформах. Но он трезво оценивал возможности экономики крепостной России и считал, что правительство должно исходить именно из этих возможностей. Канкрин стремился ограничить государственные расходы, осторожно пользовался кредитом и придерживался системы протекционизма, облагая высокими пошлинами ввозимые в Россию товары. Это приносило доход государственной казне и защищало от конкуренции неокрепшую русскую промышленность.

Как раз на кануне назначения министром Канкрина был отменен либеральный таможенный тариф 1819 г., и правительство на этот раз надолго возвратилось к протекционизму. Новый тариф 1822 г. выработан был при содействии Канкрина. И во все времена его правления министерством протекционная система оставалась в действии, благодаря чему в широкой публике установилось прочное убеждение, что Канкрин был ярым и узким протекционистом ненавидевшим свободу торговли. Но такой упрощенный взгляд на политику Канкрина вовсе не справедлив. Канкрин прекрасно понимал преимущество свободной торговли. В критике того положения, которое могла бы дать России система свободной торговли, он исходил из того, что в данный момент для России было необходимо прежде всего иметь в виду развитие национальной самостоятельности, национальной независимости; он указывал, что при системе свободной торговли малокультурной России угрожает опасность своей промышленной жизни попасть в полную зависимость от иностранных интересов (в частности, от интересов такой развитой и деятельной страны, как Англия).

Канкрину удалось составить в государственном казначействе значительный запас золота и серебра, с которым можно было решиться на уничтожение обесцененных ассигнаций и на замену их новыми денежными знаками. Помимо случайных благоприятных обстоятельств (большая добыча золота и серебра), образованию металлического запаса помогли выпущенные Канкриным "депозитные билеты" и "серии". Особая депозитная касса принимала от частных лиц золото и серебро в монете и слитках и выдавала вкладчикам сохранные расписки, "депозитные билеты", которые могли ходить как деньги и разменивались на серебро рубль на рубль. Соединяя все удобства бумажных денег с достоинствами металлических, депозиты имели большой успех и привлекли в депозитную кассу много золота и серебра. Такой же успех имели и "серии", т.е. билеты государственного казначейства, приносившие владельцу небольшой процент и ходившие как деньги с беспрепятственным обменом на серебро. Депозитки и серии доставляли ценный металлический фонд, в то же время приучали публику к новым видам бумажных денежных знаков, имевших одинаковую ценность с серебряной монетой.

В 1825 году внешний долг России достигал 102 миллионов рублей серебром. Страна была наводнена бумажными ассигнациями, которые правительство, пытаясь покрыть военные расходы и платежи по внешнему долгу. Стоимость бумажных денег неуклонно падала.

С 1769 г. в России введены были ассигнации: разменные билеты или ассигновки на променный банк в замен медных денег, обороты с которыми на значительные суммы представляли большое неудобство. Ценность ассигнаций обеспечивалась особым капиталом (сперва в медной потом в серебряной монете), положенным на хранение в банке. Вскоре, однако, ассигнации получили характер бумажных денег; выпуск их в количестве, значительно превышающем наличное обеспечение, а также обилие появившихся в обращении фальшивых, понизили их рыночную ценность: в 1815 году ассигнационный рубль упал до 20 копеек серебром. Позже, изъятием некоторого числа ассигнаций из обращения (их сожгли), а также путем займов, удалось поднять его стоимость до 28 копеек, но не больше.

Главной своей задачей Канкрин считал упорядочение денежного обращения. В 1839 году его основой стал серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было свободно обменивать на серебро. Канкрин следил, чтобы количество находившихся в обращении кредитных билетов в определенной пропорции соответствовало государственному запасу серебра (примерно шесть к одному).

Денежная реформа Канкрина (1839 - 1843) оказала благоприятное влияние на экономику России, способствовала росту торговли и промышленности.