Пишутся сочетания чк чн щн. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Тема: « буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч»

Основные цели:

  • Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
  • Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
  • Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.

Демонстрационный материал:

  1. Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
  2. Слайд 1. Одуванчик.
  3. Слайд 2. Хищники.
  4. Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
  5. Слайд 4. Каменщик.
  6. Слайд 5. Сварщик.
  7. Слайд 6 . -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
  8. Карточка. -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
  9. Слайд 7 со словами:
  10. мечта, свечка, белочка,
    хищник, кончик, стрелочка,
    гонщик, птенчик, Зиночка,
    сборщик и корзиночка.

    1. Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Проверь, дружок,
    Готов ли ты начать урок?
    Все ль на месте, все ль в порядке?
    Книжка, ручка и тетрадка?

    – Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

    Часы чашка туча чулки

    – Какая буква чаще других встречались в чистописании? (Буква ч .)
    – Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ч а , чу )
    – Подчеркните эти сочетания в словах.

    3. Выявление места и причины затруднения

    Орфографическая зарядка (с.13 №5)

    №5. .

    – Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.

    Самостоятельная работа детей. Проверка

    (.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка .)

    – Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?

    4. Построение проекта выхода из затруднения

    – Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк- .)

    – Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк- , -чн- .)

    – А как они пишутся? (Ответы детей. )

    – Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк- , -чн- . А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь , а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:

    1. На зеленой хрупкой ножке
    Вырос шарик у дорожки.
    Ветерок прошуршал
    И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-

    2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните его.
    Какие это животные: медведь, волк, лиса, тигр? (Хищные ) щн Слайд 2

    3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение ) чт Слайд 3

    4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4

    5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик ) рщ Слайд 5
    Подчеркните эти сочетания.

    – Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь ? А почему пишутся без ь , сейчас докажем.

    – Произнесите шипящие звуки в этих словах.

    – Произнесите звук [ч’]. Какой это звук? (Согласный мягкий .)

    – Есть ли у [ч’] парный согласный по твёрдости?

    – Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий .)

    – Как написаны сочетания -чк- , -чн- в словах на доске?

    – Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк- , -чн- , -чт- , -рщ- , -чн- , -щн- пишутся без мягкого знака .)

    – Прочитаем правило в учебнике.

    – Как можно записать это правило? ( без ь )

    – Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь .

    Физкультминутка

    Упражнения на внимание

    “Винт”, “Мяч и насос”

    5. Реализация построенного проекта

    1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.

    Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

    – Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк- , -чн- . Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.

    – Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку .)

    – Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку .)

    – Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку .)

    – Подчеркните сочетания -чк- , -чн- . Как они пишутся? (Пишутся без ь .)

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    Игра:
    Кто больше запомнит слов.

    – Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

    Кто быстрее всех читает
    И слова запоминает:

    мечта, свечка, белочка,
    хищник, кончик, стрелочка,
    гонщик, птенчик, Зиночка,
    сборщик и корзиночка.

    – Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.

    – Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь ? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    – А теперь напишем выборочный диктант.

    – Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

    Слайд 3 (синичка)

    – Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.

    (Один ученик работает у доски .)

    Прилетела к нам синичка
    Села прямо под окном.
    Эту маленькую птичку
    С нетерпением мы ждем.
    И чтоб ей полегче стало,
    Ведь исчезли червячки,
    Для нее кусочки сала
    Мы повесим на сучки.

    – А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?

    – Проверка по табличке правописание -чк- . Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки .)

    – У кого возникли трудности? С чем это связано?

    У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.

    8. Включение в систему знаний и повторение

    – Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн- -шн- . Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.

    Дети произносят вместе с учителем.

    Я, конечно, не нарочно
    Затолкал кота в буфет.
    И, конечно, не нарочно
    Съел я килограмм конфет.
    И, конечно, не нарочно
    Вазу мамину разбил
    И уж вовсе не нарочно
    На ковёр кисель пролил…
    Просто было очень скучно…
    Но теперь- то я послушный!

    – Какие слова встретились с сочетаниями -чн- ? Запомните их произношение и правописание.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    – Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь . )

    – Удалось вам достичь поставленной цели?

    – Вы довольны своей работой на уроке?

    – Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк- , -чн- , чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

    10. Домашнее задание

    – Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Примеры слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

    Приведем при­ме­ры слов с соче­та­ни­я­ми соглас­ных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ»,»щн», «рщ» .

    Звучание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»

    Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка встре­ча­ют­ся соче­та­ния мяг­ких непар­ных соглас­ных зву­ков [ч’] и [щ’] с дру­ги­ми соглас­ны­ми. При про­из­но­ше­нии cлов ука­зан­ные мяг­кие соглас­ные воз­дей­ству­ют на рядом нахо­дя­щи­е­ся зву­ки и смяг­ча­ют их. Происходит асси­ми­ля­ция (упо­доб­ле­ние) соглас­ных зву­ков по при­зна­ку мяг­ко­сти. Например, послу­ша­ем, как зву­чат сле­ду­ю­щие сло­ва:

  11. бубе нч ик [б у б’ э н’ ч’ и к];
  12. ба нщ ик [ б а н’ щ’ и к].
  13. В сло­вах с соче­та­ни­я­ми соглас­ных с пред­ше­ству­ю­щи­ми [ч’] и [щ’] ясно слы­шит­ся мяг­кость этих зву­ков, напри­мер:

  14. до чк а [д о ч’ к а];
  15. чт ец [ч’ т’ э ц];
  16. изя щн ый [и з’ а щ’ н ы й’];
  17. то чн ый [т о ч’ н ы й’].
  18. Правописание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»

    Несмотря на ука­зан­ное мяг­кое зву­ча­ние рас­смот­рен­ных соче­та­ний соглас­ных, их мяг­кость на пись­ме не обо­зна­ча­ет­ся мяг­ким зна­ком. Чтобы пра­виль­но напи­сать такие сло­ва руко­вод­ству­ем­ся пра­ви­лом орфо­гра­фии.

    Примеры слов с сочетаниями согласных

    1. чт - поч­та­льон, чте­ние, чти­ца, меч­та, меч­та­тель­ный, меч­та­тель­ность, ничтож­ный, почти, поч­та, поч­то­вый, нечто, что, кое-что, что­бы, что-то, что-нибудь, ничто­же­ство, почтен­ный, почте­ние;
    2. чк - свеч­ка, поч­ка, ноч­ка, точ­ка, печ­ка, реч­ка, туч­ка, ласточ­ка, облач­ко, сумоч­ка, лапоч­ка, лавоч­ка, мамоч­ка, щёточ­ка, уздеч­ка, кры­леч­ко, кры­шеч­ка;
    3. чн - полу­ноч­ник, полу­ноч­ный, кир­пич­ный, лодоч­ник, печ­ник, отлич­ник, соч­ность, сроч­ный, точ­ность, поло­те­неч­ный, убо­роч­ный, сто­лич­ный, печ­ной, цве­точ­ный, сумрач­ный, сол­неч­ный, буд­нич­ный, ячне­вый, буты­лоч­ный, ёлоч­ный.
    4. Имеем в виду, что в неко­то­рых сло­вах соглас­но орфо­эпи­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка про­из­но­сит­ся зву­ко­со­че­та­ние [шн], хотя пра­виль­но пишет­ся толь­ко бук­во­со­че­та­ние «чн» , напри­мер:

      4. нч - сара­фан­чик, фла­кон­чик, кар­ман­чик, кулон­чик, балон­чик, фон­тан­чик, пон­чик, вен­чик, оду­ван­чик, кон­чик, бала­ган­чик, бал­кон­чик, солон­чак, клян­чить, нян­чить, окон­чить, ран­чо;

      5. нщ - гон­щик, зачин­щик, загон­щик, бакен­щик, моро­жен­щик, погон­щик, обман­щик, бара­бан­щик, бан­щи­ца, камен­щик, бетон­щик;

      6. щн - мощ­ный, мощ­но, мощ­ность, помощ­ник, немощ­ный, изящ­ность, сущ­ность, насущ­ный, будущ­ность, овощ­ной, жилищ­ный;

      7. рщ - убор­щик, свар­щик, кон­тор­щик, сбор­щик, бор­щок, набор­щик, заго­вор­щик, при­твор­щик, фонар­щик, спор­щик.

      Правила чк чн слова исключения

      Тема. Правописание сочетаний чк, чн

      Цель. Помочь детям усвоить, что [ч’] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.

      I. Организационный момент

      Учитель. Ребята, сегодня на уроке будем знакомиться с сочетаниями букв чк и чн в словах. Давайте потренируемся в написании таких слов.

      Учитель. Начнем урок с чистописания.

      На доске учитель показывает правильное написание букв и соединений.

      Учитель. Ребята, внимательно посмотрите на доску и в свои тетради. Какая буква чаще других встречалась в чистописании?

      Учитель. Правильно. А какое правило мы обязательно должны помнить при написании слов с этой буквой?

      Учитель . Подчеркните, пожалуйста, это сочетание в словах чашка, часы, туча .

      Дети выполняют задание.

      IV. Объяснение нового материала

      На доске написаны слова:

      Учитель. Прочитайте слова из первого столбика.

      Дети читают слова.

      — А теперь прочитайте слова из второго столбика.

      Дети выполняют задание учителя.

      — Произнесите [ч’]. Какой это звук?

      Дети . Согласный, мягкий.

      Учитель. Есть ли у [ч’] парный согласный по твердости?

      Учитель . Нужно ли обозначать мягкость этого согласного?

      Дети. Он всегда мягкий.

      Учитель. Как написаны сочетания чк, чн в словах на доске?

      Дети. Без мягкого знака.

      Дети. Звук [ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетания чк, чн пишутся без мягкого знака.

      Учитель вывешивает таблицу с правилом: «Сочетания чк, чн пишутся без ь (кочка, речной )».

      Учащиеся списывают с доски слова и подчеркивают сочетания чк, чн .

      V. Закрепление пройденного материала

      Учитель. А сейчас, ребята, мы попробуем составить и записать сочетания слов, изменив слово в скобках по образцу. Итак, посмотрим на доску.

      О б р а з е ц: быстрая (река) – речка; (сказка) – сказочный герой.

      Рыжие (белки), хитрая (лисица), шустрые (синицы), золотое (яйцо), маленькие (собаки); (сок) арбуз, (удача) день, (речка) трамвай, (ёлочка) игрушки.

      VI. Упражнение для развития письменной речи .

      Учитель рассказывает начало сказки «Лисичка со скалочкой».

      Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лесичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

      Послушав начало хорошо знакомой сказки, дети записывают ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями чк, чн .

      1. Что нашла лисичка?

      2. Где она легла спать?

      3. Куда лисичка спрятала скалочку?

      Ответы на вопросы дети записывают на доске и в тетрадях, подчеркивают сочетания чк, чн .

      VII. Работа с карточками.

      Учитель раздает карточки, на которых написано стихотворение.

      Учитель. Ребята, из этого стихотворения вам нужно выписать слова с сочетанием чк .

      Прилетела к нам синичка.

      Села прямо над окном.

      Эту маленькую птичку

      С нетерпением мы ждем.

      И чтоб ей полегче стало,

      Ведь исчезли червяки,

      Для неё кусочки сала

      Мы повесим на сучки.

      — Какие слова с сочетанием чк вы выписали?

      Тридцать три пригорочка!

      Кочка, почка, звездочка!

      Ёлочка и белочка,

      Тучка, щучка, стрелочка,

      Бочка, ночка, спичка,

      Речка, ручка, птичка.

      Булочка и строчка,

      Свечка, печка, точка!

      Срочный, уличный, ночной,

      Точный, шуточный, речной.

      Знаем мы наверняка,

      Эти четверостишия можно использовать в качестве физкультминутки с различными движениями.

      IX. Работа над правильным произношением слов.

      Учитель. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с чн , хотя правильное произношение этих слов с шн . Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.

      Дети читают стихотворение вместе с учителем.

      Я, конечно, не нарочно

      Затолкал кота в буфет.

      Съел я килограмм конфет.

      И, конечно, не нарочно

      Вазу мамину разбил.

      И уж вовсе не нарочно

      На ковер кисель пролил…

      Просто было очень скучно…

      Но теперь-то я послушный!

      X. Отгадывание загадок

      Учитель. Ребята, я сейчас буду загадывать загадки, а вы должны написать слова-отгадки в тетради.

      Заскучали без водицы,

      Дядя длинный и худой

      Носит воду бородой,

      И сестрицы вместе с ним

      Нарисуют дом и дым.

      На зелёной хрупкой ножке

      Вырос шарик у дорожки.

      И развел этот шар.

      Грамоты не знаю,

      Что это у Галочки?

      Ниточка на палочке.

      А ниточка в реке.

      — Итак, какие отгадки вы написали?

      Дети. Краски и кисточка, одуванчик, ручка, удочка.

      XI. Дидактическая игра.

      Учитель. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто это? Что это?»

      Часть задания написана на доске.

      Учитель. В первой почке нить накала.

      Учитель . Вторая почка из металла.

      Учитель . Эта «пика» не остра.

      Учитель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

      Дети. Сегодня на уроке мы узнали, как правильно писать слова с сочетаниями чк, чн .

      Учитель. Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями.

      Дети . Сочетания чк, чн пиши без мягкого знака.

      Учитель. Не ставьте мягкий знак между чк, чн , чтобы не обижать чванливое ч, лишний раз придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило (как и правила дорожного движения), и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

      www.openclass.ru

      Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

      Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

      Цели урока: - помочь детям усвоить, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.

      Закрепить знания детей по право-писанию слов с сочетаниями чк, чн.

      1. Орг.момент.

      Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

      Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

      2. Чистописание.

      Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).

      Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.

      Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)

      Давайте найдем эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.

      Что мы знаем о букве Ч? (согласная). А о звуке [ч]? Непарный, глухой, всегда мягкий.

      Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.

      Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.

      Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? (чк пишется без ь)

      Почему мы не пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий). С какой ещё согласной дружит буква ч? (н - чн)

      Запишем эти два сочетания на следующей строке.

      Что вы написали на второй строчке? (чк, чн)

      Слова с сочетаниями чк чн – это и есть тема нашего урока.

      3. Словарная работа.

      В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)

      Правильно, это береза. Как вы догадались?

      Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).

      Давайте запишем это словарное слово. (Словарь: береза,)

      Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (слог с гласной ё)

      Какую букву мы должны запомнить? (е)

      Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? (Девочка - показываю карточку с закрытой буквой о)

      Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.

      Проверьте то, что вы написали.

      Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.

      4. Работа над пройденным материалом.

      Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.

      Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.

      krukovo.68edu.ru

      Согласные звуки. Сочетания букв ЧН, ЧК, ЩН

      Этот видеоурок доступен по абонементу

      У вас уже есть абонемент? Войти

      На этом уроке мы узнаем, как правильно писать слова с сочетаниями букв ЧК, ЧН, ЩН, поймём, почему мягкий знак не пишется. Проведём речевую разминку, научимся образовывать слова с такими буквосочетаниями и выполним множество интересных заданий.

      Речевая разминка

      В начале урока проведём речевую разминку:

      Ш - всегда шипящий звук.

      Шар воздушный сдулся вдруг:

      На камнях змея шипит:

      Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!

      Море Черное шумит:

      Ж - конечно, звук жужжащий.

      Это жук жужжит блестящий:

      А еще жужжит пила:

      И летящая пчела:

      Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!

      Ч - напомнит этот звук,

      Как пускает пар утюг:

      Как вагончики спешат:

      Как жалеют малыша:

      Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!

      Щеткой вещи чищу чисто:

      Обрывает ветер листья:

      Щ - метем мы мусор щеткой:

      Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!

      Произносим звуки четко:

      Мы уже знаем, что звуки Ж, Ш, Ч, Щ – согласные. А ещё Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие. Шипящие согласные не имеют пары по твёрдости и мягкости. Поэтому звуки Ж и Ш – всегда твёрдые, а звуки Ч и Щ – всегда мягкие. Нам уже знакомы правила: ЖИ-ШИ пиши с буквой И, ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Сегодня мы узнаем об особенности написания буквосочетаний ЧК – ЧН – ЩН .

      Особенности написания буквосочетаний ЧК – ЧН – ЩН

      В сочетаниях ЧК – ЧН – ЩН мягкий знак не пишется , потому что звуки Ч и Щ всегда мягкие. Их мягкость обозначать не нужно.

      Прочтём стихотворение, которое поможет нам запомнить это правило:

      Ёлочка и белочка,

      Срочный, уличный, ночной,

      Точный, шуточный, речной.

      Знаем мы наверняка,

      Где ЧН, а где ЧК.

      Мягкий знак не пишется,

      Даже если слышится!

      Закрепление знаний на практике

      Рассмотрим картинки и назовём предметы. Запишем слова с сочетанием ЧК.

      Проверим, что получилось: тучка, синичка, свечка, речка, спичка, печка.

      Назовём сказочных героев, в чьих именах есть сочетание ЧК.

      Рис. 7. Красная Шапочка (Источник)

      Это Красная Шапочк а, Дюймовочк а, Русалочк а. В словах Чиполлино, Буратино, Принцесса сочетания ЧК нет.

      Изменим выделенные слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК.

      Хищная щука , свежее молоко , рыжая белка , доброе сердце , белая собака , яркая свеча , молодая ветка.

      Хищная щучк а, свежее молочк о, рыжая белочк а, доброе сердечк о, белая собачк а, яркая свечк а, молодая веточк а.

      Подберём к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой? Выделим буквосочетания, которые мы использовали.

      Яблочн ый пирог

      Пшеничн ый хлеб

      Огуречн ый сок

      Овощн ой салат

      Ночн ой поезд

      Дачн ый сезон

      Хищн ый зверь

      Мы использовали буквосочетания ЧН-ЩН.

      Спишем, вставляя нужное буквосочетание: мо…ая машина, солне…ый день, то…ая наука, ре…ая вода, пе…ая труба.

      Проверим: мощн ая машина, солнечн ый день, точн ая наука, речн ая вода, печн ая труба.

      Соединим слова в словосочетания.

      Проверим, что получилось:

      На следующем уроке мы узнаем, что одинаковые согласные, которые пишутся в слове подряд, называют удвоенные. Выучим правила их написания и переноса слов с удвоенными согласными.

    5. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
    6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
    7. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.
  19. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 114 С. 78, упр. 116 С. 79.
  20. Подберите к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой? Выделите буквосочетания, которые вы использовали.
  21. Клубника – ……….торт; яблоко – ………повидло; овощи – …… сок; печь – ………труба; столица – ………клиника; жилище – ……комплекс.

  • Найдите в словах буквы, обозначающие непарные мягкие шипящие согласные звуки. Произнесите эти звуки.
  • Спишите. Подчеркните в словах буквосочетания чк, щн . Что надо знать об их написании?
  • 2.

    Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

    • Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч"] и [щ"] .
    • Выпишите по порядку слова с различными буквосочетаниями:
      1. с чк ,
      2. с чн ,
      3. с чт ,
      4. с щн .

    3. Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?

    Одуванчик, пончик, кончик, блинчик, стаканчик, птенчик.

    • Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч"]: твёрдый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч .
    • Спишите слова. Подчеркните буквосочетание нч .

    Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - это орфограммы .

    Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точк а, речн ой, почт а, помощн ик, птенч ик.

    4. Прочитайте.

        Мышонок встал на цыпочки,
        Он роста невеликого,
        Играет он на скрипочке,
        Тихонечко пиликает.
        И. Токмакова

    • Что значит встать на цыпочки ? Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого ? Почему поэтесса употребила слово пиликает ?
    • Спишите. Подчеркните буквосочетание чк .

    5. Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. Объясните свой ответ.

    1. Мачта, почта, матч, мечта, чтение.
    2. Яблочко, корочка, пончик, тапочки.

    6. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.

    Мале[н"]кий, кроше[ч"]ный, звёздо[ч"]ка, пи[с"]мо, хи[щ"]ный, па[л"]то, дево[ч"]ка, си[л"]ный, берёзо[н"]ка, кры[л"]цо, рече[н"]ка, спи[ч"]ки, ступе[н"]ки, тарело[ч"]ка.

    • Спишите, обозначая выделенный звук буквой или буквами.
    • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
    • Подберите к выделенным словам однокоренные.

    та ре́лка

    7. Прочитайте. Назовите сказки.

    1. Сн..сла курочка яичко: яичко не простое, а з..лотое.
    2. Стала расти у стариков дочка не по дням, а по ч..сам. Сама белен..кая, точно сне.., к..са русая до пояса.
    3. Шла л..сичка по д..рожке, нашла скалочку.
    • Объясните написание слов с пропущенными буквами.
    • Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания чк, чн .

    8. Произнесите слова.

    скучно, нарочно, помощник, чтобы, конечно, скворечник, яичница, что

    • Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли слова.
    • Устно составьте предложение с любым словом.

    9. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    У меня есть волшебная полочка. Она прикреплена к форточке.

    Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек - прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала - прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины - прилетят снегири и свиристели.

    Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости.

    (Н. Сладков)

    • Почему в тексте выделены три части?
    • Спишите любое предложение, в котором говорится о том, какие птицы прилетали к волшебной полочке. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

    10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой «На бульваре». Спишите.

        В небе - вечер, в небе - тучки ,
        В зимнем сумраке бульвар .
        Наша девочка устала,
        Улыбаться перестала.
        Держат маленькие ручки
        Синий шар.

    • Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.

    Мы уже говорили о том, что мягкий знак - буква, не имеющая звука. Но это не значит, что он лишний. Он не лишний, он очень даже полезный. Одна из важнейших его работ - обозначать мяг­кость согласных звуков.

    Однажды королева Грамматика решила устроить во дворце бал (через одно л). Стала одеваться - глядь, а ее платья съела моль! Только одно осталось. Что делать? Королева не растерялась и крикнула:

    Мягкий знак, уйди!

    Он, конечно, послушался повелительницу и ис­чез. И моль тут же исчезла. А там, где была молЬ, появился мол (без мягкого знака!) - оградитель­ное сооружение для защиты берега от волн. Очень полезная вещь, не то что какая-то моль зло­вредная!

    Но одежду, съеденную молью, не вернешь., Одно платье - это так мало! И выбирать-то не из чего. Закручинилась королева Грамматика, позвала на по­мощь Мягкий знак. Он разобрался, в чем дело, схва­тил стоявший в углу деревянный шест - платьев сра­зу стало шестЬ.

    Выбрала королева самое красивое и задумалась: чем гостей на балу кормить? Печку не разожжешь - уголь кончился.

    Встал Мягкий знак в угол - появился уголЬ. Растопили печь - появился жар. Приблизился к жару Мягкий знак и говорит:

    Нажарил вместе с королевой Грамматикой вкус­ных пирожков, подошел к книжной полке - и за­звучала веселая музыка - полЬка.

    Отлично все повеселились на балу!

    Как говорится: «Сказка ложь, да в ней намек». Мягкий знак не просто смягчает согласные, но и помогает отличать одно слово от другого, похожего. Иначе как бы мы отличили глагол ел от существи­тельного ель ? Существительное трон от глагола тронь ? Имя собственное Коля от имени нарица­тельного во множественном числе колья ? Дан и дань ? Мел и мель ?

    Мягкий знак много работает. Он с удовольствием смягчает согласные на концах слов: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь.

    С не меньшим удовольствием он делает это и в середине слов. Да хоть в сере дине, тех же самых! И превращает их при этом в немножко другие: деньки, пеньки, угольки, окуньки, зверьки, огонь­ки. Не только смягчает согласные, но и сами пред­меты делает маленькими.

    Но не все согласные хотят, чтобы их мягкость обозначали. Например, согласные Ч и Щ - непар­ные, у них твердой пары нет. Так зачем же им под­черкивать, что они мягкие? Поэтому в сочетаниях чк, чн, щн мягкий знак никогда не пишется: кочка, вечный, хищный.

    А в сочетаниях нч, нщ согласный Н - твердый. Он только звучит как мягкий. Поэтому мягкий знак здесь тоже был бы лишним: кончик, пончик, барабанщик, жестянщик.

    Теперь мы можем твердо сформулировать такое правило: в сочетаниях букв

    чк, чн, щн, нч, нщ мягкий знак не пишется.

    Но это еще далеко не все, что нужно знать о мягком знаке.

    Урок 73 . 20.12

    Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Слова с непроверяемым написанием: тарелка .

    Цели : обобщить знания о правописании мягких и твердых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю, Ь; развивать навыки написания слов с сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление.

    Планируемые результаты : учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы; обосновывать написание слов; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу; определять произношение слова по орфоэпическиму словарю.

    Ход урока

      Организационный момент

    Предлагаю вам отправиться в путешествие. А поедем мы в гости в прекрасный город, где живёт самый волшебный человек. Отгадайте, кто? Да, это Дед Мороз! В каком городе он живёт? В Великий Устюг мы поедем на поезде. Я буду вашим проводником. Нас ждут станции, на которых для вас приготовлены интересные задания и игры по теме урока Вы готовы к путешествию? (Да.) Перед посадкой предлагаю вспомнить правила поведения в общественном транспорте и раздаю билеты.

    Отправляемся в путь. Встаньте все и поехали. (Звучит отрывок из песни «Мы едем…»)

    Стоп, первая станция «Узнавайкино».

    А узнаем мы на этой станции, какова тема нашего урока и какие цели перед нами стоят.

    Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

    Тему нашего урока поможет сформулировать стихотворение.

    Я грамотно писать хочу,

    Все сочетания учу.

    ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН.

    Тогда все будет без проблем.

    Ребята, о каких орфограммах говорилось в стихотворении? (ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН.)

    (-А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание сочетаний ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН)

    Это новая для нас тема? Значит, какую цель перед собой должны поставить? Вам помогут слова-помощники:

    Будем повторять…

    Будем учиться…

    Верно. Сегодня на уроке мы закрепим правила правописания слов с сочетаниями. Повторим разбор предложений по членам. Познакомимся с новым словарным словом.

    II . Актуализация знаний

      Проверка домашнего задания

    – Останавливаемся на станции «Проверяйкино».

    Проверяем домашнее задание.

      Орфографическая минутка

    Следушая станция «Чистописания».

    Ребята, а кто нас встречает на этой станции?

    Ребята, кто ещё рад встрече с вами? (Чайка и щука.)

    Назовите шипящие звуки в этих словах? ([ч , ], [щ , ].)

    Что вы знаете о звуках [ч , ], [щ , ]? (Звуки [ч , ], [щ , ] непарные согласные звуки, всегда мягкие.)

    Какими буквами обозначают звуки [ч , ], [щ , ]? (Буквами ЧЕ, ЩА.)

    Молодцы, ребята! Вы дали верную характеристику звукам, знаете названия букв.

    Запишите в тетради эти буквы. - Следите за осанкой при письме и пишите красиво.

    Мне понравилось, как вы выполнили задания на станции «Чистописания».

    Можно отправляться в дальний путь.

    Знакомство с новым словом.

    Из неё обедать буду,
    Из глубокой или мелкой.
    И такая вот посуда
    Называется …

    Дайте определение, что такое тарелка?

    Где найти информацию?

    - Один ищет в словаре, другой подходит к гостям и спрашивает.

    Как правильно пишется?

    Вслух произносим слово, записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем орфограмму - безударную гласную.

    3.Словарная работа.

    Поезд прибыл на станцию «Словария» . Будьте осторожны, двери открываются.

    Расшифруйте, словарное слово? Выполните работу в паре.

    Знакомство с новым словом.

    Из неё обедать буду,
    Из глубокой или мелкой.
    И такая вот посуда
    Называется …

    лартаек

    Где найти информацию, что такое тарелка ? (Ответы детей)

    Как правильно пишется?

    Вслух произносим слово, записываем в тетрадь (словарик), ставим ударение, выделяем орфограмму - безударную гласную.

    III . Физкульминутка

    А теперь всем детям встать,
    Руки медленно поднять,
    Пальцы сжать, потом разжать,
    Руки вниз и так стоять.
    Отдохнули все немножко
    И отправились в дорожку.

    Подберите синоним к этому слову (тарелка), антоним (чашка). Устно.

    Поднимите руку, кто запомнил новое словарное слово. Проговорим его ещё раз по слогам хором.

    Пассажиры, усаживайтесь в вагоны. Отправляемся на следующую станцию « Узнавайкино»

    IV . Постановка проблемы Наблюдение над языковым материалом.

    Ребята, посмотрите на доску. Давайте прочитаем слова, которые написаны.

    Тучка, печник, хищник.

    Посмотрите на первое слово - тучка

    Какой звук вы слышите в середине слова? [ч]

    Какой буквой обозначается этот звук?

    Что мы знаем о букве Ч?

    А о звуке [ч]?

    Ребята, если звук «ч» всегда мягкий, скажите, будем ли мы в словах, где встречается

    буква «ч» писать мягкий знак?

    В слове «тучка», какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»?

    Какое сочетание получается?

    В слове «печник» какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»?

    Какое сочетание получается?

    Будем ли мы писать мягкий знак в словосочетаниях ЧК,ЧН?

    Посмотрите на слово - хищник

    Что мы знаем о букве Щ?

    А о звуке [щ]?

    Ребята, если звук «щ» всегда мягкий,будем ли мы в словах, где встречается буква «щ» писать мягкий знак?

    В слове «хищник», какая буква стоит по соседству с буквой «щ»?

    Какое сочетание получается?

    Будем ли мы писать мягкий знак в сочетании ЩН?

    Сформулируйте правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН.

    В учебнике, на с. 5 вам дано правило. Прочитать это правило.

    Послушайте стихотворение.

    «Ч» и «эн», «ч» и «ка»

    Не расстанутся никак.

    И не вздумай между ними

    Ты поставить мягкий знак.

    Печка, свечка и ночной

    Речка, солнечный, речной.

    Знаем мы наверняка

    Где ЧН и где ЧК.

    В каких словах вы услышали сочетания чн. чк.

    Объясните. почему в них не нужен мягкий знак?

    Самоопределение к деятельности

    На какие три группы можно разделить слова?

    Бол… кол…цо ноч… ной

    лос… кон…ки хищ…ный

    ден… пал...то кон…чик

    Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

    Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )

    Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

    Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )

    Во втором столбике? (мягким знаком )

    Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

    (мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

    Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

    Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )

    Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )

    Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

    V . Физкультминутка

    Работа по теме урока Упр. 2(с. 4).

    - Прочитайте задания к упражнению.

    На какие группы можно разделить слова?

    а) с ЧК , удочк а, ласточк а, спичк и, печк а;

    б) с ЧН , песочн ица, цветочн ица, молочн ый;

    в) с ЧТ, мечт а, почт а, мачт а;

    г) с ЩН , помощн ик, хищн ик, мощн ый.

    Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко)

    Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется)

    Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммамы)

    VI . Рефлексия

    (Учащиеся проверяют друг друга в парах на листочках, приготовленных учителем.)

    Правильно ли записал текст ваш сосед

    VII . Подведение итогов урока

    Какие орфограммы повторяли на уроке?

    Все ли вам было понятно?

    Какое задание вам было интересно выполнять?

    Кто доволен своей работой?

    Где допустили ошибки?

    Кому нужна помощь учителя или товарищей?

    Домашнее задание

    Выполнить упр. 6 (с. 6).