В каком веке появился знак больше. Происхождение математических знаков. Проект по математике - презентация. Вопросительный знак «?»

Дорожные знаки являются неотъемлемой частью дорог и порядка на них. Сложно представить жизнь без них. И недавно я задумалась, откуда они взялись, кто и как их придумал.

Но обо всем по порядку.

Первые знаки

Существует много гипотез о самых первых указателях. Считается, что первобытные люди прокладывали маршруты через леса и на открытой местности, оставляя маленькие каменные кучки, делая зарубки на деревьях или надламывая ветки.

Не самый лучший вариант. Метки, ветки и камни не всегда можно разглядеть.

Следующий шаг

Далее люди решили ставить столбы со скульптурными головами богов, государственных деятелей и философов, чтобы они контрастировали с природными пейзажами. Со временем на указатели добавили надписи населенных пунктов.

Официально первая система дорожных знаков зародилась в Древнем Риме. На дорогах устанавливали цилиндрические мильные столбы. На них была информация о расстоянии от Римского форума, где находился золотой мильный столб. Поэтому «все дороги ведут в Рим».

Оттуда система мильных столбов распространилась повсюду. Хотя у нас указатели появились довольно поздно: только во времена Петра I.

Новый толчок

Первые правила дорожного движения в современном понимании появились в Португалии в 1686 году. На узких улочках Лиссабона устанавливали знаки приоритета, регулирующие транспортные потоки.

В широком масштабе дорожные знаки начали устанавливать для быстрых и тихих велосипедистов в 1870-х годах. Указатели не содержали информацию о расстоянии, а предупреждали, например, о крутых холмах.

С развитием автомобильной промышленности систему дорожных знаков решили пересмотреть. В 1895 году Итальянский Туристический Клуб закончил разработку первой. В 1903 году в Париже установили первые знаки.

Стандартизация не удалась

И тут началось. Кто во что горазд. В каждой стране были свои дорожные знаки. Однако автомобильное движение в другие государства стало привычным делом. Появилась острая необходимость введения знаков международного значения.

Так, в Париже в 1909 году «Международной конвенцией относительно передвижения автомобилей» приняты следующие дорожные знаки: «Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Перекрёсток», «Пересечение с железной дорогой».

Начиная с 1926 года интенсивно разрабатывались международные дорожные знаки, их изменяли и дополняли. Но как ни крути, знаки в разных странах отличаются. На некоторых китайских или японских вообще ничего не понять без знания языка.

Кто же их придумал

Дорожные знаки не изобрели одномоментно. Они развивались и модифицировались на протяжении многих лет.

Понятные всем разные виды указателей разрабатывал не один человек. В этой работе задействовали автомобильных пользователей и правительственные комитеты, чтобы создать легко воспринимаемые знаки. В любом деле нужна фокус-группа, и ПДД не исключение.

Чуток юмора напоследок


Сегодня очень популярно наклеивать разных человечков, животных и другое на знаки, придавая им веселый и неординарный вид. Точно знаю, что таких много в Италии.

А в зависимости от местности знаки могут предостерегать о представителях дикой природы, которые выбегают на дорогу: о лосях, медведях, киви, крокодилах, пингвинах и других животных. Плюс есть смешные, типа «нельзя ходить в туалет по-большому в лесу», «репродуктивная зона, не мешайте кенгуру» или «нельзя охотится на касаток» в пустыне.

Такие дела. А вы замечали необычные знаки в других странах?

И в черте города, и за городом нужно движение транспорта как-то регулировать. Не везде хорошая дорога и нет опасных поворотов или ещё каких потенциальных опасностей. Как о них сообщить водителю и пешеходу?

Можно повесить здоровущий информационный щит. А можно поставить не очень большой, но не менее информативный условный знак, который будет понятен всем, кто хоть немного знаком с правилами дорожного движения.

Согласно официальной формулировке, дорожный знак - это стандартизированный графический рисунок, устанавливаемый у дороги для сообщения определённой информации участникам дорожного движения. И устанавливают их в строго определённых местах, нередко - рядом со светофорами или недалеко от них.

История и эволюция

Конечно, дорожные знаки в современном смысле этого слова появились не так уж давно: 110 лет назад в самом начале 20 века - в 1903 году. Но не будем забегать вперёд, начнём с самого начала.

Давным-давно, когда в Южной Европе ещё ходили в тогах... В общем, дело было в Древней Греции и не менее древнем Риме. Именно в античные времена впервые задумались о введении дорожных знаков и вообще правил дорожного движения.

Сегодня на любой трассе через каждый километр стоять столбики с указанием того, какой это километр. В древности расстояния измеряли в других единицах, но сути это не меняет. В Греции, например, вдоль дорог через определённые промежутки ставили специальные столбы - гермы (они получили своё название от имени бога Гермеса, который помимо всего прочего считался покровителем путешественников). Через некоторое время на этих столбах стали помещать скульптурные изображения политических деятелей и видных философов, а затем - и надписи.

Куда основательнее подошли к этому вопросу римляне. Возле одного из главных храмов города был установлен специальный мильный столб, от которого вели отсчёт все дороги империи. На самых значимых транспортных магистралях империи устанавливались особые столбы цилиндрической формы. На них размещались специальные информационные надписи, сообщающие о расстоянии от Римского форума.

Ещё дальше пошёл Юлий Цезарь. Вечный город к тому времени уже был самым настоящим мегаполисом (хоть и античным), по улицам перемещалось невероятное число людей, среди которых были и приезжие, и торговцы, и местные жители. Чтобы никто никого не задавил, потребовалось регламентировать хотя бы некоторые моменты:

  • Появились улицы с односторонним движением.
  • Проезд частных колесниц, повозок и экипажей по Риму был запрещен с восхода солнца до конца "рабочего дня", что приблизительно соответствовало двум часам до его захода.
  • Иногородние были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и могли передвигаться по улицам только пешком или в наемных паланкинах.

За соблюдением этих правил следила специально созданная служба. В её ряды набирали, главным образом, вольноотпущенных, которые прежде выполняли функции пожарных.


Верстовые столбы устанавливали не только в Греции и Риме. При царе Фёдоре Ивановиче верстовые столбы начали ставить и на дорогах государства Российского. При Петре Первом установка придорожных столбов была закреплена законодательно. Предписывалось и размещать на них надписи с указанием направлений и расстояний до того или иного населённого пункта.

С развитием автомобилестроения возникла новая проблема: как предупредить дорожно-транспортные происшествия. Понятное дело, что и во времена конных экипажей случались аварии, но лошади, всё-таки, живые существа и могут среагировать не дожидаясь действий возницы. А вот один водитель, да ещё на незнакомой дороге... В итоге на улицах Парижа были установлены три дорожных знака: "крутой спуск", "опасный поворот", "неровная дорога".

Чтобы определиться с тем, каким образом обезопасить дорожное движение в 1906 году европейские автолюбители собрались и разработали "Международную конвенцию относительно передвижения автомобилей".

Документ этот содержал требования к самому автомобилю и основные правила дорожного движения. Кроме этого вводились четыре дорожных знака: "неровная дорога", "извилистая дорога", "перекресток", "пересечение с железной дорогой".

Устанавливать знаки следовало за 250 метров до опасного участка. Немного позже, после ратификации конвенции, дорожные знаки появились и в России. Причём первые российские автолюбители не утруждали себя внимательным отношением к этим знакам.

Разновидности дорожных знаков

Последним из документов, в котором прописаны все тонкости, связанные с дорожными знаками, является Венская конвенция, принятая 8 ноября 1968. Конвенция была разработана во время конференции ЮНЕСКО с 7 октября по 8 ноября 1968 в Вене и вступила в силу 6 июня 1978 года.

Согласно этой конвенции, выделяется восемь групп дорожных знаков:


  • Предупреждающие знаки.
  • Знаки преимущественного права проезда.
  • Запрещающие и ограничивающие знаки.
  • Предписывающие знаки.
  • Знаки особых предписаний.
  • Информационные знаки, знаки, обозначающие объекты и знаки сервиса.
  • Указатели направлений и информационно-указательные знаки.
  • Дополнительные таблички.

Знаки в разных странах

Несмотря на существование международного стандарта, в разных странах мира дорожные знаки довольно существенно отличаются. В ряде стран даже издают специальные руководства для приезжих водителей.

В США, к примеру, на многих знаках вместо условных обозначений используются надписи, что затрудняет их восприятие. На японских дорожных знаках, которые частично близки к международному стандарту, нередко используются иероглифы.

Некоторые знаки имеют даже свою родину. К примеру, привычный всем знак пешеходного перехода "сочинили" в СССР. На сегодняшний день в одной только России используется больше 250 дорожных знаков и система постоянно развивается и совершенствуется.

Случались и откровенно забавные моменты: на какое-то время из перечня исчез знак "неровная дорога". Вернули его в список только в 1961 году. С чем было связано его исключение из набора - не ясно. То ли дороги вдруг стали ровные, то ли состояние их было настолько печальным, что особого смысла ставить предупреждение не было.

  • Дорожные знаки РФ (ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004 и ст. 12.16 КоАП)
  • Правила дорожного движения РФ (ГОСТ 10807-78, ГОСТ Р 51582-2000, ГОСТ 23457-86)
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Дорожный знак".
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах".
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Сравнение дорожных знаков Европы".

÷ Вычитание Существует мнение, что знаки «+» и «-» возникли в торговой практике. Виноторговец чёрточками отмечал, сколько мер вина он продал из бочки. Приливая в бочку новые запасы, он перечёркивал столько расходных чёрточек, сколько мер он восстановил. Так, якобы, произошли знаки сложения и вычитания в 15 веке. Для обозначения вычитания в 3 веке до нашей эры в Греции использовали перевёрнутую греческую букву пси Ψ. Итальянские математики пользовались для этого буквой m, начальной буквой в слове «минус». В 16 веке для обозначения действия вычитания стали применять знак «-», и чтобы отличать минус от тире, в 17 веке минус стали обозначать знаком ÷. Этот знак встречается у русского математика Леонтия Магницкого в начале 18 века в его книге «Арифметика». В книге Л.Магницкого примеры на вычитание выглядели так: 6 ÷ 2 15 ÷ 12 Леонтий Филиппович Магницкий ()


Деление: На протяжении тысячелетий действие деления не обозначали знаками. Его просто называли и записывали словами. Индийские математики первыми стали обозначать деление начальной буквой из названия этого действия –Д. Арабы ввели для обозначения деления черту. Её перенял от арабов в 13 веке итальянский математик Фибоначчи. Он же впервые применил термин «частное». Знак двоеточия (:) для деления стали применять в конце 17 века. До этого применялся и такой знак ÷ В России названия «делимое», «делитель», «частное» впервые ввёл Леонтий Магницкий в начале 18 века. Математики средних веков.


Обыкновенная дробь Первые дроби, с которыми нас знакомит история, это дроби вида: ½ ; 1/3; ¼ - единичные дроби Эти дроби возникли 2000 лет тому назад. У Архимеда были другие дроби, числа. Мы их называем смешанные. В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, произошло оно от глагола «дробить» - ломать на части. В первых учебниках математики дроби назывались – «ломанные числа». Современное обозначение дробей берёт свое начало в Древней Индии. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта. Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет назад. В 1202 году итальянский купец Фибоначчи (гг.) ввёл слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввёл в 13 веке Максим Плануд – греческий монах, учёный, математик. В Западной Европе теорию обыкновенных дробей дал в 1585 году фламандский инженер Симон Стевин. Симон Стевин (гг.) Архимед (около 287 – -212 до н.э.)


% Процент Это слово в переводе с латинского означает «за сотню». Проценты особенно были распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник за каждую сотню. Долгое время под процентами понимались прибыль или убыток на каждые сто рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем их стали использовать и в науке, и в технике. Существует два мнения по поводу знака процента. 1. Знак % происходит от итальянского слова «cento» (сто), которое писали сокращённо cto. В расчётах это слово писали очень быстро и постепенно буква t перешла в наклонную черту, произошёл символ для обозначения процента. 2. Знак процента произошёл благодаря опечатке. В 1685 году в Париже была напечатана книга по арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики стали использовать знак % для обозначения процентов. Постепенно этот знак получил всеобщее признание. Роберт Рекорд, английский математик, врач. (1510 – 1558)


Равенство = Знак равенства обозначался в разные времена по – разному: и словами и символами. Очень понятный для нас знак «=« ввёл в 1557 году английский математик и врач Роберт Рекорд. Он так объяснил выбор знака. «Никакие два предмета не могут в большей степени быть равны между собой, как две параллельные прямые» Этот знак вошёл во всеобщее употребление только в 18 веке, благодаря немецкому математику Вильгельму Лейбницу. Рисунок к книге по математике Роберта Рекорда «Замок знаний»


Умножение Для обозначения действия умножения европейские математики 16 века употребляли букву М, которая была начальной в латинском слове, обозначавшем увеличение, умножение, - мультипликация. От этого слова произошло название «мультфильм». В 17 веке некоторые математики стали обозначать умножение косым крестиком, а другие употребляли для этого точку. В 16 – 17 веках единообразия в употреблении символов не было. Только в конце 18 века большинство математиков применяли для умножения точку. Вильям Оутред – английский математик –в 1631 году ввёл знак умножения крестиком. Точкой для обозначения умножения пользовался знаменитый немецкий математик 17 века Вильгельм Лёйбниц. В Европе долгое время произведение называли суммой умножения. Название «множитель» упоминается в работах 11 века, а «множимое» в 13 веке. В России впервые дал названия компонентам умножения Леонтий Магницкий в начале 18 века. Вильгельм Лёйбниц, немецкий математик. (1646 – 1716)


Сложение +++ Отдельные знаки для некоторых математических понятий появились ещё в древности. Однако до 15 века почти не было общепринятых арифметических знаков. В 15 – 16 веках для знака сложения использовали латинскую букву «P», начальную букву слова «плюс». Для сложения употреблялось также латинское слово «et», обозначающее «и». Так как слово «et» приходилось писать очень часто, то его стали сокращать: писали сначала одну букву «t» которая постепенно превратилось в знак «+». Древние египтяне обозначали сложение знаком – рисунком шагающих ног. Название «слагаемое» впервые встречается в работах математиков 13 века, а понятие «сумма» - в 15 веке. До этого времени суммой называли результат любого из четырёх арифметических действий. Впервые знаки «+» и «-» в печати появляются в книге «Быстрый и красивый счёт для всего купечества». Её написал чешский математик Ян Видман в 1489 году. Математик. 15 век.

Знаки, которые призваны разделять слова на удобные для нашего восприятия группы, называются пунктуацией (от лат. punctus, то есть точка). Подобные знаки вносят порядок в эти самые группы, помогают правильно истолковать текст и не допустить ложного восприятия слов, словосочетаний и предложений.

Но так было не всегда. Вплоть до середины 17 века под пунктуацией подразумевали написание точек возле согласных. Такие точки обозначали гласные звуки в письменном иврите. А в латинском языке написание знаков носило такое название, как простановка точек. Обмен этих значений произошел примерно в середине 17 века.

Несколько тысяч лет назад слова не отделялись друг от друга пробелами, а текст не разделяли простановкой точек. В 5 веке до н.э. некоторые писатели Греции в своих текстах прибегали к отдельным знакам препинания. Остроконечный знак встречается в писаниях Еврипида. Этим знаком драматург обозначал смену говорящего героя. Двоеточием философ Платон заканчивал некоторые разделы своих книг.

Аристотель был первым, кто изобрел знак пунктуации, который нес функцию смены смыслового значения в тексте. Он носил название параграфоса, что обозначало «запись на стороне». Этот знак был обозначен в виде горизонтальной линии, которая находилась внизу у начала строки.

В 1 веке римляне уже активно использовали точки на письме, а параграфы они обозначали следующим образом: римляне на полях писали несколько первых букв новой части текста. К концу Средневековья в этом месте начали ставить букву «с» (сокращ. capitulum - глава).

Разделять параграфы отступами и пропускать строки стали лишь в 17 веке. Делить смысловые отрезки при помощи знаков начали около 194 г. до.н.э. Именно в это время Аристофан Александрийский создал трехточную систему, которой пользовались при разделении текста на разные по размеру отрезки.

Нижняя точка, «комма», ставилась в конце короткого отрезка, точку сверху, «периодос», использовали при делении текста на большие части. Средние отрезки разделяла точка в середине, «колон». Предположительно Аристофан стал первым, кто начал использовать дефис для написания составных слов и наклонную черту, которая ставилась возле слов с малопонятным значением.

Но такие новшества в сфере пунктуации не нашли широкого применения. Их периодически использовали до 8 века, когда писцы уже начали отделять слова друг от друга и применять приписные буквы. Но читать текст без знаков пунктуации и с разными по размеру буквами было не совсем удобно, и Алкуин, англосаксонский ученый, реформировал систему и ввел некоторые добавления. Часть их дошла до Англии, где знаки пунктуации появились около 10 века. В манускриптах того времени их использовали для обозначения смены интонации и паузы.

Альд Мануций, венецианский печатник, в конце 15 века стал автором пунктуационных знаков, которые дошли до наших дней в неизменном виде. Например: точка, двоеточие и точка с запятой.

Внук известного печатника Альд Мануций Младший 60 лет спустя впервые обозначил знаки пунктуации как вспомогательные. На эти знаки он возложил функцию определения структуры предложения.