Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа. Икона Спас Нерукотворный — значение и в чем помогает Спас нерукотворный кто автор

Нерукотворный Образ (Убрус).

Эдесский Убрус (Нерукотворный Спас, Мандилий) - изображение Иисуса Христа на полотенце (убрусе, мандилии), согласно легенде, сложившейся не ранее VI в., посланное Спасителем правителю г. Эдесса Абгару V Ухаме (4 г. до P. X. - 7 г. от P. X. и 13-50 гг.), известному в апокрифах как Авгарь Черный. Легенда гласила, что эдесский топарх Абгар Ухама, состоявший в переписке с Христом, пожелал иметь Его изображение и послал к Нему живописца для написания портрета. Заметив, что посланник безуспешно пытается нарисовать Его, Христос умылся и отер полотенцем лицо, отчего на этом убрусе отпечатался Его лик - «нерукотворный образ», который и был доставлен апостолом Фаддеем в Эдессу. Правнук Абгара не признавал христианства, поэтому в его правление изображение Спасителя было замуровано в городскую стену и заложено глиняной плитой. Много лет спустя, во время осады Эдессы весной 544 г. войсками иранского шаха Хосрова I, убрус был найден. С его чудесной помощью осажденные эдессцы смогли поджечь неприятельский вал у стен своего города, окропив его водой с иконы. Впервые Эдесский Убрус упоминается в «Церковной истории» Евагрия Схоластика *) , византийского историка VI в. По другой версии, эдесская икона Спасителя была написана местным живописцем Хананом на квадратной доске. Однако подлинность Нерукотворного образа была подтверждена на Седьмом Вселенском соборе. Образ хранился в Эдессе до середины X в., когда он был торжественно перенесен в Константинополь, и в память этого события в Церкви установлен праздник Нерукотворного Спаса. Эдессцы расстались со святыней в 944 г. под угрозой уничтожения города во время его осады византийцами в правление императора Романа I Лакапина (920-944); в качестве компенсации горожане получили от императора 12 тыс. серебряных монет, и, кроме того, были освобождены 200 знатных эдесских пленников. В столице империи Мандилий хранился в храме Богоматери Фаросской и выносился к народу только в дни величайших праздников. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. следы Эдесского Убруса теряются. По одним сведениям, он был вывезен в Рим и хранился в храме Святого Сильвестра, по другим - икона оставалась в Константинополе до царствования Иоанна V Палеолога (1341-1391), который подарил ее генуэзскому командору Леонардо Монтальдо за военную помощь в династических междоусобицах. Затем якобы образ был перенесен в Геную, а позже отписан армянскому монастырю Святого Варфоломея. Позднее икона оказалась в Риме и хранится там под именем Святого Убруса. Есть и третья версия, по которой подлинный образ Спасителя утонул во время его перевозки морем в Венецию. Эта икона послужила образцом для распространенного в православной иконографии типа, именуемого «Нерукотворный Спас», «Спас на Убрусе», «Святой Убрус», «Спас на Холсте».

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.505-506.

Примечания:

*) Евагрий Схоластик - византийский историк и богослов VI в. Родился в 535 или 536 гг., умер в конце VI в. Выходец из семьи богатых сирийских христиан, жил в Антиохии, занимаясь юридической практикой и богословием. Автор «Церковной истории», охватывающей период с 431 по 595 гг.

Икона Спаса Нерукотворного занимает особое место в иконописи, и ей посвящена обширная литература. Традиция гласит, что известная нам икона является рукотворной копией чудесно обретенного оригинала. Согласно преданию, в 544 году н.э. два нерукотворных изображения Иисуса были найдены в надвратной нише стены города Эдессы. Когда нишу открыли, в ней горела свеча и лежал плат с чудесным изображением, которое в то же время оказалось отпечатанным на керамической плитке, закрывающей нишу. Таким образом, сразу возникли две версии изображения: Мандилион (на плате) и Керамион (на плитке). В 944 г. Мандилион перемещается в Константинополь и через два десятилетия тем же путем следует и Керамион. Согласно свидетельствам паломников, обе реликвии хранились в сосудах-ковчегах, подвешенных на цепях в одном из нефов Храма Богоматери Фаросской, домовой церкви Императора /1-4/. Эта знаменитая церковь была также местом хранения других сопоставимых по значению реликвий. Сосуды никогда не открывались и обе реликвии никогда не демонстрировались, но списки начали возникать и распространяться по христианскому миру, постепенно приняв форму известного нам иконописного канона. После разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году, Мандилион предположительно попал в Париж, хранился там до 1793 года и исчез во время французской революции.

Существует несколько версий предания о первоначальном происхождении Мандилиона. Наиболее популярное в средние века повествование называется в научной литературе epistula Avgari и его можно найти полностью в /4, 5/. Больной проказой эдесский царь Авгарь послал письмо Иисусу с просьбой приехать и исцелить его. Иисус ответил письмом, которое позже получило широкую известность в качестве самостоятельной реликвии, но не исцелило Авгаря. Тогда Авгарь прислал слугу-художника, чтобы тот нарисовал образ Иисуса и привез с собой. Приехавший слуга застал Иисуса в Иерусалиме и попытался его зарисовать. Видя неуспешность его попыток, Иисус попросил принести воды. Он умылся и утерся платом, на котором чудесно запечатлелся Его лик. Слуга увез с собой плат и, согласно некоторым версиям рассказа, с ним вместе отправился апостол Фаддей. Проходя мимо города Иераполя, слуга спрятал на ночь плат в груде черепицы. Ночью произошло чудо и изображение плата отпечаталось на одной из черепиц. Слуга оставил эту черепицу в Иераполе. Таким образом появился второй Керамион – иерапольский, который также в конце концов оказался в Константинополе, но имел меньшее значение, чем эдесский. В конце рассказа слуга возвращается в Эдессу, и Авгарь исцеляется, дотронувшись до чудесного полотенца. Авгарь поместил плат в надвратную нишу для всеобщего поклонения. Во времена гонений реликвия была замурована в нише ради сохранности, и о ней забыли на несколько столетий.

Историю Св. Мандилиона часто путают с историей плата Вероники – отдельной реликвии, хранящейся в Соборе Св. Петра в Риме и принадлежащей западной традиции. По преданию, в день распятия Св. Вероника дала полотенце Иисусу, изнемогающему под тяжестью своего креста, и он вытер им свой лик, отпечатавшийся на полотенце. Некоторые считают, что это и есть история возникновения иконы Спаса Нерукотворного, т.е. Мандилиона, но это совершенно независимая реликвия, независимое повествование и независимое изображение, имеющее другие типические черты. На большинстве иконописных версий плата Вероники глаза Иисуса закрыты и черты лица другие, чем на Мандилионе. Его главу венчает терновый венец, что согласуется с ситуацией рассказа. На Мандилионе глаза открыты, тернового венца нет, волосы и борода Иисуса мокрые, что согласуется с рассказом о слуге Авгаря, в котором Иисус вытирается полотенцем после умывания. Культ плата Вероники возник относительно поздно, около 12 века. Некоторые известные иконы, связанные с этим культом, являются в действительности версиями Св. Мандилиона и имеют византийское или славянское происхождение/6, 7/.

В данном очерке я размышляю об удивительной харизме этой единственной в своем роде иконы, пытаюсь собрать вместе и сформулировать разные аспекты её символического значения и разгадать загадку её притягательной силы.

ЛИК СПАСИТЕЛЯ
Спас Нерукотворный – это единственная икона, изображающая Иисуса просто как личность, как человека, имеющего лицо. Остальные иконические образы Иисуса показывают Его совершающим какое-либо действие или содержат указания на Его атрибуты. Вот Он сидит на троне (значит Он – Царь), вот Он благословляет, вот Он держит в руках книгу и указывает на написанные там слова. Множественность образов Иисуса богословски правильна, однако может скрыть основную истину христианства: спасение приходит именно через личность Иисуса, через Иисуса как такового, а не через какие-то его отдельные действия или атрибуты. Согласно христианскому учению, Господь послал нам Своего Сына как единственный путь к спасению. Он Сам – начало и конец пути, альфа и омега. Он спасает нас самим фактом своего вечного присутствия в мире. Мы идем за ним не в силу каких-то обязательств или рассуждений или обычаев, а потому, что Он нас зовет. Мы любим его не за что-то, а просто за то, что Он есть, т.е. примерно так же, как любим мы не всегда объяснимой любовью избранников или избранниц наших сердец. Именно этому отношению к Иисусу, отношению в высшей степени личному и соответствует образ, изображенный на Св. Мандилионе.

Эта икона сильно и явно выражает самое сущность христианской жизни – необходимость для каждого установить личное отношение с Богом через Иисуса. С этой иконы Иисус смотрит на нас так, как ни с какой другой, чему способствуют преувеличенно большие и слегка скошенные глаза. Этот Иисус смотрит не на человечество вообще, а на конкретного зрителя и ожидает столь же личного ответа. Встретившись с Его взглядом, трудно укрыться от безжалостных мыслей о себе и своем взаимоотношении с Ним.

Икона-портрет дарит значительно большее ощущение прямого контакта, чем икона с повествовательным содержанием. Если повествовательная икона передает историю, то икона-портрет выражает присутствие. Икона-портрет не отвлекает внимание на одежду, предметы или жесты. Иисус здесь не благословляет и не предлагает словесных формул спасения, за которые можно спрятаться. Он предлагает только Себя. Он есть Путь и Спасение. Остальные иконы – это о Нём, а здесь Он сам.

ФОТОПОРТРЕТ
Св. Мандилион - это единственный в своем роде ‘фотопортрет’ Иисуса. Это собственно и не рисунок, а именно отпечаток лица, фотография в прямом материальном смысле. Будучи стилистически нейтральным изображением лица как такового, наша икона имеет что-то общее с не слишком почетным, но совершенно необходимым и распространеным в нашей жизни жанром паспортного фото. Так же как и на паспортных фото, здесь изображено именно лицо, а не характер или мысли. Это просто портрет, а не психологический портрет.

Обычный фотопортрет изображает собственно человека, а не его видение художником. Если художник заменяет оригинал образом, отвечающим его субъективному видению, то портретное фото запечатлевает оригинал как он есть физически. Так же и с этой иконой. Иисус здесь не интерпретирован, не преображен, не обожествлен и не осмыслен - Он есть как Он есть. Напомним, что Бог в Библии неоднократно именуется «сущим» и говорит о себе, что Он «есть что Он есть».

СИММЕТРИЯ
Среди других иконических образов, Спас Нерукотворный уникален своей симметрией. На большинстве версий Лик Иисуса почти полностью зеркально симметричен, за исключением скошенных глаз, движение которых придаёт лицу жизнь и одухотворяет его/8/. Эта симметрия отражает, в частности, фундаментально важный факт творения – зеркальную симметрию облика человека. Симметричны и многие другие элементы Божьего творения (животные, элементы растений, молекулы, кристаллы). Пространство, основная арена творения, само по себе обладает высокой степенью симметрии. Православный храм также симметричен, и Нерукотворный Образ часто занимает в нём место на основной плоскости симметрии, связывая симметрию архитектуры с асимметрией иконописи. Он как бы прикрепляет к стенам динамичный в своем многообразии и красочности ковер храмовых росписей и икон.

Так как согласно Библии человек создан по образу и подобию Божию, можно предположить, что симметрия – один из атрибутов Бога. Спас Нерукотворный выражает таким образом симметрию Бога, творения, человека и храмового пространства.

ГЕНИЙ ЧИСТОЙ КРАСОТЫ
На приведенной в заголовке новгородской иконе 12 века из Третьяковской галереи (это древнейшая русская икона Спаса) Св. Лик выражает позднеантичный идеал красоты. Симметрия – это лишь один из аспектов этого идеала. Черты лица Иисуса не выражают боль и страдания. Этот идеальный образ свободен от страстей и эмоций. В нем видится небесное спокойствие и мир, возвышенность и чистота. Это сочетание эстетического и духовного, прекрасного и Божественного, которое так же сильно выражено в иконах Богоматери, как бы напоминает нам о том, что красота спасет мир...

Тип лица Иисуса близок к тому, который в эллинистическом искусстве называют «героическим» и имеет общие черты с позднеантичными изображениями Зевса/9/. Этот идеальный Лик выражает соединение в единой личности Иисуса двух природ – Божественной и человеческой и использовался в ту эпоху и на других иконах Христа.

КРУГ ЗАМЫКАЕТСЯ
Спас Нерукотворный – это единственная икона, в которой нимб имеет форму полностью замкнутого круга. Круг выражает совершенство и гармонию мирового устройства. Положение лика в центре круга выражает полноту и завершенность совершенного Иисусом акта спасения человечества и Его центральную роль в мироздании.

Изображение головы в круге напоминает также о положенной на блюдо голове Ионна Предтечи, предварившего своим страданием крестный путь Иисуса. Образ головы на круглом блюде имеет также очевидные евхаристические ассоциации. Круглый нимб, содержащий лик Иисуса, символически повторяется в круглых просфорах, содержащих Его тело.

КРУГ И КВАДРАТ
На новгородской иконе круг вписан в квадрат. Высказывалось мнение, что геометричность этой иконы создает образ парадокса Боговоплощения через идею квадратуры круга, т.е. как совмещение несовместимого /10/. Круг и квадрат символически изображают Небо и Землю. Согласно космогонии древних, Земля – это плоский квадрат, а Небо – это сфера, по которой обращаются Луна, Солнце и планеты, т.е. мир Божественного. Этот символизм можно найти в архитектуре любого храма: квадратный или прямоугольный пол символически соответствует Земле, а свод или купол потолка – Небу. Поэтому сочетание квадрата и круга – это фундаментальный архетип, выражающий структуру Космоса и имеющий в данном случае особое значение, так как Христос, воплотившись, соединил Небо и Землю. Интересно, что круг вписанный в квадрат (а также квадрат, вписанный в круг), как символическое отображение структуры Мироздания, используется в мандале, основной иконе тибетского буддизма. Мотив квадрата, вписанного в круг можно также увидеть и в иконе Спаса в рисунке кресчатого нимба.

ЛИК И КРЕСТ
Кресчатый нимб является каноническим элементом почти всех основных типов икон Иисуса. С точки зрения современного зрителя, сочетание головы с крестом выглядит как элемент распятия. В действительности наложение лица на крестообразный мотив скорее отражает конечный результат своеобразной конкуренции изображений креста и Лика Иисуса за право служить государственной эмблемой Римской Империи. Император Константин сделал именно крест основным символом своей власти и императорским штандартом. Иконы Христа вытесняют крест на государственных изображениях начиная с 6 века. Первым сочетанием креста с иконой Иисуса были, по-видимому, круглые изображения Иисуса, прикрепляемые к военным крестам-штандартам подобно тому, как к таким же штандартам прикреплялись портреты императора /11/. Таким образом, сочетание Иисуса с крестом указывало скорее на Его властные полномочия, чем на роль Жертвы /9 (см. гл.6)/. Не удивительно, что идентичный кресчатый нимб присутствует и на иконе Христа-Вседержителя, в которой роль Христа как Владыки подчеркивается особенно явно.

Буквы, изображаемые в трех перекладинах креста, передают транскрипцию греческого слова «о-омега-н», означающее «сущий», т.е. так называемое небесное имя Бога, которое произносится как «хэ-он», где «хэ» - артикль.

‘АЗ ЕСМЬ ДВЕРЬ’
Икону Спаса Нерукотворного часто размещают над входом в сакральное помещение или пространство. Вспомним, что он был обретен в нише над воротами города Эдессы. В России его также часто помещали над воротами городов или монастырей, а также в храмах над входными дверями или над царскими вратами алтарей. При этом подчеркивается сакральность охраняемого иконой пространства, которое тем самым уподобляется Богохранимому граду Эдессе/1/.

Здесь есть и другой аспект. Подчеркивая, что путь к Богу лежит только через Него, Иисус называет себя дверью, входом (Ин. 10:7,9). Так как сакральное пространство ассоциируется с Царством Небесным, то проходя под иконой в храм или алтарь, мы символически совершаем то, к чему нас приглашает Евангелие, т.е. проходим через Иисуса в Царство Небесное.

ГЛАВА И ТЕЛО
Св. Мандилион – это единственная икона, на которой изображена только голова Иисуса, даже без плеч. Безтелесность лика говорит о примате духа над телом и порождает множественные ассоциации. Голова без тела напоминает о земной смерти Иисуса и создает образ Жертвы, как в смысле его распятия, так и в смысле евхаристических ассоциаций, о которых говорилось выше. Изображение одного Лика соответствует православному богословию иконы, согласно которому на иконах изображается личность, а не человеческая природа /12/.

Изображение головы также напоминает об образе Христа как Главы Церкви (Ефес 1:22,23). Если Иисус – это Глава Церкви, то верующие – это её тело. Изображение Лица продолжается вниз расширяющимися линиями мокрых волос. Продолжаясь вниз, в пространство храма, эти линии как бы охватывают верующих, которые тем самым становятся Телом, выражая полноту церковного существования. На новгородской иконе направление волос подчеркнуто резко прочерченными белыми линиями, разделяющими отдельные пряди.

КАК ВЫГЛЯДЕЛ СВ. МАНДИЛИОН?
Судя по историческим свидетельствам, эдесский Мандилион представлял собой изображение на плате, натянутом на небольшую доску и хранился в закрытом ларце /2/. Вероятно, имелся золотой оклад, который оставлял открытым только лицо, бороду и волосы. Епископ Самосаты, которому было поручено привезти Св. Мандилион из Эдессы, должен был выбрать подлинник среди четырех претендентов. Это говорит о том, что уже в Эдессе с Мандилиона делались копии, которые были также изображениями на тканевой основе натянутыми на доску. Эти копии по-видимому и послужили началом традиции изображений Нерукотворного Образа, так как нет никаких сведений о копировании Мандилиона в Константинополе. Так как иконы вообще как правило пишутся на тканевой основе (паволока) натянутой на доску, Св. Мандилион является прото-иконой, прототипом всех икон. Из сохранившихся изображений наиболее близкими оригиналу считаются несколько сохранившихся в Италии икон византийского происхождения, датировка которых дискутируется. На этих иконах Св. Лик имеет натуральные размеры, черты лица восточные (сиро-палестинские) /13/.

СКРИЖАЛЬ НОВОГО ЗАВЕТА
Значение Мандилиона в Византии было сопоставимо со значением Скрижалей Завета в древнем Израиле. Скрижали были центральной реликвией ветхозаветной традиции. На них самим Богом были начертаны заповеди, составлявшие главное содержание Ветхого Завета. Присутствие Скрижалей в Скинии и Храме подтверждало подлинность Божественного происхождения заповедей. Так как в Новом Завете главное – сам Христос, то Св. Мандилион – это скрижаль Нового Завета, его зримый Богоданный образ. Этот мотив явно звучит в официальном византийском повествовании об истории Мандилиона, в котором рассказ о его перенесении в Константинополь созвучен Библейскому повествованию о перенесении скрижалей в Иерусалим Давидом /14/. Так же как и скрижали, Мандилион никогда не демонстрировался. Даже императоры, поклоняясь Мандилиону, лобызали закрытый ларец. В качестве скрижали Нового Завета, Св. Мандилион стал центральной реликвией византийской империи.

ИКОНА И РЕЛИКВИЯ
Византийское благочестие стремилось к синтезу иконы и реликвии /15/. Иконы часто возникали вследствие стремления «размножить» реликвию, освятить ей весь христианский мир, а не только небольшую часть пространства. Икона Спаса Нерукотворного напоминала не только только о реальности земной жизни Спасителя, но и о реальности и подлинности самого Святого Плата. На связь с реликвией указывают складки материи, изображенные на многих версиях иконы Св. Мандилиона. На иконах Св. Керамиона изображен тот же лик, но фон имеет фактуру черепицы.

Впрочем, прямая связь с реликвией подчеркивалась не всегда. На иконе, представленной в заголовке, Лик изображен на однородном золотом фоне, символизирующем Божественный Свет. Таким способом усиливается эффект присутствия Иисуса, подчеркивается Его Божественность и факт Воплощения, а также и то, что источником спасения является сам Иисус, а не реликвия. Вольф /10/ указывает на «монументализацию» Лика, освобожденного от тканевой основы, его перемещение с материи в сферу духовного созерцания. Высказывалась также гипотеза, что золотой фон новгородской иконы копирует золотой оклад иконы-прототипа /16/. Новгородская икона была процессионной, выносной, чем объясняются её большие размеры (70х80см). Так как размер Лика больше человеческого лица, этот образ не мог претендовать на роль прямой копии Св. Мандилиона и служил его символическим заместителем в богослужениях Страстной Недели и праздника иконы 16 августа.

Интересно, что оборотная сторона новгородского Мандилиона как раз иллюстрирует использование икон для «размножения» реликвий. На ней представлена сцена Поклонения Кресту /17/, содержащая изображение всех основных страстных реликвий из церкви Богоматери Фаросской (терновый венец, губка, копье и т.д. /4/). Так как в древности изображение рассматривалось как заместитель изображаемого, наша икона создавала в пространстве новгородского храма своего рода эквивалент церкви Богоматери Фаросской – основного храма-реликвария Византии.

БОГОВОПЛОЩЕНИЕ И ОСВЯЩЕНИЕ МАТЕРИИ
Боговоплощение единодушно признаётся ключевой темой Мандилиона. Хотя явление Христа в материальном мире и является темой любой иконы, в рассказе о чудесном отображении Лика Христа на плате не только подтверждается с особенной ясностью доктрина о Боговоплощении, но и создается образ продолжения этого процесса после земной смерти Иисуса. Уходя из мира, Христос оставляет в нем свои «отпечатки» на душах верующих. Подобно тому, как Св. Мандилион силой Св. Духа перешел с плата на черепицу, той же силой передается и образ Божий от сердца к сердцу. В церковной иконописи Мандилион и Керамион иногда помещают в основании купола напротив друг друга, чем воссоздается ситуация чудесного воспроизведения образа /1/.

Св. Мандилион занимает особое место как среди икон, так и среди реликвий. Многие реликвии являются обычными предметами, уникальными в силу своей близости к Божественному (например, пояс Богоматери). Мандилион же являлся материей, непосредственно измененной целенаправленным Божественным воздействием и может рассматриваться как прообраз преображенной материальности будущего века. Реальность преображения ткани Мандилиона подтверждает реальную возможность обожения человека уже в этом мире и предвещает его преображение в будущем, причем не в виде бестелесной души, а в качестве обновленной материальности, в которой Образ Божий будет таким же образом «просвечивать» через человеческую природу, как Св. Лик просвечивает через ткань Мандилиона.

Изображение ткани на иконах Спаса Нерукотворного имеет более глубокий смысл, чем просто иллюстрация натуральности Св. Плата. Ткань Плата – это образ материального мира, уже освященного присутствием Христа, но еще ожидающего грядущее обожествление. Это многозначный образ, отражающий как потенциальную обожествляемость материи нашего мира уже сегодня (как в Евхаристии), так и её грядущее полное обожение. Ткань Плата обозначает также и самого человека, в котором Христос властен явить свой образ. С этим кругом образов связан и евхаристический смысл Мандилиона. Образ Св. Лика, проступающий на Мандилионе, подобен Телу Христову онтологически существующему в евхаристическом хлебе. Нерукотворный образ не иллюстрирует, а дополняет причастие: то, что не видно в Евхаристии, доступно созерцанию на иконе. Не удивительно, что Св. Мандилион широко использовался в иконографических программах алтарей /18,19/.

Вопрос о природе Мандилиона, как и сам парадокс Боговоплощения, труден для рационального осмысления. Мандилион – это не иллюстрация Боговоплощения, а живой пример воплощения Божественного в материальное. Как понимать святость Мандилиона? Свято ли только само изображение, или материал тоже свят? В Византии в 12 веке происходили на эту тему серьезные богословские дебаты. Дискуссия закончилась официальным утверждением о святости только изображения, хотя практика почитания этой и других реликвий свидетельствует скорее об обратном.

ЗНАМЯ ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Если язычники поклонялись «Богам сделанным людьми» (Деяния, 19:26), то христиане могли противопоставить этому Нерукотворный Образ, как материальное изображение, сделанное Богом. Создание Иисусом собственного изображения являлось сильнейшим доводом в пользу иконопочитания. Икона Спаса занимает почетное место в иконографических программах византийских храмов вскоре после победы над иконоборчеством.

Сказание об Авгаре заслуживает внимательного прочтения, так как оно содержит богословски значимые идеи, связанные с иконопочитанием:
(1) Иисус хотел иметь Своё изображение;
(2) Он послал вместо себя Своё изображение, подтверждая тем самым правомочность почитания изображения как Своего представителя;
(3) Он послал изображение в ответ на просьбу Авгаря об исцелении, что прямо подтверждает чудотворность иконы, а также потенциальную целительную силу других контактных реликвий.
(4) Посланное до этого письмо не исцеляет Авгаря, что согласуется с тем, что экземпляры священных текстов, несмотря на практикующееся поклонение им, как правило не играют роли чудотворных реликвий в православной традиции.

В сказании об Авгаре примечательна также роль художника, который оказывается неспособным нарисовать Христа своими силами, но приносит заказчику изображение, начертанное согласно Божественной воле. Этим подчеркивается, что иконописец является не художником в обычном смысле, а исполнителем Божьего замысла.

НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ НА РУСИ
Почитание Нерукотворного Образа приходит на Русь в 11-12 веках и распространяется особенно широко начиная со второй половины 14 века. В 1355 г. новопоставленный московский митрополит Алексий привез из Константинополя список Св. Мандилиона, для которого был сразу заложен храм-реликварий /7/. Почитание копий Св. Мандилиона внедрялось как государственный культ: по всей стране стали возникать церкви, монастыри и приделы храмов, посвященные Нерукотворному Образу и получавшие название «Спасских». Перед иконой Спаса молился Дмитрий Донской, воспитанник митрополита Алексия, получив известие о нападении Мамая. Хоругвь с иконой Спаса сопровождала русское войско в походах начиная от Куликовской битвы вплоть до первой мировой войны. Эти хоругви начинают называть «знамения» или «знамена»; слово «знамя» заменяет древнерусское «стяг». Иконы Спаса размещаются на крепостных башнях. Также как и в Византии, Спас Нерукотворный становится оберегом города и страны. Распространяются образы для домашнего использования, а также миниатюрные изображения Спаса, использующиеся как амулеты/20/. Церковные здания на книжных иллюстрациях и иконах начинают изображать с иконой Спаса над входом в качестве обозначения христианской церкви. Спас становится одним из центральных образов русского православия близким по значению и смыслу к кресту и распятию.

Возможно, сам митрополит Алексий был инициатором использования Нерутворного Образа в иконостасах, которые приобретают близкий к современному вид именно в эту эпоху /7/. В связи с этим возник новый тип огромных икон Спаса с размером лика намного превосходящим натуральный. Св. Лик на этих иконах приобретает черты Небесного Иисуса, Христа-судии Последнего дня /21/, что было созвучно распространенным в ту эпоху ожиданиям близкого конца света. Эта тема присутствовала и в западном христианстве того времени. Данте в Божественной Комедии использовал иконографию Св. Лика для описания лицезрения Божества в Судный День /7/.

Образ Спаса приобрел новые оттенки смысла в контексте идей исихазма. Образы Мандилиона, особенно на крупных иконах, кажутся «заряженными» нетварной энергией, излучают неземную силу. Не случайно, в одном из рассказов о Мандилионе сам образ становится источником нетварного Света, подобного Фаворскому /14/. Новая трактовка темы преображающего фаворского света появляется на иконах Симона Ушакова (17 век), на которых сам Св. Лик становится источником нездешнего сияния /22/.

СЛУЖБА ИКОНЕ
Общецерковный характер поклонения Св. Мандилиону выразился в существовании праздника иконы 16 августа, в день переноса реликвии из Эдессы в Константинополь. В этот день читаются особые библейские чтения и стихиры, выражающие богословские идеи, связанные с иконой /12/. Стихира празднику передает изложенное выше сказание об Авгаре. Библейские чтения излагают важнейшие этапы истории Воплощения. Ветхозаветные чтения напоминают о невозможности изображения Бога, остававшегося невидимым, тогда как Евангельские чтения содержат ключевую для богословия Мандилиона фразу: «И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи видевшие то, что вы видите!» (Лк. 10:23).

Существует также канон нерукотворному образу, авторство которого приписывают Св. Герману Константинопольскому /12/.

ЛИТЕРАТУРА
/1/ А. М. Лидов. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., Феория. 2009. С нашей темой наиболее близко связаны главы «Мандилион и Керамион» и «Святой Лик – Святое Письмо – Святые Врата», с. 111-162.
/2/ А. М. Лидов. Святой мандилион. История реликвии. В книге «Спас Нерукотворный в русской иконе». М., 2008, с. 12-39.
/3/ Робер де Клари. Завоевание Константинополя. М., 1986. с. 59-60.
/4/ Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники (редактор-составитель А.М. Лидов). М., Прогресс-Традиция, 2006. Часть 5. Реликвии Константинополя, с.167-246. Текст epistula Avgari можно найти в Части 7. с. 296-300.
/5/Е. Мещерская. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. М., Присцельс, 1997. 455 с. См. главу «Древнерусская версия легенды об Авгаре по рукописи XIII века»,
Данная версия Еpistula Avgari была популярна в средневековой России.
/6/ В Риме было несколько древних изображений Христа византийского происхождения включая несколько копий Св. Мандилиона. Согласно Л. М. Евсеевой /7/ их образы конвергировали и к 15 веку образовался известный образ Христа с Плата Вероники с длинными симметричными прядями волос и короткой слегка раздвоенной бородой, см:
http://en.wikipedia.org/wiki/Veil_of_Veronica
Этот иконографический тип оказывал влияние и на поздние русские иконы Спаса. Высказывается также предположение, что имя «Вероника» происходит от «vera icona» (истинный образ): первоначально так называли римские списки Св. Мандилиона, потом возникла легенда о Веронике и появился сам Плат Вероники, первые достоверные сведения о котором датируются 1199г.
/7/ Л.М.Евсеева. Нерукотворный образ Христа» митрополита Алексия (1354-1378) в контексте эсхатологических идей времени. В книге «Спас Нерукотворный в русской иконе». М., 2008, с.61-81.
/8/ На многих иконах Спаса (включая и новгородскую икону в иллюстрации) можно заметить небольшую намеренную асимметрию лика, которая, как было показано Н. Б. Тетерятниковой, способствует «оживлению» иконы: лик как бы «поворачивается» в сторону зрителя, смотрящего на икону под углом. N. Teteriatnikov. Animated icons on interactive display: the case of Hagia Sophia, Constantinople. В книге «Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси», ред.-сост. А.М. Лидов, М.: Индрик, 2011, с.247-274.
/9/ H. Belting. Likeness and presence. A history of image before the era of art. Ch .11. The Holy Face. The University of Chicago Press, 1992.
/10/ Г. Вольф. Святой лик и святые стопы: предварительные размышления перед новгородским Мандилионом. Из сборника «Восточнохристианские реликвии», ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2003, 281-290.
/11/Крестов с портретами императоров сохранилось немного. Наиболее ранний пример – крест 10 века с портретом императора Августа хранящийся в сокровищнице Аахенского собора и использовавшийся в коронационных церемониях императоров Каролингской династии. http://en.wikipedia.org/wiki/Cross_of_Lothair
/12/ Л. И. Успенский. Богословие иконы православной церкви. М., 2008. Гл. 8 «Иконоборческое учение и ответ на него церкви», с. 87-112.
/13/ См. http://en.wikipedia.org/wiki/File:Holy_Face_-_Genoa.jpg http://en.wikipedia.org/wiki/File:39bMandylion.jpg
/14/ Повесть о перенесении Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь. В книге «Спас Нерукотворный в русской иконе». М., 2008, с.415-429. Интересно, что в другом византийском сочинении набор страстных реликвий хранившихся в церкви Богоматери Фаросской сравнивается с Декалогом (десятью заповедями).
/15/ И. Шалина. Икона «Христос во гробе» и нерукотворный образ на Константинопольской плащанице. Из сборника «Восточнохристианские реликвии», ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2003, с. 305-336. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/tourin/
/16/ И.А.Стерлигова. Драгоценный убор древнерусских икон ХI-XIV веков. М., 2000, с. 136-138.с.
/17/ Оборотная сторона новгородского Мандилиона:
http://all-photo.ru/icon/index.ru.html?big=on&img=28485
/18/Ш. Герстель. Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах. Из сборника «Чудотворная икона в Византии и древней Руси», ред.-сост. А.М. Лидов. М., «Мартис», 1996. С. 76-89.
http://nesusvet.narod.ru/ico/books/gerstel.htm .
/19/М. Эмануэль. Спас Нерукотворный в иконографических программах церквей Мистры. Из сборника «Восточнохристианские реликвии», ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2003, с. 291-304.
/20/А. В. Рындина. Образ-реликварий. Спас Нерукотворный в малых формах русского искусства XIV-XVI. Из сборника «Восточнохристианские реликвии», ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2003, с. 569-585.
/21/Пример подобной иконографии см.
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=719
/22/ Образ Спаса был для Ушакова основным, программным и был повторен им многократно. В отличие от древних икон, где Божественный свет передается фоном и разлит по всей плоскости иконы, у Ушакова «нетварный свет» просвечивает через сам лик. Ушаков стремился к сочетанию православных принципов иконописи с новыми техническими приемами, позволяющими передать Св. Лик «светло, румяно, тенно, тенно и живоподобно». Новый стиль был одобрительно воспринят большинством современников, но вызвал критику ревнителей старины, которые называли ушаковского Спаса «одутловатым немчином». Многие считают, что «световидные» лики Ушакова передают скорее физический, тварный, чем нетварный свет, и что этот стиль означал распад византийского иконного образа и его замену на эстетику западного искусства, в котором прекрасное занимает место возвышенного.

В православной церкви одним из наиболее известных и почитаемых образов является икона Спаса Нерукотворного. Её история восходит к временам Нового Завета, когда Спаситель исполнял своё земное служение. Предание о возникновении первого нерукотворного образа излагается в книге, именуемой Четьи Минеи. Вот что она рассказывает.

История иконы "Спас Нерукотворный"

Древний правитель Авгарь Ухама V заболел проказой. Понимая, что спасти его может только чудо, послал к Иисусу Христу своего слугу по имени Ханнан с письмом, в котором просил Его прийти к нему в город Едессу и исцелить его. Ханнан был искусным художником, поэтому ему было поручено, в случае если Христос не пожелает прийти, написать Его портрет и принести правителю.

Слуга застал Иисуса окружённым, по обыкновению, толпой людей. Чтобы лучше разглядеть Его, Ханнан залез на высокий камень, устроившись там, принялся рисовать. Это не скрылось от всевидящего ока Господня. Зная намерения художника, Иисус потребовал воды, омыв Свой лик, вытер его платом, на котором чудесным образом сохранились Его черты. Этот нерукотворный портрет Господь передал Ханнану и повелел отправить пославшему его Авгарю, добавив, что Сам не придёт, так как ему надлежит исполнить возложенную на Него миссию, но пришлёт к нему одного из Своих учеников.

Исцеление Авгаря

Когда Авгарь получил драгоценный портрет, то тело его очистилось от проказы, но на лице её следы ещё остались. Избавил от них правителя святой апостол Фаддей, который пришёл к нему по повелению Господа.

Исцелённый Авгарь уверовал во Христа, принял святое крещение. Вместе с ним крестились и многие жители города. Плат с образом Спасителя он повелел прикрепить к доске и поместить в нише городских ворот. Так появилась первая икона "Спас Нерукотворный".

Значение этого события очень велико. Христиане обрели образ, порождённый не фантазией смертного человека, а волею Творца. Однако прошли годы, и один из потомков Авгаря впал в идолопоклонство. Чтобы спасти драгоценный образ, епископ Едессы приказал замуровать нишу, в которой он находился. Так и сделали, но перед тем, как положить последний камень, зажгли перед ним лампаду. Суета мирская заполонила умы горожан, и чудный образ был забыт на долгие годы.

Второе обретение образа

Икона Спаса Нерукотворного провела в нише долгие годы. Только в 545 году, когда город был осаждён персами, случилось чудо. Епископу города было явление Пресвятой Богородицы, сообщившей, что от врагов их избавит только икона Спаса Нерукотворного, замурованная над воротами города. Срочно разобрали кладку, обрели Нерукотворный Образ, перед которым по-прежнему горела лампада. На глиняной же доске, которая закрывала нишу, чудесным образом появилось точно такое же изображение Спасителя. Когда горожане совершили крестный ход с обретённой святыней, персы отступили. Таким чудесным образом город избавила от врага икона "Спас Нерукотворный". Описание этого события донесло до нас Священное предание. Оно в памяти каждого, кто знаком с христианской литературой.

Через восемьдесят с лишним лет Едесса стала арабским городом. Сейчас эта территория принадлежит Сирии. Однако почитание святого образа не прерывалось. Всему Востоку было известно, что молитва иконе "Спас Нерукотворный" творит чудеса. Исторические документы свидетельствуют о том, что уже в 8 веке все христиане Востока отмечали праздники в честь этого святого образа.

Перенесение образа в Константинополь

В середине 10-го века благочестивые византийские императоры выкупили святыню у правителя города Едесса и торжественно перенесли её в Константинополь, в Фаросский храм Богоматери.

Там в течении более трёхсот лет и находилась икона "Спас Нерукотворный". Значение этого факта состоит в том, что если прежде она была в руках мусульман, то теперь стала достоянием христианского мира.

О дальнейшей судьбе образа информация противоречива. По одной версии, икона была вывезена крестоносцами после захвата ими Константинополя. Однако корабль, на котором её пытались доставить в Европу, попал в шторм и затонул в Мраморном море. Другая версия указывает на то, что хранится она в Генуе в монастыре святого Варфоломея, куда была вывезена в середине 14-го века.

Различные типы образа

Изображение, появившееся на глиняной доске, закрывавшей нишу, в которой был замурован образ, стало причиной того, что теперь икона Спаса Нерукотворного представлена в двух вариантах. Существует изображение Пречистого Лика на убрусе, он так и называется «Убрус» (в переводе - платок), и без убруса - «Чрепие». Оба типа икон в равной степени почитаются православной церковью. Надо заметить, что западная иконография представила ещё один тип этого образа. Он называется «Плат Вероники». На нём Спаситель изображён на плате, но в терновом венце.

Рассказ будет неполным, если не коснуться истории его появления. Этот вариант образа связан со Страстями Христовыми, а точнее, с эпизодом несения креста. По западной версии, святая Вероника сопровождая Иисуса Христа на его крестном пути на Голгофу, отирала Его лицо от капель крови и пота льняным платком. Пречистый лик Спасителя отпечатался на нём, сохранив черты, присущие Ему в тот момент. Поэтому в данной версии Христос изображён на плате, но в терновом венце.

Ранние списки образа на Руси

Первые списки с иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь сразу после установления христианства. Это были, судя по всему, византийские и греческие копии. Из самых ранних, дошедших до нас образов данного иконографического типа можно назвать Новгородский Спас Нерукотворный. Автор иконы придал в нём лику Христа необыкновенную глубину и одухотворённость.

Особенности письма ранних икон

Особенностью древнейших икон подобной тематики является чистый фон, на котором изображён святой лик. Отсутствуют складки платка или фактурные детали глиняной доски (а в некоторых случаях кирпичной кладки), закрывавшей первоначальный образ. Все эти детали появляются не раньше второй половины 13-го века. Начиная с 14-15-го веков в русскую традицию входит изображать фигуры ангелов, держащих верхние концы платка.

Почитание образа в России

На Руси этот образ всегда был одним из самых почитаемых. Именно его изображали на боевых знамёнах русской армии. Особенное поклонение ему как чудотворному образу началось после того, как в 1888 г. под Харьковом произошло крушение царского поезда. Находившийся в нём император Александр III чудесным образом спасся от неминуемой гибели. Принято считать, что это произошло благодаря тому, что при нём была копия Спаса Нерукотворного.

После этого чудесного избавления от смерти высшим церковным руководством был учреждён специальный молебен, прославляющий чудотворную икону. В повседневной жизни святой образ по молитвам, обращённым к нему с верою и смирением, несёт людям исцеление от недугов и дарование просимых благ.

Название Спасской башни Московского кремля и одноимённых ворот напрямую связаны с этой иконой. До 1917 года она находилась над воротами с их внутренней стороны. Это был список с чудотворный иконы, доставленной из Вятки в 1647 году. Позднее её поместили в Новоспасском монастыре.

В христианской традиции особое значение этого образа связано с тем, что он рассматривается как материальное доказательство истинности воплощения Спасителя в образе человека. В эпоху же иконоборчества это было важнейшим аргументом в пользу сторонников иконопочитания.

Справка: Описание Туринской Плащаницы

После ада раскаленных московских улиц, окутанных клубами ядовитых выхлопных газов, здесь действительно чувствуешь себя как в филиале рая на земле. Тихо, спокойно. Даже дышится легче, вольготнее, хотя за невысокой стеной гудит и шумит забитая автомобилями улица. Для страждущей души этот дворик с Божиим храмом в центре – словно овеществленный образ Небесного Иерусалима, который Ангел Божий в духе когда-то показал на острове Патмос. Город тот имел славу Божию, и в нем был «Агнец как бы закланный», Которому все поют новую песнь, говоря: достоин Агнец закланный принять честь и славу и благословение, ибо Он «был заклан и кровию Своею искупил нас Богу…»

Об Агнце, как апостол называет Иисуса Христа, разговор зашел не случайно. Если не полениться, зайти в монастырский храм и спуститься в крипту (подвальное помещение), то попадешь в рукотворную двухкамерную «пещеру». В первой ярко освещенной части вас встретит обычный, хотя и высокий, иконный образ ангела в полный рост и икона Воскресения Христова. Но вступив в узкий входной проем, ведущий вглубь «пещеры», вы увидите нечто необычное.

В полумраке за висящими широким полукружием горящими лампадами вашему взору откроется длинное, почти во всю стену, едва угадываемое изображение человека в багрово-коричневатых тонах с двумя продольными полосами бурых подпалин. Вглядевшись в него, вы с удивлением воскликните: «Да это же Туринская Плащаница!» – и будете правы. Более того, пройдя внутрь и обернувшись на противоположную стену, вы увидите тот же образ, но четкий, яркий, хотя и черно-белый, развернутый по вертикали, и обнаружите на нем то знаменитое изображение лежащего со скрещенными руками человека с ясными благородными чертами лица, которое в 1898 году увидел на своей фотопластине итальянский адвокат и любитель-фотограф Секондо Пиа. Именно он первый в мире сфотографировал погребальную Плащаницу Христа, которую в тот год экспонировали на выставке сакрального искусства в Турине, где Плащаница была представлена в качестве «плохо сохранившегося полотна древних христианских художников» (так было указано в каталоге). Именно он обнаружил, что странный отпечаток на полотне – негативное изображение, а на своей фотопластине он первый из людей увидел его позитив. Подтеки крови, выглядевшие белыми (и потому плохо различимые на Плащанице) на фотопластине стали темными. С. Пиа различил раны на голове, руках, спине, груди и ногах, которые ясно говорили о мучениях, перенесенных человеком, отпечатленном на полотне. Однако кто мог сделать фотографию на ткани, если и не в I веке, то хотя бы в XIV-м, когда о Плащанице стало известно по достоверным историческим документам? Тогда-то, в 1898 году, и разгорелись первые научные и иные страсти по Плащанице, которые не утихают до сих пор. Сначала медики, а потом и представители других научных дисциплин подключились к изучению древнего полотна.

В 1997 году точную копию Туринской Плащаницы (всего таких копий в мире пять) известный американский ученый и синдолог Джон Джексон передал в Российский центр по изучению Плащаницы, в котором трудятся искусствоведы, биохимики, физики, математики и другие ученые. 7 октября 1997 года в московском Сретенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.

«Так давно уже доказано, что это средневековая подделка! – возразит осведомленный читатель. – Еще в 1988 году радиоуглеродный анализ показал, что возраст ткани Плащаницы не старше XIII века».

Рэй Роджерс: «Наши исследования были неточными, и результаты радиоуглеродного анализа можно считать ложными».

Не спешите. Во-первых, сразу же после объявления результатов и позже выдвигались веские научные аргументы в пользу того, что результаты анализа ошибочны; во-вторых, эта датировка противоречит всем остальным экспертным оценкам и историческим сведениям (о чем мы скажем ниже); в-третьих, в 2004 году химик Рэй Роджерс, участник самого масштабного проекта по исследованию Туринской Плащаницы в 1978 году, опубликовал научную статью с опровержением датировки, сделанной радиоуглеродным методом. В 2005 он дал видеоинтервью каналу «Discovery», в котором сказал: «Надо признать, что мы не учитывали, что современная Туринская Плащаница состоит из разных материалов, относящихся к разным эпохам. Наши исследования были неточными, и результаты радиоуглеродного анализа можно считать ложными».

Туринской Плащанице посвящена обширная научная литература в сотни наименований. Ученых, занимающихся ее изучением, называют «синдологами» (от синдон – плащаница). За всю историю этих исследований (а им уже более 100 лет) заявления о том, что «вновь открытые данные» свидетельствует о ее поддельности, делались неоднократно, но с той же регулярностью и опровергались. А потому до сих пор мир делится на тех, кто твердо убежден, что Туринская Плащаница представляет собой подлинные погребальные пелены Иисуса Христа; тех, кто уверен, что это всего лишь средневековая подделка, и тех, кто не знает, куда им примкнуть. Вот для них-то в основном и будет наш рассказ.

Начнем с начала, то есть с истории Плащаницы. Наиболее разработанную гипотезу ее исторического пути от погребальной пещеры Христа близ Голгофы до Турина изложил известный ученый-синдолог Ян Вильсон (Wilson Ian. The Turin Shroud. London: Penguin Books Ltd., 1979). Критический анализ различных версий, связанных с историей Плащаницы, сделал в своей книге отечественный историк, профессор кафедры Всеобщей истории и кафедры Систематического богословия и патрологии ПСТГУ Борис Алексеевич Филиппов (Филиппов Б.А. Свидетельница Воскресения. Екатеринбург, 2004). В своем изложении мы будем в основном опираться на эту работу, дополнив ее рассказ другими сведениями и версиями событий.

Сопоставляя исторические данные об изображениях Иисуса, пользующихся славой нерукотворных (Плащаница, Сударион, Мандилион), Ян Вильсон пришел к выводу, что во всех случаях речь шла об одной и той же ткани. Объяснить это можно тем, что на протяжении целых исторических эпох внешний вид демонстрируемого изображения трансформировался: ткань по-разному складывали, показывали в сложенном или развернутом виде и т.п. Теперь пришло время рассказать обо всем по порядку и обстоятельно.

1. Погребальные пелены Иисуса Христа в Новом Завете

Все четыре евангелиста сообщают нам о плащанице, в которую при погребении был завернут Иисус Христос. Так, пишет: «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело. И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею (σινδόνι) и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27: 57–60. См. также: Мк. 15: 43–46; Лк. 23: 50–53; Ин. 19: 38–40).

В своем повествовании евангелисты использовали два термина: плащаница (σινδόν, синдон) (см.: Мф. 27: 59; Мк. 15: 46; Лк. 23: 53) и пелены (ỏθόνια, от ỏθόνιον – «отонион») (см.: Лк. 24: 12; Ин. 19: 40, 20: 5–7). Иоанн добавляет, что когда после воскресения Христа апостолы вошли в погребальную пещеру, то увидели там «пелены (ỏθόνια) лежащие и плат (σουδάριον – сударион; ц.-сл.: судáрь), который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20: 6–7).

В евангельском эпизоде воскрешения Лазаря употребляется еще один термин: «кейриа» (κειρία) – погребальные пелены («И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами (κειρίαις – ц.сл.: «укроем»), и лице его обвязано было платком (σουδαρίω, сударионом). Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» – Ин. 11: 44).

Отметим, что «кейриа» обвивали руки, ноги и, очевидно, тело умершего длинной лентой, как это и показано на иконах Воскрешения Лазаря. Неслучайно Спаситель просит «развязать» Лазаря, а не снять с него полотно. Напротив, плащаница – это кусок льняной ткани, который может служить покрывалом. Именно в этом значении термин «синдон» употребил евангелист Марк, говоря об одежде живого человека: «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало (σινδόνα, синдон), следовал за Ним; и воины схватили его» (Мк. 14: 51).

По свидетельству специалистов, взаимозамена терминов синдон и отонион закономерна, так как оба они в древности употреблялись на Востоке для обозначения тонкого льняного полотна. О Сударионе Господа будет еще подробно сказано в своем месте.

2. Ранние известия о Плащанице

У Золотых ворот города святыню встречали император Роман, его семья, духовенство и массы верующих. Как сообщает Псевдо-Симеон Магистр (X в.) в своей «Хронике», той же ночью во Влахернском храме члены императорской семьи «собрались, чтобы разглядеть на святом полотенце Сына Божиего … Сыновья императора сказали, что они увидели только то, что это лицо. Но зять императора Константин сказал, что он видит глаза и уши». Это не удивительно, потому что изображение на известной нам Плащанице видно только с расстояния 2–9 метров.

Утром 16 (29) августа ковчег с Нерукотворным образом торжественно пронесли через весь город в храм Святой Софии, а оттуда в большой зал для аудиенций императорского дворца и возложили на трон.

В Национальной библиотеке Мадрида А. Дюбарль обнаружил Кодекс Иоанна Скилицы, византийского историка, жившего при императоре Алексее I Комнине (1081–1118). В Кодексе описываются торжества по случаю встречи Нерукотворного образа, а на миниатюре изображен Роман, принимающий Образ, представляющий собой лик Христа на длинном плате.

Вскоре Роман, бывший сам узурпатором на троне, назначил не сыновей, а своего зятя Константина Багрянородного (сына предыдущего императора Льва VI и его законного наследника) своим преемником на троне. Константин связал свое возвращение на трон с прибытием Образа и установил 16 (29) августа церковный праздник Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа Иисуса Христа , который Православная Церковь празднует и по сей день.

Однако на Западе бытуют собственные предания о Нерукотворном образе. Кратко рассмотрим их, прежде чем мы вернемся к дальнейшей исторической судьбе Плащаницы, которую многие вслед за Вильсоном считают Убрусом – «Нерукотворным образом», Сударионом и Мандилионом.

«Плат Вероники» в базилике святого Петра в Риме

Существует западный вариант предания о Нерукотворном образе, который получил название «Плат Вероники». Согласно этой легенде, во время крестного пути Спасителя на Голгофу благочестивая еврейка Вероника отерла полотенцем лик Христа, который чудесным образом запечатлелся на полотне. Это предание возникло в XII–XIII веках и зафиксировано в Библии Рожера из Аржантёя (ок. 1300).

Достоверных исторических сведений о Веронике, жившей в первой половине I века, нет. Православное предание связывает с именем Вероники кровоточивую женщину, исцелившуюся от прикосновения к одежде Христа (см.: Мф. 9: 20–22; Мк. 5: 25–34; Лк. 8: 43–48). Это имя упоминается в апокрифических «Актах Пилата» (III–IV вв.), но без упоминания Нерукотворного образа.

Специалисты считают, что цикл апокрифов о Плате Вероники возник под влиянием преданий об эдесском царе Авгаре.

Специалисты считают, что цикл апокрифов о Плате Вероники возник под влиянием преданий об эдесском царе Авгаре. На это указывает и тот факт, что в поздних вариантах этой легенды изображение Спасителя было отослано в Эдессу и передано дочери царя Авгаря по имени Вероника.

Легенда о Веронике появляется не ранее VII века. Согласно латинскому апокрифу «Смерть Пилата» («Mors Pilati»; VII–VIII вв.; гл. 2–3), Вероника решила заказать художнику портрет Христа, но Спаситель, узнав ее желание, приложил холст к Своему лику и запечатлел на нем Свой Образ. В других рукописях VII века история самоотпечатка описывается совершенно по-разному; кроме того, во всех них речь идет о прижизненном, а не о посмертном изображении лика Христа.

Католический ксендз Мечислав Пиотровский (ks. Mieczysław Piotrowski, TChr) пишет, что «Плат Вероники» попал в Рим в VIII веке. В 753 году в папских хрониках «появилась запись, что папа Римский Стефан II шел босиком в процессии, неся нерукотворное изображение на ткани лика Христа». Эта реликвия называлась «первой иконой», «платком из Камулиана» (город недалеко от Эдессы), «мандилионом из Эдессы». Все были убеждены в нерукотворности этого образа. Реликвия хранилась в капелле святой Вероники в базилике святого Петра в Риме. Данте Алигьери (1265–1321) в «Vita nuova» писал, что толпы людей приходили посмотреть на Божественный лик Христа на Плате Вероники. Неоднократно упоминает он о нем и в «Божественной комедии». О Божественном лике на Плате Вероники писал Франческо Петрарка (1304–1374) в «Familiari canzoniere». Об образе на Плате упоминает и святая Бригитта Шведская, побывавшая в Риме в 1350 году.

В 1011 году в Константинополе с Мандилиона была сделана копия, которую привезли в Рим.

Однако Вильсон считает, что в действительности всё было иначе. В 1011 году в Константинополе с Мандилиона была сделана копия, которую привезли в Рим, где для нее был сооружен специальный алтарь, освященный папой Сергием. Эту копию стали называть Покрывалом, или Платом, Вероники. Лингвистический анализ показывает, что слово «Вероника» содержит в себе латинское Vera (истина) и греческое eikon (образ). Таким образом, речь идет о копии изображения Христа, истинной иконе, нарисованной художником византийской или западной школы, затем размноженной под названием Плата Вероники в более поздние времена.

Однако интрига второго «Нерукотворного образа» этим не исчерпывается. Нельзя умолчать о том, что на Западе существует и третий «Нерукотворный образ», который одновременно является и как бы вторым Платом Вероники.

(Продолжение следует.)

Молясь перед иконами, люди нечасто задумываются над тем, откуда появились иконы, когда и кем была установлена традиция иконопочитания. Молитва перед образом настолько привычна нам, что она представляется извечной. Между тем, в Евангелии Христос ни разу не говорил об иконах. Зато Священное Предание передает нам историю первой иконы, которую создал Христос — она не была сделана руками человеческими, но имеет чудесное происхождение, почему и называется Спас Нерукотворный (слово Спас — сокращение от «Спаситель», титул Христа как спасшего всех людей от рабства греха). Этот образ долгое время сохранялся человечеством, он имеет длительную историю и глубокое богословское значение.

Икона Спаса Нерукотворного — одна из важнейших в христианстве. В статье вы узнаете, как была сделана первая икона, какие чудеса были сотворены от нее, каково ее значение для искусства иконописания и в чем разница между вариантами «Спаса Нерукотворного» «на убрусе» (Мандилион) и «на чрепии» (Керамидион).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПОЧИТАНИЯ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО

В Евангелии и апостольских посланиях совершенно отсутствует описание внешности Христа. Тем не менее, все иконы Господа показывают нам одинаковый образ Богочеловека (даже иконы Богоматери в изображении Ее сильнее отличаются между собой). Это объясняется как раз чудесным созданием собственной иконы Христом. Историю этого удивительного события записал римский историк Евсевий из Палестины, христианин, а также преподобный Ефрем Сирин — святой подвижник Сирийской пустыни. Документ является реальным историческим источником, благодаря описаниям Евсевия до нас дошли многие бытовые подробности жизни Римской империи того периода.

Евсевий писал, что при жизни Христа слава о Нем и Его чудесах распространилась даже до других стран. Правитель города Эдесса (сейчас он находится в Турции) по имени Авгарь направил ко Христу слугу и искусного художника. Авгарь был пожилым человеком и тяжело страдал из-за болезни суставов ног. Он просил помолиться о нем и исцелить недуг, а чтобы самому увидеть Христа (по болезни он не смог этого сделать, а изображений Господа еще не было) — дал указание художнику зарисовать Христа с натуры. Это было обычной практикой в Римской империи: создание портретов и лепка бюстов с натуры. Искусство к моменту земной жизни Христа было достаточно развито, чтобы изображать с помощью светотени: многие считают, что схематичные черты иконописи стали следствием недостаточного понимания создателями образов живописи, но это не так; иконопись имеет собственный язык рисунка, заключающийся в приемах обратной перспективы и символизме.

Когда посланцы царя передали Христу просьбу об исцелении, Господь обещал, что один из Его апостолов посетит Эдессу и просветит его народ светом новозаветного учения. В это время художник царя пытался и никак не мог зарисовать Христа. Тогда Сам Господь взял полотенце (платок, по-церконовнославянски «убрус») и отер им лицо — на платке отпечатался Лик Господа. Вот почему этот образ называется Нерукотворным: руки человека не смогли с помощью красок изобразить Его, но благодать Господа, Его собственная энергия и сила создали изображение. Вероятно, это изображение было подобно Туринской плащанице, где виден Лик Иисуса Христа, как на фотографии.

Так еще при жизни Спасителя возникла первая икона. Царские послы доставили чудесный образ на ткани в Эдессу. Нерукотворный Образ-Мандилион (по-гречески — на ткани) стал почитаться как великая святыня царем. А когда после Вознесения Христа город посетил святой апостол Фаддей, по свидетельству другого историка, Прокопия Кесарийского, он излечил царя Авгаря, проповедовал христианство и совершил много чудес. Тогда образ Спаса Нерукотворного стал городской святыней, оберегавшей эдессян, и был размещен над городскими воротами как знамя Эдессы. На протяжении нескольких веков по молитвам перед ним было совершено множество чудес, а летописец Евагрий Антиохийский записал свидетельства о чудесном избавлении Эдессы от осады врагов благодаря ему.

Увы, один из потомков Авгаря стал язычником и иконоборцем. Чтобы уберечь от уничтожения чтимый образ христиане Эдессы заложили икону камнями в стене. Образ так долго был спрятан, что поколение христиан, переживших гонения, уже не помнило о местонахождении святыни. Только во время новой войны, в VI веке, после молитвы горожан о спасении, епископ города во сне увидел место скрытия образа. Когда каменную кладку сняли, оказалось, что на камнях («на чрепии», по-церковнославянски) также отпечатался Лик Христа. Продолжала чудесно гореть и маленькая лампада, поставленная в прежние века.

Оба образа стали предметом поклонения. Икону, отпечатавшуюся на камнях, назвали Керамидион и поместили в киот, а Мандалион был перенесен в алтарь городского собора, откуда выносился для поклонения верующим лишь дважды в год.

В конце XI века армия византийцев осадила город и требовала сдаться под власть императора. В обмен на мир константинопольцы предложили отдать им чудесный Нерукотворный образ — Мандалион. Жители Эдессы согласились, икона была перенесена в Константинополь. А этот день — 29 августа по новому стилю — теперь является церковным праздником. Это Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день на Руси завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.

В 1011 году художником Западной Церкви был сделан список на ткани с Нерукотворного Образа. Он был перенесен в Рим под названием «vero eikon» - истинный образ и стал известен с названием «Плат Вероники». От этого списка также происходили чудеса, он дал основу обширной иконографии Господа Иисуса Христа в Католической Церкви.

К несчастью, чудотворный Мандилион не дошел до наших дней. Во время крестового похода 1204 года он был захвачен крестоносцами и, по легенде, утонул вместе с кораблем похитителей.

На Русь Мандилион не приносился никогда, однако имелись списки, прославленные чудесами. Древнейшая русская икона Спаса Нерукотворного относится к XII веку и написана предположительно в Новгороде. Изображение ткани на ней отсутствует, поэтому образ относят к Керамидиону (этот вид иконографии Нерукотворного Образа называется «Спас на чрепии»). По мнению искусствоведов, эта икона близка к чудотворному Эдесскому образу. Возможно, его список был привезен на Русь в первые века после ее Крещения князем Владимиром. Образ был почитаемой святыней Московского Кремля, а сейчас пребывает в Третьяковской галерее.

ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО

Описание иконы, созданной Христом для царя Авгаря и сохраняемой эдессцами, дошло до нас по историческим свидетельствам. Известно, что убрус — ткань с отпечатком Лика — была натянута на деревянной раме, как сегодня художники делают холст на подрамнике.

Икона представляет собой изображение только Лица Христа с окружающими Его волосами, без шеи — действительно, как если бы человек умылся и отерся полотенцем до подбородка.

Пожалуй, это единственная икона, которая специально концентрирует внимание на Лике Христа, особенно же Его глазах. Узнаваемость и особое впечатление об иконе создает и симметричность изображения Лика Спасителя. Глаза Христа на образе часто смотрят в сторону, указывая на промысл Божий о человеке. Скошенность взгляда делает выражение лица одухотворенным, исполненным понимания Тайны Мироздания. Искусствоведы оценивают новгородский список Спаса Нерукотворного как воплощение идеальной красоты в Древней Руси и античности, находят в нем пропорции золотого сечения и идеал симметрии — такое изображение указывает на Совершенство Господа и созданного Им.

Большую роль в создании впечатления и молитвенного настроения при взгляде на икону играет выражение Лика Спасителя: мимолетные эмоции отсутствуют на Нем, Лик отражает лишь духовный покой, чистоту, безгрешность.

Новгородский список является редкостью: чаще на иконах Спаса Нерукотворного изображается Мандалион или «Спас на убрусе». Лик Христа явлен в золотом сиянии на фоне белой ткани (иногда даже подчеркивается ее назначение полотенца полосками по краям) с разными складками, узлами наверху и даже держащими концы ткани Ангелами. Реже Лик изображается на фоне собственно кирпичной кладки или просто на золотом фоне.

ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ ДЛЯ ТРАДИЦИЙ ИКОНОПИСАНИЯ И БОГОСЛОВИЯ

Чудесное явление образа Спаса Нерукотворного в VI веке стало большим толчком для иконописи. Он явился именно в период иконоборчества (в это время христиан даже убивали за почитание икон, сами же иконы безжалостно уничтожались — вот почему так мало образов дошло до нас с первых веков христианства), когда воспоминание об установлении традиции поколения иконам Самим Христом стало важнейшим аргументом в спорах с еретиками. Икона — окно в мир духовный, изображение Первообраза (Христа, Богоматери, святых), через который мы воздаем честь и обращаемся к Нему Самому. Именно поэтому не совсем верно говорить «Молитва иконе» или «Казанская Богородица»: молятся перед иконой, а иконы Богородицы называются, например: Казанская икона Божией Матери.

В первые века икона, кроме богословской, несла и функцию «Библии для неграмотных» — не все могли приобрести книгу, долгие века они были очень дороги. Впрочем, по сей день многие образы являются иллюстрациями к событиям из жизни Господа, Его угодников или Божией Матери.

Чудесно оставшийся отпечаток Лика Христа на ткани напоминает о Божественном начале иконописи. Изображение Лика Спасителя назидает каждого православного христианина: нужно иметь личные отношения с Богом. Молитва, даже своими словами, Богообщение в Таинствах Православной Церкви, изменение своей жизни по учению Христа — вот что приводит нас в Царствие Небесное уже на земле. Никакие обряды и ритуалы, особые слова молитв-заговоров не помогают. Чтобы жить со Христом в Царствии Небесном, нужно узнать Его здесь, в нашей жизни. Взгляд Спаса Нерукотворного зовет нас следовать за Ним, подражать Господу в мудрости, доброте, самопожертвовании — вот в чем смысл христианской жизни.

Интересно, что икона Спаса Нерукотворного как первая христианская икона и как важнейшее выражение учения Христа обязательна к исполнению для учащихся иконописцев. Во многих школах это первая самостоятельная работа учеников.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ИКОНЕ «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»

Жизнь Сына Божьего на Земле, тайна Боговоплощения подробно описаны в Евангелии, истолкованы во множестве книг Отцов Церкви. Господь отдал себя в жертву за грехи людские и победил саму смерть, в Своем Воскресении весь род человеческий вернув в рай. Вот почему, несмотря на важность наших молитв к святым — нашим святым помощникам — и Богородице, обращение к Самому Богу — необходимая ежедневная молитва. Напомним, что Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, обращаясь ко Господу и Небесным Силам.

Господу молятся во всех нуждах:

    • О выздоровлении от заболеваний;
    • О милосердии Божием в нуждах ваших и ваших близких;
    • О здоровье своем, родных и детей;
    • О помощи в делах, благосостоянии;
    • О верном выборе, принятии правильных жизненных решений;
    • Об избавлении от грехов и пороков.

Ведите молитвенный диалог с Богом, соизмеряйте свои поступки с примером Христа, чаще — представляйте, что сказал бы Сам Бог, видя ваши дела и слыша ваши мысли — ведь Он Всеведущ. Не отчаивайтесь ни при каких ошибках, спешите в храм на Исповедь и соединяйтесь с Богом (при должной подготовке, о которой лучше прочитать в православной литературе) в Таинстве Причастия. Ни в коем случае нельзя использовать иконы при заговорах, ворожбе, в ритуалах. Общение должны быть только с Богом и Его угодниками, Его Ангелами — экстрасенсы, «народные целители» и колдуны общаются только со злыми духами, Ангелам же приказывать никто не может.

Благодарите Бога за помощь Его в вашей жизни: Он откликался на ваши просьбы, высказанные и не высказанные — вспомните многие счастливые случаи в жизни. Господь действительно управляет к лучшему нашу жизнь, показывая на наши возможности, приводя к благодарности Богу за все. А смирение перед трудностями, обращение к Богу с молитвой и без злобы в это время — залог нашего спасения и воспитания души, личностного роста. Мы должны стремиться к угодной Богу жизни, посещать храм, молиться за богослужением, помогать людям, прощать грехи и ошибки наших ближних, спокойно вести себя в конфликтах.

Господь — это великая Сила и великая Любовь, нужно только верить — а значит доверять Ему свою жизнь и свою душу. Христос, будучи Всемогущим, добровольно, чтобы стереть из истории мироздания прошлые и будущие грехи человечества, пошел на унижения, пытки и страшные страдания на Кресте. Учение Господа Иисуса – это призыв к покаянию, к любви всех людей друг к другу, состраданию и жалости даже к страшным грешникам.

Молиться ко Господу Иисусу Христу перед образом Спаса Нерукотворного можно и своими словами, и церковными молитвами. Стоит чаще читать перед этим образом Молитву Господню, записанную в Евангелии со слов Самого Христа — «Отче наш». Ее же можно читать утром и перед сном, перед приемом пищи и перед началом любого дела.

Молитву Иисусу Христу перед иконой «Спас Нерукотворный» можно на русском языке онлайн по тексту ниже:

Благой Господь наш Иисус Христос, Сын Божий! Ты в древнее время, при жизни Твоей земной, плоть Твою, Твое лицо святой водой омыл и убрусом отер, чудесно же Лик Твой на этом полотенце изобразился, Ты же его Эдесскому царю Авгарю для исцеления болезни благословил послать.
Так и мы сейчас, грешные рабы Твои, страдающие душевными и телесными болезнями, Твоего Лика, Господи, ищем и с царем псалмопевцем Давидом смиренной душой молимся: не отвернись от нас, но отведи Твой гнев от рабов Твоих, будь нам Сильным Помощником, не отвергни нас и не оставь нас в одиночестве. О Всемилостивый Господи, Спаситель наш! Сам поселись благодатью Твоей в душах наших, чтобы в святости и правде живя на земле, стали мы истинными сыновьями и дочерьми Твоими, и наследниками Царства Твоего, где Тебя, все милости Подающего нам Бога нашего, вместе со Безначальным Отцом и Духом Святым славить не перестанем вечно.
Господи! Я Твой сосуд: наполни меня дарованиями Духа Твоего Святого! Без Твоей помощи я пуст и не имею благодати, часто полон всякого греха. Господи! Я Твой корабль: наполни меня грузом добрых дел. Господи! Я Твой ковчег: наполни меня вместо страстей, любовью к Тебе и к образу Твоему - моему ближнему. Аминь

Да хранит вас Благой и Милосердный Господь!