Библиотеки как информационные центры. «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки Заключение на тему библиотека информационный центр

  • 9.В чем заключается технология «избирательного распространения информации»?
  • 10. В чем заключаются задачи объединения Росинформресурс?
  • 11. В чем функции Российской книжной палаты?
  • 12. В чем основное назначение тезисов и конспектов и чем они отличаются друг от друга?
  • 13. В чем основные отличия информационного центра от библиотеки?
  • 14.-15. В чем основные функции национальной библиотеки?
  • 16. В чем особенность библиографического описания «под заглавием»?
  • 23. В чем состоят функции информационной деятельности?
  • 30. Дайте определение понятию «факт».
  • 36. Зачем нужна аннотация?
  • 49. Какие навигационные инструменты представляет библиотека читателям для поиска литературы кроме библиотечных каталогов?
  • 56.-57. Какие типы информационно-поисковых языков Вы знаете?
  • 58. Какие экономические базы данных, кроме электронных ресурсов библиотеки, доступны на сайте ниу вшэ?
  • 59. Каким образом расставляются библиотечные фонды?
  • 72. Основные задачи, решаемые программой «Электронная Россия».
  • 73. Охарактеризуйте формальные и неформальные каналы коммуникации.
  • 74. Перечислите возможные варианты построения списка использованной литературы.
  • 76) Признаки формирования информационного общества.
  • 77. Перечислите основные виды библиотечных каталогов на бумажных носителях, укажите преимущества электронного каталога.
  • 78. Приведите классификацию основных видов информационных услуг
  • 79.Перечислите основные группы классификации информации в соответствии с ее свойствами или характеристиками
  • 80.-81. Перечислите основные издания Книжной палаты..
  • 82. Перечислите основные информационные продукты информационного центра.
  • 83. Перечислите основные каналы поступления литературы в библиотеки.
  • 84. Перечислите основные компоненты информационной экономики.
  • 85. Перечислите основные критерии полезности информации.
  • 86. Перечислите основные материальные носители информации?
  • 87. Перечислите основные направления развития электронных библиотек? Какие электронные библиотеки Вы знаете?
  • 88. Перечислите основные образовательные порталы, созданные в рамках программы информатизации в Российской Федерации
  • 98. Перечислите положительные последствия информатизации общества.
  • 99. Перечислите способы фиксации информации.
  • 108. Приведите основную схему библиографического описания web страницы.
  • 125.Что Вы знаете про проект Google Books?
  • 126.-127. Что называется информационной средой?
  • 128. Что такое «Окинавская хартия»?
  • 129. Что такое автореферат диссертации? Кто его формирует? Является ли он печатной работой? Как он попадает в библиотеки?
  • 130. Что такое авторский знак и где он используется?
  • 140. Что такое индекс цитирования научной работы?
  • 149. Что такое обработка информации? Какие процедуры в нее включаются?
  • 150. Что такое патент и каким образом можно найти патентную информацию?
  • 157. Что такое цикл жизни данных?
  • 13. В чем основные отличия информационного центра от библиотеки?

    Информационный центры специализируютя на сборе, аналитико-синтетической переработке информации, а библиотеки на распространении.

    14.-15. В чем основные функции национальной библиотеки?

    Разработка, поддержание и использование системы обязательного экземпляра

    Формирование фонда отечественных документов, осуществляемое на основе принципа исчерпывающей полноты комплектования и постоянного хранения

    Формирование фонда иностранных документов в пределах интересов и возможностей государства

    Управление фондами, хранящимися в библиотеке, как национальным достоянием.

    Координация внутригосударственного и международного книгообмена

    Выпуск текущей и ретроспективной национальной библиографии

    Разработка и поддержание национальных правил каталогизации, национального формата, национальной классификационной системы

    Обеспечение общественного доступа ко всем своим фондам, в том числе удаленного доступа

    16. В чем особенность библиографического описания «под заглавием»?

    Особенностью библиографической записи на них является указание номера (шифра) темы, этапа, номера государственной регистрации, инвентарного номера отчета, исполнителей. Например:

    17. В чем отличие архива от библиотеки?

    прежде всего, по своей общественной роли, также в генезисе и структуре хранимой информации (http://www.rusarchives.ru/publication/elpatievsky.shtml )

    18.- 19. В чем отличие номеров ISSN и ISBN ?

    позволяющий идентифицировать любое серийное издание независимо от того, где она издана, на каком языке, на каком носителе.

    20.- 21. В чем различия в понятиях «электронный текст» и «электронная книга»?

    Электронный текст - это текст, который хранится не на бумаге, а виде компьютерного файла того или иного формата.

    Электронная книга - вид электронных ресурсов, предназначенных для коммерческого использования и защищенных от незаконного распространения специальными аппаратно-программными средствами.

    22. чем смысл понятия «обязательный экземпляр»? Когда оно появилось впервые?

    Обяза́тельный экземпля́р - экземпляр различных видов тиражированных документов, подлежащий передаче его производителем в библиографирующие учреждения, крупные библиотеки и информационные центры в порядке, установленном Федеральным Законом «Об обязательном экземпляре документов». На основе этой системы ведётся библиографический учёт издаваемой продукции и происходит пополнение фондов крупнейших библиотек в стране. Существует два типа обязательных экземпляров - бесплатные, передаваемые на безвозмездной основе (то есть передаваемые за счёт самого издателя), и платные. Впервые обязательный экземпляр был введён ордонансом (получившем название «Монпельерский эдикт») короля Франциска I во Франции в 1537 году. Появление его в России относится к 1783 году

    23. В чем состоят функции информационной деятельности?

    сбор, обработка, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование организационного ресурса и организация доступа к нему

    24.-25. Где можно найти индекс цитирования интересующего Вас ученого?

    Индекс цитирования российский цченых можно найти на сайте http://www.famous-scientists.ru/ , зарубежных в базе данных Mathematical Review.

    26.-27.Дайте определение информационного общества

    информационное общество, в котором производство информационных продуктов и оказание информационных услуг преобладает над всеми другими видами социально-экономической активности людей.

    28. Дайте определение понятию «данные».

    Данные - это информация, представленная в формализованном виде, пригодном для автоматической обработки при возможном участии человека. Данные - это информация, записанная (закодированная) на языке машины. Данные - это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления в предметной области, а также их свойства.

    29. Дайте определение понятию «знания».

    Знания - это специальная форма представления информации, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее.

    Знание - продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого.

    Знание - это отражение "нечто" (реального мира) в сознании. Или, может быть, так: знание есть конструкция, фиксация в нашем сознании в виде ощущений, представлений, понятий, образа-существования объективных связей между предметами и явлениями реального мира.

    «Знания -это хорошо структурированные данные или данные о данных, или метаданные».

    Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.

    Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий.

    Существующие хозяйственные системы интегрируются в экономику знаний. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства.

    Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств.

    Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.

    Понятие «Информационный центр», понятие «Библиотека»

    Рассмотрим понятие «Информационный центр». ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность. Термины и определения» достаточно четко формулирует определение информационного центра. Информационный центр: организация, выполняющая функции по сбору, аналитико-синтетической переработке и распространению информации.

    В терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным отраслям знания дано такое определение. Информационный центр - постоянный или временно действующий информационный орган, осуществляющий информационное обслуживание по кругу заранее определенных вопросов. Организует и координирует работу прямо или косвенно подчинённых ему информационных подразделений. Информационный центр, осуществляющий деятельность в сфере науки, именуется научно-информационным центром (НИЦ), а в области развития техники - центром научно-технической информации (ЦНТИ).

    Обычно «информационный центр» воспринимают и понимают, как сервисную службу, целью которой является обеспечение информационных потребностей учреждения (организации, фирмы), его создавшего. Центр осуществляет мониторинг документальных потоков, сбор и переработку информации, создает базы данных в своей предметной области, выдает информационный продукт по конкретным запросам пользователя. Объектом управления здесь является информация, а информационной стратегией - обслуживание запросов.

    Теперь рассмотрим понятие библиотека. ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность. Термины и определения» даёт определение понятию «библиотека». (п. 3.1.39). Библиотека: информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги .

    В терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным отраслям знания 1995 года дано такое определение понятию библиотека.

    Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.

    Так же определяется библиотека и в законе Российской Федерации «О библиотечном деле» , и Модельном библиотечном кодексе СНГ . В определениях, данных в словарях и законодательных документах, в качестве цели деятельности библиотеки выдвигается то «организация общественного пользования книгами», то «удовлетворение потребностей граждан», то «предоставление документов во временное пользование».

    Термин «библиотека» происходит от гр. «bibliotheke», где «biblion» означает книга, а «theke» - хранилище. Его содержание трактовалось представителями разных школ и эпох далеко не однозначно и менялось вместе с изменением представлений о месте и роли библиотеки в жизни общества. Несмотря на многочисленные исследования, библиотековеды так и не пришли к общему выводу о сущности библиотеки. В результате количество определений термина «библиотека» в конце XX - начале XXI в. не только не уменьшилось, а наоборот, увеличилось. Полисемия термина «библиотека» является объективной реальностью сегодняшней науки, что нашло свое отражение в последних выпусках энциклопедических изданий, которые определяют библиотеку, как правило, используя 3-4 дефиниции.

    Энциклопедический словарь «Книговедение» характеризует библиотеку как учреждение, которое «организует сбор, хранение, общественное использование произведений печати, а также др. носителей социальной информации...» . В положении «О библиотечном деле в СССР» и терминологическом словаре «Библиотечное дело», которые вышли практически в то же время, библиотека определялась как учреждение, организующее «...общественное пользование книгами, другими произведениями печати, рукописями, видеозаписями, звукозаписями и иными материалами...». В отличие от предыдущего в этом определении отсутствует даже упоминание о функциях сбора и хранения, а основной акцент сделан на общественном пользовании книгами. Такой же разнобой царит и в определении основного элемента библиотеки. Это то «носители социальной информации», то «книги и другие произведения печати», то «материализированная информация», то «тиражированные документы», Ю.Н. Столяров, последовательно отстаивающий свою точку зрения на библиотеку как 4-элементную систему, предложил определение, охватывающее все элементы библиотеки как системы, ее принадлежность и цель деятельности. По Ю.Н. Столярову, «библиотека есть принадлежащее обществу в целом, его части или отдельному члену обеспеченное материально-технически, упорядоченное множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотекарем пользователям - физическим и юридическим лицам - с целью удовлетворения их информационных потребностей» .

    В последние десятилетия XX ст. ряд исследователей, в том числе М.И. Акилина, Н.В. Жадько, С.В. Красовский, В.П. Леонов, Р.С. Мотульский, Е.Т. Селиверстова, А.В. Соколов, Ю.Н. Столяров, В.Р. Фирсов и другие, стали рассматривать библиотеку как социальный институт.

    Как социальный институт библиотека создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других библиотек и учреждений. При этом необходимо отметить, что информационные потребности пользователей могут носить самый разнообразный характер и касаться как разных сфер профессиональной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, здравоохранения, образования, культуры, искусства и др.), так и повседневной жизни (кулинарии, воспитания детей, хобби, отдыха и туризма и др.).

    Следовательно, библиотеке присущи основные функции, которые выполняет социальный институт:

    Создание возможностей членам общества удовлетворять свои потребности и интересы;

    Регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений;

    Обеспечение устойчивости общественной жизни;

    Содействие интеграции стремлений, действий и интересов индивидов;

    Осуществление социального контроля.

    Деятельность любого социального института определяется набором правовых и социальных норм, сформированных в определенную легитимированную и санкционированную систему, интеграцией его в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуру общества; наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предложений и социального контроля . Библиотека является одним из элементов общества и органически интегрирована в его социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры. В результате многовекового взаимодействия общества и библиотеки узаконены нравственные и правовые основы ее деятельности, которые сформировались в легитимированную и санкционированную систему. В каждой стране такая система складывается в зависимости от особенностей политической системы, национальных традиций и норм и ряда других факторов.

    Сегодня и в библиотечной практике идет процесс формирования информационно-библиотечных центров (ИБЦ), причем на разных территориально- административных уровнях - областном и муниципальном. В профессиональной литературе эта тема остается пока не полностью разработанной . В связи с этим, представляется важным и своевременным определить, насколько правомерно и по каким параметрам можно идентифицировать библиотеку как информационно-библиотечный центр. В основном переориентация библиотек в сторону усиления информационной составляющей их работы произошла в последнее десятилетие - с постепенным внедрением в работу библиотек рыночных, маркетинговых принципов, когда они уже не ориентировались только на запросы реальных читателей, а стали строить свою работу с учетом также потребностей потенциальных пользователей.

    Все эти явления вызвали к жизни активные новые практики, ставящие целью поиски решений по переустройству, пересмотру функций библиотек, приспособлению их к новым условиям существования в постиндустриальном обществе, а также интенсивные размышления библиотечных специалистов о сущности и предназначении этих учреждений, их миссии, роли в культурном пространстве и об их будущем.

    Степень изученности проблемы. Литература по данному вопросу существует. К ней принадлежат работы, авторы которых видят в библиотеках преимущественно информационные учреждения и связывают будущее библиотек прежде всего с развитием документных функций и информационных технологий (работы А.В. Соколова, Р.С. Мотульского, В.В. Скворцова, В.П. Леонова, Я.Л. Шрайберга и др.).

    Поскольку нет абстрактных потребностей в абстрактной информации, можно даже достаточно точно назвать рубеж, когда библиотеки начали реально осознавать себя информационными центрами. Это 1993-1994 годы.

    Именно тогда достигли своего апогея стремительно набравшие силу отраслевые специализации библиотек в России (например, у Екатеринбургской МИБС и ЦБС «Кунцево» - библиотечные центры искусств, «здоровье», «Дом семьи», культурно-образовательный центр, библиотеки «Детектив", «Истоки», «Тинейджер»). Активизировалась организация досуговой сферы жизни населения (библиотека-клуб, библиотека семейного чтения). Вариантов библиотечных специализаций было множество. Это было модно и, видимо, своевременно.

    Тогда же появились первые информационные специализации. Это были деловые (бизнес) библиотеки. Назывались они по-разному: информационно-деловой центр, бизнес-центр, деловой информационный центр, агентство деловой информации. Впервые массовые библиотеки выдвинули понятие «Информационный» на первый план, сблизив его с понятием «Библиотечный».

    Именно в связи с этой специализацией, способной, как полагали библиотекари, принести им дополнительный доход, в полной мере вошли в библиотечный обиход такие понятия, как информационные потребности населения и платежеспособный спрос на библиотечные услуги. Именно тогда библиотекари осознали, что пользователю все чаще нужен не документ (за исключением произведений, имеющих абсолютную ценность), а некое знание, или иначе - информация, и что при определении информационной специализации библиотечного подразделения стоит ориентироваться не на фонд, а прежде всего - на потребности населения.

    Библиотека выполняет разнообразные функции информационного центра для местного сообщества. Учредители библиотеки, будь то администрация (муниципалитет) или учреждение (организация) видят в ней инструмент, способствующий реализации своей политики. Это зафиксировано в федеральных и местных законодательных актах (законах, постановлениях, распоряжениях и пр.) и подтверждается самой деятельностью библиотек. Как информационный центр библиотека стремится также обеспечить свободный и равный доступ к информации всем слоям населения, для чего формирует универсальный документный фонд, создает собственные информационные ресурсы, структурирует информацию в виде каталогов и баз данных, предлагает разнообразные информационные услуги.

    Библиотеки, в чьи задачи входит обеспечение доступа к качественной, объективной и актуальной информации по всем областям знаний, признаются не только одним из ключевых инструментов построения информационного общества, но и одним из его базовых элементов. Современные общедоступные библиотеки являются центрами информации, дополнительного и инновационного образования, широкого культурного и межличностного общения, обеспечивают доступ к информации на разных носителях, способствуют приобретению новых знаний. Основу библиотечной деятельности составляет предоставление пользователям библиотек и другим заинтересованным лицам библиотечно-информационных услуг, в процессе потребления которых окончательно проявляется их качество и эффективность. Библиотечно-информационные услуги, удовлетворяя потребности пользователей в информации, образовании и культуре, становятся каналом социальной коммуникации и как средство информационного сервиса способствуют повышению человеческого потенциала, а также созданию дополнительного общественного продукта продвижению идей развития общества. Предоставляя конкретные услуги пользователей, библиотека не только должна соответствовать существующим информационным потребностям общества, но и, будучи социокультурным институтом общества, участвовать в формировании этих потребностей. При этом как живая и динамично развивающаяся структура библиотека способна заполнить собою едва ли не любую социальную нишу. Развитие телекоммуникационных технологий в библиотечной сфере существенно расширило границы обслуживания пользователей, предоставив возможности доступа к значительному количеству территориально удаленных ресурсов, использование которых в традиционной среде нередко затруднено, таким как полные тексты книг и периодических изданий, электронные публикации (не имеющие печатных аналогов), фактографические, адресные, справочные базы данных, новостная, реферативная и библиографическая информация, каталоги библиотек и издательств, изображения и т.д.

    Однако некоторые параметры, прежде всего, относящиеся к данным об электронных ресурсах и услугах и не одинаково характеризующие в настоящее время деятельность библиотек в силу различных причин, могут быть определены в качестве цели, к которой необходимо стремиться, т.к. каждой библиотеке приходится культивировать позитивный подход к своей «непохожести» (брэнду) как движущей силе изменений и развития. Следствием радикальных изменений, вызванных развитием и использованием информационных технологий, широким внедрением в библиотечную практику электронных ресурсов, явилась необходимость переосмысления роли традиционных библиотек в организации обслуживания пользователей, обеспечить создание системы комплексного обслуживания в режимах локального и удаленного доступа к информации и документам на любом носителе, повысить качество информационно-библиотечной деятельности и обслуживания пользователей в условиях постоянно растущего объема мировых информационно-сетевых ресурсов.

    Информационный центр же делает информационную работу регулярной, систематической, подчиненной определенным правилам. Во многих случаях это позволяет избегать типичных ошибок и применять наработанные приемы для решения характерных проблем в этой работе. В свою очередь, это положительно сказывается на качестве информационных материалов, которые готовит организация. Хорошо организованная, систематическая работа с информацией, как правило, увеличивает эффективность использования информационных и других ресурсов, находящихся в распоряжении организации.

    В ходе работы информационного центра вырабатываются собственные методики, позволяющие эффективно собирать, организовывать и анализировать, а также распространять информацию. Во многих случаях оказывается целесообразным и создание новой информации -- проведение собственных наблюдений или исследований. Такая работа помогает приобрести собственный опыт и знания, необходимые для эффективной информационной работы, вносит вклад в формирование “альтернативного канала” получения информации.

    Информационный центр способен расширить круг участников проектов, привлечь к работе квалифицированных экспертов. Наконец, во многих случаях наличие информационного центра -- это повышение авторитета организации.

    В задачи центра, как правило, входят: работа по формированию упорядоченного архива информационных материалов, где с помощью каталогов можно получить имеющийся документ; обработка информации, подготовка аналитических и других материалов, издательская деятельность, консультации, обучающие семинары и т.д.

    Наиболее естественной является ситуация, при которой “зародышем” центра служат те информационные ресурсы, которые сформировались в ходе общей работы организации, были изначально предназначены для подготовки информационных материалов или внутреннего использования. Однако и в любом другом случае работа центра тесно связана с деятельностью организации, органично “встроена” в нее, важна для выполнения текущих проектов организации. Для этого утверждения есть серьезные основания содержательного и организационного характера.

    Для того, чтобы создать условия для эффективного получения нужной информации пользователями, структура центра должна обеспечивать различные каналы распространения информации (с точки зрения пользователей -- каналы доступа к информации). Эти каналы можно условно разделить на систему открытого доступа к имеющейся в центре информации, службу консультаций (информационных запросов) и систему активного распространения информации.

    Система открытого доступа может включать самые разные элементы, например точку доступа в Интернет, доступ к электронным базам данных, и т.д. Важно, что посетитель имеет возможность самостоятельно обратиться к источникам информации. Помощь консультанта в этом случае минимальна и сводится к инструктированию посетителя о системе поиска, принципах организации информации, характерных для центра и т.п.

    Другое средство распространения информации -- консультационная служба. Здесь консультанты помогают найти уже не столько источник информации, сколько конкретный ответ на интересующий вопрос. Если такая служба работает в рамках комплексного информационного центра, ее задача часто состоит в том, чтобы помочь посетителю прояснить проблему, корректно поставить вопрос. После этого посетитель способен самостоятельно найти ответ при помощи, например, библиотеки. Эта форма работы требует высокой квалификации консультантов центра, и, в свою очередь, способствует повышению квалификации сотрудников вашей организации. Работа такой службы может включать очные консультации и ответы на письменные запросы.

    Система активного распространения информации также является важным элементом информационного центра. Эта система может включать публикации (периодические или разовые), проведение семинаров, тренингов, информационных кампаний, размещение информации в сети Интернет и прочее.

    Все эти формы распространения информации при налаженной работе информационного центра тесно взаимосвязаны и увеличивают эффективность друг друга. Так, на основе типичных ответов на повторяющиеся вопросы могут готовиться документы, которые постепенно перерастают в более серьезные материалы -- брошюры и книги. Консультационная служба способна предоставлять посетителю необходимую вводную информацию для пользования службами открытого доступа. В свою очередь, ресурсы открытого доступа (например, библиотека) могут использоваться консультантами при ответах на запросы, а также для подготовки семинаров, публикаций и т.п. Результаты “активного распространения информации” -- книги, базы данных, материалы семинаров, занимают место в системе открытого доступа.

    Кроме того, центры организуют семинары, образовательные программы, тренинги, в которых участвуют представители государственных и коммерческих организаций.

    В заключение заметим, что библиотеки способны стать центрами не только информационной, но и более того, одними из центров общественной жизни вообще. Разумеется, необходимым условием этого является грамотная организация их работы.

    Переход современной системы образования к реализации образовательных стандартов второго поколения ставит перед школьной библиотекой ряд новых задач. Современная школьная библиотека должна стать гарантом реализации ФГОС, обеспечивая условия для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, выступая в качестве ресурсного центра для всех субъектов образовательного процесса.

    Новые образовательные стандарты ввели понятие информационно-образовательной среды, частью которой и должна стать школьная библиотека, перейдя в статус информационно-библиотечного центра (ИБЦ).

    Статус информационно-библиотечного центра подчёркивает возможность выполнения требований ФГОС, что означает:

    Обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

    Информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию);

    Укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью; учеб-но-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения; дополнительной литературой.

    К основным проблемам развития школьных библиотек Вологодской области, препятствующим их переходу в статус информационно-библиотечных центров, относятся несовершенство нормативно-правовой базы, противоречия между функционалом школьного библиотекаря и имеющимся штатным расписанием образовательной организации, кризис фондов, проблемы кадрового обеспечения, слабое материально-техническое оснащение школьных библиотек.

    В настоящее время библиотеки и информационно-библиотечные центры образовательных организаций не имеют статуса педагогического структурного подразделения, хотя в соответствии с требованиями ФГОС призваны формировать информа-ционную культуру и стать площадками для организации урочной и вне-урочной проектной деятельности обу-чающихся.

    Отсутствует норматив штатных единиц в информационно-библиотечном центре, вследствие чего возникает серьёзное противоречие между функционалом педагога-библиотекаря и имеющимся штатным расписанием образовательной организации. Наблюдается отсутствие единых подходов при определении функционала сотрудников библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций.

    Большинство школьных библиотек области в настоящее время оснащено компьютерной техникой, однако эта оснащенность не достаточна. Как правило, в библиотеке отсутствует Wi-Fi, что затрудняет использование интернет-ресурсов и электронного контента. Наблюдается несоответствие материально-технического оснащения библиотек возрастающим требованиям современного образовательного процесса, что выражается в нехватке площадей, современной библиотечной мебели, компьютерной, мультимедийной и копировальной техники. Отмечается быстрое старение печатных фондов, недостаточность доступа к цифровым (электронным) библиотекам, обеспечивающим возможность использования профессиональных баз данных, информационных справочных и поисковых систем, а также иных информационных ресурсов.

    Существующая система подготовки и повышения квалификации для педагогов-библиотекарей и других работников школьных библиотек требует дальнейшего развития. Одной из проблем развития информационно-библиотечных центров является неготовность сотрудников библиотеки к широкому использованию новых информационных технологий, практическому применению современных технических средств в деятельности библиотеки.

    Комплекс проблем, препятствующих модернизации школьных библиотек, должен получить системное решение. Для поддержания единства работы информационно-библиотечных центров требуется создание на основе типовых документов таких локальных нормативных правовых актов, как:

    Положение и правила пользования информационно-библиотечным центром образовательной организации;

    Структура и штатное расписание информационно-библиотечного центра образовательной организации;

    Должностные инструкции работников информационно-библиотечного центра образовательной организации;

    Технологическая документация по работе информационно-библиотечного центра образовательной организации.

    В целях развития кадрового обеспечения деятельности информационно-библиотечных центров должна быть разработана система непрерывного образования, ориентированная на глубокую гуманитарную, психолого-педагогическую и библиотечно-информационную подготовку педагогов-библиотекарей, включая освоение ими современных информационных технологий. В результате обучения работники ИБЦ должны понимать роль информационно-библиотечного центра в образовательном процессе, быть осведомлены о предоставляемых им возможностях, должны уметь использовать эти возможности для проведения мероприятий, реализации учебно-исследовательских проектов, межпредметной интеграции, личностного развития обучающихся, реализации внеурочной деятельности.

    При обеспечении информационно-библиотечных центров образовательных организаций информационными ресурсами необходимо ориентироваться на переход от печатных изданий к электронным информационным и образовательным ресурсам, в том числе мультимедийным и интерактивным. Определяющую роль в информационно-ресурсном обеспечении современного информационно-библиотечного центра будет играть Интернет как источник и средство совместного создания информационного контента, комплектования и предоставления открытого доступа к ресурсам. Все посадочные места в библиотеке должны быть оборудованы бесплатным доступом к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента, доступ должен осуществляться как по кабелю через интерфейс Ethernet, так и в беспроводном режиме через Wi-Fi.

    При оборудовании помещений информационно-библиотечного центра необходимо придерживаться принципов безбарьерности и трансформативности пространства.

    Информационно-библиотечные центры образовательных организаций должны быть зонированы. Для ИБЦ необходимы как минимум два помещения. Количество посадочных мест в информационно-библиотечном центре (зона коллективной работы, зона проведения мероприятий) должно соответствовать средней наполняемости класса. В случае ограниченной площади возможно объединение зоны для коллективной работы и рекреационной зоны, абонемента и презентационной зоны.

    Пространство информационно-библиотечного центра должно включать зону абонемента, предназначенную для получения информационных ресурсов (как бумажных, так и электронных) во временное пользование.

    В зоне абонемента должны размещаться книгохранилища, обеспечивающие сохранность книжного фонда, медиатека и рабочее место педагога-библиотекаря, оборудованное современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС).

    Книгохранилища должны быть оборудованы архивными стеллажами для хранения части книжного фонда, шкафами с замками для хранения учебного оборудования, а также включать стеллажи открытого доступа для размещения наиболее востребованных ресурсов.

    В зоне абонемента обеспечивается доступ к государственным информационным ресурсам. Зона должна быть оборудована стеллажами открытого доступа, содержащими наиболее востребованную литературу, литературу гражданско-патриотической направленности (включая краеведческую литературу), предметную литературу для углубленного изучения, иную актуальную литературу в соответствии со спецификой конкретной образовательной организации и условий ее работы.

    Пространство абонемента должно включать зону, предназначенную для самостоятельной работы с использованием ресурсов, предоставляемых информационно-библиотечным центром. Она должна быть оборудована одно- и двухсторонними стационарными стеллажами, а также мобильными выставочными стеллажами. Оснащение абонемента также может включать газетные и журнальные шкафы, если этого требует специфика фондов информационно-библиотечного центра и если размеры зоны допускают такое размещение.

    Пространство абонемента должно быть оборудовано посадочными местами нескольких типов: стульями, диванами, пуфиками, встраиваемыми посадочными местами. Посадочные места зоны абонемента открытого доступа должны иметь доступ к государственным электронным библиотечным ресурсам, а также к информационной системе горизонтального распространения авторского электронного контента, включающего полнотекстовые документы, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Посадочные места зоны абонемента открытого доступа должны обеспечивать возможность получения информации об имеющихся ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание).

    Зона абонемента должна быть оснащена одним или несколькими местами для получения мультимедийной информации на цифровых носителях (медиатека), оборудованием для сеансов дистанционного обучения, оснащена оборудованием для сканирования и печати.

    Зона абонемента должна включать следующие типы оснащения:

    Аппаратно-программный комплекс педагога-библиотекаря, оборудованный современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС);

    Одно или несколько (1-4, в зависимости от количества обучающихся) рабочих мест для получения мультимедийной информации на цифровых носителях (медиатека), дистанционного обучения;

    Ридеры или планшеты (5-10, в зависимости от количества обучающихся);

    Оборудование для сканирования и печати.

    Пространство информационно-библиотечного центра должно включать пространство для экспозиций - презентационную зону.

    Оборудование презентационной зоны должно включать стенды, подвесные системы, иное выставочное и презентационное, а также интерактивное оборудование, необходимое для проведения выставок и экспозиций.

    В ИБЦ должна быть и зона коллективной работы, предназначенная для общения, совместной реализации учебно-исследовательских проектов, работы кружков и клубов, проведения внеурочных занятий, воспитательных мероприятий и других типов совместной деятельности, группового дистанционного обучения.

    Зона коллективной работы должна использоваться для проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности, воспитательных мероприятий и их подготовки. В зоне коллективной работы должны быть созданы условия для формирования системы ценностей, разностороннего воспитания обучающихся.

    Зона коллективной работы должна обеспечивать необходимую инфраструктуру для получения новых знаний в форме коллективного самообучения, курсов, тренингов, семинаров, лекций и других форм коллективного обучения. Обязательным требованием к зоне коллективной работы является ее трансформируемость, возможность вариативного использования пространства.

    Зона коллективной работы должна включать следующие типы оснащения:

    Стационарные столы, столы-трансформеры, складные столы, встраиваемые рабочие места, кресла на роликах;

    Сенсорныи ̆ экран, интерактивную доску или проектор с экраном, флипчарт, магнитную маркерную доску.

    Информационно-библиотечный центр образовательной организации также должен быть оснащен рекреационной зоной, предназначенной для досуга, проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности, культурно-просветительских и социально значимых мероприятий - «литературных студий» для взрослых и детей, «библиотечных уроков», литературных встреч и др.

    Рекреационная зона должна быть оборудована эргономичными посадочными местами, обеспечивающими максимальный комфорт: креслами, диванчиками, пуфиками в безопасном для детей исполнении.

    Оснащение информационно-библиотечных центров должно производиться в соответствии с условиями их работы: спецификой образовательной организации, особенностями территории.

    Информационно-библиотечные центры образовательных организаций коррекционного типа или осуществляющих инклюзивное обучение должны предоставлять своим посетителям необходимые условия для доступа к информационным ресурсам, как с точки зрения организации пространства (поручни, пандусы, подъемники при наличии ступеней), так и с точки зрения получения информации (брайлевские дисплеи и клавиатуры, синтезаторы речи, книги, напечатанные шрифтом Брайля).

    Информационно-библиотечные центры в сельской местности должны компенсировать затрудненный доступ к культурным объектам с помощью виртуальных музейных туров и расширенного фонда электронных информационных ресурсов. Информационно-библиотечные центры в сельской местности должны работать со всеми субъектами образовательного процесса (включая родителей обучающихся) и жителями сельского поселения.

    Одним из перспективных направлений развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций, расположенных в сельской местности, является их кооперация с библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, в первую очередь сельскими библиотеками. Формами такой кооперации могут стать:

    Создание единой системы обслуживания читателей;

    Работа по общему плану, согласованному с администрацией образовательной организации и местными органами власти;

    Создание попечительских советов;

    Принятие совместных решений по вопросам, связанным с информатизацией библиотек;

    Выработка совместных решений по совершенствованию библиотечно-информационного обслуживания населения.

    На сегодняшний день в России, как и во всем мире, наблюдается усиление сетевого взаимодействия библиотек. На территории страны работает Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА), имеющая филиалы по всей стране. В целях эффективного развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций предполагается их объединение в сеть национального масштаба с централизованной поддержкой со стороны единого федерального информационно-методического центра (ФИМЦ), в масштабах области - регионального информационно-методического библиотечного центра (РИМБЦ).

    Информационно-библиотечные центры общеобразовательных организаций объединяются в сеть по территориальному принципу, группируясь вокруг информационно-библиотечных центров базовых образовательных организаций. Данное взаимодействие обеспечивает полноту реализуемых ими функций, независимо от специфики и условий функционирования отдельных школьных информационно-библиотечных центров за счет обмена доступными информационно-образовательными ресурсами и методическим опытом, приобретаемым на местах в рамках их деятельности.

    Комплексное решение обозначенных проблем поможет задать новый вектор развития школьным информационно-библиотечным центрам, которые должны стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, гарантом равных возможностей для развития каждого школьника.

    В современных условиях чрезвычайна важна роль библиотеки как информационного центра, осуществляющего хранение и передачу человеческих знаний, духовных ценностей, зафиксированных на различных носителях информации.

    Библиотека - информационное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.

    По назначению все библиотеки подразделяются на:

    • - универсальные,
    • - специальные.

    Универсальные библиотеки - это библиотеки, обладающие фондами по всем отраслям знания и удовлетворяющие информационные потребности всех групп и категорий населения.

    Специальные библиотеки - это библиотеки, располагающие фондами по одной или нескольким смежным отраслям знания и предназначенные для удовлетворения научных, производственных, учебных потребностей читателей этих библиотек.

    Большинство универсальных библиотек находится в ведении органов государственной власти и подразделяются на:

    национальные библиотеки;

    (публичные) библиотеки.

    Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека, входящие в число крупнейших библиотек мира, занимают ключевое положение среди библиотек страны. Они обладают огромными фондами, пополняемыми из разных источников, в первую очередь, на основе обязательного бесплатного федерального экземпляра документов.

    В состав обязательного экземпляра входят следующие виды документов:

    • - издания (текстовые, нотные, картографические, изо издания);
    • - издания для слепых и слабовидящих;
    • - официальные документы - документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти;
    • - аудиовизуальная продукция - кино-, видео-, фоно-, фотопродукция и её комбинации;
    • - электронные издания - программы для ЭВМ и базы данных;
    • - неопубликованные документы - документы, содержащие результаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы (диссертации, отчёты о научно-исследовательских работах, депонированные научные работы и т.д.);
    • - патентные документы - описания к патентам и заявкам на объекты промышленной собственности.

    Российская государственная библиотека (РГБ) - крупнейшая по величине фонда библиотека в Европе и вторая в мире после Библиотеки Конгресса США. Библиотека основана в 1862 г., в ее основу была положена коллекция книг, рукописей, археологических и этнографических материалов государственного канцлера графа Румянцева. В стенах Российской государственной библиотеки находится уникальное собрание отечественных и зарубежных документов на 367 языках мира; объем её фонда превышает 43 млн единиц хранения.

    Здесь имеются специализированные собрания карт, нот, звукозаписей, редких книг, диссертаций, газет и других видов изданий. Создан и постоянно пополняется электронный каталог со свободным онлайн-доступом. Библиотека принимает активное участие в проектах по сохранению и доступу к цифровому наследию - текстам, базам данных, звукозаписям, фильмам, изображениям. В последние годы была оцифрована часть фондов, создана полнотекстовая коллекция отечественных кандидатских и докторских диссертаций.

    Российская национальная библиотека (РНБ) - основана по повелению Екатерины II в 1795 г. как Императорская Публичная библиотека. С 1810 г. по указу Александра I получает обязательный бесплатный экземпляр. В 1932 г. Библиотеке было присвоено имя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Современное название Российская национальная библиотека получила в 1992 г. По величине своего фонда Российская национальная библиотека занимает среди библиотек Российской Федерации 2-е место после Российской государственной библиотеки. Фонды Российской национальной библиотеки насчитывают более 36 млн. ед. хранения отечественных и иностранных документов. Это книги и брошюры, журналы, газеты, нормативно-техническая литература, рукописные материалы, изоиздания. Среди наиболее ценных коллекций и уникальных изданий - «Остромирово Евангелие» (1056-1057 гг.), «Лаврентьевская летопись» (1377 г.), наиболее полное собрание газеты «Ведомости» (1703-1727 гг.), коллекции «Вольная русская печать», «Россика», включающая зарубежные издания о России до 1917 г., личная библиотека Вольтера (7 тыс.), древние русские грамоты и акты, собрания древнеславянских, византийских, арабских, древнееврейских, рукописей. Электронные каталоги доступны для пользователей на сайте РНБ.

    Национальные библиотеки являются Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, которые удовлетворяют универсальные информационные потребности общества. Эти национальные библиотеки, как и другие национальные библиотеки мира, выполняют, прежде всего, функцию формирования фонда отечественных документов, основными принципами которого являются исчерпывающая полнота комплектования и вечность его хранения.

    Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина - одна из трех национальных библиотек РФ. Располагается в бывшем здании Сената и Синода на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Библиотека была открыта 27 мая 2009 года Президентом России Д.А. Медведевым. Президентская библиотека задумана как электронная библиотека. Для наполнения ее фондов создан уникальный центр оцифровки и обработки особо ценных старопечатных книг и рукописей, не имеющий аналогов в мире, управляемый специально разработанным программным комплексом. Фонды Электронного читального зала включают более 150 тысяч единиц хранения и состоят из электронных копий редчайших исторических документов и книг, а также малоизвестных архивных материалов, ранее закрытых для широкого круга читателей. На портале Президентской библиотеки в настоящее время представлено 75 коллекций электронных документов, одна из которых является собранием раритетных изданий различной историко-культурной значимости, а остальные объединены по тематическому принципу. Две коллекции посвящены выставкам книжных сокровищ и архивных документов Российского государственного исторического архива и Российской государственной библиотеки. На каждую коллекцию даётся краткое ее описание. Среди наиболее значимых коллекций можно отметить «Историю Русской Православной Церкви», «Политику и власть», «Историю образования в России» и др.

    Общедоступные (публичные) библиотеки - это библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии.

    В общедоступных библиотеках граждане имеют право:

    • - стать пользователями библиотек по предъявлению документов, удостоверяющих их личность;
    • - бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
    • - бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
    • - бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;
    • - пользоваться другими видами услуг в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.

    Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского -открылась в 1868 года как библиотека известного издателя А.А. Черкесова. Имя В.В.Маяковского было присвоено в 1953 году, в связи с 60- летним юбилеем поэта. В настоящее время библиотека обслуживает более 90 тыс. читателей, имеет универсальный фонд более 1,7 миллионов книг, нот, грампластинок, аудио и видеокассет, изданий на CD и DVD, более тысячи названий периодических изданий на русском и иностранных языках. В последнее десятилетие библиотека активно создает и приобретает электронные ресурсы. Электронным каталогом библиотеки можно воспользоваться как в помещениях библиотеки, так и через Интернет. Библиотека старается максимально раскрыть свои фонды для посетителей. Издания последних десяти лет, новейшая наиболее востребованная литература - находится в свободном доступе. Библиотека ведет разнообразную по формам и содержанию социокультурную деятельность. В ее стенах проводятся книжные ярмарки, выставки, конкурсы, заседания различных клубов, литературно-музыкальные концерты, организуются музейные экспозиции. Ежедневно в библиотеке проходит по три-четыре мероприятия для различных групп населения города.