Основные принципы психологической науки

Выделяют три важнейших методологических принципа психологии - принцип детерминизма, принцип системности и принцип развития.

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. что все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Эти связи могут объясняться разными основаниями, и в истории психологии существует несколько подходов к их объяснению.

С Дьюи - и еще до этого - у нас есть идея, что по объекту исследования будут разные типы науки. Это имеет смысл, потому что изучение неодушевленного объекта отличается от изучения «анимированного» объекта. Таким образом, появилось несколько каталогов.

Здесь принято разделять способности. Другие аспекты психологии, такие как феноменологически-экзистенциальная психология, утверждают, что психология - это скорее наука, а не наука, такая как естественные науки или биологические или точные науки. Психология - это наука понимания, то есть она использует другие методы - одинаково систематические - для изучения сложности, которая является человеком.

В античности уже существовало понимание того, что все процессы в психике взаимосвязаны. Анаксагор и Гераклит впервые заговорили о детерминизме, о том, что закон, Логос, который определяет, что должно произойти с человеком, с природой в целом. Гераклит писал, что «даже солнце не может нарушить Логос... » Таким образом, все, происходящее в природе и в душе человека, обусловлено определенной причиной, хотя мы и не всегда можем объяснить эту связь и найти эту причину. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что «люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять».

Начнем с того, что человек сильно отличается от неодушевленного предмета или животного, потому что у него есть язык. Язык - это то, что полностью отличается от этих других возможных объектов исследования и поэтому требует другой методологии для его рассмотрения.

Еще одним влиятельным направлением в психологии является психоанализ, который, хотя он и не идентифицирует себя с психологией, породил несколько теорий и исследований. Таким образом, мы можем говорить о психодинамической психологии, такой как психоанализ как важный фундамент.

Платон и Аристотель изменили первоначальную концепцию детерминизма, отрицая его всеобщий характер, в частности его влияние на разумную часть души, на процесс нравственного развития человека. При этом они вводили понятие детерминизма», считая, что душа стремится к определенной цели, которую Платон соединял с идеей или общим понятием, отражающим суть вещи. Аристотель, соглашаясь, что причиной всего происходящего в психике является цель, к которой стремится душа, отрицал, что эта цель дается извне. Он считал, что цель имманентно присуща вещи и связана с ее формой, которая и отражает ее предназначение.

Если мы прочитаем Фрейда, мы увидим, что он также стремился узаконить психоанализ как науку. Для тех, кто не знает, Фрейд окончил медицинский факультет и специализировался на неврологии. Возбуждение заключается в том, что знания, полученные психоаналитиками, не были в контролируемой среде, например в лаборатории, и методология исследования не соответствует стандартам контрольной группы, статистике и другим требованиям в соответствии с наукой.

Метод гораздо более связан с тем, что мы могли бы назвать тематическим исследованием, и поэтому есть критика относительно того, можно ли его обобщить. Кроме того, мы можем критиковать концепции. Есть что-то вроде бессознательного? Или это бессознательное просто другое слово, которое невозможно доказать как ум или психика?

Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детерминизма, доказывая, что все процессы в психике могут быть объяснены исходя из законов механики. Так появилась идея и о механическом объяснении поведения человека, которое подчиняется зарефлекса. Механический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть и в теоретических положениях основателя ассоцианистической психологии Д. Гартли, кото-считал, что ассоциации и в малом (психике), и в большом (поведение) кругах формируются и развиваются по законам механики И. Ньютона. Отголоски механического детерминизма можно найти даже в психологии начала XX в., например, в теории энергетизма, которую разделяли многие известные психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что положительное подкрепление усиливает реакцию, а отрицательное - ослабляет.

Ну, психоаналитики, такие как Жак Лакан, более осведомленные о проблемах эпистемологии, даже пытались эту легитимность, но потом поняли, что невозможно создать науку о психоанализе. Психоанализ будет гораздо ближе к этике. Это означает, что психоанализ встроен в вопрос типа, который включает предмет, и поэтому работает проблема, которая является этической и ненаучной задачей.

Два примера помогут нам понять. Психолог, основанный на научных методологиях, может проводить исследования с 200 шизофрениками. Если клинический психолог должен обратиться за помощью к одному из них, он будет работать с человеком, который является уникальным. Хотя у него есть симптомы, похожие на другие 199, он не будет идентичен им. Таким образом, существует проблема личности и группы, конкретного и общего.

Но еще большее влияние оказал на развитие психологии биологический детерминизм, который возник с появлением теории эволюции. Исходя из этой теории, развитие психики определяется стремлением к адаптации к среде, т.е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям, в которых оно живет. Этот же закон распространялся и на психику человека, и почти психологические направления принимали этот вид детерминизма за аксиому.

Когда психоаналитики утверждают, что психоанализ находится в сфере этики, то, что говорится, заключается в том, что вопросы практики всегда будут включать этические проблемы. Чтобы быть ясным, давайте разделим то, что этично и что такое наука, с гениальным примером уважаемого учителя.

Наука: прием соды вызывает целлюлит. Другими словами, наука может принести структурированное знание, которое стремится быть правдой. Но в повседневной практике наше использование знаний всегда является этическим. Этика может быть определена как поиск ответа на то, что лучше всего делать. Лучше или не лучше принимать соду? В клинической практике, например, лучше или не лучше принимать это лекарство?

Последний вид детерминизма, который может быть назван психологическим, отталкивается от того, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако в отличие от понимания цели в античности, когда она была так или иначе внешней для психики (идеей или формой), в данном случае цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет ее стремление к самовыражению и самореализации в реальной действительности - в общении, познании, деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности. Таким образом, культура становится одним из самых значимых факторов, влияющих на процесс развития психики, помогающих осознанию себя и как носителя уникальных духовных ценностей и качеств, и как члена общества. детерминизм также предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей, в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

Поэтому в Федеральном совете психологии есть профессиональная этика, с нормами того, что лучше всего делать. В той степени, в которой существуют психологии во множественном числе, а не в одной психологии, проблема заканчивается еще большей, потому что мы должны спросить, является ли каждая из этих психологии наукой или нет. Психология - это еще один вид науки.

Психология - это не наука. Вопросы, предложения, комментарии, пожалуйста, напишите ниже! Сознание и квант: наука о опыте, психологии и духовности. Являются ли ваши впечатления актуальными? Знает ли ваша осведомленность? У вас есть свободная воля, чтобы выбрать изменение и творчество, чтобы его проявить? Вы способны к бессознательной обработке? Как вы можете сделать свои мысли и чувства более конгруэнтными? Можете ли вы сосредоточиться на своей интуиции и использовать ее в качестве приглашения к более высокому сознанию?

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерминизма, изучение этих связей и их свойств имеет длительную историю в психологии.

Что еще более важно, вы можете интегрировать все свои грани и стать конгруэнтными между своим внутренним опытом и внешним поведением, что-то вроде того, что некоторые называют духовным просвещением? Может ли духовность преследоваться вне психологической зрелости?

Даже эмпирический сценарий показывает значимость их внутреннего опыта. В прошлом научные материалисты могли ворчать, говоря, что эти внутренние переживания очень тонкие, они не могут быть научными, потому что их нельзя измерить, скажут они. Сегодня мы можем измерить ваши мысли и чувства, ваш внутренний ландшафт можно количественно определить, нет оснований для защиты.

Первые исследования тех связей, которые существуют между психическими явлениями, сенсорную мозаику, состоящую из нескольких элементов - ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по заассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи получил название элементаризма.

Функциональный подход, который получил свое название от того, что психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), появился, так же как и биологический детерминизм, в связи с теорией эволюции. Биологические исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. Таким образом, было доказано, что психические процессы (память, восприятие, и др.) и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки. В зависимости от вида детерминации эти блоки могли действовать и законам механики (как отдельные части сложной машины), и по законам биологической адаптации, связывая в единое целое организм и среду. Однако этот принцип не объяснял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т.е. каким образом недостатки в работе одних отделов, могут компенсироваться нормальной работой других, например плохой слух - развитием тактильных или вибрационных ощущений.

Несколько десятилетий назад научный материалист мог холодно остановить его в поисках свободной воли нематериального сознания, сославшись на парадокс взаимодействия дуальности: как материальное сознание взаимодействует с материей? Такие взаимодействия требуют сигналов обмена энергией. Но энергия никогда не выходит или выходит из физического мира извне, мой друг, материалисты говорили с этой самодовольной улыбкой умного скептицизма. Вы страдаете от психического заболевания, созданного парадоксальной логикой, называемой дуализмом.

Это называется квантовой нелокальностью, неотъемлемой частью квантовой физики, которую Эйнштейн и его сотрудники так рано обосновали. Как ваше сознание может передать свою волю вашему мозгу? Через нелокальный квант. Есть тонкости такого типа ответов, без сомнения, вам нужно прочитать больше статей и книг, чтобы все ваши сомнения были решены. Но сообщение квантового мышления должно быть ясным. Квантовая физика вращается вокруг наших старых предрассудков и революционизирует наше научное мышление.

Именно это и объясняет принцип системности, который представляет психику как сложную отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает и ее активность, так как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понимании психики не противоречит и осознанию ее целостности, идее «холизма» (целостность), так как каждая психическая система (прежде всего, естественно, психика человека) является уникальной и цельной.

На протяжении веков защитники гуманизма и духовности и все сторонники не-материалистических философий страдали от кажущегося неопровержимого парадокса дуализма, но не более того. Нелокальность также является кратким ответом на известную проблему разума и тела. Как не материальный ум взаимодействовал с материальным мозгом? Через квантовую нелокальность нашего сознания. То, что мало воображается, состоит в том, что ум, вся психика, на самом деле также квант.

Каково содержание объектов психики и как мы знаем, что эти объекты несущественны и кванты? Мы, ученые, достигли реального прогресса в отношении природы предметов психики и ясно показали, что эти объекты не могут быть материальными. Биолог Роджер Сперри прекрасно это иллюстрировал. Но то, что мы видим с нашим умом, - это значимые персонажи, исполняющие свою мелодраму.

И, наконец, принцип развития, который говорит о том, что психика развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром одним из наиболее распространенных психологических методов является именно генетический.

Определяя, какие виды развития присущи психическому, этот принцип подтверждает, что существует вида развития психики - филогенетическое и онтогенетическое, т.е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития имеют определенное соответствие между собой.

В течение сотен лет мы знаем, что мы чувствуем какую-то энергию, они называют ее жизненной энергией, но кто движется? И мы не можем улучшить Платона, который прояснил природу нашей интуиции на протяжении тысячелетий: то, что мы интуитивно представляем, - это архетипы мысли и чувства, которые создают представления об интуиции. Примерами этих архетипов являются правда, красота, любовь, справедливость, доброта, изобилие, самость, целостность и т.д. вы можете видеть, что большинство наших важнейших профессий связано с эксплуатацией этих архетипов.

Американский психолог С. Холл предположил, что это сходство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

Например, ученые исследовали правду, художники-красавицы, изобилие деловых людей, медики-медики, психологов. Являются ли объекты квантовой психики? Вы можете попробовать это для себя и узнать. Разумеется, лучшим доказательством является нелокальность и разрыв обоих движений, смысл и смысл.

Как насчет квантовой природы движения архетипов, например, архетипа истины? Вначале это трудно понять, поскольку истина научных законов, например, может быть чем-то уникальным. В последнее время космологи размышляли о многополучателях, чтобы объяснить тонкую настройку нашей Вселенной, например, проявленную в антропном принципе. Итак, на самом деле, физические законы были возможностями и сознанием в этом «правильном», где мы переживаем множество попыток создать вселенную, используя несколько возможных версий законов физики!

Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не существует и развитие может и ускоряться, и замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс психического развития не линеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать и известную аналогию, реально существующую при сравнительном анализе процессов познавательного развития, становления самооценки, самосознания и т.д. у маленьких детей и первобытных народов.

Дихотомии нашей Психеи и квантовой психологии. Как насчет других дихотомий нашего опыта, что у нас так много: субъект-объект, бессознательное, высшее Я, само-эго и т.д. Возьмите дихотомию предметного объекта. Для разнообразия это неразрешимый парадокс для научного материализма, где, как сообщается, все состоит из объектов, материальных объектов и их взаимодействий. Но мы пробуем мозги, как объект, отделенный от остального мира, не так ли? Объекты, которые взаимодействуют друг с другом, создают только более крупные объекты, никогда не подлежащие обсуждению.

Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П.П. Блонский и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о том, что это логическое соответствие, которое объяснятся тем, что логика становления психики, ее саморазвертывания одинакова что при развитии человеческого рода, что при развитии отдельного человека.

Выделяются также и различные стороны психического развития - и развитие личности, и развитие интеллекта, и социальное развитие, которые имеют свои этапы и закономерности, ставшие предметом исследования многих известных психологов - В. Штерна, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.П. Блонского и др.

Поэтому, чтобы избежать парадоксального научного материализма, субъекту должно быть отказано в какой-либо причинной значимости, эмпирических данных и даже здравом смысле без предубеждений. Это сила догмы над нами. Мы рационализируем до такой степени, что жертвуем способами и средствами нашего собственного функционирования!

Но опять же, не бойся, квантовая физика здесь. В квантовой физике объекты являются волнами возможностей. И есть особое место для наблюдателя в схеме вещей, оно называется эффектом наблюдателя. Только в присутствии наблюдателя волны возможности становятся частицами реальности, которые мы видим, когда наблюдаем, когда измеряем. Что особенного в отношении наблюдателя, вашего мозга, который приносит «субъект» в уравнение всякий раз, когда у нас есть сознание? Квантовая физика дает удовлетворительные и поддающиеся проверке ответы на вопрос.

Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и законы, действующие в сфере психического. Выявление и формулирование принципов – результат длительных исследований специалистами психического, духовного. В этом смысле разнообразие подходов к пониманию психического объясняется многообразием психологических школ, своеобразием философских позиций, пристрастий психолога-исследователя. Большой вклад в разработку принципов психологии внесли философские науки, а также физиология, педагогика, социология, экономика, политология, этика, эстетика. Все эти науки изучают относительно самостоятельные сферы жизни и деятельности людей, оказывающие влияние на формирование и развитие их психики. Важно понимать, что законы, действующие в этих сферах, обладают относительной самостоятельностью, хотя и испытывают взаимовлияние на особенности своего проявления. Так, по поводу взаимодействия законов социальной жизни и биологии человека А. Н. Леонтьев заметил: то, какая пища попадает в желудок человека, обусловлено социальными обстоятельствами, но процесс пищеварения происходит по законам физиологии.

В простой иерархической связи, где причина течет только по пути, объекты остаются строго объектами. В мозгу, некоторые из аппаратов, восприятие и память, соответственно, проверяют - имеют иерархическую или запутанную круговую связь, в которой причина протекает двумя способами, они делают друг друга, это как рисование рук Эшера. И это чудо, которое позволяет мозгу, обрести свою самооценку, сознание отождествляет себя с мозгом и ссылается на себя как на я и переживает я.

Квантовые возможности всех объектов нашего опыта находятся в неделимых «потенциях» трансцендентного сознания. Каузальная эффективность сознания состоит в том, чтобы выбрать конкретную грань всех возможных сторон волны возможного. Выбор превращает возможность в реальность. Эта исключительность мозга, упомянутая выше, осознать в нас опыт субъекта, когда мы наблюдаем объект, как двойную поляризацию нашего сознания.

Опираясь на философские, естественнонаучные и другие научные основы, отечественная психология сформулировала ведущие методологические принципы, определяющие ее позиции в понимании психического.

Общие принципы психологии

Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.

Принцип активности . Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.

Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.



Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.

Принцип целостного, системного подхода . Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.

Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства . Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.

Принципы интегративной психологии

Говоря о принципах психологии, важно особо выделить принципы интегративной психологии, как современной масштабной тенденции психологических знаний.

Принцип целостности . Подразумевает понимание психики как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации.

Генетический принцип, или принцип развития , выражается в том, что развитие человеческой психики имеет множество потенциальных направлений. Эти направления определяются в критических точках - точках бифуркации, где система делает выбор, касающийся пути своего дальнейшего развития. Можно сказать, что в точке бифуркации система находится в состоянии временной нестабильности и чрезвычайно чувствительна даже к незначительным внешним воздействиям. Это состояние системы соответствует начальным этапам кризиса, когда на: фоне нарастающей нестабильности происходит мобилизация психических и физических ресурсов и активный поиск новых путей развития.

Принцип обусловленности. Психическое пространство представляет собой систему взаимосвязанных пространственно-временных сознательных и бессознательных структур (гештальтов, целостностей психической реальности, систем конденсированного опыта и т.п.), между которыми существует энергоинформационное взаимодействие внутри психики. Характер этого взаимодействия определяют паттерны отношений человека с окружающим миром.

Принцип позитивности подразумевает центрирование специалиста и клиента на положительном опыте.

Принцип соотнесенности подразумевает соответствие характера и интенсивности воздействия психотехнологий уровню зрелости пациента и степени сензитивности его психики.

Принцип потенциальности . Если обратить внимание на особенности русской ментальности, то можно отметить особый способ восприятия пространства. Оно переживается как простор, как-то, куда вырываешься из неволи, как чистая потенциальность бытия, воля, свобода, полноценное дыхание, то есть духовная жизнь, не стесненная мирской скорбью.

Интегративная методология, опираясь на целостное видение человека в перспективе его материального, социального, духовного роста, предусматривает при психосоциальной работе с клиентом раскрытие его потенциальности, развитие интуиции, творчества, высших состояний сознания, личностных ресурсов.

Принцип многомерности истины. Любая теория, концепция, терапевтический миф, учение, идея, житейское суждение о психической реальности при кажущейся их полноте и универсальности справедливы лишь при определенных обстоятельствах и с известной долей вероятности. Следует помнить, что как самые гениальные психологические теории, так и заявления некоторых клиентов о «сглазе», «порче» являются в первую очередь попыткой структурировать и транслировать собственный внутренний опыт.