Беседа в старшей группе бажов серебряное копытце. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему: Бажов «Серебряное копытце. П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
детский сад №20 «Золотой ключик»
Конспект НОД по развитию речи
« Беседа по сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце»
Подготовили и провели
воспитатель старшей группы № 1
Косикова Татьяна Сергеевна
Пушкино, 2017
Задачи:
Образовательные . Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев. Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками. Расширять знания детей об особенностях зимней природы. Упражнять в умении выполнять знакомые физические упражнения под музыку.
Развивающие. Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Развивать речевое дыхание.
Воспитательные. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Предварительная работа: чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце»
Оборудование: книга П.П. Бажова «Серебряное копытце»
Ход НОД
Организационный момент
- Дети помните мы с вами ходили в гости к бабушке Арине. Что она нам подарила? (ответы детей)
- Мы с вами прочитали книгу П.П. Бажова «Серебряное копытце». В этой сказке много загадочного. Например, откуда появилась «драная тощая Мурёнка»? Ваши предположения (ответы детей).
Педагог следит за ответом детей, помогает им строить высказывания, чтобы получился логически связанный мини-рассказ, использовать в рассказе литературно грамотную речь.
-Как вы думаете, почему Мурёнка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Дарёнкой увязалась? (ответы детей)
- О чём Мурёнка с Серебряным копытцем беседовала? Что она козлику рассказала? (ответы детей)
- Почему кошка покинула Дарёнку? (ответы детей)
- Мне очень понравились ваши рассказы, о особенно… (отметить детей, которые старались говорить грамотно)
- Какое время года было в сказке, когда Дарёнка встретилась с Серебряныи копытцем? (зима)
- А какое сейчас время года? (зима)
- А что бывает только зимой? (снег, мороз…).
- Вот представьте, что у нас здесь мороз. Что мы будем делать? (ответы детей)
Физкультминутка «Мороз»
Вот так холод, вот мороз,Больно щиплет нос.
Руки на пояс, повороты туловища вправо-влево.
Чтоб согреть его скорей,
Надо потереть сильней
Имитация: трут рукой нос
Будем ножки согревать,
Прыгать и скакать.
Прыжки на месте, на двух ногах
Очень холодно стоять,
Ножки стали замерзать.
Прыжки ноги скрестно, ноги врозь
Крепче стал мороз никак,
Мёрзнем стоя так
Имитация: трут рукой уши
Нам пора бежать бегом,
Нам нельзя идти пешком.
Бег на месте
Чтобы руки согревать,
Будем мы махать
Руки вперёд, взмахи руками вверх-вниз
И в ладоши будем бить,
И локтями шевелить
Хлопки в ладоши
Мы на месте не стоим
Мы бежим, бежим
Бег на месте
Чтоб согреться поскорей
Надо нам бежать быстрей
Бег на месте
Дыхательная гимнастика.
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
Инструкция № 1. Зимой на улице завывает ветер. Вот сейчас мы с вами изобразим этот ветер. Ветер воет громко, а потом всё тише-тише. Послушайте, как это у меня получается.
- педагог выполняет вдох вместе с движением руки вверх, а на выдохе, медленно опуская рук, начинает громко петь звук «У-у-у», постепенно делая голос тише, тише. Когда рука опускается, звук прекращается.
- Дети повторяют упражнение 2-3 раза.
Игровое упражнение «Подбери похожие слова»
Кошка - это мама, а папа? (кот.) А если кот большой? (котище). А если он маленький? (котёнок, котик).
- Кошка, кот, котище, котёнок, котик – это родственные слова, звучат они похоже, и рассказывают про одно и то же, про кошек.
- Серебряное копытце очень любил прыгать. Прыгать можно по-разному. Я буду говорить похожие слова, а вы объясните, что это слово обозначает.
- допрыгнул (прыгнул до какого-то места, например до пня) ,
Перепрыгнул (прыгнул через какое-то препятствие) ,
- отпрыгнул (прыгнул от какого-то предмета, например, от огня) ,
- запрыгнул (прыгнул вверх, например, на крышу дома) ,
- выпрыгнул (прыгнул вверх, например, из ямы)
Итог. - Что нового, интересного мы с вами сегодня узнали? (ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Аутотренинг В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Серебряное копытце»
Программные задачи:
1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.
2. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно.
Обогащение словаря: пожитки, балаган, душной.
3. Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Познакомить с биографией П. Бажова.
4. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки.
Предварительная работа: Чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце» и беседа по ней. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».
Оборудование: портрет Бажова, лист А3, заготовки деревьев, избушки, девочки, кошки и козлика; краски, кисточки.
Ход занятия:
Ребята, отгадайте загадку:
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка… (Даренка)
-Из какой сказки к нам пришла это героиня? («Серебряное копытце»)
- Она сегодня у нас в гостях, только спряталась куда-то. Давайте ее найдем.
Даренка мне сказала, что злой волшебник украл у нее мешочек с драгоценными камнями, который ей подарил Серебряное копытце. И чтоб его найти нужно пройти испытания. Поможем Даренке найти мешочек?
Вы готовы? Тогда в путь!
1) 1- 2 - 3 - повернись, на родине писателя очутись! Вот мы с вами оказались на родине П.П. Бажова. (Рассказ о писателе для детей старшего дошкольного возраста) Бажов Павел Петрович - знаменитый русский писатель уральских сказов. Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.
Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.
По Волге ходит пароход "Павел Бажов". В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. А также есть национальный парк «Бажовские места» (рассказ из личного опыта воспитателя). Теперь это музеи. Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок"). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы. Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.
2) 1- 2 - 3 - повернись, в стране викторины очутись!
Презентация-викторина по сказке «Серебряное копытце»
3) 1- 2 - 3 - повернись, в стране добрых поступков очутись! Вы заметили, ребята, какими добрыми и милосердными были герои сказок друг к другу? Давайте вспомним их добрые поступки (Кокованя приютил у себя Даренку; Даренка приютила Муренку; Кокованя забрал к себе жить и девочку, и кошку; Кокованя с утра на работу уходил. Даречка в избе прибирала, похлебку да кашу варила; дедушка девочке сказки рассказывал и др.)
4) 1- 2 - 3 - повернись, на зарядке очутись!
Физкультминутка
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
5 1- 2 - 3 - повернись, в стране трудных словечек очутись!
- Вам Даренка приготовила задание:
Дети делятся на группы, из чудесного мешочка тянут карточки с незнакомыми словами из текста сказки и объясняют их значения: Пожитки, балаган, пособник, ворочайся, душной, дивуются.
6) 1- 2 - 3 - повернись, в стране фантазий очутись!
«В этой сказке много загадочного, - говорит педагог. - Например, откуда появилась кошка Муренка? Ваши предположения».
«Как вы думаете, почему Муренка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Даренкой увязалась? - спрашивает воспитатель. - О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали? Что она козлику рассказала? И, наконец, почему кошка покинула Даренку?», «А существует ли такой козлик Серебряное копытце?».
7) 1- 2 - 3 - повернись, в саду детском очутись! Злой волшебник вернул мешочек с хризолитами, он находится в нашей групповой комнате. Найдите его по подсказкам: два шага от двери спальни, три шага налево, пять шагов направо и восемь шагов направо. (Дети находят мешочек с конфетами)
8)Рефлексия: А теперь на память о путешествии в сказку «Серебряное копытце» мы с вами создадим картину. (Создание коллективного творческого коллажа «Серебряное копытце»)
- Познакомить с содержанием произведения П.П.Бажова “Серебряное копытце”.
- Познакомить с богатствами Уральского края, с его традициях, с занятиями людей в прошлом, с их бытом.
- Выполнить аппликацию к произведению
Оборудование, используемое на уроке:
- Коллекция уральских самоцветов.
- Фотографии изделий из самоцветов.
- Фотографии уральской природы.
- Портрет П.П.Бажова.
- Детали для аппликации (дом, деревья, девочка Дарёнка, олень Серебряное копытце, кошка Мурёнка).
- Иллюстрации к сказке.
- Рисунки Серебряного копытца на отдельном листке по количеству уч-ся.
- Книги П.П.Бажова для выставки.
- Орг. момент.
- Беседа о родном крае.
- Рассказ о П.П. Бажове.
- Выставка книг (краткий обзор по книгам). (Выставка книг П.П.Бажова оформлена заранее. Сами ученики кратко рассказывают об уже прочитанных произведениях, а учитель коротко делает аннотацию к другим произведениям, заинтересовывая тем самым детей узнать об этом сказе).
- Сообщение цели.
- Словарная работа. (Объясняются сложные слова, которые встречаются в тексте. Все слова печатаются на карточках, чтобы дети могли их зрительно воспринять. Хоть дети и читают по слогам, зрительное восприятие слов будет стимулом к быстрому чтению).
- Чтение сказа учителем в сокращении. (Многие дети приходят в 1 класс не читающие, поэтому сказ читает учитель. Сказ довольно большой по объёму, поэтому заранее учитель продумывает, какие отрывки из произведения можно не читать, чтобы не потерялся смысл сказа, и была достигнута цель, поставленная на уроке.)
- Беседа по содержанию
- Творческая работа. (Для детей заранее заготовлены листы с фигуркой молодого оленя, и кусочки цветной бумаги, а их задача доделать работу до конца. Для закрепления понятия самоцветы используются элементы работы с бумагой. Дети из кусочков цветной бумаги вырезают цветные “камешки”. На этом этапе урока идёт закрепление навыка работы с ножницами, развивается мелкая моторика у учащихся и пополняется их словарный запас).
- Выставка работ.
- Итог урока.
- Дом.задание
Основные вопросы:
- Что такое самоцветы?
- Кто такой П.П.Бажов?
- Кто главные герои этого сказа?
- Что обозначают старорусские слова?
- Как звали кошку девочки?
- Как Дарёнка оказалась у деда Коковани?
- Почему Дарёнка пошла со стариком жить?
- Где жили Кокованя и Дарёнка?
- Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка?
- Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника?
- Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась?
Практическая работа. Работа с цветной бумагой. Аппликация. ПТБ с ножницами.
Домашняя работа. Краткий пересказ сказа.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Беседа о родном крае.
– Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живём? (после ответов детей появляется табличка и карта Уральского региона)
Край, в котором мы живём, называется Уралом. Край очень красивый в любое время года (вывешиваются иллюстрации).
Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров. В этих старых горах скопились залежи угля и железной руды, меди и никеля, хрома и асбеста, золота и знаменитых уральских самоцветов.
– А кто знает, что такое самоцветы?
Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветастые, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами.
Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Их добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. (показ камней из коллекции). И самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. Добыча его велась очень интенсивно. Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки, рамки для картин, украшали соборы и дворцы. (показ фотографий)
3.Рассказ о П.П. Бажове. (портрет П.П.Бажова)
Об этих камнях, о богатстве Уральской земли слагали много легенд, сказов. Самым знаменитым уральским сказителем, был П.П.Бажов. Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. (сказ – это сказка на основе достоверных фактов, легенд с некоторым вымыслом).
П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру. А с какими сказами П.П.Бажова вы уже знакомы?
Выставка книг (краткий обзор по книгам).
4. Сообщение цели
.А мы сегодня познакомимся ещё с одним знаменитым произведением – “Серебряное копытце”.
5. Словарная работа
.Артель – бригада, коллектив с одной целью
работы.
Сиротка
– ребёнок, оставшийся без родителей.
Приказчик
– начальник
Козлик
– молодой олень.
Балаган
– избушка, в которой можно
переночевать в лесу.
Солонина –
солёное мясо.
Покосные ложки –
место, где косят траву.
Ф И З М И Н У Т К А.
6. Чтение сказа учителем в сокращении.
Цель перед чтением: Постарайтесь запомнить главных героев этого сказа.
Чтение сопровождается показом иллюстраций.
6. Беседа по содержанию.
(За правильный ответ ученик получает “самоцвет”, которые потом используют для аппликации). Соберем свою коллекцию камней.
- Кто главные герои этого сказа? (Кокованя, Дарёнка, козлик Серебряное копытце.)
- Как звали кошку девочки? (Мурёнка)
- Как Дарёнка оказалась у деда Коковани? (захотел взять сиротку, скучно одному жить)
- Почему Дарёнка пошла со стариком жить? (он был добрый, понравился ей. В доме, где она жила её обижали).
- Где жили Кокованя и Дарёнка? (В лесу, в сторожке)
- Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка? (про козлика, у которого на правой ножке серебряное копытце).
- Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника? (три)
- Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась? (добрая, смелая, открытая, чистая и наивная душа, без каких то корыстных целей).
Посмотрите, какая получилась картина! Что бы вы добавили? (цветные камешки под ногу козлику)
(По ходу ответов на доске появляется картина-аппликация, составленная из отдельных деталей. “Самоцветы”, полученные за ответы, дети приклеивают под копытце козлика).
Ф И З М И Н У Т К А.
7. Творческая работа.
Посмотрите на эту картину, которая у нас получилась из ваших ответов. Сейчас вы тоже сможете сами сделать подобную картину. Но сначала ответьте на вопрос:
– Что выбивал своей правой ножкой Серебряное копытце? (самоцветы).
У вас на столе заготовлены кусочки цветной бумаги и рисунок козлика. (Приложение №1). Вы сейчас вырежете из цветной бумаги “драгоценные камни”. Формы определённой у них нет, поэтому форму самоцветов вы придумываете сами и затем наклеите их под копытце оленя. Под какую ножку будем наклеивать “камешки”? (под правую). Обязательно провести инструктаж по правилам работы с ножницами и клеем.
(самостоятельная работа учащихся)
А учитель в это время помогает.
8.Выставка работ.
Что вырезали? Как называются драгоценные цветные камушки? САМОЦВЕТЫ (табличка появляется на доске)
9. Итог урока.
К какому сказу у нас иллюстрация на доске? Понравилась, ребята вам произведение? Кто его автор? А как называются драгоценные камни, которые добывают у нас в Уральских горах?
10. Дом.задание
А дома расскажите о добром дедушке Коковане, милой Дарёнке и Серебряном копытце своим родителям.
Открытое занятие по развитию речи «Путешествие по сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».
Цель: Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки. Познакомить с биографией П. Бажова.
Предварительная работа: Чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце» и беседа по ней. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».
Оборудование: портрет Бажова, лист А3, заготовки деревьев, избушки, девочки, кошки и козлика; краски, кисточки.
Ход занятия:
Ребята, отгадайте загадку:
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка… (Даренка)
-Из какой сказки к нам пришла это героиня? («Серебряное копытце»)
- Она сегодня у нас в гостях, только спряталась куда-то. Давайте ее найдем.
Даренка мне сказала, что злой волшебник украл у нее мешочек с драгоценными камнями, который ей подарил Серебряное копытце. И чтоб его найти нужно пройти испытания. Поможем Даренке найти мешочек?
Вы готовы? Тогда в путь!
1) 1- 2 - 3 – повернись, на родине писателя очутись! Вот мы с вами оказались на родине П.П. Бажова. (Рассказ о писателе для детей старшего дошкольного возраста) Бажов Павел Петрович – знаменитый русский писатель уральских сказов. Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" - ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище - Колдунков.
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.
Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.
По Волге ходит пароход "Павел Бажов". В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. А также есть национальный парк «Бажовские места» (рассказ из личного опыта воспитателя). Теперь это музеи. Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок"). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы. Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.
2) 1- 2 - 3 – повернись, в стране викторины очутись!
Презентация-викторина по сказке «Серебряное копытце»
3) 1- 2 - 3 – повернись, в стране добрых поступков очутись! Вы заметили, ребята, какими добрыми и милосердными были герои сказок друг к другу? Давайте вспомним их добрые поступки (Кокованя приютил у себя Даренку; Даренка приютила Муренку; Кокованя забрал к себе жить и девочку, и кошку; Кокованя с утра на работу уходил. Даречка в избе прибирала, похлебку да кашу варила; дедушка девочке сказки рассказывал и др.)
4) 1- 2 - 3 – повернись, на зарядке очутись!
Физкультминутка
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания - руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
5 1- 2 - 3 – повернись, в стране трудных словечек очутись!
- Вам Даренка приготовила задание:
Дети делятся на группы, из чудесного мешочка тянут карточки с незнакомыми словами из текста сказки и объясняют их значения: Пожитки, балаган, пособник, ворочайся, душной, дивуются.
6) 1- 2 - 3 – повернись, в стране фантазий очутись!
«В этой сказке много загадочного, – говорит педагог. – Например, откуда появилась кошка Муренка? Ваши предположения».
«Как вы думаете, почему Муренка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Даренкой увязалась? – спрашивает воспитатель. – О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали? Что она козлику рассказала? И, наконец, почему кошка покинула Даренку?», «А существует ли такой козлик Серебряное копытце?».
7) 1- 2 - 3 – повернись, в саду детском очутись! Злой волшебник вернул мешочек с хризолитами, он находится в нашей групповой комнате. Найдите его по подсказкам: два шага от двери спальни, три шага налево, пять шагов направо и восемь шагов направо. (Дети находят мешочек с конфетами)
8)Рефлексия: А теперь на память о путешествии в сказку «Серебряное копытце» мы с вами создадим картину. (Создание коллективного творческого коллажа «Серебряное копытце»)
Презентация на тему: Бажов "Серебряное копытце"
Ольга Стефанова
Конспект занятия по сказу П. Бажова «Серебряное копытце» (старшая подгруппа)
Программное содержание.
1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой . Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.
2. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно.
Обогащение словаря : пожитки, балаган, душной.
3. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки .
Методические приёмы.
1. Какие рассказы вы знаете ?
2. Какие сказки вы знаете ?
3. Чем отличается рассказ от сказки ?
Ход о. о. д.
Воспитатель : сегодня я вас познакомлю с ещё одной сказкой Бажова «Серебряное копытце » , в которой рас-
сказывается о добром старике , который взял себе девочку-сироту с её любимой кошкой, о волшебном козле, которого прозвали серебряное копытце .
Словарная работа. (душной)
Воспитатель : Как у нас-то козёл
Что за умница был
Сам по воду ходил,
Сам и кашу варил
Деда с бабкой кормил…
Чтение сказки воспитателем .
Беседа по воспроизведению текста :
1. Расскажите, что увидел старик . (Кокованя в избе, где жила сиротка.)
2. Расскажите, как жили Кокованя, Дарёнка, Мурёнка. Как автор красиво рассказал об их житье-бытье . (жили-поживали добра наживали, а на житьё не плакались, у всякого дело было. Повторить это выражение 2-3 раза детям. А как красиво ответил Кокованя на вопрос Дарёнки- Ты как узнал, что меня Дарёнкой зовут (Не думал, не годал нечаянно попал)
3. Показ иллюстраций (козёл отбивает копытцем ) . Расскажите словами из сказки о козле (тот козёл особенный) . Если дети не ответят, зачитать.
4. Расскажите, как увидела Дарёнка козла-серебряное копытце .
5. Какой был старик (старый , добрый, трудолюбивый) . В чём проявлялась его доброта? А Дарёнка? В чём её доброта проявлялась?
6. В жизни может козёл отбивать золотые монеты?
7. Какой можно назвать эту сказку (волшебной)
Закончить сказку тем , что надо рассказать о том , что эта сказка называется-бытовой , волшебной, потому что она рассказывает о жизни старика Коковани , который летом печки промывал и золото добывал, а зимой охотился за козлами, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку и кашу варила, а Мурёнка мышей ловила. Писатель Бажов в сказке рассказал о том , что в лесу есть козёл, который копытцем отбивал золотые монеты. В жизни таких козлов нет, поэтому автор, назвал ещё эту сказку волшебной .
Примечание :
К непонятным словам в тексте по ходу чтения прибавляем слова синонимы.
Пожитки-одежда
Балаган-избушка.
Пособник-помощник.
Ворочайся-возвращайся.