Речевое поведение человека. Тактики речевого поведения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Посмотрите на левую сторону. Посмотрите на правую сторону. Уже глядя на правильную сторону, нет никакого намека на ложь. Согласно Кастильо, правая сторона - память, поэтому, когда человек смотрит вправо перед разговором, это означает, что он ищет информацию в памяти.

Слюна - Когда тело приходит в состояние тревоги, через стрессовую ситуацию, которая применяется во время лживого доклада, тело перестает производить слюну, и человек начинает «проглатывать», сказал Кастильо. По словам эксперта, это изменяется в зависимости от нервозности и напряжения лжеца во время речи, но обычно рот становится сухим.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Анализ речевого поведения человека

Кинетические средства речевого поведения

Мимика.

Контакт глаз - не соблюдается.

Доминирующие физиогномические маски-улыбчивость, хмурость.

Еще одним симптомом лжи является зуд. По его словам, речь и особенность должны быть конгруэнтными, когда этого не происходит, что-то не так. Человек, который считает событие «очень крутым», не может иметь лица презрения или печали. Если это так, это означает, что то, о чем она говорит, может быть неверным, - пояснил он. Концепция арбитражного разбирательства и судебного разбирательства основывается на философии и антигиднадзе, и в то же время, как и в других странах. Лингвистическая концепция произвола лингвистического сигнала находится в центре определения вербального поведения Скиннера.

Пантомимика.

Жестикуляция - сдержанная

Позы - расслабленные, свободные

Артистизм

Эстетика манер: тональность-обыденная, вульгарная.

Внешнее самооформление - ничего выделяющегося не наблюдается.

2. Описание реальной ситуации в заимодействия между людьми и динамику развития ситуации взаимодействия по схеме

Роль конвенций вербального сообщества вместо механических и геометрических принципов в установлении условной связи между вербальным ответом и его последствия составляют решающее различие между вербальным и невербальным поведением. Изменение акцента на элементы определения вербального поведения от агента подкрепления, слушателя, критерия подкрепления, соглашений устного сообщества, является Идея произвола языка берет свое начало в древнегреческой философии и поддерживалась в непрерывной традиции, которая достигла лингвистики.

Вербальное поведение разъясняет значение механически неэффективного выражения: в то время как невербальный ответ усиливается в соответствии с механическими и геометрическими отношениями, которые его свойства имеют с окружающей средой, вербальная реакция действует косвенно в окружающей среде посредством посредничества слушателя. Несмотря на включение в это широкое определение не только языка, но и жестов, рисунков и т.д. Скиннер принимал вокальное словесное поведение на основе языка, как правило, на английском, как свои основные данные, и на практике ограничивал его анализ.

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение, то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой).

В определение вскоре были добавлены явные ограничения: «слушатель должен реагировать таким образом, который был точно обусловлен, чтобы укрепить поведение говорящего». Вербальное поведение формируется вербальной средой, в которой люди отвечают характерными способами группы, к которой они принадлежат. Этими способами является язык сообщества, языки, изученные лингвистом. Вербальное поведение возникает из-за взаимодействия между говорящим и слушателем по отношению к практике вербального сообщества - их языка.

Определение вербального поведения в дальнейшем. Дальнейшее размышление очень ясно говорит о связи между вербальным поведением и языками: Вербальное поведение - это поведение, усиленное посредничеством других людей, но только тогда, когда другие люди ведут себя так, как они были моделируется и поддерживается вербальной средой в результате эволюции или языка.

Для межличностного общения типична такая ситуация, когда участники общения, вступая в контакты, преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг от друга. Цели эти - следствие действия определенных мотивов, имеющихся у участников общения, их достижение постоянно предполагает использование разнообразных способов поведения, которые у каждого человека формируются по мере развития у него качеств объекта и субъекта общения. Все это означает, что межличностное общение по основным своим характеристикам всегда является видом деятельности, суть которого составляет взаимодействие человека с человеком.

На данный момент мы поговорим о словесном поведении, основанном на языках, но позже мы вернемся к более широкому определению. Скиннер характеризовал и отличал вербальное и невербальное поведение через два взаимосвязанных критерия: свойства вербального операнта не связывают его с его последствиями с помощью механических и геометрических принципов, описывающих организацию и функционирование физической среды, но через практики вербального сообщества; Последствия вербального поведения представлены через посредничество слушателя, поведение которого при представлении последствий было обусловлено в соответствии с этими практиками.

Взаимодействие родителей с учителем (учителями) и учителя с родителями - задачка со многими неизвестными, которую вынуждены решать и те и другие. Здесь две стороны, защищающие свои интересы, свое право, свои претензии и ошибки, свое понимание ситуации и проблем. Две заинтересованные стороны, считающие (кого ни спроси), что именно они защищают интересы ребенка, его настоящее и будущее.

Два критерия были представлены вместе, но, хотя часто указывалось подкрепление через слушателя, отсутствие механических и геометрических отношений между вербальным поведением и его последствиями, хотя и не игнорировалось, упоминалось гораздо реже. Еще реже роль языка сообщества в формировании поведения слушателя. Язык относится гораздо чаще к несколько неопределенному выражению «практики вербального сообщества». Почти никогда не подчеркивается, что представление результатов слушателем зависит от присутствия в поведении говорящего свойств, которые обычно характерны для языка вербального сообщества.

Они обречены на взаимодействие, но очень часто взаимодействие не складывается. На вопрос: «Почему?» - ответить и просто и сложно.

Просто потому, что ситуация почти всегда развивается по одному сценарию:

сложность первого контакта (причины могут быть разными)

непонимание и недовольство (с обеих сторон)

Существенные свойства вербального поведения - их форма, вероятность данной формы ответа, их общая частота, их энергия и высота - возникают из отношений, которые они поддерживают с последствиями этого поведения, и это отношение имеет особый характер. Он не описывается механическими и геометрическими принципами, а принципами, описывающими язык, набором обычных практик вербального сообщества. Таким образом, свойства вербального поведения выбираются средой в соответствии с условностями языка - и слушатель является необходимым посредником из-за неспособности словесного поведения для достижения практических последствий сам по себе.

настороженность и скованность при следующих встречах (с обеих сторон)

кумуляция тревожного ожидания

конфликтная ситуация при упреке или высказывании недовольства (с любой стороны)

возникновение конфликта

Условное поведение имеет небольшую поддержку и ограничение окружающей среды, с его ограничениями, обусловленными совместимостью топографий, связанных с его многочисленными и разнообразными формами, необходимостью охватить слушателя и, прежде всего, конвенциями вербального сообщества. Таким образом, критическое различие между вербальным и невербальным поведением заключается в критерии подкрепления, а не в его источнике или агенте, потому что этот критерий порождает свойства, которые отличают вербальное от невербального поведения.

Согласно Скиннеру, вокальное словесное поведение: осуществляется с энергетическим уровнем, не связанным с величиной эффекта, который он достигает в окружающей среде; обычно очень быстро; часто получает прерывистое и отсроченное подкрепление; имеет свои эффекты, умноженные на множество слушателей; это не зависит от того, чтобы видение было эффективным; не предполагает использования рук; доступно большое количество речевых звуков; позволяет легко сравнивать звуки, издаваемые и слышимые, что позволяет получить большое сходство между ними; изучается посредством дублирования продуктов, что является очень точным.

углубление конфликта

Как правило, реального выхода из конфликтной ситуации никто не ищет - обиды, недовольство, раздражение, агрессия от бессилия разрешить (изменить) ситуацию накапливаются. Наступает этап борьбы за свою правоту. Каждая сторона отстаивает свою позицию, отстаивает жестко, компромисс никто не ищет (даже если на словах такая попытка есть). Борьба бывает открытой, но бывает и скрытой (неявной), но действенной.

Вербальная среда и пределы определения вербального поведения. Поскольку отношения, связанные с непредвиденными обстоятельствами, которые формируют вербальное поведение, являются условными, произвольными, они должны оставаться стабильными и преподаваться устным сообществом. Кондиционирование слушателя состоит в основном в установлении дискриминационного контроля операнда поведения фонетическими формами. Этот контроль включает в себя произвольные отношения, которые связывают фонетические формы со значениями языка: при прослушивании Дайте мне куклу, слушатель должен дать куклу, а не таблицу.

Сложно потому, что ситуации различны, в каждой - разные люди со своими особенностями, своей тактикой общения, своим пониманием ситуации, и им никогда не договориться, если и та и другая стороны (обе!) не поймут, что конфликт между учителем и родителями - ситуация тупиковая. Если понимание не будет достигнуто, вариант разрешения тупиковой ситуации окажется только один - кому-то уйти. Чаще уходит ребенок, но бывает, что уходит учитель. Печальный итог, а ведь можно было просто не доводить ситуацию до конфликта.

Дискриминационный репертуар слушателя под контролем словесных стимулов автоматически превращает его в учителя вербального поведения, в человека, который может моделировать и поддерживать вербальное поведение говорящего. Слушатель усиливает вербальное поведение говорящего, который представляет формы, содержащиеся в произвольных отношениях, которые являются обычными в вербальном сообществе.

Хотя отсутствие механических и геометрических отношений словесного ответа на его последствие упоминалось в литературе как критическая характеристика вербального поведения, роль посредника в прослушивании была более подчеркнута, что породило некоторые недоразумения, такие как поведение нажатия на панель мыши является вербальным, потому что оно подкрепляется экспериментатором, обученным его научным сообществом, чтобы сделать это, что будет действовать как слушатель. Сноска в словесном поведении породила это заблуждение.

Реальная ситуация.

Место: территория начальной гимназии

Время: 22 мая, 11 ч. 40 мин.

Возраст учителя - 38 лет

Возраст мамы -28 лет

Психическое состояние на момент взаимодействия:

У мамы - состояние тревоги, некоторого недоверия, монотонности, стресса

У учителя - состояние напряженной деятельности, состояние утомления, стресса

Между прочим, наше определение вербального поведения включает в себя поведение экспериментальных животных, где подкрепления предоставляются экспериментатором или аппаратом, предназначенным для установления непредвиденных обстоятельств, которые напоминают те, которые поддерживаются обычным слушателем.

Это понимание было поддержано в нашей области двумя способами: в более ограниченном смысле, содержание которого четко не указано, поведение, по-видимому, считается вербальным только в тех ситуациях, когда экспериментатор освобождает подкрепление лично; в более широком смысле поведение интереса животных в экспериментах с оперантом считается вербальным только потому, что подкрепление запрограммировано экспериментатором. В равной степени словесным было бы поведение собаки, чей лай или сидение у двери подкреплялись открытием ее кем-то.

При записи в школу учительница объясняет маме, что интенсивная программа, условия обучения (школа полного дня), дополнительные нагрузки будут не по силам возбудимому, непоседливому и часто болеющему малышу. Мама, считающая своего ребенка гениальным (а ребенок действительно хорошо развит), возмущена «никакой квалификацией педагога» и, не дослушав учительницу, пригрозила «найти на нее управу». Учительница в ответ вспылила, обрушив на маму накопившееся раздражение (это было не первое выяснение отношений в течение дня).

Если последствия устроены или предоставляются людьми, то выбранное поведение является вербальным. Критерий Скиннера в отношении словесного поведения подвергся критике, поскольку он был бы настолько всеобъемлющим, чтобы фактически охватывать все экспериментальные исследования операнта и почему он не был бы функциональным. Ибо вместо того, чтобы обратиться к истории интересующего организма, он обратился бы к истории другого организма.

Более узкая интерпретация, вероятно, делает больше справедливости к тому, что, по-видимому, имел в виду Скиннер. В Поведении организмов он представляет собой одну из причин выбора нажать рычаг мышью в качестве операнда, который будет изучать в экспериментальной ситуации, тот факт, что нажатие рычага не похоже на словесное поведение, поскольку оно действует на окружающую среду. Заметка в вербальном поведении, вероятно, относится к ручному моделированию и экспериментам, где армирование зависит от свойств ответа, определенных произвольно экспериментатором, например, поднятия головы в определенную точку, независимо от какого-либо воздействия на окружающую среду.

Каждая по-своему права, в реакции каждой доминирует обида, но каждая хочет «как лучше для ребенка». Но никто не захотел выслушать друг друга. Конфликт возник на моих глазах и настолько стремительно, что оправдания педагога: «Я пыталась ее убедить» - и мамы: «Я подробно рассказала об особенностях моего ребенка» - нельзя принять во внимание.

В обоих случаях непосредственной причиной освобождения подкрепления является не действие реакции в окружающей среде, а действие специального слушателя, экспериментатора. Если мы протестируем примеры экспериментального животного и собаки по отношению к двум взаимосвязанным критериям, которые более полно определяют вербальное поведение, они не пройдут испытание и не будут квалифицироваться как таковые. Это правда, что во всех этих случаях в представлении последствий другой организм участвует на разных уровнях в зависимости от примера.

Беда в том, что эта ситуация имела продолжение. Мама «нажаловалась» и добилась своего: первого сентября ребенок пришел в школу, а обиженная (по ее собственной оценке, «униженная») учительница на время затаила обиду. Ждать школьных проблем долго не пришлось, при адаптации гиперактивного ребенка к школе они неизбежны и естественны.

* Учительница: «Я вызвала ее и предъявила все претензии: ребенок работать не может, постоянно отвлекается и другим мешает; в прописях, кроме заданий, которые он как следует выполнить не может, какие-то рисунки; и еще дерзит, сказал, что, если я буду называть его по фамилии, он будет обращаться ко мне так же. Я сказала, что предупреждала ее, что ребенок не сможет учиться в нашей школе… А она на своем…»

* Мама: «…Она невзлюбила его… конечно, он непростой мальчик, но ему нравится в школе, и с детьми он подружился, а учительницу стал бояться… Вначале он говорил, что она с ним еще как следует не познакомилась и не знает, что он хочет хорошо учиться, а теперь очень волнуется, когда идет в школу, боится ее замечаний… Придется мне опять на нее жаловаться».

Действия инициатора взаимодействия :

Вербальные (речевые) способы - темп речи - быстрый, модуляция высоты голоса - плавная, тональность голоса - средняя (при возникновении конфликта переходит в высокую), ритм - прерывистый, тембр скрипучий, интонация-разнообразная, качества голоса (звуки) - вздохи, паузы, звуки назализации - «хм-хм», «э-э-э»

Невербальные (не речевые) способы - жесты размышления и оценки, сосредоточенность, критичность, жесты сомнения и неуверенности, некоторое недоверие, неодобрение

Ответные действия оппонента :

Вербальные (речевые) способы - темп речи - средний, модуляция высоты голоса - резкая, тональность голоса - высокая, ритм - размеренный, тембр - раскатистый.

Невербальные (не речевые) способы - жесты размышления, некоторая несосредоточенность, поднятые в недоумении брови, прикрывание рта рукой.

Новое действие инициатора взаимодействия: быстрый темп речи, оживленная мимика, резкая модуляция голоса, ритм прерывистый,раздражительность, недоверие, взгляд искоса, критика, защита, подозрительность и скрытность, неодобрение.

Ответное действие другого: ответная критика, раздражение, защита, быстрый темп речи, раскатистый тембр голоса, жесткая тональность, активная мимика.

Отсюда следует вывод:

Взаимные обвинения, обиды и жалобы накапливались, проблемы ребенка становились все глубже, директор и завуч устали играть роль третейского судьи, и в середине второго класса ребенка перевели в другую школу.

Была ли эта ситуация безвыходной с самого начала? Конечно, нет. Все можно было изменить и после первого конфликта. Если бы мама извинилась за свою несдержанность, если бы учительница не лелеяла свою обиду и не радовалась возможности «предъявить претензии», если бы у обеих хватило такта и терпения еще раз поговорить о ребенке, забыв свои обиды… Но увы, этого не произошло.

Взаимодействие происходило на основаниях:

· Не доверие по отношению друг к другу

· Не понимание позиции по отношению друг к другу

· Раздражительность

речевой поведение взаимодействие психический

3. Жизненная конфликтная ситуация и ее анализ по схеме

Итак, в межличностном конфликте большое значение имеет характер восприятия конфликтной ситуации сторонами. Реагируя на сложившуюся ситуацию, человек действует в соответствии с особенностями своего характера и взглядами. Именно этим объясняется, что в одной и той же ситуации разными людьми (и группами) совершаются разные, порой противоположные поступки. Понятно, что именно взаимодействие конкретной ситуации и свойств личности и способно вызвать конфликт (или уберечь от него).

Недоступность разрешения ситуации для субъекта и вместе с тем нежелание вступать по этому поводу в конфликт может привести к так называемому психологическому замещению (переносу). Он состоит в том, что недостигнутая цель заменяется иной, дающей лишь видимое и временное удовлетворение, часто извращенного характера. Нередко такое замещение выражается в пьянстве и других формах социально неодобряемого поведения, которое, в свою очередь, тоже может вызвать конфликт. Характерным примером является бытовое хулиганство, которое часто представляет собой перенос конфликта, сложившегося в семье или соседском окружении, в совершенно иную ситуацию (избиение постороннего прохожего на улице, дебош в общественном месте п т. п.). Такой перенос происходит и в поведении разъяренной толпы, ищущей себе жертву.

Таким же образом обстоит дело и в случаях замещения неудовлетворенной потребности в самоутверждении. Не имея возможности доказать свои «преимущества» на работе и избегая там конфликта, субъект затевает этот конфликт дома, в семье, что дает ему определенную «разрядку» и удовлетворяет самолюбие. Так конфликтная ситуация, сложившаяся в одних условиях и в одном месте, разрешается - с конфликтом или без него - при совершенно иных обстоятельствах.

Забегая несколько вперед, можно сказать, что оценка ситуации в качестве конфликтной уже дает основания и обязывает действовать всех тех, кто может и должен предотвратить конфликт. Это наиболее подходящий момент для пресечения возникающей драмы или трагедии. Дальше, как правило, будет уже поздно.

Конфликтная ситуация отличается от обычной, повседневной жизненной ситуации несколькими особенностями. Некоторые из них мы уже рассмотрели выше. - Теперь коснемся более подробно той социально-психологической атмосферы, которая обычно сопутствует конфликтной ситуации и самому конфликту. Это социальная напряженность.

Жизненная ситуация:

Молодой человек (далее МЧ) и девушка (далее Д) встречаются около 3-х лет. МЧ любит употреблять пиво, девушку это не устраивает на протяжении последнего года, до этого она не задумывалась, что такая проблема может возникнуть. Первые полгода Д не говорила о своих недовольствах МЧ и держала все в себе, но последние полгода она начала выражать недовольство и попыталась предложить МЧ альтернативу в виде употребления спиртного 1 раз в неделю (такой вариант ее устраивал). МЧ не увидел в ситуации проблемы и, но согласился с чем? С предложением? с предложением и погасил ситуацию. Девушка понадеялась, что ситуация разрешилась, но через месяц все вернулось на прежние места. Каким образом, при каких обстоятельствах?

Молодой человек находил поводы (встречи с друзьями, коллегами и т.д.) и употреблял алкоголь в прежнем режиме, не обращая внимания на прежнюю договоренность.

МЧ по-прежнему употреблял алкоголь до 3-х раз в неделю, аргументируя это усталостью на работе, встречами с друзьями и т.д. как, это возобновилось? В каких ситуациях это происходило? девушка решила, что МЧ бесполезно уже что-либо говорить, потому что он не выполнил их общей договоренности. На основании чего она так решила? Ситуация осталась неразрешенной, МЧ по-прежнему пьет пиво когда захочет, а девушка высказывает ему свои претензии, но несмотря на это все повторяется снова и снова. В чем это выражается?

До данного конфликта для МЧ и Д серьезные конфликтные ситуации были редкостью. А если возникали какие-либо конфликты, то они быстро разрешались. Обычно МЧ и Д договаривались о каком-то компромиссе и заканчивали на этом конфликт. Основного инициатора разрешения выделить нельзя, т. к. это в его роли был то МЧ, то Д. Но на компромисс чаще шел МЧ. Как разрешались? Кто инициатор разрешения был традиционно?

Позиции сторон:

Девушка: «В последнее время я вижу его с пивом очень часто, и это меня настораживает и мне не нравится. Я боюсь, что он будет вести себя как его отец, который пьет и уходит из дома на время пьянки».

Молодой человек: «Пиво помогает мне расслабиться. Когда я прихожу домой после работы, мне хочется отвлечься и отдохнуть. И я не вижу в этом ничего угрожающего нашему будущему».

Аргументы девушки: Твой отец пьет, значит и ты будешь пить.

Аргументы Молодого человека: я не хочу быть похожим на своего отца, я не буду пить так как он. У меня нервная работа я так расслабляюсь

2. Типология конфликта

По предмету конфликтного взаимодействия:

Реалистичный (инициатор конфликта, т.е. Д хочет добиться определенного результата)

По сферам возникновения:

Интересов (с помощью этого конфликта Д хочется добиться реализации своих интересов, а МЧ своих)

По субъектам конфликтного взаимодействия:

Межличностный (конфликт между двумя личностями. В процессе никто в конфликт вмешан не был)

По направленности на субъект:

Прямые (противоречия высказываются открыто)

По степени длительности и напряженности конфликта:

Слабовыраженный вялотекущий (конфликт длится уже несколько месяцев. МЧ постоянно пытает уйти от конфликта)

По отношению субъектов к конфликту:

Подлинный - ситуация с выпивкой действительно существует и именно эта ситуация не устраивает девушку.

Тип конфликтной ситуации:

Субъективный целенаправленный, т. к. девушка осознанно предъявила претензии МЧ

3. Структурно-функциональный анализ конфликта

Участники конфликта и их характеристики, роли в конфликте:

Девушка: 21 год, студентка, в отношениях всегда старается быть лидером. Занимает активную позицию в конфликте, пытается разрешить конфликт с выгодой для себя, но при этом предлагает пойти на компромисс.

Молодой человек: 22 года, работает в милиции. В отношениях всегда советуется с девушкой, прежде чем что-то предпринять. Занимает пассивную позицию в конфликте (т. к. не воспринимает его как таковой), пытается уйти от конфликта

Для того, чтобы разобраться с основной проблемой причинами и возможными последствиями конфликта, воспользуемся методом древа:

Объект конфликта: стабильность отношений / совместное будущее

Вид объекта: интересы

Делимость объекта: объект, которым оба участника могут «владеть» совместно.

Предмет (предметы) конфликта: Систематическое употребление пива молодым человеком; невыполнение договоренности МЧ

В ходе конфликта формируется дополнительный предмет конфликта: невыполнение договоренности МЧ. Он возникает после того, как МЧ нарушает их с Д условную договоренность и возвращается к прежней ситуации.

Отстаиваемые позиции участников конфликта:

Для выявления отстаиваемых позиций интересов и потребностей субъектов конфликта воспользуемся таким методом анализа как луковица:

Девушка: Мне не нравится когда ты пьешь пиво (факт заключается в том, что МЧ пьет пиво. Интерпретация в том, что девушке это не нравится)

МЧ: Я не вижу ничего страшного в том, что я пью пиво (факт: МЧ не видит в употреблении пива ничего страшного)

Конфликтогены:

Нарушение договоренности со стороны МЧ. Претензии/критика со стороны девушки.

Типы конфликтогенов:

Проявления эгоизма (Д устанавливает свои правила);

Нарушение правил (МЧ нарушает установленную договоренность);

Интересы субъектов конфликта, потребности.

Из метода луковицы, приведенного выше выделим:

Интересы:

· Сохранение отношений,

· Гарантии на дальнейшее будущее (не будет так часто пить в будущем)

· Выполнение моих условий

· Держать ситуацию под контролем

Молодой человек:

· Сохранение отношений,

· Свобода действий в дальнейшем будущем

· Прекращение претензий и контроля со стороны Д

Побочные интересы:

Девушка: принципиальные интересы (конфликт разрешится, так как я предлагаю).

МЧ: психологические интересы (хочу, чтобы меня поняли, что я тоже имею право на отдых).

Основной точкой пересечения является интерес обеих сторон в сохранении отношений. В дальнейшем этот пункт может сыграть решающую роль для разрешения конфликта. Кроме того обе стороны заботятся о будущем, но каждый при этом думает о своем будущем, т. к. Д хочет, чтобы МЧ не употреблял алкоголь так часто и впредь, а МЧ хочет в своем будущем свободу действий.

Основной антагонистичной точкой является то, что Д хочет держать ситуацию под контролем, а МЧ хочет освободится от контроля, кроме того Д хочет, чтобы ситуация разрешилась в соответствии с ее представлениями, а МЧ хочет чтобы его поняли в его праве на такой отдых. Эти противоречия могут стать серьезным препятствием на пути решения конфликта.

Потребности:

Девушка: в безопасности (хочет защитить себя от поведения схожего с поведением отца МЧ)

МЧ: в признании (хочет, чтобы его услышали и поняли)

Виды поведения участников конфликта:

Девушка: вначале компромисс, затем приспособление

МЧ: всегда уход от конфликта, даже когда пошел на компромисс

Оценка перспективности тех или иных типов поведения для решения проблемы:

Для решения проблемы наиболее перспективным видом поведения будет компромисс или сотрудничество, которые помогут каждой из сторон не остаться в «проигрыше». Такое поведение как уход от конфликта и приспособление поможет лишь на время приостановить конфликт, но вследствие неразрешенности он будет возобновляться снова и снова.

Границы конфликта: на всем протяжении конфликта границы не менялись. В конфликт не вовлекались третьи лица.

Девушка: постановка в пример отношений в семье МЧ. Обращение к будущему

МЧ: отношения с отцом. Приведение аргумента об усталости на работе

Ранги сторон:

Девушка: оппонент 1-го ранга (выступает от своего имени и преследует свои собственные интересы)

МЧ: оппонент первого ранга

По ходу развертывания конфликтов изменения рангов не произошло

Позитивные и негативные функции данного конфликта.

Позитивные:

· конфликт способствует расстановке приоритетов (у Д это спокойное будущее. У МЧ возможность свободы действий)

· благодаря конфликту обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении (в прошлых конфликтах МЧ чаще шел на компромисс, а следовательно поступался своими интересами, а этот конфликт помог вынести эту проблему к поверхности, когда МЧ нарушил договоренность)

Негативные:

· вследствие конфликта подрывается доверие одной из сторон к другой (Д после нарушенного МЧ договора, не пытается разрешить конфликт из-за недоверия к изменению поведения МЧ)

· конфликт приводит к разобщению (конфликтная ситуация в любом случае будет расставлять субъектов по разные стороны «баррикад»)

4. Динамический анализ конфликта

Основные фазы конфликта:

· Предконфликтная фаза:

Изначально девушка не выказывала недовольства МЧ по поводу употребления пива и держала все в себе, накапливая напряженность. Вследствие сдерживания и, соответственно, накапливания эмоций девушка решилась высказать свои претензии, когда в очередной раз МЧ пришел домой с бутылкой пива.

Противоречия лежащие в основе конфликта заключаются в том, что девушка недовольна ситуацией, когда молодой человек делает не так, как хотела бы она. А молодой человек хочет делать то, что хочется ему и так часто как он сам этого захочет. Таким образом, столкновение не сходящихся интересов привели к конфликтной ситуации, в которой употребление алкоголя стало лишь причиной.

Формирование образа врага происходит за счет стереотипизации девушкой молодого человека (твой отец пьет, значит и ты будешь таким же).

· Фаза открытого конфликта

Инцидент: МЧ приходит домой с бутылкой пива. Девушка не выдерживает и заявляет ему свою позицию. Манифестирует конфликт.

Ранее было отмечено, что конфликт носит вялотекущий характер, соответственно особо роста напряжённости в конфликте не наблюдается, потому, что девушка сразу же предлагает вариант разрешения конфликта. Но конфликт не решается и выходит на латентную стадию деэскалации.

Динамика изменения используемых видов поведения каждого участника конфликта:

В данном конфликте виды поведения меняла только девушка (сначала компромисс, затем приспособление), молодой человек всегда применял уход от конфликта, хоть изначально и пошел на компромисс, но тоже ради того, чтобы уйти от конфликта.

У девушки можно отметить смену установок в тот момент, когда МЧ согласился на компромисс, но после нарушенного уговора все вернулось на прежние места.

Динамика изменения ситуации, поведения и установок в конфликте:

Изначально девушка хотела разрешить конфликт с помощью компромиссного решения, но нарушив договоренность МЧ опять привел ситуацию в исходное положение, вызвав, тем самым, у Д негативное отношение к себе.

Постконфликтного этапа в этой ситуации нет, т. к. конфликт не разрешен.

5. Управление конфликтом

В данный момент конфликт между девушкой и молодым человеком не завершен и находится в латентной стадии. После выхода на возможный компромисс одна из сторон изначально согласилась с условиями (истинной причиной согласия был просто уход от конфликта), а через некоторое время нарушила их, вернув, тем самым, конфликт в первоначальную стадию. Т.к. девушка не стала больше высказывать недовольства, то конфликт не получил дальнейшего развития но и не завершился.

Таким образом, основной предмет конфликта - систематическое употребление алкоголя молодым человеком остался прежним, интересы сторон удовлетворены лишь частично (оба сохранили отношения, МЧ частично избавился от претензий девушки) и на время пока конфликт не вернется к открытой стадии.

Основной проблемой данного конфликта является то, что фактически конфликт полностью осознается лишь одной стороной. Девушку не устраивает то, что молодой человек употребляет алкоголь, а МЧ не видит в этом проблемы.

Возможность разрешения конфликта существует лишь в том случае, если обе стороны будут осознавать реальный предмет конфликта и будут готовы на конструктивную коммуникацию.

Если МЧ признает конфликт как таковой, вместе с изначальным его предметом, паре можно будет воспользоваться стратегией интеграции, для того, чтобы вместе найти решение конфликта с помощью декларирования целей и реальных интересов и соотнесение их с позициями. В этом случае МЧ и Д обнаружат реальные общие для них обоих интересы и появится возможность на основе выявленных интересов придумать общее решение проблемы.

Но в ходе рассмотрения интересов выяснилось, что основной антагонистичной точкой столкновения интересов является то, что Д хочет держать ситуацию под контролем, а МЧ хочет освободится от контроля, кроме того Д хочет, чтобы ситуация разрешилась в соответствии с ее представлениями, а МЧ хочет чтобы его поняли в его праве на такой отдых. Эти противоречия могут стать серьезным препятствием на пути решения конфликта.

Таким образом, паре необходимо воспользоваться коммуникативным методом управления конфликтом, чтобы можно было открыто выразить свои точки зрения на сложившуюся ситуацию, аргументировать свои позиции и прийти к общему решению.

Возможным ресурсом для решения конфликта могут быть отношения пары, которые оба не хотят разрушать. Использование общих точек в интересах позволит МЧ и Д сблизится и усилить их отношения (применение социально-конструктивного способа управления конфликтом).

Первоочередной задачей для использования вышеприведенных стратегий и методов решения конфликта является осознание обеими сторонами реального предмета конфликта и выход на конструктивные переговоры с последующей выработкой решения конфликта.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие об экстремальной ситуации. Влияние экстремальной ситуации на психическое и психофизиологическое состояние человека. Особенности поведения и готовности человека к деятельности в экстремальных ситуациях. Опросник "Инвентаризация симптомов стресса".

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Виды тестов, позволяющих определить различия между людьми с учетом их индивидуальных характеристик. Модели поведения личности. Сегменты организационного поведения человека работающего. Основные типы адаптации. Поведение, связанное с решением проблем.

    презентация , добавлен 16.09.2012

    Личностные факторы в теории социального научения. Субъективный контроль как основной фактор динамики поведения в ситуации конфликта. Экспериментальное исследование динамики поведения подростков в ходе разрешения специально созданной конфликтной ситуации.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2011

    Процесс взаимодействия людей в конфликтной ситуации, его направления и специфика. Общая характеристика и отличительные признаки моделей поведения сторон в конфликтной ситуации: противоборство, избегание, уступчивость, компромисс, сотрудничество.

    презентация , добавлен 19.10.2013

    Причины возникновения конфликтов как результата взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее собственного существования. Особенности поведения подростков в конфликтной ситуации с различными видами агрессивности, его коррекция.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2015

    Выявление влияния темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивная, деструктивная и конформистская, выбор адекватного способа обращения.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2015

    Особенности развития личности в подростковом возрасте и роль агрессивного поведения. Характеристика стилей взаимодействия между детьми и родителями. Влияние стиля взаимодействия на агрессивность подростка. Организация и анализ результатов исследования.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Понятие речевого общения и его основные признаки. Учебное, имитативно-подражательное и аутентичное общение. Речевые ситуации, события и взаимодействия. Важнейшие организационные принципы речевой коммуникации. Доказательность и убедительность речи.

    реферат , добавлен 23.09.2011

    Теоретическое исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации и эмпатических способностей у психологов. Организация и методы эмпирического исследования поведения в конфликтной ситуации. Количественный и качественный анализ полученных результатов.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2015

    Определение сущности и содержания конфликта. Анализ поведения личности в конфликтной ситуации. Анализ особенностей конфликтных ситуаций в классном коллективе. Изучение различных стратегий поведения, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы.

Речевое поведение человека - сложное явление, оно связано с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенностями.

Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии связан с различением следующих уровней социальной коммуникации:общение людей как представителей тех или иных групп (наци­ональных, возрастных, профессиональных, статусных и т.д.). При этом определяющим фактором речевого поведения двух или нескольких человек является их групповая принадлежность или ролевая позиция (например, руководитель - подчиненный, консультант - клиент, преподаватель - студент и т.д.);передача информации множеству лиц: прямая в случае публич­ной речи или опосредованная в случае средств массовой ин­формации.\

Речевое поведение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей.

Прежде всего, следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем.Описанные условия получили название «принцип кооперации», т.е. требование к собеседникам действовать таким образом, который со­ответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

Наряду с принципом кооперации важное значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости. Это всецело принадлежит речевому этикету Отметим, что такие ключевые принципы вежливости, как тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность, выраженные (или не выраженные) в речи, самым непосредственным образом определяют характер социальных взаимоотношений.

Отчетливо осознаваемая отправителем сообщения цель требует продуманной формы сообщения и прогнозируемой реакции аудитории.

Задание12 . Прочитайте текст. Выделите основные правила речевой коммуникации. Что представляют собой речевые стратегии и тактики. Почему необходимо владеть ими?

Основные правила речевой коммуникации

Основные правила речевой коммуникацииобусловлены следующими правилами:

1) высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; 2) высказывание должно по возможности быть правдивым; 3) высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора;4) высказывание должно быть ясным.

В социальном взаимодействии особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики.

Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения, а также реализацию этого плана, т.е. линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т.д.Тактика может меняться в зависимости от условий общения, по­лученных сведений, чувств и эмоций Смена тактик в разговоре - мыслительная операция, хотя может совершаться и интуитивно. Собирая и осмысливая тактические приемы, можно научить применять их сознательно и мастерски.

Задание12. Речь как средство утверждения социального статуса

Для адекватного понимания речевого сообщения участники ком­муникации различными способами обозначают социальные отношения, в структуре которых предполагается развернуть общение. Кроме прямых представлений, когда называются наиболее значимые для общения социальные роли собеседников, существуют косвенные - социально-символические средства демонстрации социального статуса и ролевых репертуаров общающихся.

К числу таких вербально-символических средств можно отнести выбор формы обращения. Форма обращения может выявлять социальную иерархию, а при равенстве социальных статусов выражать личное отношение к партнеру. При этом могут использоваться специальные слова, указывающие на статус лица, к которому обращаются, например «дамы и господа», «коллеги», «сэр».Меняя формы обращения, можно подчеркнуть формальность или неформальность отношений. Сравним обращения: «товарищи», «друзья», «эй ты, голубчик», «милейший».Сходную функцию могут выполнять и выбранные формы приветствий или прощаний, например «Здравствуйте», «Здорово, ребята», «Приветствую вас», «Салют», «Пока», «Всего хорошего» и т.д.

В русском языке гражданский статус человека четко обозначается обращением, например «Иван Иванович», «товарищ Иванов», «гражданин Иванов». Последнее обращение подразумевает, что человек потерял или может потерять свой статус свободного гражданина страны.

Примером определенной оценки партнера могут служить следующие высказывания: «...А задавались ли вы вопросом; почему это так?»; «Вопрос вам понятен?»; «Хорошо. Если вам легче с этого начать, начните с этого. Потому что в целом я хотел бы, чтобы вы назвали...».

Приемом использования речи для повышения своего социального статуса могут быть различные обозначения для описания социальной роли или профессиональных функций. Так, часто самоуважение людей возрастает в зависимости от выбора названия их роли: «младший медперсонал» вместо «санитар(ка)» или «работник санитарной службы» вместо «мусорщик» и т.п.

К вербальным социально-символическим средствам также относится намеренная имитация произношения определенной группы, принадлежность к которой демонстрируется. Замечено, что мы «приспосабливаем» наш язык, произношение к языку партнера в том случае, если он нам нравится. С другой стороны, когда мы хотим отделаться от другого человека или группы, мы можем подчеркнуть различия в нашей речи.

Наконец, выбор стиля произношения также относится к числу вер­бальных социально-символических средств. Выделяют: высокий (подчеркнуто правильное употребление слов и построение предложений, воспринимается как официальный, более формальный, дистанцированный) и низкий (разговорная речь, насыщенная жаргонными словами, с использованием сленга, воспринимается как неформальный, дружеский); влиятельный и невлиятельный стили.

Говорящие, применяя определенные вербальные приемы, могут способствовать формированию собственного образа в глазах других, например, казаться более уверенными, более влиятельными, следовательно, более контролирующими ситуацию. Те, кто говорит влиятельно, используют следующие формы построения высказывания: «Давайте пообедаем сегодня вечером» вместо «Я думаю, мы могли бы пообедать сегодня вечером», т.е. сама структура предложения как бы направляет действие.

Смена стиля обращения, в частности использование формы «ты»/«вы» - обращений, сама по себе может быть приемом, направленным на «повышение» или «понижение» статуса. «Ты» - форма, как правило, ассоциируется с неформальными, дружескими отношениями, а «вы»-форма - с формальными и эмоционально дистанцированными.Переход от «ты» к «вы» является стратегией дистанцирования, которая демонстрирует неодобрение, отчуждение, неприятие, враждебность. Обратное переключение, напротив, является стратегией принятия, которая означает расположение, желание меньшей формальности и большего дружелюбия.

Задание13. Подготовьтесь к диспуту на одну из тем: « Образованность человека определяется культурой речи», «Врач – эталон образованности и культуры».

VI. Литература:

1Ахмедьяров К.К., Мухамадиев Х.С. Типовая учебная программа «Русский язык». – Алматы: Қазақуниверситеті, 2012. – 16 с.

2.Жанпейс У. А. Русский язык – 1 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 110 с.

3.Жанпейс У. А. Русский язык - 2 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 121 с.

4.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык. Учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальности «Общая медицина». Часть III. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2015. – 118 с.

5.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: Учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

Абжанова Т.А., Абжанов Р.С. Культура деловой коммуникации. – Алматы: Экономика, 2011.

Энциклопедический словарь терминов фармакологии, фармакотерапии и фармации: Г. Я. Шварц - Санкт-Петербург, Литтерра, 2008 г.- 576 с.

6.Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И. Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

7.Озекбаева Н. А. Научный стиль речи. Учебное пособие для студентов казахского отделения медицинских вузов (бакалавриат). - Алматы, 2015. – 220 с.

Русский язык «В2»: учебно-методическое пособие для практических занятий /Под общей ред. Нургали К.Р. – Астана, 2014. – 210 с.

8. Цой А.А. Контекстно-интегративная технология обучения русскому языку как неродному в вузе. Монография. – Алматы: 2012. – 240 с.

VII. Контроль:

1.Язык – самое выразительное, чем человек обладает. Какое слово пропущено в предложении

2) наименее

5) наиболее

2. Язык человека – это его мировоззрение … его поведение.

3. Какой перевод соответствует словосочетанию қартауру

1) больной пациент

2) старый человек

3) немолодой человек

4) пожилой пациент

5) молодой человек

4.Какое окончание пропущено в словосочетании презентация медицинск…центра

5. Какое слово является синонимичным слова представление

1) аттестация

2) презентация

3) реализация

4)демобилизация

5)организация

6. Какое словосочетание является переводом словосочетания дәріжазып беру

1) назначить лечение

2) отправить на анализы

3) прописать лекарство

4) определить диагноз

5) направить на лечение

7. Какое слово по значению близко к словосочетанию сведения о болезни

2) асептика

3) вакцинация

4) анамнез

5) дезинфекция

8.Настоящ… профессионал сразу попризнакам определит болезнь. Какое окончание пропущено в предложении

9. Установит причину заболевания … назначит правильное лечение. Какой союз пропущен в предложении

10. Я получила полезнуюинформац… о БАДах . Какое окончание пропущено в предложении