Цель родительского собрания на тему азы воспитания. Родительское собрание в средней группе «Азы воспитания. г. Нижняя Тура

Общее родительское собрание

«Азы воспитания»

Подготовила:

Атливанова О.М.

Зам. зав. по ВМР

ДОУ «Гнездышко»

Нижняя Тура 2009г.

Родительское собрание

«Азы воспитания»

Подготовка к собранию

I . Провести анкетирование:

1. Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок? Пожалуйста, приведите примеры.

Желаем Вам успехов!

Маленькая дорога все еще в сумерках, а молодой человек избегает мусора перед детским садом. В другие дни дети играли и играли здесь на Йозефштрассе в Дуйсбурге-Вальсуме, но сегодня утром все тихо. Это может быть связано с морозной погодой. Или жаркие споры, которые здесь происходят в течение нескольких дней.

Потому что даже летом видели, как дети играют в детском саду на Йозефштрассе, некоторые из них также совершенно обнажены. Поскольку они знали это со своего отпуска, несколько детей вышли из туалета детского сада, бегая голыми по комнатам. Чтобы дать детям эту свободу, но в то же время не беспокоить других детей, персонал дневного центра поставил компромисс: они дали детям, которые любили выезжать, комнату, в которой они могли это сделать. Играя и занимаясь обнаженной, не беспокоя и не беспокоя других детей.

2. Умеет ли ваш ребенок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь?

3. Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?

4. На какие вопросы на собрании вы хотели бы получить ответы?

II. Красочно оформить памятки.

Памятка для родителей

Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим детям.

Проблема: они только сообщали родителям детей, которые играли в комнате, - другие не узнавали об этом до намного позже. Именно в этот момент история приходит к выводу, что директор Дуйсбургского молодежного офиса Томас Крюцберг сегодня говорит: «Оттуда все пошло не так». Крюцберг сегодня очень востребован. Он постоянно должен объяснять, как все это дошло до этого. Бойкот родителей - только 40 из 120 детей в настоящее время находятся в дневном отделении, многочисленные слухи и обвинения и, в конечном счете, даже временное закрытие детского сада.

Камнем преткновения была маленькая девочка, которая рассказала родителям дома, что другой мальчик пытается «поиграть в секс-игры с ней». Когда родители проверили, дочь рассказала ей о комнате с обнаженными детьми. С тех пор первые ужасные истории в Уолсуме сделали раунды. Прежде всего, турецкие отцы и матери, которые обеспечивают две трети родительства в детском саду, были шокированы проектом педагога. Турецкие СМИ сообщили о «бесстыдном проекте детского сада в Дуйсбурге».

Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на ребенка, не говорите при нем, или обращаясь к нему, грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания.

Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам, а, где это возможно, поощряйте самостоятельность своего ребенка.

Уже до конца Крюцберг сказал, что он сам узнал о идее педагога - слишком поздно. Идея, «которая не соответствует руководящему принципу Дуйсбургского отдела по вопросам благосостояния молодежи», подчеркивает он. Бюро по вопросам образования и молодежи должно было отреагировать. Но на первой встрече родителей на прошлой неделе, по словам участников, это произошло в «бурных сценах». Возмущенные родители ругали воспитателей громко обвинил их в «порнографические мотивы» впереди. Менеджмент детского сада, а также вызванный работник службы по делам молодежи не могли больше контролировать гнев - глава офиса Крюцберг должен был отменить собрание.

Предъявляйте к детям единые требования и, даже если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайте это в отсутствии ребенка.

Уважайте достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано».

Предъявляя к ребенку какие-то требования, предъявляйте их к самим себе, не забывайте говорить ребенку: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».

На второй встрече на следующий день он разоблачил себя от гнева родителей, признав «большие ошибки». Объект должен обязательно проинформировать всех родителей, - говорит Крюцберг также в ретроспективе. Может быть, это избавило бы от горячих дискуссий, которые сейчас происходят в пригороде Дуйсбурга, но особенно в интернет-форумах. Нагота - это что-то совершенно естественное для детей, другие говорят.

Сообщение зам. зав. по ВМР сопровождается музыкой

Он также следовал дискуссиям о детском саду Вальсум, мог понять волнение родителей. Тем не менее: «Тема секс-образования явно принадлежит образовательной миссии». В принципе, было бы хорошо, если бы у детей было место, где они могли бы узнать свое собственное тело, - но это должно было произойти в тесном сотрудничестве с родителями. «В семидесятые годы нагота не была проблемой вообще в детском саду, - вспоминает Гютхофф, - это было ее частью».

Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.

III. Оформить выставку:

«Книги – помощники в воспитании культуры поведения у детей»

IV. Изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций, в котором имеется текст приглашения.

Уважаемые родители!

Всей силой души вы, конечно, хотите, чтобы в вашем ребенке все было прекрасно. А потому, приглашаем и будем очень рады видеть Вас на собрании «Азы воспитания»

Но даже тогда всегда существовали четкие соглашения с институтом учреждения и родителями - это было упущено в Дуйсбурге. Ошибка, за которую должен был стоять директор объекта. Она уже была в отпуске в начале прошлой недели. После очередной родительской встречи в среду вечером было ясно, что оставшиеся одиннадцать супервайзеров, за исключением заместителя главы, который только в детском саду на несколько недель, будут в будущем получать новую работу. Вы сами попросили ее перевести.

Анализ поведения детей с помощью фишек

Поскольку заявленная цель восстановить доверие родителей, похоже, не может быть достигнута иначе для властей. К моменту создания новой команды Центр дневного ухода в Йозефштрассе останется закрытым, а дети будут размещены на других объектах. Так что ему не хватает определенной символики, которая поднимается в четверг на белый дым из дымохода детского сада. Вечером было принято решение. Родители, которые встречаются сегодня утром на Йозефштрассе, с облегчением. «Я думаю, что многое взорвалось, - говорит мать, - даже если история имела плохой вкус».

V. Подвести итоги конкурса среди семей “Выбираем эмблему детского сада».

VI. Записать ответы детей на магнитофонную ленту.

VII. Оформить красочные благодарности родителям за успехи в воспитании культуры поведения у детей.
Х. Провести конкурс рисунков – совместных работ родителей и детей на тему: «Волшебный город вежливости».

Она настроена оптимистично, что теперь небольшой отдых переместится в детский сад. Но последнее слово, похоже, не говорилось в Вальсуме: даже в конце недели 80 из 120 семей предпочли оставить своих детей дома и не отказались от бойкота, несмотря на смену персонала. Другие родители, с другой стороны, сожалеют о том, что в будущем дети получат новых воспитателей. «Бесспорно, что учителя проделали отличную работу там,» сказал представитель города. Они потеряли бы доверие родителей, но не детей. Однако против педагогов теперь определяется прокурор.

Ход собрания

1. Вступительное слово зав. ДОУ

Добрый вечер, уважаемые родители! Вот и наступил час, когда мы собрались все вместе. Мы рады встрече с вами. Ваши дети очень любят вас, гордятся вами, подражают вам во всем и мы, кто работает с вашими детьми, разделяем их чувства и признаем: вас есть за что любить, чем гордиться, вы, действительно, являетесь достойным примером для своих детей, примером доброжелательности, вежливости, пунктуальности и отзывчивости. Нам приятно отметить, что за все время работы мы не встретили ни одного отказа на наши просьбы: расчистить снег, починить игрушки, принять участие в конкурсах (Елочные украшения, эмблема детского сада, конкурс рисунков: «Семейный досуг», «Волшебный город вежливости».

Сами педагоги не имели никакого мнения относительно их действий и последствий. В дневном стационаре один из них относился дружелюбно, но определенно к пресс-службе города. Наш дом является домом для семей в округе. Все дети нашего заведения любят приходить сюда играть, петь и веселиться. Мы предлагаем детям возможность сделать это. Во время бесплатной игры вы можете выбрать своего товарища по игре или сыграть партнера, материал и местоположение самостоятельно. Они участвуют во многих разных предложениях по всему дому.

Тренажерный зал предлагает им возможность передвигаться широко. Дети могут проверить свою координацию и навыки в тренажерном зале джунглей и на строительной площадке движения. Площадь зала и прилегающие комнаты групповых комнат служат детям местом встреч для ролевых игр, кикеров, аэробики, работ, игр с мячом или для вождения с автомобилями. В них также есть банная баня, где они могут спокойно отдохнуть.

Спасибо Вам.

2 . Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы:

1. Дети, какие вежливые слова вы знаете?

2. А как вы думаете, кого называют вежливым человеком? А себя вы считаете вежливыми? Почему?

3. А вежливы ли взрослые в обращении с вами? Почему?

4. Подумайте и скажите, почему вежливые слова называются волшебными?

Вступительное слово зав. ДОУ

Наша открытая площадка предлагает детям возможность заниматься природой. Дети выращивают овощи в поднятых кроватях и грязи в акватории. Вы можете спуститься с холма или спрятаться в кустах. В области песка важно попробовать много вещей. Групповые комнаты предназначены для детей в номере их дома. Там они позавтракают, и педагоги проводят день с ними. Вместе нужны правила, и дети общаются друг с другом, а сотрудники живут каждый день.

Общее родительское собрание

Родители и преподаватели являются партнерами по работе с детьми. Наблюдения и обмены вокруг них являются важными частями нашей работы. Через шесть месяцев родительского отпуска мы хотели бы дать вам возможность узнать о стадии развития вашего ребенка. Разработанный на практике «спутник развития Гельзенкирхена» служит нам инструментом контроля. Изображения, проекты, заявления и фотографии являются содержимым этой папки.

3. Сообщение зам. зав. по ВМР сопровождается музыкой.

Да, вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.

«Ничто не ценится так дорого и обходится так дешево, как вежливость».

Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств, доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей и сервировке стола – словом во всем, с чем мы выходим в общество.

Вместе с персоналом дети разрабатывают контент, снова находят вещи, им предлагается продолжать разработку и хранить документацию до тех пор, пока они не покинут объект. Правила здесь - это фестивали, праздники и события в округе. Даже после истечения срока государственной поддержки будет продолжаться. Дом по-прежнему доступен жителям района как место встречи. Например, дети в возрасте 1, 5-3 года, которые еженедельно встречаются в мини-клубах, хорошо подготовлены к повседневной жизни в детском саду и могут быть поддержаны на ранней стадии.

Родители имеют возможность обмениваться идеями в родительских кафе, гимнастике или местах встреч и участвовать в работе. Для одиноких родителей есть место для проведения встреч. В этом контексте проводится ежегодное мероприятие для всех родителей четырехлетних детей, которые информируют о зачислении и предварительных условиях.

Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200 – 300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали. Так Петр I в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и, потупя глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать…»

Г. Нижняя Тура

В то же время родители получают поддержку в вопросах языковых тестов, программ финансирования и диагностики школьников. Дополнительные предложения будут объявлены на ранней стадии для всех родителей и семей, чтобы вы могли хорошо отрегулировать время. Праздники учреждения обычно проводятся между Рождеством и Новым годом и в первые 3 недели летних каникул. Нам важно, чтобы в летние каникулы у детей была возможность встретиться и принять участие в мероприятиях. По этой причине мы предлагаем программу детских праздников в течение трех недель корпоративных праздников.

Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом пойдет сегодня разговор.

Что является главным в воспитании хороших манер? Нужно ли упражнять ребенка в навыках культурного поведения? Каким образом? Имеют ли успех в воспитании такие методы как беседы, наказания, нравоучения?

4. Инсценировка (играют дети). Подводит итоги психолог ДОУ.

В нем могут участвовать от 20 до 25 детей в возрасте от 3 до 12 лет. Чтобы дать детям понимание более широкой среды, мы работаем вместе с различными учреждениями, например. Пожарная служба, полиция, музей, детская клиника, начальные школы в районе, другие объекты проекта, отделы городской администрации Гельзенкирхен и еще несколько. Раз в неделю дети и их сотрудники используют возможность ближе познакомиться с лесом как средой обитания.

Проект учитывает естественную способность детей исследовать и открывать обучение. Детям и родителям предлагается познакомиться с религиями и активно пережить жизнь с религией и взять их с собой в семьи. В качестве семейного центра мы предлагаем родителям и семьям из района, чтобы воспользоваться образовательными предложениями. Мы предлагаем родительские встречи, дискуссионные группы с соответствующими ораторами или даже действия для родителей со своими детьми. Мы поддерживаем семьи в поисках заботы, контактов или действий и предложений.

Инсценировка 1

Уважаемые родители, вашему вниманию предлагаются две сценки.

Мама: Здравствуйте, Анна Ивановна!

Алеша, а ты что не здороваешься? Сейчас же скажи: «Здравствуйте»! Я жду. О, господи, и в кого он такой упрямый, не ребенок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне его еще учить?

Инсценировка 2

Две мамы разговаривают:

Мы предлагаем консультации в самых разных областях и приглашаем родителей использовать наши предложения. Для детей мы предлагаем различные дополнительные предложения, такие как ранняя музыкальная поддержка, спортивные и спортивные предложения, танцы и хор. Предлагается английский для детей, а также для приготовления пищи для детей.

Наши партнеры по сотрудничеству разнообразны. Выбор детского сада должен основываться на потребностях ребенка. Следует учитывать следующие аспекты. Каким образом должна быть спроектирована комната, чтобы ребенок расслабился и чувствовал себя хорошо? Сколько визуальных впечатлений может ребенок терпеть, не раздражая и не останавливаясь на чем-то конкретном? Может ли он вступить в контакт с другими детьми и сформироваться и наслаждаться контактом?, или это нуждается в помощи? Может ли это касаться и следовать запросам, поступившим в детскую группу, или сделать это любовным личным вызовом? Является ли это уверенным в себе и достаточным для того, чтобы выдержать других детей, которые делают больше, чем они сами или, если он чувствует себя неуверенно и обескураженно, позволяет ему убирать вещи, не будучи в состоянии успешно защитить себя, он легко переворачивается, а затем требует внимания и, возможно, его нужно будет вывести из комнаты. Согласно § 22 абз. 4 Германского социального кодекса по делам детей и молодежи, дети с инвалидностью и без инвалидности должны совместно поддерживаться группами.

Привет, как жизнь?

Нормально. А ты не торопишься?

Нет, а куда торопиться, я с ребенком гуляю, по магазинам ходим.

(Ребенок, перебивая разговор, дергает мать за рукав)

Мама, смотри, какой у мальчика пистолет. Купи мне такой-же.

Не суйся, когда взрослые разговаривают. Ой, я вчера была в магазине. Какой выбор посуды! Чуть не купила.

Ребенок:

Нет, ты мне скажи, ты купишь мне такой пистолет? Купишь, ну скажи, что купишь.

Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.

Ребенок:

Ну, пойдем в магазин скорее, я хочу такой пистолет.

Что за ребенок! У других дети, как дети, а мой минуту постоять не может, поговорить не дает.

5. Выступление психолога

Я уверена, что большинство из вас видели в жизни примерно такие же сцены… И далеко не всегда родители осознают, что они сами не правы в той или иной ситуации, а иногда не считают нужным объяснить ребенку как правильно было бы поступить.

Хочется отметить наиболее эффективные методы, которые можно использовать в воспитании культуры поведения у детей и познакомить вас с памятками «Секреты воспитания вежливого ребенка» (зачитывает памятку и раздает их родителям).

Педагог рассказывает о том, как похвала помогает в достижении результатов. Хвалите ребенка и вы увидите, насколько быстрее ребенок будет усваивать правила поведения, как велико будет его желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.

5. ОКНО – очень короткие новости на тему: «Вежливость и культура»

1. В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, то нужно говорить «извините», если же очень виноваты – то «простите».

2. Не принято гостям предлагать тапочки. Это противоречит гостеприимству и говорит о дурном вкусе.

3. На вопросы: «как дела?», «как здоровье?», «как настроение?» отвечать положено коротко: «Спасибо», «нормально», «не очень», «прекрасно».

6. Анализ поведения детей с помощью фишек.

А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны, посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек.

Если ребенок выполняет правило, то вы поднимаете фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – зеленого цвета.

Ребенок умеет мыть руки, причем моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развернутым полотенцем.

Аккуратно складывает одежду.

Всегда пользуется носовым платком, когда чихает.

Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.

Не вмешивается в разговор без надобности, а в случае срочной просьбы – соответственно правилам, извиняясь.

Не бросает на улице, в помещении бумажки, обертки и т.д.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.

7. «Острое блюдо»

В шарах – вопросы «острого блюда». Педагог предлагает под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот читает вопрос.

Вопросы:

В каких случаях необходимо пользоваться носовым платком?

Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул?

Как снять нитку, если вы заметили ее на одежде собеседника?

8. Вручение благодарственных писем родителям за воспитание у детей культуры поведения.

(зав. ДОУ вручает грамоты)

9. Заключительная часть собрания

Бьет по стеклу хрусталь лучом,

Ковры разбросаны по стенам.

Мы твердо знаем, что почем.

И забываем о бесценном.

Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность. «Невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка – то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет и принесет гибель людям». Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность. На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от нашего желания и умения.

Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять детей наших к высотам культуры поведения.

Литература:

Н.М. Метенова. Родительское собрание в детском саду. Методика проведения.

Памятка для родителей

«Секреты воспитания вежливого ребенка».

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы, уважаемые родители:

Желаем Вам успехов!

Памятка для родителей

«Секреты воспитания вежливого ребенка».

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы, уважаемые родители:

1.Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим детям.

2.Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на ребенка, не говорите при нем, или обращаясь к нему, грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания.

3.Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам, а, где это возможно, поощряйте самостоятельность своего ребенка.

4.Предъявляйте к детям единые требования и, даже если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайте это в отсутствии ребенка.

5.Уважайте достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано».

6.Предъявляя к ребенку какие-то требования, предъявляйте их к самим себе, не забывайте говорить ребенку: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».

7.Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.

Желаем Вам успехов!


ГУЗ «Специализированный дом ребенка»

Развитие детей от 1 года-2-х лет.

Колоколова Г.М

Воспитатель в

ГУЗ «Специализированном доме ребенка»

Саратов 2012

Некоторые правила воспитания детей.

В каком возрасте надо начинать воспитание ребенка? Старинная легенда рассказывает о матери, которая обратилась к мудрецу с вопросом, когда ей надо начать воспитание своего шестимесячного сына, и мудрец ответил, что она опоздала со своим вопросом ровно на полгода.

К настоящему времени необходимость воспитывать ребенка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данными. Существенное значение в воспитании имеют такие факторы, как постепенное увеличение отрезков времени бодрствования, отражающие работоспособность мозга ребенка, раннее развитие у него анализаторов (слух, зрение и др.), а также развитие речи . И если не заниматься воспитанием малыша с первых месяцев его жизни, можно многое упустить. Нельзя терять ни одного дня для осуществления процесса воспитания. Л. Н. Толстой подчеркивал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние».

Психологи считают, что умственное развитие человека наполовину происходит в возрасте первых 3-4 лет жизни. Если воспитание в этот период отсутствует, то неизбежны либо задержка в развитии мозга, либо формирование нежелательных привычек, создающих картину отрицательного поведения ребенка.

Задачи воспитания детей второго и третьего года жизни вытекают из общих задач коммунистического воспитания, т. е. включают физическое, умственное, моральное и эстетическое воспитание детей. Дать какие-то готовые рецепты воспитания ребенка нельзя, так как многое здесь зависит от индивидуальных (типологических) особенностей детей, окружающей обстановки, прошлого опыта ребенка, привычек, сложившихся у него ранее, состояния его здоровья. Однако имеется ряд общих педагогических правил, которые родителям необходимо соблюдать. Рассмотрим некоторые из них.

С ребенком надо обращаться ровно и спокойно. Детям легко передается настроение родителей. Громкий, сердитый окрик ребенка отцом или матерью быстро возбуждают его - появляются слезы, малыш начинает капризничать. Резкие движения, «дергание» ребенка при одевании, умывании или укладывании спать приводят к тому, что он отказывается выполнять поручения взрослых, становится раздражительным. Вот почему родителям в любой ситуации необходимо сохранять ровное и спокойное отношение к ребенку, избегать «эмоциональных срывов», раздражительного тона и т. д.

Единство воспитания. У вас уже накоплен определенный опыт воспитания ребенка. Знаете, как его покормить, как уложить спать, как успокоить, развлечь и т. д.

Ребенок легче приспосабливается к окружающей обстановке, если родители применяют привычные для него способы обращения с ним. Любое изменение знакомых воспитательных приемов или применение новых, пока что малопонятных для ребенка правил, нарушает его привычки и вызывает неуравновешенность поведения. Например, ребенок привык ложиться спать в коляске на улице. Попробуйте уложить его в это же время дома, в кровати - вы испытаете определенные трудности. Или ребенок привык есть, сидя за своим столиком, а теперь вы захотели накормить его, посадив к себе на колени, - скорее всего малыш откажется от еды.

Изменения в методику воспитания можно вносить лишь в соответствии с возрастом ребенка, когда необходимо предъявлять новые требования: самостоятельно есть, самостоятельно раздеваться и др. В таком случае изменения воспитательных приемов не вызовут нежелательных сдвигов в поведении, поскольку они вносятся на базе приобретаемых, новых умений ребенка.

Понятие «единство воспитания», кроме единства методики педагогических приемов, включает также единство подхода к ребенку со стороны всех взрослых лиц, принимающих участие в его воспитании. У мамы и папы, бабушки и т. д. должна быть полная согласованность в подходе к ребенку, предъявлении тех или иных требований. Только такое единство взрослых членов семьи во взглядах на воспитание ребенка может обеспечить образование у него стойких положительных навыков, уравновешенности поведения.

Если мама запрещает «трогать часы», а папа разрешает «бери, играй, сыночек!», то в этом случае у малыша никогда не сформируется четкость восприятия такого важного понятия, как «можно» - «нельзя». При такой системе неправильного воспитания ребенок быстро поймет: можно вести себя в одинаковой ситуации по-разному - важно только, кто при этом присутствует, отец или мать? Пренебрежение воспитанием сдерживающих понятий формирует такие черты в характере ребенка, как упрямство, негативизм, раздражительность. Родители должны хорошо знать, что может повлечь за собой эта шутливая замена «нельзя» на «можно».

Итак, единая тактика в воспитании, полная согласованность в действиях всех членов семьи - важное педагогическое требование. Помните, что ваш ребёнок в этом возрасте более чуткий, сообразительный и умный, чем думают иногда некоторые родители.

Ваше требование-закон. Есть еще одно «волшебное» слово, очень необходимое в процессе воспитания - «надо».

Правильная, адекватная реакция ребенка на слово «надо» вырабатывается лишь в том случае, когда родители уже в этом возрасте приучают малыша обязательно выполнять свои просьбы или требования.

Очень важно при этом, чтобы ваше требование было обосновано и совпадало с желанием ребенка или с его потребностью. Например, вы говорите: «надо спать» - при укладывании малыша в положенное для него время, или «пойдем гулять», когда действительно наступило время прогулки.

Кроме этого условия, для выработки нужной реакции ребенка на слове «надо» требования взрослых должны быть выполнимы для него. Непосильным для детей раннего возраста (1-3 года) являются такие требования родителей, как сидеть спокойно или длительно ожидать чего-либо. Находиться в неподвижном состоянии ребенок в этом возрасте еще не может. Умение «подождать», «посидеть» и пр. надо упражнять постепенно. Оно сформируется в более старшем возрасте, после трех лет.

Далее, каждый раз необходимо проследить, чтобы ребенок ваше поручение выполнил. И если на всякое ваше предложение что-то сделать ребенок будет отвечать обязательным его выполнением, у него сформируется привычка правильно вести себя в соответствии с той или иной просьбой взрослых. А ведь это не что иное, как послушание. Как приятно слышать такую характеристику «какой послушный ребенок!» С таким ребенком легко родителям и воспитателям.

Развитие самостоятельности. Если малыш тянется к предмету, который привлек его внимание, заинтересовал (например, игрушка), и, наконец, достает этот предмет сам, без помощи взрослых - он радуется, испытывает удовлетворение от «своих самостоятельных действий. Такие действия ребенка надо поощрять («вот молодец, что достал сам»), это в еще большей степени укрепит его тягу к самостоятельности.

Бывает и так, что малыш в аналогичной ситуации сигналит - «не могу», «никак» и просит помочь взрослых «дай-дай-дай». И все же не спешите ему на выручку, а постарайтесь словами побудить его к самостоятельным действиям. «Ты уже большой, достань сам, попробуй». Постарайтесь добиться того, чтобы ребенок сделал сам то, что у него не получалось. На начальном этапе можно незаметно помочь ему довести дело до положительного результата, чтобы закрепить уверенность в своих возможностях.

Таким путем вы формируете у ребенка потребность в самостоятельных действиях, умение преодолевать трудности.

Можете ли вы быть образцом для подражания? Обычно в 2-3-летнем возрасте дети склонны подражать действиям взрослых: малыши в игре изображают действия матери, отца, бабушки, доктора и т. д. Они «кормят» и «лечат» кукол, «готовят» обед, «читают» книги. Приятно видеть, если подражательные действия ребенка состоят из выполнения положительных правил. А если нет? Кого в этом винить? Разумеется взрослых. Это в их поведении он увидел, а затем и воспроизвел отрицательное. Способность ребенка к подражанию очень полезна для правильного воспитания, так как на ее основе происходит в основном обучение необходимым навыкам и привычкам.

Подражая действиям взрослых ребенок учится многому-аккуратно есть, складывать свою одежду, убирать обувь, собирать игрушки. И в дальнейшем многие гигиенические навыки, манеры культурного поведения дети получают, глядя на аналогичные действия старших.

Родители всегда должны помнить, что за их поведением неотступно следят внимательные детские глаза, и вести себя соответственно этому. Необходимо также обращать внимание ребенка на все положительные поступки, которые совершаются на его глазах. Воспитательные воздействия желательно сопровождать словесными пояснениями и настойчиво развивать позитивные формы ответных поступков ребенка.

Речевая установка. Родители должны знать, что от ребенка легче добиться выполнения каких-то действий, если сначала ему сказать об этом, т. е. создать предварительную установку, положительную настроенность на выполнение данного действия. Например, «Мы сейчас пойдем гулять, по сначала надо одеться» - и ребенок охотно будет на себя натягивать одежду. Или «Сейчас будем обедать, но сначала надо помыть ручки ». Такие фразы взрослых предупреждают капризы ребенка. Он понимает, что это «трудное» (одеваться, мыть руки и т. д.) делается для того, чтобы потом наступило «приятное» (прогулка, вкусная еда и т. д.). Эти слова создают как бы готовность к тому или иному действию и вызывают у ребенка желание справиться с ним.

Наиболее распространенные ошибки в воспитании. К ним относятся частые, немотивированные запреты, «срыв установки», отсутствие стабильности в режиме дня. Эти положения физиологически обоснованы, так как обусловлены психофизиологическими особенностями детского организма. Почему вредны частые запреты? Одергивания, всевозможные «нельзя» вызывают тормозное состояние у ребенка. Возрастные же свойства нервной системы его таковы, что не могут обеспечить длительной неподвижности. Это приводит к перенапряжению и истощению нервной системы малыша: он возбуждается, кричит, плачет, топает ногами, падает на пол и т. п.

Еще одна тонкость. Запрещая что-то ребенку, вы говорите «не делай», «не трогай», «не тяни» и т. п., т. е. разные слова с отрицательной частицей «не». Однако в силу особенностей восприятия ребенком взрослой речи - ведь малыш только научился ее понимать - он не всегда улавливает эту короткую частицу «не» и часто слышит «делай», «трогай», «тяни» и т. п. Вы поступите неправильно, если будете все разрешать ребенку, или, наоборот, запрещать. Ребенок обязательно должен знать четкую границу между «можно» и «нельзя».

Но запрещений в этом возрасте должно быть немного. Целесообразно организовать место бодрствования ребенка таким образом, чтобы в окружающей его обстановке было как можно больше дозволенного, чем запрещаемого.

А что такое «срыв установки»? Представим себе такую ситуацию: девочка сосредоточенно играет с куклой, заворачивает ее в одеяло. А маме некогда, она торопится и требует от дочки, чтобы та немедленно стала одеваться. Вот это резкое нарушение сосредоточенной деятельности ребенка и есть «срыв установки». Ребенок полностью захвачен игрой («установлен»). Вдруг игра резко ломается немедленным требованием матери. В этом случае понятны протест и сопротивление ребенка, его плач - ведь все это из-за невозможности переключиться на другое действие. Если такие неправильные приемы со «срывом установки» применяются часто, то у ребенка закрепляется отрицательное отношение к предложениям и требованиям взрослых.

Переключать деятельность ребенка с одного занятия на другое, не нарушая установки, надо умело - сначала словами, если ребенок хорошо понимает речь, затем показом того, чем он должен будет заниматься. Такой способ переключения привлекает внимание малыша и возбуждает его интерес к новому занятию.

Нельзя резко и часто менять режим дня ребенка. Обычно условия его жизни сравнительно постоянны (окружение, домашняя обстановка и т. д.). Основные слагаемые режима дня: сон, бодрствование и кормление, чередуются почти всегда в одной и той же последовательности. При этом у ребенка закрепляются определенные устойчивые привычки, которые имеют большое значение для его жизнедеятельности. Если последовательность событий дня вдруг нарушается (приход гостей, смена времени кормления или сна, отъезд на дачу и т. д.), то, как правило, изменяется поведение ребенка: появляются упрямство, плач, капризы, снижение аппетита, расстройства сна.

В случаях необходимости смены обстановки (переезд, поступление в дошкольное учреждение и т. д.) старайтесь не изменять резко сложившихся привычек ребенка. Нельзя вносить в его жизнь сразу много нового. Безусловно, ее можно и нужно разнообразить, но постепенно, в пределах, допустимых возрастной выносливостью детской нервной системы. В кажд ом отдельном случае вы можете получить консультацию в кабинете здорового ребенка детской поликлиники.

Категорически запрещается запугивать ребенка, обманывать его, применять физические наказания. Иногда можно слышать, как мать, торопя малыша, говорит «ешь скорее, а то папе отдам». Такие необдуманные слова могут сформировать в характере ребенка жадность. Нельзя также часто порицать его: «какой ты бестолковый», «до чего же ты упрямый», «ничего не умеешь» и т. п.

Ребенок плохо себя ведет. Многие родители теряются и не знают, как обращаться с малышом, если он капризничает.

Самый распространенный прием, которым, вероятно, пользуются многие - это метод отвлечения. Чем меньше ребенок, тем легче отвлечь его внимание от причин, вызвавших плач, капризы. Это помогает успокоить малыша , но не воспитывает правильного поведения. Поэтому в более старшем возрасте метод отвлечения лучше заменить убеждением, разъяснением или прямым обучением.

Что делать, если ребенок плачет: жалеть, наказывать или не обращать внимания на его плач? В этом случае выбор метода воспитания будет зависеть от причины появления слез, установления вины ребенка и других обстоятельств.

За что и как нужно наказывать ребенка? Здесь не может быть однозначного ответа. В решении этого вопроса в каждом конкретном случае родителям должны помочь, подсказать ответ их любовь к своему малышу, желание воспитать у него самые лучшие качества характера, уберечь его от ошибок в будущем.

Если взрослые уделяют достаточно много внимания и ласки ребенку, то вполне достаточным может быть «суровый взгляд при обычной ласке», по выражению В. Белинского. Осуждением плохого поведения ребенка может стать отказ разговаривать или играть с ним. Важно, чтобы приемы наказания соотносились с характером плохого поступка ребенка. Например, малыш сломал игрушку или порвал книжку - в этом случае надо сказать, как плохо он поступил и запретить ему пользоваться этой игрушкой или книжкой.

Лучше сразу правильно воспитывать ребенка, формируя у него как можно больше положительных форм поведения, чем потом перевоспитывать, ломать сложившиеся стереотипы.