Как быть безразличной ко всему. Как быть хладнокровным в любой ситуации? Не все дано
Здравствуйте, дорогие читатели! Как часто вам приходится переживать о потраченных нервах? Иногда все мы попадаем в критические ситуации, придумываем самые ужасные варианты развития событий, а по факту оказывается, что игра не стоила свеч и все разрешается само собой.
Сегодня мы поговорим о том, как стать хладнокровным и равнодушным, ведь сейчас вам скорее всего кажется, что это единственный выход из ситуации. Так дальше жить нельзя.
Философия, наука и искусство различаются в основном по их предмету, а также средствам, с помощью которых они отражают, трансформируют и выражают это. В определенном смысле искусство, как и философия, отражает реальность в ее отношении к человеку и изображает человека, его духовный мир и отношения между людьми в их взаимодействии с миром.
Большинство ваших реакций – нормальное явление
Мы живем не в первобытно чистом мире, а в мире, который известен и был трансформирован, в мире, где все как бы было дано «человеческий угол», мир, пронизанный нашим отношением к нему, наши потребности, идеи, цели, идеалы, радости и страдания, мир, который является частью вихря нашего существования. Если бы мы устранили этот «человеческий фактор» из мира, его иногда невыразимые, глубоко близкие отношения с человеком, нам следует столкнуться с пустыней серой бесконечности, где все было равнодушным ко всему остальному.
Большинство ваших реакций – нормальное явление
Заголовок этой главы – самое важное золотое правило, которое вам необходимо уяснить для начала. Многим людям не хватает осознания того, что на самом деле они абсолютно нормальные, а их реакция вполне естественна.
В попытке стать хладнокровным человеком вы можете потерять свои сильные качества. Почему вы хотите стать спокойнее, охладеть к людям? Вы , но потраченные нервы говорят о том, что вам дорог определенный человек и вы волнуетесь за ваше будущее.
Скажем помощи "нет"
Природа, рассматриваемая в отрыве от человека, для человека просто ничто, пустая абстракция, существующая в темном мире бесчеловечной мысли. Весь бесконечный диапазон наших отношений с миром проистекает из общей суммы наших взаимодействий с ним. Мы можем рационально рассматривать нашу окружающую среду через гигантскую историческую призму науки, философии и искусства, которые способны выражать жизнь как бурный поток противоречий, возникающих, развиваться, разрешаются и отрицаются, чтобы порождать новые противоречия.
К примеру, вы часто высказываете мужу свое недовольство, но разве это не говорит о том, что вы проявляете себя в этот момент, как заботливая женщина? Разве не показывают вашего ответственного отношения и профессионального подхода к делу?
Будучи хладнокровным ко всему вы можете потерять всякий . Она станет совершенно другой, лишенной благ, преимуществ, яркости? Задумайтесь, иногда примириться и принять себя таким какой вы есть – это лучшее из существующих решений.
Как отличить пофигиста в толпе? Характерные черты пофигиста
Ни научный, не говоря уже о художнике, мыслящий человек не может оставаться глухим к мудрому голосу истинной философии, может не изучать его как жизненно необходимую сферу культуры, как источник мировоззрения и метода. Не менее верно тот факт, что ни один мыслящий и эмоционально развитый человек не может оставаться равнодушным к литературе, поэзии, музыке, живописи, скульптуре и архитектуре. Очевидно, что в какой-то степени неравнодушна к какой-то высокоспециализированной науке, но невозможно жить полноценной жизнью, если отказаться от философии и искусства.
В следующий раз, задумайтесь о том, нормальные ли они и о каких ваших положительных качествах свидетельствуют. Если вы захотите стать чуточку спокойнее, я могу предложить несколько полезных советов из психологии.
Не делитесь
В следующий раз, когда вы столкнетесь с трудностью, которая будет вызывать у вас сильные эмоции, постарайтесь прежде всего выдохнуть и подойти к ее решению рационально. Не спешите пересказывать ее любимому или близким. Не звоните друзьям. Собеседник лишь распалит вас, вы будете больше нервничать и переживать.
Человек, который безразличен к этим сферам, сознательно осуждает себя удручающей узостью мировоззрения. Разве художественный принцип в философской мысли не заслуживает внимания и умаления мыслящего ума и наоборот? В некотором обобщенном смысле истинный философ похож на поэта. Он тоже должен обладать эстетическим даром свободного ассоциативного мышления в интегральных образах. И вообще невозможно достичь истинного совершенства творческой мысли в любой области, не развивая способности воспринимать реальность с эстетической точки зрения.
Вам необходимо привить себе правило — решать проблему там, где она возникла, а не забалтывать ее. Дайте себе немного времени, чтобы остыть, а затем посмотрите, что можно сделать, чтобы разрешить ситуацию. Конечно же, Вы можете обратиться за помощью или советом к близким, но не перекладывать принятие решения на них.
Как отличить пессимиста в толпе? Характерные черты пессимиста
Без этой драгоценной интеллектуальной призмы, через которую люди видят в мире все, что выходит за рамки эмпирического описания фактов, помимо формул и графиков, могут выглядеть тусклыми и нечеткими. Ученые, которым не хватает эстетического элемента в их составе, являются сухие, как пылевые педанты, и художники, которые не знают философии и науки, тоже не очень интересные люди, потому что им мало что предложить выше элементарного здравого смысла. С другой стороны, истинный художник постоянно освежает открытия наук и философии.
Запретите себе обсуждать происшествие, как вы поступите в этом случае?
Порадуйтесь
Сколько бы техник для того, как быть хладнокровным вы не изучили, решающим показателем будет ваше . Чаще всего, обо всех методиках сразу же забываешь, как только возникает реальная проблема. Порадуйтесь возможности все изменить. Именно сейчас у вас есть шанс потренироваться. Можно провести несколько лет, изучая дзен, но столкнувшись с бедой выйти из себя.
В то время как философия и наука склонны привлекать нас к «лесу абстракций», искусство улыбается всему, наделяя его интегрирующими, красочными образами. Жизнь настолько структурирована, что для того, чтобы человек полностью осознавал это, ему нужны все эти формы интеллектуальной деятельности, которые дополняют друг друга и создают целостное восприятие мира и универсальную ориентацию в нем.
Короче говоря, великие люди теории отнюдь не были сухими рационалистами. Они были одарены эстетической оценкой мира. И неудивительно, что искусство является мощным катализатором таких способностей, как сила воображения, острая интуиция и умение общаться, способности, необходимые как ученым, так и философам.
Как только у вас появится возможность будьте хладнокровным и равнодушным, хотя бы внешне, а затем обязательно похвалите себя и сделайте подарок за то, что поступили правильно. Вот так, по крупице вы сможете стать новым человеком.
Литература
В одной статье невозможно описать все техники, которые помогут . Благо, существует масса отличных книг на эту тему, ставших бестселлерами. Некоторые из них мне бы хотелось вам посоветовать.
Имена мыслителей, ученых
Если мы возьмем историю восточной культуры, мы обнаружим, что ее характерной особенностью является органический синтез художественного осмысления мира с его философским и научным восприятием. Это смешение философского и художественного присуще всем народам, как видно из их высказываний, пословиц, афоризмов, сказок и легенд, которые изобилуют ярко выраженной мудростью.
Сущность их экономической политики
Если мы хотим развивать эффективное мышление, мы не должны исключать какую-либо конкретную человеческую особенность из участия в творческой деятельности. Дар восприятия, проникающего наблюдения реальности, математической и физической точности, глубины анализа, свободного, перспективного воображения, радостной любви к жизни - все это необходимо для того, чтобы иметь возможность понять, осмыслить и выразить явления, и это это единственный способ показать истинное произведение искусства, независимо от его субъекта.
В книге Ошо «Медитации для занятых людей» . Вы найдете целую россыпь техник, которые помогут вам избавиться от стресса в самый критический момент. Вы поймете откуда возникают переживания, сможете установить контроль разума над телом, узнаете как медитировать во время еды, секса и проникать в тишину, когда вокруг крики и ситуация выходит из под контроля. Вы научитесь обращаться к голосу сердца и разума, когда другим кажется, что это невозможно.
Как научиться проще относиться к жизни?
Можно ли представить нашу культуру без драгоценностей философской мысли, которые были внесены в нее человеческим гением? Или без его художественных ценностей? Можно ли представить себе развитие современной культуры без живительных лучей медитативного искусства, воплощенных в произведениях таких людей, как Данте, Гете, Лев Толстой, Бальзак, Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Чайковский и Бетховен? Культура имела бы совсем другую историю, но для блестящих умов, которые давали нам свои шедевры живописи, музыки, поэзии и прозы.
Если вам больше нравится психологический подход к проблемам, то я рекомендую прочитать «Стрессоустойчивость» Шэрон Мельник . В ней большое внимание уделено правилам и стратегиям , гармонии и главное спокойствию: как ; правило 50% или что делать с тем, над чем вы не властны; что такое разумная отстраненность и как к ней обращаться; сконцентрироваться за 3 минуты, а также где располагаются кнопки «включения» и «отключения» ваших эмоций.
Весь мир наших мыслей и чувств был бы иным, и несравненно хуже. И мы, как отдельные лица, также были бы испорчены. Разве это не научило нас мыслить философски, воспринимать и трансформировать мир эстетически? Неотъемлемой особенностью искусства является его способность передавать информацию в оценочном аспекте. Искусство - это сочетание когнитивного и оценочного отношения человека к реальности, записанного в словах, цветах, пластических формах или мелодически расположенных звуках. Подобно философии, искусство также обладает глубоко коммуникативной функцией.
Вот в принципе и все, не забывайте подписываться на рассылку, чтобы не запутаться в мире психологии и всегда получать актуальные и полезные советы, работающие каждый день. До новых встреч и удачи.
ОЛИМПИАДА №1
Через него люди общаются друг с другом своими чувствами, интимные и бесконечно разнообразные и острые мысли. Общей чертой искусства и философии является богатство, которое они оба содержат в когнитивной, моральной и социальной субстанции. Наука ответственна перед обществом за истинное отражение мира и не более того. Его функция заключается в прогнозировании на основе научных открытий можно построить различные технические устройства, контролировать производство и социальные процессы, вылечить больных и воспитывать невежественных.
Главная ответственность искусства перед обществом - формирование взгляда на мир, истинного и большого - масштабная оценка событий, рациональная, рассуждающая ориентация человека в окружающем его мире, истинная оценка его самого. Но почему искусство имеет эту функцию? Потому что в своих великих постановках он не только непревзойденно художественный, но и глубоко философский. Насколько глубоко философскими являются, например, стихи Шейка, Гете, Лермонтова, Верхарена! И действительно, все великие писатели, поэты, композиторы, скульпторы, архитекторы, художники, короче говоря, все самые выдающиеся и блестящие экспонаты искусства были проникнуты чувством исключительной важности прогрессивной философии и не только были в курсе, но и часто ответственный за его достижения.
Задание 1.
1. Формационный подход к историческому процессу был развит в работах
а) И. Канта в) К. Маркса
б) Г. Гегеля г) Н. Данилевского
2. Верны ли следующие суждения об этических нормах?
1) Этические нормы являются частным случаем социальных норм.
2) Этические нормы являются составной частью механизма социального контроля.
Не все дано
Насколько глубокими были художественно выраженные размышления Толстого о роли личности и народа в историческом процессе, о свободе и необходимости, о сознательном и бессознательном в поведении человека. Рассмотрим психологическую и философскую глубину и художественную силу, с которой Бальзак раскрыл социальные типы в обществе своего времени во всем своем многообразии. Насколько философскими являются художественные и публицистические произведения Вольтера, Руссо, Дидро, Томаса Манна, Гейне, Герцена, Чернышевского и многих других.
а) верно только первое суждение
б) верно только второе суждение
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
3. Целенаправленно организуемая деятельность по получению нового знания называется
а) научной в) экспериментальной
б) философской г) эстетической
4. Естественный уровень безработицы растет, если
Если мы обратимся к научной фантастике, мы находим, что он полон научных и философских размышлений, различного видения будущего науки, техники и человеческого существования в целом. Довольно часто его сюжет представляет собой серию умственных экспериментов. Однако ни научный, ни философский контент, ни как полно выражено в произведении искусства, представляет собой его особый элемент. Мы никогда не говорим о каком-либо произведении искусства, независимо от того, насколько он силен, как исследование, где поскольку творчество в философии - это исследование, исследование, и оно характеризуется прежде всего не его художественными, а его научными качествами, хотя его художественный аспект высоко ценится и имеет не только чисто эстетическое значение.
а) происходит спад производства в экономике страны
б) увеличиваются размеры пособий по безработице
в) вузы выпускают меньшее число молодых специалистов
г) улучшается работа службы трудоустройства
5. Что из перечисленного ниже не относится к основным задачам Центрального банка РФ?
а) защита и обеспечение устойчивости рубля
Венец философского исследования - это истина и предсказание, тогда как в искусстве это художественная правда, а не точность воспроизведения, в смысле копии того, что существует, но реалистичное изображение типично возможных явлений в их развитой или потенциальной форме. Если бы искусство произвело только истины, похожие на научные истины, не было бы шедевров мирового искусства. Бессмертие великих шедевров заключается в силе их художественного обобщения, обобщения самого сложного явления в мировом человеке и его отношений со своими собратьями.
г) получение прибыли
6. Индустриализация, развернувшаяся в СССР в 1920-1930-х годах, привела к масштабной
а) традиционализации населения
б) христианизации населения
в) эмиграции населения
г) маргинализации населения
7. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека, - это
Некоторые считают, что особенностью искусства является то, что художник выражает свой собственный интеллектуальный мир, свою собственную внутреннюю индивидуальность. В любом активном творчестве любой акт, отражающий и преобразующий жизнь, человек также выражает себя. И чем выше уровень творчества, в данном случае художественного, тем выше уровень обобщения и, следовательно, универсальный, несмотря на всю индивидуальность формы. Индивидуальность или сингулярность человека не является препятствием для универсальности воли, но подчинена ей.
а) сенсуализм в) рационализм
8. Биологическая эволюция была моделью развития общества для
а) Г. Гегеля в) К. Маркса
б) И. Бердяева г) Г. Спенсера
9. Покупательная способность денег и уровень цен
а) всегда находятся в обратной зависимости
б) находятся в прямой зависимости в период спада и в обратной зависимости в период подъема
Другими словами, справедливое или моральное, то есть прекрасное действие, хотя и выполняется одним человеком, тем не менее одобрено всеми. Каждый признает себя или свою волю в этом акте. Здесь происходит то же, что и в произведении. Даже те, кто не мог создать такую работу, находят свою сущность, выраженную в ней. Поэтому такая работа действительно универсальна. Чем больше его индивидуальный создатель растворяется в нем, тем больше он получает вознаграждение.
Притягиваем здоровье -философия пофигиста
Эстетический принцип не является особым элементом философии, хотя он присутствует там. Естественно, философия отличается от других наук тем, что она более тесно связана с эстетическим принципом, с искусством. Он синтезирует повседневный опыт людей и что-то из других наук, а также что-то из искусства, не ограничиваясь ни одним из них. Эстетический элемент также присутствует в любой науке. Некоторые ученые даже рассматриваются как критерий истины: истина элегантна и очень утончена в своей структуре.
в) находятся в прямой, но не пропорциональной зависимости
г) находятся в прямой и пропорциональной зависимости
10. Реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своём поведении и самооценке, – это
а) аутгруппа в) первичная группа
В) начать противостоять Западу, для чего вступать в союзы и сотрудничество между собой, развивать экономическую и военную мощь, сохраняя свои собственные ценности, - модернизироваться, но не вестернизироваться
Незападные цивилизации
2) страны Аравийского полуострова
4) Малайзия
6) Северная Корея
Задание 2. Перед вами описания форм государства в различных странах. Из трех характеристик для каждой страны одна является ошибочной. Порядковый номер неверной характеристики обведите кружком, в отведенных строчках запишите существующие элементы формы государства каждой из стран.
А) Германия
1) Состоит из 16 земель, имеющих частичную независимость и разное число представителей в верхней палате парламента.
2) Президент сосредотачивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства.
3) Свобода личности в экономической сфере – свобода предпринимательства и признание частной собственности.
Б) Австралия
1) Наряду с 6 штатами в ее состав входят территориальные образования, которые управляются из центра.
2) Президент избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом.
3) В отношениях личности и государства приоритет отдается личности.
Форма государственного устройства________________________________________________
Форма правления________________________________________________________________
Политический режим_____________________________________________________________
В) Италия
1) В двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов.
2) Верховная власть принадлежит парламенту, формируемому партией или коалицией партий, получивших большинство мест на выборах.
3) Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей.
Форма государственного устройства_______________________________________________
Форма правления_______________________________________________________________
Политический режим____________________________________________________________
Задание 3.
1) Идеология –__________________________________________________________________
2) Диктатура –__________________________________________________________________
3) Этнос –______________________________________________________________________
4) Догмат –_____________________________________________________________________
5) Рента –______________________________________________________________________
6) Парадокс –___________________________________________________________________
Задание 4.
А) С согласия работодателя токарь Карпушин проводил разработку новой методики обработки деталей. При испытании новой методики станок не выдержал нагрузки (хотя при работе не были превышены максимально допущенные заводом-изготовителем показатели) и сломался. Ремонт обошелся работодателю в рублей. Работодатель обратился в суд с требованием взыскать с Карпушина стоимость ремонта станка. Какое решение примет суд? Ответ обоснуйте.
______________________________
Б) Депутатская фракция Государственной думы разработала законопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали исключать из российского гражданства за совершение особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Группа экспертов представила заключение на представленный законопроект, сделав вывод, что данная поправка нарушает основные международные нормы по правам человека и Конституцию РФ. Какими основными аргументами эксперты могли обосновать свое заключение?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Ответ:_____________
Задание 6. Ученик попросил одноклассника проверить его реферат, выделить все допущенные в нем ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо 6 ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил 12. Напишите рядом с соответствующей цифрой «да» (если содержащееся в работе утверждение в действительности верно) или «нет» (если содержащееся в работе утверждение действительно ошибочно) и объясните, в чем заключается ошибка.
Многие столетия взгляды на общество, на природу формировались в рамках философии. В XVII веке естественные науки обрели самостоятельный статус (1). С конца XVII века (2) начинается становление научного обществознания. Экономическую теорию на научном уровне впервые изложил английский философ-экономист А. Смит, обобщив ее в своем труде «Общая теория занятости, процента и денег» (3). Разработав общую теорию рынка, Смит развил мысль о том, что каждый, преследуя свою личную цель, помогает тем не менее достижению общественно значимых целей (4). В социальной структуре общества Смит выделял классы наемных рабочих, капиталистов и крупных земельных собственников, различая их по размеру накопленных доходов (5). Становление социологии как науки связано с именами О. Конта (6) и Д. Рикардо (7). Сам термин «социология» ввел О. Конт (8). Он стремился отделить научное исследование общества от «философских спекуляций». Г. Спенсер первым применительно к обществу использовал понятие системы, института, структуры (9). Он считал общество сложной общественной организацией, к которой нельзя подходить с позиции естественных наук (10). Но, тем не менее, социология в начале своего развития во многом копировала естественные науки, прежде всего биологию. Да и сама социология некоторое время называлась «социальной физикой» (11). Немало мыслителей выдвигали свои проекты идеального общественного устройства. Французы А. Сен-Симон и Ш. Фурье предлагали насильственным путем уничтожить современный им капитализм (12) и создать новое общество всеобщей гармонии.
Задание 7. Проанализируйте представленную диаграмму. Оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы.
A) Темпы роста общего объема денежных переводов в мире существенно возросли с началом XXI в.
Б) В современном мире наблюдается тенденция уравнения объемов денежных переводов в страны с высоким и низким уровнем доходов населения . Эта тенденция выражается в том, что объемы денежных переводов в страны с высоким уровнем доходов сокращаются, а в страны с низким уровнем доходов растут.
B) Данные диаграммы позволяют сделать вывод о том, что основная трудовая миграция в современном мире происходит из стран со средним уровнем доходов населения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Решите кроссворд.
По горизонтали:
1. «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове...».
2. Понятие, противоположное по значению понятию «эгоизм».
3. Философская позиция, отраженная в отрывке:
«Оттого, что неправеден мир, не страдай,
Не тверди нам о смерти и сам не рыдай.
Наливай в пиалу эту алую влагу,
Белогрудой красавице сердце отдай».
4. «На Маркизовых островах среди множества других типичных... встречается оригинальный запрет по отношению к воде: ни одна её капля не должна быть пролита в жилище».
5. Предположения о будущем состоянии явлений природы и общества или о явлениях, неизвестных в настоящий момент, но поддающихся выявлению.
6. Специфический вид отражения и формирования действительности человеком в процессе художественного творчества в соответствии с определенными эстетическими идеалами.
7. «Любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою...».
8. Один из четырех приоритетных национальных проектов в современной России.
9. Человек, обладающий высшей степенью творческой одаренности и добившийся необыкновенных творческих результатов.
10. В философии О. Шпенглера завершением ее жизни (в образном смысле) является цивилизация.
11. Крайнее идейное направление середины XIX в., отрицавшее главные основы современного политического и социального строя.
12. Национальная религия японцев, возникшая на основе тотемистических представлений древности.
По вертикали:
13. Одно из главных направлений в христианстве, возникшее в XVI в. в результате антикатолического движения.
ОЛИМПИАДА №5
Задание 1. Выберите один правильный ответ.
1. Для традиционного общества не характерно
а) преобладание государственной и общинной собственности
б) рациональное восприятие мира
в) стремление жить в гармонии с природой
г) подчинение личности обществу
2. Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления называется
а) активным избирательным правом
б) классическим избирательным правом
в) пассивным избирательным правом
г) консервативным избирательным правом
3. Какой термин отражает своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека?
а) индивид в) индивидуальность
б) субъект г) личность
4. Отраслью публичного права является
в) маргинализацией общества
г) стабильностью социальных статусов людей
Задание 2. Напишите напротив утверждений, которые верны, – «да», а напротив тех, которые неверны, – «нет».
1. Образование - это процесс передачи обществом ценностей, знаний и навыков от одного поколения к другому.
Ответ:________
2. Приоритет интересов государства над интересами человека - обязательный признак гражданского общества.
Ответ:________
3. Наступление дееспособности, соответствующей совершеннолетию, в РФ возможно до достижения 18 лет.
Ответ:________
4. Для расчетов уровня жизни по стране используется только показатель ВНП в расчете на душу трудоспособного населения.
Ответ:________
5. Наличие конституции является основным отличительным признаком правового государства.
Ответ:________
Задание 3. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
А) Принятие новой конституции государства, выборы мэра города, проведение митинга с требованием осуществления государственных реформ.
Ответ:___________________________________________
Б) Индуизм, синтоизм, конфуцианство, иудаизм.
Ответ:___________________________________________
Задание 4. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.
А) Вексель, облигация, деньги, акция, приватизационный чек.
Б) Дыхание, питание, общение, движение, воспроизводство рода.
Задание 5. Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия.
А) «Государь» - Н. Макиавелли; «Об общественном договоре» - Ж.-Ж. Руссо; «Исследование о природе и причинах богатства народов» –________________________________.
Б) Достижение практически полезного результата – труд, образное отражение реальности – ____________________________________, обоснованность предположений – наука.
Задание 6. Заполните пропуски в схеме, отражающей соотношение между всеми приведенными в перечне понятиями.
Моделирование, уровень, эмпирический, гипотеза, описание, метод, измерение, теоретический, эксперимент, наблюдение, идеализация.
Задание 7. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, посвященного различным типам экономических систем. К сожалению, автор не сумел разграничить отличительные признаки двух разных экономических систем. Выполните это самостоятельно. Для этого:
1) озаглавьте колонки приведенной ниже таблицы, определив типы экономических систем, о которых идет речь;
2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих признаки каждого из выделенных вами типов экономических систем.
1. Это экономическая система, основанная на традициях, зафиксировавшихся в сознании людей на основе опыта поколений. 2. Для нее характерно централизованное директивное планирование. 3. Экономическая власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. 4. Обычаи определяют использование редких ограниченных природных ресурсов. 5. Предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. 6. Такая система зачастую опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления. 7. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счёт собственных ресурсов и сил. 8. Главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам. 9. Эта система принципиально препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства. 10. Она функционирует на основе традиционных патриархальных, полуфеодальных иерархических связей между людьми.
Задание 8. Соотнесите названия экономических направлений с их основными положениями.
Экономисты
1) меркантилисты
2) протекционисты
3) физиократы
Сущность их экономической политики
A) считали, что национальное богатство заключается в деньгах, а прибыль создается в сфере торговли
Б) предлагали контролировать ввоз и вывоз денег (золота, серебра)
B) предлагали ограждать внутренний рынок от проникновения на него иностранных товаров
Г) считали, что люди всем обязаны природе, главным образом сельскому хозяйству, которое кормит людей, дает сырье для промышленности
Д) предлагали контролировать ввоз и вывоз товаров
Е) считали, что правительство не должно способствовать накоплению денег или товаров, а его заботой является увеличение доходов от эксплуатации земли, контроль за сферой производства
Ж) предлагали поощрение национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции через установление высоких пошлин на ввозимые в страну товары или запрещение ввоза товаров
3) предлагали контролировать сферу сельскохозяйственного производства
Задание 9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте могут и не встречаться.
«Как для.........нужна добродетель, а для монархии........., так для.........правительства нужен...........В добродетели оно не нуждается, а.........была бы для него опасна. Безграничная власть......... переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве........., поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Если в.........государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то всё пропало, так как.........- единственное движущее начало этого образа.........- исчез, и у народа нет более защитника».
Список терминов:
1. республика
2. достоинство
4. реакционный
8. тирания
9. консервативный
10. государь
5. преобразование
6. революция
11. правление
12. деспотический
Задание 10.
А) Гражданин М. разработал проект закона о мерах по повышению культурного уровня граждан России. Может ли гражданин М. самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной думы? Почему? Как гражданин М. может добиться рассмотрения своего законопроекта?
Б) Гражданин Т. обвиняется в совершении преступления. Следователь требует, чтобы гражданин Т. доказал свою невиновность. Прав ли следователь? Свой ответ обоснуйте.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. Прочитайте текст и дайте определение всем выделенным и пронумерованным терминам.
«Понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры (1) прошлых обществ, в том числе и индустриального (2) капиталистического общества, но в современном постиндустриальном (3) обществе оно не работает, потому что в этом обществе на основе широкого акционирования (4), а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и заменой их наемными менеджерами (5) отношения собственности (6) оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием «социальная группа», а на смену теории социально - классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации».
Вопрос: Раскройте суть теории классового деления общества.
Задание 12. Проанализируйте представленную диаграмму и оцените сделанные на её основе утверждения. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы.
А) ВВП России складывается из произведенной продукции промышленности и продукции сельского хозяйства .
Б) На протяжении 1992 - 1998 гг. наблюдался устойчивый спад общего объема промышленного производства.
Ответ: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 13. Сгруппируйте представленные ниже изображения, числовые данные, наименования хронологических периодов и заполните приведенную ниже таблицу, выполнив следующие задания:
A) Определите принцип группировки и отметьте его в заголовке первой колонки таблицы.
Б) Дайте наименования остальным колонкам таблицы.
B) Заполните оставшиеся строки таблицы в соответствии с найденным принципом группировки, перенеся в нее текстовую информацию.
Задание 14. Проанализируйте информацию и ответьте па поставленный вопрос. Свою точку зрения обоснуйте.
При выборах в Национальное собрание Франции для победы в первом туре кандидатам в каждом избирательном округе необходимо набрать абсолютное большинство голосов. Если этого не происходит, то через неделю проходит второй тур, в который выходят все кандидаты, набравшие не менее 12,5% голосов от общего числа избирателей. Какой тип избирательной системы утвердился во Франции при выборах в Национальной собрание?
Ответ:__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 15. Решите кроссворд.
По горизонтали:
3. Система государственного или общественного устройства.
4. Система знаний о развитии природы, общества, человека.
5. Речь социальной или профессиональной группы, содержащая большое количество свойственных только этой группе слов и выражений.
6. Мысленный образ социальной реальности.
7. Возможность делать что-либо, действовать каким-либо образом.
8. Изменение социального статуса личности.
9. Большие группы людей, выделяемые К. Марксом.
10. Положение личности в обществе.
11. Психическая способность человека, сознательное регулирование своего поведения, управление своими поступками.
12. Чувство моральной ответственности за свое поведение.
13. Немецкий философ, создатель «категорического императива».
14. Неодинаковое положение людей в обществе.
15. Исключительное право на что-либо в какой-либо сфере, принадлежащее лицу, группе лиц или государству.
16. Необходимость, нужда в чем-либо.
17. Древнегреческий философ, основоположник формальной логики.
18. Ожидаемое поведение человека в соответствии с его положением в обществе.
По вертикали:
2. Качество, свойство поведения человека, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности.
ОЛИМПИАДА №6
Задание 1. Напишите напротив утверждений, которые верны, - «да», а напротив тех, которые неверны, - «нет».
1. Проведя сравнительный анализ мифологии различных народов, учащиеся пришли к выводу, что образ первоправителя для мифов не характерен. Этот вывод является верным.
Ответ:_____________
2. Чтобы увеличить приток денег в страну, экономисты рекомендовали правительству отказаться от политики меркантилизма . Этот совет приведет к достижению желаемого результата.
Ответ:_____________
3. Готовясь к предстоящим через год выборам в Государственную думу России, политическая партия приняла решение включить в список своих кандидатов своего очень перспективного девятнадцатилетнего активиста. Несмотря на решение партии, этот кандидат не буден включен в список.
Ответ:_____________
Задание 4. Прочитайте фрагмент из научно-популярной книги . Различное поведение персонажей в одинаковой ситуации объясняется важной характеристикой индивида.
А) Запишите термин, который употребляют для объяснения этих различий в поведении, и дайте его определение.
Б) Дайте название этим четырем персонажам, исходя из установленного вами понятия, объясняющего различие поведенческих моделей.
«Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты и стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везёт, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, ещё дождь пойдёт», - приговаривал он сквозь слезы. «Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!» - горячился второй, дубася кулаком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождём, летняя ночь коротка», - успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в неё пролезем», - взял в свои руки инициативу четвёртый».
Задание 5. Определите, какое понятие иллюстрирует ряд изображений, и дайте его определение.
В двух соседних государствах производятся локомотивы и вагоны, по пять в каждом государстве в месяц. В государстве А. на производство одного вагона уходит 4 ресурса в месяц, а на производство одного локомотива - 12 ресурсов в месяц. В государстве В. производство одного вагона обходится в 8 ресурсов в месяц, а производство одного локомотива стоит 16 ресурсов. Правительства двух государств подписали соглашение, которое позволяет при тех же затратах ресурсов нарастить общее производство вагонов, в которых испытывается высокая нужда, на один вагон в месяц, не сокращая при этом выпуск локомотивов.
А) Каким образом этого удалось достичь, если ресурсы из одной страны в другую перемещаться не могут?
Б) Как называется экономический процесс, в который оказались вовлечены оба государства?
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Проанализируйте с точки зрения действующего российского законодательства указанные ниже ситуации и ответьте на вопросы.
А) Шестнадцатилетний подросток решил стать предпринимателем без образования юридического лица. С этой целью он пришел в регистрационную палату по месту жительства с заявлением, паспортом и фотографией. Однако там ему сказали, что не хватает еще одного документа. Что еще должен представить 16-летний подросток для того, чтобы его зарегистрировали как предпринимателя, и почему?
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. По достижении совершеннолетия Николай получил паспорт.
3. Предприниматель взял в аренду офис.
4. В результате скоропостижной смерти гражданин Р. не смог вернуть долг.
5. Для гражданина Т. истек срок уплаты налогов.
6. В результате урагана в садовом товариществе повреждено 8 домов.
7. При приобретении автомобиля гражданин М. заключил договор о послепродажном гарантийном обслуживании.
Задание 4. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы другой страны, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом.
Задание 5. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение, записав только порядковые номера.
1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10. Общественная опасность.
Задание 6 . Прочитайте текст и впишите в таблицу порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции. Перечислите известные вам формы (типы) безработицы.
1. При всех своих издержках безработица является благом для экономики, страны в целом. 2. Она неизбежный спутник рыночной экономики, подчиняется ее законам и приводит к существенным потерям. 3. Снижение издержек производства - закон рынка, а в структуре издержек в развитой экономике одним из главных элементов является заработная плата работников, на которых в первую очередь ложится тяжкое бремя потери работы (справедливо ли, когда за прогресс платят менее защищенные слои населения?). 4. Страх перед безработицей с экономической точки зрения является мощным стимулом, заставляющим работника повышать качество труда, соблюдать трудовую дисциплину. 5. Длительная безработица нередко становится причиной нисходящей социальной мобильности, маргинализации и даже люмпенизации части населения. 6. Нет ничего удивительного в том, что сама угроза безработицы ограничивает агрессивность профсоюзов в их требованиях повышения заработной платы, удовлетворение которых могло бы привести к серьезным экономическим издержкам. 7. Социологи видят четкую связь между ростом безработицы и ростом преступности. 8. При этом всегда наготове резерв рабочей силы, которую можно задействовать в любой период для расширения производства. 9. Медики, со своей стороны, добавляют: безработица подрывает психологическое здоровье нации. 10. Им вторят политологи, усматривающие прямую зависимость между ростом безработицы и повышением социальной напряженности в стране.
Защитники безработицы | |
Критики безработицы | |
Формы (типы) безработицы |
Задание 7. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом, например, производственную, охранительную, образовательную. Однако часть функций являются традиционными и продолжают действовать поныне. Укажите не менее пяти функций современной семьи.
Задание 8. М. Вебер выделял три типа политического господства.
Их сравнительные черты можно свести в таблицу. Заполните такую таблицу. Перечень черт всех типов политического господства приведен внизу. Проставьте их порядковые номера в таблицу в соответствии с каждым типом господства, согласно обозначенным в первой колонке сравнительным характеристикам.
l. Вера в особые качества лидера. 2. Рационально разработанный закон. 3. Делегирование на основе принципа большинства. 4. Монарх. 5. Пророк, «сверхчеловек», герой. 6. Персонал, связанный с главой системой сословных связей. 7. Возведенная в закон воля лидера. 8. Избранное должностное лицо. 9. Профессиональная бюрократия. 10. Устоявшиеся вековые нормы. 11. Передача власти по наследству в силу сложившихся обычаев. 12. Должностные лица, лично преданные лидеру.
Задание 9. Проанализируйте приведенные факты. В них содержится информация о действии политических норм. Их типы названы в таблице. К каким типам относится каждая из описанных норм? Впишите порядковые номера в соответствующие графы таблицы.
1. Согласно Конституции РФ Президент является главой государства, гарантом конституционного порядка, прав и свобод человека.
2. Национальный праздник Франции - День взятия Бастилии - отмечается ежегодно 14 июля : на Елисейских полях проходит военный парад, который принимает Президент.
3. Члены некоторых партий обязаны уплачивать ежемесячные членские взносы .
4. В США законы запрещают находящемуся у власти президенту вмешиваться в ход выборов нового президента.
5. Заседания обеих палат парламента Великобритании строго следуют сложившимся сотни лет назад процедурам.
6. В ряде стран мира кандидат в президенты, заявивший о том, что он придерживается атеистических взглядов или равнодушен к религии, обречен на поражение.
7. Экологическая организация, объединяющая борцов за запрещение исследований в области атомной энергетики , установила испытательный срок для желающих вступить в нее.
8. Сын лидера одной из ведущих оппозиционных партий был уличен прессой в употреблении наркотиков. Ближайший партийный съезд избрал нового председателя партии.
9. Во время церемонии награждения спортсмен порвал национальный флаг своей страны. Большинство зрителей осудили его поступок.
Задание 10. В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавшего или предложившего. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.
1. «Невидимая рука рынка»
2. Общественно-экономическая формация
3. «Золотой закон» морали
4. «Мыслю, следовательно, существую»
Имена мыслителей, ученых
A) К. Маркс
Б) И. Кант
B) Аристотель
Г) А. Смит
Д) Р. Декарт
Е) Платон
Задание 11. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте могут и не встречаться.
Мораль как форма духовной жизни возникла уже в..........Мораль не имеет четко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть........., там всегда есть место моральной оценке. Она возникает........., ее нормы, как правило, носят.........характер, они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу..........Как и право, она имеет значение.........; в отличие от права не.........В морали на первый план выходит........., тогда как в праве главным считается сам факт совершенного деяния.
Список слов и сочетаний слов:
1) первобытность
2) инстинкт
3) создается государством
4) общественное мнение
5) отношения между людьми
6) стихийно
7) императив
8) эпоха Средневековья
9) формальный
10) законодательный акт
11) устный
12) внутренний мотив
15) государство
Задание 12. Проанализируйте с точки зрения действующего российского законодательства указанные ниже ситуации и ответьте на вопросы.
A) Л. не доволен оплатой, которую владелец частного предприятия (он трудился на нем две недели) произвел с ним. Л. заявил владельцу, что обратится с жалобой в суд. Тот ответил, что поскольку между ним и Л. не был заключен трудовой договор , то официально трудовые отношения не возникли, а следовательно, суд не примет иск. «Но ведь я работал, а трудовых отношений значит не было?» - воскликнул Л. Разрешите ситуацию, опираясь на Трудовой кодекс РФ.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) 15-тилетний 3. в момент ограбления магазина был задержан охранниками и препровожден в отделение полиции. Следователю, который хотел его допросить, 3. ответил, что он отказывается давать показания на основании статьи, закрепленной Конституцией РФ. Вправе ли 3. отказаться от дачи показаний? Какую статью подразумевает 3. и какие права в этой статье закреплены?
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
B) Для рассмотрения уголовного дела в отношении У. и других 27 октября 2007 г. была сформирована коллегия присяжных заседателей, в состав которой был включен К. 30 октября 2007 г. К. не прибыл на судебное заседание без объяснения причин неявки. 19 ноября 2007 г. он повторно не явился в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя. Может ли К. быть привлечен к ответственности за неисполнение обязанностей присяжного заседателя? Если да, то какой орган будет принимать об этом решение и как может быть наказан К.? Свой ответ обоснуйте.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 13. Дайте определение следующим понятиям:
1) Иерархия –____________________________________________________________________
2) Оппозиция –___________________________________________________________________
3) Олигархия –___________________________________________________________________
4) Религия –_____________________________________________________________________
5) Артефакт –____________________________________________________________________
Задание 14. Перед вами таблица. Проанализируйте ее и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными таблицы.
Среднегодовые темпы прироста произведенного национального дохода , производственных фондов и фондоотдачи в хозяйстве СССР в 1гг.
Примечание. Фондоотдача - это произведенный национальный доход на один рубль производственных, основных фондов.
1. На протяжении 1970-1990-х гг. темпы прироста национального дохода неуклонно снижались.
2. Главной причиной снижения темпов прироста национального дохода было снижение темпов прироста производственных фондов.
3. Можно предполагать, что новая техника внедрялась в производство, но заинтересованность во внедрении достижений научно-технического прогресса была низкой.
4. Фондоотдача неуклонно падала, что самым негативным образом сказывалось на темпах прироста национального дохода.
Ответ:__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 15. Решите кроссворд (при ответе, состоящем из двух слов, они пишутся без пробела).
1. Первый научным языком выразил христианскую концепцию о государстве (ответ состоит из двух слов - полное имя).
4. Основатель теории социального конфликта, учения о структуре и развитии общества, концепции социальных классов.
5. Мыслитель Нового времени, создатель теории общества и государства. Основной его труд называется «Государь».
6. Он известен как создатель учения о протестантской этике и ее влиянии на развитие капитализма.
7. Сформулировал логические законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего.
8. Основоположник структурно-функционалистского направления в социологии.
9. Основоположник теории общественного договора.
10. Родоначальник социологии и позитивистского направления в социальной науке.
12. Разработал концепцию предмета социологии, считается классиком теории социологического метода (подход - «социальный реализм»).