Спасение людей на море, плавание в условиях ограниченной видимости, влияние работы движетелей на управляемость судна, управление судном и безопасность мореплавания, организация. Оказание помощи терпящим бедствие на воде: основные требования и правила Дейс

Поиск экипажей воздушных судов, терпящих бедствие, авиационными средствами может осуществляться следующими способами: "гребенка", "параллельное галсирование", "заданный маршрут" и “расширяющийся квадрат”.

1. Поиск способом "гребенка" (рис 7) применяется в целях просмотра большой площади в минимальное время и при наличии достаточного количества поисковых самолетов (вертолетов).

Указанный способ заключается в одновременном обследовании района поиска группой самолетов (вертолетов) путем совместного полета по параллельным прямолинейным маршрутам на интервалах, составляющих примерно 75% визуальной видимости или дальности действия поисковой аппаратуры.

Способ "гребенка" применяется, как правило, при организации поиска на больших удавлениях от места базирования поисковых самолетов (вертолетов).

2. Поиск способом "параллельное галсирование" (рис. 8) применяется при недостаточном количестве имеющихся поисковых самолетов (вертолетов) и для обследования значительной площади.

При этом способе район поиска может быть разделен на несколько участков поиска (полос), которые просматриваются одновременно несколькими одиночными самолетами (вертолетами) или последовательно одним самолетом (вертолетом).

Поиск должен начинаться с участка (полосы) наиболее вероятного местонахождения терпящего бедствие воздушного судна (рис. 9)

Расстояние между галсами (при обеспечении 25% перекрытия) устанавливается таким же, как и интервал между самолетами (вертолетами) при поиске способом "гребенка". Интервал между полосами обследования берется равным половине расстояния между галсами.

Для сокращения количества разворотов прямолинейные участки галсов целесообразно ориентировать вдоль полосе обследования.

3. При поиске способом "заданный маршрут" (рис. 10) полет выполняется по линии заданного пути, проходящей вдоль участка маршрута воздушного судна, терпящего бедствие.

Способ применяется в случае, когда район поиска представляет собой полосу, ширина которой составляет 0,5 - 0,7 дальности действия поисковой аппаратура на заданной высоте полета и поискового самолета.

4. Поиск способом "расширяющийся квадрат" применяется, как правило, при наличии данных о месте бедствия воздушного судна.

Поиск состоит в обследовании одиночным самолетом (вертолетом) района вокруг известной точки, в котором предполагается нахождение терпящего бедствие экипажа (рис. 11).

Расстояние между соседними параллельными участками маршрута (d) должно гарантировать сплошной просмотр местности.

Рис.10 Схема поиска способом "заданный маршрут": ИПМП, КПМП -

исходный и конечный пункты маршрута поискового самолета соответственно:

L - ширина полосы захвата поисковой радиоаппаратуры;

l - ширина района поиска

5 Поиск экипажа воздушного судна, терпящего бедствие, поисковыми самолетами (вертолетами) может выполняться с применением следующих радиотехнических средств:

Самолетной поисковой радиопеленгаторной аппаратуры (типа AРК).

Самолетных радиолокационных станций имеющих специальную поисковую вставку (типа РПМС);

Самолетных бортовых УКВ радиостанций по уровню слышимости.

6. Поиск экипажей воздушных судов, терпящих бедствие, самолетами, оборудованными УКВ радиопеленгаторной аппаратурой, является основным методом поиска.

При обнаружении работы аварийно-спасательной радиостанции, убедившись в устойчивости индикации указателя курсовых углов радиостанции (КУР) самолетного УКВ радиопеленгатора, экипаж поискового самолета осуществляет привод самолета на указанную радиостанцию.

После пролета аварийно-спасательной радиостанции, что определяется по повороту стрелки указателя КУР на 1800, экипаж выполняет маневр (рис. 12) с расчетом повторного выхода на аварийно-спасательную радиостанцию на высоте полета, при которой обеспечивается визуальное обнаружение пострадавших. Снижение самолета с заданной высоты осуществляется с разрешения руководителя полетов.

7. Поиск терпящих бедствие при наличии у них радиолокационных маяков-ответчиков производится самолетами, оборудованными радиолокационными станциями с приставками РПМС.

Обнаружив на индикаторе РЛС отметку сигналов аварийного радиолокационного маяка-ответчика, экипаж поискового самолета определяет азимут и удаление от него, а затем производит выход на радиомаяк. По разрешению руководителя полетов экипаж производит снижение самолета до безопасной высоты полета и осуществляет визуальный поиск терпящих бедствие.

8. Поиск терпящих бедствие с помощью самолетной бортовой УКВ радиостанции (при наличии у потерпевших бедствие аварийно-спасательной радиостанции) производится при отсутствии на борту самолета поисковой аппаратуры).

После выхода в район поиска экипаж самолета переключает бортовую УКВ радиостанцию на частоту приема сигнала аварийно-спасательной радиостанции и обследует местность одним из способов поиска, указанных в пп. 1-4 настоящего приложения.

Через каждые 3-5 мин полета экипаж вызывает терпящих бедствие на связь. В момент появления слышимости сигнала аварийной радиостанции самолет входит в зону ее действия и способом "треугольное" или "перпендикулярное галсирование" определяет место работы аварийно-спасательной радиостанции.

Определение места работы аварийно-спасательной радиостанции с помощью самолетной бортовой УКВ радиостанции способом "треугольное галсирование" осуществляется в следующем порядке (рис. 13).

В момент входа в зону слышимости сигналов аварийно-спасательной радиостанции отмечается время, наносится на карту место самолета (точка А) и продолжается полет с прежним курсом до момента выхода из зоны слышимости (точка В), которая также наносится на карту, и отмечается время выхода из зоны.

Определяется и прикладывается на карте путь

где W - путевая скорость полета на участке AB;

t1 - время полета между точками А и В.

Выполняется разворот и берется новый курс, отличающийся от прежнего более чем на 90" (при развороте вправо) и менее чем на 270° (при развороте влево). На новом курсе полета в зоне слышимости сигналов аварийно-спасательной радиостанции определяется и наносится на карту путь S2 Через середины отрезков S1 S2проводятся перпендикуляры до взаимного пересечения.

Точка пересечения перпендикуляров является расчетным местом нахождении аварийно-спасательной радиостанции.

При отсутствии слышимости сигналов аварийно-спасательной радиостанции на новом курсе в течение 5-10 мин следует возвратиться в исходную точку и взять другой курс, отличающийся от прежнего на 90°

Соединить на карте расчетную точку нахождения аварийно-спасательной радиостанции (место терпящего бедствие) с местом самолета в данный момент и провести расчет полета к месту нахождения терпящего бедствие.

Определение места работы аварийно-спасательной радиостанции с помощью самолетной бортовой УКВ радиостанции способом "перпендикулярное галсирование" выполняется в следующем порядке (рис 14)

В момент входа в зону слышимости сигналов аварийно-спасательной радиостанции отмечаются место и время поискового самолета на карте (точка А) и продолжается полет до момента выхода из зоны слышимости (точка В). Прокладывается на карте путь. Выполняются стандартный разворот на обратный курс и проход этим курсом от момента входа в зону слышимости аварийно-спасательной радиостанции пути S2=S1/2.

Полет контролируется по счислению пути. В конце пути с учетом радиуса разворота выполняется разворот вправо или влево на новый курс отличный от предыдущего на 90°, и продолжается полет этим курсом до выхода из зоны слышимости аварийно-спасательной радиостанции (точка С)

В зоне слышимости аварийно-спасательной радиостанции определяется путь S3= Wt3, который является диаметром этой зоны

Для выхода в расчетную точку нахождения аварийно-спасательной радиостанции произвести стандартный разворот на обратный курс и пройти этим курсом (от точки D) путь S4, равный половине пути S3 Точка в середине пути S3 будет расчетным местом нахождения аварийно-спасательной радиостанции.

В случае необнаружения терпящих бедствие в расчетной точке дальнейший поиск экипажем поискового самолета производится визуально способом "расширяющийся квадрат" от расчетной точки.

Все люди, собирающиеся искупаться в жаркие дни, должны знать и соблюдать правила, обеспечивающие их Оказание помощи терпящим бедствие на воде в большинстве случаев обеспечивается специально обученными и хорошо тренированными спасателями, но только в тех случаях, если вы купаетесь в отведенных для этого местах. А ведь многие выбирают для отдыха озера и пруды, не оборудованные пляжами и не оснащенные спасательными средствами. Естественно, и профессионалов-спасателей на таких водоемах не существует. В таких ситуациях оказание помощи терпящим бедствие на воде сильно зависит от умений и решительности обычных людей, оказавшихся поблизости.

Средства спасения

Помимо умения плавать, человек, пытающийся спасти тонущего, должен уметь пользоваться разнообразными приспособлениями, способными помочь в спасательной операции и ускорить ее. При кораблекрушении оказание помощи терпящим бедствие на воде в значительной мере зависит и от них самих: они должны надеть или нагрудники, организованно загрузиться в шлюпки или на плоты, а при попадании в воду приложить все усилия, чтобы добраться до спасательных плавсредств или хотя бы кругов. Если же бедствие, так сказать, индивидуальное, то подручные средства должны использовать те, в чьих силах оказание помощи терпящим бедствие на воде: добраться до тонущего на лодке или катере, бросать ему конец или (если они есть) с причала или моторки.

Спасение тонущего

Человек, хорошо умеющий плавать и находящийся поблизости, должен помнить, что паника заставляет потерпевшего хвататься за любую опору, вследствие чего он мешает своему спасению и может потопить пришедшего на помощь. Поэтому оказание помощи терпящим бедствие на воде вплавь должно быть грамотным. Необходимо использовать следующие приемы:


Если потерпевший все же уцепился за спасателя, тот должен освободиться от его хватки, даже применяя силу. При захвате кистей они резко поворачиваются в сторону больших пальцев утопающего, который при этом отталкивается ногами. При хватке за шею спереди производится толчок в подбородок с зажатием ноздрей. При зажатии шеи сзади спасатель резко выворачивает локоть вверх, а сам подныривает под него. Освободившись, спасатель разворачивает потерпевшего спиной к себе и тянет к берегу.

Спасение опустившегося на дно

Если человек вследствие или обессиливания погрузился на дно и лежит вверх лицом, к нему подплывают со стороны головы, подхватывают подмышки и всплывают на поверхность. При положении лицом вниз подход совершается со стороны ног, захват - опять же подмышки, и при всплытии тонущий переворачивается лицом вверх. Основное оказание помощи терпящим бедствие на воде, потерявшим сознание и погрузившимся на дно, начинается уже на суше: человека избавляют от попавшей внутрь воды, делают искусственное дыхание, а при необходимости - закрытый массаж сердца.

Действия при получении сигнала бедствия

В первую очередь надо отметить, что оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие на воде, является обязательным. Капитан, проигнорировавший всемирно известный сигнал SOS, уголовно наказуем по статье 270 РФ (в редакции 2003 года - № 162-Ф3), вне зависимости от того, какие мотивы лежали в основе неоказания. Первые меры, предпринятые капитаном и его судном при получении сигнала бедствия, следующие:

  1. Сообщить спасателям о происшествии с указанием координат.
  2. Сделать попытку связаться с тонущим судном, двигаясь в его направлении.
  3. Одновременно готовиться к спасательным работам: проверить леера-бурундуки для буксировки спасательных плавсредств, грузовые краны - для удержания тонущего корабля (если это возможно) и подъема шлюпок, сетки и штормтрапы - для облегчения подъема людей из воды. Параллельно проверяются медикаменты и перевязочные средства, а экипаж инструктируется на предмет оказания первичной медицинской помощи.

При этом идущее на выручку судно должно держать связь и координировать предпринимаемые действия со спасателями и другими кораблями, направляющимися на место крушения.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде - важное умение, которым необходимо обладать в жизни. Трагические случаи на водоемах происходят регулярно не только во время поездок на морях и океанах, но и во время отдыха на небольших водоемах. Навыки спасения человека, тонущего в воде, могут пригодиться каждому.

Печальная статистика

Отдых на воде привлекает многих людей. Но голубая гладь таит в себе множество опасностей. К этому нужно быть готовым. Оказание помощи терпящим бедствие на воде может вам помочь в самых неожиданных ситуациях.

В России существует статистика, согласно которой ежегодно тонут около 14 тысяч человек. Из них около трех с половиной тысяч несовершеннолетних.

Поэтому очень важно, находясь у воды, помнить о главных правилах безопасности самому, а также быть готовым оказать помощь окружающим. От этого часто зависит человеческая жизнь.

Помощь при утоплении

Спасатели выделяют два основных этапа, на которых необходимо грамотно и своевременно организовать оказание помощи терпящим бедствие на воде. ОБЖ - предмет, на котором еще в школе подростков обучают основам безопасной жизнедеятельности.

Первое - необходимо начать спасение на воде. В то время, когда утопающий находится еще в сознании. На этом этапе спасателю предстоит принять активные действия, не забывая при этом самому удержаться на поверхности. На этой стадии есть реальная перспектива избежать трагедии или серьезных последствий и отделаться, что называется, легким испугом.

В противном случае может наступить второй этап, когда паника преобладает. В этом случае и тонущему, и спасателю придется бороться за жизни.

Как спасти утопающего?

Оказание помощи терпящим бедствие на воде необходимо начинать с того, что спасатель должен четко для себя осознавать, где находится ближайшая точка, до которой он сможет транспортировать пострадавшего. Она может быть как на море, так и на суше. А также отслеживать скорость течения, направление ветра и глубину, на которой все происходит. Помните, что если вы не уверены в своих силах, то лучше не бросаться на помощь, а постараться найти кого-то, кто гарантированно сможет помочь. Ведь если вы, например, не знаете, как освободиться от захвата и безопасно транспортировать человека к берегу, то для вас эта экспедиция может закончиться чревато.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде советуют начинать тремя различными способами. Первый. Подплыть к тонущему человеку следует сзади и обхватить за плечи.

Еще один вариант. Спасатель приближается лицом к лицу к человеку, которому требуется помощь. За два-три метра до него ныряет под воду, обхватывает тонущего за туловище и резким толчком вверх поворачивает его спиной к себе. Так удается оперативно транспортировать его до берега, а пострадавший в панике не сможет вам помешать спасти его.

Третий способ. Часто его отработкой заканчивается для спасателей стандартный урок. Оказание помощи терпящим бедствие на воде в данном случае требуется человеку, который уже пошел на дно. Тогда спасателю требуется подплыть к нему как можно ближе, удобно обхватить его и, оттолкнувшись двумя ногами от дна, резко выплыть вместе с утопающим. Конечно, этот способ применим только в том случае, если бедствие происходит на небольшой глубине.

Освобождение от захватов

Нередко сам пострадавший может помешать своему спасению. Нередко из-за элементарной паники чрезвычайно затрудняется оказание помощи терпящим бедствие на воде. Сообщение, которое подает тонущий о своем бедственном положении, как правило, отличается экспрессивностью. Поэтому, когда к нему приближается спаситель, он может в панике, не контролируя себя, утянуть второго человека вслед за собой.

Поэтому важно знать, как быстро освободить и выбраться на берег. Если вас схватили за обе руки, нужно сжать кулаки, gjckt сделать резкий рывок вверх, а затем обхватить надежнее потерпевшего.

Если захват произошел снизу, то отведите руки резко вниз и сразу в стороны. Если потерпевший обхватил вас за туловище и мешает двигаться к берегу, положите свою ладонь на подбородок или нос пострадавшего и резко оттолкните от себя.

При захвате сзади за шею схватите правой рукой левую кисть пострадавшего, а своей левой рукой перехватите его за локоть. После этого быстро перебросьте руку, выворачивая при этом утопающего лицом от себя.

Оказание первой помощи терпящим бедствие на воде

После того как пострадавший доставлен на берег, необходимо оказать ему первую доврачебную помощь. Еще до приезда профессиональных медиков. Если долго ждать врачей, а трагедии на воде часто происходят вдалеке от цивилизации, все ваши старания могут оказаться напрасными и человек все равно погибнет, нахлебавшись воды.

Первым делом освободите пострадавшего от одежды, которая может мешать его дыханию. Затем тщательно очистите ротовую полость от ила и песка, если они имеются. Сделать это лучше всего пальцем, обернутым в носовой платок или другую ткань, оказавшуюся под рукой.

Правила оказания помощи терпящим бедствие на воде гласят, что если спасенный вами человек не приходит в себя, а его зубы крепко сжаты, то необходимо разжать их. Например, деревянной палочкой.

Для того чтобы освободить желудок и легкие пострадавшего от воды, положите его нижним краем грудины себе на бедро, согнутое в колене. Одной рукой придерживайте подбородок, а другой наносите методичные удары между лопаток. После того как удалите основную массу воды, приступайте к искусственной вентиляции легких. Параллельно нужно не забывать проводить массаж сердца.

При этом обратите внимание на состояние пострадавшего. Если он бледен, а во рту и на лице нет пены или воды, то удалять воду не следует. В этом случае запрокиньте его голову и начинайте сразу дыхание способом "изо рта в рот", сопровождая его искусственным массажем сердца.

Для этого положите человека на спину, подложив под лопатки валик из одежды или подручных приспособлений. Его высота должна быть минимум 15 сантиметров. Сами встаньте на колени, максимально запрокиньте голову пострадавшего, а его нос зажмите рукой. Наберите в легкие побольше воздуха и через платок или марлю вдувайте его в легкие человека, которого вы только что спасли. Если его грудная клетка при этом заметно расширяется, значит, вы все делаете правильно.

Непрямой массаж сердца

Непрямой массаж сердца - крайне эффективный способ, часто благодаря именно ему приносит успех оказание помощи терпящим бедствие на воде. Кратко его можно описать следующим образом.

Спасатель интенсивно вдувает воздух в дыхательные пути пострадавшего, а когда производит пассивный вдох, производит 3-5 резких нажимов на его грудную клетку. При этом его ладонь левой руки должна располагаться на нижней части грудины, а правую руку следует положить сверху.

Нажимы необходимо совершать резко, надавливая на грудину со всей силы. Ваша конечная цель - сместить ее на несколько сантиметров по направлению к позвоночнику. Только в этом случае вы добьетесь успеха.

Если вы начали тонуть

Постарайтесь начать двигаться в сторону берега или ближайшего судна, если происшествие произошло в открытом море. Не забывайте, что силы нужно расходовать экономно, не тратить их на лишние резкие движения, которые только утомят вас. Время от времени ложитесь на спину и отдыхайте, так вы дольше сможете продержаться на поверхности. Если вы при этом осознаете, что до берега самостоятельно добраться не удастся, отдыхая, подымайте вверх руки и привлекайте к себе внимание.

Судорога во время купания

Судорога может одолеть любого, даже опытного пловца. Поэтому необходимо быть к ней готовым и знать, как поступать в данной ситуации. Даже если ничего подобного с вами никогда не происходило.

Как только вы почувствовали судорогу, сразу переворачивайтесь на спину и ложитесь на воду. В таком положении есть шансы, что мышцы придут в себя, да и вы не будете тратить лишние силы, пытаясь выбраться, в то время как судорога скрутила одну из частей тела.

Если судорога одолела переднюю мышцу бедра, максимально выпрямите ногу и вытяните носок вперед настолько, насколько сможете.

Если судорога в икроножной мышце, то выпрямите ногу и потяните носок на себя. Этот же совет подойдет в том случае, если пораженной оказалась задняя поверхность бедра. В том случае, когда судороги настолько сильные, что самостоятельно нога не распрямляется, помогите ей с помощью рук. Как только судороги пройдут, не пытайтесь сразу плыть до берега. Сначала отдохните, наберитесь сил и только потом возвращайтесь на сушу.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде зимой

Провалиться зимой в воду - одна из самых опасных ситуаций, которая может с вами случиться на водоеме. Чтобы ее избежать, помните, что перед тем как выходить на лед, тщательно продумайте свои действия на тот случай, если вы окажетесь под водой. Груз, который вы несете с собой, например рюкзак, должен легко сниматься и выбрасываться.

Если вы все-таки провалились под воду, оперативно найдите точку опоры. Ею может быть льдина, камень или ветки кустарника. Переждите пару минут, пока самые неприятные ощущения от ледяной воды пройдут. Подавите в себе панику, наладьте дыхание, когда перестанете чувствовать холод, начинайте выбираться. Осторожно можно выползти на льдину или зацепиться за какую-нибудь растительность и выбраться на берег.

Конечно, самым безопасным будет отправляться на лед как минимум вдвоем.

Терпящее бедствие

Воздушное судно признаётся терпящим бедствие, если ему самому или людям, находящимся на его борту, угрожает непосредственная опасность, которая не может быть устранена самим экипажем. По регламентам международным авиационным, аварийная стадия подразделяется на стадию неопределённости (характеризуется наличием неуверенности в безопасности воздушного судна и находящихся на его борту лиц); стадию тревоги (означает, что существуют опасения в отношении указанной безопасности); стадию бедствия (характеризуется наличием обоснованной уверенности в том, что воздушному судну и находящимся на его борту лицам грозит серьёзная и непосредственная опасность или им требуется оказать немедленную помощь).
В нашей стране действия командира В. с., т. б., его экипажа и других лиц регулируются Воздушным кодексом СССР. Прежде всего В. с., т. б., должно подавать сигналы бедствия. Для всей авиации установлены «СОС», а также сигналы срочности и предупреждения об опасности. Сигналы бедствия передаются и принимаются на действующих каналах управления воздушным движением, общих каналах связи и пеленгации, а также на частоте международной спасательной службы. При полётах над морем экипаж передаёт эти сигналы и на международной частоте для морской судов. Сигналы срочности передаются только на частотах связи с органами управления воздушным движением.
Экипаж В. с., т. б., одновременно с сигналом «СОС» включает сигнал бедствия, аппаратуру опознавания, а затем сообщает своё местонахождение (координаты) и передаёт сигналы для радиопеленгования, после чего сообщает о характере происшествия и необходимости помощи. В случае невозможности продолжения полёта В. с., т. б., командир должен принять решение о вынужденной посадке, при этом средства автоматической передачи сигналов пеленгирования, если они имеются, должны быть постоянно включены. Командир воздушного судна, принявший сигнал бедствия от другого воздушного судна либо обнаруживший В. с., т. б. или потерпевшее бедствие, обязан оказать ему помощь (если он может это сделать без опасности для вверенного ему судна, пассажиров и экипажа), отметить на карте место бедствия и сообщить о бедствии органу управления воздушным движением. Экипаж любого воздушного судна должен, кроме того, продолжать следить за передачей информации о бедствии на установленной частоте. Передачи сообщений с других воздушных судов на этой же частоте, не вызываемые крайней необходимостью, запрещаются до особого указания диспетчера.
Органы управления воздушным движением обязаны принимать все возможные меры к оказанию помощи В. с., т. б. или потерпевшему бедствие, в том числе иностранному В. с.

Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .

Что такое "Воздушное судно, терпящее бедствие"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Воздушное судно, терпящее бедствие Воздушное судно, терпящее бедствие Воздушное судно признаётся терпящим бедствие, если ему самому или людям, находящимся на его борту, угрожает непосредственная опасность, которая не может быть устранена самим экипажем. По регламентам международным авиационным, аварийная стадия подразделяется на стадию неопределённости (характеризуется наличием неуверенности в безопасности воздушного судна и находящихся на его борту лиц); стадию тревоги (означает, что существуют опасения в отношении указанной безопасности); стадию бедствия (характеризуется наличием обоснованной уверенности в том, что воздушному судну и находящимся на его борту лицам грозит серьёзная и непосредственная опасность или им требуется оказать немедленную помощь). В нашей стране действия командира В. с., т. б., его экипажа и других лиц регулируются Воздушным кодексом СССР. Прежде всего В. с., т. б., должно подавать сигналы бедствия. Для всей авиации установлены сигнал «СОС», а также сигналы срочности и предупреждения об опасности. Сигналы бедствия передаются и принимаются на действующих каналах управления воздушным движением, общих каналах связи и пеленгации, а также на частоте международной спасательной службы. При полётах над морем экипаж передаёт эти сигналы и на международной частоте для морской судов. Сигналы срочности передаются только на частотах связи с органами управления воздушным движением. Экипаж В. с., т. б., одновременно с сигналом «СОС» включает сигнал бедствия, аппаратуру опознавания, а затем сообщает своё местонахождение (координаты) и передаёт сигналы для радиопеленгования, после чего сообщает о характере происшествия и необходимости помощи. В случае невозможности продолжения полёта В. с., т. б., командир должен принять решение о вынужденной посадке, при этом средства автоматической передачи сигналов пеленгирования, если они имеются, должны быть постоянно включены. Командир воздушного судна, принявший сигнал бедствия от другого воздушного судна либо обнаруживший В. с., т. б. или потерпевшее бедствие, обязан оказать ему помощь (если он может это сделать без опасности для вверенного ему судна, пассажиров и экипажа), отметить на карте место бедствия и сообщить о бедствии органу управления воздушным движением. Экипаж любого воздушного судна должен, кроме того, продолжать следить за передачей информации о бедствии на установленной частоте. Передачи сообщений с других воздушных судов на этой же частоте, не вызываемые крайней необходимостью, запрещаются до особого указания диспетчера. Органы управления воздушным движением обязаны принимать все возможные меры к оказанию помощи В. с., т. б. или потерпевшему бедствие, в том числе иностранному В. с. Табл.-Международная таблица сигналов