Зеер э ф психология профессионального развития. Психология профессионального образования. а также в учебных пособиях

План

Организации

Занятие №4

Литература

1.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер.- М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: МОДЕК, 2003.- С.81- 98.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер.- М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: МОДЕК, 2003.- С.216-227.

3. Зеер Э.Ф. Основы профориентологии: учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова.- М.: Высш.шк., 2005. – С.26-32.

4. Бендюков М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации / М.А. Бендюков, И.Л. Соломин.- СПб.: Речь, 2006.- С.48-58.

5. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник /Е.А. Климов.- М.: Академия, 2004.- С.155-179.

6.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие/ Е.А. Климов.- М.: Академия, 2004.- С.239-255.

Тема: Формы профессионального опыта

1.Роль психических процессов и свойств личности в профессиональной деятельности.

2. Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности.

3. Адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности.

4.Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль психических процессов и свойств личности в профессиональной деятельности?

2. Почему в современном мире повышается роль анализа пригодности человека к профессиональной деятельности?

3. Как осуществляется процесс формирования профессиональной пригодности человека?

4. Что составляет основу психофизиологической системы профотбора?

5. Какова роль профессиональной подготовки и аттестации для формирования профессиональной пригодности специалиста.

6. Какие виды трудовой адаптации вы знаете?

7.Охарактеризуйте факторы, влияющие на психофизиологическую адаптацию.

8. Каковы условия успешной трудовой адаптации?

9. Какие факторы влияют на адаптацию работника в экстремальных условиях?

10. Как проявляются когнитивный, мотивационно - волевой и активационный компоненты системы адаптации к профессиональной деятельности?

11. Какие «провалы» в деятельности происходят при дезадаптации?

12. Какими методами можно определить физическую рабочую нагрузку?

13. Какие методы определения умственных рабочих нагрузок вам известны?

Задание №1. Тема для реферата:

Психофизиологическая диагностика при приеме на работу, связанной с экстремальными условиями (военнослужащие, пожарники, авиадиспетчеры).

Задание №2. Тема для размышления: профессиональная осведомленность как составляющая общей культуры человека (о пингвинах, белых медведях знать важно, о множестве профессий – не менее того).


Задание №3. Ответьте на следующие вопросы:

1. Чем вы руководствовались при своем выборе профессии: ее престижностью, заработной платой, условиями труда, доступностью обучения, советами и примером других людей? Почему?

2. Как вы прокомментируете высказывание бизнес-аналитика Джона Нейсбитта: «Лучший способ предсказать будущее – обрести ясное представление о том, что происходит сегодня».

3. Какие из перечисленных ниже препятствий могут повлиять при вашем устройстве на работу:

отсутствие вакансии, недостаточное знание рынка труда, отсутствие навыка в поиске работы, проблемы со здоровьем, недостаток вашей квалификации или опыта работы, неправильно сформированные цели поиска работы или их отсутствие, недостаток финансовых средств, особенности вашего характера, ошибки в оценке своих реальных возможностей, отсутствие помощи со стороны близких людей, неправильно составленное резюме?

М.: Академия, 2006. - 240 с.
В учебном пособии излагаются теоретико-методологические основы профессионального развития, рассматриваются его метапсихологические категории, особенности становления субъекта профессиональной деятельности. Представлены развивающие образовательные технологии. Анализируются психологические барьеры профессионального развития личности. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.Содержание.
Введение в психологию профессионального развития.
Теоретико-методологические основы профессионального развития.
Смыслообразующие понятия.
Методологические основания психологии профессионального развития.
Пролегомены психологии профессионального развития.
Пространство профессионального развития личности.
Метапсихологические категории профессионального развития.
Психологическое измерение человека.
Деятельность - ядро психологического поля человека.
Человек как индивид.
Человек как субъект деятельности.
Человек как личность.
Психологические основы профессионального становления личности.
Становление личности.
Профессиональное становление личности.
Психологическое содействие профессиональному становлению личности.
Исходные положения.
Психологическое содействие профильной подготовке школьников.
Психологическое содействие выбору профессии.
Психологическое содействие профессиональному образованию.
Психологическое содействие профессиональной адаптации.
Психологическое содействие профессионализации.
Психологическое содействие восхождению к вершинам профессионализма: мастерства.
Психология развивающего профессионального.
Профессиональное образование как фактор развития личности.
Концепция развивающего профессионального образования.
Развивающие технологии профессионального образования.
Развивающая психодиагностика.
Тренинги развития метапрофессиональных образований.
Организационно-деятельностные игры.
Метод проектов.
Мониторинг профессионального развития личности.
Психологические барьеры профессионального развития.
Кризисы профессионального становления личности.
Типология кризисов личности.
Факторы, детерминирующие кризисы профессионального.
Психологические особенности кризисов профессионального становления.
Профессионально обусловленные деструкции личности.
Психологическая детерминация профессиональных деструкции.
Виды профессиональных деструкции личности.
Профилактика и коррекция профессионально обусловленных.
Стратегии преодоления психологических барьеров профессионального развития.
Стратегии профессионального самосохранения личности.
Литература.

В последние десятилетия в отечественной и зарубежнойпсихолого-педагогической литературе широко обсуждается проблема сменыобразовательной парадигмы. Основная причина необходимости смены образовательнойпарадигмы заключается в том, что социальный и научно-технический прогресс вошелв противоречие со сложившимися в последние три столетия образовательными системами.Появилась необходимость в принципиально новом подходе к определению целей,задач и принципов образования, необходимо пересмотреть содержание образования,которое реализуется учебными предметами и учебными дисциплинами, требуютсяновые формы, методы и средства обучения.

Книга «Профессионально-образовательное пространстволичности» является итогом исследований, выполненных автором при поддержкеРоссийского гуманитарного научного фонда (Грант № 01-06-00030а). Несомненнымдостоинством данной книги является то, что в представленных в ней исследованияхразрабатываются теоретико-методологические основы личностно ориентированногопрофессионального образования (раскрывается его становление и сущность,положение среди других широко распространенных образовательных парадигм). Наоснове многомерного подхода автором была спроектирована логико-смысловая модельпрофессионально-ориентированной личности, которая позволяет интерпретироватьпрофессионально-психологический потенциал личности.

Книга состоит из трех частей: «Профессиональноестановление», «Личностно ориентированное профессиональное образование»,«Мониторинг профессионального развития личности», которые посвящены теоретико-методологическимосновам личностно ориентированного профессионального образования: раскрываетсяпонятий аппарат, основные концептуальные положения, пути реализации впрофессиональной школе. Более того, в работе отражены основные моментыличностно ориентированной парадигмы профессионального образования, которыеподробно анализируются в публикациях автора и его аспирантов последних трехлет.

В первой части книги анализируются основыпроектирования профессионально-ориентированного пространства личности, обосновываетсяпрофессионально обусловленная структура личности специалиста, а такжераскрывается динамика ее изменения на разных стадиях профессиональногостановления. Обращаясь к процессу профессионального становления, Э.Ф. Зеерразбирает основные подходы к его определению и исследованию, которые нашлиотражение в работах Б.Г. Ананьева, Н.В. Андреева, С.Г. Вершловского, Л.А. Головей, А.А. Деркач, А.Б. Каган6ова,Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной,К.К. Платонова, А.Р. Фонарева, В.Д. Шадрикова и др. Нельзя не согласиться савтором по поводу основной задачи большинства отечественных и зарубежныхисследований в области профессионального развития – перевести его в процесспрофессионального становления, управлять им с целью придания ему позитивнойнаправленности. Свое представление Э.Ф. Зеер о профессионально-личностномразвитии приводит в виде многомерного смыслового пространства с помощьюлогико-смысловой модели. При этом используется способ двухканального(вербально-визуального) отражения информации, который как раз и позволил авторуаргументировать динамику профессионального развития личности на разных стадияхее становления, а также определить содержание и технологии личностноориентированного профессионального образования.

Вторая часть книгипосвящена личностно ориентированному образованию. Автор отмечает, что«личностно ориентированное образование основывается на методологическомпризнании в качестве системообразующего фактора личности обучаемого: егопотребностей, мотивов, целей, способностей, активности, интеллекта и другихиндивидуально-психологических особенностей. Это образование предполагает, что впроцессе обучения максимально учитываются половозрастные,индивидуально-психологические и статусные особенности обучающихся. Учетосуществляется через содержание образования, вариативность образовательныхпрограмм, технологии обучения, организацию учебно-пространственной среды.Принципиально изменяется взаимодействие обучаемых и педагогов. Они становятсясубъектами процесса обучения» (с. 42). Автор подробно останавливается нараскрытии концептуально-понятийного аппарата личностно ориентированногообразования. Особо отмечается, что в «личностно ориентированном обученииглавное – развитие личностного отношения к миру, деятельности, себе», что, всвою очередь «предполагает не просто активность и самостоятельность учащегося,но обязательно субъективную активность и самостоятельность» (с.45). Далее обобщая основные психологические концепции обучения, Э.Ф. Зеер, выделяетосновные признаки личностно ориентированного обучения. При этом акцент делаетсяна следующем положении: «личностно ориентированное образование не ставит своейцелью формирование личности с заранее заданными свойствами, качествами,обученностью, подготовленностью. Оно должно создавать условия для полноценногоразвития потенциальной возможности стать личностью, реализации потребности личностив самоизменении, самоопределении, самоосуществлении и самоактуализации» (с.45). Важно отметить, что личностно ориентированное образование включает тривзаимосвязанных процесса: личностно ориентированное обучение, воспитание иразвитие, которые не могут быть реализованы в полном объеме на всех ступеняхобучения, а их соотношение постоянно изменяется.

Втретьей части книги автор достаточно основательно проработал вопросымониторинга профессионально-образовательного процесса и профессиональногоразвития личности. Достаточно подробно проанализировано понятие «мониторинг».Э.Ф. Зеер рассматривает психологический мониторинг как «процесс отслеживаниясостояния объекта (системы и сложного явления) с помощью непрерывного ипериодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупностьопределенных ключевых показателей, где в качестве объекта или системы могутвыступать различные явления психологической действительности» (с. 106). Подмониторингом профессионального развития автором понимается процесс непрерывного научно обоснованного отслеживанияпрофессионально важных характеристик, детерминирующих профессиональноестановление личности, а также системных параметров, позволяющих дать оценкууровня профессионального становления учащихся и отклонения от вектора профессиональногостановления.

В заключении книги авторизлагает свою позицию по проблеме профессионально-образовательного пространстваличности. Раскрывается эвристичность представленной модели для проектированияобразовательных и профессиональных стандартов.

Таким образом,рецензируемая работа особо выделяется в ряду последних публикаций по педагогикеи психологии профессионального образования. Безусловной заслугой автораявляется разработка и применение многомерного подхода, который объединяет триважнейших фактора профессиональной биографии человека: профессиональноестановление, профессиональное образование и мир профессий – в однологико-смысловое пространство. Однако автор отмечает, что ему «не удалось вполной мере раскрыть теоретические и практические аспекты многомерногопредставления проблемы «профессия - образование - личность», а сама работа«несомненно имеет дискуссионный характери незавершена».

Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета.

В 1964 году Эвальд Фридрихович окончил Нижнетагильский педагогический институт и остался преподавать в институте - с 1964 по 1967 годы. В 1967 - 1970 годы - аспирант АПН СССР
(г. Москва). В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1989 году - докторскую. С 1982 году работает в Российском государственном профессионально-педагогическом университете, возглавлял кафедры педагогики и психологии, психологии, социальной и прикладной психологии. В настоящее время - заведует кафедрой психологии профессионального развития.

На научно-профессиональное становление Эвальда Фридриховича большое влияние оказали академик РАО Е. А. Климов, доктора психологических наук Т. В. Кудрявцев и Л.А. Регуш.

Основная проблематика исследований - психология профессионального становления человека: периодизация профессионального развития, профессионально обусловленные деструкции, психотехнологии социально-профессиональных достижений. С 1995 года исследует проблемы развивающего профессионального образования.

Э. Ф. Зеер является основателем единственной в России научной школы, исследующей целостный и непрерывный процесс становления личности в профессионально-образовательном пространстве в единстве его психологических и педагогических составляющих.

Уникальность исследований этой школы заключается в том, что впервые профессиональное становление рассматривается системно и непрерывно с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной биографии, а также предлагается эффективная парадигма личностно развивающего образования.

Об актуальности и научной новизне, теоретической и практической значимости, проводимых под руководством Э. Ф. Зеера исследований свидетельствуют, получаемые ежегодно гранты Рособразования и Российского гуманитарного научного фонда, а также проводимые Всероссийские научно-практические конференции по проблеме личностно развивающего профессионального образования.

Результаты исследования обобщены в монографиях:

  • «Профессиональное становление личности инженера-педагога» (Свердловск, 1988);
  • «Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста» (Екатеринбург, 1999);
  • «Психология личностно ориентированного профессионального образования» (Екатеринбург, 2000);
  • «Профессионально-образовательное пространство личности» (Екатеринбург, 2002);
  • «Социально-профессиональное воспитание в вузе» (Екатеринбург, 2003);
  • «Теоретико-методологические основы подготовки ремесленников-предпринимателей» (Екатеринбург, 2004),
  • «Личностно-развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2006) и др.,

а также в учебных пособиях:

  • «Психология профессий» (Москва, 2001);
  • «Психология профессионального образования» (Москва, 2003);
  • «Основы профориентологии» (Москва, 2005);
  • «Психология профессиональных деструкций» (Москва, 2005);
  • «Психология профессионального развития» (Москва, 2006),

и в практикумах, дополняющие эти учебные пособия.

Результаты исследований стали основой авторских учебных дисциплин «Психология профессий», «Психология профессионального образования», «Основы профориентологии», «Психология профессионального развития» специальностей: «Профессиональное обучение», «Психология», «Педагогика и психология».

Профессор Э. Ф. Зеер является заместителем председателя докторского диссертационного совета при РГППУ, членом докторских диссертационных советов при УрГПУ и УрГУ.

О признании его продуктивной научно-педагогической деятельности свидетельствуют знаки отличия и правительственные награды: почетные знаки «Отличник народного просвещения» (1975); «Отличник профтехобразования СССР» (1985); Международная премия «За интеграцию систем образования Европы» (1994); «Медаль К. Д. Ушинского» (1995); «Заслуженный деятель науки РФ» (1996). Грамоты Губернатора Свердловской области, Министерства образования Свердловской области и почетные грамоты от университета.
Результативность научной школы обеспечиваетсяработой с аспирантами и докторантами. Под руководством Э. Ф. Зеера защищено 4 докторских и 32 кандидатских, готовится к защите 2 докторские и 5 кандидатских диссертаций.

Результаты исследований профессора Э. Ф. Зеера через систему аттестации, технологий профессионального развития специалистов, а также психологического сопровождения педагогов базового и высшего профессионального образования внедряются в практику профессионального образования Урала.

Э. Ф. Зеер - крупный ученый, способный к выдвижению масштабных идей, это не только исследователь, но и организатор, а главное инициатор многих научных проектов, привлекающих к нему ученых других школ и направлений.

Литература о Зеере Э.Ф.:

  1. Словарь персоналий. Психологи от А до Я. М., 1997.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter