Космонавты.Биографии Советских космонавтов. Наши русские космонавты или впервые в истории человечества Современные российские космонавты

«Если вам нравится лежать в ванной, вы полюбите невесомость»

Если бы среди космонавтов проводился марафон, нет никаких сомнений в том, что Валерий Поляков победил бы. Свой первый опыт космического перелета он пережил в качестве исследователя на борту «Союза ТМ-6». «Союз» пристыковался к космической станции «Мир», на которой потом Поляков провел колоссальные двести сорок дней в космосе, изучая влияние микрогравитации на человека.

8 января 1994 года - в этот раз в качестве врача-космонавта на «Союзе ТМ-18» - Поляков вернулся на «Мир». Следующие 437 дней он провел в космосе, чем установил рекорд, который держится до сих пор. Он облетел Землю 7075 раз и пропутешествовал 330 000 000 километров, прежде чем успешно приземлился 22 марта 1995 года.

Доктор Поляков покинул Российскую космическую службу вскоре после своего возвращения, пробыв в космосе в общей сложности 678 дней. Хотя многие из его записей с тех пор были утрачены, Поляков остается известен как первый астронавт, для которого космос стал вторым домом.

Валентина Терешкова

«Если женщины могут быть железнодорожниками в России, почему они не могут летать в космос?»

Валентина Терешкова стала первой женщиной в космосе, выйдя на орбиту Земли в июне 1963 года в нежном возрасте 26 лет. Ее взволнованный и живой голос транслировался для людей по всему миру: «Это я, Чайка!».

Образ высоко парящей чайки отлично подходил юной космонавтке, поэтому после полета она стала известна как «Чайка» для людей всего мира. Валентина Терешкова была обычной работницей хлопчатобумажной фабрики, которой удалось совершить нечто совершенно экстраординарное.

Как того требовала идея Советского Союза того времени, ее рейс показал миру, что в социалистическом государстве женщины могут добиться того же, что и мужчины, и даже достичь звезд. В реальности же, однако, три дня, проведенные Терешковой в космосе, были не более чем политическим трюком: в следующие 20 лет, до 1982 года, ни одной советской женщины в космосе больше не было.

«Я на самом деле не хочу прощаться с кем-либо из вас, люди» (перед посадкой на «Челленджер»)

Криста, наверное, стала самой трагической фигурой в этом списке, как и вся катастрофа «Челленджера» - трагедией для американской цивилизации.

Будучи еще ребенком, Криста была очарована космической программой, но со временем решила стать учителем. В 1984 году, однако, NASA объявило, что ищет учителя для полета на космическом шаттле «Челленджер». Криста согласилась, была принята и взяла отпуск от преподавания для подготовки к исполнению своей детской мечты.

Она и еще семь астронавтов на борту погибли, когда «Челленджер» взорвался спустя 78 секунд после взлета с мыса Канаверал. Сегодня эта трагедия - одна из в космической истории.

«Мне кажется, я никогда не знал, что означает слово «круглый», пока не увидел Землю из космоса»

Леонов - легендарный советский космонавт и первый человек, покинувший космический корабль и вышедший в открытый космос. Он вышел из «Восхода-2» и провел 12 минут, плавая рядом на тросе. Он практиковал маневры свободного падения, проводил наблюдения и даже снял короткометражный фильм. Когда он решил вернуться в капсулу, он заметил, что его костюм раздулся до точки, после которой он не смог проникнуть сквозь люк. Ему нужно было выпустить немного воздуха, прежде чем он смог бы попасть внутрь.

Леонов - чудом выживший член .

«Хьюстон, у нас проблема»

Вполне возможно, что большинство людей, которые видят имя и знают его, представляют Тома Хэнкса, а не настоящего Джима Ловелла. Также вполне возможно, что если бы Ловелл был бы спортсменом, он считался бы крайне невезучим - из тех, кого никогда не выпустят на поле во время серьезной игры. Он был командиром миссии «Аполлон-13», которая встретилась с серьезными неполадками на пути к Луне, но вернулась в безопасности. Миссия была незавершенной, но Ловеллу так и не удалось осуществить свою мечту.

Ловелл был одним из первых трех человек, которые летали на Луну дважды - и ни разу не приземлялись на нее. Этот астронавт всегда будет «королем без короны».

«Не знаю, что бы вы сказали о дне, в течение которого наблюдали бы четыре прекрасных заката»

Джон Гленн вошел в историю в 1962 году, когда стал первым американцем, который облетел Землю. Еще до этого Джон стал ветераном Второй мировой войны, проведя пятьдесят девять боевых вылетов. В 1959 году Гленн принял новый вызов, после того как был выбран для космической программы США. Он и его шесть коллег, включая Алана Шепарда, прошли через невероятно сложную подготовку и вошли в историю как « -7».

Гленн облетел Землю три раза во время своей миссии, которая длилась почти пять часов. После этого успеха он стал американским героем, а его имя - именем нарицательным. Его встречали парадами и присудили множество наград. Считается, что Кеннеди был единственным, кто пригласил Гленна на государственную службу. После нескольких неудачных попыток он был избран в Сенат США в 1974 году.

«Исследование течет по проводам нашего мозга. Если мы видим горизонт, мы хотим знать, что за ним»

Базз Олдрин, наверное, стал вторым по популярности членом «Аполлона-11» и одним из первых людей, ступивших на Луну. Вместе с командиром полета Нилом Армстронгом Базз совершил историческую лунную прогулку «Аполлона-11», войдя в число двух первых людей, ступивших на Луну. Они провели в общей сложности 21 час на поверхности Луны и вернулись с 25 килограммами лунных пород.

Историческая прогулка транслировалась по всему миру, по разным оценкам, 600 миллионам людей - крупнейшей телеаудитории в истории. После безопасного возвращения на Землю Базз был награжден Президентской медалью Свободы и получил собственную звезду на Аллее славы в Голливуде.

«Должен признать, что, возможно, я часть истории, в конце концов»

Шепард известен тем, что стал первым - и пока единственным - человеком в истории, который . К сожалению для Шепарда, этот список не для спортсменов.

В начале 1961 года NASA выбрала Шепарда вместо Гленна и Гриссома, двух других финалистов, чтобы дать ему возможность стать первым американцем в космосе. После своего исторического полета жажда Шепарда к приключениям не угасла, и он выражал надежду на будущие миссии. 31 января 1971 года «Аполлон-14» стартовал с мыса Кеннеди, почти через десять лет после первого космического полета Шепарда. Он был командиром миссии, пилотируя шлюпку, которая должна была совершить самую последнюю точку посадки из всех миссий «Аполлона». Он стал пятым человеком, ступившим на Луну, и единственным членом «Меркурия-7», который это осуществил. Алана Шепарда будут помнить и как одного из первых американцев в космосе, и как одного из пионеров, которые гуляли по лунной поверхности. И, конечно, как одного из первых гольфистов на другой планете.

«Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества»

Нил Армстронг был одной из самых влиятельных фигур 20 века. В молодости он принимал активное участие в Корейской войне и получил медаль службы Корее. После службы он вернулся в университет, который в конечном счете окончил с дипломом бакалавра по авиационной технике. В дальнейшей жизни он был преподавателем в Департаменте аэрокосмической техники в Университете Цинциннати.

Все это хорошие достижения, которыми мог бы гордиться любой человек. Но они ничто по сравнению с тем, из-за чего Армстронг известен по всему миру. Как мы знаем, он стал первым человеком, который когда-либо ходил по Луне, 21 июля 1969 года.

«Не вижу здесь никакого бога» (приписывают ему)

Юрий Гагарин - это идеал всех будущих космонавтов. Его имя стало, пожалуй, самым известным среди астронавтов и космонавтов сегодняшнего дня. Он стал первым человеком, который отправился в космос и первым, который облетел Землю - чем дал огромный толчок советской космической программе и активизировал космическую гонку с США. После полета Гагарин стал всемирно известным, а также одним из немногих известных советских людей, которым разрешили отправиться в тур по Западу. Он посетил множество стран: Германию, Италию, Канаду, Бразилию, Японию и Китай - и везде, где он был, говорил о достижениях Советского Союза в космосе. Везде его встречали как героя, несмотря на политику холодной войны. Три месяца спустя после миссии «Востока-1», он даже посетил Великобританию, где его почитали так, как не почитали никого другого в истории СССР. Он остается самым титулованным космонавтом всех времен с медалями и орденами более чем двадцати пяти разных стран. И, конечно, гордостью каждой постсоветской страны.

Родился Юрий Алексеевич Гагарин 9 марта 1934года в деревне Клушино в 130 километрах от Москвы. Его родители работали в колхозе. В семье было четверо детей. Юрий, после того, как окончил семилетнюю школу, поступил учиться на литейщика. Через полтора года его приняли в саратовский техникум. Здесь же он вступил в летный клуб, так как его мечта была стать пилотом.

Одновременно он проходил занятия по парашютному спорту, навыки, которые он здесь приобрел, впоследствии спасли ему жизнь. Свой первый полет Гагарин совершил на боевом истребителе Як-18. После этого, он поступил в авиационное училище в Оренбурге. Юрий был абсолютно здоров физически, поэтому легко переносил нагрузки во время тренировок.

С Валентиной Горячевой, своей будущей женой, он познакомился именно в Оренбурге. Они поженились в ноябре 1957 года, в этот же день Гагарин получил первое высшее образование, ему присвоили звание лейтенанта Воздушных сил СССР. Его первая должность – летчик-истребитель на базе ВВС СССР в Арктике, поэтому его первые полеты состоялись при северном сиянии.

В 1959 году Гагарин подал документы, чтобы его приняли а в группу космонавтов. Созданная для приема комиссия их приняла и одобрила. Юрий со своей женой Валей и уже родившейся к тому времени, дочерью Леной, переехали в Звездный под Москвой. Начались подготовки к полету в космос.

Для Советского Союза запуск ракеты с человеком на борту было делом государственной важности, поэтому все кандидаты на первый полет понимали свою ответственность. Все они, в том числе и Гагарин, были подвержены очень строгим тренировкам и физическим, и психологическим, и умственным. Каждый должен был провести длительное время в сенсорной палате лишения, с их участием проводили эксперименты по выносливости в палатах с высокой температурой, с невесомостью, участвовали в испытательных полетах под напряжением, чтобы можно было зафиксировать каждую реакцию пилота.

Юрий всегда был решителен, спокоен, с хорошим чувством юмора и оканчивал тренировки лучшим. Он умел сочетать напряженные тренировки с отдыхом. Любил ходить на рыбалку, плавать, охотиться, общаться с товарищами.

12 апреля 1961 года в 9.07 по московскому времени с космодрома Байконур был дан старт кораблю Восток-1 с Юрием Гагариным на борту. В этот день Титова и Гагарина подняли в 5.30 утра. Они сделали зарядку, позавтракали и их одели в скафандры: сначала Титова, затем Гагарина, чтобы он меньше парился, так как вентиляционное устройство подключалось к источнику питания только в автобусе. Космонавты вышли из дома, где их ждал Сергей Королев. Он дал несколько последних рекомендаций, а спустя несколько минут автобус повез их в направлении стартовой площадки.

После того как Гагарин уже поднялся в кабину ракеты и подготовка к старту подходила к завершению, специалисты обнаружили, что в кабине космонавта нет сигнала от специальных контактов. Это говорило о том, что, возможно, крышка люка неисправна и существует вероятность разгерметизации кабины. Главный конструктор Королев попросил Ивановского (ведущий конструктор кабины Востока), чтобы тот снял крышку люка, все проверил и снова задраил.

Позже Ивановский рассказывал, что Юрий через зеркальце, которое было прикреплено к скафандру, наблюдал за работающими людьми и, при этом, что-то напевал. Оказалось, что Гагарин это сделал специально, чтобы успокоить и помочь справиться работающим у люка.

После взлета произошел еще один непредвиденный случай. После того как Гагарин зафиксировал отделение первой ступени, он должен был об этом доложить, но доклада не последовало. Королев и все присутствующие не знали что случилось. Неожиданно они все-таки услышали голос космонавта. Однако, позже выяснилось, что это был сбой в линии связи.

Циолковский Константин Эдуардович -

русский ученый, который один из первых задумался о полете в космос.

Судьба и жизнь учёного необычны и интересны. Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.

Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.

Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы.

Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.

Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам:

Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером и Юрием Васильевичем Кондратюком.

Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев.

Чаще других преодолевали земное притяжение представители США - список астронавтов этой страны насчитывает около 340 имён, и 45 из них - женские. Россияне прочно удерживают за собой второе место в общей таблице - около 120 космонавтов, но лишь трое из них были женщинами.

Сейчас никого уже не удивишь полетами в космос. Конечно, они еще не воспринимаются как обыденное явление, но все же такого ажиотажа, каким сопровождались первые шаги человечества в основании неизведанного бесконечного звездного неба, уже нет. Прошло уже более полувека с момента первого в истории полета в космос.

Первая в мире

Первенство в этой сфере принадлежит одной из самых известных личностей в мире – Валентине Терешковой. Родилась она в 1937 году в маленькой деревеньке, расположенной под Ярославлем. Когда ей исполнилось 22 года, она всерьез увлеклась прыжками с парашютом.

В 1962-1997 годах она входила в состав женского отряда космонавтов. Кроме нее было еще 4 претендентки на полет. Надо сказать, что Терешкова была не самой лучшей по части выносливости и физической подготовки. Но тогдашнее правительство приняло решение именно ее первой отправить в космос.

Существовало две причины, которые и повлияли на такое решение. Первая из них – происхождение. Валентина Терешкова была, как говорили в то время, выходцем «из народа». Вторая причина – привлекательная внешность, обаяние и харизматичность.

«Валя Терешкова лидером не была, хотя её и назначили старшей. Ведь мы в советское время такого слова — «лидер» — даже не знали. Все были равны. И никто не догадывался, что именно Валентина полетит в космос. Тем более что она никогда не выделялась по своим показателям из всей группы. Но, как мне кажется, ей во многом помогло происхождение. Я родилась и выросла в Москве. А Валя из провинции, работала ткачихой. В СССР это ценилось и уважалось. Мы, москвичи, всё-таки надеялись, что есть шанс, но не тут-то было — деревенские нас обошли. Для полёта всё же выбрали Терешкову. Когда вспоминаю о тех временах, кажется, что это была совсем другая жизнь», — рассказывает Татьяна Кузнецова, коллега Валентины Терешковой по отряду, полковник ВВС в запасе.

Отряд будущих космонавток был полностью сформирован в 1962 году. В него вошли Валентина Терешкова, Жанна Ёркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарёва и Ирина Соловьёва. А командовал «парадом» сам Сергей Королёв.

«Мы, молоденькие девочки, не знали имени-отчества Королёва. Читали только, что его инициалы С. П. Так его и прозвали между собой: С. П. И вот когда С. П. первый раз встречался с нами, он сказал:

«Девочки, первой в космос полетит одна из вас, это очевидно. Но вы не обижайтесь на наш выбор, потому что за теми, кто не полетит в этот раз, останутся ещё более интересные и длительные полёты. Давайте так договоримся: или будем дуться друг на друга за то, что кто-то не полетит, или будем готовиться к полётам». Мы выбрали последнее. И готовились к полётам, проходили всевозможные испытания, каждое из которых в чём-то оказывалось по-своему сложным.»

Девушек «парили» в термокамере при температуре +70°С и влажности 30%, держали в невесомости, где они должны были не только адаптироваться к отсутствию притяжения, но и выполнить разные задания: пообедать, пообщаться с командным центром, нарисовать что-нибудь или написать на листе бумаги. Учили приводняться на парашюте в водоёмы, а также по 10 суток держали в изоляции — чтобы выработалась привычка к одиночеству в полёте.

Несмотря на то, что официально полет был признан успешным, не обошлось без сложностей. Терешкова плохо себя чувствовала, да и скафандр был очень неудобным. Из-за этого она не смогла выполнить все запланированные задания в полном объеме. Кроме того, обнаружился целый ряд и других технических сложностей. Например, при сборке ручного управления были допущены ошибки, которые чуть не привели к отклонению корабля от орбиты. Но так как автоматика сработала на высоте, приземление прошло благополучно.

К сожалению, после полёта ей пришлось рассказывать не то, что она пережила на самом деле. Она смотрела в телекамеры и уверяла:

«Я прекрасно себя чувствовала. Мне было хорошо!» Но тогда время было такое — во что бы то ни стало не терять лицо. Тем более когда на тебя весь мир смотрит! Хотя понятно, что хорошо быть не могло. Её спрашивали: «Валентина Владимировна, скафандр причинял вам неудобства?» — «Нет. Я просто потела». На самом деле провести три дня в тяжёлом скафандре — это была настоящая мука…

В 1963 году Терешкова получила звание Героя Советского Союза. Кроме того, она является пока единственной женщиной в армии РФ, носящей воинское звание генерал-майора.

В своих воспоминаниях Татьяна Кузнецова пишет: «Валентина очень много времени уделяла политической карьере. Мы все были комсомольцами, когда попали в отряд. Валя была членом партии, заядлая коммунистка, пришла к нам от комитета комсомола со своей фабрики. Но потом она свои взгляды, видимо, изменила не раз. Вот сейчас она депутат от «Единой России». Это мне не очень понятно. Хотя недавно мы все вместе отмечали 50-летие нашего отряда. Нас всех, даже тех космонавтов, которые давно на пенсии, даже тех, кто был в своё время отчислен, собрали на богатое застолье. Все поздравляли, вспоминали, и тут встала Терешкова и сказала: «Вот выбрали тогда нас, пять девочек, молодых, умных, красивых. Прошло с тех пор 50 лет, а мы всё ещё вместе. Мужиков в нашей жизни было достаточно — они приходили и уходили. А мы продолжаем быть вместе. Всё выдержали, несмотря ни на что». Вот эти слова Валентины мне очень понравились. Они были честными!»

Надо сказать, что все женщины из России, побывавшие в космосе, внесли неоценимый вклад в дело освоения и изучения нашей Вселенной. Но только Валентина Терешкова и и по сей день является первой и единственной представительницей прекрасного пола, совершившей в одиночку полет на орбиту Земли.
Первая в открытом космосе

Следующей женщиной, увидевшей космос, стала Светлана Савицкая. Она родилась в 1947 году в семье маршала и стала космонавтом благодаря своей твердой целеустремленности, силе воли и высокому профессионализму:

«Цель у меня была - летать. А именно, участвовать в космических полетах. Я, собственно говоря, поэтому и пошла в авиационный спорт. Я просто никогда никому об этом не говорила, потому что это было время, когда говорили, что космос - не женское дело. У нас первая женщина слетала и больше там делать нечего, хватит, все понятно и так. Но я изначально была уверена в том, что женщины все-таки будут летать в космос.»

Карьера Савицкой началась с НПО «Взлет», где она работала летчиком-испытателем. В 1982 году она попала в экипаж космического корабля «Союз Т-7», где провела 8 суток. А через 2 года она вышла в открытый космос, где пробыла 3 ч. 35 мин.

По словам Савицкой, при выходе в космос они с Джанибековым тогда испытывали универсальный ручной инструмент, с помощью которого можно было сваривать, резать и паять металл. Киевский институт Патона сделал его. Уникальный инструмент, совершенно новый, никто таким не занимался.

«Это был, конечно, ключевой эксперимент всего этого полета. Мы его сделали нормально, без ошибок, без каких-то ЧП. Собственно говоря, при выходе в открытый космос это самое главное - сделать то, к чему ты готовился. Поэтому каких-то особых эмоций, знаете, таких, вот что в этот день что-то произошло, нет. Не было тогда и страха, это понятие вообще ни к чему, когда речь идет об открытом космосе. Это более напряженная работа. Да, там больше опасностей. Надо быть более грамотным, более осторожным, более пунктуальным, контролировать себя четко. Но это не страх. Страх - это когда человек замирает и не знает, что ему делать. Это не относится ни к профессии летчика, ни космонавта, на мой взгляд. Есть этапы, где ты понимаешь: да, здесь что-то может случиться. Где-то ты можешь что-то сделать, а где-то не можешь. Значит, полагаешься на технику», - делится своими воспоминаниями космонавт.

Именно Савицкая предложила, чтобы у СССР был приоритет в выходе женщины-космонавта в космос. По ее словам, эта идея возникла у нее после ее первого полета на орбиту в 1982 году:

«Я видела скафандр, видела отсек, понимала, что это можно сделать. А учитывая, что американцы начинали летать на «Шаттлах» и через года-полтора собирались уже в экипаж включать и женщину, то я, конечно, понимала, что любой нормальный руководитель космической программы в Америке, конечно, решил бы вот эту «клеточку» незанятую, достижение такое этапное, включить бы в свою программу».

Выход в космос первой женщины Светланы Савицкой 30 лет назад стал историческим для космонавтики, но для нее самой это был этап трудной работы, не отмеченный особыми эмоциями: тогда Савицкая мечтала о полете на корабле «Буран». Сегодня Светлана Савицкая — дважды Герой Советского союза, летчик-космонавт СССР, замглавы оборонного комитета Госдумы РФ.

Самый длительный полет

Следующей представительницей, пополнившей список «Женщины-космонавты СССР и России», стала Елена Кондакова. Она родилась в 1957 году в Подмосковье, в городке Мытищи. В 1989 стала кандидатом в отряд космонавтов и после специального обучения получила квалификацию исследователя.

Как и две ее предшественницы, Елена Кондакова также стала первой – по длительности пребывания в космосе. Общая его продолжительность составила почти 179 суток. На ее счету два полета: один – в 1994 году на станции «Мир», второй — в 1997-м на корабле «Атлантис» (шаттл).

Елена Владимировна в 1980 году окончила МВТУ имени Баумана и начала работать в «космическом» НПО «Энергия» в качестве молодого специалиста. В это же время её будущий муж Валерий Рюмин совершал свой третий космический полёт.

Мудрённый опытом дважды Герой Советского Союза Валерий Рюмин передавал свой опыт молодым космонавтам. Когда в 1985 году 46-летний Рюмин женился на 28-летней коллеге по космической отрасли, он явно не предполагал, что супруга может «сбежать на орбиту». И уж тем более не предполагал он этого после того, как в январе 1986 года у пары родилась дочь, которую назвали Женей. Сам Рюмин в интервью говорил, что был против того, чтобы жена становилась космонавтом, однако сил удержать её у него не хватило.

4 октября 1994 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз ТМ-20» с экипажем в составе Александра Викторенко, Елены Кондаковой и представителя Германии Ульфа Мербольда.

Как и её предшественницы, Кондакова тоже стала первой - первой женщиной, совершившей длительный космический полёт. Продолжительность её полёта на «Союзе» и станции «Мир» составила 169 дней 5 часов и 35 секунд. 22 марта 1995 года, когда Викторенко и Кондакова вернулись на Землю, с ними вернулся и Валерий Поляков, установивший до сих пор не побитый рекорд продолжительности космического полёта - 437 суток 17 часов и 31 секунда.

Второй полёт Кондакова осуществила в мае 1997 года на американском космическом корабле многоразового использования «Атлантис» по программе шестой орбитальной стыковки со станцией «Мир».

Отставать от жены не захотел и Валерий Рюмин - в июне 1998 года опытный космический ветеран отправился на станцию «Мир» на американском космическом корабле «Дискавери».

В 1999 году Кондакова стала депутатом Госдумы от партии «Отечество - вся Россия», а с 2003 по 2011 годы являлась парламентарием от партии «Единая Россия».

Новая «звездная женщина»

По прошествии 17 лет, 26 сентября 2014 года с Байконура стартовал очередной космический корабль, в экипаж которого входит Елена Серова. Это был ее первый полет. По плану он должен продлиться 170 дней и ночей.

Четвертая по счету женщина-космонавт Елена Серова родилась в приморском селе Воздвиженка. По окончании Московского авиационного института ее взяли на работу в Центр управления полетами. Затем она постоянно повышала свою квалификацию и в 2009 году стала космонавтом-испытателем.

В одном из интервью, Елена рассказала как подавала заявление в отряд космонавтов: «Все произошло очень гармонично. Еще в институте я познакомилась с будущим мужем, вместе с ним работали в РКК «Энергия», он поступил в отряд в 2003 году, а затем и я в 2006-м.»

Елена Серова, отправившись на орбиту, стала первой российской женщиной, которая полетела на МКС. Но послаблений никаких не было, Елена все делает наравне с мужчинами. Даже если это касается физической нагрузки и тренировок на выносливость.

Полет Елены Серовой, почти что подвиг. Да, я знаю мнения обывателей — ну полетела еще одна женщина, что тут такого? Американки вон и на орбитальной станции «Мир» в полугодовые экспедиции отправлялись, и на МКС работали не раз. Да и наша Елена Кондакова провела на орбите полгода. Все так. Если бы у нас женщине пробиться в отряд космонавтов (а потом и получить назначение в экипаж) было так же просто, как американкам.

Полет «Союз ТМА-14М» — это сороковой полет российского корабля к Международной космической станции. Командир экипажа — Александр Самокутяев, бортинженеры — Елена Серова и астронавт НАСА Барри Уилмор. Им предстоит отработать на орбите 168 суток.

Стартовавший в конце сентября 2014 года на МКС экипаж, в составе которого на орбите работала Елена Серова, выполнил на орбите более 50 научных экспериментов. Многие из них имели важное прикладное значение для науки, медицины и человечества в целом. В частности, Серова успешно проводила уникальный эксперимент «Визир», в ходе которого она смогла сделать снимок любого объекта на Земле так, что специалистам были бы точно известны его координаты, и наоборот - по заданным данным провести съемку земной поверхности по особому методу отечественной разработки.

Кроме того, отправляясь на МКС, обладательница длинных волос Серова пообещала продемонстрировать, как за 5 минут в условиях невесомости на орбите можно помыть голову. Позже космонавт Серова сообщила, что сумела прорастить на орбите две яблоневые косточки и пообещала вырастить «космический лимон».

Сегодня единственное надежное средство доставки космонавтов на Международную станцию — российские корабли «Союз». Но в России, как и в США, разрабатываются корабли нового поколения. По сути, они станут основой больших звездолетов, которым предстоит курсировать на Луну и Марс. Пока у российского проекта нет имени собственного, только название проекта — перспективный транспортный корабль нового поколения. Испытания должны начаться в 2018 году.

∗∗∗

Женщины-космонавты СССР и России всегда на высоте. Их профессия требует большого мужества, твердой силы воли, а также умения не растеряться и справиться с любой внештатной ситуацией. И пусть пока список женщин-космонавтов из наших соотечественниц невелик, у них все впереди. Ведь осталось еще много загадочного и неизведанного, что таит в себе поистине бескрайняя Вселенная.

Россия-СССР стали первой космической державой! И продолжает быть в настоящее время!
Сколько себя помню - все знали имена космонавтов, это были главные герои - как сейчас бы сказали "супермены" - мирного советского времени.
На время полетов прерывались все радио и телепередачи, гениальный Левитан торжественно объявлял о новом полете, потом в газщетах на первых полосах печатали фото новых космонавтов.

Белка и Стрелка тоже полетели задолдго до моего рождения, но я их почему-т о тоже знала.
.
Рутиной полеты в космос тали где-то во второй половине 70-х годов.
До затуханитя интереса последним "всплеском" был "Союз-Апполон". В Омске прямая трансляция стыковки американского и советского кораблей была ночью, я помню ею сквозь сон, меня разбудил двоюродный брат (на 10 лет меня старше), он не спал, очень хотел видеть это историческое событие.

Потом отряд космонавтов пополнялся новыми лицами, космонавтов стало много, уже не все их знали. Более "раскрученными" были полеты с космонавтами из социалистических стран.
Но первых - знали все!

Первые космонавты СССР

Космонавт №1 - Юрий Алексеевич Гагарин (1934 - 1968)

Юрий Гагарин (1934—1968), лётчик- истребительной авиации, первый космический полёт:
12 апреля 1961 «Восток».
Погиб 27 марта 1968 года в авиакатастрофе.


Похороны Гагарина

Исторический полет Юрия Алексеевича Гагарина состоялся утром 12 апреля 1961 года.
Космический корабль "Восток" стартовал с космодрома Байконур и, облетев один раз вокруг Земли, приземлился в Саратовской области.
Причем, Гагарин катапультировался и приземлялся с парашютом.

Космонавт №2 Герман Степанович Титов (1935 - 2000)

Герман Степанович Титов (1935—2000), лётчик ПВО, один космический полёт: 6 августа 1961 «Восток-2». Покинул отряд космонавтов 17.06.1970.
В дальнейшем работал в институте космических исследований.

Космонавт №3 Андриан Григорьевич Николаев (1929 -2004)

Андриян Григорьевич Николаев (1929—2004), лётчик ПВО, два космических полёта: 11 августа 1962 «Восток-3»; 1 июня 1970 «Союз-9». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.

Космонавт №4 Павел Романович Попович (1930 - 2009)

Павел Романович Попович (1930—2009), лётчик ВВС, два космических полёта: 12 августа 1962 «Восток-4»; 3 июля1974 «Союз-14». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.

Космонавт №5 - Валерий Фёдорович Быковский (1934)

Валерий Федорович Быковский (1934), лётчик ВВС, три космических полёта: 14 июня 1963 «Восток-5»; 15 сентября 1976 «Союз-22»; 26 августа 1978 «Союз-31». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.

Космонавт №6 - Первая женщина - космонавт - Валентина Владимировна Терешкова (г.р.1937)

Космический полет 16 июня 1963 год, «Восток-6», одновременно на орбите находился Восток-5, пилотируемый летчиком космонавтом Валерием Быковским.

Космонавт №7. Владимир Михайлович Комаров


Владимир Михайлович Комаров (1927—1967), лётчик-инженер ВВС, два космических полёта: 12 октября 1964«Восход»;
23 апреля 1967 «Союз-1». 24 апреля 1967 Вла димир Комаров погиб во время посадки после выполнения полёта на космическом корабле «Союз-1». (Его дублером в этом полете был назначен Ю.А.Гагарин).
У нас дома есть книжка про Комарова.

12 октября 1964 года в космос полетел первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа были не только лётчик, но также инженер и врач.
Впервые в истории экипаж совершал полёт без скафандров.
Впервые была применена система мягкой посадки. Позывной «Рубин» сутки звучал с орбиты. Итоговая длительность полёта составила одни сутки 17 минут, за это время корабль 16 раз облетел земной шар.

Космонавт №8. Константин Петрович Феоктистов

Константин Петрович Феоктистов (1926 - 2009),лётчик-космонавт СССР, научный сотрудник-космонавт космического корабля «Восход», 8-й космонавт СССР и 12-й космонавт мира, доктор технических наук.
К. П. Феоктистов был первым гражданским космонавтом и единственным в истории советской космонавтики беспартийным, совершившим космический полёт.
Участник Великой Отечественной войны с 1941 г. Воевал в пехоте, был разведчиком. В 1942 г. был схвачен немцами и расстрелян, но остался жив.
Во время Великой Отечественной войны Феоктистов бросил учебу и ушел на фронт. Воевал разведчиком войсковой части. Во время выполнения разведки в городе Воронеж Феоктистов был схвачен немецким патрулём и чудом выжил после расстрела:
После окончания МВТУ в 1949 г. работал в НИИ-1 в группе М. К. Тихонравова, затем в ОКБ-1 (ныне НПО "Энергия").
Участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, кораблей "Восток", "Союз", "Союз Т", "Союз ТМ", "Прогресс", "Прогресс-М", орбитальных станций "Салют" и "Мир".
В отряде космонавтов с 1964 г. 12—13 октября 1964 г. совершил полет в космос на корабле "Восход-1".

Космонавт №9 Борис Борисович Егоров

Борис Борисович Егоров (1937 - 1994). Врач - космонавт. Совершил один полёт на многоместном корабле "Восход 1" , продолжительностью — 1 сутки 0 часов 17 минут 3 секунды.
В дальнейшем работал в институте медико-биологических проблем по проблемам невесомости.
Доктор медицинских наук.

Космонавт №10 Павел Иванович Беляев

Беляев Павел Иванович (1925—1970), лётчик морской авиации, один космический
полёт: пилотировал 18 марта 1965 «Восход-2».

Окончил Ейское военно-авиационное училище летчиков в 1945 году, участник советско-японской войны август- сентябрь 1945 года.
При посадке корабля «Восход-2», из-за отклонений в работе системы ориентации корабля на Солнце, П. И. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. Эти операции были выполнены впервые в мире.
В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе в 180 км севернее города Перми. В сообщении ТАСС это называлось посадкой в «запасном районе», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой..
Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу при сильном морозе. Только на третий день к ним пробились по глубокому снегу спасатели на лыжах, которые вынуждены были рубить лес в районе посадки «Восхода», чтобы расчистить площадку для приземления вертолета.
Продолжительность полёта — 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.

Космонавт № 11. Алексей Архипович Леонов.

Первый в мире выход в открытый Космос.
Алексей Леонов (1934), лётчик ВВС, два космических полёта: 18 марта 1965 «Восход-2»; 15 июл я 1975«Союз-19». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.

Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось только стравив из скафандра излишнее давление, при этом он залез в люк корабля не ногами, а головой вперед, что запрещалось инструкцией.
В 1975 году, 15 -21 июля Леонов совместно с В. Н. Кубасовым совершил второй полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19» по программе «ЭПАС» (другое, часто упоминаемое название программы — «Союз — Аполлон»).
А.А.Леонов - автор около 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых великолепные космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей (акварель, масло, голландская гуашь).

15 апреля - день рождения летчика - космонавта СССР №12 Георгия Тимофеевича Берегового.

Георгий Тимофеевич Береговой родился 15 апреля 1921 года в украинском селе Фёдоровка Полтавской губернии. Детство и юность провел в городе Енакиево. Именно здесь он закончил школу, сделал первые шаги трудовой биографии - электрослесарем на Енакиевском металлургическом заводе, здесь впервые поднялся в воздух, будучи курсантом Енакиевского аэроклуба.
К началу Великой Отечественной войны Георгий Береговой был вполне подготовленным летчиком-штурмовиком. Судьба хранила его, хотя в военные годы отважному летчику пришлось неоднократно смотреть смерти в лицо. Он закончил войну Героем Советского Союза.



После войны он успешно окончил высшие офицерские курсы летчиков-испытателей. Он работал летчиком-испытателем СССР, получив в 1961 году звание заслуженного летчика-испытателя СССР, а в 1963 году добился зачисления в отряд космонавтов, несмотря на возраст.
Пройдя полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз, 26 -30 октября 1968 года - в 47 лет! - совершил космический полет на корабле Союз-3. В полете была первая в истории попытка стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта 1 ноября 1968 награждён второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

Прошедший войну без серьезных ранений, он в мирное время едва не погиб: 22 января 1969 г. в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которое ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева. Ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым. Сидевший за рулем водитель был смертельно ранен, а Береговой получил легкие ранения от осколков лобового стекла.
После космического полета генерал-лейтенант авиации Береговой еще долго работал начальником Центра подготовки космонавтов и воспитал целое поколение аргонавтов космоса. Он вышел в отставку в 1987 в звании генерал-лейтенанта. Но продолжил активную общественную работу в качестве депутата Верховного Совета СССР.

Георгий Береговой скончался 30 июня 1995 года во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Спасибо за информацию:

САМАРСКИЕ КОСМОНАВТЫ

Авдеев Сергей Васильевич - летчик-космонавт СССР и России.

Родился 1 января 1956 в городе Чапаевск Куйбышевской области, РСФСР. Окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ) по специальности «Экспериментальная ядерная физика», инженер-физик, кандидат физико-математических наук.

Количество полетов - 3

Продолжительность полета - 747 суток 14 часов 14 минут 11 секунд

Число выходов в открытый космос - 8

Продолжительность работ в открытом космосе - 41 час 00 минут.

Число выходов в «закрытый» космос - 2

Продолжительность работ - 59 минут.

Первый полет

С 27 июля 1992 по 1 февраля 1993 года в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ-15» и ОК «Мир» по программе ЭО-12 (12-й основной экспедиции) вместе с Анатолием Соловьёвым

Второй полет

С 3 сентября 1995 по 29 февраля 1996 года в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ-22» и ОК «Мир» по программе ЭО-20 (20-й основной экспедиции) и программе Euromir-95 вместе с Юрием Гидзенко и Томасом Райтером.

Третий полет

С 13 августа 1998 по 28 августа 1999 года в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ-28», «Союз ТМ-29» и ОК «Мир» по программам ЭО-26 и ЭО-27 (26-й и 27-й основной экспедиции). Стартовал вместе с Геннадием Падалкой и Юрием Батуриным на ТК «Союз ТМ-28». Посадку совершил вместе Виктором Афанасьевым и Жаном-Пьером Эньере.

Атьков Олег Юрьевич - летчик-космонавт СССР

Родился 9 мая 1949 года в селе Хворостянка Хворостянского района Куйбышевской области, РСФСР. Доктор медицинских наук, профессор кардиологии. Совершил космический полет с 8 февраля по 2 октября 1984 года в качестве космонавта-исследователя третьей основной экспедиции (ЭО-3) на ДОС «Салют-7», вместе с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьевым. Стартовал на КК «Союз Т-10», посадка на «Союз Т-11».
Продолжительность полета составила 236 суток 22 часа 49 минут 04 секунды.

Губарев Алексей Александрович - летчик-космонавт СССР

Количество полетов - 2

Продолжительность полета - 37 сут 11 ч 35 мин 45 с.

Первый полет

С 11 января по 9 февраля 1975 года в качестве командира КК «Союз-17» и первой основной экспедиции (ЭО-1) на ДОС-4 «Салют-4», вместе с Г.Гречко. Продолжительность полета составила 29 сут 13 ч 19 мин 45 с.

Второй полет

Со 2 по 10 марта 1978 года в качестве командира экипажа КК «Союз-28» и советско-чехословацкой экспедиции посещения ДОС «Салют-6», вместе с космонавтом-исследователем Владимиром Ремеком. Продолжительность полета составила 7 сут 22 ч 16 мин 00 с.

Дважды Герой Советского Союза, награжден Звездой Героя ЧССР и орденом Клемента Готвальда. В 1983 - защитил докторскую диссертацию, опубликовал 16 научных работ. Автор книг - "Притяжение невесомости" и "Орбита жизни". Почетный гражданин городов - Калуга (Россия), Аркалык, Целиноград (Казахстан), Прага (Чехия). Бронзовый бюст дважды Героя установлен на его родине в селе Гвардейцы. В Москве у станции метро "Пражская" возведен памятник первому советско-чехословацкому космическому экипажу. Именем Алексея Губарева названа малая планета №2544.

Корниенко Михаил Борисович - лётчик-космонавт РФ.

Инженер-исследователь отряда РКК «Энергия».

Количество полетов - 2.

Число выходов в открытый космос - 2

Суммарная продолжительность выходов - 12 ч 17 мин.

Продолжительность полетов: 516 сут 10 ч 00 мин 42 с

Почетные звания:

Первый полет

Стартовал 2 апреля 2010 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-18» и 23/24-й основных экспедиций МКС вместе с Александром Скворцовым и Трейси Колдвелл-Дайсон. 4 апреля 2010 года корабль успешно состыковался с Международной космической станцией.

Во время полета совершил выход в открытый космос:

27.07.2010 - продолжительностью 06 ч 43 мин. Выходной люк стыковочного отсека «Пирс» был открыт в 08:11 мск, закрыт - в 14:54 мск. Во время выхода космонавты демонтировали блок ТВ-камеры КЛ-154, расположенной на агрегатном отсеке служебного модуля «Звезда», и установили на ее место блок усовершенствованной камеры КЛ-154М. А также проложили и подключили кабели системы управления бортовой аппаратурой малого исследовательского модуля МИМ-1 «Рассвет» к СМ «Звезда».
Намеченная на 24 сентября в 8.55 московского времени посадка корабля «Союз ТМА-18» по техническим причинам была перенесена на 25 сентября.
25 сентября 2010 года корабль «Союз ТМА-18» отстыковался от МКС и в тот же день спускаемый аппарат корабля совершил мягкую посадку на территории Казахстана в 35 км юго-восточнее города Аркалык.

Продолжительность полета - 176 сут 01 ч 18 мин 13 с .

Второй полет

Стартовал 27 марта 2015 года в качестве бортинженера-1 корабля «Союз ТМА-16М» вместе с Геннадием Падалкой и Скоттом Келли. 28 марта, через 5 часов 51 минуту после старта, корабль успешно пристыковался к малому исследовательскому модулю «Поиск» российского сегмента МКС.

Во время полета совершил 1 выход в открытый космос:

2015.08.10 - продолжительностью 05 ч 34 мин. Выходной люк стыковочного отсека «Пирс» (СО-1) был открыт в 14:17 UTC (17:17 мск). Во время выхода космонавты Геннадий Падалка и Михаил Корниенко установили мягкие поручни на служебном модуле «Звезда» и элементы крепления антенн WAL1-WAL5 антенно-фидерного устройства межбортовой радиолинии, осуществили демонтаж блока датчика потенциала плазмы плазменно-волнового комплекса космического эксперимента «Обстановка», взяли пробы в рамках космического эксперимента «Тест» с солнечных батарей №4, панели радиатора рабочего отсека и в районе дренажных клапанов систем «Воздух» и «Электрон». Кроме того космонавты заменили антенны WAL6 антенно-фидерного устройства межбортовой радиолинии (АФУ МБРЛ), изменили ориентацию прибора блока контроля давления и осаждений на малом исследовательском модуле «Поиск» (МИМ-2), очистили стекло иллюминатора №2 на служебном модуле и провели фотосъемку научной аппаратуры Expose-R и штуцера системы «Электрон».

2 марта 2016 года ТПК «Союз ТМА-18М» отстыковался МКС и совершил посадку в казахстанской степи в 153 км юго-восточнее города Джезказган.

Продолжительность полета составила 340 сут. 08 ч 42 мин 29 с.