Готовый план работы с детьми в соп. Методическая разработка на тему: Карта ИПР семьи


Цели и задачи семинара Совершенствовать документационное сопровождение (ДС) ИПР. Рассмотреть рекомендации по документационному сопровождению ИПР. Практически апробировать рекомендации при составлении и ведении ИПР, устранить ошибки и недочеты в имеющихся ИПР семей СОП.





Рекомендации по документационному сопровождению ИПР в соответствии с показателями 1. Соответствие ИПР документационной форме, рекомендованной МСП края – важно единообразие документационного сопровождения ИПР субъектами профилактики, особенно при составлении плана реабилитационных и профилактических мероприятий. 2. Полнота указанных сведений: 2.1. Титульный лист – обязательно заполнение на титульном листе всех параметров рекомендованной формы Описание социального статуса семьи – необходимо указать состояние и социальный проблемы на момент составления ИПР по следующим социальным аспектам:


Социально-бытовой статус (состояние жилищных, санитарных условий, наличие продуктов питания, мебели, одежды и обуви у детей, мест учебы и досуга, игрушек, учебных принадлежностей, социально-бытовые проблемы семьи); социально-экономический статус (место работы, доходы семьи, наличие проблем трудоустройства); социально-правовой статус семьи (реализация гражданских прав в семье (льготы, социальные выплаты), наличие проблем с документами, судимости, совершение правонарушений); социально-психологический статус семьи (отношения в семье, психолого-педагогические проблемы детей и родителей, уровень педагогической компетентности родителей, наличие психологических проблем у детей, микроклимат); социально-медицинский статус (состояние здоровья, наличие заболеваний, проблемы в лечении или обследовании, проблемы с лекарственным обеспечением).


2.3. Формулировка целей и задач ИПР Цель ориентируется на реальный конечный результат (изменение социального статуса, решение социальных проблем), Задача ИПР – путь, способ достижения цели (конкретные мероприятия). Формальные цели и задачи недопустимы! При постановке задач необходимо проявить индивидуальный подход к семье и конкретные мероприятия указать в соответствии с тем реабилитационным инструментарием, который находится в компетенции участника ИПР: беседа, тренинг, диагностика, коррекционное занятие, сопровождение, содействие, организация условий, оказание помощи, административное рассмотрение и т.п. Избегайте массовых мероприятий!


2.4. План реабилитационных и профилактических мероприятий. В плане мероприятий должны быть заполнены все графы и строки в соответствии с формой. Не допускается дублирование мероприятий разными субъектами ИПР. В данном случае кураторам необходимо объединить их и включить два или более исполнителей.


2.5. Описание эффективности и результатов ИПР. Анализ эффективности проводится по форме с описанием всех социальных аспектов положения семьи, проблем, реабилитационных мероприятий по состоянию и улучшению социального статуса семьи, результатов и динамики по решению проблем семьи. В соответствии с индикаторами эффективности (уровень социального статуса по аспектам и факторы угрожающие несовершеннолетним).


3. Использование профессиональной психолого-педагогической и социально- реабилитационной терминологии в описательных частях ИПР. При составлении ИПР необходимо использование профессиональной терминологии, правильное, точное, ясное и грамотное формулирование предложений. Недопустимы лексико-грамматические и орфографические ошибки (используйте словарь). В описании необходимо использование терминологии из области педагогики и психологии, социальной реабилитации, правовой сферы, медицины и здравоохранения.


4. Соответствие целей и задач ИПР социальной проблематике семьи. Цели, как конечный планируемый результат, и задачи, как способ достижения цели, конкретное мероприятие, должны соответствовать социальным проблемам семьи, которые должны быть обозначены в описании социального статуса. Необходимо соблюдать единообразие в оформлении содержания (выявлена проблема в каком-либо направлении, ставится цель как конечный результат решения данной проблемы и задачи как мероприятия с помощью которых планируется достигать цель).


Реабилитационные и профилактические мероприятия должны соответствовать логической цепочке: Выявлена социальная проблема семьи Определена цель – конечный результат (состояние проблемы: разрешение полностью, либо частичное) Определены задачи – конкретные мероприятия по достижению цели 5. Соответствие реабилитационных мероприятий целям и задачам ИПР


6. Соответствие планируемого и достигнутого результата плана мероприятий. Важными пунктами оформления плана мероприятий является описание планируемого и достигнутого результата. Не допускается подмена в описании результата отметкой об исполнении. Результат – это конечная цель, как состояние определенного уровня, как положение семьи, или отдельных членов семьи. Можно при этом ориентироваться на индикаторы эффективности ИПР.


7. Анализ результатов ИПР в соответствии с индикаторами эффективности. Анализ результативности и эффективности ИПР следует проводить, ориентируясь на индикаторы эффективности ИПР: уровни функционирования семьи, факторы и условия проживания несовершеннолетних согласно форме.


8. Соответствие профессиональных рекомендаций социальной проблематике семьи в ходе реализации ИПР. Если в ходе реализации ИПР, при проведении промежуточного анализа эффективности выявились неразрешенные социальные проблемы, либо проблемы усугубились, то следует в анализе указать данные проблемы, а в рекомендациях в соответствии с направлением указать рекомендации в отношении задач и мероприятий по изменению или решению проблем.




1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность

Никого не может оставить равнодушным воспитание детей в семьях, находящихся в социально опасном положении: утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.
Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями из группы «риска», просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями социального работника и администрации ОУ, районным инспектором по охране прав детства, классных руководителей, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел.
Данная программа составлена на основе комплексно – целевой программы «Развитие МОУОО «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1» на 2007 – 2012 годы.
Программа направлена:

  • на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,
  • на стимулирование положительных изменений в семье;
  • на повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития;
  • на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

1.2. Нормативно-правовая база

Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»; Закон Алтайского края от 03.12.2004г. № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»; Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ; Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; закон Алтайского края от 15.12.2002 года №86-ЗС «О системе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон №195-ФЗ от 10.12.1995 «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений».

2. Концепция реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении

2.1. Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

2.2 Задачи:

  • провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;
  • организовать просветительскую работу среди родителей;
  • защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
  • создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

2.3. Основные понятия

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.

Асоциальная семья – семья, в которой нарушаются права ребенка. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:

  1. Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.
  2. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.
  3. Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств).
  4. Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).

2.4. Принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

  1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.
  2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ и Алтайского края в работе с семьей.
  3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.
  4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.
  5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.

2.5. Компетенция лиц, осуществляющих коррекционную, реабилитационную работу

  1. Формирование банка данных семей, находящихся в социально опасном положении.
  2. Оказание психологической, педагогической, правовой, материальной и информационной помощи семьям.
  3. Осуществление систематического контроля над деятельностью семей.
  4. Анализ проводимой коррекционной, реабилитационной работы с семьями.

3. Организация коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении

Направление деятельности

Задачи, коррекционной, реабилитационной работы

Ожидаемый результат

1. Диагностика семьи, находящейся в социально опасном положении. 1. Обследование жилищно-бытовых условий.
2. Изучение образа жизни семьи.
3. Изучение прошлого семьи.
4. Изучение особенностей личности членов семьи.
5. Выяснение общих проблем семьи.
6. Выяснение особенностей семейного воспитания.
7. Выявление положения детей в системе внутрисемейных взаимоотношений.
8. Выяснение близкого окружения семьи.
9. Изучение целей, ожиданий семьи.
Создание банка данных семей, ее целей, ожиданий. Определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении. Анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи.
2. Организация работы с семьей.

2.1. Психологическая реабилитация

1. Психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях (оказание психологической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях)
2. Проведение консультаций специалистов – психолога, педагогов, медицинского работника, проведение педагогических лекториев для семей, оказавшихся в социально опасной ситуации.
3. Пропагандирование здорового образа жизни
Создание положительного микроклимата в семье.
Овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания.
2.2. Социальная реабилитация 1. Организация помощи в трудоустройстве.
2. Организация правовой защиты.
3. Оказание материальной помощи.
4. Вовлечение семьи в воспитательный процесс.
Включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу, налаживания нравственных традиций семейного воспитания, восстановление положительных контактов семьи с окружением, решение бытовых проблем в семье, повышение статуса семьи до социального. Итог – изменение уклада жизни.
3. Анализ коррекционной работы Проведение аналитической работы. Обобщение опыта, разработка методических рекомендаций.

Литература:

  1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»;
  2. Закон Алтайского края от 03.12.2004г. № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»; Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ;
  3. Федеральные законы №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; №124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях ребенка РФ».
  4. Федеральный закон №195-ФЗ от 10.12.1995 «Об основах социального обслуживания населения в РФ»
  5. Закон Алтайского края от 15.12.2002 №86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае».
  6. Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений».

«Программа профилактической работы с учащимися из семей СОП Программа профилактической работы с учащимися из семей СОП в МБОУ СОШ с.Тунгор 1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность...»

Программа

профилактической

работы с учащимися

из семей СОП

Программа профилактической работы с учащимися из семей СОП в МБОУ СОШ с.Тунгор

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность

Никого не может оставить равнодушным к воспитанию детей в семьях, находящихся в

социально опасном положении. В таких семьях утрачивается значительное число семейно

– нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге,

разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая»

безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.

Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении.

Необходимо проводить последовательную работу с семьями СОП, просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями социального педагога, администрации ОУ, районным инспектором по охране прав детства, классных руководителей, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел..

Программа направлена:

· на стимулирование положительных изменений в семье;

· на повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития;

· на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

1.2. Нормативно-правовая база Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»; Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ; Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон №195-ФЗ от 10.12.1995 «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;

Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений».

2. Концепция реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении

2.1. Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

2.2 Задачи:

· провести коррекционную работу с целью создания положительного микроклимата в семье;

· организовать просветительскую работу среди родителей;

· защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;

Задачи коррекционной, реабилитационной работы

1. Диагностика семьи, находящейся в социально опасном положении.

1. Обследование жилищно-бытовых условий.

2. Изучение образа жизни семьи.

3. Изучение прошлого семьи.

4. Изучение особенностей личности членов семьи.

5. Выяснение общих проблем семьи.

6. Выяснение особенностей семейного воспитания.

7. Выявление положения детей в системе внутрисемейных взаимоотношений.

8. Выяснение близкого окружения семьи.

9. Изучение целей, ожиданий семьи.

Создание банка данных семей, ее целей, ожиданий. Определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении. Анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи.

2. Организация работы с семьей.

2.1. Психологическая реабилитация

1. Психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях (оказание психологической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях)

2. Проведение консультаций специалистов – социального педагога, педагогов, медицинского работника, проведение педагогических лекториев для семей, оказавшихся в социально опасной ситуации.

3. Пропагандирование здорового образа жизни.

4.Создание положительного микроклимата в семье.

5.Овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания.

2.2. Социальная реабилитация

1. Организация помощи в трудоустройстве.

2. Организация правовой защиты.

3. Оказание материальной помощи.

4. Вовлечение семьи в воспитательный процесс.

–  –  –

Алгоритм изучения семьи.

Приступая к работе с семьй, следует изучить е по следующим параметрам:

Состав семьи, е структура (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, родители разведены и т. д.);

Жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность;

Воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).

Характер взаимоотношений в семье

" между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);

" между другими членами семьи и ребнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);

" позиция ребенка в семье (педагогически оправданная; "кумир семьи"; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону;

предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями; находится на положении "Золушки").

семья ведет здоровый образ жизни один из родителей склонен к выпивкам, скандалам родителей эпизодические запои, семейные скандалы частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей

Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье:

семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей духовные потребности недооцениваются для семьи характерна духовная, идейная индифферентность преобладают стяжательские настроения в семье допускаются любые средства достижения корыстных целей. Характер эмоциональных отношений в семье:

атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки отношения ровные, но без эмоциональной близости эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность эмоционально-холодные, отчужденные отношения напряженно-конфликтные отношения Положение ребенка в семье

Я нужен и любим и люблю вас тоже;

Я нужен и любим, вы существуете ради меня;

Я нужен, но не любим и я от всей души хочу приблизиться к вам;

Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.

Отношение ребенка к родителям

Дорожит семейными отношениями;

Относится пренебрежительно;

Остро переживает драму;

Тяготеет к одному из членов семьи.

Первые две позиции оптимальны для развития ребнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.

Выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на ребнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи:

алкоголизм, наркомания и т. д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал и т.

Приложение 2

–  –  –

1. Общие сведения о ребенке:

Дата рождения ______________________________________________

Домашний адрес ____________________________________________

Год поступления в школу _____________________________________

2. Состояние здоровья и развития учащегося.

2.1. Общая оценка здоровья (по данным медицинской карты) __

2.2 Признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам и учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, другие признаки (нужное подчеркнуть).

2.3 Патологические влечения (нужное подчеркнуть):

– курение (не курит, эпизодически, систематически);

– употребление спиртных напитков (не употребляет, эпизодически, систематически);

– употребление ПАВ (не употребляет, пробовал один раз, систематически).

3. Социально-психологическая атмосфера семьи:

3.1 Сведения о родителях (нужное подчеркнуть):

Мать:

Ф.И.О. ____________________________________________________

Место работы ______________________________________________

Отец:

Ф.И.О._____________________________________________________

Место работы_______________________________________________

3.2 Другие члены семьи _______________________________________

3.3 Условия жизни в семье:

3.3.1 Тип семьи (нужное подчеркнуть):

– благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная);

– неблагополучная, в том числе:

а) педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, признаки:

отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы);

б) нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, нигде не работают, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);

в) конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера: между родителями постоянны конфликты, родители постоянно раздражительны, жестоки, нетерпимы).

3.3.2 Характер взаимоотношений родителей с ребенком (нужное подчеркнуть):

– семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);

– чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот и усилий);

– попустительство (уклонение от активного участия и пассивность в воспитании ребенка, признание полной автономности ребенка);

– сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т. д.) 3.3.3 Стиль отношений в семье (нужное подчеркнуть):

– попустительски-снисходительный;

– позиция круговой обороны;

– демонстративный;

– педантично-подозрительный;

– увещевательный;

– отстраненно-равнодушный;

– воспитание по типу «кумир в семье»;

– непоследовательный.

3.3.4 Имеются ли отклонения в поведении кого-либо из членов семьи (алкоголизм, хулиганство, судимость и т. д.)? ______________________

3.3.5 Организация режима труда и отдыха.

Какие обязанности ребенок выполняет в семье? __________________

Соблюдается ли режим дня? __________________________________

Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания?

__________________________________________________

Чем занимается в свободное время _____________________________

4. Особенности учебной деятельности:

4.1 Успеваемость учащегося __________________________________

4.2 Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное.

4.3 Интеллектуальные возможности: высокие, средние, низкие.

4.4 Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых и избежать наказания, стремление к самоуважению в группе сверстников (нужное подчеркнуть).

5. Положение в классном коллективе, отношение к нему:

5.1 Позиция учащегося в коллективе: лидер, предпочитаемый, отвергаемый, изолированный.

5.2 С кем из класса наиболее близок ___________________________

5.3 Взаимоотношения с другими одноклассниками: дружеские, деловые, конфликтные, ни с кем не общается.

5.4 Манера, стиль общения с окружающими:

– доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);

– недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);

–экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);

– интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).

5.5 Отношение к общественному мнению:

– активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т. п.);

– пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);

– безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);

– негативное (спорит, не соглашается с замечаниями, поведения не меняет).

6. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:

6.1 Выполнение общественных поручений: добросовестное, с инициативой, по настроению, недобросовестное, под нажимом.

6.2 Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается.

6.3 Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно-пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества.

7.1 Проявляет интерес к деятельности: физической, умственной, организаторской, художественной (артистической, литературной, музыкальной, хореографической), спортивной, ____________

7.2 Каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, эпизодически, систематически).

7.3 В каких кружках (секциях) состоит (состоял)?_________________

8. Психологические особенности личности:

8.1 Развитие познавательных процессов:

– внимание (устойчивое, переключаемое, рассеянное, отвлеченное);

– память (кратковременная, долговременная, процесс запоминания осмысленный, процесс запоминания механический);

– мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, сформированы мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; наблюдается ригидность мышления);

– речь (грамотная или неграмотная, внятная или невнятная, богатый или бедный словарный запас);

– воображение (развито, творческий подход к деятельности; слабо развито).

8.2 Сформированность волевых качеств:

– самостоятельность (познавательная, социально-бытовая)_________

– настойчивость (способность доводить начатое дело до конца, прикладывать волевые усилия для достижения цели, отказывается от дела, не доводит до конца);

– дисциплинированность (присутствует, не принимает или не выполняет правила поведения, неадекватно реагирует на ситуацию и замечания).

8.3 Самооценка учащегося:

– адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности, достижения и поражения);

– завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);

– заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).

9. Особенности поведения:

9.1 Положительные поступки учащегося:

Как часто они совершаются___________________________________

Возможные мотивы их совершения.

9.2 Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодические, систематические) и характер: грубость, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований и поручений, не реагирует на замечания, отвлекает других от работы, обижает младших и слабых, дерется.

Укажите конкретные случаи __________________________________

9.3 Отношение к своим проступкам: равнодушен, оправдывает, переживает, осуждает.

9.4 Как относится к педагогическим воздействиям: равнодушно, с ожесточением, понимает и старается выполнить требования.

9.5 Правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство), избиение и проявление садистских наклонностей. Укажите конкретные случаи__________________________________________________________

9.6. Состоит на учете:

внутришкольном ___________________________________________

в ПДН_____________________________________________________

(КДН) ____________________________________________________

Основание для постановки на учет ____________________________

«___»________200__г.

(подпись) Приложение 4

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА И ЕГО СЕМЬИ

1. Дата обследования __________________________________________

2. Ф. И. О. ребенка ____________________________________________

3. Кто проводит обследование и почему ___________________________

4. Дата рождения _____________________________________________

5. Месторождения ____________________________________________

6. Национальность ____________________________________________

7. Адрес проживания, телефон __________________________________

8. Адрес прописки, телефон _____________________________________

9. Состоит ли на учете в ИДН (да/нет) ____________________________

10. Приводы в милицию: _______________________________________

Количество __________________________________________________

Причины ___________________________________________________

ОБУЧЕНИЕ

1. Место обучения ____________________________________________

2. Количество оконченных классов, дата окончания__________________

3. Успеваемость:

Русский язык ________________________________________________

Литература __________________________________________________

Алгебра _____________________________________________________

Геометрия __________________________________________________

История_____________________________________________________

География___________________________________________________

Биология___________________________________________________

Иностранный язык ___________________________________________

Физика _____________________________________________________

Химия ______________________________________________________

Физкультура_________________________________________________

Труд _______________________________________________________

4.Отношения с учащимися (нужное подчеркнуть) Положительные со всеми Положительные с некоторыми Нейтральные со всеми Отрицательные с некоторыми Отрицательные со всеми

5. Отношения с учителями (нужное подчеркнуть) Положительные со всеми Положительные с некоторыми Нейтральные со всеми Отрицательные с некоторыми Отрицательные со всеми

6.Опоздания в учебное заведение (нужное подчеркнуть) Есть Частые Периодические Нет

7. Прогулы (нужное подчеркнуть) Есть Частые Периодические Нет

8.Реакция на похвалу (нужное подчеркнуть) Напрашивается на похвалу Положительная Спокойная Негативная

9.Реакция на порицание (нужное подчеркнуть) Слезы Безразличие Изображает улыбку Агрессия

10.Любимые предметы ____________________________

11.Нелюбимые предметы __________________________

12.Способность к обучению (нужное подчеркнуть) Хорошая Средняя Плохая

13. Статус в классе (нужное подчеркнуть) Формальный лидер Неформальный лидер Изгой «Шестерка»

ПОВЕДЕНИЕ

1.Пьянство (нужное подчеркнуть) Не пьет Эпизодически Бытовое Хроническое

2.Курение (нужное подчеркнуть) Не курит Эпизодически Бытовое Хроническое

3.Наркомания (нужное подчеркнуть) Не употребляет Эпизодически Бытовая Хроническая

4.Сексуальные ориентация (нужное подчеркнуть) Форма Гомосексуальная Бисексуальная Гетеросексуальная Партнер Постоянный Не случайный Случайный

5.Соблюдение режима (нужное подчеркнуть) С желанием Пассивное Скрытое неприятие Открытое неприятие Агрессивное неприятие

6.Отношение к работе по дому, к дежурству (нужное подчеркнуть) Положительное Пассивное Скрытое неприятие Открытое неприятие Агрессивное неприятие

7.Отношение к производственному труду (нужное подчеркнуть) Положительное Пассивное Скрытое неприятие Открытое неприятие Агрессивное неприятие

8.Материальное положение ребенка в семье (нужное подчеркнуть) Высокое Достаточное Низкое

9.Отношение ребенка к его материальному обеспечению (нужное подчеркнуть) Положительное Терпимое Скрытое неприятие.

Открытое неприятие

10. Форма самообеспечения (нужное подчеркнуть) Предпринимательство Наемный квалифицированный труд Наемный неквалифицированный труд Попрошайничество Иждивенчество Воровство Грабеж Разбой Проституция ОТНОШЕНИЯ Отношение к совместным социокультурным мероприятиям (нужное подчеркнуть) С семьей Положительное Пассивное Скрытое неприятие Открытое неприятие Агрессивное неприятие С классом Положительное Пассивное Скрытое неприятие Открытое неприятие Агрессивное неприятие Приложение 5

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ

–  –  –

Ф. И. О. _________________дата __________ 200__ г. ________ час.___ Мы, нижеподписавшиеся, ______________________________________

___________________________________________________________

посетили семью ______________________________________________, проживающую по адресу: с целью________________________________

Состав семьи ________ человек _________________________________

____________________________________________________________

Семья занимает _________ кв. м. ________________________________

В момент посещения дома находились ____________________________

____________________________________________________________

Санитарное состояние жилья на момент проверки ___________________

____________________________________________________________

Ребенок имеет место для занятий, отдыха__________________________

____________________________________________________________

Место для сна ________________________________________________

Ребенок ложится спать ________________________________________

Загруженность домашними делами _______________________________

Ребенок занят в свободное время ________________________________

Родители контролируют выполнение домашних заданий ______________

Контакт осуществляется со школой ______________________________

____________________________________________________________

Подписи, Ф. И. О._____________________________________________

проверяющих:__________________________________________

Приложение 6

–  –  –

При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:

Ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

От 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

Более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

Литература:

Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»; «закон Об образовании Саратовской области» от 28.12.2004 № 33 – ЗСО с изменениями от 1.08.2005, 1.06.2006;31.10. 2006; 6.032007;30.03. 2007; 6.06 2007г; Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ;

Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; закон Саратовской области«О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области от 29.12.2004 № 120 – ЗСО; Федеральный закон №195-ФЗ от 10.12.1995 «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений».

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕГРАЛЬНО АДАПТИВНЫХ СВЕТОФИЛЬТРОВ Изложены научные основы построения и проектирования, рассмотрен ряд технико-физиологических аспектов человеко-машин...»

«Содержание тома 3.3 ГИП Фахрутдинова Н. контроль Берёзина ТЕКСТОВАЯ ЧАСТЬ БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ Согласовано Инв. № подл. Подп. И дата 220-ГКУДКР/13-ПОС3.ТЧ. Изм. Кол.уч Лист № док. Подп. Дата Разработал Водолажская Стадия Лист Листов Инв. № подл. Проверил Берёзина Р 1 44 Текстов...»

«ГЕККОН_Доклад Тема Название команды Название доклада доклада Исследователи Б Растительный иммунитет природы Ученые давно выяснили, что иммунная система человека без перерыва борется с атаками вредных вирусов, бактерий и инфекций. Так же не вызывает удивления 1 наличие иммунитета у животных, немалая часть которых, надо ск...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Регистрационная карточка

на семью, состоящую на профилактическом учете

Фамилия, имя, отчество

матери

Дата рождения

Домашний адрес

Телефон

Состав семьи

Дата постановки на учет

Основания постановки на учет

Краткая характеристика семьи

Информационный лист о семье

Сведения о родителях:

Мать_______

(фамилия имя отчество)

Место работы_______________________________________________________

Отец ______________________________________________________________

(фамилия имя отчество)

Место работы ______________________________________________________

Образование_________________Должность_____________________________

С кем проживает ребенок:

  • с родителями
  • с матерью,
  • с отцом,
  • с другими родственниками (сведения о них) _________________________

_________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, дата рождения, кем приходится)

К а т е г о р и я с е м ь и

Многодетная

Мать –одиночка

Потеря кормильца

Малообеспеченная

Неблагополучная

Опекаемый

Приемная

Другое

С в е д е н и я о с е м ь е

Кол-во членов семьи

Кол-во детей в семье

Доход семьи

Источник доходов

Дополнительная информация о семье (образ жизни, психологический климат и т.д.)

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних школы.

Дата

Решение комиссии

Ответственный

Сроки выполнения, контроль

Комиссия по делам несовершеннолетних защите их прав.

Дата

Решение комиссии

Ответственный

Сроки выполнения, контроль

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

С СЕМЬЕЙ ___________________________________ ,

СОСТОЯЩЕЙ НА ВШУ, КДНиЗП

Дата

Результат работы

Примечание

Ежемесячно к 25 числу!!!

ИНФОРМАЦИЯ

о результатах профилактической работы с семьей

за _________________________

месяц, год

Мероприятие

Дата проведения

Беседы с родителями на темы:

Посещение родительских собраний родителями

Привлечение родителей к общеклассным и общешкольным мероприятиям:

Посещение родителями уроков

Посещение семьи

Как семья реагирует на замечания учителей

Успеваемость ребенка

Поведение ребенка на уроках

Внешний вид ребенка

Круг общения в школе, на улице

Наличие школьных принадлежностей у ребенка

Занятость ребенка

(кружки, секции, факультативы, поручения в классе)

Индивидуальные беседы с учащимся на тему:

Вовлечение несовершеннолетнего в коллективную деятельность класса и общешкольные мероприятия:

Классный руководитель____________/_____________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ п.Пионерский

С.А. Сидорова

«____»_____________20__г .

Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи

(акт первичный, акт повторный, акт контрольный)

«______»_________________20___г.

Мною , социальным педагогом,__________________________________________________, совместно ____________________________________________________________________

посещена семья __ ____________________________________________________________

проживающего (-ей, -их) по адресу :_____________________________________________

в присутствии ________________________________________________________________

с целью ______________________________________________________________________

Жилищные условия: муниципальное жилье, собственное жилье, живут у родственников, снимают жилье, другое_______________________________________

Тип жилья: благоустроенная квартира, неблагоустроенная квартира, комната в общежитии, частный дом, коммунальная квартира, полублагоустроенная квартира_________________

Дом: одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный, пятиэтажный ______________________

Характеристика дома: каменного исполнения, деревянного исполнения, блочного исполнения __________________________________________________________________

Квартира состоит из ____комнат____кв.м жилой площади

Отопление : печное, централизованное, газовое ___________________________________

Санитарное состояние квартиры: удовлетворительное, неудовлетворительное

Характеристики жилого помещения: аварийное состояние жилья__________________

не аварийное, но требует ремонта: косметического, капитального, расширение жилой площади _____________________________________________________________________

Количество человек, проживающих на данной площади : ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При посещении семьи, выяснили, что _____________________________________________

Заключение _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Акт составил ______________________________________________________

______________________________________________________

(дата, Фамилия, Имя, Отчество, подпись)

Ознакомлены ____________________________________________________

Справка

о посещении семьи

______________________________________________________________

Мною_____________________________________________________________________

совместно с ________________________________________________________________

в присутствии______________________________________________________________

проживающей по адресу:_____________________________________________________

Цель посещения___________________________________________________________

Санитарное состояние_______________________________________________________

Результаты посещения________________________________________________________________

Подписи:

________________________________________________________/__________________

_______________________________________________________/__________________/

Родитель (или лицо его заменяющее)______________________/___________________/

Справка

о проведенной беседе

______________________________________________

проживающего по адресу:____________________________________________________

«_____»___________________20___г.

Мною _______________________________________________________________________

Проведена беседа с ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Табель успеваемости

учащегося ___ класса

___________________________________

Предметы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Годовая

Пропущено уроков:

Из них по болезни:

Классный руководитель ___________________________________________________

МАТРИЦА

определения социального благополучия семьи и ребенка

____________________________________

№ п/п

СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

БАЛЛЫ

1.

Состав семьи ребенка

Мать, отец, дедушка, бабушка.

5

Только мать и отец.

4

Мать и отчим или отец и мачеха

3

Одна мать или один отец

2

Нет родителей: бабушка и дедушка, другие родственники

1

2

Школьная успеваемость

Хорошая

5

Удовлетворительная

4

Неудовлетворительная

3

Оставил школу и работает

2

Оставил школу и не работает

1

3

Здоровье ребенка

Практически здоров

5

Часто болеет в пределах нормального развития

4

Имеет хронические заболевания

3

Отставание в умственном развитии

2

Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни

1

4

Санитарно-жилищные условия жизни семьи

Благоустроенный дом

5

Благоустроенная отдельная квартира

4

Отдельная квартира с родителями супругов

3

Комната в общежитии с удобствами

2

Жилье в бараке без удобств

1

5

Доход семьи

Могу ни в чем себе не отказывать

5

Денег хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг

4

На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности.

3

Живут от зарплаты до зарплаты

2

Денег до зарплаты не хватает

1

6

Уровень социального благополучия семьи

Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5

Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут по «привычке»

4

В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к алкоголю.

3

Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство.

2

Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, асоциальное поведение

1

7

Поведение ребенка в школе

Хорошее

5

Удовлетворительное

4

Неудовлетворительное

3

Неоднократно отмечалось ассоциальное поведение

2

Состоит на учете

1

8

Внешкольное общение ребенка

Общение в процессе занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов.

5

Эпизодическое досуговое общение по интересам, нерегулярные встречи для совместного проведения свободного времени

4

Общение на основе пустого времяпровождения, отсутствие позитивных целей

3

Асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, употребление алкоголя, токсических средств.

2

Криминогенные группы, состоящие на учете с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики

1

9

Жизненные цели ребенка

Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей.

5

Позитивная ориентация в формировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения неопределенно, расплывчато.

4

Отсутствие определенных целей и планов на будущее, либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на авось.

3

Целевые ориентации носят негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов.

2

Явно негативные, асоциальные целевые ориентации (отсутствие установки на общественно полезный труд, интересы ограничены, отмечаются нарушения, состоит на учете)

1

10

Эмоциональное отношение родителей с детьми

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия.

5

Слепая любовь, гиперопека.

4

Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное.

3

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы, гипоопека

2

Напряженные конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям.

1

Общая сумма баллов – 150.

  • ниже 30 баллов предполагается принадлежность к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск).
  • от 30 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы,
  • более 40 баллов высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

Дата:

Результат:

СЕТЕВАЯ КАРТА

Фамилия, имя ______________________________________ Дата заполнения ____________

Мужчины обозначаются - , а женщины - - .

Тест для родителей «Ваш стиль воспитания»

1.Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

Б.Преимущественно воспитанием.

А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В.Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

Б. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

В. Абсолютно с этим согласен.

А. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

Г. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

В. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

А. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Б. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

В. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

А. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

А. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

В. Ребенок вправе выражать свои чувства даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

Б. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

А. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

Б. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

А. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

Б. Безусловно.

А. Стараюсь.

В.Надеюсь.

Г. Не знаю.

Сосчитайте, какие ответы преобладают среди выбранных вами - А, Б, В или Г. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

А - такой стиль можно определить как авторитетный. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Б - авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

В - либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Г - индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.


МОУ «Салтыковская СОШ»
Программа реабилитации

семьи ____________________ , находящейся в социально- опасном положении


Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
Задачи:

  • провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;

  • организовать просветительскую работу среди родителей;

  • защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;

  • создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.
Программа направлена:

  • на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,

  • на стимулирование положительных изменений в семье;

  • на повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития;

  • на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.
Принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

  1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.

  2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ и Саратовской области в работе с семьей.

  3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.

  4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.

  5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.

Направление деятельности

Задачи, коррекционной, реабилитационной работы

Ожидаемый результат

1. Диагностика семьи, находящейся в социально опасном положении.

1. Обследование жилищно-бытовых условий.

2. Изучение образа жизни семьи.

3. Изучение прошлого семьи.

4. Изучение особенностей личности членов семьи.

5. Выяснение общих проблем семьи.

6. Выяснение особенностей семейного воспитания.

7. Выявление положения детей в системе внутрисемейных взаимоотношений.

8. Выяснение близкого окружения семьи.

9. Изучение целей, ожиданий семьи.


Создание банка данных семей, ее целей, ожиданий. Определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении. Анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи.

2. Организация работы с семьей.

2.1. Психологическая реабилитация



1. Психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях (оказание психолого-педагогической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях)

2. Проведение консультаций специалистов – психолога, педагогов, медицинского работника, проведение педагогических лекториев для семьи, оказавшейся в социально опасной ситуации.

3. Пропагандирование здорового образа жизни


Создание положительного микроклимата в семье.

Овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания.



2.2. Социальная реабилитация

1. Организация правовой защиты.

2. Оказание материальной помощи.

3. Вовлечение семьи в воспитательный процесс.


Включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу, налаживания нравственных традиций семейного воспитания, восстановление положительных контактов семьи с окружением, решение бытовых проблем в семье, повышение статуса семьи до социального. Итог – изменение уклада жизни.

3. Анализ коррекционной работы

Проведение аналитической работы.

Обобщение опыта, разработка методических рекомендаций.

План социально-педагогической поддержки семьи, находящейся

в трудной жизненной ситуации (СОП)

2013 – 2014 учебный год


Сроки

Мероприятие

Ответственные

Сентябрь

Посещение на дому. Изучение ЖБУ.

Кл. руководитель

Изучение семьи. Изучение трудностей и их причины.

Кл. руководитель, зам по ВР

Родительский университет "Социальная адаптация детей".

Кл. руководитель, зам по ВР

Акция "Детям из неблагополучных семей забота и внимание"

Педагоги ОУ

Вовлечение учащихся с кружковую деятельность.

Кл. руководитель

Октябрь

Вечерний социально-педагогический рейд. Посещение детей на дому.

Кл. руководитель, зам по ВР

Изучение личности учащихся, интересов и способностей.

Кл. руководитель

Изучение семьи (семейных отношений)

Кл. руководитель

Индивидуальная консультация для родителей: "Роль семьи в развитии способностей ребенка".

Кл. руководитель

Контроль за организацией питания учащихся.

Кл. руководитель

Акция "Милосердия" нуждающимся детям.

Инспектор по защите прав детства

Совет профилактики "Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств учащихся"

Комиссия

Ноябрь

Индивидуальные консультация для родителей "Как организовать досуговую деятельность детей".

Зам по ВР

Систематический контроль за развитием ситуации в семье.

Кл. руководитель

Изучение уровня адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Кл. руководитель

Консультация для родителей, на тему: "Психологическая помощь и реабилитация".

Кл. руководитель

Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Кл. руководитель

МО классных руководителей "Роль учреждения образования в оказании помощи несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите"

Зам. директора по ВР. Руководитель МО

Административно-педагогический патруль. Посещение неблагополучных семей на дому в вечернее время суток.

Администрация

Декабрь

Вовлечение учащихся данной категории в общешкольные и классные дела

Кл. руководитель

Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети из неблагополучных семей.

Кл. руководитель

Консультация для родителей "Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на развитие и поведение ребенка".

Кл. руководитель, зам по ВР

Январь

Контроль за успеваемостью учащихся. Оказание своевременной помощи в обучении.

Кл. руководитель

Консультация для родителей, на тему: "Возможности дополнительного образования вашего ребенка".

Кл. руководитель, зам по ВР

МО классных руководителей "Школа – зона здоровья".

Зам. директора по ВР

Февраль

Психологический тренинг "Помоги себе сам"

Кл. руководитель

Консультация для родителей, на тему: "Проблемы общения детей".

Кл. руководитель, зам по ВР

Совет профилактики "Роль семьи в развитии моральных качеств подростка".

Комиссия

Март

Организация санаторного лечения

Кл. руководитель

Правовой всеобуч "Пожары. Поджоги. Мера ответственности"

Кл. руководитель

Апрель

Контроль за посещаемостью уроков и занятий кружка.

Кл. руководитель

Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в нравственно-половом развитии детей"

Кл. руководитель, зам по ВР

Посещение подростков на дому.

Кл. руководитель, зам по ВР

Май

Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей.

Кл. руководитель, зам по ВР

Подведение итогов работы за год.

Зам. директора по ВР