Занятия на воображение 4 г. Упражнения на воображение. Развивая детей мы развиваемся сами

Родительское собрание

«Воображение и его роль в жизни ребенка».

Задачи:

1.Подчеркнуть важность воображения, в общем и эстетическом развитии ребенка.

2.Помочь родителям развивать творческие начала у своих детей.

Форма собрания: Учебное занятие в домашней школе интеллектуального развития ребенка.

Вопросы для обсуждения:

Значение воображения в интеллектуальной деятельности человека.

Воображение и творческие способности.

Роль воображения в развитии эстетической культуры ребенка. Встреча родителей с учителем музыки, педагогами музыкальной школы, учителем рисования и специалистами, работающими в области других видов искусств.

Родительский практикум.

Подготовительная работа к родительскому собранию:

1. Классный час с учащимися «Мир вокруг меня».

Одним из заданий классного часа является анализ учащимися чернильной кляксы на листе ватмана. Учащимися предлагается увидеть в кляксе очертания какого-то рисунка.

2. Выставка поделок ребят под названием «Необычное в обычном».

Для поделок ребятам предлагается различный материал: коряги, пластилин, проволока, проволока, листья деревьев, перья птиц и т.д. Из привлеченного материала они должны сделать поделку и дать ей название с объяснением.

3. Выставка проектов ребят под названием «Перевертыши».

Ребятам предлагаются различные привычные предметы обыденной жизни. Им необходимо показать, как их можно использовать не по прямому назначению. Такими предметами для анализа могут стать: зонт, шляпа, дорожный знак, сумка, грелка, ремень, очки, вязальные спицы, кирпич, солнечный луч, трамвай и т.д. Каждый ребенок должен не только представить свой проект, но и защитить его, доказав полезность использования данного предмета в новых условиях.

Анкетирование детей и родителей.

Анкетирование детей.

Нравится ли тебе:

Наблюдать за облаками;

Рисовать;

Делать творческие проекты;

Придумывать на уроках по заданию учителя;

Делать необычные вещи из обычных вещей;

Сочинять стихи и рассказы;

Конструировать;

Фантазировать и придумывать что-нибудь интересное;

Наблюдать за явлениями природы;

Представлять себя в прошлом и будущем.

Анкетирование родителей.

Ваш ребенок:

· фантазер;

· придумщик различных игр и забав;

· сочинитель невероятных историй;

· творец и выдумщик невероятностей;

· экспериментатор и изобретатель.

Как вы поступаете, если считаете, что ребенок переходит все границы в своих фантазиях?

Как вы развиваете в своем ребенке наблюдательность умение представлять?

Считаете ли вы эти интеллектуальные умения важными в учебной деятельности?

Ход собрания.

Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления; помнить, думать, соображать; говорить и понимать речь других людей; быть внимательным.

Все эти способности развиваются, совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной познавательной деятельности ребенка.

Развитие ребенка происходит только в деятельности . Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством.

Психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей, называются познавательными процессами или познавательными способностями. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

Сегодня мы поговорим о воображении.

Психологи считают творчество критерием развития человека. Если человек не умеет быть творцом, ему будет трудно в будущей профессиональной деятельности, будет трудно взаимодействовать с людьми.

Основой творчества является воображение. Без воображения нет мыслительной деятельности.

Воображение – это процесс создания новых образов и идей путем преобразования предшествующего опыта. Складывается он постепенно с опорой на речь, восприятие, память, операции мышления.

Ни секрет, что воображение строится из элементов, взятых из реальной действительности, и находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия приобретенного опыта.

Поэтому одним из главных путей развития детского воображения является расширение опыта ребенка и понятийного мышления, включая обязательно эмоциональную сферу.

Если взрослый, которому ребенок доверяет, поддерживает познавательный интерес ребенка, то он проявляется в потребности в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать.

В школе ребенок получает эту возможность, но она только будит интерес ребенка, а в семье этот интерес должен целенаправленно развиваться.

Ребенку свойственно познавать мир, ему хочется все попробовать и потрогать. Но это не всегда удается и тогда на помощь приходит фантазия. С помощью нее ребенок попадает в такие ситуации и пробует такую деятельность, какая в реальной жизни может быть недоступна. Это стимулирует его интерес к деятельности, в том числе и учебной.

Результаты анкетирования детей.

Не любят делать творческие проекты – (большинство)

Не любят придумывать на уроках по заданию учителя - (большинство)

Не любят конструировать – (меньшинство)

Не все дети любят наблюдать за облаками, за явлениями природы. Рисовать, сочинять, фантазировать, делать необычные вещи - любят все.

Результаты анкетирования родителей

На вопрос «Как вы развиваете в своем ребенке наблюдательность, умение представлять» были интересные ответы:

Путешествуем по другим городам, отдыхаем на озерах, стараемся спрашивать обо всем в подробностях, рассказываем, что и где может быть интересного и увлекательного, наблюдаем за окружающим, посредством игр, чтения, бесед, развития зрительной памяти и др.

(Родители получают распечатку с упражнениями по развитию воображения у детей).

Игры и упражнения для развития творческого воображения

1. Незаконченные фигуры. Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей. Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п. Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

2. Игра «Волшебные кляксы». До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметы изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет большее число предметов.

3. Игра «Фантастические гипотезы». Ее придумал всемирно известный сказочник Дж. Родари. В этой игре ребенок должен придумать разные ответы на вопрос: «Что было бы, если…?» Для вопроса можно взять первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Пусть подлежащим будет «город», сказуемым – «летать». «Что было бы, если бы город начал летать?»

Для игры надо приготовить 10 карточек: 5 – с существительными и 5 – с глаголами. Например, на пяти карточках – стол, телефон, светофор, ложка, утюг; а на остальных – летать, изобретать, рисовать, мечтать, дружить. Карточки складываются в две стопки. В одну – существительные, в другую – глаголы. Перед каждым новым туром игры карточки перемешиваются.

Играющий должен, не глядя, вытащить из каждой стопки по одной карточке и соединить полученные слова вопросом: «Что было бы, если…?»

Можно придумать множество заданий такого типа: например, во время экскурсии, прогулки: «Представьте, что мы заблудились», «Вообразите, что мы в разведке», «Мы на необитаемом острове», «Мы открыли неизвестную планету».

4). «Придумай продолжение сказки». Упражнение может выполняться с группой детей. Взрослый начинает рассказывать новую, незнакомую детям сказку. Желательно, чтобы героем этой сказки был ребенок того же возраста, что и слушатели. В критический момент жизни героя, в тот момент, когда с ним что-то произошло или он должен принять решение, рассказ прерывается и детям предлагается придумать как можно больше вариантов того, что они бы подумали или сделали на месте героя.

5).Сочинение сказок и историй. Ребенку предлагается придумать сказку или рассказ с каким-нибудь заданным героем – живым существом (например, балериной, полководцем, маленьким лисенком, вылезшем из норы) или предметом (например, окном, компьютером или старым чемоданом).

6). Сочинение рассказа по отдельным словам . Например:

а) ветер, солнце, тропинка, снег, ручьи, птицы;

б) девочка, дерево, птица;

в) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

7). Игра «На что это похоже?» В эту игру может играть несколько человек. Один – водящий. Он выходит из комнаты, а остальные задумывают какого-нибудь реального человека, персонаж или предмет. Водящий должен угадать, что именно было задумано, задавая вопросы типа: «На какой цветок это похоже?», «На какую погоду это похоже?», «На какую марку машины это похоже?» и т. п.

8). Игра «Нелепицы» также состоит в обучении детей пониманию и интерпретации нелепиц и их самостоятельному придумыванию.

9). Игра «Необычное использование». Детям предлагается представить как можно больше способов использования какого-либо известного предмета (например, большой пластиковой бутылки из-под воды или веревки).

10). Упражнение «Музыкальные инструменты». Посмотреть на вещи, лежащие на парте или в портфеле, и решить, какие из них могут быть использованы как музыкальные инструменты, и сыграть на них.

11). Упражнение «Поделки». Сделать поделки, используя один и тот же предмет в разных функциях (например, скорлупу грецкого ореха как лодочку, шапочку, панцирь черепахи и т. п.)

12). Игра «Рисунок в несколько рук». Предлагают всем участникам придумать какой-либо объект и не говорить о том, что придумано. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу товарища воплощения своего замысла. Точно так же поступает третий и т. д. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга.

13). Группа игр с использованием рисунков. Задания на: угадывание предмета по его частям («Угадай, что за зверь?»), по контуру («Чья это тень?»), поиск признаков сходства и различия, нахождение «спрятавшихся» предметов в лабиринте линий.

Упражнения зачитываются и разъясняются.

Вопросы и предложения родителей.


Поиск на сайте:



2015-2020 lektsii.org -

Под этим понятием понимают определенный познавательный процесс, состоящий в мысленном создании образов посредством переработки уже накопленного материала представлений. Благодаря развитию воображения дети познают реальный окружающий мир. Оно заполняет нехватку знаний, позволяет объединять отдельные впечатления, формируя целостную картину мироздания.

Средства развития

Основные способы качественного развития воображения – приобретение многостороннего и полноценного жизненного опыта посредством ежедневного общения с людьми, принятия участия во всевозможных мероприятиях, выполнения разных заданий. Чем больше накоплено приемов развития, тем больше взрослый человек достигает чувственного, умственного одновременно с эмоциональным опыта. В итоге мы начинаем устранять в сознании логические несоответствия, провоцируемые латеральным мышлением. Хотя универсальных рекомендаций в , касающихся развития воображения у взрослого нет, стоит обратить пристальное внимание на процесс чтения, способствующего расширению моделей окружающей действительности.

Модель мира люди воспринимают по-разному, из-за чего сложно предполагать объективную интерпретацию действительности. В знакомой многим поговорке о том, что товарищей не бывает на вкус либо цвет, хорошо отображена именно такая формулировка различного восприятия реальности.

Но любую воображаемую модель можно мысленно расширить, пытаясь понять, почему остальные по иному воспринимают определенное событие. Методы развития собственного воображения предполагают стремление попытки посмотреть на мир глазами собеседника. Экспериментируйте, используя различные упражнения для развития творческого воображения. Сегодня ощущайте себя подростком, завтра – пенсионером, послезавтра – женщиной, кормящей грудничка. Подобные мысленные перевоплощения положительно повлияют на , станут способом развития фантазии вместе с воображением.

Зачем развивать?

Используя различные способы развития собственного воображения, человек приобретает уникальную способность , создавать мысленные образы, формировать новые идеи, представляя предметы, не воспринимаемые в реальности, как сопоставимые. Благодаря этому качеству мы развиваем образное мышление, а уже оно позволяет нам решать разнообразные задачи, даже не используя .

Применяя рекомендованные игры на развитие воображения и задания, человек учится преобразовывать привычные предметы, используя их для собственных нужд непривычным способом. Это позволяет планировать новые цели, моделировать поведение, творить средствами изобразительной деятельности, играть, лучше запоминать информацию.

Игры, направленные на развитие воображения, начинаются в детстве, а затем они лишь усовершенствуются взрослыми при постоянных тренировках. Если не знаете хороших способов развития воображения – уделяйте внимание чтению книг.

Способы развития фантазии

Немало взрослых людей практически полностью лишены этого качества. Им сложно придумать задания на развитие их воображения, поскольку они не способны даже сочинить сказку для ребенка, придумать интересную шутку, нарисовать юмористическую картинку либо создать карнавальный костюм.

Виной совсем не отсутствие таланта – в действительности проблема заключается в том, что человеку неведомы приемы развития собственного воображения. Необходимо выполнять специальные упражнения для развития творческого воображения, которые помогают победить отсутствие фантазии.

Разработка ритма внимания

Чтобы выполнить упражнение, которое рекомендуют методы развития воображения, следует полностью расслабиться, сконцентрировать все свое внимание, направив его на кисти. Черепную коробку полностью освободите, отбрасывая любые посторонние мысли. Ежедневно повторяйте такую тренировку по 10 минут, периодически меняя угол обзора либо положение тела.

Основная цель – полная концентрация на кистях одновременно с отсутствием любых посторонних мыслей. Позволено моргать, но нежелательно отводить взгляд в сторону, следите только за руками.

Запечатление


Для развития фантазии и хорошего пространственного воображения найдите в помещении предмет, сразу привлекающий взгляд. Затем сконцентрируйте именно на нем свое внимание хотя бы 5 секунд, выполняя мысленное фотографирование этой вещи.

Закройте глаза, на несколько секунд задержите дыхание, попытайтесь в памяти воспроизвести увиденное. Выдыхая воздух, освободите от картинки свое сознание, словно стирая ее из памяти. Это неплохой вариант развития своего творческого воображения.

Манипуляция фотографиями


Хорошим способом развития пространственного воображения становится мысленное представление конкретного предмета, который затем необходимо перемещать в пространстве, изменяя его габариты и форму. Соединяйте вместе несколько предметов либо раскладывайте цельную картину на отдельные ее фрагменты.

Каждый мысленно сфотографированный предмет передвигайте, изменяйте его форму, предварительно определив желаемое направление. Так тренироваться следует до момента, пока не начнет получаться все легко.

Умение видеть

Еще один вариант рекомендаций, касающихся упражнений для развития пространственного воображения – тренировка со спичками. Требуется приготовить пару сотен спичек. Найдите помощника, который будет диктовать определенные слова. Вам необходимо ассоциировать их с соответствующим образом, выкладывая его из спичек. Упражнение можно заканчивать, когда получилось воспроизвести хотя бы 50 слов. После диктанта вам нужно вслух воспроизвести услышанные слова, рассматривая комбинации спичек. Используя такие варианты развития воображения разными средствами, получится достичь существенных успехов.

Создание образов


Для развития воображения средствами изобразительной деятельности применяются разнообразные приемы:

  • Комбинирование. Для получения новой уникальной комбинации требуется выполнить такое упражнение на развитие воображения, как перестановка отдельных элементов. Часто такую формулу используют в своей работе писатели, художники и ученые для совершения инновационных открытий. Для комбинирования элементов не прибегают к обычному механическому сочетанию каждой отдельной грани этой вещи. Получение нового образа формируется на базе сложной аналитической и синтетической работы. С помощью этого происходит преобразование предметов до неузнаваемости.
  • Агглютинация. Суть данного метода, направленного на развитие творческой части воображения, заложена в визуальном склеивании отдельных визуальных представлений, которые впоследствии создадут одно целое и новый образ. Примеры: в конструкции троллейбуса присутствуют одновременно элементы как трамвая, так и автобуса, некоторые сказочные персонажи наделены одновременными частями тела животных и человека.
  • Акцентирование. Упражнение на развитие воображения при создании нового образа представляет собой выделение конкретных вещей и упущение несущественных. Обращается внимание на цветовую гамму выбранного участка, но не учитывается ее естественный размер, что приводит к созданию нового объекта.
  • Типизация. В процессе этого действия на развитие творческого воображения проецируются повторяющиеся предметы на отдельный новый образ. Это приводит к синтезу отдельных изображений. Часто к такой манипуляции прибегают писатели, когда описывают в романе определенные мысленные ассоциации.
  • Заострение. Отдельный случай акцентирования изобразительной деятельностью. Свое внимание следует концентрировать на габаритах персонажа, его весе. Для примера стоит использовать сказочную Дюймовочку и гигантских великанов из фантастических произведений.
  • Схематизация. Методика предполагает упражнения для развития своего творческого воображения, при которых стираются различия при рассмотрении. Другие представления сглаживаются, только общие черты могут выставляться напоказ. Эти приемы используют нередко научные деятели при технических описаниях промышленных объектов.

Используя эти методики, взрослые способны решить поставленную задачу.

Развитие творческого восприятия

Само по себе творческое восприятие является разновидностью некоей созидательной деятельности ума, при которой формируются абсолютно новые образы. Их основой становятся уже имеющиеся в сознании стереотипы. Развить абсолютно невозможно без чтения литературы, проведения ассоциаций.

  • Буквы. Необходимо выбрать на свое усмотрение любую букву из алфавита, называя все вещи, которые начинаются с нее и расположенные вокруг. Тренируясь так, человек развивает память и внимание, а также мышление и фантазию. Любые недостающие предметы вполне возможно представить мысленно.
  • Называем и описываем. Потребуется выбрать любой предмет и постараться более точно описать его. Этот прием не только способствует развитию творческих способностей, но и обогащает креативное мышление.

Тренируясь ежедневно не менее 20 минут, можно получить желаемый эффект:

  • улучшить собственные творческие способности;
  • развить память одновременно с мышлением;
  • интеллектуально обогатиться.

Развивающие книги

Многие люди скептические относятся к жанру фантастики, полагая, что подобная литература уместна лишь для детей. Но это далеко не соответствует действительности. Фантастические повести и сказки способствуют развитию описываемого качества как у подростков, так и их родителей. Если нет желания читать подобную литературу, можно ознакомиться со специальными произведениями ученых:

  • М. Михалков;
  • Эдвард де Боно;
  • И. Матюгина.

Полезно ознакомиться с интересными книгами таких авторов, как:

  • Михаил Булгаков;
  • Джоан Роулинг;
  • Стивен Кинг;
  • Майкл Крайтон;
  • Патрик Зюскинд.

Чтение литературы фантастического жанра способствует улучшению детской восприимчивости действительности. По этой причине маленькие дети способны с легкостью рассказывать вымышленные рассказы о своих игрушках, друзьях, родителях, а вот взрослым такие описания даются невероятно сложно.

В детстве этот навык фантазирования всегда присутствует, а при взрослении мы его утрачиваем. Существуют и без него, но мир тогда беднеет.

Полноценный творческий акт – это всегда прорыв, это выход за пределы неких обозначенных ранее рамок. Это сдвиг в сознании на ступень вперед. Можно сказать, что все мы находимся в неком ментальном поле с обозначенными границами. Это, как государство со своими правилами, роль которых играют причинно-следственные связи. Так вот творчество эти границы преобразует. Ему тесно в обозначенных рамках. Ему неинтересно следовать схеме. Оно ищет потайную дверь в этом замкнутом мирке, и находит ее. Путь, где она находится, ему подсказывает воображение.

Воображение – это как некая сила, способная поднять мысль человека вверх, где видны новые горизонты, где отменяются старые правила, и устанавливаются новые.

Мы в самом начале говорили, о так называемых новых связях между объектами, которые возможны благодаря невероятным возможностям нашего мозга. Воображение устанавливает эти связи. Вернее имеет смелость не замечать старые, преодолевать их, создавая новые. Механически это выглядит так:

Получая творческую задачу обычно мозг идет по пути «наименьшего сопротивления» – он начинает выдавать варианты решения, которые «лежат» где-то на поверхности. Идя по инерции, он выдает решения, основанные на старых связях, установленных ранее. Они как бы притягивают нас. Это все, что мы уже видели, слышали ранее. Творческий механизм в данном случае не включается.

Если же человека не устраивает такой уровень решения задачи, он начинает искать вариант, личный, новый, то есть подходить к решению творчески. Решение всегда может быть неожиданным, поскольку образуются новые связи между уже известными объектами. Возникает так называемый парадокс, который известный поэт назвал «другом гения».

Как же тренировать воображение?

Конечно, нельзя не сказать, что воображение формируется в жизни человека с самого детства и всю жизнь. Чтение художественной литературы, путешествия- один из источников для развития воображения. Что касается непосредственно тренинга, то он построен на упражнениях, в которых бы преодолевалась инерция мысли, а также развивалась способность к трансформации образа объекта. Одно из упражнений представлено в виде игры, в которой могут участвовать несколько человек. Его смысл заключается в следующем. Одному из участников необходимо назвать любое слово,(например солнце) а другому назвать слово, которое бы не имело близких ассоциаций с предыдущим. Например –плоскогубцы. Следующему участнику снова необходимо преодолеть «близкую ассоциативную сеть понятий» с этим словом. Например –Антарктида. Чем меньше связей между словами, тем лучше. Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Из немногих вещей, которые остались у вас после кораблекрушения, у вас нашлась обычная скрепка. Предложите 20-30 вариантов ее «нового» использования. Попробуйте побыть изобретателем. Каждое изобретение, появившееся в истории, всегда создавалось соединением свойств и качеств, взятых от разных предметов. Например: машина и сталь = танк. Так и нам необходимо взять два предмета и сделать из них третий.Возьмите такие предметы: теннисная ракетка и бутылка, часы и брошь, зонтик и газета, светильник и кошелек, телефон и миксер. Позвольте своему воображению заглянуть в будущее. Придумайте эквивалент сегодняшних денег в будущем. Опишите исходя из этого этот футуристический мир. Если у вас есть дети, то вы знаете, что такое детская любознательность в определенном возрасте. Ответьте весьма содержательно и полно на следующие детские вопросы: Кто красит кошку в разные цвета? Почему дождь идет, а не бежит? Где хранят ключи от сердца?

Мы живем во времени стремительно развивающихся технологий, которые требуют от нас и детей особой концентрации внимания, гибкости мышления и быстрой адаптации. Такой мир нуждается в нестандартных решениях и креативных подходах к развязке различных проблем. Поэтому важно развитие воображения у детей и взрослых.

Мы не рождаемся со способностью создавать объектные образы у себя в сознании. Эта способность приходит к нам в раннем возрасте, а способствуют этому сказки и стихи, рисование и лепка, танцы и музыка. Первые образы мышления у детей появляются в возрасте двух лет, а уже к трем годам с развитием речи, воображение становится более богатым.

Но до пяти лет они не могут фантазировать и не действовать при этом – каждая их фантазия воплощается в игру или рассказ. И только в старшем дошкольном возрасте дети начинают создавать объекты мышления у себя в сознании.

Очень важно поддерживать развитие воображения у дошкольников, помогать им фантазировать, например, в процессе чтения сказок и игры. Они дают необходимую базу для формирования воображения, учат принимать решения и нести ответственность за него.

Здесь необходим контроль за играми и воображаемыми сюжетами, поскольку детям тяжело отделять воображаемое от действительного. И главная задача родителей – различать фантазию от детской шалости и глупости, которая несет в себе негатив и вред, и будьте готовы к проявлению детской агрессивности. А также следует помогать создавать позитивные объекты воображения, которые помогут настроить ребенка на позитивные вещи, а также помогут решить ту или иную проблему.

Помогаем развивать воображение у дошкольников и школьников

Самостоятельно ребенку не под силу развить объектное мышление на должном уровне и помогать в этом процессе должны родители.

Презентация: "Развиваем воображение и внимание"

  • От богатства жизненного опыта зависит широта фантазий, поэтому нужно расширять кругозор детей, помогать им формировать представление о мире и событиях вокруг. Именно на основе имеющихся знаний происходит развитие воображения, особенно у младших школьников. Ни для кого не секрет, что эрудированный ребенок способен создать более яркий воображаемый мир.
  • Воображение может развиваться у дошкольников и на основе чужого опыта. Например, оно может базироваться на рассказе родителей или прочитанной сказки. Конечно, этому придется учиться и развивать такой навык;
  • Помните, что фантазии и эмоциональное состояние ходят рядом. В зависимости от настроения выдуманные предметы наделяются различными свойствами, поэтому так важно формировать положительный эмоциональный фон у детей.

Но бывает, что у ребенка и знаний хватает, и ярких впечатлений в жизни немало, а фантазировать и мечтать он не хочет. Здесь нужно помочь – подтолкнуть ненавязчиво его к этому:

  • придавайте различные мотивации, например, вместе придумайте, как вы проведете выходные и на основе этого составьте повесть, а потом воплотите этот рассказ в жизнь;
  • объясните, что в придуманных историях, какими бы они ни были, нет ничего зазорного, а наоборот это весело и интересно. Ребенок, которому нравится придумывать разные приключения для своих любимых героев, легче справляется с любыми жизненными ситуациями;
  • для развития воображения у дошкольников, важно доверие к родителям, ведь именно они учат фантазировать и мечтать;
  • если хотите чтобы ребенок развивал в себе творческий потенциал, начните и вы рассказывать ему придуманные сказки, делайте какие-то подделки. Ведь дети так любят копировать поведение взрослых.

Презентация: "Развитие и коррекция воображения у детей"

Помогаем детям открывать творческое начало

Детям в дошкольном возрасте можно помочь развить воображение следующими упражнениями:

  • читайте детям книги, рассматривайте с ними картинки, ходите в театр и на экскурсии;
  • предложите нарисовать то, что он увидел в спектакле, рассказать, что он делал в течение дня;
  • лепите и рисуйте различные сюжеты, которые можно заранее обговорить и помочь ребенку увидеть, что должно получиться;
  • хвалите за любые сочиненные рассказы, стихи, песни;
  • дошкольники должны проводить время за играми, а вот их выбор лежит на вашей ответственности, окружите ребенка конструкторами и головоломками по возрасту, используйте готовые развивающие игры и упражнения.

Если вам кажется, что младшим школьникам развивать воображение сложнее, то это ошибочное мнение.

У них больше знаний и жизненного опыта, а значит и материала для фантазий и воображений, но возможно сложнее найти подход, нужную игру или упражнение для развития этого умения. Как вариант, попросите представить и описать какой-то сюжет из прочитанной книги, предложите внести некоторые изменения в развитие событий в любимой сказке или мультфильме. Помните, что рисование, лепка, оригами и различные подделки, сделанные своими руками, а также различные яркие впечатления, которые хочется всем рассказать являются отличными инструментами для развития воображения школьников и дошкольников.

Презентация: "Развитие творческого воображения"

Развиваем играючи

Вот несколько вариантов игр и упражнений, стимулирующие развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста:

  • эффективное упражнение – предложите ребенку обвести свои ладошки карандашом или красками и пусть он вам расскажет, на что они похожи и дорисует на их основе картинку, например птицу, а рука это ее крыло или букет, где кисть будет ветвями цветов;
  • для развития художественных навыков, пусть ребенок выберет любые три цвета краски и зарисует ими весь лист бумаги, а затем расскажет на что это похоже;
  • отличная игра на воображение – поставьте большую кляксу краской на средину листа бумаги, согните его пополам и откройте. Предложите рассказать, на что или кого похожа клякса;
  • для многих из нас знакома простая игра, когда даются неоконченные рисунки и предлагается их дорисовать и рассказать о полученном результате, попробуйте это и со своими детьми;
  • нарисуйте два одинаковых силуэта волшебников, и пусть ребенок карандашами создаст одного доброго, а другого злого персонажа, а затем расскажет, что натворил плохой и как его победил хороший. Такое упражнение не только развивает фантазию, но помогает разграничивать добро и зло;
  • упражнения с танцами тоже весьма эффективны. Предложите станцевать радость или восторг, лисичку или только что распустившийся цветок;
  • вырежьте из бумаги различные кружки и полоски разной величины, пусть ребенок расскажет, на что они похожи – эта игра позволяет создавать новые образы;
  • предложите детям упражнение, в котором необходимо изменить конец знакомой им сказки;
  • еще одно упражнение – расскажите сказку, а потом вместе отделите фантастические события от тех, которые могут произойти в реальной жизни, таким образом, у вас выйдет два рассказа – один с реальными событиями, другой полностью фантастический.

Презентация: "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через использование игровых технологий"

Помогаем фантазировать

Несколько упражнений, стимулирующих фантазию у детей:

    • Увеличение и уменьшение. Скажите, что у ребенка есть волшебная палочка с помощью, которой он может изменять размеры чего угодно, пусть расскажет, что он уменьши, а что увеличил и к чему это приведет;
    • Добавление выдуманных свойств людям. Предложите наделить человека новыми умениями и органами, создавая, таким образом, фантастического героя и строя сюжет вокруг него;
    • Оживите рисунок. Расскажите ребенку, что все нарисованное им, может оживать, пусть он придумает и зарисует, кого и для чего он хочет оживить;
    • Превращение в любой предмет. Пусть ребенок пофантазирует во чтобы он мог превратиться, в какой предмет, и пускай покажет, как бы он тогда выглядел;
    • Наделите предметы не свойственными им умениями и свойствами. Например, деревья научились разговаривать и что из этого вышло. Или представьте что палка, как лошадь может скакать;
  • Наделение неживых объектов новыми свойствами. Допустим, вода, которая лечит все недуги или заставляет говорить только правду;
  • Оживление умерших животных, людей, героев сказок и представление, как бы дальше развивались события;
  • Изменение привычных отношений между сказочными персонажами;
  • Предложите придумать названия различным рисункам и картинам известных художников;
  • Объединяйте несколько предметов в один и наоборот фантазируйте, что могло бы быть, если бы какой-то предмет разделился бы на несколько частей, каждая из которых ожила;
  • Игры со временем. Это упражнение позволяет представить, что время ускорилось и сутки пролетают за 5 часов или наоборот лето длится не три месяца, а полгода, а возможно изобрели машину времени;
  • Предложите придумать какой-нибудь дом или гаджет будущего;
  • Придумывайте новые праздники, конкурсы и сюжеты для утренников.
Таких игр и упражнений великое множество, вы можете и сами их придумывать на ходу. Здесь главное начать и идти к поставленной цели.

Развивая детей мы развиваемся сами

Постоянно придумывая новые игры и занятия для ребенка, родители тоже фантазируют и воображают, тем самым развивая в себе эти качества. И зачастую, сами того не замечая начинают генерировать креативные идеи простых решений. Это проявляется и в ответах на неожиданные вопросы детей, и в новой расстановке мебели и даже в приготовлении обычных блюд по-новому.

Играя в простые на первый взгляд игры по развитию воображения с ребенком, мы тоже начинаем воображать и фантазировать, помогая создать захватывающий сюжет.

Но можно начать развиваться в данном направлении и за долго до появления детей. Существует масса упражнений, которые разработанные специально для взрослых и направлены на раскрытие и развитие гибкости мышления. Конечно, некоторые из них, сначала могут показаться нелепыми или сложными, но не стоит бояться трудностей. Без таких тренировок ума нам тяжело воспринимать перемены и двигаться вперед, мы начинаем мыслить шаблонно.

Рекомендации для педагогов

Игры и упражнения для развития воображения детей дошкольного возраста

Развиваем воображение дошкольников.

Все мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является старший дошкольный возраст, хотя и в более поздних возрастных периодах существуют возможности для его совершенствования и развития.

«Закорючки».

Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

«Клякса».

На листах бумаги нарисованы кляксы. Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

«Нарисуй настроение».

А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

« На что это похоже?»

Эта игра хорошо идет, когда больше нечем заняться, например, когда родитель и ребенок ждут автобус, а его все нет. Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.

«Шкатулка со сказками».

Цель : развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.

Оборудование: шкатулка, в которой находятся круги разного цвета.

Ход игры:

Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».

Он достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы детей). Затем взрослый говорит:

«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.

Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…»

Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки:

-…Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?..

Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку.

Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательное и интересное продолжение.

Взрослый следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись.

«Незаконченные рисунки».

Цель : развитие воображения, образного мышления, графических навыков.

Оборудование: карточки с незавершенными контурными изображениями предметов (по количеству детей);

Простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Рассмотрите картинки, догадайтесь, что на них изображено, дорисуйте недостающие линии (детали) и раскрасьте рисунки».

Выигрывает ребенок, который наиболее точно воссоздал изображение.

«Точка, точка».

Нанесите на лист бумаги множество точек и попросите своего малыша соединить их линиями так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Эта игра довольно сложная, поэтому помогите ребенку. Когда он станет постарше, игру можно видоизменить, проставив возле точек номера.

« Рисунки с продолжением »

В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему ребёнку продолжить рисунок. Обсудить, что получилось.

«Сказочная путаница».

Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко - дам тебе корытце…» и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения.

Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.

" Простые рисунки"

Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?".

Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Занятие очень увлекательное! Представьте, вам кажется, что перечислены уже все варианты, как вдруг обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют особенно большое удовольствие.

Варианты простых рисунков взрослые могут придумать самостоятельно.

Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку.

Рекомендуем также сделать вот что: придумайте как можно больше ответов к одному рисунку и запишите их вместе со взрослыми. Затем предложите своим друзьям, родственникам, знакомым решить тот же самый рисунок. После этого сравните ответы. Они совпали? Нет?! Прекрасно – есть возможность сравнить их качество и оригинальность. Помните, что оригинальность решения наиболее важна в этой игре.

А у кого оказалось больше решений? Не у вас? Не расстраивайтесь: небольшая тренировка – и вы обгоните всех. Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако хотим предостеречь от одной распространенной ошибки: создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.

Смешинки.

Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка. Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением.

Небылицы.

Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком или каждый по отдельности животное, механизм, растение или предмет, которого не существует на самом деле, и расскажите о его свойствах и назначении.

Успехов Вам, уважаемые взрослые!

Учитель-логопед: Мисинева Л.Н.