Способы психологического воздействия. Методы воздействия на личность

Глава 4. Методы психологического воздействия на личность в процессе профессионального общения сотрудников оперативных аппаратов

§ 2. Методы психологического воздействия на личность, используемые сотрудниками в профессиональном общении

Основными методами психологического воздействия являются убеждение, принуждение, внушение, постановки и варьирования мыслительных задач.

Спросите имя, или человек, которого вы пытаетесь помочь, знает, что произошло. Поговорите с ним: скажите пострадавшему человеку, кто он, кто ему помогает, что произошло, что произойдет и т.д. настройте информацию, необходимую для усвоения. Если вы что-то не знаете, признайте это и помогите узнать информацию. Рассчитывайте на эмоции, будьте с ними.

Самый самодовольный человек имеет право не управлять всем. Сотрудничайте с другими на месте, подключите их, насколько это возможно. Нормализуйте чувства и поведение человека, которому вы даете первую психологическую помощь. Его опыт и проявления нормальны в такой сложной ситуации. Когда ему нужно поговорить, послушать, сосредоточиться на том, что он хочет вам рассказать, и как вы можете помочь, подобрать и оценить то, что он сделал до сих пор, как ему удалось справиться с ситуацией и обеспечить себя.

Убеждение - это главный метод воздействия. Под ним понимается, с одной стороны, разностороннее влияние на личность с целью формирования у нее одних качеств и избавления от других, а с другой - побуждение к определенной деятельности Основными компонентами убеждения являются информирование (рассказ), разъяснение, доказательство и опровержение, а также беседа.

Спросите, что нужно человеку. Вам не обязательно знать это решение прямо сейчас, просто важно, чтобы вы нашли время и пространство. Помогите создать и обеспечить безопасность, что является неизбежной предпосылкой для восстановления и очередным разговором о том, что происходит. Иногда это может означать, что вы даете одеяло, иногда вы берете человека, которого вы ухаживаете, в совершенно другом месте. Помогите ему защитить его вещи или закрепите крышу над головой.

Помните, что вам не нужно все это решать самостоятельно, и работать с другими на месте, подключить их как можно больше. Речь идет не только о разговорах и советах, но и о том, как практиковать вещи и помогать, основываясь на заботе. Не торопитесь с решением, сосредоточьтесь на присутствии, до наименьшего возможного следующего шага к решению и облегчению.

Для того чтобы побудить человека к деятельности, важное место занимает информирование, которое необходимо потому, что человек, прежде чем что-то сделать, должен быть убежден, что это стоит делать и что это можно сделать. Информирование представляет собой рассказ, т. е. живое и образное изложение информации с целью сообщения объекту фактов и выводов, необходимых для побуждения его к деятельности. Будучи по форме свободным от каких бы то ни было канонов, рассказ позволяет сотруднику правоохранительных органов в полную меру использовать все свои умения убеждать и переубеждать собеседника.

Даже небольшая проблема может сильно повредить

Первая помощь - это больше о том, как руководить человеком, которого вы хотите, чтобы найти потенциал, скрытый в кризисе, а не давать советы и надежные рецепты. Это так: серьезные внутренние эмоциональные травмы и страдания чаще всего встречаются в скрытых местах, а не там, где мы интуитивно ожидаем большего - после тяжелых травм и болезней. Эта молодая женщина сказала мне, что она падает дома, не нарушая ее смущения, чтобы попросить ее мать остаться на неделю дольше и помочь новорожденному. Где-то в ее жизни она взяла ее за голову, чтобы она все сделала сама.

Рассказывая что-то изучаемому лицу, можно избрать индуктивный путь, т. е. рассматривать последовательно факты явления, события и потом делать обобщение; можно избрать дедуктивный путь, т. е. сначала высказать общие положения и потом приводить факты в их подтверждение. Что же лучше? Категорического ответа, безусловно, дать здесь нельзя.

Однажды мы не жили в бараках, не работали с пендолином и не пытались получить второй колледж на работе. Мы жили в маленьких клубах, где ребенок был ребенком всех, и любая женщина из племени, которая ходила вокруг, заботилась о них, и ребенок повернул ее с уверенностью.

Мы забываем то, что мы узнали, и то, что мы когда-то были естественными для нас. Каждый из нас, если он доверяет своим внутренним и внутренним ресурсам, может найти эти привычные привычки и проснуться. До сих пор мы планируем передать нашим ноу-хау в «Кризисное вмешательство для века» студентам и помочь работникам. Яна Майзликова, которая является моей благодарностью.

В первом случае интересующему нас лицу придется ждать, когда сотрудник правоохранительных органов в своих рассуждениях дойдет до главного. Во втором случае все наоборот: сразу видна главная мысль.

Анализируя разъяснение как один из компонентов убеждения, можно выделить наиболее типичные его виды: схематическое, повествующее, рассуждающее, проблемное.

Социальная реабилитация лиц с психическими расстройствами

Психическое расстройство или психическое заболевание - это термин, который затрагивает широкий спектр психических и эмоциональных состояний. Психическая болезнь обычно сопровождает несколько лет, десятилетий или даже всю жизнь. Тип, интенсивность и продолжительность симптомов различны у индивидуумов, даже если одно и то же заболевание является одним и тем же диагнозом. Симптомы часто бывают и уходят и не всегда следуют правильному образцу, поэтому трудно предсказать начало и дальнейшее развитие болезни.

Схематическое разъяснение уместно при инструктировании, когда объект должен усвоить, вернее запомнить, сообщаемые сведения. Такое разъяснение ведется четким, ясным языком, короткими фразами. Повествующее разъяснение представляет собой изложение фактов в виде живого рассказа, который с логической последовательностью приводит к соответствующим выводам.

Регулярное употребление наркотиков может подавлять появление симптомов болезни и вызывать ремиссию. Для некоторых людей психические заболевания являются периодическими эпизодами, которые требуют длительного лечения, иногда дополняются психотерапией и постоянной поддержкой. Напротив, некоторые люди с психическим расстройством не нуждаются в какой-либо поддержке, некоторой случайной и другой существенной, постоянной поддержке работы.

Психическое расстройство, благодаря сегодняшним доступным современным лекарствам с минимальными отрицательными побочными эффектами, невозможно увидеть. Это отличается от других видов инвалидности. Это может быть недостатком как для удобства инвалидов, так и для недостатка. Преимущество состоит в том, что, в отличие от других «видимых» форм инвалидности, человек с психическим заболеванием не рассматривается общественностью «с первого взгляда». Однако то же самое может быть недостатком, невидимость инвалидности может привести к последствиям инвалидности, которые не воспринимаются другими и понимаются как серьезные.

Для сотрудника правоохранительных органов, имеющего дело с лицами, воспитанными на совершенно иных идейных и психологических основах, большое значение приобретают приемы рассуждающего и проблемного разъяснения.

Рассуждающее разъяснение состоит в том, что мы ставим перед собеседником вопросы, заставляя его задуматься над ними, и сами же путем ряда логических рассуждений приводим его к нужному выводу. Проблемное разъяснение отличается от предыдущих тем, что сам сотрудник правоохранительных органов ответа на поставленные вопросы не дает. К ответам приходит само заинтересованное лицо, но материал для разъяснения подается ему таким образом, что наталкивает его на вывод, который нам нужен.

Психическое расстройство человека особенно сказывается на межличностных отношениях, дома и на работе. На него особенно влияет способность общаться, способность устанавливать контакты и поддерживать концентрацию. Основными проявлениями психического расстройства являются проблемы с выражением эмоций и дискомфортом мышления, например, плоскими эмоциями или логикой. Это делает контакт с другими людьми разными, странными. Такой человек часто теряет друзей и понимает окружающую среду. Другим проявлением может быть потеря уверенности в себе и уверенность в своих способностях, что вызывает недооценку.

Здесь следует учитывать и элементы доказательства, которые строятся по законам логики и которые свидетельствуют о том, что доказательство будет весьма эффективным, если оно опирается на такие факты, которые или правильны по своей сути, или воспринимаются объектом как правильные. Логика доказательства связана со спецификой отношений между тезисом и аргументом: тезис - это положение, истинность или логичность которого должна быть выяснена; аргумент - это положение, из которого следует истинность доказываемого тезиса.

В общем, человеческий обряд может усугубляться, тревога может быть добавлена, или человек покидает дом. Результатом может быть полная изоляция от компании. Такой человек часто теряет понимание от семьи, понимая друзей и их окружение. Основным способом лечения психических расстройств является фармакотерапия, которая может значительно повлиять на способности и проявления человека. Лекарства часто гаснут, замедляются, многие спят. В начале возникновения острой болезни, напротив, у него возникают проблемы со сном, который затем физически устает.

Доказательство будет тем убедительнее, чем тщательнее мы подберем аргументы. К ним относятся: достоверные факты; определения основных понятий конкретной области знания: положения, истинность которых была доказана ранее. Наиболее важными для практической деятельности сотрудников правоохранительных органов являются факты. Люди привыкли опираться на факты. Факты создают у них соответствующий настрой на восприятие действительности, формируют установку.

Прекрасное моторное движение - небольшие движения рук и особенно пальцы - часто не очень хорошо. Психические болезни разнообразны, и последствия влияют на человека по-разному, в зависимости от интенсивности, возраста вспышки заболевания, поддержки со стороны семьи и общества и ряда других факторов. Каждый «диагноз» требует определенного подхода, создавая индивидуальный терапевтический план, но некоторые потребности одинаковы. Общей особенностью этой группы для большинства пациентов является необходимость долгосрочного ухода и поддержки.

Следует отметить, что с точки зрения логики опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая объекту одну идею, работник тем самым опровергает другую. В психологическом же плане здесь имеется определенная разница. Она связана с тем, что опровержение имеет дело с критикой устоявшихся взглядов интересующего лица, с разрушением старых и формированием новых установок. Отсюда в процессе опровержения нужно наряду с логическими приемами использовать и психологические. Успешность опровержения во многом связана с тактикой собеседования. От того, как строится беседа, как она проводится, зависит, по сути дела, весь процесс убеждения.

Социальные услуги в целом особенно необходимы для более серьезных хронических психических заболеваний, таких как шизофрения, аффективные расстройства, расстройства личности, органические психические расстройства, наркомания и т.д. Для некоторых психических заболеваний типично, что первые симптомы возникают в более раннем возрасте. В результате молодые люди часто не заканчивают среднюю школу или прерывают университетские исследования. В идеале, человек с психическими заболеваниями будет получать помощь, помощь и поддержку в семье.

Однако, если семья пострадавшего является образцовой, а затем родители умирают, такие люди часто не могут функционировать в повседневной жизни. Но в значительной степени, помимо хорошо зарекомендовавшего себя психиатрического и психотерапевтического лечения, эти люди нуждаются в чувстве безопасности.

Во всех случаях применение метода убеждения только тогда может быть эффективным, когда оно одновременно воздействует на все сферы психики человека: эмоциональную, интеллектуальную, волевую.

Процесс убеждения всегда должен помогать человеку разобраться в сложившихся запутанных, противоречивых обстоятельствах, помогать принять правильное решение, выявить допущенные ошибки, осознать свою вину. Убеждение должно помогать формировать цели, линию поведения на будущее.

Родственники, как больные, должны получать поддержку от компании. Потенциальные работодатели часто по этим причинам отказывают в поиске работы, когда знают, что они находятся в психиатрической помощи. Стигматизация психических заболеваний часто приводит к тому, что человек, страдающий от него, не ищет профессиональной помощи или отказывается от помощи и совета от родственников. Частым следствием является ухудшение состояния здоровья и его влияние на человека, что может привести к социальной изоляции.

Психическое заболевание проявляется не только симптомами заболевания, но и ограничениями в социальной жизни, неспособностью выполнять определенные виды деятельности. По этой причине последствия болезни проявляются в социальной и социальной сферах, безработице, стигматизации, социальной изоляции, маргинализации, потере дома и т.д. по этим причинам социальные услуги и социальная реабилитация для этой целевой группы чрезвычайно важны.

Для того чтобы метод убеждения дал необходимые результаты, надо возбудить мыслительную деятельность убеждаемого, направить ее так, чтобы она привела убеждаемого к тем самым выводам, в которых его хотят убедить. Необходимо также прогнозировать ход его мыслей, менять доводы, направленность убеждения в связи с выявленными его сомнениями, возражениями.

Что предусмотрено в рамках социальной реабилитации людей с психическими заболеваниями?

Цель социальной реабилитации людей с психическими заболеваниями - развивать социальные услуги, то есть социальную работу и трудовые навыки, приобретать навыки потерянных или ослабленных заболеваний. В социальной реабилитации людей с психическими заболеваниями используются такие мероприятия, как общественные работы или произведения искусства, социальное консультирование, социальная профилактика, психотерапия, семейная социальная терапия, эксплуатация и работа в обществе, трудотерапия, арт-терапия, защищенный корпус, защищенном занятости, личная помощь.

Для активизации и направленности мыслительной деятельности убеждаемого могут быть использованы различные средства, Так, может проводиться целенаправленный разбор определенного события, даваться оценка его поведения в прошлом и в настоящее время, оценка значимости побудительных причин для совершения преступных действий и т. д. Немаловажное значение для этого имеет передача информации о том, как могут отнестись, как отнеслись к его поступкам люди, которых он любит, уважает, с которыми часто встречается.

Благодаря этой деятельности они практикуют и способствуют выражению эмоций, общению, развитию творчества, памяти, обучению работе в обычной жизни, развитию практических навыков и укреплению собственной ответственности за свое здоровье. Что касается занятости, социальной реабилитации должно привести к восстановлению трудовых навыков и привычек семинаров в области здравоохранения и социального дневного центра в рамках учебных отделов, обслуживающих восстановление потерянных рабочих привычек, продолжают защищать и поддерживать клиентов занятости в мастерской для инвалидов, укрытом месте. либо при трудоустройстве с помощью помощника по трудоустройству для размещения клиента на открытом рынке труда, либо в полной независимости и независимости от оказания помощи другим.

Убеждение предполагает и использование стимулирования в процессе убеждения. Это может выражаться в словесном одобрении, поддержке хода мыслей убеждаемого, его действий.

Убеждение во всех случаях есть процесс, включающий всегда следующие основное элементы:

  1. изложение определенных доводов;
  2. передачу информации, подтверждающей правильность приведенных доводов;
  3. выслушивание сомнений, возражений убеждаемого;
  4. изложение новых доводов с учетом возражений;
  5. повторение отдельных доводов и элементов передаваемой информации с целью более полного воздействия на ход мыслительных процессов убеждаемого.

Последнее предполагает знание того, по каким путям идет мыслительная деятельность убеждаемого (с учетом сообщенных доводов и информации). Это обеспечивается восприятием опровержений со стороны убеждаемого, его мимикой, жестами, изложением ему возможных путей анализа и синтеза сообщенной информации, логических и этических выводов, которые можно сделать из сообщенных доводов и информации, разбором всех возражений, которые бы мог выдвинуть сам убеждаемый в противовес логическому, этическому решению, предложенному в ходе убеждения Важно при этом уделить внимание тщательному разбору всех препятствий, которые могут возникнуть у убеждаемого в процессе принятия определенного решения.

Как социальная реабилитация предоставляется людям с психическими заболеваниями?

Социальная реабилитация людей с психическими заболеваниями обеспечивается посредством следующих мероприятий. Сообщество - общение в группе, выражающее его мнение, удовлетворение или неудовлетворение деятельностью или планом лечения. Сообщество создает ощущение безопасной и знакомой среды, помогает клиенту улучшить свои навыки общения, которые часто нарушаются психическим заболеванием.

Психотерапия, или «говорящая терапия» между клиентом и психотерапевтом. Существует несколько видов психотерапии, таких как индивидуальный, групповой, семейный или семейный. С точки зрения социальной реабилитации психотерапии это действительно является частью медицинского лечения, но часто только психотерапия улучшает состояние пациента так, чтобы он мог вернуться в общество, поэтому оно включено в настоящее описание.

При осуществлении убеждения следует учитывать все положительные черты, свойства убеждаемой личности, соответствующим образом акцентировать на них внимание, используя также и противопоставление их свойствам, установкам других объектов. Очень важно выявить пункты колебаний, сомнений убеждаемого. В связи с этим в процессе применения метода убеждения следует продолжать внимательно изучать личность, наблюдать за ее реакциями, изменениями в поведении, мимике, жестах и т. д.

Безусловно, процесс убеждения предполагает обязательное выяснение доводов и возражений со стороны убеждаемого. Он может соглашаться с доводами, сомневаться в них или высказывать отрицательное к ним отношение. Если имеются сомнения или высказывается отрицание в процессе убеждения, необходимо выяснить причину и с учетом ее возобновить процесс убеждения новыми доводами, дополнительной информацией, повторением доводов в ином плане, что может способствовать изменению отношения к ним убеждаемого.

Разновидностью метода убеждения является полное словесное воспроизведение имевших место событий (основанных на отдельных фактах и воображении) с целью убеждения в том, что известна вся совокупность фактов. Лицо, занимающееся оперативно-розыскной деятельностью, в некоторых случаях может развить через подозреваемых представляемый им ход событий, с тем чтобы во время опроса или допроса проверить свои предположения. Подобный прием допустим только в том случае, если " имеется достаточная возможность правдиво воссоздать определенное событие. Это достигается тщательным сбором, изучением отдельных фактов, исключительно тщательным продумыванием, логическим осмыслением всей совокупности фактов и отношений. Этот прием имеет целью:

  1. возбуждать ассоциативные связи у лица, на которое воздействуют;
  2. убеждать его в наличии всей совокупности фактов, в их полной доказанности;
  3. возбуждать определенное эмоциональное состояние, облегчающее процесс восприятия доводов;
  4. вызывать реплики (даже опровержения отдельных фактов), подтверждающие правильность общей воспроизведенной картины события.

Достижение целей убеждения возможно только при наличии со стороны убеждаемого желания воспринимать доводы убеждающего. Обязательным условием применения методов убеждения является установление психологического контакта, который, как правило, характеризуется положительным отношением к убеждающему, желанием воспринимать его доводы, наличием действительно полного восприятия и понимания передаваемой им информации.

Следует отметить, что убеждение обязательно должно удовлетворять следующим требованиям:

  1. отвечать уровню развития убеждаемого; строиться с учетом возрастных, образовательных, профессиональных и иных индивидуальных психических особенностей данной личности;
  2. быть последовательным, логическим, доказательным;
  3. возбуждать психическую активность убеждаемого;
  4. содержать как обобщение положения, выводы, так и конкретные факты, примеры;
  5. содержать анализ обоюдно известных фактов;
  6. убеждающий сам должен искренне верить в то, в чем он убеждает;
  7. учитывать возможности и особенности самого убеждающего.

В процессе оперативно-розыскной деятельности применение метода убеждения зависит также от ликвидации предупреждения лица, на которое предполагается воздействовать; от способности этого лица воспринимать доводы. Для того чтобы убеждение достигло цели, надо, чтобы человек не только понял доводы, но и согласился с ними. В практической деятельности степень убеждения может быть разной. Как правило, эффективность убеждающего воздействия зависит от ряда условий: во-первых, от силы самого воздействия; во-вторых, от характера, особенностей психического склада лица, на которое воздействуют, и их учета при построении убеждения; в-третьих, от интеллектуально-эмоционального состояния убеждающего в момент их взаимоотношений. В каждом случае по разному, сугубо индивидуально, необходимо использовать метод убеждения при воздействии на конкретного человека.

Метод принуждения. Известно, что не всегда можно достичь успеха, воздействуя на человека убеждением. Нередко приходится прибегать и к принуждению. Следует, однако, отметить, что голое принуждение, изолированное от убеждения, во многих случаях приносит вред. Важно, чтобы объект воздействия в какой-то степени осознал неизбежность принятых к нему принудительных мер. А это достигается, как правило, в том случае, когда принуждению предшествует убеждение. Данное методологическое положение должно стать основой выбора принуждения как метода воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Отметим, что по своей природе принуждение подразделяется на физическое и психологическое. Физическое принуждение основано на применении силы (нами оно не рассматривается). Психологическое принуждение выступает как побуждение интересующего лица к определенной деятельности вопреки его желаниям. Сам факт принуждения присутствует и при убеждении. Однако здесь объект интереса после проведения с ним разъяснительной работы сознательно без эмоционального нажима со стороны сотрудника правоохранительных органов, выполняет предписанное. В процессе психологического принуждения объект исполняет предписание в состоянии сильного внутреннего протеста. И лишь только внешние обстоятельства заставляют его повиноваться.

Поэтому важнейшим условием применения метода принуждения является внешняя предпосылка. Если такой предпосылки нет, принуждение становится бессмысленным. В условиях оперативно-розыскной деятельности такой предпосылкой для принуждения выступает чувство страха, который в его примитивной форме связан с безусловным оборонительным рефлексом и наиболее элементарно проявляется в механизмах инстинкта самосохранения. Социальная природа страха очень сложна и в достаточной степени еще не изучена. Однако давно известно, что страх вызывается и усиливается, когда человек сознает, а иногда и остро переживает свою слабость. Сотрудник правоохранительных органов должен знать эту закономерность и ясно представлять, что на сильного человека страх мало влияет. Для человека неустойчивого страх выступает сильнейшим побуждающим фактором. А это значит, что принуждение связано не только с внешними факторами, но и, безусловно, с внутренними, психологическими.

Как правило, страх возникает главным образом в результате словесного воздействия, Отсюда следует, что чувство страха тесно связано с сознанием человека. Отечественные психологи говорят и о заметном обратном влиянии. Наблюдения, которые велись им за поведением военнослужащих в опасных ситуациях, позволили сделать вывод о том, что чувство страха возникает у человека в результате восприятия вещей и ситуаций, суждения о них со следующей точки зрения: представляют ли они опасность. Люди эмоционально реагируют на обстановку в соответствии с их пониманием и суждением о ней.

Поэтому отметим, что оценивая возможность применения принуждения к тому или иному лицу, нужно мысленно встать на его точку зрения и сделать выводы о том, возникает ли у данного лица, скажем, после предъявления ему компрометирующих материалов чувство страха. Если интересующее правоохранительные органы лицо, осмыслив обстановку, оценит ее для себя как опасную, то будет в той или иной мере охвачено страхом. Применение принуждения здесь оправданно и, можно сказать, даже подготовлено. Если же объект не усмотрит в этой обстановке ясности и страх не возникает, то применение принуждения будет бессмысленным.

Следует отметить, что возникновение чувства страха указывает на то, что человек принимает непосредственное участие в переживании ситуации. Но поскольку люди переживают по-разному, то, конечно, по-разному они будут относиться к одним и тем же предъявленным материалам. Безусловно, сверхэмоциональные, застенчивые натуры, как правило, переоценивают серьезность внезапно возникших у них неприятностей. Целенаправленным энергичным давлением можно усилить возникшее у них волнение и довести его до уровня страха. Менее чувствительные натуры, наоборот, недооценивают эту серьезность, и поэтому требуется методичная «обработка», чтобы чувство страха у них возникло.

Таким образом, для возникновения у интересующего нас лица чувства страха надо, чтобы ситуация осознавалась и оценивалась им как опасная. Тогда он будет искать выход из этой ситуации, и только тогда принуждение сработает в нужном для сотрудника правоохранительных органов направлении.

Основными приемами психологического принуждения являются запрещение, категорическое требование, предупреждение и угроза.

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. Оно выступает в двух видах:

а) запрещение импульсивных действий;

б) запрещение недозволенного поведения, которое стоит на грани принуждения и убеждения.

Применение запрещения во многих случаях не влияет на взаимоотношения сотрудника с объектом воздействия.

Категорическое требование заключается в силе приказа и может быть эффективным только в том случае, когда сотрудник правоохранительных органов имеет большой авторитет у объекта. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным, а иногда даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично запрещению, однако среди приемов принуждения оно является более весомым, чем запрещение.

Предупреждение, как правило, знаменует начало нового этапа во взаимоотношениях сотрудника правоохранительных органов с объектом воздействия. Если до предупреждения эти взаимоотношения характеризуются взаимным доверием, то с его применением они приобретают окраску доминирования со стороны сотрудника правоохранительных органов. Смысл предупреждения состоит в том, что сотрудник вызывает у объекта тревогу, соответственно, на ее основе - желание предотвратить негативные для себя (объекта) последствия. В предупреждении, кроме содержания, большое значение имеет тон. Он должен быть внушительным, с элементом угрозы. Все это оказывает явное давление на объекта и вызывает у него главным образом отрицательные чувства, появляется преобладание чувства тревоги и опасения за последствия своего поведения. Именно это и побуждает объекта сделать над собой определенные усилия и подчиниться предписаниям сотрудника правоохранительных органов.

Угроза венчает иерархию психологического принуждения, подводя объекта к состоянию сильнейшего переживания, порождающего чувство страха. Для того чтобы применить угрозу, нужно, чтобы она породила у объекта чувство страха.

Психологические исследования, особенно в последнее время, показывают, что есть очень устойчивые к чувству страха люди. Поэтому к ним довольно трудно применить принуждение. В целях оказания на таких лиц психологического воздействия применяется метод внушения.

Метод внушения. Отметим, что внушение - это одно из средств взаимного влияния людей в процессе их общения. Особенность внушения проявляется в том, что оно оказывает влияние на поведение объекта воздействия незаметно для него. Бесконтрольно проникнув в психику, внушенная идея реализуется в виде поступков. Вместе с тем сем человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся.

Оперативно-розыскная деятельность, насыщенная различными элементами общения, представляет собой обширную сферу для внушения. Отсюда понятно, что овладение хотя бы в части приемами внушения очень важно дня сотрудника правоохранительных органов.

Слово «внушение» имеет ряд значений. Мы будем рассматривать внушение как специфическое воздействие на человека в состоянии бодрствования Оперативный сотрудник в своей практике имеет дело именно с этим видом внушения. Для такого внушения, как правило, характерно не бесконтрольное, а лишь притупленное сознание и снижение критичности у интересующего правоохранительные органы лица.

Следует отметить, что внушение как метод влияния на личность - это психологическое воздействие, воспринимаемое объектом без должного контроля сознания Внушающее воздействие основано на специфическом качестве человеческой психики - внушаемости, т. е. способности воспринимать внушение. Для того чтобы пользоваться приемами внушения, надо уметь выявлять внушаемых людей и определять состояние их максимальной внушаемости.

Степень внушаемости зависит главным образом от характера выполняемой индивидом социальной роли, резкое изменение которой, как правило, создает благоприятные условия для повышения внушаемости. И наоборот, повышение значимости исполняемой социальной роли ведет к росту независимости объекта, базирующейся на критичном отношении к своим поступкам.

Сотрудник правоохранительных органов, если он тщательно наблюдает за интересующим его лицом, всегда может с уверенностью сказать, повысился или понизился у этого лица уровень внушаемости. Сравнивая социальную значимость ролей, сотрудник способен сделать вывод о том, у кого из группы наблюдаемых этот уровень выше, а у кого ниже. Это, безусловно, обеспечивает ему выбор метода воздействия. Однако здесь следует принять во внимание ряд обстоятельств. В частности, чем старше человек, тем тяжелее он поддается внушению. Уменьшение внушаемости происходит постепенно, в процессе воспитания, социального общения и практической деятельности индивида. Образованные люди менее внушаемы, чем необразованные. Внушаемость зависит и от уровня культурного развития нации. Следует отметить, что женщины в основном более внушаемы, чем мужчины. Причиной этого является выполнение женщиной специфических ролей в обществе, в семье, на производстве и т. д. Однако, если женщина длительное время занимает престижное положение в обществе или если она выступает в роли лидера, то ее уровень внушаемости может быть ниже, чем у мужчины.

Практика показывает, что на внушаемость влияют и свойства нервной системы человека. К.И. Платонов отметил, что одной из причин слабой внушаемости, свойственной некоторым лицам, может быть превалирование второй сигнальной системы над первой (мыслительный тип нервной системы) при высокой уравновешенности и подвижности основных корковых процессов. Внушаемые, как правило, принадлежат к выраженному художественному типу нервной системы. Внушаемость зависит также и от психического состояния человека и тревожности. Внушаемость самым тесным образом связана и с особенностями психики людей.

Это указывает на тот факт, что сотрудник правоохранительных органов, пользуясь доступными ему методами изучения личности, имеет возможность сделать заключение о внушаемости интересующего объекта. Однако при этом он непременно должен учесть отношение этого объекта к внушающему воздействию.

Исследованиями в последнее время доказано, что, несмотря на теоретическую возможность перевода психики объекта в состояние пониженной критичности, быстро внушить ему идею, противоречащую его нравственным установкам, практически невозможно. Несмотря на чрезвычайно повышенную внушаемость, пишет К.И. Платонов, далеко не все внушаемое реализуется. В пользу этого предложения свидетельствует и тот факт, что в бодрствующем состоянии и в легких фазах гипноза испытуемого практически невозможно заставить с помощью внушения совершать противоправные его убеждениям и взглядам поступки.

Следует, однако, отметить, что все это ни в коей мере не говорит о малой применяемости метода внушения в состоянии бодрствования. Среди других методов воздействия он является наиболее эффективным.

Исходя из учения И.П. Павлова, эффект внушения состоит в концентрации сильного возбуждения в определенном участке головного мозга при условии заторможенности других участков головного мозга. Исходя из этого учения, сама модель внушения оказывается очень простой: введение побуждающей идеи на фоне притупленного сознания и снижения критичности со стороны объекта. Чтобы обеспечить внушение, нужно «поместить» внушаемого в специфическое фоновое состояние, в котором бы он был глух ко всему, кроме слов внушающего.

Наиболее простым, но вместе с тем и самым надежным способом введения объекта воздействия в фоновое состояние является его расслабление, о высокой степени которого можно судить по ряду признаков: откинутое на спинку кресла (стула) туловище, раскрасневшееся лицо, блестящие глаза, свободно расставленные ноги, распрямленные руки и т. д. Согнутая над столом фигура, подогнутые ноги, блуждающий взор, морщины на лбу и вертикальные складки на переносице указывают на напряженное состояние объекта. Вместе с тем «расслабленность и эмоциональная напряженность, парализуя мышление, усиливают внушаемость».

Метод постановки и варьирования мыслительных задач. Воздействие осуществляется не только передачей определенной позитивной информации. Информационное воздействие может иметь место в виде постановки вопроса - мыслительной задачи. Основная его суть сводится к постановке задач с целью развития, направления мыслительных процессов лиц, на которых оказывается воздействие.

Воздействие оказывается:

  1. приемами постановки задачи (вопроса);
  2. направленностью мыслительных процессов в результате постановки задачи (вопроса);
  3. оказанием помощи в решении поставленной мыслительной задачи.

Постановка мыслительной задачи в процессе общения осуществляется при помощи вопросов. Поэтому для достижения целей метода необходимо тщательно изучить особенности, виды вопросов, возможные варианты поведения при их постановке.

Сознание конфликтности в общении усиливает рефлексивную деятельность, а вместе с тем и значимость каждого вопроса. За ним всегда предполагается уже определенное знание той информации, которая ожидается постановкой вопроса. Это усиливает воздействие самого вопроса, существенно активизирует мыслительную деятельность лица, к которому этот вопрос обращен.

Можно не только поставить вопрос, но и выразить в нем свое отношение к определенным фактам. Для этого используются:

  1. различные вопросительные частицы;
  2. виды речевой интонации;
  3. сочетание формы вопроса с мимическими возможностями.

Вопросительные частицы могут выражать сомнение, недоверие или даже убеждение в обратном тому, что заключено в вопросе (частицы «неужели», «разве» и т. д.). Например, вопросы: «Неужели Ехунов не говорил Вам об этом?», «Разве Вы не были в этом месте?» и т. д. Значимость вопроса очень часто усиливается интонацией. Кроме интонации, этот вопрос может существенно усиливаться и мимикой (ирония, утверждение, опровержение, убеждение и т. д.).

При помощи этого метода реализуется и процесс вспоминания по ассоциации. Путем постановки серии вопросов о развитии определенного события достигают существенного оживления временных связей и восстановления в памяти фактов, событий, развивавшихся параллельно событию, в отношении которого ставились вопросы - мыслительные задачи на вспоминание.

При помощи постановки мыслительных задач возбуждают процесс анализа своих поступков, действий, что является непременным условием для принятия определенных волевых решений, изменения отношения к своему поведению, действиям. Этого нельзя добиться только передачей информации или только убеждением. Надо, чтобы активную переработку всех фактов, всех переданных доводов, произвело лицо, на которое воздействуют. Эту роль и выполняет метод постановки мыслительных задач.

Этот метод находит широкое применение и при разоблачении ложных показаний. Дело в том, что у человека, дающего заведомо ложные показания, обязательно имеются две мысленные модели события, по поводу которого даются показания. Одна модель отражает событие в том виде как оно имело место в действительности, а другая модель - передаваемую версию о событии. Наличие этих двух моделей приводит к усложнению мыслительных фильтраций после постановки мыслительной задачи - вопроса. Дающий ложные показания стремится в наибольшем количестве деталей совмещать эти две модели - только тогда ложная версия будет правдоподобна. В условиях такой сложной мыслительной работы при умелой постановке вопросов, варьирования их, при неожиданной постановке вопросов, вуалировании главного вопроса серией мелких, незначительных - наступает момент, когда лицо, на которое воздействуют данным методом, не успевает проконтролировать относимость вопроса к модели настоящего события и сообщает факты, относящиеся именно к этому событию, а не к вымышленному.

Воздействие постановкой мыслительной задачи в ряде случаев объясняется тем, что виновное лицо под доминантным возбуждением в ожидании разоблачения часто воспринимает в вопросе такую информационную нагрузку, которая приводит его к выводу о необходимости признать свою вину, хотя из поставленного вопроса это прямо и не вытекало.

1 Ковалев А.Г. Взаимовлияние людей в процессе общения и формирование общественной психологии / В сб. «Вопросы психологии личности и общественной психологии» - Л., - 1964.-С. 12.

2 Левитов НД О психических состояниях человека. -М.,- 1964.- С. 128.

3 Коробейников Н.П. Поведение воина в опасной ситуации.- М,- 1965. - С. 29.

4 Платонов К.И.Слово как физиологический и лечебный фактор.- М.,- 1962.- С. 245.

5 Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор.- М.,- 1962.- С. 38-39.

6 Платонов К.И,Слово как физиологический и лечебный фактор.- М.,-1962.- С. 48.

7 Там же. С. 37.

8 Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе.- Пермь, 1976. - С. 112.

9 Руководство по психиатрии.- М.,- 1974.- С. 87.

Процесс человеческого общения предполагает наличие воздействия людей друг на друга теми или другими способами. Психологическое воздействие , или влияние на личность, понимается как изменение психологического состояния человека, его поведения, личностно-смысловых образований (установок, мнений, целей и т.п.) другим человеком или группой людей. Воздействие (или влияние) может осуществляться преднамеренно или непреднамеренно. Преднамеренное влияние, как пишет Е.В. Сидоренко (1998), совершается зачем-то, для чего-то , а непреднамеренное – почему-то, т.е. имеет только причину, например неосознанную потребность.

В психологическом воздействии Г.А. Ковалев (1995) выделяет субъект и объект воздействия (личность и группа), механизмы воздействия (заражение, внушение, подражание, убеждение), методы и средства воздействия (политические, административные, педагогические, психологические). Все эти компоненты тесно связаны друг с другом. В чем специфика разных механизмов психологического воздействия?

Заражение относится к древнейшим механизмам психологического воздействия и представляет собой неосознаваемую подверженность определенным психологическим состояниям.
Б.Д. Парыгин (1971) определяет заражение как сопереживание людьми общего психического состояния. В ходе заражения передача эмоций от человека к человеку происходит путем многократного взаимного усиления эмоций общающихся людей по принципу цепной реакции. Поэтому величина группы, в которой возникает эмоция, определяет выраженность заражения.

Внушение представляет собой целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей. В ходе внушения происходит передача эмоций, мыслей и форм поведения, при этом человек принимает их некритично, в готовом виде. Внушение, как и заражение, в первую очередь связано с влиянием на эмоциональную, бессознательную сферу психики. Внушение имеет значение в сфере пропаганды и рекламы, может рассматриваться также как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия на личность.

Подражание как способ психологического воздействия представляет собой воспроизведение индивидом черт и способов демонстрируемого поведения. По Б.Д. Парыгину (1971), подражание направлено на творческое воспроизведение внешних признаков и образцов поведения, действий, поступков, которое сопровождается определенной эмоциональной и рациональной направленностью. В детстве подражание выступает как ранний вид обучения, служит для установления контакта с окружающими.

Убеждение как процесс – это способ организованного воздействия (социально-психологического, идеологического) на психику индивида извне. По Ю.А. Шерковину (1975), убеждение – логическое обоснование какого-либо суждения с целью добиться согласия с высказываемой точкой зрения. Данный способ воздействия на личность апеллирует к логическому мышлению, в нем присутствует аргументация, логическое обоснование. Личность, на которую воздействуют, должна сознательно принять передаваемые идеи, поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

Если соотносить перечисленные механизмы со степенью их воздействия на аффективную или интеллектуальную сферы, то будет видно, что при движении от заражения к убеждению снижается роль эмоций и возрастает значение интеллектуально-мыслительных процессов.

Формы воздействия могут быть неимперативными и императивными, прямыми и косвенными. К неимперативным прямым воздействиям относятся: просьба, предложение, убеждение, поддержка, похвала и утешение. Кимперативным прямым – приказы, требования, запрещения и принуждение. Среди мер воздействия можно выделить дисциплинарные меры в виде предупреждения, выговора, наказания. Отдельными специфическими видами воздействия считаются слухи, сплетни.

В сфере педагогического общения к различным формам воздействия учителя на ученика можно отнести просьбы, требования и принуждения, убеждения, шутки, внушения, оценки и отметки. Все виды воздействия учителя на учащихся определяются целью этих воздействий. В соответствии с этим выделяют организующие, оценивающие и дисциплинирующие воздействия. Их количество зависит от уровня профессионального мастерства учителя. У преподавателя высокого уровня на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у преподавателей с более низким уровнем – дисциплинирующего (А.А. Реан, 1999, Е.П. Ильин, 2009).

Особым видом воздействия на партнера по общению является манипуляция, которой пользуются профессионалы влияния: продавцы, работники сферы обслуживания, руководители, таксисты, официанты, вербовщики религиозных сект, попрошайки и мошенники. Манипуляция используется педагогами в отношении учащихся и учащимися в отношении педагогов, а также родителями и детьми по отношению друг к другу.

Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей(Ильин, 2009). При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Иначе говоря, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия, например, в воспитании или обучении.

Существует понятие макиавеллического (или манипулятивного) типа личности.Макиавеллизм – циничная, эксплуататорская установка по отношению к другим людям как к слабым, зависимым, как к объектам, которые могут быть использованы для достижения своих целей. Название связано с характеристиками личности, описанными в книге флорентийского дипломата и писателя XVI века Никколо Макиавелли «Государь», где он излагал свои принципы управления, манипулирования людьми. Макиавеллический тип личности – это смягченный вариант авторитарного типа, при котором окружающие люди воспринимаются как злые, враждующие, не достойные доверия. Однако манипуляция – это не всегда плохо. Ряд педагогических и профессиональных задач подразумевают именно манипулятивное общение.