Воспитание мальчика 6 7. Три стадии развития мальчиков, которые необходимо знать. Как воспитать мальчика, если он младший брат

Краткое содержание: Воспитание мальчика. Три стадии развития мальчиков, которые необходимо знать. Роль отца и матери в воспитании мальчика. Воспитание мужчины.

Мальчики не растут сами по себе, ровно и гладко. Не бывает такого, что вы утруждаете себя лишь тем, что впихиваете в свое чадо полезные злаки, обеспечиваете его чистыми рубашками - и в один прекрасный день ваш мальчик просыпается настоящим мужчиной! Необходимо следовать определенной программе воспитания. Если мальчик постоянно находится в сфере вашего внимания, вы наверняка замечаете, как он взрослеет день ото дня, как меняются его настроение и энергетика в разные периоды жизни. Задача состоит в том, чтобы понять, что требуется ребенку и когда.

Избегайте использования вашего сына в качестве посланника

Желательно, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, должен иметь некоторые рекомендации по воспитанию детей и правилам и правилам в двух домах, в которых он будет проводить большую часть времени, их следует поддерживать, чтобы дать ему стабильность, в которой он нуждается.

То, что ваш ребенок постоянно свидетельствует о том, что вы спорите со своим бывшим партнером перед ним или где-либо за что-либо, не рекомендуется или никому не рекомендуется. Идеал свести к минимуму возможные негативные последствия развода в ребенке и в вас самих будет заключаться в том, что вы пытаетесь поддерживать довольно сердечные отношения после разлуки.

К счастью, мальчики не сегодня появились на свет, и мы не первооткрыватели в вопросах их воспитания. Каждая мировая культура сталкивалась с проблемой воспитания мальчишек и предлагала свои решения. Это только в последние десятилетия, когда ритм жизни стал особенно бурным, мы как-то упустили из виду необходимость создания реальной программы воспитания мальчиков. Мы просто слишком заняты другими делами!

Чтобы получить его, вы должны начать с устранения дискуссий и закладывания основы в отношениях, которые, как родители вашего ребенка, у вас будут с этого момента, взаимного уважения и хорошего общения, среди прочих. Просить вашего ребенка о том, что он сделал, когда он был с вашим бывшим партнером, можно понимать как нормальное, поскольку ваше обязательство родителя и матери должно быть проинформировано о деятельности, которую он развивает, когда он находится с другим родителем.

Напротив, конкретно спросите своего ребенка о действиях, которые ваш бывший партнер делает индивидуально в свое свободное время, и с кем это не так. Ваш ребенок не должен действовать как шпион или детектив, этот факт только принесет негативные последствия для семьи в целом.

Три стадии отрочества универсальны и существуют вне времени. Обсуждая их с родителями, я всякий раз слышу: "Верно!", потому что опыт воспитания подтверждает правильность этих постулатов.

Коротко о трех стадиях развития

1. Первая стадия охватывает период с рождения до шести лет - возраст, в течение которого мальчик крепче всего связан с матерью. Это "ее" мальчик, даже притом, что отец может играть очень большую роль в жизни ребенка. Цель воспитания в этот период - передать мальчику большую любовь и ощущение безопасности, "зарядить" его на жизнь как на большое и увлекательное путешествие.

Независимо от того, скрыт ли от него процесс разъединения или нет, ребенок будет чувствовать себя виноватым в том, что его родители перестали быть вместе. Наш долг, как семья и родители ребенка, состоит в том, чтобы объяснить, что произошло таким образом, что понимает, что такое может случиться, и что ему нечего делать. Для этого мы должны первыми перенести эту ситуацию как обычно и принять ее как есть.

Один из лучших способов понять, что вы не были виновны в отрыве от ваших родителей, - это любовь. Оба члена семьи и родители должны проявлять свою привязанность, чтобы не чувствовать себя плохо или даже. Мы должны указать, что покупка подарков чрезмерно не является признаком привязанности и что это действие принесет для него негативные последствия. Идеальным было бы быть более внимательным, чем обычно, и показывать больше, что мы чувствуем для него умеренно.

2. Вторая стадия длится с шести до четырнадцати лет - возрастной период, в течение которого мальчик, следуя собственным внутренним ощущениям, хочет учиться быть мужчиной и все больше присматривается к отцу, его интересам и поступкам. (Хотя мать остается очень близким человеком, а окружающий мир становится все интереснее.) Цель воспитания в этот период - повысить уровень знаний ребенка и развить его способности, не забывая о доброте и открытости, - то есть стремиться к развитию гармоничной личности. Именно в этом возрасте к вашему сыну приходит ощущение радости и комфорта оттого, что он мальчик.

Когда родители разделены, они, как правило, стараются, чтобы ребенок имел контакт с семьей другого родителя и даже с самим родителем. Еще раз мы должны подчеркнуть, что это не хорошо для всех и что главная жертва - наименее. Он имеет право продолжать иметь семью и общаться с каждым из членов, которые ее формируют, поэтому мы должны стараться избегать таких идей и позволить ребенку также наслаждаться другой частью семьи.

Если мы хотим, чтобы наш долг состоял в том, чтобы наш сын был счастлив, и для этого мы должны позволить ему поддерживать связь с другими членами семьи и наслаждаться его компанией. Тот факт, что развод двух родителей может иметь много негативных последствий для ребенка. Это большая жертва этого процесса, который, если он не рассматривается естественным образом, может повлиять и изменить то, как вы видите мир и относитесь к своей среде. Как отцы и матери мы должны стараться минимизировать эти возможные последствия и попытаться, чтобы этот процесс не сильно повлиял на нашего сына.

3. И наконец, период от четырнадцати лет до совершеннолетия - когда мальчику необходимо участие мужчины-наставника, если он хочет быть полностью подготовленным к взрослой жизни. Мама и папа несколько отступают на задний план, но они должны подыскать своему сыну достойного наставника, чтобы ему не пришлось довольствоваться знаниями и опытом своих некомпетентных сверстников. Цель воспитания на этом этапе - обучить навыкам, привить чувство ответственности и самоуважения, активно вовлекая во взрослую жизнь.

Поэтому следуйте этим советам, и все те, которые могут быть полезны для него, абсолютно необходимы, чтобы облегчить их дискомфорт. Однако, если это не будет сделано последовательно, это может иметь тот же эффект или даже хуже, чем если бы они не были учтены.

Какой еще совет вы могли бы дать детям с разлученными родителями? Многие люди считают забавным, когда дети говорят о том, что есть друзья, обмениваются поцелуями и делают заявления о любви. У пар есть дети как хорошие женихи для друзей друзей, родители празднуют мальчика, который будет собирать, мама вибрирует с девушками, которые будут уничтожать сердца, видео детей влюбленных, циркулирующих в Интернете, очаровательные толпы. Что лежит в голове того, кто слышит или звёзд в таком виде? Разве эта, казалось бы, невинная шутка не бросает детство в опасную местность?

Пожалуйста, помните: эти стадии ни в коем случае не предполагают внезапного или резкого перехода влияния на ребенка от одного родителя к другому. Лучше всего, когда оба родителя принимают активное участие в жизни сына с детства до совершеннолетия. Стадии отрочества лишь указывают на смещение акцентов: так, скажем, отец выходит на первый план в возрасте сына от шести до тринадцати лет, а влияние наставников возрастает с четырнадцати лет. Основными критериями при выборе наставника остаются безопасность и честность.

Роль родителей заключается в том, чтобы отделить то, что происходит от взрослого мира и инфантильного мира, а не смешивать все, что делали многие. Не случайно, что ранние и более ранние мальчики и девочки в возрасте 12 лет или менее «останавливались» со школьными друзьями и соседями, как если бы они были подростками. И матери пятилетних испугались, когда они забирают своих дочерей, целуя маленького друга в рот во время шутливости, когда дамские куклы Барби уже недостаточно.

Индустрия игрушек, одежды и косметики инвестирует в «взрослое» детства, а рекламный рынок растет за счет украденных у детей лет. Проблема в том, что взрослые, особенно родители, не осознают серьезность проблемы и попадают в ловушку, стимулируя бегство от шуток, которые в конечном итоге обнадеживают лживые флирты и приводят к тревожной правде: ранняя эротика.

Зная об этих трех стадиях, можно четко определить для себя программу действий. Например, совершенно очевидно, что отцы мальчиков в возрасте от шести до четырнадцати лет не должны быть трудоголиками, как не должны устраняться от семьи ни морально, ни физически. Если это происходит, то исключительно во вред сыновьям. (И все-таки современные отцы именно так и поступают, многие из нас могут это подтвердить из опыта своего детства.)

Только в подростковом возрасте, в возрасте 14 лет, тело претерпевает трансформации и реагирует на язык. Перед этим следует избегать любой инициативы по эротизации детских отношений или фантазий. О том, что говорят родители и общество, способствует ранним изменениям, которые отрицательно влияют на развитие ребенка. Психоаналитик предупреждает, что заявления родителей о взаимоотношениях между детьми зависят от потребления взрослых продуктов в детстве. Мать, которая покупает бюстгальтер богу для своей 8-летней дочери, может пытаться решить через тело ребенка трудности с ее собственной сексуальностью.

Стадии развития мальчиков подсказывают, что нам необходима дополнительная помощь со стороны общества, когда наши сыновья достигают подросткового возраста. Когда-то такую поддержку оказывали родственники (дяди и дедушки) или мастера-ремесленники, бравшие мальчиков в ученики и подмастерья.

К сожалению, сегодня слишком часто случается так, что подростки выходят в большой мир, но там их словно никто не ждет, не протягивает руку помощи, и они вынуждены проводить свое отрочество и юность в опасной беспризорности. Некоторые так и не взрослеют.

В общем, слияние создается между ними. Дочь функционирует как вешалка сексуальности матери. Что она не может жить в своей сексуальности? Она дает дочери то, что она хочет для нее, - объяснила она. По словам учителя, гласность только убеждает, кто имеет желание по отношению к объекту. Поэтому стремление матери к покупке должно служить предупреждением о том, что она пытается справиться с истиной, которая принадлежит ей, а не ее дочерью.

Родители - большой узел: либо они мешают подростку встречаться, либо подталкивают ребенка к ранней сексуальности. Дело не в том, что это модно и в средствах массовой информации, что все будут действовать одинаково. Она указывает, что отношение родителей должно побуждать детей думать о других вещах. Нельзя бросать свет, ценность, говоря такие вещи, как «Мой сын - мужчина, он уже целует». Детям необходимо поощрять жить в обществе, не сосредотачиваясь на сексуальности и их воле.

Будет справедливо сказать, что многие проблемы - особенно связанные с поведением мальчишек, их недостаточной мотивацией в школе, а потом и неприятности с законом (езда в пьяном виде, драки и прочее), проистекают из того, что мы не знали об особенностях мальчишеского развития и вовремя не обеспечили им необходимой помощи.

Знать три стадии развития мальчиков просто необходимо, поэтому мы должны рассмотреть их подробно и решить, как откликнуться. Что мы сейчас и делаем.

Сексуальность, испытанная ранним и искаженным образом, отвлекает ребенка от того, что подходит для этого возраста, например школьного обучения. Ребенок должен иметь свою сексуальность, спящую с фокусом вне своего собственного тела, чтобы видеть мир. Или бросайте энергию в сексуальность или играйте ее для обучения. Позже, когда вы успели узнать, что такое буквы и цифры, у вас есть энергия, чтобы играть в оба.

Ребенок, сосредоточенный на своем теле, не обращается к учителю. В дополнение к проблемам ранней сексуальности у него будет больше проблем с обучением в школе. Психоаналитик предупреждает, что ребенок захватывает чувства родителей. Даже без одобрения, если мать гордится, потому что дочь «дала печать», практика повторится.

С рождения до шести: нежные годы

Младенцы есть младенцы. Девочка это или мальчик - не имеет значения ни для самого ребенка, ни для его родителей. Младенцы любят, когда их держат на руках, играют с ними, тискают, а они довольно хихикают; им нравится наблюдать за окружающим миром. Темперамент младенцев самый разный. С некоторыми довольно легко - они спокойные и расслабленные, спят подолгу. Другие шумные и непоседливые, вечно требующие действия. Кто-то боязливый и беспокойный, нуждающийся в постоянном подтверждении того, что с ним рядом кто-то есть, что его любят.

Родители не могут бояться быть хмурыми, нужно сказать: Это не детская вещь. Ты просто собираешься целоваться и встречаться, когда вырастешь. Если многие взрослые испытывают трудности с пониманием концепции гендерной идентичности, представьте ребенка. Он родился как девочка, он никогда не отождествлялся со своим сексом и постоянно спрашивал об этом своих родителей.

Когда ему исполнилось 5 лет, Джефф и Хиллари Уиттингтон из Сан-Диего, США, разрешили ему перейти от женщины к мужской вселенной. На мероприятии мальчик вышел на сцену в костюме и галстуке и прочитал объявление для публики: Меня зовут Риланд Уиттингтон. Семья только столкнулась с его гендерной идентичностью, когда Райленд уже вырос. Это потому, что он родился с проблемой глухоты и только начал слушать после кохлеарного имплантата - технологического устройства, которое стимулирует нервные волокна уха.

В этот период жизни необходимо, чтобы малыш чувствовал связь, по крайней мере с одним человеком. Как правило, с мамой. Обладая особым энтузиазмом и высокой мотивацией, к тому же вскармливая его своим молоком, от природы наделенная особой мягкостью и нежностью в подходе к ребенку, именно мать оказывается наиболее подготовленной к тому, чтобы полностью удовлетворить запросы младенца. Собственные гормоны (особенно пролактин, вырабатываемый в процессе кормления грудью) вызывают в женщине желание быть со своим ребенком и сосредоточивать на нем все внимание.

Вскоре после обучения говорить он сказал родителям: «Я мальчик». Джефф и Хиллари, не готовые справиться с новинкой, думали, что это было что-то временное, это пройдет. Но в возрасте пяти лет он начал отвергать все, что связано с женской вселенной. Предохранитель был, когда он спросил его родителей: «Почему Бог сделал меня таким?».

Семья решила обратиться за профессиональной помощью и исследованиями по гендерной идентичности детей. Обнаруженное объяснение заключалось в том, что Райленд трансгендер. Исследование вызвало глухоту: 41% трансгендерных людей пытаются покончить с собой из-за трудности принятия социально приемлемых решений. Решив, Джефф и Хиллари, у которых также есть младшая дочь, обняли «новую» личность своего сына.

За исключением грудного вскармливания отцы тоже могут обеспечить все потребности новорожденного, только делают они это несколько иначе. Исследования показывают, что они более активны в играх с ребенком, любят будоражить его, в то время как матери стараются его успокоить. (Впрочем, когда отцы так же, как и матери, начинают страдать от недосыпания, им уже не до шумных игр и они тоже не прочь утихомирить ребенка!)

Изменение одежды, игрушек и декорация спальни было всего лишь несколькими изменениями. Мальчик любил резать волосы, и семье все равно приходилось приспосабливаться к тому, чтобы ссылаться на него в мужском полу. «Гендерная идентичность Райленда не была вызвана нашим способом ее создания, нашей семейной структурой или факторами окружающей среды», - объясняет выдержка из видео. На фотографиях изображено детство обычного и счастливого мальчика.



Наука не делает различий между гомосексуалистом и гетеросексуалом, чтобы закрыть ту дыру, которую они создали «гендерную идеологию», ребенок рождается «пустым», когда речь идет о сексуальности, и в будущем выбирает то, что он хочет быть, что не будет соответствовать этому случаю. Ужасно видеть это, и хуже все ближе и ближе к Бразилии. . Посмотрите, как этот гендерный вопрос запутан и опасен. По словам матери, ребенок, естественно, выбрал свой пол без внешних воздействий. Случилось так, что ваш пол отличается от вашего пола, что свидетельствует о биологических нарушениях.

Первые проявления разницы полов

Некоторые генетические различия между девочками и мальчиками начинают проявляться уже в младенчестве. Мальчики менее восприимчивы к лицам окружающих. У девочек сильнее развито ощущение прикосновения. Мальчики растут быстрее и активнее набирают силу, хотя разлуку с матерью воспринимают острее. Когда дети начинают ходить, разница между девочками и мальчиками становится еще заметнее. Мальчикам, как правило, требуется больше места для игр и передвижения. Они любят хватать предметы и манипулировать ими, строят высокие башни из блоков, в то время как девочки предпочитают возиться на полу. В детском саду мальчики игнорируют появление в группе новеньких, а девочки тут же замечают их и заводят дружбу.

Как ни печально, взрослые относятся к мальчикам более строго. Исследования показывают, что родители обнимают и ласкают девочек гораздо чаще, даже в новорожденном возрасте. С мальчиками меньше разговаривают. И мамы чаще и больнее наказывают мальчиков.

Если мама является основным источником ласки и заботы, для мальчика она становится первой моделью для любви и нежности. Начиная со второго года жизни ребенка, когда он начинает ходить, мать может твердо, не обижая и не стыдя мальчика, установить границы их отношений, и мальчик усвоит это на всю жизнь. Он знает, что в сердце матери он занимает особое место.

Когда мама с интересом и удовольствием обучает мальчика, разговаривает с ним, это помогает развитию его речевых навыков, общительности. В дальнейшем мы увидим, насколько это важно для мальчиков, поскольку им в большей степени, нежели девочкам, нужна помощь в усвоении навыков общения.

Если в первые год-два жизни сына мать оказывается в глубочайшей депрессии и закрыта для общения с ребенком, в его сознании появляется аспект печали. Если мама злится, бьет или обижает сына, он начинает сомневаться в том, что его любят. Матери необходима поддержка и помощь со стороны других членов семьи, так чтобы у нее была возможность отдохнуть, расслабиться и найти время для общения с ребенком. Ей необходимо заботиться о себе, тогда она сможет полноценно заботиться о ребенке.

Мать выражает восторг, видя, как ее ребенок гоняет за ящерицами или лепит из песка куличики, она гордится его достижениями. Отец тискает сына, играет с ним в борьбу и тоже выказывает нежность и заботу, читает книжки, утешает, когда ребенок болен. Малыш усваивает, что мужчины добры и в то же время с ними интересно, что они умеют читать книги и помогают по дому.

Дома лучше

По возможности мальчику лучше оставаться дома с одним из родителей, пока он не достигнет трехлетнего возраста. Ясли или дома младенцев не слишком подходят для ухода за мальчиками до трех лет. Исследования показывают, что мальчики в большей степени, нежели девочки, склонны переживать разлуку с близкими, у них чаще наблюдается эмоциональный стресс от ощущения брошенности. В результате развиваются беспокойство и агрессивность, и такая модель поведения сохраняется у мальчика и в школе.

Забота со стороны любящего родителя или семейный уход гораздо предпочтительнее. Маленьким детям необходимо присутствие рядом любящего человека. Первые уроки, которые мальчикам нужно усвоить в этой жизни, это уроки доброты, доверия, тепла и радости.

Короче говоря...

До шести лет пол ребенка не имеет особого значения, и не стоит слишком сосредоточиваться на этом аспекте. Как правило, матери оказываются самым близким человеком для ребенка, но роль отца тоже нельзя недооценивать. Самое главное для ребенка в этот период жизни - находиться в центре внимания и ощущать присутствие рядом двух любящих родителей. Так у него развиваются чувство безопасности, навыки первичного общения и тяга к познанию и взаимодействию с окружающими.

Впрочем, этот период проходит слишком быстро. Так что ловите момент и наслаждайтесь своим малышом!

С шести до тринадцати: интерес к мужественности

Лет в шесть с мальчиками происходит важная метаморфоза. В них словно просыпается дремавшая до сих пор мужественность. Даже те мальчишки, которые не так много смотрят телевизор, вдруг начинают проявлять интерес к оружию, мечтают носить кепки суперменов, бороться и драться, играть в шумные игры. И происходит еще кое-что очень важное: причем это характерно для всех стран и культур. Примерно в возрасте шести лет мальчики словно замыкаются на отце или деде, или другом мужчине. В них пробуждается желание быть рядом с мужчиной, учиться у него, подражать. Им хочется "учиться быть мужчиной".

Если в этот период отец игнорирует сына, мальчик зачастую устраивает дикие выходки, лишь бы привлечь его внимание. Однажды меня пригласили в качестве консультанта исследовать случай, когда у мальчика периодически возникали вспышки тяжелого заболевания, причем без всякой видимой причины. Было назначено интенсивное медицинское обследование. Его отец, ведущий специалист в области медицины, вернулся с конференции из Америки, чтобы быть рядом с сыном, и мальчику стало лучше. Вскоре отец опять уехал на конференцию, и болезнь вернулась. Мы попросили отца ребенка пересмотреть свой рабочий график, который предполагал отсутствие дома в течение восьми месяцев в году! Он внес соответствующие коррективы, и с тех пор мальчик ни разу не болел.

Чтобы привлечь внимание отца, мальчишки могут начать воровать, мочиться в постели, проявлять агрессию в школе, совершать другие неблаговидные поступки.

Мамы по-прежнему много значат

Эта внезапная смена интереса в сторону отца вовсе не означает, что мама уходит со сцены. В некоторых странах (например, в Соединенных Штатах) матери зачастую дистанцируются от своих шестилетних сыновей, чтобы добавить им "жесткости". (Именно в этом возрасте в Британии отправляют детей в пансионы.) Но, как возражает Ольга Силверштайн в своей книге "Смелость в воспитании настоящих мужчин", эта идея коварна. Мальчикам необходимо знать, что они могут во всем положиться на маму, и не следует глушить в них нежные чувства. Лучше всего, если мальчик будет близок к маме, разумеется, притом, что рядом будет и отец. Если отец почувствует, что сын слишком вовлечен в интересы матери (что бывает), ему нужно усилить свое влияние - ни в коем случае не критикуя мать! Иногда отец чересчур строг или предъявляет к сыну повышенные требования, и тот начинает его бояться.

Если в раннем возрасте мать внезапно отдаляется от сына или лишает его тепла и внимания, результат печальный: мальчик, стремясь заглушить обиду и боль, словно перерезает ниточки, которые связывали его с матерью, - нежность и любовь. Инстинкт подсказывает ему, что тяжело проявлять теплые чувства, если они не находят отклика у матери. Если мальчик ставит для себя такую заслонку, он вырастет довольно резким и грубым и вряд ли будет проявлять тепло и нежность по отношению к своим детям и супруге. Все мы очень хорошо знаем таких мужчин (боссов, отцов, мужей), которые эмоционально зажаты и не могут наладить контакта с людьми. Мы можем сделать так, чтобы наши сыновья были не такими, а для этого просто нужно чаще обнимать их - и в пять, и в десять, и в пятнадцать лет.

Пять заповедей отцовства

Предлагаем усвоить еще несколько уроков отцовства.

1. Начинайте как можно раньше. Участвуйте в процессе воспитания с периода беременности. Говорите с будущей матерью о своих надеждах, связанных с ребенком, участвуйте в уходе за младенцем с самого его рождения. Это ключевой этап в выстраивании будущих отношений. Уход за ребенком на ранней стадии дисциплинирует вас и меняет ваши жизненные приоритеты. Имейте в виду: отцы, которые ухаживают за новорожденными, настраиваются на одну волну с ними, происходит так называемое глубокое погружение. Кстати, мужчины прекрасно справляются с тем, чтобы утихомирить ребенка среди ночи - баюкают его, качают, напевают песенки! Не превращайтесь в наседку, но строго следуйте советам матери ребенка или других опытных наставников. И гордитесь своими достижениями. Даже если вы слишком заняты работой, используйте выходные или отпуск, чтобы уделить внимание ребенку. Начиная с двухлетнего возраста малыша, предложите матери оставлять вас с ребенком на выходные, и вы поймете, что прекрасно справляетесь со своей ролью.

2. Найдите время. Это самое важное. Папы, запомните: Если в течение недели вы проводите на работе пятьдесят пять-шестьдесят часов, включая командировки, вы просто не в состоянии исполнять свои отцовские обязанности. У ваших сыновей будут проблемы в жизни, и это непременно скажется на вас. Отцам необходимо приходить домой вовремя, чтобы играть, смеяться, учить своих детей, резвиться с ними. Работа в корпорациях и малом бизнесе становится врагом семьи. Зачастую отцы выбирают более низкий заработок, но зато имеют возможность больше времени проводить в семье. Так что, когда в следующий раз вам предложат повышение, требующее более продолжительного рабочего дня и частые командировки, серьезно подумайте над тем, чтобы ответить своему боссу: "Извините, но мои дети, прежде всего".

3. Не сдерживайте эмоций. Обнимать сына, резвиться с ним, играть в борьбу не возбраняется вплоть до его совершеннолетия! Сочетайте эти шумные игры с более спокойным времяпрепровождением: дети очень восприимчивы к рассказам, им нравится просто сидеть рядом с отцом, петь или музицировать. Говорите своим детям о том, какие они умные, красивые, творческие (хвалите их часто и искренне). Если ваши родители не были такими открытыми в проявлении чувств, вам придется учиться этому.

Некоторые мужчины опасаются, что проявление ласки в отношении сына сделает его "голубым". Это совсем не так. Более того, верно обратное. Многие геи и бисексуалы, с которыми мне доводилось беседовать, признают, что именно недостаток отцовской ласки частично объясняет их тягу к мужской нежности.

4. Больше веселья. Радуйтесь своим детям. Если вы проводите с ними время только из чувства вины или по обязанности, это не принесет пользы. Постарайтесь подыскать такие виды деятельности, которые нравятся вам обоим. Избавьте детей от "бремени обязанности", но настойчиво призывайте их к тому, чтобы они помогали по дому. Ограничьте их внешкольные занятия одним-двумя видами спорта или иной деятельности, так чтобы у них оставалось время просто побыть собой. Организуйте их свободное время, чтобы они не слонялись бесцельно, и посвятите его прогулкам, играм, беседам. Избегайте чрезмерного соперничества в играх. Обучайте своих детей постоянно, делитесь с ними всем, что знаете сами.

5. Не забывайте о дисциплине. Сегодня многие отцы выбрали для себя роль "добреньких папаш", оставив все трудные вопросы воспитания своим половинам. Но мы все-таки советуем мужчинам участвовать в принятии решений, следить за тем, как ребенок делает домашние задания и выполняет работу по дому. Установите нормы дисциплины - спокойно, но твердо. Не прибегайте к рукоприкладству, хотя иногда и возникает соблазн отшлепать мальчишку. Настаивайте на уважении. Не стройте из себя маленького. Обязательно выслушивайте ребенка и учитывайте его чувства и переживания. Обсуждайте с мамой ребенка глобальные вопросы воспитания: "Все ли нам удается? Что нужно изменить?" Совместное воспитание ребенка очень сближает родителей.

Поиски объекта для подражания

Мальчик в возрасте от шести до четырнадцати лет все еще обожает свою мать и может многому научиться у нее. Но его интересы меняются: его все больше тянет учиться у мужчины. Мальчик понимает, что взрослеет. И, чтобы развитие было полным, он должен "загрузить в себя как можно больше данных" от мужчины.

Матери остается лишь спокойно принимать это, сохраняя теплоту и готовность оказать поддержку. Задача отца - постепенно активизировать свое участие в воспитании. Если отца нет рядом, мальчик начинает искать мужчину в своем окружении - например, в школе. Но сегодня среди учителей все меньше мужчин, особенно в начальной школе, и это создает определенную проблему.

Одинокая мать

Тысячи лет одиноким матерям приходилось воспитывать мальчиков самостоятельно. Нет никакого сомнения в том, что женщины могут воспитать достойных мужчин, но - и это очень большое "но" - те женщины, с которым мне доводилось беседовать, всякий раз подчеркивали, что они находили в своем окружении мужчин, достойных подражания, призывая на помощь родственников, друзей, школьных учителей, спортивных тренеров, лидеров молодежных организаций (выбирая их с большой осторожностью во избежание риска сексуальных домогательств).

Дефицит внимания или дефицит отцовства?

Два года тому назад ко мне после лекции подошел мужчина по имени Дон и рассказал следующую историю. Дон работал шофером на грузовике, и годом раньше его восьмилетнему сыну был поставлен диагноз "дефицит внимания". Дон прочитал диагноз и решил, что его сын Трои попросту "недополучает внимания". А что же еще это могло означать?

Дон поставил перед собой цель уделять сыну больше времени. Он всегда считал, что воспитание детей - это удел женщин, а его задача - работать в поте лица, чтобы обеспечивать семью материально. Но теперь все изменилось. В каникулы и, по возможности, после школы Трои стал разъезжать с отцом на грузовике. В выходные дни, которые Дон обычно проводил в обществе своих друзей - любителей мотоциклов, Трои присоединялся к отцу.

"Нам пришлось отказаться от крепких словечек в своих разговорах, вести себя покультурнее, но ребята все поняли, и некоторые тоже стали приводить с собой детей", - с улыбкой поведал мне Дон.

Хорошая новость: Трои всего за пару месяцев стал спокойным мальчишкой, и ему даже отменили медикаментозный курс - диагноз "дефицит внимания" был снят. Но отец и сын продолжали проводить вместе много времени, им просто это понравилось. Мы не станем утверждать, что дефицит внимания на самом деле есть дефицит отцовства, но во многих случаях это так.

Короче говоря...

Пока мальчик учится в начальной и средней школе, ему нужно проводить больше времени с отцом и матерью, получая от них помощь, приобретая от них жизненные знания и опыт, наслаждаясь их обществом. С эмоциональной точки зрения отец в этот период выходит на первый план. Мальчик готов учиться у него, прислушиваться к его словам. Как правило, он начинает равняться на отца. Матери есть от чего прийти в бешенство!

Этот временной промежуток - от шести до четырнадцати лет - предоставляет отцу идеальную возможность оказать влияние на сына (и заложить в нем основы мужского характера). Это время, которое нужно тратить с пользой. Любые незначительные дела идут во благо: и игры на свежем воздухе летними вечерами; и прогулки, сопровождаемые разговорами "за жизнь" и рассказами о собственном детстве; и совместные занятия хобби или спортом. Именно в этот период в память вашему сыну закладываются приятные воспоминания о детстве, которые будут питать его всю жизнь.

Не пугайтесь, если ваш сын ведет себя чересчур хладнокровно: наверняка такой стиль поведения принят в его школе. Проявите настойчивость, и вы обнаружите, что под маской напускного равнодушия скрывается веселый и игривый ребенок. Не упускайте возможности провести с сыном время, если он действительно хочет побыть в вашем обществе. Ближе к юности интересы будут затягивать его в окружающий мир. Все, что я могу, это призвать вас к следующему: не упускайте свой шанс поучаствовать в жизни сына!

Четырнадцать и старше: становясь мужчиной

Примерно в возрасте четырнадцати лет начинается новая стадия отрочества. Как правило, в этом возрасте мальчики заметно вытягиваются в росте, но и в организме происходит разительная перемена: уровень тестостерона повышается почти на 800 процентов!

Хотя все индивидуально, но в этом возрасте у них есть нечто общее: они становятся более упрямыми, беспокойными, у них часто меняется настроение. И не то чтобы они меняются в худшую сторону, просто в них рождается новая личность, а рождение всегда предполагает борьбу. Им необходимо найти ответы на серьезные вопросы, окунуться в новые приключения, поставить перед собой новые цели, определить приоритеты на будущее - а между тем внутренние часы торопят их жить.

Я полагаю, что именно в этом возрасте мы в большей степени теряем контакт с детьми. Так уж повелось, что мы предъявляем к подросткам стандартный набор требований: побольше усердия в школе, побольше работы по дому. Но подростку требуется нечто большее. Он и гормонально, и физически рвется во взрослый мир, а мы хотим задержать его в детстве еще лет на пять-шесть! Неудивительно, что возникают проблемы.

А на самом деле нужно поднять мальчишке дух - направить его азарт в творческое русло, дать ему возможность расправить крылья. Все беды, которые являются родителям в виде ночных кошмаров (подростковый авантюризм, алкоголь, наркотики, криминал), происходят от того, что мы не находим каналов для выплеска подростковой жажды славы и геройства. Мальчишки смотрят на взрослый мир и не видят ничего, во что им хотелось бы верить или участвовать. Даже их протест оказывается упакованным и предлагается как товар рекламодателями и музыкальной индустрией.

Ребятам хочется прорваться туда, где чище и лучше, но такое место не просматривается.

Как поступали древние

В любой цивилизации - от эскимосов до африканских племен, во все времена и на всех континентах мальчики-подростки получали особое внимание и заботу со стороны всей общины. Древние культуры знали - а мы только еще начинаем этому учиться, - что родители не могут воспитать мальчиков-подростков без помощи других взрослых , которым можно доверять и которые проявляют желание участвовать в процессе воспитания на долгосрочной основе.

Одна из причин такого подхода заключается в том, что четырнадцатилетние сыновья и их отцы доводят друг друга до бешенства. Зачастую отец способен лишь любить сына. Но любить и обучать уже не получается. (Помните, как ваш отец учил вас водить машину?) Почему-то двое мужчин непременно сталкиваются лбами, и это лишь усугубляет проблему. Если же кто-то посторонний приходит на помощь, отцы и сыновья становятся гораздо спокойнее. (На эту тему даже снято несколько фильмов - например, "В поисках Бобби Фишера" и "Поездка за город" с Албертом Финни в главной роли.)

Традиционно практиковались два метода, помогавшие юноше войти во взрослую жизнь. Во-первых, подростков брали под крыло и наставляли на путь истинный взрослые мужчины, которые могли обучить их ремеслу. Во-вторых, на определенных этапах наставничества старейшины рода или племени проводили посвящение юношей в таинства профессии. Этот процесс предполагал серьезные испытания, имевшие целью приобщение мальчиков к взрослой жизни.

Посвящение в племенах лакотов

Коренные жители Америки лакоты, должно быть, известны вам по фильму "Танцы с волками". Это было племя энергичных и успешных людей, с богатой культурой, отмеченное особенно теплыми отношениями между мужчинами и женщинами.

Примерно в возрасте четырнадцати лет мальчики-лакоты подвергались своеобразному испытанию на прочность, так называемому тесту на видение. Мальчик должен был забраться на вершину горы и сидеть там в ожидании видений или галлюцинаций, вызванных чувством голода. Предполагалось, что видение предстанет в образе некоего небесного существа, которое станет вести мальчика по жизни. Пока мальчик дрожал на вершине горы, до него доносилось из темноты грозное рычание горных львов. На самом деле эти звуки издавали мужчины племени, которые обеспечивали безопасность ребенка. Мальчики были слишком ценным материалом для племени, и подвергать их бессмысленному риску никто не собирался.

Когда подросток возвращался в племя, его успех шумно отмечался. Но, начиная с этого дня и в течение целых двух лет, ему не разрешалось разговаривать со своей матерью.

Матери в племени лакотов, как и женщины всех племен охотников-собирателей, очень близки и нежны со своими детьми, и дети зачастую так и спят вместе с ними в хижинах. Лакоты полагали, что, если мальчик заговорит с матерью сразу же после обряда посвящения в мужчину, соблазн вернуться в детство будет слишком велик и он опять окажется в женском мире и никогда не вырастет.

По прошествии двух лет происходила церемония воссоединения матери и сына, но к этому времени сын уже был мужчиной, и его отношение к матери соответствовало его новому статусу. Женщины, которые слышали это предание из моих уст, находили его очень трогательным, одновременно и грустным, и радостным. Матери племени лакотов сознательно отпускали своих детей, уверенные в том, что взамен они получат любовь, уважение и дружбу со стороны своих уже взрослых сыновей.

Резким контрастом с обычаями племени лакотов выступают современные отношения между матерями и сыновьями, которые (как подчеркивает Баббетт Смит в книге "Матери и сыновья") зачастую остаются стеснительными, инфантильными и безразличными. Сыновья боятся сохранять близость к матери и вместе с тем, уже становясь мужчинами, все равно не могут оторваться от материнской опеки. Они переносят свое зависимое положение на отношения с любой другой женщиной. Не прошедшие обряда посвящения в мужское братство, они не доверяют мужчинам и не верят в мужскую дружбу. Они не хотят брать на себя обязательства перед женщинами, опасаясь, что к ним опять будут относиться по-матерински и контролировать. Так и появляются "никакие" мужчины.

Только покинув женский мир, молодые люди могут разорвать материнскую оболочку и начать относиться к женщинам по-взрослому. Бытовая жестокость, измены, неудачи в супружеской жизни совсем не обязательно являются результатом проблем с женщинами, причина как раз в том, что мальчики не прошли положенный путь трансформации.

Вы можете усомниться в том, что в древние времена матери, да и отцы тоже, без опаски отдавали своих сыновей в чужие руки. Но на самом деле оснований бояться не было. В качестве наставников выступали мужчины, которых хорошо знали и которым доверяли. Женщины понимали и приветствовали эту помощь, поскольку интуитивно чувствовали ее необходимость. Выпуская из семьи проблемного мальчика-подростка, они получали назад зрелого и самодостаточного молодого мужчину, которым наверняка потом гордились.

Посвящение во взрослую жизнь нельзя было назвать одноразовым мероприятием. Иногда требовались месяцы, чтобы обучить мальчика вести себя по-мужски, брать на себя ответственность, чтобы он набрался сил, стал настоящим мужчиной. Мы не слишком хорошо осведомлены о подробностях таких обрядов. Иногда они бывали жестокими и страшными (и мы ни в коем случае не хотим повторения), но проводились они с определенной целью, продуманно, и результаты были впечатляющими.

Суммируя опыт наших предков, можно сказать: выживание любого племени зависело от воспитания знающих и ответственных молодых людей. Это был вопрос жизни и смерти, и относились к нему со всей серьезностью. Каждое общество вырабатывало свою программу воспитания молодых людей, предполагающую объединение усилий всего взрослого населения.

В современном мире

Сегодня наставничество чаще всего отсутствует или существует в эпизодическом виде. Сами наставники - спортивные тренеры, родственники, учителя, начальники - редко понимают свою роль и, как правило, исполняют ее плохо. Наставничество обычно проводилось на рабочем месте, в рамках программы овладения трудовыми навыками и совершенствования мастерства. Все это осталось в прошлом. Работая по выходным в местном супермаркете, юноша вряд ли встретит там наставника.

История про Нэта, Стэна и мотоцикл

Нэту было пятнадцать, и жизнью своей он был не слишком доволен. Он ненавидел школу, письмо давалось ему с трудом, и проблемы с учебой росли как снежный ком. Он посещал частную школу, и его родители, учитель и директор были хорошо знакомы и могли говорить друг с другом вполне откровенно. Однажды они встретились и решили, что, если Нэт найдет себе работу, его можно будет освободить от учебы. Возможно, он был из тех мальчишек, которые чувствуют себя более комфортно во взрослом мире, нежели среди сверстников в школе.

Нэту повезло, он нашел работу в частной пиццерии "У Стэна" и оставил школу. Бизнес у тридцатипятилетнего Стэна шел бойко, и ему действительно требовалась помощь. Нэт приступил к работе, и она ему очень понравилась. Голос его стал гуще, он заметно вытянулся, а его банковский счет неуклонно пополнялся. Но теперь у его родителей появилась новая причина для волнений. Нэт планировал купить мотоцикл - огромный мотоцикл, - чтобы добираться до работы. Их дом стоял на горе, и к нему вел извилистый серпантин. Родители с ужасом ждали момента, когда накопления сына достигнут стоимости мотоцикла. Они предлагали ему купить машину, но все было тщетно. Шло время.

Однажды Нэт пришел домой и, проходя мимо обеденного стола, буркнул что-то в манере, свойственной подросткам. Что-то насчет машины. Родители попросили повторить сказанное, не уверенные в том, что хотят это услышать. "Я не хочу мотоцикл. Я поговорил со Стэном. Стэн сказал, что нужно быть круглым идиотом, чтобы покупать мотоцикл. Он советует мне подождать и купить машину".

"Господи, спасибо, что послал нам Стэна!" - подумали родители, но ничего не сказали и, лишь улыбнувшись, продолжили трапезу.

Призывая на помощь других

В возрасте от четырнадцати до двадцати с небольшим лет мальчик переходит во взрослый мир, постепенно отдаляясь от родителей. Родители сознательно отступают на второй план, не выпуская ребенка из поля зрения. Именно в эти годы мальчик строит свою жизнь, отдельную от семьи. У него появляются учителя, которых вы едва знаете, интересы, вам неведомые, и цели, в достижении которых вы вряд ли сможете ему помочь. Картина довольно пугающая.

Подросток четырнадцати-шестнадцати лет совсем не готов к тому, чтобы оказаться один на один со взрослым миром. Ему нужны проводники в этот мир, и именно эту роль выполняют наставники. Мы не имеем права оставлять юношей без присмотра. Но наставник - это больше, чем учитель или спортивный тренер: между ним и ребенком складываются особые доверительные отношения. Шестнадцатилетний подросток не всегда слушается родителей - хотя бы из чистого упрямства. Но с наставником совсем другое дело. Подростковый возраст - пора "восхитительных ошибок", и задача наставника отчасти состоит в том, чтобы не допустить фатальных ошибок.

Родители должны позаботиться о подборе наставника, руководствуясь строгими критериями. В этом плане очень помогает принадлежность к сильной общественной группировке - скажем, к активной церкви, семейному спортивному клубу, общинной школе, коллективу друзей, которые по-настоящему заботятся друг о друге.

Вам действительно нужны друзья, которые будут выполнять роль заботливых дядюшек и тетушек, опекающих детей и участвующих в их воспитании. Друзья могут вести беседы с вашими детьми, расспрашивать об их интересах, обмениваться с ними мнениями. Идеально, если ваши дети станут желанными гостями в их домах, - если ваши друзья смогут иногда прочистить им мозги, а дети, в свою очередь, смогут поплакаться им в жилетку, когда в отношениях с родителями возникает некоторое напряжение. (Многим знакомы ситуации, когда после перепалки с матерью дочь-подросток бежит жаловаться к маминой лучшей подруге. Вот для чего нужны друзья!)

Кстати, вы тоже можете оказать такую помощь детям ваших друзей. Тинейджеры прелестны, если только это не ваши собственные дети!

Затворничество опасно

Тинейджеры очень страдают, когда их родители живут обособленной жизнью. Я это знаю не понаслышке. Когда мои родители эмигрировали в Австралию, они, и без того люди стеснительные, стали еще более замкнутыми. Им так и не удалось найти друзей и свою компанию, в которую смогли бы влиться и мы, дети. В результате, когда мы с сестрой достигли подросткового возраста, у нас возникли большие проблемы с вхождением в большой мир, были и драматические, и рискованные моменты. У некоторых подростков на этой почве развиваются душевные болезни, суицидальные наклонности, анорексия. А у кого-то возникает сильнейший протест против изоляции, и тогда подростки втягиваются в плохие компании, приобщаясь к наркотикам, криминалу, сексуальным извращениям. Если у вас есть дети-подростки, вы непременно должны заставлять себя выходить в свет, общаться с людьми, создавать социальный круг, в котором могли бы вращаться и ваши дети. Затворничество не способствует правильному воспитанию ребенка.

Если нет наставника

Если рядом нет наставника, юноша может столкнуться с множеством проблем на своем пути во взрослую жизнь. Он может ввязаться в бесполезную борьбу со своими родителями в попытках самоутвердиться и отстоять собственную независимость. А может впасть в депрессию и обособиться. Детям этого возраста приходится искать ответы на очень сложные вопросы - о сексе, выборе карьеры, об отношении к наркотикам и алкоголю. Если мать и отец по-прежнему уделяют ребенку много времени, живут его интересами, он охотно делится с ними своими мыслями и сомнениями. Но иногда у подростка возникает потребность поговорить и с другими взрослыми. В ходе одного исследования было выявлено, что наличие взрослого друга вне рамок семьи уберегает подростка от преступных связей. (Разумеется, если только этот друг сам не является криминальным элементом.)

Молодые люди стараются сами выбрать свой жизненный путь. Они могут найти свой интерес в религии, могут увязнуть в Интернете, увлечься музыкой или спортом, серфингом или роком. Если мы не сможем организовать детей по интересам, они сами создадут свои группировки. Но проблема в том, что эти группировки могут стать лишь сообществом одиноких сердец и никаких навыков и знаний дети в них не получат. Многие мальчишеские компании основаны лишь на хлипких связях, а общности интересов и поддержки в них нет.

Хуже всего, если мы бросим подростков на произвол судьбы. Вот почему нам просто необходимы по-настоящему профессиональные учителя, спортивные тренеры, лидеры скаутских организаций, молодые рабочие - в общем взрослые люди, заинтересованные в подрастающем поколении. Нам нужны люди, которые могут внести порядок в жизнь подростков.

Сегодня наиболее активны в процессе воспитания матери, а отцовство еще только возрождается. И пока еще в обществе остается проблемой найти хороших наставников.

Коротко о главном...

1. В период от рождения до шести лет мальчикам необходимо много внимания и нежности, чтобы они научились любить. Беседуя с ними, обучая, мы помогаем им войти в этот мир. Как правило, лучше всех с этой ролью справляется мать, хотя и отец может принимать участие в процессе.

2. Примерно в возрасте шести лет мальчик начинает выказывать большой интерес ко всему мужскому, и отец становится главным родителем. Важно, сколько времени и внимания он будет уделять сыну. Роль матери по-прежнему важна, и она не должна отдаляться от сына лишь потому, что он стал старше.

3. С четырнадцати лет мальчикам необходимы наставники - взрослые, которые проявляют персональную заботу о них и помогают постепенно продвигаться в большой мир. В древних цивилизациях был принят обряд посвящения, и наставничество являлось непременным атрибутом воспитания.

4. Одинокие матери могут хорошо воспитать мальчика, но им нужно внимательно подойти к вопросу выбора мужчины в качестве достойной модели для подражания. Кроме того, одиноким матерям следует больше времени уделять заботе о собственном здоровье (поскольку они выполняют работу за двоих).

Многие семейные пары мечтают о наследнике, сыне, который станет другом отцу и настоящей опорой матери. Как правильно воспитывать мальчика, чтобы он смог воплотить мечты родителей в жизнь, вырос целеустремленным, способным совершать настоящие мужские поступки?

Психологами и педагогами разработаны основные положения, которые помогут взрослым в этом непростом деле.

Периоды взросления

Правильное воспитание опирается на учет возрастных особенностей детей. Ведь те приемы, которые с успехом используются по отношению к трехлетнему малышу, не окажут никакого воздействия на взрослеющую личность в подростковом возрасте.

Поэтому, прежде чем говорить про особенности воспитания мальчиков, нужно разобраться с тем, как происходит их взросление.

В психологии выделяют 3 этапа становления личности будущих мужчин:

  • С рождения до шестилетнего возраста;
  • С 6 лет до 14;
  • С 14 лет до восемнадцатилетнего рубежа.

Когда малыш находится в младенческом возрасте, родители не задумываются о том, как воспитывать мальчика. Ведь проявления половой принадлежности начинаются только после трех лет.

Мальчики проявляют более высокую активность в физическом развитии. В игровой деятельности демонстрируют интерес к устройству игрушек, разбирая и ломая их. В социальном плане они пассивнее, им сложно начинать новые знакомства. Мальчики могут проявлять агрессию к сверстникам, демонстрируя лидерские позиции.

Интерес к противоположному полу начинает появляться через отношения с самыми близкими взрослыми. Мальчики ищут поддержку у мамы, а девочки у отца.

Все эти особенности необходимо принимать во внимание родителям, когда они начинают задумываться о том, как воспитывать мальчика.

С шестилетнего возраста у малыша меняются приоритеты построений доверительных отношений. Он проявляет интерес к мужским занятиям и поэтому старается больше времени проводить с отцом.

Желание демонстрировать свою смелость проявляется в стремлении с помощью кулаков отстаивать свою правоту. Не стоит пугаться этого и наказывать малыша. Достаточно регулярно проводить разъяснительные беседы, рассказывая о других способах решения конфликтных ситуаций. Здесь важна роль отца, который на своем примере должен показать, как это можно сделать.

Весь физический потенциал и бурную активность будущего мужчины в этом возрасте необходимо направить в «мирное русло»: спортивные секции, занятия физкультурой, чтение книг. Эти занятия помогут развить в ребенке умение правильно распределять свободное время.

Как воспитать мальчика, который находится на самом сложном этапе взросления, волнует родителей подростка больше всего. Коренные изменения в физическом и психологическом развитии, гормональные всплески, которые оказывают влияние на необдуманные поступки, негативизм и неприятие авторитета взрослых — все это пугает взрослых и заставляет совершать ошибки в воспитании.

Становление характера через игру

Формирование личности происходит в раннем детстве. От того, насколько правильно справятся с этой задачей родители, будут зависеть взаимоотношения их с детьми в подростковом возрасте.

Игра как средство воспитания детей поможет решить многие педагогические задачи, ведь малыши не в состоянии усвоить длинных лекций о правильном поведении.

С помощью игры мальчики приобретают такие навыки:

  • Правила поведения в обществе (за столом, в общении, в одежде);
  • Проявление мужского характера (защитить слабого, помочь в беде, доказать свою точку зрения);
  • Способы взаимодействия с другими людьми (расширение коммуникабельности, проявление сочувствия, учет интересов других);
  • Навыки интеллектуальной деятельности (обучение счету, письму, иностранным языкам);
  • Привитие нравственных качеств (доброты, заботы, отзывчивости).

С помощью игровой деятельности застенчивый мальчик сможет проявить свои качества, а бойкий и активный – проявить лидерские способности.

Кто важнее?

Однако многие отцы не являются примером для подражания. Конфликтные отношения в семье, полное отсутствие желания принимать участие в воспитании или желание демонстрировать «мужской» характер через физические наказания вряд ли помогут вырастить воспитанного мужчину с правильной жизненной позицией.

Как воспитать в мальчике мужчину, который уважительно относится к женщинам, если малыш все детство видел оскорбительное отношение отца к матери? Поэтому в данных ситуациях отрицательный пример будет служить плохим воспитательным средством.

Мама сможет вырастить из мальчика достойного человека, воспитывая его без отца, если ей удастся избежать типичных ошибок, которые допускают многие одинокие женщины.

Ошибки в воспитании мальчиков в полных и неполных семьях заключаются в следующем:

  • Излишняя опека и любовь. Часто в семьях с единственным ребенком малыша считают смыслом жизни, опекая и балуя его. У мальчика формируется искаженное представление о мире, его ценностях, собственных возможностях. Подрастая, уже малыш воспитывает маму или папу категорическими заявлениями о своих желаниях.
  • Чрезмерная строгость и ограничения не будут способствовать тому, чтобы мальчик вырос смелым и решительным. Физические наказания, грубые окрики приведут к тому, что, подрастая, ребенок либо замкнется в себе, став робким и нерешительным, либо будет демонстрировать такую же агрессию к окружающим.
  • Отсутствие внимания или недостаток его. Не стоит думать, что внимание нужно только женщинам. Для мужчин проявления любви и заботы не менее важны. Особенно важно чувствовать поддержку молодому человеку, который осваивает свою роль в мире. Подрастая, мальчики начнут искать поддержку в пагубных привычках, признание в компаниях сверстников, чтобы самоутвердиться могут решиться на преступления.

Любая крайность может губительно повлиять на формирование личностных качеств малыша. Это нужно учитывать, планируя, как воспитывать мальчика.

Воспитание духовностью

Как из мальчика воспитать мужчину с помощью церкви?

На первый взгляд, между мужественностью и церковными устоями нет ничего общего. Мы представляем мужчину сильным, волевым и ответственным.

Однако специфика православного воспитания мальчиков как раз и состоит в привитии этих важных мужских качеств.

Современное общество, в котором так много пропаганды агрессии и насилия, не может дать духовной поддержки подрастающему поколению. Ценности материальных благ ставятся на первое место, отодвигая на задний план вопросы нравственного, духовного совершенствования.


Глава семьи должен не только обеспечивать финансово семью, но и показывать достойный пример духовного авторитета.

Если родители посещают церковь и являются верующими людьми, они смогут стать отличным примером для детей. Однако не стоит насильно насаждать мальчикам веру. Решать эти вопросы ребенок должен осознанно.

В каждой семье свои понятия о воспитании мальчиков. Однако основополагающим принципом любого семейного влияния является личный пример взрослого.

Любые советы по воспитанию мальчиков начинаются с подчеркивания важности иметь пример для подражания. Найти его сыновья должны в лице любого представителя мужского пола, обладающего для них авторитетом.

Только найти его не так-то просто, ведь с младенчества основную воспитательную функцию берут на себя женщины.

Сможет ли женщина научить мужественности сына, привить ему важные мужские качества? Ответ, без сомнения, будет положительным. Однако нужно оговориться, что сделать это мама сможет, если будет придерживаться важных правил воспитания мальчиков.

Правило №1.

Максимум свободы.

Родители (чаще всего мамы) считают, что их обязанность любыми способами оградить ребенка от бед. На первый взгляд, такое поведение продиктовано любовью к малышу. Однако на самом деле взрослые действуют так по эгоистическим соображениям. Ведь намного проще накормить или одеть мальчика, чем наблюдать картину размазывания еды по столу или оторванные пуговицы на курточке во время тщетных попыток ее застегнуть.

Это родителям удобнее, когда мальчик степенно гуляет с ними, держась за ручку, а не бегает с друзьями по улице, разбивая коленки.

Проявляя излишнюю опеку, взрослые рискуют вырастить инфантильное существо, неспособное не только дать отпор обидчикам, но и принять элементарные самостоятельные решения. У малыша развиваются страхи различного характера, нарушаются социальные ориентиры, им сложно наладить общение со сверстниками.

Родители должны предоставить малышу такой уровень свободы, который не будет нести угрозы для его жизни и здоровья, но научит справляться с трудностями. Не стоит спешить на помощь, если сын хочет перелезть через невысокую ограду в песочнице или решает конфликтную ситуацию за право владения игрушками с ровесниками.

А вот обсудить дома ситуации, которые произошли с ним, нужно обязательно, подсказав, как можно действовать в том или ином случае.

Правило №2.

Помогите найти сыну пример для подражания.

В идеале этим примером является отец. Если папа принимает активное участие в воспитании сына, то своими поступками и словами он сможет показать, как правильно должен вести себя мужчина.

Если же отец по каким-то причинам не участвует в жизни малыша, то образцом мужского поведения должен стать представитель мужского пола, обладающий авторитетом для сына: дедушка, дядя, тренер, друг семьи.

Важно, чтобы сын знал, к чему нужно стремиться, как добивались цели люди, обладающие настоящим мужским характером.

Правило №3.


Гармоничные семейные отношения.

Независимо от пола наших детей, им важно знать, что их любят, уважают и готовы всегда помочь.

Спокойная, гармоничная обстановка в семье, стабильные и уравновешенные отношения родителей способствуют тому, что дети вырастают чуткими, способными к любви и пониманию другого человека.

Более того, глядя на взаимоотношения матери и отца, сын перенимает манеру поведения папы, которая будет являться для него нормой. Естественно, если отец регулярно оскорбляет мать или занимается рукоприкладством, мальчик, несмотря на всю свою любовь к маме, будет считать, что именно так и должен себя вести мужчина.

Правило №4.

Мужчина может и должен проявлять свои эмоции.

Стереотип, что мужчины не плачут, способен вызвать серьезные психологические нарушения у мальчиков. Выражать эмоции с помощью слез – естественная человеческая потребность. В этой ситуации отцу не стоит ругать за излишнюю плаксивость, а матери – поощрять ее. Слезы малыша нужно воспринять в качестве сигнала, что он не справляется с эмоциями, и научить его делать это.

Не менее важно поощрять стремление мальчика обнять или поцеловать близких ему людей. Желание проявить любовь и ласку – признак того, что психологическое состояние малыша стабильное, а развитие его нравственных чувств идет правильно.

Правило №5.

Прививайте желание заниматься спортом.

Мальчикам в большей степени, чем девочкам нужна физическая активность. Если малыши получают ее в недостаточном количестве, всю свою энергию они направят на не очень хорошие вещи с точки зрения благовоспитанности: драки, агрессивное поведение, поломку игрушек.


Направив буйство мужской энергии в нужное русло, родители смогут быть уверенны, что выносливость, воля, настойчивость и желание преодолевать трудности станут постоянными спутниками маленького мужчины.

Правило №6.

Учите малыша признавать свои поражения и ошибки.

Если взрослые оказались в чем-то не правы, они не спешат признавать это, особенно если речь идет об их ребенке. А это одна из самых распространенных ошибок.

Потом не стоит удивляться, что повзрослевший сын ни за что не признает, что был не прав, даже если прекрасно осознает это.

Когда родители показывают малышу, что даже они, такие взрослые, умные и всезнающие, могут ошибаться, значит, ничего страшного не произойдет, если ошибку допустит и малыш!

Таким образом, у мальчика не будет страха перед тем, как начать новое дело, ведь он точно знает, что не ошибается тот, кто ничего не делает.