Развитие личности, почему и как развивается человек. Показать новые комментарии.

Само понятие развитости очень относительно, поэтому следует объяснить, что под этим подразумевается. Тела, изображенные под этим названием, соответствуют любому человеку, обладающему чистым разумом, окончательно определившемуся и стремящемуся к "тому, что наверху", а не к "тому, что внизу". Тем не менее, это не тот человек, который уже многое прошел на пути к адептству, поскольку в таком случае разница как в размерах, так и в их соотношении была бы более существенна. Но, всё-таки, по характеру изображения тел можно сказать, что речь идет о человеке, ищущем истину, о человеке, который поднялся над чисто земными интересами и живет определенным идеалом. Среди подобных людей есть такие, которые больше развиты в том или ином направлении. Данный рисунок изображает тело, более-менее равномерно распределенное по всем направлениям; это тело человека, равномерно развитого во всех аспектах, соответствующее большинству людей этого уровня.

Иллюстрация 17. Каузальное тело (развитой человек)


Рассмотрим илл. 17, на которой изображено каузальное тело развитого человека. Сравнивая его с илл. 1 и илл. 4, мы заметим, что человек значительно продвинулся, и это отразилось на виде его тела. У человека развились многие прекрасные качества, о чем свидетельствует появившаяся большая оболочка, расцвеченная возникшими чарующими цветами, которые выражают высшие формы любви, преданности, сочувствия, а также тонкий, одухотворенный разум и стремление к Божественному. Процитируем по этому поводу отрывок из книги "Ментальный план" (Devachanic Plane) из серии написанных мною пособий:

"…Оно (тело) соткано из очень тонкой и нежной материи, невероятно подвижной и пульсирующей живым огнем. В процессе своей эволюции каузальное тело превращается в сияющую сферу сверкающих цветов, вибрации которых, подобно волнам, меняющим оттенки, растекаются по её поверхности. Это цвета, о которых мы ничего не знаем, - они настолько мягкие, светящиеся и теплые, что их невозможно описать словами. Представьте себе цвета при закате солнца в Египте и добавьте к этому мягкость английского неба в сумерки; возвысьте всё это настолько, насколько представленное вами отличается от цветов детских карандашей, и даже тогда это не будет соответствовать красоте этих светящихся сфер, которые видит ясновидящий, выходя за рамки всех ограничений нашего мира.

Все каузальные тела наполнены живым огнем еще более высокого уровня, с которым сфероид тела связан вибрирующей нитью интенсивного света, что напоминает слова из книги «Дзиан»: "Искра Фохата, нитью тончайшей с пламенем соединенная". По мере своего роста душа способна принимать всё больше и больше света из неисчерпаемого океана Божественного Духа, изливающегося через эту нить, подобную каналу; душа расширяется и открывает дорогу приливу, напоминая воронку, связывающую небо и землю; лучше даже сказать, что она подобна сфере, через которую течет и пульсирует родник, и так будет продолжаться до тех пор, пока не покажется, что каузальное тело стало единым с приходящим светом. Об этом говорят стихи из той же книги «Дзиан»: "От Перворожденного Нить между Молчаливым Свидетелем и его Тенью становится крепче и более блистающей с каждой Сменою… Утренний солнечный Свет преобразился в сияние Полдня…"Ныне, это твое Колесо", - сказало Пламя Искре. - "Ты - Я, мое Подобие и моя Тень. Я сам облекся в тебя, и ты мой вахана, до Дня "Будь с Нами", когда ты снова станешь мною и другими, собою и мною".

Насколько безнадежна попытка изобразить это сияние на бумаге! Всё-таки наш художник нашел способ передать ощущение того, что никакая кисть не может воспроизвести. Несмотря на то, что любое физическое изображение далеко от трансцендентальной реальности, оно хотя бы дает воображению исходные точки, на основании которых можно составить представление о ней.

Нельзя не упомянуть одно из самых прекрасных качеств развитого человека - его способность быть проводником (или каналом) Высшей Силы. Мы видим, что из его каузального тела исходят в разных направлениях лучи этой Силы. Неэгоистичный подход, готовность помогать и отдавать позволяют Божественной энергии сойти непосредственно на него, и через него дойти до многих, до тех, кто еще недостаточно силен для прямой связи. Корона сияющих искр, венчающая верхнюю часть тела, свидетельствует об активности духовных устремлений. Она придает облику человека красоту и достоинство. Это сияние непрерывно исходит из каузального тела человека, независимо от того, чем он занят на физическом плане. С того момента, когда душа человека пробудилась и начала понимать то, что касается её собственной природы и связи с Божественным, она, находясь на своем уровне, устремлена вверх, к источнику, от которого произошла (независимо от вида деятельности, на которую она может вдохновлять на более низких уровнях). Никогда не надо забывать о том, что даже самая благородная личность может являться лишь малым и частичным выражением Высшего Я; чем более пробужден человек, тем шире раскрываются перед ним неограниченные возможности, которые в течение этой ограниченной физической жизни невозможно представить.

Именно этот восходящий луч духовных устремлений, оформляющий величественную корону развитого человека, сам по себе и есть канал, через который нисходит Божественная энергия; тем больше благодать, нисходящая с небес, чем сильнее и полнее это стремление.

МЕНТАЛЬНОЕ ТЕЛО РАЗВИТОГО ЧЕЛОВЕКА

Изучая развитого человека, наблюдатель, несомненно, заметит, что тела здесь не только лучше и тоньше, чем у ранее представленных типов людей, но и более подобны между собой. Учитывая разницу, существующую между тем, что можем назвать октавами цветов (разницу между оттенками, передающими высшие и низшие уровни ментального плана), илл. 18 будет почти репродукцией илл. 17. Подобие между илл.18 и илл. 19 бывает еще более выражено, хотя, сравнивая их, мы должны помнить, что астральные цвета относятся к октаве, отличающейся от октавы низшего ментала.


Иллюстрация 18. Ментальное тело (развитой человек)


Кроме того, полезно сравнить илл. 18, 5 и 2, чтобы увидеть, как проявляется на ментальном теле эволюция человека, и чем отличается ментальное тело примитивного человека от ментального тела неэгоистичного человека. Исследуя этот вопрос, заметим, что исчезли полностью гордыня, гневливость и эгоизм, а остальные цвета не просто заняли больше пространства, заполнив весь овал, но и приобрели другой оттенок, создавая иное впечатление. Каждый цвет стал тоньше, нежнее, т. к. исчезла любая мысль о себе; кроме того, появился чистый фиолетовый цвет с золотыми искорками, что говорит о приобретении новых и лучших качеств. Энергия, исходящая сверху, из каузального тела, действует и через ментальное тело, хотя с меньшей силой. В целом, это красивое ментальное тело хорошо развито, что говорит о возможности быстрого продвижения по пути, когда наступит подходящее время.

АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО РАЗВИТОГО ЧЕЛОВЕКА

Сразу заметно, что астральное тело (илл. 19) очень напоминает ментальное. На самом деле, оно представляет собой нечто большее, чем простое отражение ментала на более грубой материи астральной плоскости. Это говорит о том, что человек держит свои желания под полным контролем разума, уже нет диких всплесков эмоций, которые легко могли бы его унести с прочного фундамента разума. Конечно, он еще раздражается, ему знакомы разные мешающие (нежелательные) стремления, но теперь у него достаточно знания и понимания, чтобы сражаться против таких проявлений (вместо того, чтобы сразу им уступать). Эти желания могут ненадолго изменить астральное тело, но подобные перемены не оставляют за собой необратимых или длительных следов, т. к. здесь доминируют вибрации высших качеств человека.


Иллюстрация 19. Астральное тело (развитой человек)


В последующей фазе развития ментальное тело точно так же становится отражением каузального, ибо человек приобретает способность следовать только импульсам Высшего Я, согласуя с ними веления разума. Этот рисунок иллюстрирует интересный факт, связанный с природой желтого цвета, обозначающего интеллект. Этот цвет, когда он присутствует в сфероиде, всегда занимает верхнюю часть, возле головы. Это объясняет причину возникновения идеи нимба, или сияния вокруг головы святого: желтый цвет - самый заметный цвет астрального тела, и человеку, который близок к раскрытию способности видения, проще всего увидеть именно его. Этот цвет иногда можно заметить, даже не владея астральным зрением, у развитых людей, поглощенных своим делом, требующим умственного усилия, - при чтении лекции или проповеди, когда ум полностью занят, и желтый цвет выражен более интенсивно. В некоторых случаях желтый цвет преодолевал грань, разделяющую астральное тело и физическое, и тогда его замечали многие люди, не обладавшие никакими другими способностями, кроме обычного физического зрения. Речь идет не о том, что астральная вибрация сама переходила границу, отделяющую ее от физической плоскости, но она становилась сильнее обычной и посредством резонанса вызывала ответные вибрации более грубой и тяжелой материи физического плана. Несомненно, что наши средневековые художники обрели идею ореола, или сияния вокруг головы у святых, либо наблюдая это явление, либо следуя традиции, сохранившей отголоски знания мудрецов, обладавших ясновидением. Можем вспомнить, что в нимб Христа обычно вписан крест - это не выходит из границ возможного, с точки зрения оккультных исследований, т. к. в аурах сильно развитых людей часто замечались различные геометрические фигуры, которые обозначали определенные возвышенные мысли. Примеры таких изображений можно найти в моей книге «Мыслеформы» (Thought Forms).

Ученику было бы полезно внимательно сравнить рисунки. Во-первых, нужно исследовать каждое каузальное тело по отношению к ментальному и астральному телам, которые являются его частичным выражением, чтобы понять связь между разными телами. Во-вторых, надо сравнить астральные тела, изображенные на илл. 3, 6 и 19, чтобы понять, как проявляется продвижение человека в теле желаний, которое больше остальных доступно ясновидению и которое обычный психически развитый человек только и может видеть. Также следует сравнить илл. 2, 5, 18 с илл. 1, 4, 17, чтобы изучить влияние эволюции на высшие тела человека.

Среди теософической литературы есть много книг, исследующих другие аспекты эволюции. В них можно найти перечисление всех моральных качеств, необходимых на различных ее фазах. Это интересная тема, но она выходит за рамки нашей небольшой работы. Желающие узнать побольше могут посмотреть мою книгу "Невидимые помощники" (Invisible Helpers) главы XIX–XX, прочитать книги "В преддверии храма" (In the outer court) и "Путь ученичества" (Path of Discipleship) Анни Безант.

Из этих произведений можно получить представление не только об условиях роста, но и о конечной цели, величественном будущем, которое ожидает нас, если выполним все необходимые условия, - когда после многих воплощений в этом мире, в конце концов, выучим все уроки, которые должны усвоить в физической жизни. Тогда мы обретем "воскрешение из мертвых", о котором так мечтал Св. Павел, ибо освободимся и от смерти, и от рождения, выйдем из круга необходимости. Мы станем навсегда свободны, чтобы помогать нашим братьям идти по Пути, который сами преодолели; помочь им приобрести Свет и стать победителями, подобными нам самим. Эта цель ждет каждого человека независимо от возраста; достижение цели - лишь вопрос времени. Нет сомнения в «спасении» человека, ибо единственное, от чего надо спастись, - это от собственного неведения и заблуждения; мы не можем говорить о вечной надежде по отношению к человеку, но говорим о вечной уверенности. Все достигнут этой цели, ибо это воля Бога, и это единственная цель и смысл, ради которых Он сотворил человека. Даже ныне мир продвигается, становится сильнее: утренний восход солнца несомненно придет к Славе полудня. Даже самое острое зрение не может видеть конца поля роста, которое раскрывается перед человеком. Знаем лишь, что оно простирается до неописуемых, безграничных и божественных красот.

Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня я бы хотела поговорить с вами о том, как стать грамотным, эрудированным и интеллектуально развитым человеком. Сегодня для успеха недостаточно быть просто удачливым или талантливым в чем-то одном. Все более высоко начинают цениться общая эрудированность и разносторонняя развитость. Сделав всего несколько правильных шагов, вы сможете блеснуть не только в компании знакомых и друзей, но и поразить всех остальных.

Быть открытым всему новому

Первое и самое важное - не закрываться. Многие люди долгие годы выстраивают свою систему ценностей, вырабатывают определенную линию поведения, наполняют себя некоторыми знаниями. Но основная проблема заключается в закостенелости. Если вы будете верны только одним определенным знаниям, вы не сможете расширить свой кругозор. Очень важно уметь видеть и слышать новое.

Не торопиться


Помните о том, что быстро результат не появится. Делайте все с наслаждением и удовольствием. А для этого необходимо избавиться от спешки. Не ждите результата прямо сейчас. Многие современные люди страдают именно из-за этого ожидания. Человек хочет получить все и сразу. Расслабьтесь.

Делайте все медленно и не спеша. Осознавайте каждое свое действие. Иначе вы можете пропустить множество важнейших деталей. Не стоит заниматься образованием просто ради образования. Наполняйте себя словно графин. Изучайте все с интересом, искренним и неподдельным.

Чем больше вы будете вникать в детали, тем лучше вы будете понимать суть происходящего. Думаю, все мы прекрасно понимаем разницу между скорочтением и наслаждением любимой книгой. Так и с любыми знаниями. Просто запихать в себя кучу фактов будет абсолютной бессмыслицей.

Обязательно отведите время для себя в одиночестве. Без книги, без компьютера и телефона. Просто вы и тишина. Именно в такие моменты человек может спокойно думать. А ведь именно это и есть залог успеха. Не просто наполнять себя всевозможными знаниями, но пробовать их на вкус, сомневаться, подвергать различные утверждения критике.

На что делать упор


Какие навыки могут вам помочь в достижении вашей цели? Думаю, все со мной согласятся, что развить свое красноречие будет крайне полезным. В этом нет острой необходимости, но уметь красиво и правильно разговаривать очень полезно. Благодаря современным технологиям вам даже выходить из дома для этого не нужно.

Сегодня существует огромное количество приложений для телефонов и планшетов, которые могут задать вам направление для развития красноречия. Если же вам станет этого мало, то вы всегда можете записаться на курсы с живым преподавателем.

Еще одна вещь, которая, несомненно, будет полезна - это логика. Купите или скачайте себе учебник по логике , решайте задачки, стройте логические цепочки, учитесь подбирать логические обоснования своим мыслям. Очень важно уметь видеть всю картинку целиком.

Изучение психологии и социологии поможет вам в понимании людей. Не бойтесь начинать с чего-то маленького. Не стоит набрасываться на всю психологию сразу. Начните с изучения самого себя. Узнайте больше про свой характер, пройдите несколько психологических тестов, например, тест Кеттелла . И постепенно углубляйтесь в те сферы науки, которые вам наиболее интересны.

Кроме того, в понимании происходящего очень помогают и . Собирайте образы людей с помощью литературы и кинематографа. Изучайте ситуации, которые происходят с главными героями. Подвергайте сомнению их выбор и фантазируйте, как поступили бы вы.

Точные науки помогают расставлять все по своим местам. Математика, физика, химия пригодятся вам в жизни, не сомневайтесь. Один мой знакомый практически спас всю компанию, когда мы ходили в поход. Один из товарищей задерживался, а у него находились все принадлежности для огня. Мы стали замерзать, но ни зажигалки, ни спичек под рукой не было. Тогда молодой человек достал батарейки из фотоаппарата и попросил жвачку. Благодаря этим самым батарейкам и фольге мы смогли согреться у костра. Не пренебрегайте такими знаниями.

Надеюсь, моя статья принесла вам много новых идей и мыслей, благодаря которым вы сможете добиться желаемого. Поделитесь ссылкой на статью с друзьями, если хотите, чтобы они тоже задумались над своей жизнью.

Развитие личности человека - как срез ствола дерева

Развитие личности человека - кольца жизни древа познания.

Многие, в том числе и в учебниках, образно представляют себе РАЗВИТИЕ, как спираль. Мне больше импонирует образ среза дерева, где четко видны кольца его развития.

Есть основа, стержень, вокруг которого на протяжении всей жизни, одно за другим, накладываются циклы развития. Последний цикл уходит в небытие.

Вам никогда не приходила в голову мысль, что деревья, чем-то, неуловимо, похожи на людей? Так же как мы, появляются из маленького семени, растут, живут, дают потомство, некоторые, и плоды, стареют и умирают.

Они, так же как мы, требуют доброго отношения к себе и благодатного окружения. Они, так же как мы, борются за свою жизнь.

Они, тоже любят одних и не любят других представителей своего сообщества. Да много ещё можно провести параллелей. Но это, так, - лирическое отступление.

Развитие личности человека

Общеизвестно, что человек имеет две ипостаси: физическую – тело, и духовную – сознание: отражение в мозгу действительности. Сознание можно назвать миром в мире.

Но миром СОВЕРШЕННО своеобразным: уникальным, который является не только неким подобием зеркального отражения реальности.

А, притом, в трех её измерениях: прошлого - память, настоящего - осмысление и чувствование текущей, актуальной действительности, и будущего - воображение.

НО и, сознание - это персонифицированное ОТНОШЕНИЕ человека к окружающему миру. К людям, вещам, событиям и к духовным продуктам других людей - духовной культуре.

Отсюда, становится понятным, что развитие личности человека протекает как чисто физиологическое: рост и изменение тела с рождения до его смерти. И как духовное развитие личности человека: изменение сознания.

Последнее представляется, конечно, куда как более интересным, чем физическое, телесное развитие.

Что обеспечивает развитие сознания - что обосновывает развитие личности человека

Тут, в развитии личности и её сознания, естественно, две функции:

1.Во-первых, качественное и количественное поступление в него информации извне, через 5 органов чувств.

Чем больше информации и чем она качественнее, тем больше материала для строительства своего духовного мира. Каналы поступления информации общеизвестны: напрямую ощущение самого предметного мира вокруг нас.

И изучение, исследование продуктов культуры. Всего, что произвело и производит человечество и отдельные люди своим трудом – преобразованием окружающего, и его осмыслением - знаниями, информацией и чувственными образами (искусство).

Работа сознания при формировании личности

2. Вторая функция значительно сложней и важней: это переработка в самом сознании поступившей информации и создание, собственно, своего духовного мира – мировоззрения.

Если при работе первой функции, в основном, задействовано актуальное сознание, где память является хранилищем, куда все складывается. А воображение - инструментом, при помощи которого, это складирование производится «по полочкам».

То, при строительстве мировоззрения, память и воображение являются главными элементами системы сознания.

То есть, происходит ВНУТРЕННЯЯ работа сознания. Когда внешние источники не только не нужны, но и мешают. Время, когда мы говорим: Оставьте меня все в покое. Мне нужно подумать.

Включается МЫШЛЕНИЕ, которое извлекает из памяти какой-то кусок или куски отраженной действительности. И, при помощи воображения начинает манипулировать ими: анализировать, сравнивать, синтезировать, абстрагировать, конкретизировать, дифференцировать, и прочее.

То есть, определять, ОСМЫСЛИВАТЬ, ОСОЗНАВАТЬ, что это такое вообще и для меня в частности. Последним действием здесь является добавление этого осмысленного куска в общую мозаику мировоззрения.

Так формируется и сама общая картинка мира в сознании, и нравственные идеалы, ценности. То есть, представление о том, что и как должно в этом мире быть, с точки зрения этого конкретного человека, – духовная оценка мира (прежде всего людей и, в целом, социума).

Таким же образом, в возрасте 2-3 года, формируется и стержень мировоззрения личности – самоосознание, самовыделение себя в этом мире – формирование «Я».

Развитие личности человека. Как развивать свою личность?

Резюме, здесь:

Хочешь развиваться (изменяться) как человек, как личность? Тогда выполняй не сложные действия в своей жизни:

1. Развитие личности человека: наполняй свой внутренний мир всё новой и новой информацией: общаясь, учась, читая, смотря, слушая.

Только надо не забыть поставить здесь фильтры против спама – информационного мусора. Его, вокруг нас, ОЧЕНЬ много. И, если им забивать свою голову, то вскоре, её можно превратить в помойку или свалку разрозненных и не осмысленных фактов и знаний.

2. Развитие личности человека: развивай свое мышление. Как?

Очень просто: чем больше человек думает, тем лучше и эффективнее работает его мышление. Это научно доказанный и обоснованный факт.

Надо стараться перерабатывать всю информацию, поступившую к нам: всё осмысливать, понимать – анализировать, сравнивать, делать выводы. То есть, применять все возможные мыслительные процессы.

3. Развитие личности человека: развивай своё воображение.

Самый эффективный способ здесь – мечтать и фантазировать – воображать все возможные и не возможные варианты развития событий, отношений, связей, изменения людей и вещей, явлений.

Конечно, и без делания всего этого, ваш внутренний мир будет развиваться - развитие личности человека объективный процесс. Ведь поток информации извне можно только ограничить, но прервать его невозможно.

Но, происходить это изменение будет хаотично, не системно, приторможено, бесцельно. И НЕ РАЗУМНО, то есть, функция разума (осмысленности) в жизни человека будет стремиться к 0.

Образно это можно представить, как развитие застойного озерка, когда оно начинает превращаться в болото, потом в трясину и так далее.

Когда сознание не развивается, личность деградирует

Отдельно хочется сказать о таком явлении в сознании, как его возведение в АБСОЛЮТ. Целиком или кусками.

Это, когда, человек перестаёт развивать свою картину видения мира (своё мировоззрение): он вдруг решает, что она закончена, абсолютна, истинна, и не нуждается больше в изменениях. Такие догматики, встречаются во множестве, к сожалению.

Ну, сами посудите, что может произойти с сознанием такого человека: когда вокруг всё изменяется, а у него в голове неподвижные знания, как камни на пути его же развития.

Постепенно, сознание, от неподвижности, начнёт превращаться, опять же, в болото. Только, вдобавок, ещё и зловонное: ибо, уж очень любят люди с таким сознанием доказывать, что их белое это единственно белое и белее всего - развитие личности человека, в данном случае, явно, - регрессивное.

Развитие личности человека в семейных отношениях - в семье

Попутно, хочу высказать свои соображения по поводу развития семьи.

Семья - это система, состоящая из двух главных элементов: мужа и жены. Понятно, что её развитие – это развитие ОБОИХ этих элементов, как людей, как личностей.

Ещё раз подчёркиваю: ОБОИХ. Потому, что совершенно очевидно, что если сознание одного будет развиваться, а второго превращаться в болото, то очень быстро, первому станет неинтересно, скучно, и прочее нехорошее отношение.

Соответственно, второго (болото) будет раздражать свежесть мысли, чувств и устремлений первого, развивающегося. Его будет раздражать сам факт развития личности своего оппонента.

Вот эта разность в развитии личностей: у одного развитие личности человека прогрессивное, у второго - регрессивное, и приводит к конфликту личностей мужа и жены. И семья или распадается, или влачит жалкое существование.

Второй момент: очень важным элементом развития мужа и жены является их взаимообогащение: такие отношения, когда они общаются именно как личности, переливая свой внутренний мир один другому – дополняя его и расширяя, тем самым.

Очевидно, что именно здесь встаёт во весь рост фактор ВОЗМОЖНОСТИ этой личности развиваться. То есть, а способна ли она ИЗМЕНЯТЬСЯ: учиться, воспринимать новое, расширять и трансформировать своё мировоззрение.

Варианты развития личности в семье

Вариантов-то развития личности человека в семье, не так уж много:

1. Оба развиваются именно в паре, как муж и жена – всё хорошо.

Вероятно, здесь, без взаимной любви ни как не обойтись! Именно такое развитие обеспечивает взаимопонимание и взаимоуважение в семье, и укрепляет любовь.

2. Оба развиваются, но, не имеют общего вектора.

По сути, муж и жена развиваются каждый сам по себе, - не имея мировоззренческих, личностных отношений. Понятно, каждый, по мере такого развития, всё более будет отдаляться от другого.

3. Развивается один, а второй превращается в «болото». Ну, тут, всё ясно.

4. Два «болота».

А что? Вполне можно жить: ведь довольно скоро, оба забудут и что такое любовь, и про свои мечты, и про амбиции и прочее. Обычная такая семейка обывателей – основа стабильности общества.

Вот, я на таком уровне понимания развития личности человека. Интересно ваше мнение, дамы и господа: Развитие личности человека и всё о развитии человека.

Ещё статьи по этой теме

Чему учиться в жизни, чтобы избежать ошибок в жизни?

Развитие отношений людей – частный случай развития

Развитие семьи - источник и причина её существования

Самосознание личности - Я или Мы. Формирование, развитие самосознания

Развитие личности человека. Куда и как развивается личность?

Амбиции – я себе и вам покажу, докажу, кто есть я

Личность человека – социальная маска и индивид

Роль наследственности и воспитания в жизни человека

Когда мы воспитываем и образовываем себя (или пытаемся делать это с другими), мы имеем перед глазами заманчивый идеал - всесторонне (подразумевается, что гармонично) развитую личность.

Я назову момент в истории, когда родился этот блестящий мираж, заводящий многих в самое сердце пустыни.

В эпоху Возрождения (она же - Ренессанс) появился такой тип личности, который принято называть "Титанами Возрождения", с лёгкой руки то ли Маркса, то ли Энгельса. В России примером такого человека может служить Михаил Ломоносов, к примеру. Эти титаны отличались тем, что умели сразу много: они писали трактаты о химии, минералогии, об искусстве сонета, верховой езды, о ядах... При этом они занимались государственным управлением, анатомировали трупы, писали картины, работали дипломатами, врачами, делали открытия в астрономии, знали много языков и коллекционировали античные обломки, составляя к ним такие каталоги, которыми искусствоведы частично пользуются и до сих пор. Вот этот тип личности и называется - "ренессансный тип личности ". Всё умею, всё могу. Такие люди встречаются и сейчас. Но очень редко. Это особенный дар, вывих природы, исключение из правила. Как гибкость (растяжка) в гимнастике, как в балете - высокий прыжок.

Однако мир, который решил преклоняться перед Ренессансом (из сомнительного принципа - "надо же перед чем-то преклоняться". Так Россия решила "преклоняться" перед Пушкиным) возвёл этот вывих, этот уникальный дар в общечеловеческий идеал. Прочувствуйте пожалуйста, какая была допущена ошибка! Эта ошибка стоила нам очень дорого.

Да, ренессансный тип личности... "случается". И бывают эпохи, когда количество людей с таким типом личности прямо на глазах возрастает. Связано ли это с "пассионарными взрывами", с очередным витком научно-технической революции, когда закладываются десятки новых наук... всё может быть. Таким "пассионарным взрывом" был период, когда закладывались все современные науки - 5-3 века до нашей эры, в Древней Греции. Возрождение и называется "Возрождением" именно потому, что Европа пережила ещё раз то состояние, которое переживали древние греки в Афинах.

Вселенная циклична, ритмична, подчинена приливам и отливам. Общество переживает "пик формы", периоды спокойного развития и... спады. То что бывает с обществом на пике его формы, нельзя ожидать от него в другие времена.

Но вот ошибка была запущена, стала догмой системы воспитания. И мы все неосознанно стремимся к тому, чтобы быть "всесторонне развитой личностью". И расплачиваемся за это тем, что мельчаем, превращаемся в глупых и невыносимых дилетантов, и только ещё скорее вырождаемся.

Однако же всем, кто мыслит об образовании и самообразовании, следует помнить: самый главный признак сформированной личности это

развитая способность к выбору и отбору

Что спрятано под красивой фразой "умение выбирать и отбирать"? А спрятано под ней следующее: выбирать и отбирать человек вынуждается . И вынуждает его к этому всегда нехватка чего-либо.

Если бы у человека не было это самой нехватки , он бы не научился выбирать и не стал бы сформированной личностью.

Так нужда делает из нас если не гениев, то, по крайней мере, талантливых людей, умельцев, изобретателей. В этом смысл поговорки: "Голь на выдумки хитра".

Необходимость "выбирать и отбирать" мы проклинаем, тогда как мы должны благодарить её. Вот представьте себе все свои нужды. А теперь представьте себе, сколько у Вас на это денег. Умение выбирать и отбирать сформируется у нас только в том случае, когда на все нужды денег будет не хватать.

Это как притча про футбол и наблюдавшего за ним старика Хоттабыча. Дай каждому футболисту по мячику - игра развалится.

Я ещё раз напомню: развитая способность к выбору и отбору - признак сформированной личности. И дело здесь даже не в нехватке денег. Есть другая, более тотальная нехватка, которой мы наделены все, от рождения. Выбрать "сто путей и сто дорог" одновременно мы не можем в силу нехватки жизненного времени. У нас очень мало времени, чтобы заняться всем, охватить всё. Поэтому все мы: и богатые, и бедные, всё равно подчинены необходимости выбирать .

Но идеал "всесторонне ("гармонично") развитой личности, служащий нам уже много времени ложным ориентиром, не даёт нам развить в себе это умение. Человек, который природой не приспособлен к тому, чтобы стать "Титаном Возрождения", воспитываясь в этом ключе, калечится и превращается в умственного урода.

Роковым образом, погоня за культурой порождает бескультурье. Погоня за знаниями порождает тупость ума и внутреннюю пустоту. Жажда постоянной деятельности приводит к тому, что ни одно дело не доводится до конца.

А наше образование продолжает гнуть свою линию - требуя совершенства во всех областях. Вы конечно, можете развернуться к образованию спиной, но получите клеймо лузера. И не каждому плевать на это невидимое, но ощутимое клеймо. И поэтому многие - тянутся из последних сил, лишая себя возможности стать тем, кем хотели и могли бы быть - совершенством.

Однако людей, которые не боятся "развернуться спиной", становится всё больше, и поэтому одиночкам уже не так страшно. Есть люди, чьи дети вообще не ходят в школу, а учатся дома. Как ни странно, но программу по математике, рассчитанную на 10 лет, они осваивают за 2 года, не напрягаясь. Есть люди, которые могли бы позволить себе очень пафосный лицей с усиленной программой, но предпочитают отдать своего ребёнка в идиллически-тихую местную школу, где престарелые учительницы воркуют аки горлицы и тычут деревянной указкой в устаревшее пособие, а дети и родители - такие же тихие, благостные и без претензий.

А те, кто идёт всё тем же, ведущим к тупику, путём, наращивая объёмы информации, приходят к страшным результатам - приобретают вульгарность . Мой любимый английский писатель - Гилберт Кийт Честертон, в одном из своих эссе написал об этом, наверное, самые лучшие слова:

"Мне кажется, у вульгарности - два непременных признака: для неё нет ничего трудного и ничего чуждого. Человек вульгарный, в полном смысле слова, изливается - мысли и чувства хлещут из него, он их не отбирает, не фильтрует. Он всё на свете знает , то есть, не знает ничего. Тот, кто знает всё, утратил священный трепет ... он судит обо всём нескромно, свысока, он забыл, что всё на свете по-своему священно".

Рассуждение о такой "всесторонней односторонности" нельзя не продолжить словами нелюбимого мной Артура Шопенгауэра. Но как же он иногда бывает точен в своём пессимизме!

"Тупость ума порождает внутреннюю пустоту. Вы увидите её на многих лицах. Она выдаёт себя постоянным интересом к ничтожнейшим внешним событиям. Эта внутренняя пустота толкает в погоню за внешними возбуждениями, чтобы хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу".

Вот пишу я эти строки, а в глазах стоит передача "Пусть говорят". Как будто про неё писали Шопенгауэр и Честертон.

Однако есть у меня примеры и похуже. Что мне какие-то передачи? У меня перед глазами судьбы конкретных людей.

Ничто так не оглупляет ребёнка, как необходимость посещать школу и приносить оттуда хорошие оценки. На моих глазах, не один умный, интересный дошкольник превратился в тупого и несчастного ученика средних классов. На вопрос "Почему ребёнок ничего не читает?" я слышу один стандартный ответ мам и бабушек: "Да когда ей читать? У неё столько уроков!"

Но зачем этим "отличникам" учить французский и английский языки одновременно? Лет сто назад люди учили английский для того, чтобы почитать в подлиннике Шекспира. По французски читали Вольтера и Ларошфуко. Зачем вообще образование тем, к с радостью проводит свой досуг "В контакте"?

Наше образование светит светом мёртвой, погасшей звезды. Оно совершает какие-то бессмысленные действия, но цель, ради которой эти действия совершаются, уже давно - в пролёте.

Тема "всесторонне развитой личности" со стороны психологии не перестаёт меня волновать. Дело в том, что я лично, физически, страдала и продолжаю страдать в обществе тех, из кого пытались сделать эту самую "всесторонне развитую личность", а получили тип так называемого "образованца". Эти люди всегда получали пятёрки. Но приблизьтесь к ним, загляните в их глаза. Они - пустые, как у монстров из кошмарного сновидения.

Считаться в обществе человеком разносторонним престижно и, в основном, приятно, хотя не каждый взрослый индивид понимает, зачем ему те или иные хорошо усвоенные суммы знаний в разнообразных областях. Но, тем не менее, системы образования в развитых и относительно цивилизованных сообществах и государствах по своему содержанию и наполнению устроены таким образом, чтобы обеспечивать разностороннее обучаемого.

Разностороннее развитие личности

В определенной мере (и до определенного момента развития) в большинстве случаев это хорошо и замечательно для будущей жизни человека и его практической деятельности. , сбалансированное по направлениям (естественные и точные науки + гуманитарные и межпредметные области знания + минимум трудовых умений и культурных навыков), обеспечивает человеку хотя бы минимальную компетентность в тех или иных жизненных ситуациях. Особенно это важно, когда необходимо не только высказывать мнение, но принимать решение и осуществлять действия по конкретной проблеме.

Следует отметить, что разносторонне развитая личность в таких ситуациях может проявлять себя более эффективно благодаря более объемному взгляду на проблему с различных позиций. То есть, разностороннее развитие личности обеспечивает общую осведомленность и, в некотором роде, компетентность в разных областях деятельности. Надо отметить, что иногда это и замедляет процесс.

Конечно же, мы осознаем, что времена Ренессанса и эпохи Просвещения, когда образование порождало всестороннее развитых и энциклопедически знающих людей прошло. Большая часть общечеловеческого научного знания, что называется, не укладывается в голове отдельного среднего современного человека из-за слишком большого объема. Поэтому современное средне-профессиональное и высшее образование стремится подготовить специалистов, компетентных в своей сфере, что, собственно, и правильно. Однако всякий специалист, как известно, подобен флюсу (то есть, другими словами, развит несколько однобоко). Именно поэтому в настоящее время разносторонне развитая личность – образованный, культурный человек – максимально ценен для общества (однако далеко не всегда им уважаем в должной мере).

А вообще, разностороннее развитие личности предполагает такое ее состояние, когда взрослый индивид сам, уже закончив обучение в учебных заведениях, продолжает познавать мир и не останавливается в своем культурном развитии. Собственно, такое отношение к жизни, то есть, стремление к гармонии и гарантирует разностороннее общекультурное развитие личности.