Презентация духовно нравственные основы противодействия терроризму. Наука и образование против террора. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

Автономная некоммерческая образовательная организация

«Православная Классическая Гимназия «Ковчег»

Московской области Щелковского района с.Душоново

План-конспект

урока ОБЖ в 10 классе

Тема урока: »

Учитель ОБЖ: Шумская А.Э.

Конспект урока ОБЖ в 10 классе

Тема: Духовно-нравственное противодействие терроризму

Тип урока: урок- лекция.

Цель: сформировать убеждения в том, что террористическая деятельность во всех видах является аморальной, бесчеловечной и преступной; показать, что профилактика террористической деятельности учащихся зависит от выработки у них духовно - нравственной позиции, а формирование антитеррористического поведения тесно связано с современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности и здоровым образом жизни. Выработать на этой базе методологические основы формирования у учащихся системы антитеррористического поведения.

Задачи:

Образовательные:

Рассмотреть понятия: «нравственные позиции», «нравственное развитие»;

Познакомить учащихся с понятием «традицион-ные национальные ценности» ;

- познакомить обучающихся с основными качествами личности, необходимыми для формирования нравственных позиций;

Развивающие:

Развить способность применять полученные знания;

Развить умение анализировать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитательная:

Воспитать у учащихся понимание важности правильно выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, не создавая конфликтов и конфликтных ситуаций;

Воспитание осознанного выбора антитеррористического поведения.

Оборудование: ноутбук для показа презентации, телевизионный экран.

Тема урока: «Духовно-нравственное противодействие терроризму »

I этап . Организационный момент (психологический настрой на урок).

Здравствуйте,ребята! Защитить себя от опасностей и угроз в том числе и от террористической деятельности - это естественное желание каждого человека. Как построить эту защиту?

Слайд 1

«Духовно-нравственное противодействие терроризму »

II этап. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы поговорим об основных составляющих духовно-нравственного противодействия терроризму и значение нравственных позиций и личных качеств при формировании антитеррористического поведения. Это особенно актуально в подростковом возрасте.

III этап . Выделение опорных знаний и умения.
Слайд 2

Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер.

Слайд 3

Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Слайд 4

Терроризм - это метод, посредством которого организованная группа стремится достичь провозглашённых ею целей через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха применяются такие террористические способы (методы), как взрывы и поджоги жилых и административных зданий, магазинов, вокзалов, захват заложников, автобусов, угоны самолетов и т.д.

Слайд 5

Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача - подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

Слайд 6

Терроризм относится к числу общечеловеческих социальных проблем. Терроризм в различных формах его проявления чаще всего приносит массовые человеческие жертвы.

влечёт за собой разрушение материальных и духовных ценностей, сеет вражду между государствами;

провоцирует войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами.

I V этап. Решение проблемного вопроса.

Как же происходит вовлечение в террористическую деятельность?
Слайд 8

Каждый человек индивидуален и неповторим: по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. Следовательно, система его жизненных установок и реализации замыслов носят индивидуальный характер, поэтому на вероятность вовлечения человека в террористическую деятельность могут оказать влияние ряд его личных качеств.

К ним можно отнести:

Слайд 9

Отсутствие чётко сформулированной цели в жизни;

Слайд 10

Психологически неуравновешенность, неумение жить с собой в согласии и соблюдать нормы здорового образа жизни;

Слайд 11

Стремление к праздному времяпрепровождению;

Слайд 12

Наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков);

Слайд 13

Наличие противоречивых взглядов, установок, ценностей, отсутствие четко сформированной цели в жизни;

Слайд 14

Стремление поддерживать свою власть над другими людьми по-средством их унижения;

Слайд 15

Неумение строить свои взаимоотношения с окружающими;

Слайд 16

Получение удовольствия от последствий террористических актов, совершённых террористами;

Все эти качества являются благоприятной средой для формирования экстремистских взглядов и оправдания идеологии насилия

Слайд 18

Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса)

Слайд 19

Смысл подросткового кризиса заключается в борьбе за независимость и освобождение от опеки взрослых
Террористы- это не только «вооруженные до зубов» люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие. Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо. коробка и т.д.). Современные террористы используют те же приемы, что и гитлеровские шпионы диверсанты во время Великой отечественной войны, например просят детей или подростков « по- дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и просто рассказать об увиденном.

Потом в местах за которыми наблюдали и куда что-то передавали могут прогреметь выстрела, взрывы, погибнуть люди.

На что же рассчитывают преступники обращаясь за помощью к подросткам:

что они не задумаетесь над причиной и существом просьбы;

им будет неудобно, трудно отказать в просьбе старшему, будет желание помочь;

захочется показаться «молодцом», надежным человеком;

будет приятно получить какое-то вознаграждение, пусть даже маленькое или похвалу;

Так могут использовать детей опираясь на их неопытность и доброту.

Слайд 20

Террористы часто используют в своих целях подростков и молодёжь, предлагая им своеобразную «взрослую» жизнь

Слайд 21

Подросток даже может иногда и не подозревать, что его используют, не понимать, что он исполняет поручения террористов

Слайд 22

Террористы хорошо понимают, что некоторые подростки относятся к войне как игре, где убивают кого угодно, но только не их самих.

Слайд 23

Террористы охотно воздействуют на психику подростков, убеждая их, что сражаются с силовыми структурами за самые что ни на есть благородные цели
Чтобы сократить для себя опасность стать невольным помощником черных дел необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, думать об их последствиях и окружающих людях. Этому можно и нужно научиться.

Для того чтобы надёжно защитить себя от влияния пропаганды идеологов терроризма и вовлечения в террористическую деятельность, подросток должен представлять себе опасности этого сложного социального явления.

Вопрос к учащимся : Как вы думаете, можно ли решить данную проблему в современном обществе? Что для этого нужно?
Для формирования нравственных позиций каждому подростку необходимо выработать у себя ряд качеств, значимых для неприятия террористических взглядов и действий.

Давайте вместе разберем основные составляющие духовно-нравственной позиции человека.

Для того, чтобы выработать у себя устойчивую систему противодействия злу, в том числе терроризму, необходимо воспитать у себя ряд убеждений, привычек и качеств, в числе которых формирование своей индивидуальной системы здорового образа жизни.

Слайд 26

В первую очередь необходимо выработать твердое убеждение в бесчеловечной и преступной сущности терроризма, несовместимости любой террористической деятельности с жизненно важными интересами человека, с его предназначением и сущностью.

Следующий важный шаг - сформулировать у себя психологическую уравновешенность и уверенность в себе.

И, конечно, умение выстраивать свои взаимоотношения со своими сверстниками.
Сформировать такую позицию, включающую в себя неприятие идеологии терроризма, вам поможет следование традиционным национальным ценностям.

Слайд 27

К ним относятся:

любовь к России и своему народу, к своей малой родине;

служение Отечеству;

доверие к государственным институтам (в том числе к органам правопорядка);

закон и правопорядок;

Слайд 28

разнообразие культур, свобода совести и вероисповедания;

справедливость, милосердие, честь, достоинство;

свобода личная и национальная.

V этап. Воспроизведение учащимися опорных знаний и умений.

Вопрос-ответ

Ребята, в начале урока каждой паре были розданы вопросы. Через три минуты вы должны ответить, опираясь на информационный материал лекции.

1. Почему терроризм представляет сегодня серьёзную угрозу ми-ру и безопасности?

2. Почему любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания?

3. Какие ваши индивидуальные качества будут способствовать защите вас от идеологии терроризма?

4. Почему употребление алкоголя и наркотиков способствует вовлечению человека в террористическую деятельность?

Ответы учеников.

V I этап. Обобщение и систематизация изученного

Сделаем выводы:

1) Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности.

2) Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями, независимо от их мотивации.

3) Для самопрофилактики вовлечения в террористическую дея-тельность необходимо сформировать у себя безоговорочно отрица-тельное отношение к любым видам террористической деятельности.

4) Чтобы противостоять пропаганде идеологов терроризма, не-обходимо выработать у себя твёрдую нравственную позицию.

V II этап Формирования домашнего задания

Проанализируйте свой образ мышления и поведение в повсе-дневной жизни. Какие изменения в них необходимо внести, чтобы повысить уровень защищённости от влияния на вас идеологии тер-роризма?

Свой ответ оформите в виде краткого сообщения.

V III этап. Подведение итогов.

Может быть вы прочитали много книг, а может быть совсем мало. Но при этом вы уже успели стать автором и главным героем очень важной для себя книги - это книга вашей собственной жизни.

Каждый день и час на страницы этой книги ложатся строки ваших слов, поступков, дел и картинок происходящего с вами. Эта книга отличается от обычных книг знакомого вам вида тремя важными вещами: вы пишете ее не прерываясь всю жизнь, страницы этой книги перелистываются самостоятельно, независимо от вашего желания, вы не можете переписать уже написанные строки и страницы.

Замечательный английский писатель Оскар Уайльд сказал: «Ни один человек не может изменить свое прошлое». Вот и вы в своей книге пишете все без черновика, набело и ошибки, которые люди совершают так и остаются на страницах этой необычной книги. Разумеется каждый хочет, чтобы ошибок в жизни было как можно меньше, и для этого нужно знать и следовать ценностям, которые помогут вам построить свою жизнь как долгую и светлую, счастливую жизнь.

Чтобы на новых страницах книги вашей жизни свет оттеснил тьму вы сами должны научиться исправлять собственные недостатки, лучше понимать окружающих людей - это поможет тебе укрепить свой характер, не поддаться на обман, не пугаться жизненных трудностей.

Благодарю вас за внимание!

В настоящее время современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом. Вышеперечисленные факторы в определенной степени стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими конфликтами, начинают появляться различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через экстремизм и терроризм.

Экстремизм и его разновидность терроризм продолжают представлять реальную опасность как для международного сообщества в целом, так и для нашего государства в частности.

Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, но и в немалой степени, это задача и самой молодежи. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, студентов. В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент установления гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и укреплении нашего экономического и политического потенциала.

Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, ответственность за осуществление экстремистской деятельности определены Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ от 25.07.2002г.

Правовые и организационные основы противодействия терроризму, ответственность за осуществление террористической деятельности определены Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии терроризму» №35-ФЗ от 06.03.2006г.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Памятка МВД РФ и ФСБ РФ по поведению при возникновении угрозы совершения террористической акции

Если Вы обнаружили подозрительный предмет:

При нахождении в общественных местах (улицах, площадях, скверах, вокзалах), совершая поездки в общественном транспорте, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, пакеты, свертки или другие бесхозные предметы, в которых могут находиться взрывные устройства. Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь - опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, кому она принадлежит или кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о найденном предмете: в первую очередь и в обязательном порядке сотрудникам спецслужб (МВД, ФСБ, МЧС), водителю (если предмет обнаружен в машине, автобусе, других видах транспорта), руководителю учреждения (если предмет обнаружен в учреждении).

Зафиксируйте время обнаружения, постарайтесь принять меры к тому, чтобы люди отошли как можно дальше от нее;

Не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку, не позволяйте сделать это другим;

Обязательно дождитесь прибытия сотрудников милиции (МЧС, ФСБ).

Помните, что в качестве камуфляжа для взрывных устройств могут использоваться обычные сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.

Родители! Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность для жизни!

Если Вы оказались в заложниках:

Возьмите себя в руки, успокойтесь и не паникуйте, будьте уверены, что спецслужбы уже предпринимают профессиональные меры для вашего освобождения.

Запомните как можно больше информации о преступниках: их количество, степень вооруженности. Составьте максимально полный их зрительный портрет, обратив особое внимание на характерные приметы внешности, телосложения, акцента и тематики разговоров, темперамента, манер поведения и др.

Не допускайте действий, провоцирующих преступников к применению оружия или насилия. Изучите ситуацию, при этом старайтесь не предпринимать самостоятельных попыток к освобождению (в зависимости от ситуации). Не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе, выполняйте все их требования, не рискуйте жизнью своей и окружающих, не паникуйте. При ранении или травме не двигайтесь - это предотвратит дополнительную потерю крови.

Во время освобождения ложитесь на пол лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь. Не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них - Вас могут принять за преступников.

Если Вы оказались в захваченном преступниками автобусе или другом виде транспорта, также старайтесь не привлекать к себе внимание. Осмотрите салон, отметьте места возможного укрытия в случае стрельбы. Снимите ювелирные украшения, не смотрите в глаза террористам, не передвигайтесь по салону, не открывайте сумки без разрешения; не реагируйте на их провокационное поведение.

Если сотрудники спецслужб предпримут попытку освобождения - ложитесь на пол между креслами и оставайтесь до окончания спецоперации. После освобождения немедленно без паники покиньте автобус (другой вид транспорта), т.к. не исключена возможность его предварительного минирования.

Если информация об эвакуации застала Вас в квартире:

Возьмите документы, деньги, ценности; отключите электричество, газ, воду; окажите помощь в эвакуации детям, пожилым и тяжелобольным людям; закройте входную дверь на замок. Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

Ради здоровья и жизни своей, родных и близких Вам людей, запомните эту информацию и по возможности старайтесь следовать рекомендациям.

Телефон МЧС: 01
Телефон дежурной части милиции: 02

Методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях

Профилактика проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях должна быть ориентирована на решение следующих задач:

1. Недопущение распространения идеологии терроризма среди учащихся;

2. Формирование в молодежной среде неприятия идеологии терроризма в различных ее проявлениях.

Для решения указанных задач представляется целесообразным:

І. Организовать постоянный мониторинг общественного мнения в молодежной среде в целях выявления радикальных настроений среди учащихся и студентов, в т. ч.:

    проводить регулярные опросы учащейся молодежи об отношении к терроризму как способу решения социальных, экономических, политических религиозных и национальных проблем и противоречий;

    осуществлять контроль за деятельностью неформальных молодежных группировок и национальных сообществ (установление лидеров, активных членов, задач и характера активности);

    проводить личные беседы с учащимися, наиболее подверженными влиянию террористических идей (дети из неблагополучных семей; выходцы из семей террористов и пособников, осужденных или уничтоженных в ходе проведения специальных операций и др., учащиеся с выраженным изменением социального поведения, религиозного мировоззрения). Определение круга таких лиц полагаем целесообразным проводить с учетом консультаций специалистов - психологов, социологов;

    обеспечить взаимодействие с правоохранительными органами для своевременного пресечения выявленных угроз террористического характера (пример угрозы - поступившая информация о намерении учащегося принять участие в деятельности террористических организаций или оказывать поддержку такой деятельности).

2. Разъяснять на постоянной основе сущность и общественную опасность терроризма, ответственность за совершение действий террористического характера, в т.ч.:

    организовывать тематические классные часы (например, «Мировое сообщество и терроризм», «Законодательство Российской Федерации в сфере противодействия терроризму» и т.п.);

    организовывать лекции по антитеррористической тематике (например, «Методы и способы вовлечения молодежи в террористическую деятельность и противодействие им»), с участием представителей правоохранительных структур, психологов, социологов (возможно – с привлечением лиц, отказавшихся от террористической деятельности);

    проводить адресную профилактическую работу с учащимися, подпавшими под воздействие террористических идей. При необходимости привлекать специалистов - психологов, социологов, представителей правоохранительных структур;

    привлекать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (флешмобы, возложение венков, вахты памяти и т.п.);

    проводить мероприятия по отработке у учащихся и молодежи практических навыков действий и поведения при совершении в их отношении террористических актов (сценарии: захват заложников, угроза взрыва и пр.).

З. Активно проводить пропагандистские мероприятия, направленных на дискредитацию террористической идеологии, формирование в молодежной среде идей межнациональной и межрелигиозной толерантности, в т.ч.:

Развивать дискуссионные площадки для обсуждения проблематики террора и контртеррора, организовывать студенческие и школьные диспуты, викторины, конкурсы;

    привлекать и стимулировать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, направленных на ее духовное и патриотическое воспитание, формирование межнационального и межрелигиозного согласия (фестивали, конкурсы, концерты и пр.);

    организовывать производство и размещение наглядной агитации, демонстрировать кино и видеопродукцию антитеррористического содержания;

    участвовать в реализуемых антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации и правоохранительными структурами мероприятиях по социализации детей террористов и их пособников, детей мигрантов, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также выделенных категорий молодежи, возможно попавших под влияние деструктивных элементов.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства. Основные причины возникновения терроризма и экстремизма. Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Нормативно-правовая база противодействия терроризму , экстремизму и наркотизму в Российской Федерации. Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности. Национальный антитеррористический комитет (НАК). Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом по наркотиков (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии. Профилактика наркозависимости.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма. Контртеррористическая операция. Участие Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.

Профилактика террористической деятельности .

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.

Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Взрывы в местах массового скопления людей.

Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.

Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.

Обеспечение безопасности при захвате самолёта.

Правила поведения при перестрелке.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь и правила её оказания.

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

Формирование нравственного смысла учения, социальноориентирован-ной и общественно полезной деятельности;

Формирование морали - осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

Усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

Укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

Развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

Развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

Формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

Формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

Осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

Формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

Развитие патриотизма и гражданской солидарности;

Развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

Формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;

Формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

Укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

Усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

Формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

Укрепление отношения к семье как основе российского общества;

Формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

Укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

Усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

Формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

Знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
Принцип ориентации на идеал

Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

Аксиологический принцип.

Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.

Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру - ведущий метод воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим». Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип диалогического общения со значимыми другими.

В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Принцип идентификации.

Идентификация - устойчивое отождеств-ление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм - происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть - нравственную рефлексию личности, мораль - способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность - готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации.

В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодей-ствие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем.

Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание - это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

Общеобразовательных дисциплин;

Произведений искусства;

Периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

Духовной культуры и фольклора народов России;

Истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

Жизненного опыта своих родителей и прародителей;

Общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

Других источников информации и научного знания.

Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Школе как социальному субъекту - носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.

Основное содержание воспитания и социализации обучающихся

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

Общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

Системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

Понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

Осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

Системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

Осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

Усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

Освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;

Приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

Осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:

Социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

Социальные роли в классе: лидер - ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;

Социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;

Формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

Сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;

Любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

Понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отВоспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

С.И. Ивентьев ,

г.Казань

Чтобы раскрыть исследуемый вопрос, нам необходимо привести имеющиеся общепринятые определения экстремизму и терроризму. Согласно Российскому энциклопедическому словарю, " Экстреми?зм (от лат. extremus - крайний, чрезмерный) - приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике)"?. Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы за N 1344 от 29.09.2003 г. "Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе " содержит следующее определение: "экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии , антисемитизма и ультра-национализма". В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г., к которой Россия присоединилась 29.03.2003г., " экстремизм - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон". В России, согласно статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"" (с поправками и дополнениями), к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся: - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; - публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

1 - Российский энциклопедический словарь /Гл.ред.А.М. Прохоров . -М.: Научное изд-во "Большая Российская энциклопедия" , 2000. - Т.2. - С.1832. - 1023с. 2 - Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"//Российская газета . - 2002. - N 138-139, 30.07.2002. - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; - нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; - воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; - воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий , общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; - совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой Уголовного кодекса Российской Федерации; - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; - публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно ихизготовление или хранение в целях массового распространения; - публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; - организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; - финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. Как верно указали А.В.Римский, А.В.Артюх, " в законе да ё тся в основном правовая и политическая характеристика экстремизма в совокупности определенных взглядов, действий, поступков "? . 1 - Римский А.В. , Артюх А.В. Экстремизм и терроризм : понятие и основные формы проявления // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право . - 2009. - N 16 (71) . - Том 10 . - С.244-250 . В.Г.Кокорев с дела л следующие выводы: " 1.Понятие "экстремизм" и "терроризм" соотносятся как целое и часть, так как одной из форм экстремизма является терроризм. 2.К признакам терроризма можно отнести: - социальное явление, так как возможно только в обществе, в связи с тем, что именно оно является объектом воздействия; - преступное деяние, так как предусмотрено уголовным законодательством; - деяние в форме физического или психического насилия; - устрашение как способ воздействия на общество; - оказание воздействия с целью изменения политической, идеологической и иной ситуации. 3.Под экстремизмом понимают деятельность, направленную против основ конституционного строя, общественной безопасности, а также против личности, связанную с применением насилия и возбуждением социальной, расовой, национальной или религиозной розни "? . Терро?р (лат. terror - страх , ужас) - устрашение мирного населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения". С учётом того, что человек является не только биологическим, социальным, но и духовн ой личностью , выделяют следующи е группы террора : I .По кругу лиц 1) Массовый террор (геноцид, репрессии, война, оккупация, фашизм и пр.); 2) Индивидуальный террор (убийство политического или духовного лидера и пр.). II .По территориальному признаку: 1) Международный; 2) Внутригосударственный. III .По мотивации: 1) Политический (государственный); 2) Национальный; 3) Религиозный. IV .По сфере действия

    -- Духовный террор (тирания, репрессии, навязывание чуждой идеологии (например, атеизма), распространение сект, отсутствие свободы слова и вероисповедания и пр.); -- Морально-нравственный террор (наркомания, проституция, порнография, алкоголизм, гомосексуализм, распространение
1 - Кокорев В .Г. Соотношение понятий: "терроризм" и "экстремизм"// Социально-экономические явления и процессы . - 2013. - N 1 (047) . - С.239-245 . 2 - Толковый словарь русского языка: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений/С.И.Ожегов: под ред. проф.Л.И.Скворцова - 27-е изд., испр. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и образование", 2011. - 736с. инфекционных заболеваний и пр.); 3) Экономический террор (эмбарго, несвоевременная выплата зарплаты и пособий, уровень зарплаты ниже прожиточного минимума и пр.); 4) Социальный террор (разделение на классы, касты по социальному статусу или по материальному достатку). V .По способу исполнения 1) Информационный террор (дезинформация, пропаганда насилия и пр.); 2) Физическое уничтожение людей (убийство, теракты и пр.); 3) Духовно-нравственное разложение (растление) населения ? . Экстремизм и террор - это, прежде всего, нравственные преступления. В свою очередь, эти точные формулировки понятий должны определ ять адекватные и эффективные меры по противодействию распространени я идеол о гии экстр е мизм а и терроризм а , а также меры борьб ы с указанными нравственными пороками . Системность рассматриваемых пороков во многом обусловлена девальвацией системы духовно-нравственных ценностей. Как указывалось автором настоящей статьи, Человек является носителем не только материальных прав и свобод, но и Божественных, духовно-нравственных прав". Экстремизм и терроризм противостоят и нарушают право человека на жизнь, являющегося неотъемлемой частью духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина (четвёртого поколения прав человека). Прерывание жизни фактически приводит к лишению человека не только материальных прав и свобод, но и других основополагающих Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека, неразрывно связанных с личностью (право на Любовь, права на дары Бога 1 - Ивентьев С.И.Террор с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека//Социальная онтология в структурах теоретического знания: Материалы V Международной научно-практической конференции мая 2013 года/Под общ. ред.О.Н.Бушмакиной, Н.Б.Поляковой. - Ижевск: Изд-во "Удмуртский университет", 2013. - С.345-351. 2 - Ивентьев С.И.Вызовы современности: терроризм и наркомания //Современность и психолого-педагогические науки. Современность и лингвистические науки. Современность и юриспруденция. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической Интернет-конференции/Под общ.ред.В.С.Курчеева и Т.В.Сидориной. - Новосибирск: ЦПИ - Издательство СИБПРИНТ, 2010. - С.102-105. право на духовно-нравственное совершенствование, права на дары Бога и др.)? . Террорист всегда посягает на физическую, духовную и нравственную целостность личности. Идеологии терроризма и экстремизма подвержена молодёжь. Л.В.Баева молодёжный экстремизм характеризует следующим образом: " Подростково-молодежный экстремизм - взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении. Молодежный экстремизм в России сегодня выступает одним из следствий снижения уровня образования и культуры, гражданственности и патриотизма, разрыва преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, криминализации сознания в условиях социально-экономического кризиса и политической неопределенности, что оказало существенное влияние на формирование ценностей молодого поколения. В то же время проблема молодежного экстремизма не является чем-то уникальным, присущим только современной эпохе. История показывает, что это далеко не новое явление, и экстремизм в целом (а молодежный в том числе) сопровождал человечество на протяжении многих веков. Если понимать под экстремизмом крайнюю форму интолерантности, соединенную с агрессией и насилием как методами выражения непримиримости к другому, то примеров подобной формы поведения в истории (в том числе и России) можно встретить не мало. Экстремистские настроения всегда использовались властью для решения собственных задач. Неприятие инакомыслия и стремление к его истреблению является признаком людей с низким уровнем культуры, образования, творческих способностей. Желание к агрессии свойственно человеку, не способному к полноценной жизни, наполненной созиданием, любовью, заботой о близких и т.д. Стремление к компенсации собственных неудач выступает мощным стимулом деструктивных
стремлений личности, желания насилия, агрессии, и тем самым обретения "значимого" статуса в обществе. Власть, особенно в тоталитарных типах 1- Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография [Текст] /С.И.Ивентьев. Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
общества, способствует созданию из агрессивно настроенных молодых людей своеобразных "боевых отрядов", выполняющих скрытые функции борьбы с инакомыслием по отношению к ней "? . Традиционно в науке к основным причинам правонарушений и преступлений относят экономические, институциональные и социально-культурные факторы , забывая о духовно-нравственном аспекте этих явлений . Как правило, все преступления всегда носят нравственный характер, то есть все правовые преступления, определённые законом, являются нравственными преступлениями " . К большому сожалению, многие государства к мерам по обеспечению противодействия рассматриваемым нравственным порокам и уголовным преступлениям не относят возрождение и культивирование духовно-нравственных ценностей в обществе, а также публичное закрепление нравственных норм. Государства в основном заняты перекрытием источников доходов террористических групп и борьбой с коррупцией, которая создаёт благоприятные условия для радикальных течений. Важную роль в борьбе с экстремизмом и терроризмом играет просвещение граждан по вопросам миролюбивых религий, радикальных сект и религий. К большому сожалению, СМИ мало уделяет этому внимание, а занимается распространени ем культа потребления и насилия. Государство мало обращает внимание вступлению подростков в преступные организованные сообщества, которые могут быть террористическими и националистическими группами. К мерам по противодействию распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи следует дополнительно отнести следующие меры. Считаем, что необходимо на законодательном уровне определить понятие "истина", чтобы не было возможности трактовать её с точки зрения экстремизма и радикализма, т.е. выбить идеологическую составляющую экстремизма. Науке необходимо заняться изучением вопросами жизни после смерти, чтобы раскрыть суть экстремистской идеологии. На международном уровне надо запретить использование секретными службами любых стран террористических группировок для выполнения своих задач. 1 - Баева Л . В .Молодёжный экстремизм в современной России // Обзор. НЦПТИ . - 2015. - N 5. - С.16-22 . 2 - Ивентьев С.И. Нравственные и правовые преступления Мира// Казанская наука. - 2010. - N 7. - С.122-125. Государству регулярно и на постоянной основе необходимо заниматься решением социально-экономических вопросов молодёжи (обучение и трудоустройство, предоставление жилья и земельных участков, обеспечение детей садиками и школами, лагерями для отдыха, центрами для детей и молодёжи и пр.). Обеспечение духовно-нравственной информационной безопасности граждан - это первостепенная задача любого государства. Безусловно, что особое внимание следует уделять мероприятиям, направленным на культивирование патриотизма у молодёжи, а также вопросам миграционной политики. Исходные данные статьи: Ивентьев С.И.Духовно-нравственные аспекты противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи//Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции по профилактике экстремизма (г. Уфа, 24 мая 2017 г.) / Составители: Д.М. Абдрахманов, Ю.И. Малахов, Р.Р. Мухитдинова, З.Л. Сизоненко, Ш.Б. Эргашева. - Уфа: Изд-во "Мир печати", 2017. - С.108-115. ISBN 978-5-9613-0486-2