Рус народный костюм. Женский русский народный костюм. Современная одежда в славянском стиле

В настоящее время мода на традиционную русскую одежду переживает второе рождение. Появляется множество вещей, которые были знакомы современному человеку только из старых книг и сказок. Наряду с крестьянскими костюмами, популярными на Руси, часто используется и традиционная одежда древних славян, которая и послужила прообразом всех славянских костюмов более позднего времени.

Несмотря на то, что женские и мужские костюмы той эпохи достаточно чётко описываются в исторических трудах, некоторые модельеры считают, что достаточно разместить на рубаху или платье славянский узор, чтобы она считалась национальной. На самом деле, это просто современная одежда в славянском стиле, не несущая никакой исторической достоверности.

Взгляд в древнейшую историю славянского костюма

Одежда древних славян ничем не напоминала любой из традиционных костюмов, которые сейчас так популярны. В связи с тем, что большая часть народа проживали в глуши, и торговые караваны туда даже не заходили, одежда делалась из звериных шкур. После того, как Древний Рим начал завоевывать исконные варварские земли, славяне стали знакомиться с одеждой из ткани. Впрочем, доступна она была только для вождей и знатных воинов, так как стоила достаточно дорого.

Если среди западных славян вещи из ткани перестали быть чем-то выдающимся, то одежда восточных славян ещё долго была меховой. С распространением римской культуры и торговли славяне получили возможность приобщиться к цивилизации. Взамен шкур пушных зверей, они получили матерчатую одежду и ткани. Через некоторое время славяне и сами научились прясть вещи из шерсти, льна или конопли.

В зимнем славянском стиле одежды ещё долго главную роль играли меха, но постепенно они стали вытесняться тёплыми вещами из натуральной шерсти. Судя по археологическим раскопкам, главным сырьем для повседневной одежды простых людей служил лён и шерсть.

Традиционный костюм мужчины славянского рода состоял из следующих основных частей:

  • Простой рубахи;
  • Порток или штанов;
  • Свитки или кафтана.

Как правило, эта одежда была льняной или шерстяной. Рубаха шилась туникообразного вида, с длинными рукавами. К рубахе обязательно полагался пояс, которым владелец подвязывался. Более простую одежду носили небогатые земледельцы, а знать свои рубахи украшала вышивкой. Как правило, это была славянская символика, несущая глубокий сакральный смысл. Кроме того, такие рубахи имели тесёмки, предназначенные для стягивания рукавов у запястий.

Штаны отличались узким кроем и длиной до щиколоток. Для того чтобы они не спадали, использовалась специальная бечёвка, называемая пояском. Рубаху и штаны без верхней одежды носили преимущественно в тёплое время года. Если холодало, то приходилось надевать свитку или кафтан. Знатные славяне поверх кафтана часто носили корзно, подбитое лёгким мехом.

Зимой носили кожухи и шубы. Что касается последних, то, несмотря на распространённое мнение, что шуба — это одежда степных кочевников, это традиционное славянское изобретение.

Если простые земледельцы имели всего один костюм, то у знати были и праздничные наряды, которые богато украшались. Такой костюм имел тонкую отделку и богатую вышивку.

Одежда славянских женщин и различные украшения

Хотя славянки не носили штанов, самой распространённой частью из гардероба была длинная рубаха. В отличие от мужских повседневных вещей, женские рубахи часто украшались следующими элементами:

  • Различной вышивкой;
  • Тесьмой;
  • Сценами из жизни или мифологическими птицами и животными.

Хотя в некоторых источниках утверждается, что прямые длинные платья или сарафаны, которые шились женщинами самостоятельно, надевались на голое тело, на самом деле, вся одежда надевалась исключительно на нижнюю рубаху. В качестве тёплой верхней одежды женщины обычно надевали понёвы, кожухи или шубы. Чем больше на женщине было мехов, тем выше она считалась по статусу.

В качестве головных уборов женщины носили различные налобные повязки, ободки и венчики. Часто это украшалось различными пластинами, вышивкой и традиционными орнаментами. Традиционные для русского костюма головные уборы кокошники в славянской среде ещё не появились. Первые кокошники были найдены при раскопках в Новгороде и датируются 10-11 веком.

Что касается женских украшений, то славянки носили специфические височные кольца. Кроме этого, часто встречались следующие украшения:

  • Бусы различных цветов;
  • Ожерелья;
  • Массивные браслеты;
  • Кольца и перстни.

Хотя в фильмах часто показывают славянок с массивными и сложными перстнями на пальцах, ювелирное дело в Древней Руси было развито слабо, поэтому кольца отличались простотой.

Дети на Руси одевались так же, как и их родители. Основным элементом детского костюма считалась длинная рубаха. Если мальчики носили портки, то у девочек были сарафаны. В то время, как взрослая повседневная одежда была в большинстве случаев лишена украшений и вышивок, детские вещи имели свои особенные украшения. Так как смертность детей от болезней была очень велика, каждая мать старалась вышить нитками красного цвета обережную вышивку с древними рунами или знаками.

Ещё одной особенностью детского наряда были специальные бубенцы, которые вплетались девочкам в волосы, а мальчикам пришивались на головные уборы.

Детская обувь также была более красочной. Часто встречались различные орнаменты, насечки и вставки из цветных нитей. Традиционно обувь для девочек была более нарядной.

Особенности русского народного костюма

В настоящее время самые старинные русские костюмы, которые сохранились в музеях до наших дней, датируются началом 18 века. Некоторые образцы сохранились в частных коллекциях, а некоторые передавались как память в богатых крестьянских семьях. Во время становления советской власти в России многие зажиточные крестьяне были репрессированы или высланы, поэтому одежда не сохранилась.

Ещё одним источником, по которому можно судить, как выглядела одежда наших предков, является литература. По картинкам и описаниям из старых книг можно видеть, как выглядел русский костюм в 16-17 веках. Более поздние образцы одежды можно восстановить только благодаря археологам, которые с помощью современных технологий могут определить не только внешний вид ткани, но и её состав и даже вышивку.

Судя по находкам археологов, русский костюм до начала 18 века был примерно одинаков. Один и тот же стиль наряда прослеживался как у простых крестьян, так и у знатных бояр. Только боярин мог себе позволить вещи из дорогой ткани и меховую шубу. Кроме того, его можно было сразу отличить по высокой бобровой шапке, носить которые могли только знатные люди.

Сильный урон традиционной русской одежде был нанесён Петром Первым, который запретил боярам одеваться в соответствии с древними обычаями. После этого русский костюм оставался только в среде крестьянства, купечества и мещанства. Правда, через некоторое время Екатерина Вторая возродила моду «а-ля русс», но это не слишком помогло, так как знать к тому времени привыкла к самым разным костюмам европейского кроя.

Последние традиционно русские костюмы надевали ещё в начале 20 века в деревнях, но лишь на свадьбы и крупные праздники.

Главные особенности русского костюма

Традиционные костюмы, которые использовались в русских губерниях вплоть до конца 19 — начала 20 века, отличались многослойностью, особенно женские модели. Поверх своей одежды замужние женщины надевали понёву. Уже просватанная девушка тоже могла одеть запашную понёву. Вся русская одежда имела следующие общие черты:

  • Одежда обычно была свободного покроя. Это позволяло делить её всего на несколько основных размеров. Как правило, это был детский и взрослый размер. Чтобы подогнать её для конкретного человека, использовалась система вставок и различных завязок;
  • В любом костюме обязательно присутствовал такой обязательный элемент, как пояс. Его главной функцией являлось поддерживание одежды. Кроме того, именно за пояс русские мужики засовывали ножи и топоры. В некоторых частях России пояса расшивались обережными орнаментами и символами;
  • Ключевым элементом русского национального костюма была вышивка. По этим узорам можно было узнать не только родовую принадлежность, но и социальный статус;
  • Праздничные костюмы отличаются яркостью и многообразием различных вставок, блёсток и бисерных украшений. Повседневная рабочая одежда, как правило, была серого цвета;
  • Головные уборы считались неотъемлемой частью мужской и женской одежды. Наиболее знаменитым головным убором замужних женщин считается кокошник. Это праздничный элемент одежды, вопреки распространенному мнению, его в быту не носили. Вес кокошника в некоторых случаях мог достигать 5 кг.

Одежда на Руси считалась большой ценностью, поэтому переходила не только от взрослых к детям, но и через несколько поколений.

Особенности женского костюма на юге России и средней полосе

Основным элементом русского женского костюма юга России была всё та же длинная льняная или холщовая рубаха. Сверху на неё надевали понёву. Бывало так, что вместо понёвы надевался андорак, который представлял собой широкую юбку на тесьме или резинке. Сверху надевался запон и передник. В качестве головного убора использовалась кика и сорока. Вся женская одежда была богато украшена вышивкой. Рязанские костюмы были самыми яркими, а воронежские крестьяне расшивали свои вещи узорами из чёрных ниток.

В средней полосе России одежда состояла из рубахи, сарафана и передника. Головным убором служил кокошник и обычный платок. В северных районах часто встречались меховые душегрейки и шубы до пят. Каждая губерния славилась своими мастерицами, искусными в каком-либо рукоделии:

  • В Сибири делались самые красивые кокошники;
  • В Архангельской губернии делали самые лучшие кружева;
  • В Тверской – лучшее шитье золотом.

Богатые женщины из купеческого сословия заказывали элементы своего наряда в разных уголках России.

Традиционная мужская одежда в России

Традиционная мужская одежда в России была не такой разнообразной, как женская. Главным элементом костюма была длинная рубаха. В отличие от старых славянских нательных рубах, эти имели косой вырез слева. Именно по этой причине их и называли косоворотками. Однако на юге страны часто встречались и прямые вырезы.

Штаны были узкими, хотя иногда, в крестьянской среде, ещё встречались широкие модели. Держались на талии штаны за счёт специальной тесёмки, называемой гашником. Что касается материала, то штаны изготавливали из холщовой ткани или шерсти. Преобладали однотонные цвета или узкая полоска. В южных областях, казаки носили более традиционные шаровары, которые могли быть синего или красного цвета.

До сих пор оставался популярен широкий пояс, который часто украшался вышивкой. К нему могли привязываться кошельки, мешочки с табаком и прочие мелочи. В средней полосе России и на севере страны мужчины часто носили жилетки. Особенно популярен этот элемент одежды был у купечества и зажиточных крестьян. Широко использовались головные уборы из сукна. В более позднее время суконные мягкие шапки повсеместно были вытеснены картузами.

Русская народная рубаха и её особенности

Начиная с тех времён, когда на территории современной России стали шить одежду из ткани, основным элементом костюма была длинная рубаха. Их носили все, от мала до велика, не взирая на возраст и социальное положение. Рубахи были одинакового кроя, отличаясь только качеством ткани и богатством вышивки. По вышивке можно было сразу понять, к какому сословию принадлежит человек. Детская одежда часто перешивалась из взрослой.

Все русские рубахи имели следующие общие черты:

  • Покрой одежды был очень простой, а сама рубаха была очень просторной;
  • Под мышками всегда вставляли ластовицу;
  • Рукава шились очень длинными, бывало, что они закрывали всю руку с пальцами. Особенно длинные рукава были у женской и детской одежды;
  • Рубахи были длинные, женские модели часто доставали до пола. Мужские модели могли доставать до колен и никогда не заправлялись в штаны;
  • Девушки и женщины часто могли шить свою рубаху из двух разных по качеству материалов. Верхняя часть, которая была на виду, шилась из дорогой ткани и богато украшалась вышивками, а нижняя делалась из простой ткани;
  • Большинство рубах украшалось вышивкой, причём она носила обережное значение. Данные узоры были отголоском язычества, и должны были защитить человека от нечистой силы;
  • Существовали рабочие рубахи, праздничные и обрядовые.

Праздничные и обрядовые вещи часто передавались из поколения в поколение.

После нижней рубахи, самым распространённым элементом женской одежды в средней и северной полосе России был сарафан. До 18 века сарафаны носили все слои русского общества. После реформ Петра Первого сарафаны стали носить только в среде крестьян. Вплоть до середины 20 века сарафаны оставались единственной нарядной женской одеждой женщин в России.

Судя по раскопкам археологов, первые сарафаны появились примерно в 14 веке. Чаще всего, нарядные и разукрашенные сарафаны носились на праздники вместе с кокошниками, которые бывали очень тяжёлыми.

Современная мода часто обращается к традиционному русскому стилю. Расшитые рубахи и сарафаны можно встретить на улице в повседневной жизни. Радует, что отечественные модельеры перестали слепо копировать западную одежду, и всё чаще черпают вдохновение в русских традициях.

Национальная одежда - это часть культуры народа. Она формируется в зависимости от особенностей климата, мировоззрения и рода деятельности людей. Каждый народ должен знать свое прошлое и его традиции. Во многих странах национальная одежда используется на праздниках и дома, а в России очень мало кто знает, как одевались наши предки. Когда говорят о традиционной одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.

История национальной русской одежды

В основном изучены народные костюмы России с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и

даже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.

Из чего делали одежду на Руси?

Издавна на Руси для изготовления костюмов использовали натуральные ткани: хлопок, лен, конопляное полотно или сукно из овечьей шерсти. Красили их натуральными красками. В большинстве наиболее распространенным был красный цвет. В более богатых семьях шили одежду из дорогих привозных тканей, например, шелка. Кроме тканей использовались меха, овчина и кожа. Для теплой одежды применяли также шерстяную нить из овечьей и козьей шерсти. Очень богато украшен был народный костюм России. Рисунок на ткани и вышивку могли делать золотой или серебряной нитью, отделывали наряд бисером, драгоценными камнями или металлическим кружевом.

Особенности национальной одежды в России

1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху "запон" или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы имели общий обязательный элемент - пояс. Эта

Деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

в разных областях

Россия - огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора.

Народный на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева - распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак - широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.

Народная женская одежда других районов России

Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.

Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а симбирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.

Мужской русский костюм

Он был менее разнообразным и почти не отличался у жителей разных областей. Основой его была длинная, часто до колен, рубаха. Ее отличительной особенностью являлся вырез на горловине с левого края, иногда расположенный косо. Такие рубахи получили название "косоворотка". Но во многих южных губерниях вырез был

Прямым.

Штаны чаще всего были узкими, шили их с ластовицей для удобства передвижения. Они не имели карманов и застежки, удерживались с помощью тесьмы, называемой "гашником". Чаще всего они были из простой холщовой однотонной ткани или из тонкой шерсти в узкую полоску. В некоторых областях, например, среди донских казаков, были распространены широкие шаровары красного или синего цвета.

Обязательным элементом мужского костюма был широкий пояс, который, кроме обережного значения, имел еще и практическое применение: к нему привязывали разные нужные мелочи. В и на Севере были распространены еще и жилеты, надеваемые поверх рубахи. На голове мужчины носили мягкую суконную шапку, а в более позднее время - картуз.

Народная рубаха

Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой

одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды.

Особенности народной рубахи

1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.

2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запастья надевали специальные браслеты.

3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.

4. Часто женские рубахи шили из двух частей. Верхняя делалась из более дорогой ткани, богато украшалась, а нижняя - простая и из дешевой домотканной материи. Это нужно было для того, чтобы ее можно было отпороть и постирать или заменить на другую, так как эта часть больше изнашивалась.

5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.

6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные - обрядовые - надевались только несколько раз в году.

Сарафан

Это самая распространенная женская одежда в средней полосе и на севере Руси. Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Но в деревне до середины 20 века сарафан был единственной нарядной одеждой.

Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке. Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали

более разнообразными. А в некоторых областях сарафанами называли широкую присборенную юбку, носимую под грудью. Их шили не только из домотканного холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.

Виды сарафанов

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан. Он шился из одного полотнища ткани, сложенного пополам. Горловину вырезали по сгибу, а с боков вставляли несколько клиньев. Они были простыми не только по крою: шили их из домотканой материи - холста, тонкого сукна или шерсти. Украшались они по подолу, вороту и пройме кусками яркого кумача.

2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.

3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.

4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.

Что еще носили женщины на Руси?

В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.

Поверх поневы надевали передник, который назывался "занавеской" или "запоном". Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.

В холодное время года носили стеганые душегрейки из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб носили "пониток" - теплую одежду из сукна.

Вышивка на народной одежде

В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.

В последнее время все больше стали говорить о возрождении родных традиций и русской культуры. И у многих интерес вызывают народные костюмы России. Фото в сети все чаще запечатлевают современных людей в национальной одежде.

Сегодня в Швеции и Германии есть обычай надевать национальную одежду даже на праздники, которые никак не связаны с обычаями предков. В нашем скоростном ритме жизни такие дни, наполненные радостью и уважением, дают человеку ощущение защищённости и сопричастности к вековым традициям.

У России очень богатая история русского национального костюма , есть семьи, в которых ещё хранятся бабушкины вышивки. На старых прабабушкиных фотографиях одежда ещё хранит отпечаток традиции предков.

Национальный костюм любой страны отражает природные условия местности, отношение к семейным ценностям и основные виды занятости людей. Рассмотрим из чего состояла женская и мужская одежда, и их названия с подробным описанием и фото.

Важно! Русский национальный костюм различался по местности проживания, семейному положению, были комплекты для повседневного ношения и праздничная одежда.

Различают два типа национального комплекта Руси :

  • северных областей;
  • южных.

В Центральной части России надевали одежду сходную с северным костюмом. В то время одежде присутствует многослойность, много типов верхней одежды.

История русского национального костюма

В известном нам виде национальный костюм сформировался в Древней Руси примерно в седьмом веке . На протяжении последующих веков он мало менялся.

У русских основным видом деятельности было земледелие, много праздников и обычаев связано со сбором урожая пшеницы. Одежда тоже отражала основное занятие крестьян. Покрой, обычай подвязываться был направлен на то, чтобы костюм был удобным в работе на поле.

Интересно! До правления Петра I национальный костюм в России носили все сословия, только для знати использовались дорогие материалы и больше украшений. В 1699 году указом Петра I было запрещено ношение национального костюма, исключение было сделано для крестьянского сословия, жителям деревень разрешалось продолжать носить свою привычную одежду. Была введена пошлина на бороду и русский костюм со всех въезжающих в город.

Элементы русского народного костюма

По назначению одежда разделялась на повседневную, рабочую и праздничную. Праздничная одежда богато декорировалась, на повседневной тоже была вышивка, рабочая самая простая, изготавливалась из прочных материалов.

Справка! Рубаха для жатвы украшалась вышивкой так же как праздничная, в этом было выражено отношение крестьян к сбору урожая.

Вся верхняя одежда русского национального костюма была двух типов:

  • распашная одежда, застёгивалась впереди на пуговицы или крючки;
  • накидная, одевалась через голову.

Из чего состоит женский костюм?

Женский национальный костюм гораздо красивее и интереснее мужского.

Основные части комплектов пришли из Древней Руси. В женском национальном костюме заложены представления того времени о женской красоте и семейных ценностях.

Силуэт прямой или расширенный вниз, подчеркивать фигуру было не принято, для национального комплекта характерна многослойность.

Женский костюм различают по назначению:

  • повседневная одежда изготавливалась из хлопка, льна и шерстяной ткани, включала в себя до семи предметов;
  • в пошиве нарядной одежды использовались бархат, парча, хорошего качества шерсть. Праздничный женский комплект одежды мог состоять из двадцати предметов. Такие вещи стояли дорого, тщательно украшались, одевали по особым праздникам и в церковь. Нарядные комплекты хранили в сундуках, лучшее передавали по наследству.


Сарафанный комплект

Основой северорусского костюма служила рубаха, её шили из льняной и хлопковой ткани. Низ рубахи, рукава и горловина украшались вышивкой. Вышивка была скромнее для повседневной рубахи, а праздничная рубаха обильно украшалась вышитыми мотивами.

На рубаху надевали сарафан. Сарафан – одна из характерных деталей русского национального комплекта . В переводе с иранского означает «одетый полностью». Поверх сарафана подпоясывались красивым поясом и передником. Носили на Руси распашной сарафан с вышивкой по краю полы и застёжкой на пуговицы.


«Круглый» сарафан не имел застёжки, иначе его называли «прямой» и появился он гораздо позже распашного.

Поверх сарафана в праздничном костюме крестьянки, одевалась нарядная душегрея. В верхней части она была собрана в мелкие складочки, к низу была широкой. Длина едва прикрывала талию. Шилась такая душегрея из дорогих тканей, парчи и бархата.

Зимний сарафан был из сукна, поверх одевалась тёплая душегрея, шубея, опашинь или телогрея . Тёплая душегрея простёгивалась ватой и украшалась меховой оторочкой. Дополняли наряд тёплые шерстяные чулки, шаль и тёплый головной убор.


Поневный комплект

Поневный комплект считается более старым, носили его в южных областях России .

Состоит такой комплект из длинной холщёвой рубахи и поневы.

Праздничный наряд и на каждый день

Понева представляет собой юбку . Различают глухую и распашную поневу. Состояла она из трёх полотнищ, богато украшалась ткаными узорами и вышивкой. Основой была шерстяная ткань «в клетку», подол и полотнище декорировались рядами вышивки или тесьмы. На талии поневу удерживал узкий поясок, гашник.

В деревнях был обычай «надевание поневы», означал он, что девушка теперь может быть просватанной.

Женские головные уборы

Головной убор не только защищал голову, но и мог рассказать о женщине многое.


Головной убор незамужней девушки состоял из лент и тесьмы. Волосы были частично открыты взору.


После замужества женщина надевала кику, поверх надевался платок убрус, волосы были полностью закрыты.

На праздники замужние женщины надевали нарядный головной убор – кокошник . Кика и кокошник предназначались для выхода в люди, дома женщина носила повойник (чепец) и платок.

Русский кокошник

Дополняли наряд нагрудные и шейные украшения . Такие украшения состояли из бус, цветной шерсти и бисерных нитей.

В нарядной женской одежде богато украшались даже пуговицы.

Мужской национальный костюм

В отличии от женского костюма мужской менее яркий, состоял из меньшего числа предметов. В мужском костюме было принято подчеркивать фигуру, и состояла из следующих элементов.

Рубаха

Все мужчины, начиная с мальчиков, носили рубахи, в основном это были рубахи-косоворотки.

Справка! Считается, что вначале застёжка рубахи была по центру, косоворотка появилась, чтобы во время работы не выпадал нательный крестик.

Горловина, рукава и низ украшали вышитыми мотивами , вышивку на рубахе, в которой женились, должна была сделать невеста. В этом обычае есть сакральный смысл, такая вышивка, сделанная руками любящей женщины, служила оберегом.


Поверх рубахи одевался кафтан . Мужчины могли носить длинный кафтан или короткий полукафтан. Застёгивался кафтан на пуговицы или завязывался на тесёмки.

Штаны и пояс

Мужские штаны или порты были пошиты из ткани в полоску . Чаще они небольшого объёма, реже встречались широкие шаровары. Длина портов укороченная, так как было принято, низ штанов заправлять в голенище сапог. Позже появились карманы, а вначале всё необходимое подвязывалось к поясу.


Все крестьяне подвязывались вышитым поясом , широким и длинным неженатые парни. Женатые мужчины подвязывались узким и коротким поясом.

По-разному повязывался пояс на фигуре : молодые мужчины поясом подчёркивали талию; у стариков пояс был под животом.

Головной убор

Мужчины всегда дополняли костюм головным убором. Вначале это был шерстяной колпак–грешевик , позже появился картуз, особый вид кепки, украшался лентами, цветами, бисером . Зимой защищали голову шапкой-ушанкой .

Были и другие зимние головные уборы, пришедшие с Древней Руси. Под зимнюю шапку носили маленькую шапочку тафью . Защищали голову в стужу, расширенные к верху мурмолки. Шапки украшались мехом, который хорошо грел голову.

Верхняя одежда

Осенью и в зимнюю стужу мужчины носили тулупы, шубы, и свиты . Одежда зажиточных крестьян украшалась меховым воротником, в верхней одежде бедняка стоячий воротник защищал от холодного ветра.

Традиционная одежда XVII в. на Руси

Шубы носили все: у бедняков были заячьи тулупы или из овчины, богатые носили шубы из соболя или куницы .Чтобы было теплее, шубу носили мехом внутрь, а верх покрывался сукном.

Русский национальный костюм имеет очень богатую историю. Отдельные предметы сегодня служат источником вдохновения для модельеров. Обилие видов одежды, разнообразие вышивальных мотивов даёт хорошую почву для преемников, создающих современную одежду.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОГИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

- НАЗВАНИЯ ОДЕЖДЫ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТюМА

Выполнила: мастер производственного обучения

Песня Светлана Павловна

г. Ногинск

ПРЕДИСЛОВИЕ

Всё течет, всё меняется. Меняется язык, одежда, образ жизни. Многие понятия навсегда уходят из повседневной жизни, им на замену приходят новые. И так бесконечно. Сейчас мало кто может ответить на вопрос, что такое армяк, шушпан или шугай... Для расширения кругозора предлагаю небольшой словарь по теме "Русский народный костюм" (по материалам интернет-сайтов и печатных изданий).

В словаре собраны старинные слова с их описанием. Здесь можно встретить толкование различных слов, например таких слов как кафтан, душегрея, и т.д. Словарь иллюстрирован фотографиями предметов, о которых в нем идет речь, и будет полезен всем, кто интересуется русским национальным костюмом.

Цель данного словаря - пробуждение интереса учащихся к одной из прекраснейших страниц жизни человека, развитию русского национального костюма, воспитание у них эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Умение пользоваться словарями - это большой плюс для любого человека, так как компьютер со своей искусственной грамотностью не всегда может оказаться под рукой. А словарь – это ваше окно в образование. Повышая свою грамотность, вы повышаете свой статус, так как интеллигентность и образованность всегда видна в человеке. И словарь - это первое подспорье, чтобы поддерживать их. Дело в том, что часто выученная информация стирается со временем из памяти, но словари всегда будут хранить ее для вас и в нужный момент подскажут вам верный ответ. С помощью словаря вы сможете открывать для себя новое, словарь – ваш первый друг! Эрудированный и начитанный человек всегда полезен и интересен окружающим. Поэтому приобретайте свои знания с помощью словарей, они пригодятся и Вам, и вашим близким и друзьям.

ТЕРМНИНЫ РУССКОГО НАРОДНОГО

КОСТЮМА

А З Я М

Азям - в основном халатообразная одежда, была распространена на северо-востоке России, изготовлялась из сукна из верблюжьей шерсти. В виде кафтана с перехватом встречался азям и на западе, куда он, по-видимому, был принесен переселенцами из более восточных регионов.

А Н Д А Р А К

Андарак – юбка из ткани домашнего изготовления преимущественно красного цвета, отделанная в подоле вышитым или тканым разноцветным орнаментом.

А Р М Я К

Армяк - изготовлялся из толстого сукна овечьей шерсти, а в восточных регионах нередко из привозного сукна верблюжьей шерсти. Это длинная, расширенная книзу халатообразная одежда, с большим отложным воротником. Армяк надевали в дорогу поверх шубы или полушубка. Иногда встречался армяк в виде кафтана.

БЕ Ш М Е Т

Бешмет - был распространен преимущественно на юго-востоке и представлял собой чаще всего кафтан с перехватом по линии талии, иногда отрезной по линии талии, с клиньями. Его шили из различных тканей, иногда из восточных шелковых и на подкладке, часто стеганным на вате.

В Е Н Е Ц

Венец – в X XIII веках головной убор девушки в виде обруча из кожи или бересты, обтянутого дорогой золотой тканью.

В О Л О С Н И К

Волосник – шапочка, сшитая из ткани или вязаная надеваемая под платок или шапку. От кокошника волосник отличался меньшей высотой, он плотно облегал голову, был проще оформлен. Уже в XVII веке волосники носили лишь сельские жительницы. Снизу к волоснику пришивали ошивку – расшитый круг из плотной ткани. Поскольку ошивка была самой видной частью убора, то иногда и весь волосник называли ошивкой.

Г А Ш Н И К

Гашник представлял собой специальный прочный шнур, которым подпоясывали одежду. У мужчин гашник служил для подвязывания широких свободных штанов. Женщины подпоясывали им традиционную девичью поневу.

Д О Х А

Д У Ш Е Г Р Е Я

Душегрея – короткая кофта на лямках. Спереди застегивалась на крючки, сзади собиралась складками. Душегрею шили из парчи, шелка и плюша, края украшали золотым позументом. На зиму шили утепленные душегреи, которые подбивались льняной или пеньковой ватой. Они были короткой длины, на спине закладывались в плотные складки – валики. Летние душегреи были длиннее, чем утепленные и по своей форме напоминали косоклинный сарафан.

Е П А Н Е Ч К А

Епанечка (епанча, епанца) - нагрудная женская одежда в виде короткого (до талии) плаща без рукавов. На русском Севере - в Архангельской, Вологодской губерниях она шилась из шёлка или парчи, украшалась кружевом из золотистых нитей, металлической бахромой. В Сибири епанча изготавливалась из беличьего меха. Епанча не имела пуговиц, завязывалась на шее длинными шёлковыми лентами на бант. Епанча была известна ещё в XVI–XVII вв. Этим термином обозначали тогда плащевидную одежду на меху, а также одежду из сукна или войлока с длинными прямыми рукавами, длиной ниже колен.

З А В Е С К А

Завеска - (занавеска) - передник, принадлежность женского будничного и праздничного костюма. Передник-занавеску (в его различных вариантах), то с сарафаном - передник с завязками, закрепленный на фигуре выше груди, или передник (запон) с нагрудкой - с завязками на талии и завязкой-петлей вокруг шеи. Такие передники были характерны для одежды крестьян средней полосы России.

З А П О Н

Запон (передник, нагрудник, нагрудень, фартук, хвартук) был неотъемлемым элементом русского женского костюма. Передник к повседневному костюму имел, разумеется, также утилитарную функцию - при работе защищал одежду от загрязнения, а к праздничному костюму - неотъемлемым дополнением, акцентом в костюме. Носили передники поверх рубахи и поневы или сарафана.

З И П У Н

Зипун – русский кафтан без козыря (стоячего воротника). Зипун изготовлялся главным образом из домашнего сукна. В центральных регионах был распространен зипун-кафтан с клиньями или сборками и с глубоким запахом пол, в южных и юго-восточных - халатообразная одежда, надевавшаяся поверх другой верхней одежды.

К А Ф Т А Н

Кафтан - длинная одежда с просторной нижней частью, без воротника или с невысоким (2-3 см) стоячим воротником, который от спинки сходил к линии застежки на нет. В XIX веке распространенными в быту были кафтаны из тонкого домашнего сукна или пониточины серовато-коричневого цвета (иногда коричневого) или из синей крашенины.

Конструктивно спинка решалась цельной, но с прогибом боковых срезов на линии талии, с широким - в фалдах - подолом за счет вставленных по бокам клиньев. По количеству клиньев такую одежду называли двухклинниками, троеклинками, пятишовками, а также шойданником.

К И К А

Кика - (кичка) – головной убор замужних женщин, с рогами. Кика - нарядный головной убор, состоявший из трех частей. Первая часть - сама кика (или чело), сделанная из жесткого материала (бересты, кожи) и покрытая дорогой тканью. Чело возвышалось над лицом, а сзади стягивалось завязками. Сверху кики (в виде дна) находилась так называемая сорока - чехол из дорогой ткани. А сзади прикреплялся небольшой позатыльник.

Кичка-сорока дополнялась также другими элементами - налобником; подвесками из бисера, перышками, иногда так называемыми "наушниками" (украшениями из ткани), спущенными по бокам; шнурами, прикрепленными к головному убору сзади; кистями из шелка, укрепленными на рогах. Кика - чисто крестьянский головной убор.

К О К О Ш Н И К

Кокошник – праздничный головной убор, местами только свадебный. Изготовляли кокошники специальные мастерицы в городах, в больших селах, в монастырях, их продавали на ярмарках. Кокошник представлял собой легкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику. Иногда он состоял из убранного начельника и донца , или же начельника и волосника , со спуском позади ленты. Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона, картузной бумаги.

Сверху гребень кокошника украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом. Так же украшали бисером, бусами, речным жемчугом, золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых - драгоценными камнями. Вышивкой золотыми нитками часто покрывалась и затылочная часть. А сзади кокошник фиксировался с помощью лент. Кокошник кроме крестьянок, носили в городах также мещанки, купчихи.

К О Р З Н О

Корзно (плащ – корзно) – славянский плащ без рукавов, с застежкой на правом плече. Мог быть на подкладке из дорогой материи или меха, иногда целиком меховым или отороченным мехом.

К О Р У Н А

Коруна - «Венец», «почелок», «ряска» - тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими.

К У Ш А К

Кушак - Пояс, дополнение к мужскому и женскому костюму. Представлял собой тканую на кроснах или бердечке или вязаную полосу шерстяной или полушерстяной ткани шириной от 5 до 15 см. и длиной до 250 см. Кушаком подпоясывалась только верхняя одежда.

Женщины завязывали его только на левой стороне, мужчины на любой. Молодые парни обертывались кушаком два раза, начиная спереди, и не завязывали, а подтыкали под него концы. Кушаки делались как гладкими, так и с рельефным узором.

Л А П Т И

Лапти - были наиболее распространенной и дешевой обувью, которую носили. Лапти были основной повседневной (и праздничной) летней (а порой и зимней) обувью. Материалом для них служили липовое, вязовое, реже ракитовое, лыко, береста и др. Старинные лапти плели с одной острой пяткой, а более поздние типы такой обуви - с двойной пяткой (по углам).

Л Е Т Н И К

Летник – верхняя женская одежда, очень сильно расширяющаяся книзу, с застежками до горла. Рукава летника были очень длинные и широкие, имели форму колокола, а вместо манжеты был срез углом. Такие рукава назывались накапками. Чтобы они не волочились по земле, женщина всегда должна была держать руки согнутыми в локтях.

К летнику иногда пристегивался воротник. Зимний вариант летника, подбитый мехом, назывался кортел.

Н А В Е Р Ш Н И К

Навершник - короткий сарафан, состоит из четырех полотнищ. Между полотнищами - полоса кумача. Низ и вырез горловины обшиты кумачом, зеленой и черной тесьмой.

Н А Г Р У Д Н И К

Нагрудник - нагрудник являлся в основном элементом костюма замужних женщин. Девушки, не носившие поневу, в отдельных местах надевали такую же по конструкции одежду, но длиннее (до коленей).

Различались безрукавные нагрудники и с рукавами, короткие и сравнительно длинные, глухие и распашные. По длине нагрудники чаще всего были несколько ниже линии талии, иногда доходили до линии коленей и даже ниже, встречались и такие, которые не доходили до линии талии (здесь, видимо, сказалось влияние одежды типа душегреи на лямках, известной в Рязанской губернии под названием "бастрог").

Преобладали нагрудники с прямым разрезом горловины. Разрез на левой стороне груди, по-видимому, стали делать в подражание конструкции мужских рубах. Вырез горловины имел различную форму - округлую, треугольную, квадратную, прямоугольную.

Н А К О С Н И К

Накосник - (косник) - девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос.



О Х А Б Е Н Ь

Охабень (опашень) - верхняя летняя распашная, просторная одежда с клиньями по бокам. Скошенный вырез горловины опашня был как бы продолжением линии борта пол. Рукава опашня спускались до подола одежды.

О Ч Е Л Ь Е

Очелье (начельник, налобник, начелок, очелыш) - повязка на голову . Существуют как девичьи очелья, так и мужские (наголовень). Также очельем называют часть головного убора - сороки, кокошника и т.д., который прикрывает лоб. Очелье, как повязка, имеет несколько целей или предназначений. Очелье, как головной убор, для закрепления волос; очелье как украшение; очелье, как оберег. Очелье , как головной убор , предназначается для закрепления волос, чтобы волосы не лезли в глаза и не мешали. Как украшение оно использовалось по большей части девушками.

Расшитые узорами и орнаментами, очелья выглядят очень красиво и при этом не закрывают красивых волос. Также известно, что очелья были и элементами праздничной одежды. Существовали специальные очелья для свадьбы.

П Л А Щ

Плащ – в Древней Руси широкая распашная одежда без рукавов, надеваемая внакидку. В XVIII веке появляется плащ – пелерина. В XX веке плащом стали называть макинтош, а позже – любую подобную верхнюю одежду на застежке из легкого плотного материала с водоотталкивающими свойствами.

П О В О Й Н И К

Повойник - головной убор, похожий на чепчик и имевший множество типов; повойник плотно закрывал волосы. Его надевали под парадный головной убор, под платок, но могли носить в самостоятельно, - дома, на полевых работах и т.д.


П О В Я З К А

Повязка - это полоса ткани, шитая золотом; завязывалась сзади, верхние части концов закрывались бантом, вышитым золотом. Поверх головных уборов надевали ситцевые, кашемировые, шелковые, шерстяные платки и шали.

П О Д З А Т Ы Л Ь Н И К

Подзатыльник (позатыльник) -женский праздничный головной убор, шитый золотом и украшен жемчугом. Позатыльник надевался сзади, его укрепляли тесёмками и завязывали их на темени.

П О Н Ё В А

Понёва – поясная одежда замужних женщин, надевавшаяся поверх белой холщовой рубахи. Понева представляла собой обычно род шерстяной юбки длиной до щиколоток, в простейшем случае распашной, т.е. с разрезом (несшитой) спереди или сбоку; в более совершенном виде - с прошвой, т.е. со вставкой в разрез куска иной ткани, например холщовой гладкой или с орнаментом.

П О Р Т Ы

Порты – мужская нательная или верхняя поясная одежда из различных тканей, носилась вместе с рубахой. Порты (так в крестьянской среде называли штаны) как один из основных элементов мужского костюма характерны для одежды всех восточных славян, в том числе и русских, с глубокой древности. Слово "порты" упоминается еще в летописях и других ранних письменных памятниках как вид мужской одежды. Порты выкраивались и изготовлялись обычно неширокими (русский покрой). Такой покрой портов был стабилен и широко бытовал на всей территории Древней Руси.

На скифских вазах и других предметах встречаются изображения людей в нешироких штанах, которые являются первыми известными нам изображениями штанов подобного типа.

Р У Б А Х А

С А Р А Ф А Н

Сарафан - термин восточного происхождения, означал "одетый с головы до ног. Сарафан. Сарафан носили крестьянки и в будни, и в праздники, и на работе, и дома. Сарафаны изготовляли из холста, домотканого сукна, крашенины, пестряди, набойки и фабричных тканей. (китайки, шелка, парчи, узорного ситца). Декором служила вышивка, ленты, цветные полоски ситца, гарус, галун, бахрома.

С А Я Н

Саян – юбка, сшитая из домотканого шерстяного полотна черного или синего цвета, с двумя лямками, крепившимися на поясе. Надевали его на область груди. За счет чего саян во многом напоминал сарафан.

С Б О Р Н И К

Сборник – Головной убор для женщин. Конструкция его проста. Круг, собранный по внешнему краю, пришивался к полоске ткани - и как бы представлял собой шапочку. От ширины полоски ткани зависела высота головного убора.

Часто шили из бархата, украшали золотым шитьём, ширина лобной части, очелья, колебалась от 5 до 8 см. Цилиндрический головной убор « в виде плоскодонной круглой шляпы ». Бытовал повсеместно в московской, и с небольшими видоизменениями в прилегающих губерниях.

Форма головного убора делалась из бересты, толстой кожи, затем обтягивалась парчой, и украшалась золотной вышивкой.

С В И Т А

Свита – верхняя одежда из шерстяного домотканого сукна. Изначально была исключительно мужской одеждой. В середине XIX века фасон свиты изменился. Спереди появился разрез, а также вытачки, чтобы одежда красиво облегала фигуру. Свита стала предметом также и женского гардероба.

С О Р О К А

Сорока – самый богатый головной убор замужних женщин, состоявший из нескольких не сшитых друг с другом частей, надевавшихся на голову самостоятельно. Сорока - род повязки с твёрдым околышем. Её одевали на повойник. Позже стала самостоятельным головным убором. Сорока, украшенная шитьём или , называлась саженая. Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь (она же очелы). Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем».

Своей конструкцией сорока напоминает современную треугольную косынку (вспомните головные уборы медсестёр первой мировой войны - сорока, только вместо украшения на околыше красный крест).

Т У Л У П

Тулуп – длинная распашная, мехом внутрь шуба халатного покроя, не отрезная по линии талии и без перехвата в талии, обычно с большим воротником и не крытая сукном. Тулуп - изготовляется из овчины белого, желтого или черного цвета. Эта просторная теплая одежда рассчитана на длительное пребывание на холоде. В старые времена овчинный тулуп надевали в основном, отправляясь в дальнюю дорогу.

Размеры тулупа позволяли носить его поверх другой зимней одежды.

У Б Р У С

Убрус - часть головного убора замужней женщины - полотенце, богато украшенное вышивкой. Укладывался вокруг головы поверх - мягкой шапочки, закрывавшей волосы, - и завязывался или закалывался булавками.

Убрус известен в XVII-XVIII веках в Европейской России и в Сибири . Убрус представляет собой прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40-50 см в ширину. Материал зависел от благосостояния владелицы. Наиболее распространённый вариант - украшенное вышивкой или каймой полотно или другая плотная ткань. Знатные женщины носили убрус из белого или красного атласного полотна и парчи. Часто поверх него надевалась маленькая шапочка с декором из ткани и меха.

Ф Е Р Е З Е Я

Ферезея – верхняя распашная русская народная одежда прямого покроя. Рукава длинные, прямые, суживаются к кисти. Одежда простёгана на тонком слое бумажной ваты. Шилась из золотых тканей, подбитая или опушенная мехом, иногда с меховым воротником. Носили внакидку, застегивая только у шеи. Как разновидность костюма, ферязь появилась в Московском государстве, вероятно, в XVI веке.

Она выделялась среди других нарядов ценностью тканей, пышностью узоров. В конце XVI-XVII веке ферязь становится самой парадной одеждой русских царей.

Ч Е П Е Ц

Чепец – женский и детский головной убор носится в различных вариантах до XVII века. Представляет собой или.

Ч О Б О Т Ы

Чоботы - представляли собой мягкую обувь из козьей или коровьей кожи, которая была выше щиколоток и могла иметь отвороты - "берцы". Обычно чоботы делались цельнокроёными или шились из двух кусков кожи для верха (со швом сзади или сбоку) и подошвы. Именно наличие подошвы, иногда скроенной из другой кожи (хребтовой части шкуры, иногда лошадиной), отличало башмаки от поршней. В области щиколоток делались дырочки, через которые пропускали ремешок, крепивший чоботы на ноге. Учёные выделяют до 20 видов чоботов.

Ш У Б А

Шуба - Специфической русской одеждой была шуба. Шубы носили все слои населения - от крестьян до знатных бояр и самого царя. В древней Руси никогда не шили шубы мехом наружу. Каким бы дорогим мех ни был, он служил подкладкой. Сверху шубу покрывали различными тканями. Крестьяне шили обычно шубы на овчине, зайце, а знать - на куньем, собольем, песцовом или черно-буром лисьем меху. Верх мог быть из сукна, парчи и бархата. В парадных случаях шубу носили даже летом и даже в помещении. Русская шуба была массивной и длинной, почти до самого пола, прямой, расширяющейся книзу (в подоле до 3,5 м), спереди она завязывалась шнурками. Шубу шили с длинными рукавами, иногда спускавшимися почти до пола и имевшими спереди до локтя прорезы для продевания рук. Широкий отложной воротник и обшлаг были меховые.

Ш У Г А Й

Шугай - женская короткая одежда со сборками сзади, в большинстве случаев из шелковой или парчовой ткани гладкой или с крупным цветочным орнаментом и на подкладке.

Это старинная русская одежда, известная еще в XVII в. Территория распространения такой одежды соответствовала границе преобладания сарафана, с которым носили шугай. Шугай изготовлялся в большинстве случаев на меху, куделе или вате, часто оторачивался беличьим мехом .

Ш У Ш П А Н

Шушпан (шушун) – нагрудная женская одежда из белого, изредка тонкого сукна, полусукна домашней выработки, а также из белого холста.

Это-туникообразная распашная или глухая верхняя одежда, изготовлялась из трех-четырех полотнищ белой домотканины - шерстяной или портяной. Шушпан по конструкции - видоизмененный навершник, изготовлялся он без ластовиц или с ластовицами из кумача или ситца (белого, цветного). Рукава у шушпана делались до линии локтя, прямые или зауженные книзу, с клиньями, которые присоединялись к среднему полотнищу.

Носили шушпаны, вдевая в рукава, а также как накидную одежду, перекинув рукава наперед. В непогоду шушпан набрасывали на голову. Иногда носили два шушпана: один, вдевая в рукава, а другим закрывали голову и лицо. Во время работы в поле шушпан снимали и в него завертывали ребенка.

На протяжении многих веков русская национальная одежда хранит культурные ценности нашего народа. Костюм передает традиции и обычаи предков. Просторный покрой, несложный фасон, но красиво и с любовью украшенные детали одежды передают широту души и колорит русской земли. Не зря сейчас возрождение русских истоков прослеживается в современных модных коллекциях.

Одежда древних славян является национальным нарядом населения Руси до правления Петра I. Фасон, украшения, образ костюма формировался под влиянием:

  • Основной деятельности населения (землепашество, скотоводство);
  • Природных условий;
  • Географического расположения;
  • Взаимоотношений с Византией и Западной Европой.

Одежда славян шилась из натуральных волокон (хлопка, шерсти, льна), имела простой крой и длину до пят. Наряды у знати были ярких цветов (зеленый, багряный, червленый, лазоревый), да и украшения были самые роскошные:

  • Шелковое шитье;
  • Русская вышивка золотой и серебряной нитью;
  • Отделка каменьями, бусами, жемчугом;
  • Оформление мехом.

Образ одежды Древней Руси начал закладываться в древности, в 14 веке. Носилась она царем, боярами, крестьянами до 17 века.

Период 15-17 века. Русский национальный костюм сохраняет свою самобытность и приобретает более замысловатый покрой. Под влиянием польской культуры появляется распашная и приталенная одежда у восточных славян. Используются бархатные, шелковые ткани. У знатных княжеских и боярских сословий наряды были дороже, многослойнее.

Конец 17 века. Петр I издает указы, запрещающие носить национальные костюмы знати. Не касались эти указы только священников и крестьян. Указ запрещал шить и продавать русский костюм, на что были предусмотрены штрафы и даже изъятие имущества. Издал их русский монарх, чтобы перенять европейскую культуру и закрепить отношения с Европой. Эта мера прививания чужого вкуса отрицательно отразилась на национальном развитии.

Вторая половина 18 века. Екатерина II попыталась вернуть в костюмы дворянства европейского стиля русскую самобытность. Это проявилось в тканях и пышности оформления нарядов.

Отечественная война 19 века. Поднимается патриотический дух населения, что вернуло интерес к национальной одежде русского народа. Знатные барышни стали надевать сарафаны, кокошники. Наряды шили из парчи, кисеи.

20 век. Из-за натянутых отношений с поставщиками из Европы произошло возвращение к стилю в одежде Древней Руси. Проявилось это в модных тенденциях с элементами русского стиля.

Виды

Древняя русская национальная одежда была самая разнообразная и делилась на праздничный и повседневный наряд.Так же она различалась в зависимости от региона, социального класса обладателя, возраста, семейного положения и рода деятельности. Но некоторые особенности костюма отличали его от одежды других народностей.

Особенности русской национальной одежды:

  1. Многослойность, особенно у знати и женщин;
  2. Свободный покрой. Для удобства дополняли тканевыми вставками;
  3. Завязывался пояс для украшения и удерживания одежды. Вышитый на нем орнамент был оберегом;
  4. Одежда, сделанная на Руси, вся украшалась вышивкой и несла сакральный смысл, уберегая от дурного глаза;
  5. По узору можно было узнать о владельце возраст, род, знатность;
  6. Праздничные наряды шились из ярких тканей и богато украшались отделкой;
  7. На голове обязательно был убор, иногда в несколько слоев (у замужних женщин);
  8. Каждый славянин имел набор обрядовой одежды, которая была богаче и ярче украшена. Ее надевали несколько раз за год и старались не стирать.

В отделке русской одежды заложена информация о роде, семье, обычаях, занятиях. Чем дороже ткани и отделка костюма, тем знатнее и богаче считался хозяин.

Дворянская

Наряды княжеских и боярских сословий вплоть до конца 17 века сохраняли в одежде русский стиль. Традиционно он отличался роскошью и многослойностью. Даже рост территорий и бурные международные отношения не изменили национальную самобытность старинной русской одежды. Да и сами бояре и дворяне упорно не принимали европейские модные веяния.

За период 16-начало 17 века костюм знати стал разнообразнее, что не скажешь о крестьянской одежде, которая не менялась много веков. Чем больше слоев было в наряде, тем богаче и знатнее считался хозяин. Вес платья иногда доходил до 15 кг и более. Даже жара не отменяла это правило. Носили длинную, широкую одежду, иногда распашную с разрезом впереди. Красивы были наряды, подчеркивающие талию. Старинная русская женская одежда достигала массы 15-20 кг, от этого женщины двигались плавно, величаво. Именно такая походка была женским идеалом.

Древнерусская одежда князей, бояр шилась из дорогих тканей, привозимых из Италии, Англии, Голландии, Турции, Ирана, Византии. Богатые материалы – бархат, атлас, тафта, парча, кумач, сатин – были ярких оттенков. Они украшались шитьем, вышивкой, драгоценными камнями, жемчугом.

Крестьянская

Одежда древней Руси один из древних видов народного творчества. Через декоративно прикладное искусство мастерицы передавали традиции и истоки русской культуры. Одежда русских крестьян хоть и была простой, но создавала гармоничный образ, дополненный украшениями, обувью, головным убором.

Основными материалами для пошива были домотканые холщовые или шерстяные ткани простого плетения. С середины 19 века появляются фабричные ткани с яркими цветными узорами (шелк, атлас, кумач, сатин, ситец).

Крестьянская одежда очень ценилась, ее берегли, перешивали и донашивали почти до ветхого состояния. Праздничная одежда хранилась в сундуках и передавалась от родителей к детям. Одевалась редко, 3-4 раза в году, ее старались не стирать.

После долгих трудовых дней в поле или со скотом наступал долгожданный праздник. В этот день крестьяне надевали свой лучший наряд. Красиво украшенный, он мог рассказать о хозяине его семейное положение, местность, откуда родом. В вышивке изображали солнце, звезды, птиц, животных, людей. Орнамент не только украшал, но и охранял от злых духов. Русские узоры на одежде вышивали на краях изделия: горловина или воротник, манжеты, подол.

Все костюмы отличались друг от друга цветом, фасоном и украшением. И они передавали природные особенности родного края.

Военная

Не всегда у русской профессиональной армии было единое обмундирование. В древней Руси у воинов не существовало единой формы. Защитное снаряжение подбиралось в зависимости от финансовых возможностей и способов ведения боя. Поэтому даже в небольших дружинах одежда и доспехи русский богатырей были разные.

В древности под защитной амуницией у мужчин одевалась хлопковая или льняная рубаха, подпоясанная на талии. На ногах холщовые штаны-шаровары (порты), которые собирались не только на поясе, но и на щиколотке и под коленями. Обували сапоги, сшитые из цельного куска кожи. Позже появились наговицы – железные чулки для защиты ног в бою, а для рук – наручи (перчатки из металла).

Главным доспехом до 17 века была кольчуга из металлических колец. Она напоминала длиннополую рубаху с короткими рукавами. Вес ее был 6-12 кг. После появились другие разновидности нательной защиты:

  • Байдана (кольца крупнее, тоньше) весом до 6 кг;
  • «Пластинчатая броня» – металлические пластины 3 мм в толщину крепились на кожаную или матерчатую основу;
  • «Чешуйчатая броня» – крепилась также на основу, но напоминала рыбью чешую.

Доспехи дружинников дополнялись на голове металлическим шлемом со шпилем. Он мог дополняться полумаской и бармицей (кольчужная сетка, защищавшая шею и плечи). На Руси в 16 веке появляется тегиляй (стеганый панцирь). Это удлиненный простеганный кафтан с толстым слоем ваты или пеньки. У него были короткие рукава, стоячий воротник, на грудь нашивали металлические пластины. Его чаще носили небогатые войны. Такие защитные доспехи русских воинов просуществовали до 17 века.

Детали и их значение в одежде

На огромной русской территории национальная одежда различалась, порой даже значительно. Это можно заметить на фотографиях и в музеях. Изображение на картинах людей в русских нарядах передает всю многогранность и самобытность древней Руси. Искусно выполненные украшения мастериц поражает сложностью работы.

Каждая область славилась своим декоративным искусством. Если знать старалась иметь богатую и оригинальную, ни у кого не повторяющуюся одежду, то крестьяне украшали вышивкой природных мотивов, вкладывали свою любовь к земле-матушке.

Мужской

Основой древнерусской мужской одежды была рубаха и штаны-портки. Носили их все мужчины. У знати они били из дорогого материала с богатой вышивкой. У крестьян были из домотканого материала.

До 17 века штаны были широкие, позже стали уже, завязывались шнурком на поясе и щиколотках. Штаны заправлялись в обувь. Знать надевала 2 пары портков. Верхние чаще шили из шелка или сукна. В зимнее время они были на меху.

Рубаха

Другая обязательная одежда древней Руси у мужчин была рубаха. У богатого люда это был нижний предмет одежды, а крестьяне надевали ее, выходя на улицу без верхней одежды (кафтана, зипуна). На рубахе был разрез у горловины спереди или сбоку чаще слева (косоворотка). Отделка на шее, манжетах обычно была выполнена из дорогой ткани, вышита или оформлена тесьмой. Яркие рисунки на тесьме были в виде растительных узоров. Рубаху подвязывали шелковым или шерстяным шнурком, иногда с кистями и носили на выпуск. Молодые люди на поясе, люди постарше – ниже, делая напуск над талией. Он играл роль кармана. Шили рубахи из льняной, шелковой, атласной ткани.

Зипун

Поверх рубахи надевали зипун. Он был длинный по колено, с поясом и застегивался встык. Узкие рукава застегивались на манжетах пуговицами. К горловине прикреплялся красиво украшенный воротник. Зипун чаще носили дома, но молодые люди иногда носили на улице.

Кафтан

Дворяне при выходе на улицу надевали кафтан. Встречалось много фасонов, общей была длина, ниже колен.

  • Чаще кафтан был длинный, не приталенный с длинными рукавами. Застегивался встык на 6-8 пуговиц. Эта древнерусская одежда была оформлена стоячим воротником, украшенным вышивкой и каменьями;
  • Также одевали домашний кафтан с запахом на пуговицах, металлических или деревянных. В богатых домах пуговицы использовали золотые. Длинные рукава закатывали, но удобнее были варианты размером до локтя;
  • Другой фасон кафтана – чуча одевался для верховой езды. Для комфорта у него были боковые разрезы и укороченные рукава;
  • Польская культура в 17 веке повлияла на появление кафтана, плотно сидящего по фигуре и расклешенного ниже талии. Длинные рукава объемные у плеча и сильно сужались ниже локтя.

У дворянина была еще парадная одежда, названия ее – плащ или ферязь, которую носили поверх кафтана. Длина нарядов доходила до икр или до пола, сам он обшивался мехом или украшался меховым воротником. Широкая ферязь застегивалась на одну пуговицу. Для пошива наряда использовали темно-зеленое, темно-синее сукно или золотую парчу.

Шуба

Если кафтан и ферязь были недоступны для крестьян, то шуба имелась почти у всех слоев населения. Шубы шились мехом внутрь, дорогие и не очень. Объемные с большими рукавами доходили до земли или были ниже колен. Крестьяне носили заячьи, овечьи шубы. А богатые, знатные люди шили их из шкурки соболя, куницы, лисы, песца.

Головной убор

Обязательный атрибут русской одежды являлась меховая шапка, напоминающая высокий колпак. У знати она украшалась вышивкой золотой нитью. Дома бояре, дворяне носили тафью, похожую на тюбетейку. Выходя на улицу, поверх тафьи надевали мурмолку и колпак из дорогой ткани с меховой оторочкой.

Обувь

Самая распространенная обувь у крестьян лапти. Кожаные сапоги были не у всех, поэтому очень ценились. Вместо сапог крестьяне оборачивали ноги плотно тканью и пришивали на стопы кожу. У бояр, князей, дворян была в древней руси самая распространенная обувь – сапоги. Носки обычно загнуты вверх. Обувь шили из цветной парчи, сафьяна и украшали разноцветными камнями.

Женская одежда

Основной женской древнерусской одеждой были рубаха, сарафан, понева. На формирование народного костюма южных районов древней Руси оказала влияние украинская и белорусская культура. Женский наряд состоял из холщовой рубахи и поневы (распашной юбки). Сверху женщины надевали передник или запон, завязывали пояс. На голову обязательно высокая кика или сорока. Весь наряд богато украшался вышивкой.

Славянский костюм северных земель имел рубаху сарафан и передник. Сарафаны шились из одного полотна или из клиньев и украшались тесьмой, кружевом, вышивкой. Головным убором был платок или кокошник украшенный бисером, жемчугом. В холодное время надевали меховые длинные шубы или короткие душегрейки.

Рубаха

Носили женщины всех социальных слоев, различалась она тканью и украшениями. Шилась из хлопка, льна, дорогие – из шелка. Подол, ворот и рукава украшали вышивкой, тесьмой, аппликацией, кружевом и другими узорами. Иногда плотные рисунки украшали нагрудную часть. В каждой губернии отличались узор, орнамент, цвет и другие детали.

Особенности рубахи:

  • Простой покрой из прямых деталей;
  • Рукава широкие длинные, чтобы не мешали, одевали браслеты;
  • Подол доходил до пят;
  • Часто рубаху шили из двух частей (верхняя – дорогая, нижняя – дешевле, так как быстро изнашивалась);
  • Богато украшали вышивкой;
  • Рубах было несколько, но нарядные надевали редко.

Сарафан

Старинная русская женская одежда носилась до 18 века во всех слоях населения. Шили вещи из холщовой ткани, атласа, парчи, шелка. Обшивали атласными лентами, тесьмой, вышивкой. Сначала сарафан был похож на платье без рукавов, потом стал разнообразнее:

  • Глухой – шился из одного, сложенного пополам полотна, по сгибу делали горловину, украшали яркой тканью;
  • Распашной, косоклинный – появился позже и для его пошива использовали 3-4 полотна. Украшали лентами, узорными вставками;
  • Прямой, распашной – шили из прямых полотен, которые присобирали на груди. Держался на двух узких лямках;
  • Разновидность прямого из двух частей – юбки и лифа.

У богатых женщин распространен был сарафан-шушун расклешенный к низу. К нему пришивали удлиненные рукава, но не надевали их. Застегивался шушун на пуговицы до самого низа.

Понева

Юбка выполнена из трех полотен шерстяной ткани. Ткали дома, чередуя шерстяную и конопляную нити. Создавался клеточный узор. Украшали кистями, бахромой. Ярче украшали молодые женщины. Носили только замужние, иногда выпуская на поясе рубаху. Сверху на юбку надевали передник или запон с отверстием для головы.

Верхняя одежда:

  • Летник был сшит из однотонной ткани и длиной доходил до икр. Украшен был меховым воротником;
  • Душегрейка – короткая, чуть ниже талии, простеганная с ватной подкладкой одежда. Обшивалась яркими тканями, парчой, атласом и мехом. Носили крестьяне и знать;
  • Шуба, сшитая мехом внутрь – носили женщины всех слоев, у крестьянок меха были дешевле.

Головные уборы

Завершает одежду в русском стиле головной убор, который у незамужних и замужних женщин отличался. У девушек часть волос была открыта, на голову повязывали ленты, обручи, повязки, ажурные венцы. Замужние женщины покрывали голову платком поверх кики. Головной убор южных районов был в виде лопатки и рогов.

В северных районах женщины носили кокошники. Головной убор был похож на круглый щит. Его твердую основу украшали парчой, жемчугом, бисером, бусами, у знати – дорогими камнями.

Детской

Детской одежды было мало, ее ценили, внешне она была похожа на взрослый наряд. Младшие дети донашивали за старшими. Совсем для маленьких, она могла быть с короткими рукавами, для удобства даже напоминать платье.

Первой пеленкой, рожденному мальчику была рубаха отца, а девочки – матери. В древней Руси одежду для детей перешивали из родительских нарядов. Считалось, так энергия и сила родителей убережет малыша от любых болезней, чужого сглаза. Рубашки для мальчиков и девочек не отличались, были плотные длинной до пят. Одежда с любовью украшалась материнской вышивкой, которая была оберегом для ребенка.

Примерно в 3 года детям шили первую рубаху из нового полотна. А 12 летним девочкам полагалась новая понева или сарафан, мальчикам – штаны-порты. Для детей-подростков наряды были уже более разнообразны, повторяли взрослые модели: косоворотка, штаны, шубы, головные уборы.

Традиционная одежда Древней Руси давно ушла в историю. Но модные идеи дизайнеров эффектно выглядят в современном наряде с элементами русского стиля. Сейчас в моде этнический образ.

Платья в русском дизайне притягивают своей скромностью, сдержанностью с неглубоким вырезом горловины, средней длины или почти до пола. Придают наряду изысканности оригинальности русские узоры на одежде:

  • Цветочные мотивы на ткани;
  • Ручная вышивка растительных узоров;
  • Шитье, аппликации;
  • Отделка бисером, лентами;
  • Кружевоплетение, вязание крючком, спицами.

Отделка выполнена на манжетах, подоле, горловине или кокетке. Большой популярностью пользуются натуральные ткани (хлопковые, льняные). А передает женственность и чистоту нежная расцветка (голубая, бежевая, зеленая, фисташковая). Фасон платья или сарафана может быть разным, как свободным, так и приталенным с юбкой слегка расклешенной, или «солнце». Рукава бывают длинные и короткие.

Дополняют образ в фольклорном колорите украшениями, аксессуарами (крупные серьги, бусы, ремешок) и верхней одеждой. Это может быть жилет, пальто или теплая шубка, муфта. На голове меховая шапка или яркая расцветка платков дополнит образ. Модельеры иногда в современных нарядах используют эффект многослойности с изменением объема и формы рукавов.

В настоящее время комплекты одежды по-русски для мужчин, женщин, детей привносит национальный колорит в народных гуляниях, праздниках. Новое веяние – вечеринка в русском народном стиле – возвращает гостей к Древней Руси, к ее традициям, хороводам, играм.

Русская национальная одежда – это хранительница культурных корней. Художественный образ сохранился через многие века. Сейчас возрождается интерес к русским традициям, праздникам, культуре. Появляются новые современные наряды, которые используют элементы русского костюма.