Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – главный праздник мусульман. Курбан Байрам или «Ид аль Адха». Как совершать праздничный намаз. Некоторые вопросы касательно жертвоприношения

Помимо традиционных, мусульманских районов нашей страны: Башкирия, Татарстан, Северный Кавказ, огромной популярностью праздник пользуется в крупных городах России, особенно в Москве. В 2017 году Курбан Байрам отмечается 01 сентября.
Курба́н-байра́м или ’Ид аль-адха (араб. عيد الأضحى‎‎‎ ‘Īd ’al-’Aḍḥā - пра́здник жертвоприноше́ния).
Курба́н-байра́м - исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима. Длится он на протяжении 3–4 дней.


В русском языке закрепилось название курбан-байрам (первое упоминание у Афанасия Никитина - курбанть-багрямъ). Первая часть этого слова курбан происходит от арабского قربان («жертва»), вторая часть - общетюркское слово байрам («праздник»). Так он называется в разных языках, прежде всего в самих тюркских. Часто вместо слова байрам употребляется слово айт (от араб. عيد‎‎ - праздник‎).
В мусульманской традиции курбаном именуется все то, что приближает человека к Богу, а ритуальное заклание животного в праздничный день подразумевает духовное обращение к Богу.


Сам праздник Курбан Байрам является частью древнего обряда, совершаемого во время паломничества в Мекку. Целью жизни истинно верующего мусульманина является хадж в Мекку, где он сможет лично совершить жертвоприношение в долине Мина. Количество мусульман по всему миру очень велико, поэтому совершить хадж в Мекку могут, далеко не все. Поэтому приверженцам Ислама предписано в праздник выходить на улицы обычных городов.
Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне паломники восходят на гору Арафат, а в день Жертвоприношения совершают символическое кидание камнями и таваф (семикратный обход вокруг Каабы).


Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают ранним утром. Верующий, совершив омовение (гусль), надев новую одежду и помазавшись благовониями, отправляется в мечеть на утреннюю молитву (нама́з (перс. نماز‎)). По пути в мечеть произносить слова такбира («Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля иляха илляЛЛаху ва Аллаху Акбар, Аллаху Акбар ва лиЛляхи ль-хамд»).
После завершения намаза верующие возвращаются к себе, где хором поют славославие Аллаху. Затем мусульмане отправляются на специальную площадку или в мечеть, где мулла произносит проповедь. По завершению проповеди участники посещают кладбище, где молятся за усопших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное.


Говоря о животных, закланных ради Него, Создатель говорит в Коране: «Не доходит до Аллаха ни кровь их, ни мясо. Но доходит богобоязненность ваша». Всевышний не нуждается в пролитой крови и не нуждается в мясе. Впрочем, как не нуждается ни в чем другом, но сутью этого обряда является подчинение Создателю путем заклания дарованного Им скота и последующей раздачи части мяса нуждающимся и дарение части его соседям и родственникам. Именно это стремление - достичь благосклонности Аллаха и проявить покорность Ему, готовность расстаться ради Него с имуществом и с чем-то любимым для души, смирение перед Ним - это, и именно это, и приближает человека к Создателю.


При резании животного необходимо сказать: «Бисми-Ллях! Уа-Ллаху акбар!». Это значит: «Во имя Аллаха! Аллах есть самый великий!». Нельзя мучать животное! Необходимо зарезать его легко и быстро, предварительно наточив нож наилучшим образом. Причем нельзя точить нож на глазах у животного, так как это пугает его. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-либо из вас режет скот, пусть делает это наилучшим образом. Пусть наточит свой нож и стремится облегчить для животного смерть».


Мясо жертвенного животного человек ест сам и угощает им бедняков, соседей, родственников. Некоторые предшественники делили мясо курбана на 3 части: одну часть они оставляли себе и своим семьям; вторую часть раздавали бедным; а третьей частью угощали соседей и родственников. Ни одну из частей зарезанного животного, в том числе шкуру животного, нельзя давать в качестве платы мяснику! Человеку, который вознамерился совершить курбан, нельзя подстригать ногти и волосы и удалять что-либо из волос или кожи с 1-го дня месяца зуль-хиджжа. Почему наложен этот запрет? Он является, своего рода, возможностью для людей, которые не находятся в хадже, почувствовать общность с паломниками, которые находятся в Мекке в это время, и которым, как известно, в состоянии ихрама, запрещено подстригать волосы и ногти.
Совершать курбан можно в течение 4-х дней, точнее, с момента окончания праздничного намаза и до заката солнца на 4-ый день праздников, то есть 13-го зуль-хиджжа.


Правила праздника предписывают угощать всех, а в первую очередь бедных. В следующие после праздника дни необходимо посещать родственников и друзей.
Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (по-арабски - Ибрахимом) своего сына Исаака в жертву Богу.
Согласно Корану, ангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. В противоположность исламскому преданию, в иудейском предании фигурирует другой сын пророка Ибрахима Исхак (Исаак). Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать. Жертва сына была заменена бараном, а пророку Ибрахиму было даровано благополучное рождение второго сына - Исхака (Исаака).


Вот пришел Курбан Байрам,
Светлый праздник мусульман,
Все друг друга поздравляют,
От души намаз читают,

Щедрый накрывают стол,
А гостей уж полон дом,
Пусть Аллах детей своих
В этот день благословит!

Смотрите на сайте:
Озера и реки Челябинской области (более 100 в таблице)
Недвижимость Челябинска

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Самый великий день – день жертвоприношения». Он учит осмыслению человеческой жизни как божественного дара.

Курбан-Байрам (араб. – Ид аль-Адха‎) – основной мусульманский праздник , отмечается 10-го зуль-хиджи и продолжается еще три дня 11, 12 и 13-го зуль-хиджи дни ташрика . Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Самый великий день – день жертвоприношения». Праздник Курбан-Байрам учит осмыслению человеческой жизни как божественного дара.

Праздничные ночи проводят в мольбе и поклонении, восполняют пропущенные намазы , читают Священный Коран. Ночь с 9-го на 10-е зуль-хиджа желательно провести в ибадате .

После полуночи (до утра) совершают полное омовение, занимаются личной гигиеной. Тот, кто участвует в обряде заклания жертвенного животного (курбан), десять дней до жертвоприношения должен не стричь волосы и ногти.

Утром, не принимая пищу, идут в мечеть для совершения ид-намаза – через 45 минут после восхода солнца (время уточняют у имама мечети). Ид-намаз совершается так же, как и в день Ураза-Байрам (Ид аль-фитр). Накануне Ид аль-Адха и до последнего дня ташрика с захода солнца до ид-намаза, затем после каждого намаза и до азкаров по пути в мечеть читают такбир .

В день Курбан-Байрам мусульмане проявляют радость, приветствуют верующих, поздравляют их с праздником, посещают родственников, соседей, знакомых, других мусульман, принимают гостей, просят прощение за причиненные обиды и мирят тех, кто в ссоре, раздают садака , ходят в мечеть, в усыпальницы праведников и на кладбище к могилам родных.

Курбан . Заклание жертвенного животного во имя Всевышнего первым совершил Ибрахим, мир ему. Наш Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Курбан – это сунна нашего отца Ибрахима (мир ему)» (Абу Дауд). Жертвоприношение в исламе воспитывает умение творить благо для ближних во имя Аллаха: две трети мяса жертвенного животного раздают бедным, неимущим, нуждающимся и соседям. Это не магический ритуал, а предписанный обряд поклонения Всевышнему, доказывающий богобоязненность мусульман.

«Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений (или религиозные обряды), чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным,

сердца которых при упоминании имени Аллаха переполняются страхом, которые терпеливы к тому, что их постигает, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили.

Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их (верблюдов) вам, – быть может, вы будете благодарны.

Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро.

Воистину, Аллах оберегает тех, кто уверовал. Воистину, Аллах не любит всяких неблагодарных изменников»

Священный Коран. Сура 22 «Аль-Хаджж» / «Паломничество», аят 34-38

Курбан может быть из трех видов животных : бараны, овцы и козы; коровы, быки и буйволы; верблюды. Предпочтительный курбан – баран или овца.

«Лучшие из моей уммы режут курбан, худшие – не режут», - сказано в достоверном хадисе. Жертвоприношение (курбан) в день Курбан-Байрам или в последующие три дня (дни ташрика) является Сунной, на которую наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обращал особое внимание (суннат уль-муаккада).

Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым деянием. В хадисе, переданном от Али, да будет доволен им Аллах, говорится: «Кто выйдет из дома за животным для курбана, тому за каждый его шаг пишется 10 благих деяний и стирается 10 грехов, его разговор при купле-продаже запишется как тасбих (поминание Аллаха), за каждый дирхам отданный за животное, записывается 700 благих деяний. Когда он повалит животное на землю, чтобы резать его, все творения, начиная с этого места до седьмого неба, будут просить прощения его грехов, из каждой капли крови животного будут созданы ангелы, которые до наступления Судного дня также будут просить прощения его грехов».

Имам Шафии сказал: «Я не одобряю (разрешение) не резать курбан тому, у кого есть возможность резать его». Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рекомендовал зарезать хотя бы петуха, если нет иной возможности, хотя это и не будет считаться полноценным курбаном. Смысл сказанного в том, что в этот день желательно хотя бы что-то принести в жертву, проявляя уважение к этому празднику. В жертвоприношении главное - это проявление покорности Всевышнему.

namazvdom   |   31.08.2017

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного! Мир и благословение пророку Мухаммаду. А затем:

Курбан следует совершать только в течение трех праздничных дней, а точнее 10-го, 11-го и 12-го числа месяца Зуль-Хиджа. Только в эти дни жертвоприношение считается актом поклонения, которое нельзя совершить в другие дни года.

Хоть и Курбан дозволен в течение перечисленных трех дней, предпочтительнее это сделать 10-го числа месяца Зуль-Хиджа в дневное время суток. Важно знать, что нельзя совершать жертвоприношение раньше самой праздничной молитвы.

Для Курбана нет альтернативы

Некоторые ошибочно полагают, что вместо принесения в жертву животного они могут раздать стоимость этого животного в виде милостыни. Это неправильное мнение. В действительности, для мусульман существуют разные обязательные виды поклонения. У каждого из них есть свое значение, и один не может заменить другой. Мусульманину нельзя совершить молитву вместо поста в Рамадан, так же как и нельзя раздавать милостыню вместо того, чтобы совершать обязательный намаз. То же самое касается Курбана — это отдельный вид поклонения, который нельзя заменить раздачей милостыни.

Животные для Курбана

В качестве Курбана дозволено заколоть следующих животных:

1. Козел или коза в возрасте, как минимум, одного года.
2. Баран или овца в возрасте, как минимум, шести месяцев.
3. Бык или корова в возрасте, как минимум, двух лет.
4. Верблюд или верблюдица в возрасте, как минимум, пяти лет.

Один козел/коза или баран/овца - это Курбан за одного человека. Но остальные животные (корова, бык, верблюд/верблюдица) - это семь Курбанов в одном, что позволяет людям совершать жертвоприношение группой из семи человек.

Если продавец животного утверждает, что животное достигло необходимого возраста, и нет доказательства для обратного, можно доверять словам продавца, и принесение такого животного в жертву будет действительным.

Жертвоприношение согласно сунне

Мусульманину лучше заколоть животное для курбана собственными руками. Тем не менее, если у него нет возможности заколоть животное самому или он не хочет делать это сам по каким-то причинам, он может поручить другому человеку заколоть животное от своего имени. В таком случае желательно хотя бы присутствовать при жертвоприношении. Если человек поручил кому-то заколоть животное от своего имени, курбан будет действителен, даже если человек не присутствовал при его совершении. Является Сунной положить животное лицом в сторону Киблы и прочитать следующий аят Священного Корана:
«Я обратился лицом к Аллаху Единому, всей душой предался Ему - Творцу небес и земли - и отклонился от всякого пути, кроме Его прямого пути. Я не из тех, кто придает Ему сотоварищей».
Но самое важное, что следует сказать во время забития животного, это слова:
«БисмиЛлях, Аллаху Акбар».
(С именем Аллаха, Аллах превыше всего)
Если человек намеренно не произнес эти слова, его курбан недействителен, более того, мясо забитого таким образом животного - харам, то есть употреблять его в пищу запрещено. Но, если человек не произнес эти слова по забывчивости, а не намеренно, его ошибка прощается - и курбан, и забитие животного по Шариату действительны.
Если человек не может произнести «БисмиЛлях, Аллаху Акбар» на арабском языке, он может произнести имя Аллаха на своем языке, например: «С именем Аллаха».

Как разделить мясо?

Если животное забито несколькими людьми, как в случае с коровой или верблюдом, его мясо необходимо разделить на равные части с помощью взвешивания, а не просто на глаз. Даже если все участники согласны разделить мясо без взвешивания, это всё равно запретно по Шариату.
Тем не менее, если взвесить мясо по каким-то причинам не представляется возможным и все участники согласны разделить мясо без взвешивания, дозволено разделить мясо на глаз, но при условии, что в каждой части будет либо нога животного, либо какая-то часть его печени.
Несмотря на то, что человеку, который совершил курбан, дозволено оставить всё мясо себе, лучше отдать одну треть бедным людям, одну треть - родственникам, а оставшееся оставить себе.
Дозволено использоваться все части забитого в качестве Курбана животного для своих нужд, но нельзя продавать что-то либо из них или отдавать мяснику в качестве оплаты его работы. Если человек продал часть мяса или шкуру/кожу животного, он должен отдать полученные от этого деньги в качестве милостыни человеку, который входит в число тех, кому выплачивают закят.

Такбиры праздничного дня!

Со времени фаджра 9-го числа месяца Зуль-Хиджжа и до времени молитвы аср 13-го числа, каждый мусульманин должен читать такбир ташрика после каждой обязательной молитвы.

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Ля иляха илляЛлаху, ваЛлаху Акбар, Аллаху Акбар ва лиЛляхиль-хамд.

Согласно достоверным исламским источникам, каждый мужчина-мусульманин обязан читать этот такбир после каждой обязательной молитвы. Для женщин читать этот такбир желательно, но не обязательно. В данном случае не имеет значения, совершает человек молитвы в джамаате или один. Вы должны читать такбир. Мужчины - громко, а женщины -тихо.

ДЕНЬ ПРАЗДНИКА

В день Ид уль-Адха являются Сунной следующие действия:

1. Встать рано утром.
2. Совершить полное омовение.
3. Надеть лучшую из имеющейся одежду.
4. Умастить себя благовониями.
5. Не принимать пищу до праздничной молитвы.
6. Читать такбир ташрика по пути на праздничную молитву.

КАК СОВЕРШАЕТСЯ НАМАЗ

Молитва Ид состоит из двух ракаатов с дополнительными шестью такбирами - три дополнительных такбира совершают в начале первого ракаата, а ещё три - перед руку (поясным поклоном) во втором ракаате.

Важно (!)

Уважаемые братья и сестры, в праздник ид аль-Адха первым совершается намаз, в затем проповедь (хутба).
И намаз и хутба являются одним поклонением, поэтому предостерегаем вас от ошибки покидать мечеть сразу после совершения намаза.

Другие частые вопросы по этой теме я собрал для вас по этой ссылке
Картинка с такбирами и поздравлениями у нас на канале Telegram
Праздничные стикеры

Различаются два вида желательных намазов (суннат-намазов): первый вид –это суннат-амазы, которые желательно совершать в одиночестве, например,ратибат, зуха, аввабин и др. Второй вид –это суннат-намазы, которые желательно совершит коллективно, то есть в джамаате.Об этом втором виде намазов и пойдет речь в нашей статье. Одним изних является суннат-намаз, который совершается в праздники Ид аль-Адха и Ид ал-Фитр.

Праздничный намаз (салат аль-идайн) является настоятельно рекомендуемой сунной. Есть слабое мнение, что это фарз аль-кифая (всеобщая обязанность, которая считается выполненной, если кто-либо из жителей того или иного населенного пункта совершит его). Салат аль-идайн совершают как в праздник жертвоприношения (Ид аль-Адха), так и в праздник разговения, по завершении священного месяца Рамадан(Ид аль-Фитр). Этот намаз желательно совершить в джамаате, но может совершить один человек, а также путник и женщин. Время совершения этого намаза наступает с заходом солнца в праздничный день и продолжается до перехода солнца за зенит. Но желательно (сунна) отложить этот намаздо тех пор, пока солнце не поднимется на высоту семи локтей.

Этот намаз представляет собой два ракаата обычного намаза с намерением совершить суннат-намаз Ид аль-Фитр или Идаль-Адха. После вступления в намаз читается молитва Ваджахту, затем следует семь раз произнести «Аллаху акбар», поднимая каждый раз руки, какпри вступлении в намаз. Между каждыми двумя такбирами желательно произнести «СубханаЛлахи вальхамду ли Лляхи ва лаиляха илляЛлаху ваЛлахуакбар». Затем произносится тааввуз (Аузуби Лляхи мина шшайтани рражим), и читается аль-Фатиха. После суры аль-Фатиха читается сура, и далее совершается обычный намаз. Когда встают на второй ракаат, не считая такбир, который произносится при вставании, произносят пять такбиров, как в первом ракаате. Важно знать, что все эти такбиры не являются фарзом, поэтому, если их забыли произнести, то их не компенсируют . Если человек, забыв произнести эти такбиры, начнёт читать суру аль-Фатиха, то считается, что он упустил произношение этих такбиров.

После суры аль-Фатиха в первом ракаате желательно прочесть суру Каф или суру Аль-Аала, а во втором ракаате – Аль-Камар или Аль-Гашия.

После завершения намаза желательно прочитать две хутбы, подобные по условиям и составным частям обеим , которые читают перед джума-намазом. В хутбе на Ид аль-Фитр желательно рассказать людям о , а в хутбе Ид-аль-Адха желательно разъяснить вопросы жертвоприношении. Первую хутбу желательно начать с произношения такбира (Аллаху Акбар). В первой хутбе такбир читают девять раз друг за другом, а во второй произносится семь такбиров.

Перед обоими праздниками желательно совершить полное омовение (искупаться). Время купания наступает после полночи в ночь перед праздничным днем. Желательно также использовать благовония и нарядиться, как на джума-намаз,в самую лучшую и дорогую одежду. Молодым и симпатичным девушкам нежелательно приходить на праздничный намаз, а пожилые женщины могут прийти, если им разрешат их мужья. Но и они не должны использовать благовония и должны выйти в домашней одежде.

Желательно совершать праздничный намаз в мечети, кроме тех случаев, когда люди не помещаются в мечеть. Имаму желательно назначить человека, чтобы тот помолился с больными и немощными людьми в больницах.

По пути на намаз и обратно желательно идти разными дорогами (маршрутами), чтобы оба маршрута в Судный день засвидетельствовали об этом. Предпочтительнее прийти на намаз заранее, а имаму желательно прийти поближе ко времени совершения намаза. Праздничный намаз в день жертвоприношения (Ид аль-Адха), желательно совершать как можно скорее, в начале отрезка времени, отпущенного на намаз, ибо сразу после намаза желательно совершить обряд жертвоприношения. А намаз в день разговения (Ид аль-Фитр) желательно немного отложить ввиду того, что желательно раздать до праздничного намаза.

В праздник разговения желательно немного поесть до намаза, а в праздник жертвоприношения, наоборот, желательно воздержаться от употребления пищи до завершения праздничного намаза.

Некоторые люди ошибочно полагают, что в праздник жертвоприношения пост соблюдается до тех пор, как употребить в пищу мясо жертвенного животного, но это явная ошибка. Более того, держать пост в эти праздничные дни запрещено. Необходимо лишь простое воздержание от употребления пищи до завершения намаза, а после намаза и от еды не воздерживаются.

Желательно при возможности идти на праздничный намаз спокойной походкой и пешком. Имаму нежелательно совершать другой суннат-намаз до праздничного намаза, ибо это противоречит тому, что делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), но другим людям разрешается совершать иные суннат-намазы до совершения праздничного намаза.

Чтение такбирав праздничные дни

После захода солнца в ночь на праздничный день желательно читать такбир. Этот такбир читается громко, во всех местах – дома, на улице, в мечетях и на рынках. Желательно читать его до тех пор, пока имам не приступит к совершению намаза в день праздника разговения (Ид аль-Фитр). В Ид Аль-Фитр также не читают такбир после намазов.

В праздник жертвоприношения желательно начать чтение такбира с утра дня Арафа и продолжать чтение до послеобеденного намаза последнего дня ташрика (айям-ат-ташкрик – три дня после дня жертвоприношения). В эти дни такбир особенно желательно читать после каждого фарз-намаза,а также после возмещаемого исуннат-намазов.

Самой лучшей формулой этоготакбира являются следующие слова:

اَلله ُاَكْبَر اَلله ُاَكْبَر اَلله ُاَكْبَر لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُوَالله ُاَكْبَر الله ُاَكْبَر وَللهِ الْحَمْدُ

ويستحب أن يزيد بعد الثالثة :

«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Ла илаха илляЛлахуваЛлаху Акбар, Аллаху Акбар ва ли Ллахи ль-хамд »– три раза.

После третьего раза желательно добавить:

الله ُاَكْبَر كَبِيرًا وَالْحَمْدُ للهِ كَثِيرًا وُسُبْحَانَ اللهِ بُكْرَةً وَأَصِيلاً

«Аллаху Акбар кабиран ва ль-хамду ли Ллахи касиран ва субханаЛлахи букратан ва асила».

Поматериалам книги Имама Ан-Навави «Минхаджат-талибин »

Подготовил: Ахмад Магомедов

Три дня (то есть 11, 12 и 13 числа) называются днями «ташрика».

Начиная с захода солнца накануне дня Ид аль-Адха мусульмане громко читают такбир:

اَلله ُاََكْبَرْ اَلله ُاَكْبَرْ اَلله ُاَكْبَرْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُوَالله ُاَكْبَرْ الله ُاَكْبَرْ وَللهِ الْحَمْدُ

لله اكبر الله اكبر الله اكبر

َلله ُاَكْبَرْ كَبِيرًا وَالْحَمْدُ للهِ كَثِيرًا وُسُبْحَانَ اللهِ بُكْرَةً وَأَصِيلاً

Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар Лаилаха илляллаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лиллахиль хамд - три раза.

Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар кабиран вальхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила.

Такбир читают и в мечетях, и дома, и на улице, и на площадях – везде мужчины громко, а женщины про себя. Кроме того, такбир читается и после каждого намаза, до начала азкаров (молитв, читаемых после намаза), заканчивая предзакатным намазом последнего дня ташрика, то есть 13-го числа месяца зуль-хиджжа.

Ночь на Курбан-байрам желательно провести в богослужении. В эту ночь Всевышний отвечает на мольбы своих рабов. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто бы ни был, бодрствовавший в ночь разговения и ночь Курбана в служении Всевышнему – не постигнет сердце его печаль, когда печаль постигнет других». Если не в силах провести в богослужении всю ночь, постарайтесь в последнюю треть ночи или хоть в малую ее часть, если и это затруднительно, то постарайтесь хотя бы ночной и утренний намазы совершить коллективно (с джама‘атом) в мечети.

После полуночи до праздничного намаза желательно совершить полное омовение по случаю праздника (намерение (нийят) произносят так: «Я намереваюсь совершить купание-сунна, во имя Аллаха»), постричь волосы и ногти, то есть заняться личной гигиеной.

Утром, надев чистую одежду (если есть возможность, то новую), надушившись благовониями, отправляются в мечеть для совершения праздничного намаза. Время совершения ‘ид-намаза наступает через 15-20 минут после восхода солнца и продолжается до обеда. В мечети ид-намаз совершают примерно через 45 минут после восхода солнца (предварительно уточните у имама мечети время его совершения). Если нет возможности пойти в мечеть, то можно совершить ‘ид-намаз и дома со своей семьей и отдельно.

Салят уль-ид – праздничный намаз

Ид-намаз совершается так же, как и в день Ураза-байрам. Кто не знает, как совершается праздничный намаз, пусть совершит хотя-бы обычный намаз-сунна в два рака‘ата, с намерением совершить праздничный намаз. Но так, как такая возможность появляется в год один раз, нужно постараться не пропустить ее, а если пропустил, то даже возместить, как пропущенную. Не составляет исключение и для того, кто в пути.

В начале ид-намаза, произносят «Аллаху акбар» одновременно мысленно проговаривая намерение (нийят): «Я намереваюсь совершить двухракаатный намаз-сунна по случаю праздника Курбан-байрам, во имя Аллаха».

Затем, кто знает, пусть прочтет «Ваджахту». После этого в первом рака‘ате 7 раз произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки на уровень ушей. После каждого «Аллаху акбар», за исключением последнего, произносят:

سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ للهِ وَلاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُوَالله ُاَكْبَرْ

После последнего «Аллаху акбар» читают суру «аль-Фатиха». Во втором рака‘ате «Аллаху акбар» читают 5 раз. После праздничного намаза имам произносит праздничную проповедь.

В день Курбан-байрам режут жертвенное животное – курбан, и его мясо раздают нуждающимся, посещают родственников, соседей, друзей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга, выражают радость и веселье по случаю праздника.

Употребление алкоголя и совершение других порицаемых шариатом действий в этот день является кощунством, глумлением над принципами Ислама.

Мусульманское жертвоприношение (курбан)

Жертвоприношение (курбан) в день Курбан-байрам или в последующие три дня является настоятельной Сунной на которую наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) обращал особое внимание (суннат уль-муаккада).

Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым деянием. В хадисе, переданном от Али-асхаба (да будет доволен им Аллах), говорится: «Кто выйдет из дома за животным для курбана, тому за каждый его шаг пишется 10 благих деяний и стирается 10 грехов, его разговор при купле-продаже запишется как тасбих (поминание Аллаха), за каждый дирхам отданный за животное, записывается 700 благих деяний. Когда он повалит животное на землю, чтобы резать его, все творения, начиная с этого места до седьмого неба, будут просить прощения его грехов, из каждой капли крови животного будут созданы ангелы, которые до наступления Судного дня также будут просить прощения его грехов».
Благочестивые мусульмане стараются каждый год резать курбан. Поэтому и нам следует изыскать возможность для этого. «Лучшие из моей уммы режут курбан, худшие – не режут», - сказано в хадисе. Имам Шафии сказал: «Я не одобряю (разрешение) не резать курбан тому, у кого есть возможность резать его». Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рекомендует порезать хотя бы петуха, если нет иной возможности, хотя это и не будет считаться полноценным курбаном. Смысл сказанного в том, что в этот день желательно хотя бы что-то принести в жертву, проявляя уважение к этому празднику. В жертвоприношении главное проявление покорности Всевышнему.

Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением.

Для жертвоприношения можно использовать верблюдов, коров (быков), баранов или коз (другие животные не годятся). Их предпочтительность соответствует порядку перечисления. При этом верблюда и корову можно резать и за семерых, а барана и козу только за одного мусульманина. Но лучше за каждого принести в жертву барана или козу, чем за семерых резать одну корову.

Если в семье режут одного барана или козу, то тем самым вознаграждение получает вся семья.
Условия жертвоприношения

1. Необходимо, чтобы человек, непосредственно режущий животное, был мусульманином и чтобы резал с искренним намерением ради Аллаха.

2. Необходимо иметь перед жертвоприношением соответствующее намерение (нийят). За себя (мужчинам) лучше резать самим, но можно уполномочить для его совершения и другого (вакиля – представителя). Намерение следует делать так: «Я намереваюсь совершить желательное (сунна) жертвоприношение от себя (или от сделавшего меня вакилем), во имя Аллаха» В случае, когда сделали назру (обязали себя), нийят будет таким: «Я намереваюсь совершить обязательное (назру) жертвоприношение, во имя Аллаха».

В случае, когда режет другой, желательно присутствовать при этом. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал своей дочери Фатиме (да будет доволен им Аллах): «Ты становись рядом при жертвоприношении за тебя. Как только упадет на землю первая капля крови, приносимого в жертву животного, все твои ранее совершенные грехи прощаются».

В случае, когда жертвоприношение совершается за другого человека, необходимо иметь его разрешение.

3. Жертвенное животное должно быть взрослым: баран – годовалым, во втором году жизни; коза и корова (бык) – двухлетним, в третьем году жизни; верблюд – пятилетним, на шестом году жизни.

4. Жертвенное животное должно быть здоровым, без существенных изъянов.

Допускается отсутствие нескольких зубов или небольшой части (менее одной трети) уха, но совсем беззубое или с отрезанным ухом более чем на треть животное резать нельзя для обязательного курбана. Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми. Желательно, чтобы животное было упитанным (сильно худое животное нельзя резать), без признаков болезни.

5. Необходимо соблюдать сроки жертвоприношения. Период жертвоприношения начинается после праздничного намаза и продолжается до захода солнца 13-го числа месяца зуль-хиджа.

Животное необходимо резать хорошо отточенным ножом, поэтому предварительно следует заточить его. Резать желательно быстро, не отрывая лезвие ножа от горла животного. Не следует показывать нож животному или резать одних животных на глазах других.

Вначале, произносят:

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ اَللَّهُمَّ صَلىِّ عَلىَ مُحَمَّدٍ وَعَلىَ آلِ مُحَمَّدٍ وَسَلِّمْ

اللهم هذا منك وإليك فتقبل مني

بِسْمِ اللهِ اَلله ُاَكْبَرْ اَللَّهُمَّ صَلىِّ عَلىَ مُحَمَّدٍ وَعَلىَ آلِى مُحَمَّدٍ وَسَلِّمْ

и одновременно режут трахею (за гортанью, оставляя ее в стороне головы), пищевод и обе сонные артерии.

Лучше всего раздать нуждающимся все мясо в сыром виде, оставив дома для бараката небольшой кусок. Но можно раздать треть или хотя бы какую-то часть. Минимальное требование к курбану-сунна – дать часть сырого мяса мусульманину, которому положен закят. В случае, когда курбан был исполнен как назру -т.е. курбан был обязательным, необходимо раздать все мясо.

Да воспримет Всевышний Аллах наши деяния и богослужения! Амин!