Как читать ночной намаз. Ночной намаз (желательный «салят ал-лейл»). Некоторые условия, облегчающие вставание ночью

«Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место»

Священный Коран. Сура 17 «Аль-Исра» / «Ночной перенос», аят 79

Совершение намаза Тахаджуд является сунной. Намаз Тахаджуд совершается в промежуток между ночным намазом (Иша) и утренним (Фаджр) . Намаз Тахаджуд можно совершить в любое время ночи, но лучше всего проснутся специально для совершения намаза Тахаджуд в последнюю треть ночи . Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Господь наш Великий и Могучий, нисходит на нижнее небо в каждую ночь, когда она достигает своей последней трети и говорит: “Кто обращается ко мне с мольбой, чтобы Я ответил ему? Кто просит у Меня, чтобы Я дал это ему? Кто просит Меня о прощении, чтобы я простил его?”» (аль-Бухари; Муслим).

Количество ракаатов намаза Тахаджуд - от двух до восьми (по желанию молящегося). После совершения намаза Тахаджуд рекомендуется обратиться к Всевышнему с личной мольбой, просить Его о прощении, о поддержке и помощи, благодарить Его за все блага, дарованные Им. Также, согласно некоторым хадисам, после Тахаджуда можно выполнить один ракаат намаза Витр, как завершение ночной молитвы в целом. Совершать тахаджуд коллективно порицается, так как Пророк, мир ему и благословение, и его сподвижники не совершали эту молитву коллективно.

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали.»

Священный Коран. Сура 17 «Ас-Саджда» / «Земной поклон», аят 16-17

Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, совершал тахаджуд постоянно. Он говорил: «Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха». Он также сказал: «Кто совершит ночью совершенным образом намаз, того Аллах наделит девятью благами – пятью в мирской жизни и четырьмя в ахирате».

Среди пяти мирских благ Мухаммад, мир ему и благословение, назвал защиту Аллахом от бед, любовь людей к мусульманину, совершающему Тахаджуд, достижение мудрости, смирения перед Аллахом и просветления. К четырем благам ахирата Пророк, мир ему и благословение, отнес воскрешение мусульманина с осветленным лицом, облегчение отчета мусульманина в Судный день, быстрый и безболезненный проход через мост Сират и вручение его книги деяний в Судный день в правую руку.

ВИДЫ НАМАЗОВ

1. Фард – обязательные намазы.
2. Ваджиб – необходимые намазы.
3. Нафиль – дополнительные намазы.
Намазы фард:

Это намазы, выполнение которых необходимо.
1. Намаз аль-витр: Состоит из 3 рака`ата.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит витр в начале её, а кто уверен что станет в конце ночи, пусть читает намаз витр в конце ночи, ибо поистине, намаз совершенной в конце ночи, имеет свидетелей (ангелов), и поэтому читать витр в это время лучше».202
3. Праздничные намазы: Состоит из 2 рака`ата.Сообщается, что Джабир (радыйаллаху анху), сказал:В день праздника Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обычно возвращался (обратно с молитвы) не тем путём, (ко­торым он шёл на неё). 203
Намазы нафиль:
Нафиль-намазы – это дополнительные намазы, которые можно выполнять сверх обязательных намазов (фард-намазов).
Нафиль-намазы делятся:
1) Нафиль-намазы, которые совершаются дополнительно к фард-намазам;
К этим намазам относятся сунны намазы, которые совершаются до или после фардов, и намаз ат-таравих, который совершается каждую ночь во время месяца Рамадан.
2) Нафиль-намазы, которые совершаются независимо от фардов;
Такие нафиль-намазы также называются мустахабом или мандубом. Они совершаются в разное время с целью получения большего саваба.
Вот некоторые из них:
а) намаз ад-духа, который совершается после восхода солнца по истечении времени макрух, для намаза и завершается с приближением солнца к зениту (за 20-40 мин до наступления намаза аз-зухр); он состоит минимум из 2-х рака`атов, максимум из 12-ти рака`атов;
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто постоянно читает 2 ракаата намаза духа, тому будут прощены грехи (малые), даже если их так много, как пены в море».204
«Кто читает 12 ракаатов духа намаза, тому Аллах создаст дворец в Раю».205
«Каждое утро за каждый ваш сустав нужно давать садака. Каждый тасбих (слова Субхан Аллах) – садака, каждый тахмид (слова Альхамдулиллях) – садака, каждый тахлиль (слова Ля Иляха Илляллах) – садака, каждый такбир (слова Аллаху Акбар) – садака. И побуждение к одобряемому – садака, и удержание от порицаемого – садака. Но всё это заменяет собой два раката намаза духа». 206

б) намаз ат-тахаджуд, который совершается после полуночи и состоит минимум из 2-х рака`атов, максимум из 12-ти рака`атов;
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, явля­ется молитва ночи».207 В дру­гом случае Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) уточнил: «Все те (молитвы), что (совершаются) после ночной молитвы (Аль-Иша), относятся к молитве ночи».208
«Выполняйте тахаджуд намаз! Он был привычным праведным людям до вас. Он – приближение к вашему Господу, искупление дурного и защита от грехов!»209
«Пусть милостив будет Аллах к человеку, который встает ночью и совершает тахаджуд, а потом будит свою жену, и она (тоже) совершает тахаджуд! И если она не встает, то брызгает ей в лицо водой. Пусть милостив будет Аллах к женщине, которая встает ночью и совершает тахаджуд, а затем будит своего мужа, и он тоже его совершает. И если он не встает, то она брызгает ему водой в лицо».210
«Спите днем — это поможет встать ночью для совершения намаза-тахаджуд».211

в) намаз тахиятуль масджид, который совершается при посещении мечети, если это время не макрух; он состоит из 2-х рака`атов. Если зашедший в мечеть человек сразу совершил какой-либо другой намаз (фард или сунна), то это заменяет собой эту молитву приветствия. Если человек зашел в мечеть во время джума-намаза, то тахиятуль масджид не читается. Если человек заходит в одну и ту же мечеть несколько раз в сутки, то одной молитвы приветствия достаточно.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «В день Сбора, когда не будет никакой тени, тень от Арша укроет тех, кто ходит в мечеть в темноте».212
«Человек, который сделал дома омовение и направился в мечеть, чтобы совершить намаз, подобен тому, кто надел дома ихрам и отправился в хадж»213
г) намаз аввабин, который совершается после вечерней молитвы (Аль-Магриб) и состоит из 4-х ракаатов. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Кто про­читает шесть ракатов после Магриба, тому будут прощены грехи, даже если число их равно количеству пены в море».214 В упомянутые в хадисе 6 ракяатов вхо­дят 2 ракяата сунны муаккада и 4 – дополнительной сунны;
д) намаз омовения совершается сразу после омовения, (до высыхания воды с поверхности омытых частей тела) если это время не макрух; он состоит из 2-х рака`атов. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ска­зал: «Кто из вас наилучшим образом совершит омовение, после чего выполнит два раката молитвы, делая это с глубокой искренностью, тот непременно заслуживает Рая».215

Порядок совершения намаза в четырех мазхабах (богословско-правовых школах) Ислама имеет некоторые незначительные отличия, посредством которых интерпретируется, раскрывается и взаимообогащается вся палитра пророческого наследия. Учитывая, что на территории Российской Федерации и СНГ наиболее широкое распространение получил мазхаб имама Ну‘мана ибн Сабита Абу Ханифы , а также мазхаб имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и , мы подробно проанализируем лишь особенности упомянутых двух школ.

В ритуальной практике мусульманину желательно следовать какому-либо одному мазхабу, но в затруднительной ситуации в качестве исключения можно поступить согласно канонам любого другого суннитского мазхаба .

«Выполняйте обязательную молитву-намаз и выплачивайте закят [обязательную милостыню]. Держитесь за Бога [просите помощи только у Него и полагайтесь на Него, укрепляйте себя через поклонение Ему и благодеяния пред Ним]. Он – ваш Покровитель…» (см. ).

Внимание! Все статьи по намазу и вопросам, связанным с ним, читайте в специальном разделе на нашем сайте.

«Воистину, предписано верующим совершать молитву-намаз в строго определенное время!» (см. ).

В дополнение к этим аятам напомним, что в хадисе, в котором перечисляются пять столпов религиозной практики, упоминается и ежедневная пятикратная молитва.

Для совершения молитвы должны быть соблюдены следующие условия:

1. Человек должен быть мусульманином ;

2. Он должен быть совершеннолетним (детей необходимо начинать приучать к молитве уже с семи-десяти лет);

3. Он должен находиться в здравом уме. Люди с психическими отклонениями полностью освобождены от выполнения религиозной практики;

6. Одежда и место совершения молитвы должны быть ;

8. Обращаться лицом в сторону Мекки, где расположена святыня авраамического Единобожия – Кааба;

9. Должно присутствовать намерение совершить молитву (на любом языке).

Порядок выполнения утренней молитвы (Фаджр)

Время совершения утренней молитвы – с момента появления рассвета и до начала восхода солнца.

Утренняя молитва состоит из двух ракяатов сунны и двух ракяатов фарда .

Два ракяата сунны

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана:

Транслитерация:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыиля, ваб‘асху макааман махмуудан эллязии ва‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяямэ. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

للَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ ،

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ .

Перевод:

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля» и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Также после прочтения азана, извещающего о наступлении утренней молитвы, желательно произнести следующее ду‘а:

Транслитерация:

«Аллаахумма хаазэ икбаалю нахаарикя ва идбаару ляйликя ва асваату ду‘аатикь, фагфирлии».

اَللَّهُمَّ هَذَا إِقْبَالُ نَهَارِكَ وَ إِدْباَرُ لَيْلِكَ

وَ أَصْوَاتُ دُعَاتِكَ فَاغْفِرْ لِي .

Перевод:

«О Всевышний! Это – наступление Твоего дня, завершение Твоей ночи и голоса призывающих к Тебе. Прости меня!»

Шаг 2. Ният

(намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата сунны утренней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» .

Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек , а женщины – на уровень плеч, произносят «такбир»: «Аллаху акбар» («Аллах велик») . Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам – сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком , кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой . Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой руки на запястье левой.

Взгляд молящегося направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона.

Шаг 3

Затем читается сура «аль-Ихляс» :

Транслитерация:

«Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад».

قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ . اَللَّهُ الصَّمَدُ . لَمْ يَلِدْ وَ لَمْ يوُلَدْ . وَ لَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ .

Перевод:

«Скажи: «Он, Аллах – Един. Бог Вечен. [Только Он есть тот, в Котором все до бесконечности будут нуждаться.] Не родил и не был рождён. И никто не может равняться с Ним».

Шаг 4

Молящийся со словами «Аллаху акбар» делает поясной поклон . При этом он кладёт кисти рук на колени ладонями вниз . Нагнувшись, выравнивает спину, голову держит на уровне спины, смотря на ступни ног. Приняв это положение, молящийся говорит:

Транслитерация:

«Субхаана раббияль-‘азыым» (3 раза).

سُبْحَانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ

Перевод:

«Хвала Великому Господу моему».

Шаг 5

Молящийся возвращается в прежнее положение и, поднимаясь, говорит:

Транслитерация:

«Сами‘а ллааху ли мэн хамидэхь».

سَمِعَ اللَّهُ لِمَنْ حَمِدَهُ

Перевод:

«Слышит Всевышний того, кто восхваляет Его ».

Выпрямившись, произносит:

Транслитерация:

«Раббанаа лякяль-хамд ».

رَبَّناَ لَكَ الْحَمْدُ

Перевод:

«Господь наш, лишь Тебе хвала ».

Возможно (сунна) также добавить следующее: «Миль’ас-самааваати ва миль’аль-ард, ва миль’а маа ши’тэ мин шейин ба‘д ».

مِلْءَ السَّمَاوَاتِ وَ مِلْءَ اْلأَرْضِ وَ مِلْءَ مَا شِئْتَ مِنْ شَيْءٍ بَعْدُ

Перевод:

«[Господь наш, лишь Тебе хвала] которая наполняет небеса и землю и то, что Ты пожелаешь ».

Шаг 6

Молящийся со словами «Аллаху акбар» опускается для совершения земного поклона. Большая часть исламских ученых (джумхур) говорила о том, что с точки зрения Сунны наиболее верным в совершении земного поклона является опускание сначала коленей, затем кистей рук , а потом лица, расположив его между кистями рук и касаясь носом и лбом земли (коврика).

При этом кончики пальцев ног должны не отрываться от земли и быть направлены в сторону киблы . Глаза должны быть открыты. Женщины прижимают грудь к коленям, а локти – к туловищу, при этом колени и ступни ног им желательно сомкнуть.

После того как молящийся принял данное положение, он говорит:

Транслитерация:

«Субхаана раббияль-а‘ляя » (3 раза).

سُبْحَانَ رَبِّيَ الأَعْلىَ

Перевод:

«Хвала Господу моему, Который превыше всего ».

Шаг 7

Со словами «Аллаху акбар» молящийся поднимает голову, потом – кисти рук и, выпрямляясь, садится на левую ногу, кладя кисти рук на бедра так, чтобы кончики пальцев касались колен. Некоторое время молящийся находится в этом положении. Необходимо заметить, что, по мнению ханафитов, во всех сидячих положениях при совершении молитвы женщины должны садиться, соединяя бедра и выводя обе ступни справа. Но это непринципиально.

Затем снова со словами «Аллаху акбар» молящийся опускается для совершения второго земного поклона и повторяет сказанное во время первого.

Шаг 8

Поднимая сначала голову, затем – руки, а потом – колени, молящийся встает , говоря «Аллаху акбар», и принимает исходное положение.

На этом заканчивается первый ракяат и начинается второй.

Во втором ракяате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим» . Молящийся начинает сразу с «бисмил-ляхи ррахмани ррахим» и делает все так же, как и в первом ракяате , до второго земного поклона.

Шаг 9

После того как молящийся поднимается со второго земного поклона, он снова садится на левую ступню и читает «ташаххуд».

Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):

Транслитерация:

«Ат-тахияяту лил-ляяхи вас-салаваату ват-тойибаат,

Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь».

اَلتَّحِيَّاتُ لِلَّهِ وَ الصَّلَوَاتُ وَ الطَّيِّباَتُ

اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيـُّهَا النَّبِيُّ وَ رَحْمَةُ اللَّهِ وَ بَرَكَاتُهُ

اَلسَّلاَمُ عَلَيْناَ وَ عَلىَ عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ

Перевод:

«Приветствия, молитвы и все благие дела принадлежат только Всевышнему.

Мир тебе, о Пророк, милость Божья и Его благословение.

Мир нам и благочестивым рабам Всевышнего.

Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и Посланник».

Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки желательно поднять вверх, а при словах «илля ллааху» – опустить.

Шафииты (располагая левую руку свободно, не разъединяя пальцев, а правую сжав в кулак и высвободив большой и указательный пальцы; при этом большой палец в согнутом положении примыкает к кисти):

Транслитерация:

«Ат-тахияятуль-мубааракяятус-салаваату ттойибаату лил-ляях,

Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятух,

Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссаалихийн,

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан расуулюл-лаах».

اَلتَّحِيَّاتُ الْمُبَارَكَاتُ الصَّلَوَاتُ الطَّـيِّـبَاتُ لِلَّهِ ،

اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيـُّهَا النَّبِيُّ وَ رَحْمَةُ اللَّهِ وَ بَرَكَاتـُهُ ،

اَلسَّلاَمُ عَلَيْـنَا وَ عَلىَ عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ ،

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ .

Во время произнесения слов «илля ллааху» указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им (при этом взор молящегося может быть обращен на этот палец) и опускают.

Шаг 10

Прочитав «ташаххуд», молящийся, не меняя своего положения, произносит «салават»:

Транслитерация:

«Аллаахумма салли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

Кяма салляйтэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим,

Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘аалямиин, иннэкя хамиидун маджиид » .

اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ صَلَّيْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ

وَ باَرِكْ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ باَرَكْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ فِي الْعاَلَمِينَ

إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

Перевод:

«О Аллах! Благослови Мухаммада и род его, как Ты благословил Ибрахима (Авраама) и род его.

И ниспошли благословение Мухаммаду и роду его, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму (Аврааму) и роду его во всех мирах.

Поистине, Ты – Восхваляемый, Прославляемый».

Шаг 11

По прочтении «салавата» желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а). Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке. Данная молитва-ду‘а читается без вознесения кистей рук.

Перечислим возможные формы мольбы (ду‘а):

Транслитерация:

«Раббанаа ээтина фид-дуньяя хасанатан ва филь-аахырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-наар ».

رَبَّناَ آتِناَ فِي الدُّنـْياَ حَسَنَةً وَ فِي الأَخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِناَ عَذَابَ النَّارِ

Перевод:

«Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада ».

Транслитерация:

«Аллаахумма иннии золямту нафсии зульмэн кясиира, ва иннаху ляя ягфиру ззунуубэ илляя энт. Фагфирлии магфиратэн мин ‘индикь, вархамнии, иннакя энтэль-гафуурур-рахиим ».

اَللَّهُمَّ إِنيِّ ظَلَمْتُ نـَفْسِي ظُلْمًا كَثِيرًا

وَ إِنـَّهُ لاَ يَغـْفِرُ الذُّنوُبَ إِلاَّ أَنـْتَ

فَاغْـفِرْ لِي مَغـْفِرَةً مِنْ عِنْدِكَ

وَ ارْحَمْنِي إِنـَّكَ أَنـْتَ الْغـَفوُرُ الرَّحِيمُ

Перевод:

«О Всевышний! Поистине, я многократно поступал несправедливо по отношению к себе [совершая грехи], а никто, кроме Тебя, не прощает грехов. Прости же меня прощением Своим! Помилуй меня! Поистине, Ты – Прощающий, Милостивый ».

Транслитерация:

«Аллаахумма иннии а‘уузу бикя мин ‘азааби джаханнам, ва мин ‘азаабиль-кабр, ва мин фитнатиль-махьяя валь-мамаат, ва мин шарри фитнатиль-мясиихид-даджааль ».

اَللَّهُمَّ إِنيِّ أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ جَهَنَّمَ

وَ مِنْ عَذَابِ الْقـَبْرِ وَ مِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا

وَ الْمَمَاتِ وَ مِنْ شَرِّ فِتْنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ .

Перевод:

«О Всевышний! Поистине, я прошу защиты у Тебя от мучений Ада, мук в загробном мире, от искушений жизни и смерти и от соблазна Антихриста ».

Шаг 12

После этого молящийся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Аллаха») поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, – в левую . На этом два ракяата молитвы-сунны заканчиваются.

Шаг 13

1) «Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа».

أَسْـتَـغـْفِرُ اللَّه أَسْتَغْفِرُ اللَّه أَسْـتَـغـْفِرُ اللَّهَ

Перевод:

«Прости меня, Господи. Прости меня, Господи. Прости меня, Господи ».

2) Воздев руки на уровень груди, молящийся говорит: «Аллаахумма энтэ ссаляям ва минкя ссаляям, табаарактэ яа заль-джаляяли валь-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя ва щукрикя ва хусни ‘ибаадатикь ».

اَللَّهُمَّ أَنـْتَ السَّلاَمُ وَ مِنْكَ السَّلاَمُ

تَـبَارَكْتَ ياَ ذَا الْجَـلاَلِ وَ الإِكْرَامِ

اللَّهُمَّ أَعِنيِّ عَلىَ ذِكْرِكَ وَ شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِباَدَتـِكَ

Перевод:

«О Аллах, Ты – мир и безопасность, и только от Тебя исходят мир и безопасность. Дай нам благословение (то есть прими выполненную нами молитву). О Тот, Кто обладает величием и щедростью, о Аллах, помоги мне достойно упоминать Тебя, достойно благодарить Тебя и наилучшим образом поклоняться Тебе ».

Затем опускает руки, проводя ладонями по лицу .

Необходимо заметить, что во время совершения двух ракяатов сунны утренней молитвы все молитвенные формулы произносятся про себя.

Два ракяата фарда

Шаг 1. Икамат

Шаг 2. Ният

Затем выполняются все действия, описанные выше при разъяснении двух ракяатов сунны.

Исключением является то, что сура «аль-Фатиха» и сура, читаемая после нее, здесь произносятся вслух . Если человек совершает молитву один, ему можно читать как вслух, так и про себя, но лучше вслух. Если же он является имамом в молитве, то вслух читать обязательно. Слова «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим. Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» произносятся про себя .

Завершение . По окончании молитвы желательно выполнить «тасбихат».

Тасбихат (прославление Господа)

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто после молитвы-намаза проговорит 33 раза «субхаанал-лаах», 33 раза «аль-хамду лил-ляях» и 33 раза «аллаху акбар», что составит число 99, равное количеству имен Господа, и после этого дополнит до ста, сказав: «Ляя иляяхэ илля ллааху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду, юхьйи ва юмииту ва хува ‘аляя кулли шайин кадиир», тому будут прощены [мелкие] погрешности, даже если число их равно количеству пены морской» .

Совершение «тасбихата» относится к категории желательных действий (сунна).

Последовательность тасбихата

1. Читается аят «аль-Курси»:

Транслитерация:

«А‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим. Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Аллааху ляя иляяхя илляя хуваль-хайюль-кайюум, ляя та’хузуху синатув-валяя наум, ляхуу маа фис-самааваати ва маа филь-ард, мэн зал-лязии яшфя‘у ‘индаху илляя би изних, я‘ляму маа байна айдиихим ва маа хальфахум ва ляя юхиитуунэ би шэйим-мин ‘ильмихи илляя би маа шаа’, васи‘а курсийюху ссамааваати валь-ард, ва ляя яуудуху хифзухумаа ва хуваль-‘алийюль-‘азыим ».

أَعوُذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّـيْطَانِ الرَّجِيمِ . بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ .

اَللَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَىُّ الْقَيُّومُ لاَ تَـأْخُذُهُ سِنَةٌ وَ لاَ نَوْمٌ لَهُ ماَ فِي السَّماَوَاتِ وَ ماَ فِي الأَرْضِ مَنْ ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ ماَ بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَ ماَ خَلْفَهُمْ وَ لاَ يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِماَ شَآءَ وَسِعَ كُرْسِـيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَ الأَرْضَ وَ لاَ يَؤُودُهُ حِفْظُهُمَا وَ هُوَ الْعَلِيُّ العَظِيمُ

Перевод:

«Ищу прибежища у Аллаха от проклятого Сатаны. Именем Бога, милость Которого вечна и безгранична. Аллах… Нет бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Его не постигнут ни сон, ни дремота. Ему принадлежит все, что на небесах, и все, что на Земле. Кто заступится пред Ним, не иначе как по воле Его? Ему ведомо то, что было, и то, что будет. Никто не в состоянии постигнуть и частицы из знания Его, кроме как по Его воле. Небеса и Землю объемлет Его Престол , и не утруждает Его забота о них. Он – Всевышний, Великий!» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Кто прочитает аят «аль-Курси» после молитвы (намаза), тот будет находиться под защитой Господа до следующей молитвы » ;

«Тому, кто прочитает аят «аль-Курси» после молитвы, ничто не воспрепятствует [если он вдруг неожиданно умрет] попасть в Рай » .

2. Тасбих.

Затем молящийся, перебирая на сгибах пальцев или на четках , произносит по 33 раза:

«Субхаанал-лаах» سُبْحَانَ اللَّهِ – «Хвала Аллаху»;

«Аль-хамду лил-ляях» الْحَمْدُ لِلَّهِ – «Истинное восхваление принадлежит только Аллаху»;

«Аллааху акбар»الله أَكْبَرُ – «Аллах превыше всего».

После чего произносится следующее ду‘а:

Транслитерация:

«Ляя иляяхэ илля ллааху вахдаху ляя шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамд, юхьйи ва юмииту ва хува ‘аляя кулли шайин кадийр, ва иляйхиль-масыйр ».

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ

لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ يُحِْي وَ يُمِيتُ

وَ هُوَ عَلىَ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ وَ إِلَيْهِ الْمَصِيـرُ

Перевод:

«Нет бога, кроме Бога Единого. Нет у Него сотоварища. Вся власть и восхваления принадлежат Ему. Он оживляет и умерщвляет. Его силы и возможности безграничны, и к Нему возвращение ».

Также после утренней и вечерней молитв желательно семь раз сказать следующее:

Транслитерация:

«Аллаахумма аджирнии минан-наар ».

اَللَّهُمَّ أَجِرْنِي مِنَ النَّارِ

Перевод:

«О Аллах, удали меня от Ада ».

После этого молящийся обращается ко Всевышнему на любом языке, прося у Него всего самого наилучшего в этом и будущем мирах для себя, близких и всех верующих.

Когда делать тасбихат

В соответствии с Сунной Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) тасбих (тасбихат) может совершаться как непосредственно после фарда, так и после ракяатов сунны, выполненных вслед за ракяатами фарда. Прямого, достоверного и однозначного повествования на этот счет нет, но достоверные хадисы, описывающие действия Пророка, подводят к такому заключению: «Если человек совершает ракяаты сунны в мечети, тогда он выполняет «тасбихат» после них; если же – дома, тогда «тасбихат» проговаривается после фардовых ракяатов».

Богословы-шафииты больший акцент делали на проговаривании «тасбихата» непосредственно после фардовых ракяатов (именно так соблюдая разделение между ракяатами фарда и сунны, упоминаемое в хадисе от Му‘авия), а ученые ханафитского мазхаба – после фардовых, если после них молящийся не собирается сразу совершать ракяаты сунны, и – после ракяатов сунны, если он совершает их непосредственно после фардовых (в желательном порядке переместившись на иное место молельного зала и, тем самым, соблюдя разделение между ракяатами фарда и сунны, упоминаемое в хадисе), чем и завершает очередную обязательную молитву .

В то же время желательно делать так, как поступает имам мечети, в которой человек совершает очередную обязательную молитву. Это будет способствовать единению и общности прихожан, а также соответствовать словам пророка Мухаммада: «Имам присутствует для того, чтобы [остальные] следовали ему» .

Ду‘а «Кунут» в утренней молитве

Исламскими богословами высказываются различные мнения относительно чтения ду‘а «Кунут» в утреннем намазе.

Богословы шафиитского мазхаба и ряд других ученых сходятся во мнении, что читать это ду‘а в утренней молитве является сунной (желательным действием).

Их основным аргументом считается приведенный в своде хадисов имама аль-Хакима хадис о том, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) после поясного поклона во втором ракяате утренней молитвы, воздев руки (как это обычно делается при чтении молитвы-ду‘а), обращался к Богу с мольбой: «Аллаахумма-хдинаа фии мэн хэдэйт, ва ‘аафинаа фии мэн ‘аафэйт, ва таваллянаа фии мэн тавалляйт…» Имам аль-Хаким, приводя этот хадис, указал на его достоверность .

Богословы же ханафитского мазхаба и ученые, разделяющие их мнение, считают, что в чтении этого ду‘а во время утренней молитвы нет необходимости. Они аргументируют свое мнение тем, что у вышеприведенного хадиса недостаточная степень достоверности: в цепочке людей, передававших его, назван ‘Абдулла ибн Са‘ид аль-Макбари, о сомнительности слов которого говорили многие ученые-мухаддисы . Также ханафиты упоминают слова Ибн Мас‘уда о том, что «Пророк читал ду‘а «Кунут» в утренней молитве только на протяжении одного месяца, после чего перестал это делать» .

Не вдаваясь в глубокие канонические подробности, замечу, что незначительные различия во мнениях по данному вопросу не являются предметом споров и разногласий в среде исламских теологов, а указывают на различие критериев, положенных авторитетными учеными в основу богословского анализа Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует). Ученые шафиитской школы в данном вопросе уделили больше внимания максимальному применению Сунны, а ханафитские теологи – степени достоверности приводимого хадиса и свидетельствам сподвижников. Оба подхода допустимы. Нам, уважающим авторитет великих ученых, необходимо придерживаться мнения богословов того мазхаба, которому мы следуем в своей ежедневной религиозной практике.

Шафииты, оговаривая желательность чтения в фарде утренней молитвы ду‘а «Кунут», выполняют это в такой последовательности .

После того как молящийся поднимется с поясного поклона во втором ракяате, то до земного поклона читается ду’а:

Транслитерация:

«Аллаахумма-хдинаа фии-мэн хэдэйт, ва ‘аафинаа фии-мэн ‘аафэйт, ва таваллянаа фии-мэн тавалляйт, ва баарикь лянаа фии-маа а‘тойт, ва кынаа шарра маа кадайт, фа иннакя такдый ва ляя юкдоо ‘аляйкь, ва иннэху ляя язиллю мэн вааляйт, ва ляя я‘иззу мэн ‘аадэйт, табаарактэ раббэнээ ва та‘аляйт, фа лякяль-хамду ‘аляя маа кадайт, настагфирукя ва натуубу иляйкь. Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидинаа мухаммад, ан-набийиль-уммий, ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи ва саллим ».

اَللَّهُمَّ اهْدِناَ فِيمَنْ هَدَيْتَ . وَ عاَفِناَ فِيمَنْ عاَفَيْتَ .

وَ تَوَلَّناَ فِيمَنْ تَوَلَّيْتَ . وَ باَرِكْ لَناَ فِيماَ أَعْطَيْتَ .

وَ قِناَ شَرَّ ماَ قَضَيْتَ . فَإِنـَّكَ تَقْضِي وَ لاَ يُقْضَى عَلَيْكَ .

وَ إِنـَّهُ لاَ يَذِلُّ مَنْ وَالَيْتَ . وَ لاَ يَعِزُّ مَنْ عاَدَيْتَ .

تَباَرَكْتَ رَبَّناَ وَ تَعاَلَيْتَ . فَلَكَ الْحَمْدُ عَلىَ ماَ قَضَيْتَ . نَسْتـَغـْفِرُكَ وَنَتـُوبُ إِلَيْكَ .

وَ صَلِّ اَللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ اَلنَّبِيِّ الأُمِّيِّ وَ عَلىَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ وَ سَلِّمْ .

Перевод:

«О Господь! Направь нас на правильный путь в числе тех, кого Ты направил. Удали нас от бед [несчастий, болезней] в числе тех, кого Ты удалил от бед [кому дал благоденствие, исцеление]. Введи нас в число тех, чьи дела управляются Тобою, чья защита в Твоем ведении. Дай нам благословение [баракят] во всем том, что даровано нам Тобою. Защити нас от зла, которое определено Тобою. Ты – Определяющий [Выносящий решение], и никто не может вынести решение против Тебя. Поистине, не будет презренным тот, кого Ты поддерживаешь. И не будет силен тот, к кому Ты враждебен. Велико благо Твое и благодеяние, Ты превыше всего того, что не соответствует Тебе. Хвала Тебе и благодарность за все то, что определяется Тобою. Просим прощения у Тебя и каемся пред Тобою. Да благослови, о Господи, и приветствуй пророка Мухаммада, род его и сподвижников ».

При чтении данной молитвы-ду‘а руки воздеты на уровень груди и обращены ладонями к небу. По прочтении ду‘а молящийся, не протирая ладонями лицо, опускается для совершения земного поклона и завершает намаз в обычном порядке .

Если утренняя молитва совершается в составе общины-джама‘ата (то есть в ней участвуют два человека и более), то имам читает ду‘а «Кунут» вслух. Стоящие за ним говорят «амин» во время каждой паузы имама до слов «фа иннакя такдый». Начиная с этих слов, стоящие за имамом не говорят «амин», а проговаривают за ним всю оставшуюся часть ду‘а про себя или произносят «ашхэд» («свидетельствую »).

Ду‘а «Кунут» читается также в намазе «Витр» и может применяться во время любого намаза в периоды несчастий и бед . Значительных разногласий относительно двух последних положений среди богословов нет.

Может ли сунна утренней молитвы

совершаться после фарда

Такого рода случай имеет место быть, когда человек, отправившийся в мечеть для совершения утренней молитвы, войдя в нее, видит, что два ракяата фарда уже выполняются. Как ему быть: сразу присоединиться ко всем, а два ракяата сунны совершить потом, или постараться успеть совершить два ракяата сунны до того, как имам и молящиеся за ним завершат фард-молитву приветствием?

Шафиитские ученые считают, что человек может присоединиться к молящимся и совершить с ними два ракяата фарда. По завершении фарда опоздавший выполняет два ракяата сунны. Запрет на совершение молитв после фарда утренней молитвы и до того, пока солнце не поднимется на высоту копья (20–40 минут), оговоренный в Сунне Пророка, они относят ко всем дополнительным молитвам, кроме тех, что имеют каноническое обоснование (молитва приветствия мечети, например, или восстанавливаемая молитва-долг) .

Богословы-ханафиты считают запрет на совершение молитв в определенные промежутки времени, оговоренные в достоверной Сунне Пророка, абсолютным . Поэтому и говорят, что припоздавший в мечеть на утреннюю молитву сначала совершает два ракяата сунны утренней молитвы, а затем уже присоединяется к совершающим фард. Если он не успеет присоединиться к молящимся до того, как имам произнесет приветствие в правую сторону, то совершает фард самостоятельно.

Оба мнения обоснованы достоверной Сунной пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Применимы в соответствии с тем, какого мазхаба придерживается молящийся.

Полуденная молитва (Зухр)

Время совершения – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что за точку отсчета принимается тень, которая была у предмета в момент нахождения солнца в зените.

Полуденный намаз состоит из 6 ракяатов сунны и 4 ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: 4 ракяата сунны, 4 ракяата фарда и 2 ракяата сунны.

4 ракяата сунны

Шаг 2. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны полуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» .

Последовательность совершения первых двух ракяатов сунны молитвы Зухр аналогична порядку выполнения двух ракяатов молитвы Фаджр в шагах 2–9.

Затем, прочитав «ташаххуд» (не произнося «салават» , как во время молитвы Фаджр), молящийся совершает третий и четвертый ракяаты, которые аналогичны первому и второму ракяатам. Между третьим и четвертым «ташаххуд» не читается, так как он проговаривается после каждых двух ракяатов.

Когда молящийся поднимается со второго земного поклона четвертого ракяата, он садится и читает «ташаххуд».

Прочитав его, не меняя своего положения, молящийся произносит «салават».

Дальнейший порядок соответствует п.п. 10–13, приведенным в описании утренней молитвы.

На этом четыре ракяата сунны заканчиваются .

Необходимо заметить, что во время совершения четырех ракяатов сунны полуденной молитвы все молитвенные формулы произносятся про себя.

4 ракяата фарда

Шаг 2. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата фарда полуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» .

Четыре ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения четырех ракяатов сунны, описанным ранее. Исключением является лишь то, что короткие суры или аяты после суры «аль-Фатиха» в третьем и четвертом ракяатах не читаются.

2 ракяата сунны

Шаг 1. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата сунны полуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как это было описано при объяснении двух ракяатов сунны утренней молитвы (Фаджр).

По завершении двух ракяатов сунны и тем самым всей полуденной молитвы (Зухр), продолжая сидеть, желательно в соответствии с Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), выполнить «тасбихат».

Послеполуденная молитва (‘Аср)

Время ее совершения начинается с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчет. Заканчивается время данной молитвы с закатом солнца .

Послеполуденный намаз состоит из четырех ракяатов фарда.

4 ракяата фарда

Шаг 1. Азан.

Шаг 3. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата фарда послеполуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Последовательность выполнения четырех ракяатов фарда молитвы ‘Аср соответствует порядку совершения четырех ракяатов фарда полуденной молитвы (Зухр).

После молитвы желательно выполнить «тасбихат», не забывая о его важности.

Вечерняя молитва (Магриб)

Время начинается сразу после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари. Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий. Поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения.

Вечерняя молитва состоит из трех ракяатов фарда и двух ракяатов сунны.

3 ракяата фарда

Шаг 1. Азан.

Шаг 2. Икамат.

Шаг 3. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить три ракяата фарда вечерней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Первые два ракяата фарда вечерней молитвы Магриб совершаются аналогично двум ракяатам фарда утренней молитвы (Фаджр) в п.п. 2–9.

Затем, прочитав «ташаххуд» (не произнося «салават»), молящийся поднимается и читает третий ракяат аналогично второму. Однако аят или короткая сура после «аль-Фатихи» в нем не читаются.

Когда молящийся поднимется со второго земного поклона третьего ракяата, он садится и снова читает «ташаххуд».

Затем, прочитав «ташаххуд», молящийся, не меняя своего положения, произносит «салават».

Дальнейший порядок выполнения молитвы соответствует порядку, описанному в п.п. 10–13 утренней молитвы.

На этом три ракяата фарда заканчиваются. Следует обратить внимание на то, что в первых двух ракяатах данной молитвы сура «аль-Фатиха» и сура, читаемая после нее, произносятся вслух .

2 ракяата сунны

Шаг 1. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата сунны вечерней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Эти два ракяата сунны читаются так же, как и другие два ракяата сунны любой ежедневной молитвы.

После молитвы-намаза в обычном порядке желательно выполнить «тасбихат», не забывая о его важности.

Завершив молитву, молящийся может обратиться ко Всевышнему на любом языке, прося у Него всего самого наилучшего в этом и в будущем мирах для себя и всех верующих.

Ночная молитва (‘Иша’)

Время ее совершения приходится на период после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы).

Ночная молитва состоит из четырех ракяатов фарда и двух ракяатов сунны.

4 ракяата фарда

Последовательность совершения не отличается от порядка выполнения четырех ракяатов фарда дневной или послеполуденной молитв. Исключение составляют намерение и чтение в первых двух ее ракяатах суры «аль-Фатиха» и короткой суры вслух, как в утренней или вечерней молитвах.

2 ракяата сунны

Ракяаты сунны совершаются в порядке, соответствующем двум ракяатам сунны в других молитвах, за исключением намерения.

По завершении ночной молитвы желательно выполнить «тасбихат».

И не забывайте о высказывании пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Кто после молитвы проговорит 33 раза «субхаанал-лаах», 33 раза «аль-хамду лил-ляях» и 33 раза «аллаху акбар», что составит число 99, равное количеству имен Господа, и после этого дополнит до ста, сказав: «Ляя иляяхэ илля ллааху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду, юхьйи ва юмииту ва хува ‘аляя кулли шайин кадиир», тому будут прощены погрешности и ошибки, даже если число их равно количеству пены морской» .

По мнению богословов-ханафитов, четыре ракяата сунны должны совершаться подряд в одной молитве. Они также считают, что все четыре ракяата являются обязательной сунной (сунна муаккяда). Шафиитские же богословы утверждают, что надо совершать по два ракяата, так как первые два относят к сунне муаккяда, а последующие два – к дополнительной сунне (сунна гайру муаккяда). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С.1081, 1083, 1057.

Чтение икамата перед ракяатами фарда любой из обязательных молитв является желательным (сунна).

В случае, когда молитва совершается коллективно, имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним людьми, а они, в свою очередь, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

Время молитвы ‘Аср можно вычислить и математическим способом, разделив временной промежуток между началом полуденной молитвы и заходом солнца на семь частей. Четыре первые из них будут временем полуденной (Зухр), а три последние – временем послеполуденной (‘Аср) молитв. Данная форма расчета приблизительна.

Чтение азана и икамата, например, в домашних условиях относится лишь к желательным действиям. Подробнее см. в отдельном материале об азане и икамате.

Богословы шафиитского мазхаба оговорили желательность (сунна) краткой формы «салавата» в данном месте молитвы: «аллаахумма салли ‘аляя мухаммад, ‘абдикя ва расууликь, ан-набий аль-уммий».

Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 900.

Если мужчина читает молитву один, то ему можно читать как вслух, так и про себя, но лучше читать вслух. Если же молящийся выполняет роль имама, то читать молитву вслух обязательно. При этом слова «бисмил-ляхи ррахмани ррахим», читаемые до суры «аль-Фатиха», у шафиитов произносятся вслух, а у ханафитов – про себя.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. имама Муслима. См., например: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 484, хадис № 1418.

Ночной намаз – это логическое завершение дня верующего, в ходе которого он молит Аллаха о принятии совершённых в течение суток благих деяний и просит помощи в предстоящих делах.

В Священном Коране во многих местах можно найти слова Всевышнего о необходимости выполнения людьми молитв в течение дня. Приведём лишь один аят, но весьма красноречивый:

Пятым по счёту обязательным намазом в течение дня является иша (на арабский манер) или ясту (как обычно говорят представители тюркских народов). Многие русскоязычные мусульмане называют эту молитву ночной.

Согласно мнению подавляющего большинства богословов всех направлений ислама, ясту-намаз можно читать с момента наступления темноты, то есть исчезновения вечернего света на горизонте, и до утра. Но в сборниках высказываний Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.), составленных прославленными хадисоведами аль-Бухари и ат-Тирмизи, можно найти информацию о предпочтительности совершения ночной молитвы либо в первой трети тёмного времени суток, либо до начала второй половины ночи.

Время совершения иша-намаза в российских городах на этот год можно посмотреть здесь

Формально ночной намаз состоит из четырёх ракагатов (ракаатов) фарда и двух – суннат. Также многие мусульмане практикуют чтение молитвы витр, которая находится в ранге ваджиб (обязательной, но отрицание её обязательности не приводит к выходу из ислама, однако составляет большой грех), сразу после двух ракагатов суннат. Кроме того, в ранге сунны, но не усиленной (муаккада), находятся 4 ракагата суннат перед фардом. Мы не будем подробно останавливаться на описании этих дополнительных ракагатов суннат и сразу приступим к фарду (пример которого вы можете посмотреть на видео).

Ракагат №1

Ният (намерение). Любое дело оценивается, помимо результативности и пользы, по намерению, которое вкладывал в него человек. Именно поэтому важно, чтобы непосредственно перед намазом верующий мысленно подготовился к поклонению своему Создателю. Скорее всего, именно с этим связано то, что нет какой-то одной формулы нията. Готовый к молитве и очистившийся при помощи омовения мусульманин должен в сердце иметь стойкое желание в данную минуту и в этом месте совершить религиозный обряд как мысленно, так и своим телом. Иначе повторение из раза в раз зазубренной формулы может поменять искреннее стремление к довольству Аллаха, по сути, бессмысленным автоматизмом.

Кыям (стояние). Во время кыяма взгляд верующего направлен в точку, которой предположительно коснётся его лоб в момент земного поклона. Правая рука поставлена на левую, обхватывая её большим пальцем и мизинцем. При этом руки расположены ниже пупка (у ханафитов), или выше пупка до груди (шафииты), или же вовсе опущены (маликиты). Ханбалиты сами решают, как именно будут держать руки в кыяме.

Суджуд (саджда или земной поклон). При переходе в положение суджуда мусульманин поначалу опускает на пол колени, а за ними уже руки и голову. Ладони должны быть поставлены на линии головы (ханафиты). Шафииты располагают их ближе к плечам. Молящемуся необходимо прикасаться к коврику для намаза или иной поверхности носом и лбом одновременно. Глаза закрывать нельзя. Ханбалиты в первую очередь опускают на пол ладони, а за ними – колени и голову.

Ракагат №2

Ракагат №3

Ракагат №4

Итак, мы разобрали пошагово порядок совершения фарда намаза ‘иша в деталях. Переходим к следующему этапу.

Порядок этой молитвы не сильно отличается от описанного выше. Однако в заключительном – третьем – ракагате есть несколько важных нюансов.

Так, вся молитва витр обычно читается про себя и отдельно (не с джамаатом), даже в мечети. Но во время Рамазана мусульмане, собравшиеся в мечети, совершают её коллективно. Если же в месяц поста верующий во время ясту-намаза остался дома, то в ходе витра он тоже проговаривает соответствующие элементы вслух.

Это лишь краткое описание намаза витр. Более подробно о порядке её совершения с позиции различных мазхабов можно узнать в специальном материале на нашем сайте.

Ещё раз напомним, что эта часть ночного намаза ’иша, не считается усиленной сунной, в отличие от описанных выше 2 ракаатов, и читается в самом начале – перед фардом.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Данная статья содержит: молитва ночная мусульман — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Намаз-тахаджжуд – это намаз-суннат, совершаемый после ночного намаза и его ратибата и после некоторого сна. Его можно совершать до наступления времени утреннего намаза. Сколько бы ни продолжался сон, намаз, совершаемый после ночного сна и до рассвета, – это тахаджжуд.

Если по праву путешественника человек перенёс ночной намаз к вечернему, то после некоторого сна он имеет право совершить тахаджжуд, даже если еще не наступило время ночного намаза.

За любой намаз, совершаемый ночью после пробуждения, будь это возмещаемый, совершаемый по обету, витру или другие намазы-суннат, мусульманин получит вознаграждение и за намаз-тахаджжуд.

Количество ракаатов для намаза-тахаджжуд не установлено. Чем больше – тем лучше. Есть учёные, которые говорят, что лучше совершать двенадцать ракаатов. Но человеку, который постоянно совершает этот намаз, лучше самому установить для себя определённое количество ракаатов. Для того, кто постоянно совершает тахаджжуд, отступление от своей традиции совершения этого намаза нежелательно.

Перед отходом ко сну мусульманину желательно (суннат) иметь твердое намерение проснуться ночью и совершить тахаджжуд. При этом даже если он не проснется ночью, Аллах вознаградит его как за совершенный тахаджжуд и сон будет для него милостью Аллаха. Так говорится в хадисе.

В хадисе, приводимом аль-Имамом аль-Бухари, Ахмадом и другими, говорится: «Если пробудившийся от сна попросит прощения грехов и прочтёт следующую молитву (ду‘а):

В Коране и хадисах многократно упоминается о пользе намаза, совершаемого ночью после пробуждения.

Если человек сам поднялся ночью на молитву, то лучше разбудить и тех, кто имел такое желание, особенно супругу (супруга), – это сунна Пророка (мир ему и благословение).

При желании мы тоже можем сделать так, чтобы эта ду‘а касалось и нас.

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди

А вы знаете, как называется ночной намаз? Всем известно, что исламское богослужение может приобретать различные формы, которые напрямую зависят от его времени совершения. Молитва также видоизменяется сообразно обстоятельствам, сопровождающим её событиям, по случаю которых совершается.

Наиболее заметно отличие намазов в числе ракаатов, которые в них входят, хотя большая часть молитв состоит из двух ракаатов. Единственное богослужение, не имеющее привычных ракаатов, называется погребальным молебном (джаназой). Его читают стоя, воздев руки к солнцу и произнося между молебнами-дуа такбир.

Итак, иша - одна из пяти ежедневных обязательных молитв. Время ночного намаза наступает сразу же после завершения молитвы магриб и заканчивается перед началом утреннего молебна фаджр. В ханафитском мазхабе ишу читают через полтора часа после свершения вечернего молебна магриб.

Завершение богослужения наступает перед началом чтения утреннего молебна. Кстати, намаз ночной имеет вспомогательные молитвы. После прочтения молебна-иша рекомендуется совершать дополнительное двухкратное богослужение и намаз-витр.

А сейчас попытаемся наиболее подробно рассмотреть намаз ночной (аль-иша) и намаз витр. Совершая ночное моление, нужно сперва произнести четыре ракаата сунны, аналогичной сунне послеполуденной молитвы. Затем совершается икамат, а после четыре ракаата фарда, похожих на фард полуденного богослужения. Далее молящийся читает два ракаата сунны, похожей на сунну утреннего намаза. Между ними разницу найти можно лишь в нийяте.

Вообще существуют специальные схемы совершения ракаатов ночной молитвы и для женщин, и для мужчин.

С чего начинать намаз ночной женщине? Как правило, сначала они выясняют, что такое намаз и зачем его нужно совершать. Вообще намаз является одним из пяти исламских столпов. Его обязан читать каждый мусульманин и мусульманка. Это богослужение очищает душу человека, зажигает сердце верующего и возвеличивает его перед Святым Аллахом. Именно через эту священную молитву выражается поклонение человека Всевышнему.

Ночной намаз для женщин является такой же обязательной молитвой, как и для мужчин. Многие мусульманки боятся читать молебен, так как они не умеют его совершать. Но такой нюанс не должен служить препятствием перед свершением верующей её обязательств перед Аллахом. Ведь если женщина отказывается от намаза, она лишается не только божественной награды, но и душевного покоя, семейного мира и возможности воспитания малышей в исламской вере.

Как делать ночной намаз женщине? Сперва она должна запомнить число необходимых намазов и знать, из какого числа ракатов они состоят. Мусульманке необходимо понимать, что каждый намаз составлен из нафль-намаза, сунна-намаза и фард-намаза. Интересно, что для мусульман выполнение фард-намазов является обязательным действием.

Что такое ракаат? Это порядок манипуляций и слов в намазе. Один ракаат состоит из единственного поясного поклона (руку) и двух саджа (земные поклоны). Для выполнения этих намазов начинающая женщина должна весьма быстро вызубрить дуа и суры, которые читаются в намазе, освоить все шаги и порядок действий.

Мусульманка должна запомнить, как верно делать гусль и вуду, выучить минимум три суры из Корана и суру Фатиха, несколько дуа.

Чтобы правильно научиться совершать намаз, женщина может обратиться за помощью к родственникам или мужу. Она может также изучить различные обучающие видеоматериалы и книги. Хороший учитель подробно расскажет очерёдность действий, в какой момент читаются суры и дуа, как правильно расположить тело во время саджа или руку.

А теперь изучим молитву тахаджуд. Это ночная молитва, которая читается в определённую часть ночи, в промежутках между молитвой ятсы (иша) и утренним намазом. Данный намаз имеет свои особенности: после ятсы нужно обязательно поспать несколько часов и лишь затем, пробудившись, исполнить эту молитву.

Данная молитва совершается так же, как и иные, по два ракаата. Зачитывать суры здесь можно как про себя, так и вслух.

Если верующий в том, что может пробудиться ночью, не уверен, он должен исполнить перед сном витр. При этом, если он всё же поднялся ночью, он может прочесть тахаджуд, но повторять витр здесь нет необходимости.

Вообще наступление Рамадана предоставляет великолепную возможность для того, чтобы замечательная сунна нашего обожаемого Наставника прочно закрепилась в жизни каждого.

Известно, что Посланник Аллаха вдохновлял умму исполнять тахаджуд. Факихи определили: тахаджуд является самым значимым из всех нафль-намазов.

Вы должны запомнить пять благ, существующих в мирской жизни:

  1. Аллах защитит от бед.
  2. След подчинения Творцу выявится на лице мусульманина.
  3. Его буду любить все люди и сердца праведных.
  4. Мудрость будет исходить с его языка.
  5. Аллах одарит его пониманием, превратит в мудреца.

Необходимо знать и четыре блага, которые в ахирате будут дарованы:

  1. Мусульманин воскреснет, и лицо его будет озарено светом.
  2. Отчёт в День Суда ему будет облегчён.
  3. Он, как блеск молнии, через мост Сират пройдёт.
  4. В Судный день будет дана ему в правую руку Книга деяний.

А как читать ночной намаз женщине? Мусульманки обязаны весьма тщательно относиться к этой молитве, особенно во время наступления и окончания менструального цикла. Для того, чтобы намаз не превратился в долг, в первую очередь нужно знать время исполнения всех богослужений. Сегодня у каждого есть возможность приобрести часы и расписание молитв (рузнама).

Вообще начало намазов можно определять по азану. Завершение времени молитвы можно выяснить таким образом: начало времени обеденной молитвы до наступления момента послеобеденного молебна - это время обеденного богослужения, до вечернего азана - время молебна, совершаемого после обеда. С наступлением поры вечерней мольбы до ночной - это время вечернего богослужения. После ночного намаза наступает ночное время, которое заканчивается на рассвете. А с рассвета до восхода солнца - время утренней молитвы.

Итак, если время обеденной мольбы наступает в 12 часов, а послеобеденной в 15 часов, то сроком обеденного намаза называют три часа. Известно, что если изменяется долгота дня и ночи, меняется и время намазов, на что указывает рузнама.

После того, как женщина изучила и узнала время намазов, она должна проследить за началом и завершением своего менструального цикла.

Итак, как читать женщине ночной намаз, да и все остальные в начале цикла? Предположим, время обеденного богослужения начинается в 12 часов. Если у мусульманки после этого момента через пять минут (фактически в момент начала времени молитвы) начнутся месячные, то после того как очистится, она обязана возместить этот намаз.

Многие уже поняли, как совершить ночной намаз, иные виды молитв. Но нельзя делать вывод, что если мусульманка не совершила молитву сразу, как только пришло время, это будет считаться грехом. Женщина, так же как и мужчина, вправе немного отложить момент совершения намаза. Однако если она имела возможность прочесть молитву в то короткое время и не прочла её, после очищения должна возместить долг.

Появляется вопрос: как женщина определяет прекращение менструации? Она должна быть весьма внимательной в те дни, когда завершается её цикл. Очистившись, она должна моментально искупаться и исполнить намаз, пока не истёк срок.

Если же верующая, имея возможность, не поторопилась совершить намаз, то она согрешит так же, как если пропустит фарз. Нельзя стесняться выполнять полное омовение. При любом удобном случае необходимо искупаться и прочесть намаз. Для достижения данной цели можно и небольшой холод перетерпеть, дабы вовремя исполнить фарз.

Возможно, с помощью данной статьи читатели смогут разобраться в правилах совершения ночного намаза.

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного. Второй столп великого ислама является выполнением пятикратного намаза. Из слов Пророка (мир ему) становится понятным, насколько важна молитва для верующего, он также указал на достоинства намаза и как он влияет на жизнь мусульманина. На это указывают и слова самого Аллаха Всевышнего в Коране. Соблюдение пятикратного намаза - это обязанность мусульманина, а оставление является неверием, согласно достоверному хадису, который привели в своих книгах имам Ахмад, Тирмизи и Абу Дауд и другие. И это мнение Ахли Сунна по данному вопросу.

Кроме обязательных молитв, в исламе есть и дополнительные намазы, за которые обещана великая награда от Господа миров. Оставление таких молитв не считается большим грехом, но это порицаемое дело в религии. Чтобы знать, какие вообще есть дополнительные намазы, виды и их время, нужно взглянуть на сунну Посланника Аллаха (мир ему). В ней все предельно ясно и четко объясняется.

Ратибат намазы

Первый вид дополнительных молитв, который заслуживает особого внимания, - это ратибаты. Об их достоинствах Пророк (мир ему) в своем достоверном хадисе сказал, что их выстраивание станет причиной строительства дома в раю. Насчитывается 12 ракаатов в течение дня ратибат намазов. Особой сунной является читать до утренней обязательной молитвы два ракаата добровольно. Молитва читается в укороченном виде, и на нее не нужно очень много времени. Посланник Аллаха (мир ему) сказал, что эта молитва лучше этого мира и всего, что в нем находится. Поэтому не стоит ею пренебрегать.

Дальше идут 4 ракаата до обеденной молитвы и два после. По примеру Пророка (мир ему) видно, что во время прочтения этих ратибатов нужно в каждом ракаате после Фатиха читать любую другую суру. Также эти дополнительные намазы включают в себя выстраивание после закатной и вечерней молитв. Читаются они по 2 ракаата, в общем получится 12. Чтобы следование за Пророком было полноценным, нужно стараться выстаивать эти молитвы. Согласно хадисам от Посланника Аллаха, эти дополнительные намазы по сунне читаются дома, чтобы Господь Миров дал долю блага в дом верующего.

Ночная молитва тахаджут

Почти год тахаджут - молитва для Пророка (мир ему) и его сподвижников - была обязательной. Затем по своей милости Аллах ниспосылает суру, в которой делает ночной дополнительный намаз добровольным. Однако все равно Посланник Аллаха (мир ему) сам был постоянен в его выстраивании и побуждал к этому своих сподвижников. Есть достоверный хадис, где Пророк (мир ему) сообщает о нисхождении Милостивого Аллаха к ближнему небу. Это происходит в последнюю треть ночи, и в это время принимаются все мольбы верующих.

Дополнительный нужно читать по 2 ракаата и вслух, но не очень громким голосом. Пророк (мир ему) любил долгое выстаивание, практически пока не начинало светать. Читал длинные суры, тщательно выговаривая все звуки и делая паузы. Он говорил, что после пяти обязательных молитв по награде идет тахаджут. Праведные предшественники любили проводить ночи в намазе, ведь у них было совсем другое понимание религии. Они понимали истинную ценность этой молитвы.

Витр намаз

Витр - это то, чем завершался ночной дополнительный намаз. Название такое по причине нечетности ракаатов, их может быть от 1 до 11. Посланник Аллаха говорил, что читать витр - это обязанность, а кто оставляет его, тот не из его общины. Вот насколько он был требовательным к его совершению. Нужно добавить в этот дополнительный намаз ду’а кунут. Однако есть несколько мнений по поводу того, когда его нужно добавлять. Ханафиты каждый день читают кунут в витре, шафииты же во второй половине рамадана.

Отличием этой молитвы является то, что в ней есть особая последовательность. Тут есть дополнительные суры в намазе, на которые указывает сунна Пророка (мир ему). Так, в первом ракаате после Фатихи читается «аль-А‘ля», а во втором и третьем «аль-Кяфирун» и «аль-Ихляс». Хотя прочтение других частей Корана тоже разрешается.

Пророк строго запретил ложиться спать, не прочитав витр намаз. Сам он просыпался для ночной молитвы и заканчивал свой намаз одним ракаатом молитвы витр. Мусульманин, поступающий подобным образом, будет получать много блага за свое следование за Посланником Аллаха (мир ему).

Намаз духа

Этот вид намаза читается после того, как солнце уже поднялось и до того момента, когда оно будет в зените. Духа - это молитва в то время, когда человек наиболее погружен в мирские дела. Поминание Аллаха в такое время является очень поощряемым благодеянием, и награда за это велика. В некоторых преданиях от Пророка (мир ему) передается, что Аллах простит того человека, который прочитал молитву духа, даже если грехов, как пены в море. А в другом хадисе говорится о том, что в раю есть ворота Духа-намаз, и через них будут входить в рай те, кто был постоянен в нем.

Строгих указаний на число ракаатов нет, ведь это добровольная молитва. Однако передается, что Посланник Аллаха совершал 2, 4, а иногда 8 ракаатов. Каждый выбирает, сколько он хочет и может прочитать, ведь награду получит он сам. Выполнение этого намаза становится поводом довольства Аллаха, быть может, по причине именно духа раб войдет в рай.

Пророк (мир ему) сообщил, что тот, кто прочитает утреннюю молитву с коллективом, а затем останется в мечети, поминая Аллаха, и так пока солнце не будет высоко, потом прочитает намаз духа, тот получит награду, как за полноценные умру и хадж. И это великая возможность для мусульман!

Молитва таравих в священный месяц рамадан

Священный месяц рамадан - это особое время для мусульман. В этот период нужно особенно усердно отстраняться от грехов и стремиться совершить как можно больше благодеяний. Дополнительные намазы в исламе в рамадане занимают особое место, ведь награда за них увеличивается. Однако есть молитва, которую можно застать только в этом месяце. Это таравих намаз. Данная молитва читается каждый день после и до появления первых признаков зари.

Тому, кто будет читать таравих намаз, надеясь на награду Аллаха, тому будут прощены прошлые грехи. Это примерный перевод хадиса от Пророка (мир ему). Это очень важная сунна как для мужчин, так и для женщин. Ее лучше читать с коллективом в мечети, но и дома тоже можно. Что касается числа ракаатов таравих намаза, то во времена Умара было установлено 20 ракаатов. Однако есть предания и об 11 ракатах, тут все зависит от желания людей, сколько они хотят благодеяний. Но при этом не стоит входить в крайности.

Во время намаза таравих желательно прочитать весь Коран за месяц священного рамадана. Истинно верующий получает огромное удовольствие от этой молитвы. Она также выступает фактором единения общины, ведь значение коллективного намаза невозможно переоценить.

Дополнительная молитва после омовения (тахиятуль вуду)

Совершив, как положено, омовение и прочитав специальное дуа в конце, человек становится ритуально очищенным. В этом состоянии можно обратиться к Господу Миров с любой мольбой. Однако в сунне Пророка (мир ему) есть слова о достоинстве намаза после омовения или тахиятуль вуду.

Посланник Аллаха (мир ему) как-то встретил одного из своих сподвижников, который был постоянен в совершении тахиятуль вуду. В хадисе передается, что Пророк (мир ему) спросил его о деянии, которое приближает сподвижника к раю. Передается, что были слышны шаги его в раю. Тогда сподвижник ответил, что всегда совершает два ракаата намаза после каждого ритуального омовения. Это предание отображает великое достоинство этой молитвы, и как это деяние любимо Аллаху.

Молитва приветствие мечети (тахиятуль масжид)

У каждого на свете есть свое право, и это касается и домов Аллаха. Исходя из того, как называется дополнительный намаз тахиятуль масжид, можно понять, что он напрямую связан с мечетью. Переводится он как "молитва приветствия мечети". Есть прямой приказ Посланника Аллаха, войдя в мечеть сразу не садиться, а совершить два ракаата намаза.

Есть много версий того, делается ли этот намаз всегда, или же есть время, когда его не нужно совершать. Сравнив все доводы, можно увидеть, что самым правильным мнением является первое. Пророк даже на своей пятничной проповеди остановился и заставил прочитать тахиятуль масжид одного из своих сподвижников. Настолько важным является этот намаз. Ведь пятничная проповедь занимает особое положение в исламе, и слушать ее должен каждый мусульманин. Это один из самых мощных доводов в пользу данного мнения.

Прошение помощи в делах через молитву истихора

Знания человека ограничены, и он часто не знает, как поступить в определенной ситуации. Однако Аллах всеведущ, и Он обладает бескрайними знаниями. Поэтому во всех делах, где есть сомнение, нужно просить помощи у самого Владыки Миров. В сунне Пророка (мир ему) есть такой замечательный намаз, как истихора. Эта молитва является обращением за помощью к Аллаху.

Истихора состоит из двух ракаатов, после которых нужно прочитать специальную мольбу. Содержанием этой мольбы являются восхваление Аллаха Всевышнего и озвучивание проблемы, которая заботит верующего. В мольбе мусульманин просит своего Господа о помощи в выборе и уповает на Него в этом вопросе. Такое отношение к делу позволяет снять напряжение. А далее следует помощь от Аллаха в виде лучшего варианта.

Прочитав намаз истихора, нужно посоветоваться с обладателями знания и поступать в соответствии со знаниями. Аллах обязательно найдет способ помочь своему искреннему рабу. Ведь есть обещание Всевышнего Господа в коране, а это уже много стоит.

Молитва при затмении

По сунне есть дополнительные намазы на многие случаи жизни. В случае солнечных и лунных затмений Пророк (мир ему) читал добровольный намаз, а его пример - это лучшее руководство для верующего.

Совершать нужно этот намаз без азана и икомата, он чем-то похож на Отличием является, что не читается проповедь. Согласно намаз затмения читается как обычные два ракаата. А мнение шафиитских ученых - это совершение дополнительных земных поклонов, которые совершаются после прочтения суры «Аль-Фатиха». Читается Коран про себя при солнечном затмении, а при лунном - вслух. Можно читать как с джамаатом, так и индивидуально.

Данная сунна в наше время не очень распространена, но за ее оживление можно получить богатую награду. Ведь согласно хадису, тому, кто оживит сунну, запишется благодеяние ста шахидов.

Молитва тасабих

Еще одним намазом из числа дополнительных молитв является тасабих. Этой молитве Пророк (мир ему) научил своего дядю Аббаса и обрадовал верующих благоприятной новостью. Он сообщил, что будут прощены все прегрешения, если мусульманин совершит хотя бы один раз тасабих намаз.

В этой молитве произносятся следующие слова «Субханаллахи валь-хамдулилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар». Их нужно повторять по семьдесят пять раз, в каждом ракаате намаза. Сама молитва-тасбих читается в четыре ракаата. Главным отличием от других четырехракаатных намазов является только данная формула тасбиха, которая произностится практически во всех положениях.

Делается намерение на совершение добровольной молитвы в четыре ракаата. Потом нужно произнести такбир и прочитать дуа истигфар, после этого 15 раз нужно произнести вышеупомянутую формулу тасбиха. Далее читают суру аль-Фатиха и любую другую суру и пятнадцать раз произносят тасбих. После совершают поясной поклон, и в этом положении тасбих произносится десять раз. Затем выпрямляются из поясного поклона и снова десять раз произносят эту формулу тасбиха. Совершается земной поклон и десять раз произносится тасбих. Между земными поклонами и во время второго также произносят эту формулу по десять раз. В итоге один ракаат содержит семьдесят пять произношений тасбиха. Последующие ракааты читаются подобным образом. За всю молитву формула тасбиха повторяется триста раз.

Эта молитва может совершаться как с коллективом, так и в одиночку. Но имея в виду, что это добровольная молитва, лучше будет совершить ее одному. Вообще, добровольные молитвы предпочтительно делать не на людях, чтобы исключить элемент показухи.

Мы рассмотрели дополнительные намазы и их описание, теперь становится понятным, что милость Аллаха велика по отношению к людям. Каждый вид молитвы, указанный в сунне Пророка (мир ему), является величайшим богатством мусульманина. В зависимости от того, как называется дополнительный намаз и когда он совершается, нужно совершать его в соответствии с сунной. Если все условия соблюдены, человек может приближаться к Аллаху и получать за это огромную награду, величину которой знает только Всевышний. Известно одно: воздаянием за благодеяния будет рай. Для верующего что может быть лучше, чем прибывать в обители наслаждений и знать, что Аллах доволен тобой? Ведь добровольный намаз - лучший способ для довольства Всевышнего. По этой причине можно отдалиться от огня ада и войти в райские сады. Это успех, после которого нет успеха!