Ассоцианизм, ассоциативная психология. Развитие ассоциативной психологии в XIX в.

Ассоцианизм, ассоциативная психология - общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому объяснению психических феноменов. В развитии А. можно выделить след. этапы.

  1. Предпосылки возникновения А.: выделение ассоциации как объяснительного принципа (О. п.) для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н.э. - нач. XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель . Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей «движения мысли» (Б. Спиноза), возникновения предрассудков и «ложных идей» (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). У Д. Юма ассоциация становится О. п. всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и сам термин «ассоциация» (Локк).
  2. «Классический А.» (середина XVIII - нач. XIX в.). В этот период возникают законченные системы А., в которых ассоциация выступает О. п. психики вообще (Д. Гартли , Т. Браун, Джеймс Милль). Назвав свою ассоциативную концепцию «ментальной механикой», Милль тем самым подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений).
  3. Середина XIX - нач. XX в. Нач. кризиса А. в теории и разработка отдельных идей А. в экспериментальных и практических исследованиях. В теории закрепляется положение о невозможности свести «законы духа» к механическим законам и выдвигается требование «обратного» введения в концепцию А. активности субъекта, Я («ментальная химия» Джона Стюарта Милля, «творческие ассоциации» А. Бэна); предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер). В экспериментальных исследованиях и практике идеи А. используются для объяснения законов памяти (Г. Эббингауз), в диагностике патологических изменений психики (Э. Крепелин, Э. Блейлер), в исследованиях мотивации (З. Фрейд), в практике судебной экспертизы (Ассоциативный эксперимент) и др.
  4. 1900-1920-е гг. Окончательное исчезновение А. как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики. Общепризнанной становится мысль о том, что «ассоциация - это вообще не столько «механизм», сколько явление, - конечно, фундаментальное, - которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов» (С.Л. Рубинштейн). Критический анализ основных идей А. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Визуальная информация, оставляющая затылок, делит на два потока обработки, из которых дорзальный, связанный с теменной долей, имеет дело с расположением объектов в пространстве. Абдоминальный поток через височную долю отвечает за идентификацию объектов. Вид визуального стрикта расположен на нижней поверхности височной доли макаки и называется нижней височной долей. Затем эти тела были сведены к более простой и более абстрактной форме, и, наконец, объект, в котором эти нейроны перестали быть активными, был получен.

Последний объект, с восприятием, который все еще был записан, был взят из изображения яблока, заполненного небольшими линиями. Для характера сидящего кота, набросанного на использование рас, такой стимул оказался двумя кругами, заполненными регулярными лучами, верхняя часть которых содержала параллельную и нижнюю - перпендикулярные лучи. Ученые назвали эту функцию критичной особенностью. Считается, что одиночные нейроны не кодируют отдельные конкретные объекты, но лица являются либо исключительными, либо просто составляющими созвездие элементарных форм, которые являются критическими.

Ассоцианизм - одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII веке эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII веке принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой - Д. Гартли создал систему материалистического А. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утвердилось воззрение , согласно которому:

Повреждение брюшной коры при временном и затылочном временном контакте человека может привести к трудностям в распознавании лиц известных людей. Такой человек хорошо знает, что видит свое лицо, но не может распознать лицо своего коллеги, врача или даже свое отражение в зеркале. В этом беспорядке также может быть более общий дефицит в распознавании объектов в данной категории. Описаны случаи, когда орнитолог с пропризнанием распознает птиц, а фермер потерял способность разделить своих кошек. Исследования нейровизуализации выявляют специфическую область распознавания лица в пределах изгиба шпинделя.

  1. чувства

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Ассоцианизм (лат. associatio - соединение) - общий принцип, разработанный в первую очередь в работах философа и работорговца Д. Локка и утверждающий, что высшие психические или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых элементов. Следует отметить, что этот принцип определённо содержит возможность упрощения или редукционизма, особенно в том, что касается психической деятельности и личности человека.

Урон временным лепесткам, особенно на медиальном временном и затылочном стыке височной коры, может привести к затруднению визуального распознавания объектов любой категории даже при отсутствии дефектов в поле зрения. Зигмунд Фрейд, однако, оставил свою научную карьеру для психоанализа.

Кроме того, когда испытуемые имеют разные категории стимулов, раскрываются различные варианты активации мозга. Кроме того, здесь точно представлены точные анализы, в которых обнаружено место повреждения головного мозга у пациентов, которые имеют множество трудностей при именовании различных форм объектов. Часто изменения включают только левую височную долю. Первоначальный фаллический, иногда также называемый смысловой деменцией, является постепенным ухудшением способности называть людей, места и объекты сохраненной эпизодической памятью.

Психическое, как утверждают многие исследователи, не может быть сведено к комбинации нейрофизиологических процессов, рефлексов или поведенческих реакций, как в этом были убеждены или продолжают придерживаться такой позиции даже выдающиеся учёные в области физиологии и поведения человека. Д. Локку противостоял Ж.Ж. Руссо со своей концепцией развития, утверждающей приоритет свойственных человеку внутренних тенденций развития.

Это может привести, например, к ситуации, когда пациент будет называть изображение каждого животного как «кошку». Этот образ может включать в себя другие языковые трудности, связанные с грамматической структурой и пониманием, а на более поздних стадиях заболевания могут быть нарушения другого характера. Тем не менее, симптомом является трудность в поиске слов и названии объектов. Временная структура височной доли связана с накоплением новой информации. Поскольку считается, что серьезное повреждение головного мозга, вероятно, не приведет к потере ранее забытого содержимого, если мы не испытываем обширное дегенерацию всего мозга, как это имеет место на более поздних стадиях болезни Альцгеймера, Механизм, который создает новые воспоминания и знания.

Психологический словарь. И. Кондаков

Ассоциативная психология

  • Словообразование - происходит от лат. associatio - соединение и греч. psyche - душа logos - учение.
  • Авторы - ведет свое начало с Т.Гоббса, Д.Юма, Дж.С.Милля.
  • Категория - ряд психологических направлений.
  • Специфика - была ориентирована на строго причинный анализ психики. Единицей анализа психики была признана ассоциация, как связь между двумя или более психическими образованиями. Сложные психические процессы трактовались как результат соединение простых элементов (ощущений, представлений). Существенные результаты были достигнуты прежде всего в области психологии обучения. В своем развитии прошла ряд этапов:
    - выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.
    - классический этап, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.
    - экспериментальный и практический этап, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.
  • Литература - Ивановский В.Н. Ассоциационизм психологический и гносеологический. Казань, 1909

Оксфордский толковый словарь по психологии

Поскольку операция перестала запоминать новую информацию, но и потеряла часть информации, полученной ранее, за два года до операции. То, что он испытал и узнал раньше, он уже прекрасно помнил. Исходя из этого и исходя из результатов исследований на животных, предполагается, что процесс консолидации памяти и, следовательно, «сохранение» информации в константе в мозге требует времени. Животные, которые чему-то научились, в результате повреждения гиппокампа потеряли память об этой реакции. Однако, когда гиппокамп поврежден через некоторое время после окончания тренировки, он не влияет на память, полученную в ходе тренировочной реакции.

Ассоцианизм - понятие, которым обычно обозначаются философское или психологическое учение, утверждающее, что высшие мыслительные или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых мыслительных или поведенческих элементов. Ассоцианизм скорее не какая-то определенная научная школа, а в большей степени – общий принцип, который служит основой для развития ряда конкретных теорий. Истоки его обнаруживаются еще в гносеологии Аристотеля, который в своем сочинении о памяти выделил три "соотношения" элементов, ведущих к образованию ассоциаций: сходство, контраст и смежность.

Гиппокамп - это структура, очень чувствительная к гипоксии. Нейровизуализация в процессах памяти показывает, что временные временные структуры могут иметь различную активацию из-за процесса памяти или типа информации. В любом случае гиппокамп на крысе, по-видимому, связан с пространственной памятью, а лабиринт не связан с визуальным распознаванием, как в случае коры коры. Лобовая доля - самая большая часть человеческого мозга. Средняя часть фронтальной области центрирована вперед, а передняя часть хребта - передняя часть хребта.

Абдоминальная лобная поверхность лобной доли называется кортикостероидом. Не каждая часть тела требует высокой степени точности, поэтому ни один нейрон не может поддерживать только одну мышечную клетку. Наиболее серьезными и наиболее заметными являются недостатки в перемещении лошадей.

Ассоцианизм в действительности имеет две исторически важные линии: философскую м научную, Философская лучше всего представлена английскими эмпиристами (Локк , Беркли , Юм, Джон Милль и Джеймс Милль и т.д.). С их сильным антинативи-стским уклоном они нуждались в мощных принципах, которыми можно былс бы объяснять сложную умственную жизнь, обращаясь только к опыту. Гоббс был первым, кто предположил, что Аристотелевские "соотношения" могут служить ассоцианистской моделью человеческого познания. Ассоцианистс-кий подход претерпел множество вариаций и дискуссий, проводившихся разными поколениями представителей эмпиризма, и достиг высшего уровня развития в работах Хартли и отца и сына Милль. Научный подход начался с первого экспериментального исследования памяти, проводившегося Эббинга-узом в 1885г. Обращение к экспериментальным данным для того, чтобы подтвердить доктрину ассоцианизма, продолжалось в исследованиях условных рефлексов Павлова и работах Торндайка, посвященных "коннективизму" и, наконец, было положено в основу созданного Уотсоном бихевиоризма. Это направление отличалось от более раннего философского подхода по нескольким позициям.

Поэтому короткое замыкание руки и ноги считается наиболее характерным симптомом повреждения головного мозга. Моторная кора очень пластичная. Благодаря нейровизуализации вы можете видеть, что ручное обучение изменяет ее соматотопное представление различных частей тела. На этот раз, направление обработки восстанавливается. Задняя часть этой области интенсивно связана с амигдалом, подгруппой эмоций. Скаты коры представляют собой структуры, состоящие из более старой эволюционной формы коры, первоначально связанной с конечностями и конечностями.

  • Во-первых, примитивными элементами, соотношение которых рассматривалось, стали не "идеи" или "ощущения" как раньше, но операционально определяемые стимулы и реакции.
  • Во-вторых, если раньше в центре внимания был рационалистический анализ уже сформированных ассоциаций – вид интроспекционизма, то позже внимание было сосредоточено на том, как формируются ассоциации.

Таким образом, научение стало одной из наиболее интенсивно исследуемых областей в психологии. Третье различие касается данных, которыми оперировали ученые. Если раньше это были явления сознания, доступные в основном через интроспекцию, то потом ученые обратились к объективно измеряемым поведенческим актам. В то время как не было никакой школы, которая когда-либо носила бы название ассоцианизм", этот принцип оказался одним из наиболее стойких теоретических механизмов. Основные положения ассоцианизма в последние годы были возрождены в когнитивистике и обозначались термином коннек-ционизм (2).

Недавние исследования показывают, что орбитальная область является мультимодальной. Информация о ненависти получает более среднюю часть орбитальной коры, а боковая сторона получает информацию о вкусе. Электрофизиологические исследования показывают, что разные регионы представляют разные вкусы, такие как сладкий, сочный, горький, кислый и, что интересно, отдельное представление также имеет вкус воды. Информация о вкусе имеет эмоциональную ценность и является подкреплением сама по себе, что может объяснить важность этого района в обучении отношениям, которые вознаграждают и не вознаграждают.

предметная область термина

Афизиологический ассоцианизм - один из вариантов ассоцианизма, отъединивший ассоциацию от ее телесного субстрата и представивший ее в виде имманентного принципа сознания. Представлен в работах ряда психологов и философов (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль):

Повреждение коры коры у животных будет терпеть способность связывать такие стимулы. Такие животные, например, все еще реагируют на раздражители, которые давно перестали быть вознаграждены, тогда как обычно такие реакции быстро гасят. Информация о других способах - прикосновение, слух и зрение - также доступна по соседству. Электрофизиологические исследования показывают, что определенная активность нейронов возникает из-за наличия награды в поле зрения, другие стреляют, когда ожидаемое вознаграждение не появляется.

Интересно, что существуют также лицевые реактивные нейроны, как в височной коре. Стреляет позже, чем временные нейроны, у них также есть разные ответы на разные лица, предполагая, что они различают, какое лицо воспринимается. Гораздо труднее их стимулировать, они реагируют только на очень реалистичные стимулы. Некоторые из них, похоже, кодируют выражения лица.

  1. психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов - ощущений, простейших чувствований;
  2. элементы - первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) - вторичны и возникают посредством ассоциаций;
  3. условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;
  4. закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

XIX век является веком триумфа ассоцианизма. Закон ассоциаций рассматривался как основное явление душевной жизни. В ассоцианизме видели теорию, которую можно применить к вопросам политики, морали, воспитания.

Считается, что их цель состоит в том, чтобы дифференцировать и обнаруживать улучшение выраженности лица, что важно для социальных взаимодействий. Селективный ущерб орбитальной коре у людей вызывает нарушения, определяемые как увлажнение эмоционального контроля. Такие люди создают впечатление, как будто их личность претерпевает кардинальные изменения. При таких повреждениях также возникает значительная трудность при выполнении задания, где правильная реализация основана на обратной связи о правильности выполнения каждого теста.

Согласно этой концепции, больные люди не могут понять связь между стимулами, их реакциями и обратной связью, что усиливает правильные реакции. Повреждение центральной зоны может привести к отмене движения, когда больной может иметь очень ограниченную способность инициировать свою собственную двигательную, интеллектуальную и речевую деятельность и в тяжелых формах принимает почти полную неподвижность и безделье, Также апатия. Психофизиологические исследования потенциальных потенциалов выявляют специфическую картину электрической реакции мозга, как только человек осознает, что у него или ее проблемы.

Возникнув в Англии, ассоциативная психология в XIX в. развивалась выдающимися философами и учеными: Томасом Брауном, Джемсом Миллем, Джоном Стюартом Миллем, Александром Бэном, Гербертом Спенсером. Важной особенностью ассоцианизма XIX в. явилось его соединение с философией позитивизма: Дж.Ст. Милль и Г. Спенсер были вместе с О. Контом основоположниками позитивизма. Слияние ассоцианизма с философской доктриной позитивизма не случайно, ее элементы были уже у Локка и Гартли. На развитие ассоциативной психологии большое влияние оказали успехи в области естествознания, особенно открытия в области химии (первое десятилетие XIX в.), а также в физике и позже в биологии.

Исследования нежелательных процессов торможения и выводы, сделанные из наблюдения за последствиями структурного повреждения, свидетельствуют о том, что фронт края играет роль в мониторинге текущей активности, ингибировании дезадаптации и инициировании Правильные реакции. Передняя кора обода, по-видимому, получает исполнительные сигналы, разработанные в других местах, и переключается на соответствующие двигательные системы, где разные части кольца обода будут связаны с отдельными модальностями - визуальными, двигательными, вербальными и т.д. это называется исполнительным вниманием.

В развитии ассоцианизма в XIX в. различаются три этапа. Своего наивысшего расцвета ассоцианизм достигает у Т. Брауна и Дж. Ст. Милля. В их трудах он приобретает законченную классическую форму. В последующем у Дж. Ст. Милля ассоцианизм вступает в новый этап своего развития, который характеризуется пересмотром основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии и началом кризиса этой системы. У А. Бэна в его аналитическом описании душевных явлений продолжается начавшееся еще у Дж.Ст. Милля отступление от классического ассоцианизма по ряду проблем. В конце XIX в. в ассоциативную теорию входит эксперимент. Экспериментальное исследование ассоциаций начал ученик Вундта М. Траутшольдт (1883). Крупнейшими представителями ассоцианизма этого периода являются Г. Эббингауз, Г.Э. Мюллер, Т. Циген.

С другой стороны, дорсально-лобная кора более ответственна за сложные познавательные и интеллектуальные функции. Повреждение боковой поверхности лобной коры может привести к серьезным аномалиям при имплантации и движении даже самых простых повторяющихся последовательностей. Существует также дезорганизация производительности с течением времени, общий недостаток планирования и выполнения поставленных задач, а также сокращение способности мыслить абстрактно и абстрактно. Нейровизуализация мембранной и ретентивной активности у здоровых людей указывает на то, что пременопаузальная кора играет важную роль в этих процессах.

В результате уточнений и дополнений, которые вносились все это время, происходит, по существу, отказ от многих принципиальных положений строгого ассоцианизма. Ассоцианизм вступает в период своего кризиса.

Рассмотрим подробнее содержание каждого этапа в развитии ассоциативной психологии XIX в.

Томас Браун (1778- 1820) в «Лекциях по философии человеческого духа» (1820) продвинул доктрину ассоциаций: вывел вторичные законы ассоциаций, т. е. учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других.

Он предполагает, что он организует стратегии памяти, которые позволяют группировать информацию во временном, пространственном и ситуационном контексте и обеспечивает активный поиск памяти в разумных целях. Нейровизуализация рабочей памяти находит компонент оперативной памяти в боковой коре, т.е. активно манипулирует процессами, которые в настоящее время хранятся в короткоживущей памяти.

Лицевидная лицевая поверхность поддерживает восприятие лица, а не внутри идентификации внутри категории. Короткие броски. Функции орбитофронтальной коры. Механизмы распознавания визуальных объектов изучены у обезьян. Глазные поля в лобных долях приматов.

  • Пространственное представление для действия в теменной коре.
  • Распределенная иерархическая обработка в коре головного мозга приматов.
Не забудьте интуитивно определить как своего рода процесс ввода и вывода компьютера без этапа интерпретации. Но такая интуитивная модель не близка к истине.

К числу таких факторов он относил силу исходного ощущения, его новизну, близость, природные способности индивида, состояния его здоровья и др.

Браун предпринял анализ мышления как процесса решения задач, основанных на течении ассоциаций: задача вызывает беспорядочные ассоциации, одна из которых соответствует решению. Браун развил учение об ощущениях, в частности, выделил из осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство и указал на его значение для формирования чувства уверенности в существовании предметов внешнего мира.

В условиях, когда усилились нападки на материализм, Браун отрывает душевные явления от их материальной основы, от мозга (только ощущения рассматриваются им в их отношении к мозгу и к окружающему миру, это составляет предмет физиологического учения о духе) и ставит своей задачей исследование их как подчиненных собственным, чисто внутренним законам, которые открываются только в самонаблюдении (составляют предмет исследования философии духа). Материализм Гартли, как считает Браун, не в силах объяснить наиболее характерные для умственной жизни связи идей - по сходству, по контрасту и др. Браун избегает употребления самого термина «ассоциация», сохраняя его для объяснения лишь простейших связей между наличным ощущением и предшествующими обстоятельствами (например, вид человека вызывает в памяти его имя и т. п.). По отношению к ассоциациям Браун признает, что основания для них лежат в мозгу. Все остальные связи представляют собой операции духа и называются относительными внушениями (relative suggestions). Соответственно ассоциации называются еще простыми внушениями (simple suggestions). Так, терминологически закрепляется предпринимаемое для очищения учения об ассоциациях от материализма разделение всех душевных операций на ассоциации (или простые внушения) и относительные внушения. Единственным методом исследования духа, по Брауну, является самонаблюдение. В связи с его защитой ученый развивает идеи виртуального анализа в психологии. «Как в химии... качества отдельных ингредиентов сложного тела не узнаются нами в... качествах самого сложного тела, так и в своеобразной химии духа сложное чувство, происходящее от первичных чувств через ассоциацию, на первый взгляд, имеет мало сходства с составными его частями как существующими первоначально в элементарном состоянии, так что требуется... напряженная сосредоточенность мысли, чтобы разложить и разделить на части совокупность, которая могла составиться раньше в продолжении нескольких лет... Что делает химик по отношению к материи, то же самое делает интеллектуальный аналитик по отношению к духу...». В отличие от анализа в других науках, которые имеют дело с веществом, анализ в отношении духа не может дать реального расчленения психических явлений.

Анализ в науке о духе основан на чувстве взаимного отношения одного состояния духа к другим его состояниям; когда эта кажущаяся сложность чувствуется, то для нашего анализа это то же самое, как если бы она была не относительной и виртуальной. Так Браун защищает самонаблюдение как метод ассоциативной психологии.

Идеализм сочетается у Брауна с механицизмом в объяснении душевных явлений и проявляется в том, что всякое сложное психическое явление он сводит к сумме составляющих его более простых. Наглядно это проявляется в объяснении сравнения и потребностей. Относительные внушения, которыми объясняются все операции ума, протекают как деятельность сравнения. В сравнении выделяются следующие компоненты: 1) две или более идеи как объекты сравнения; 2) чувство отношения между ними, например, сходство; 3) чувство произвольности, т. е. наличие намерения, желание найти это отношение. Поскольку сравнение может осуществляться и непроизвольно, автоматически, делается вывод, что сравнение есть только ассоциация или внушение, по терминологии Брауна, а активный характер этого процесса с психологической точки зрения - иллюзия. Познавательную деятельность Браун трактует механистически.

Подобным же образом он анализирует и потребности, которые называет аппетитами. Браун включает потребность в область чувственных процессов (feelings) наряду с ощущениями и чувствами удовольствия и неудовольствия (при этом имеются в виду лишь телесные, биологические потребности - в сне, отдыхе, упражнении, в пище и т. п.). Браун признает их жизненно важное значение для организма. Потребность он разделяет на два рода чувствований (feelings): ощущение неудовольствия, вызываемое состоянием тела (при голоде, жажде и т. п.), и непосредственно связанное с этим ощущением желание того, что устраняет это неудовольствие, называемое проспективной, т. е. направленной на будущее, эмоцией, и ассоциацию между ними. Таким расчленением уничтожается специфика потребностей как особых психических состояний: потребность сводится к ассоциации между двумя чувствованиями.

Джеймс Милль (1773- 1836), прежде всего историк и экономист, в 1829 г. опубликовал книгу «Анализ явлений человеческого духа», которая стала вершиной классического английского ассоцианизма. Его целью было способствовать наилучшему развитию душевных способностей и сил при воспитании. Опирался на предшественников, особенно на психологию Гартли.

Он сводит всю психологическую жизнь к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей: в психическом мире есть только одно явление - ощущение и только один закон - ассоциации. Ощущения, идеи, ассоциации, изменяясь бесчисленными способами, группируясь, составляют механизм человеческого духа. Следуя Гартли, а также Брауну, он выделил две причины закрепления ассоциаций: живость ассоциируемых ощущений и частоту их повторения. Он сформулировал общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы. Поэтому ассоциации, по Миллю, могут быть только одновременными или последовательными. Восприятия объектов построены из одновременных ассоциаций. Последовательные ассоциации еще более бесчисленны, и их природа лучше всего видна в обычной последовательности слов и мысли.

В учении об общем законе ассоциаций и причинах их закрепления выступает характерная для ассоцианизма полная пассивность организма, механицизм в трактовке психики. Джеймс Милль построил ментальную механику, т. е. теорию сложных ментальных соединений по типу механики.

Милль борется с активностью личности. Воспоминание и интеллектуальную деятельность он представлял так. Есть задача что-то вспомнить. От этого эмоционального представления идут многочисленные ассоциации. Если «нападем» на идею, с которой ассоциировалось представление, которое мы хотим вспомнить, то вспомним его. Таков же механизм интеллекта.

Джон Стюарт Милль (1806-1873), сын Джеймса Милля, экономист, философ, оформил индуктивную логику в книге «Система логики» (1843). Основная цель книги - усовершенствование методологии «нравственных наук» (науки об обществе и в том числе психологии), используя в них методы, оказавшиеся плодотворными в науках естественных. В контексте этой задачи рассмотрел состояние психологии.

Защищая ассоциативную психологию, фактически пришел к выводу о ее теоретической несостоятельности. Проводил мысль о том, что не у механики, а у химии следует психологии заимствовать способ изображения явлений сознания («ментальная химия»). Как в химии по продукту нельзя судить об исходных элементах, а знание свойств элементов не избавляет от необходимости изучать свойства целого, анализ явлений сознания как продуктов психического синтеза не может дать нам представления об исходных компонентах. Следовательно, виртуальный анализ не имеет силы действительного анализа: «...семь цветов спектра, быстро следуя друг за другом, производят белый цвет, а не то, что они действительно суть белый цвет,- точно также и относительно сложной идеи, образующейся путем соединения нескольких более простых идей... надо сказать, что она есть результат или порождение этих простых идей, а не то, что она состоит из них... Таким образом, здесь мы имеем случай психической химии: в них простые идеи порождают, а не составляют своей совокупностью идеи сложные». Но как открыть эти элементы? Выяснение происхождения одного класса психических явлений из другого (психическая химия) «не устраняет необходимости экспериментального изучения позже возникшего явления, подобно тому, как знание кислорода и серы не позволяет нам без специального наблюдения и опыта вывести свойства серной кислоты». Таким образом, изучение самих сложных явлений - суждений, стремлений, хотений - остается самостоятельной задачей.

Поскольку в психологии нет средств для реального анализа сознания, она не может существовать как наука. Ее описания тем не менее имеют практическую полезность.

Милль критически анализирует также понимание предмета в ассоциативной психологии. Он начинает с рассмотрения вопроса о соотношении физиологических телесных процессов и духовных состояний. Все состояния духа, т. е. состояния сознания - мысли, эмоции, желания и ощущения - производятся непосредственно или другими состояниями духа или состояниями тела. «Когда одно какое-нибудь состояние произведено другим, связывающий их закон я называю законом духа. Когда же непосредственно причиной духовного состояния является какое-либо состояние тела, мы будем иметь закон тела, относящийся к области физических наук». В применении к психологии это различение приводит к следующим размышлениям. Ощущения происходят под воздействием внешнего предмета, в их основе лежат физиологические процессы. «Вопрос о том, не зависят ли подобным же образом от физических условий и остальные наши психические состояния, есть один из «проклятых вопросов» науки о человеческой природе». Милль замечает: «Многие выдающиеся физиологи утверждают, что мысль, например, есть в такой же степени результат нервной деятельности, как и ощущение... Только кажется, будто одна мысль вызывает другую посредством ассоциации; на самом же деле вовсе не мысль вызывает мысль: ассоциация существовала не между двумя мыслями, а между двумя состояниями мозга, предшествовавшими разным мыслям. И вот одно из этих состояний вызывает другое, причем наличность каждого из них сопровождается как своим следствием особым состоянием сознания». Отсюда делается вывод: «...не существует самостоятельных (или оригинальных) психических законов - «законов духа» ...психология есть просто ветвь физиологии, высшая и наиболее трудная для изучения». На этом основании, замечает Милль, О. Конт отрицает у психологии право называться наукой, признавая такое право на изучение умственных и нравственных явлений за физиологией. Этот вывод означает по существу, что ассоциативная психология не имеет своего предмета. Правда, Милль замечает, что в настоящее время физиология еще далека от того, чтобы объяснить явления сознания: «...последовательностей психических явлений нельзя вывести из физиологических законов нашей нервной системы, а потому за всяким действительным знанием последовательностей психических явлений мы должны и впредь (если не всегда, то несомненно еще долгое время) обращаться к их прямому изучению путем наблюдения и опыта. Так как таким образом порядок наших психических явлений приходится изучать на них самих, а не выводить их из законов каких-либо более общих явлений, то существует, следовательно, отдельная и особая наука о духе». В заключение Милль делает вывод, что несмотря на все свои несовершенства, психология «значительно более продвинута вперед, чем соответствующая ей часть физиологии». Его окончательное определение предмета психологии таково: «...предметом психологии служат единообразия последовательности - те законы (конечные или производные), по которым одно психическое состояние идет за другим, вызывается другим (или, по крайней мере, следует за ним)».

Милль вводит в ассоциативную психологию понятие «Я» в качестве субъекта сознания, отступая тем самым от классического ассоцианизма, не признававшего в психике ничего, кроме явлений сознания.

Также отступлением от позиций классического ассоцианизма является указание на то, что существуют ассоциации по сходству, поскольку в строгом ассоцианизме ассоциации - это пассивные образования и могут быть только одновременными или последовательными. Во всех уточнениях, которые вносит Милль, фактически содержится признание несостоятельности ассоциативной психологии как научной системы.

На законах психологии и непосредственных наблюдениях основывается этология - наука об образовании характера или наука о человеке как отдельном конкретном индивидууме. Указывая на ее важность, Милль отмечает, что она пока еще очень несовершенна.

Александр Бэн (1818- 1903), последователь Милля, автор двух обширных томов «Чувство и интеллект» (1855) и «Эмоции и воля» (1859), использовал достижения физиологии нервной системы и органов чувств, а также биологии, стремился возможно теснее связать психические процессы с телесной организацией. Считая, что в психологии необходимо применять методы естественных наук, т. е. давать описание фактов и их классификацию, Бэн, по оценке Дж.Ст. Милля, дал «самое полное аналитическое изложение душевных явлений на основании правильного наблюдения».

Бэн отступает от свойственного ассоцианизму механизма в трактовке психической жизни. Объясняя возникновение произвольных движений, Бэн вводит представление о спонтанной активности нервной системы, проявлением которой являются спонтанные движения. Когда какое-либо движение более одного раза совпадает с состоянием удовольствия, то удерживающая сила духа устанавливает между ними ассоциации. Отсюда вычленяются движения, приводящие к целесообразным актам. Из связи разных обстоятельств с движениями образуется все многообразие человеческого поведения - навыки. При этом течение действия не требует или требует мало духовного напряжения при их исполнении. Если сочетание движений с ощущениями происходило бы только на основе одних временных отношений (как думал Д. Гартли), то различие приятного-неприятного, полезного-бесполезного не имело бы значения, а реакции, приводящие к удовлетворению, и бесполезные усваивались бы с одинаковой необходимостью, что противоречит реальности: в жизни происходит отбор полезного и отсев бесполезного.

Эти взгляды Бэна получили отзвук в последующем в учении о формировании навыков путем проб и ошибок. Своим учением о пробах и ошибках как принципе организации поведения Бэн оказал влияние на Дарвина. На него ссылался также Спенсер.

Уже в учении об образовании произвольных движений Бэн использует понятие удерживающей силы духа. Он приписывал духу некоторые прирожденные функции, которые называл первичными свойствами (актами) ума: различение, нахождение сходства, удержание впечатлений и способность вызывать их посредством чисто душевных сил. С их помощью потом вырастает вся интеллектуальная активность. Без них невозможны ассоциации. Существуют различия между людьми в отношении первичных актов. В учении о первичных актах Бэн отступает от основных принципов ассоцианизма, в котором нет места актам.

В учении о видах ассоциаций продолжается отступление Бэна от позиций ассоциативной психологии. Так, он вводит творческие ассоциации как способность ума составлять новые комбинации, отличные от каких-либо добытых опытом, т. е. распространяет термин «ассоциация» на явления, которые не объяснимы с его помощью. Он трактует открытия в науках, художественное творчество и т. п. как ассоциативные процессы, что противоречит пониманию ассоциации как комбинации прежних впечатлений.

Так в творчестве А. Бэна происходит деградация ассоцианизма.

Ряд новых моментов в ассоциативную психологию вносит Герберт Спенсер (1820- 1903).

Он автор десятитомного труда «Синтетическая философия» (1862-1896), в состав которого входит и психология («Основания психологии». В 2 т., 9-ти частях). Взгляды Спенсера представляют разновидность ассоцианизма на эволюционной основе. Это эволюционный ассоцианизм.

В работах Спенсера происходит сближение психологии с учением о биологической эволюции. Психические явления рассматриваются как один из видов жизненных проявлений в процессе приспособления организма к среде.

Спенсер сформулировал общий закон эволюции, который распространил на всю вселенную - неорганическую природу, органическую природу (биология и психология), надорганическую природу, т. е. социальную жизнь (социология).

Этот закон гласит: повсюду во вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, т. е. характеризуется концентрацией; от однородного к разнородному, т. е. характеризуется дифференциацией; от неопределенного к определенному, индивидуальному. Этот закон продолжает идею прогресса, которую развивали выдающиеся мыслители до Спенсера - Г. Лейбниц, Г. Гегель. Однако, в отличие от них, Спенсер основывается на данных наук - геологии, ботаники, физиологии, психологии, эстетики, морали, лингвистики, истории и др.

Этот закон Спенсер применяет и к пониманию психики, считая, что психику можно понять исключительно только через анализ ее развития. В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда - это не только сила, пускающая в ход по типу механического толчка внутриорганические процессы, но она способна видоизменять жизнедеятельность, так что постепенно возрастает сложность приспособления к среде. Спенсер разработал систему психологических понятий, соответствующих эволюционной теории. Сеченов высоко оценил значение учения Спенсера о развитии психики, назвав его «первой серьезной и систематически проведенной попыткой объяснить психическую жизнь не только со стороны содержания, но и со стороны прогрессивного развития из общих начал органической эволюции». Первичной единицей психики Спенсер считает ощущение. Оно развилось из первоначальной раздражительности. Внешний мир, воздействуя на организм, производит в нем толчок (nervous shock), который имеет и субъективный эффект - чувствование, т. е. простейшее ощущение. То, что объективно есть нервный импульс, субъективно есть единица чувствования. Из разного рода сочетаний чувствований образуются многообразные формы душевной жизни животных. Психика, по Спенсеру, как и жизнь в целом (см. его «Основания биологии», гл. IV, V), является приспособлением внутренних отношений к внешним, т. е. к внешней среде, причем специализация этого приспособления возрастает в процессе эволюции. Психология имеет своим предметом «не соотношения между внутренними явлениями, не соотношения между внешними явлениями, но соотношения между этими соотношениями». Существенно отметить, что в психологию как науку Спенсер ввел различение двух ее видов. Одна - объективная психология: она имеет дело с психическими явлениями у животных и человека, обнаруживающимися в действиях, приспособленных к влияниям внешней среды; ее метод - внешнее наблюдение. Другая ветвь психологии - субъективная психология: занимается состояниями сознания посредством внутреннего наблюдения. В целом психология должна исследовать природу, происхождение и значение связей между сознанием и внешней средой. Спенсер справедливо подчеркивает, что вся предшествующая ассоциативная психология замыкалась внутри организма, считала единственным путем его изучения установление связи между нервными процессами и психическими. В отличие от этого, в психологии Спенсера психика берется в ее отношении к внешней среде и получает реальную функцию в осуществлении связи организма со средой. Эти положения Спенсера развивали в американской психологии У. Джемс, психологи-функционалисты, бихевиористы.

В процессе приспособления внутренних отношений к внешним образуются рефлекс, инстинкт, память, разум, воля. Они суть фазы психического развития, стадии приспособления. Интеллект - высшая фаза душевного развития, с его помощью приспособление расширяется в пространстве и во времени, возрастают его специализация, точность и сложность. Чувство и воля тоже возникают из низших форм психической деятельности. Чувства всегда сопутствуют актам познания, возникают там, где действие перестает совершаться автоматически. Волевые поступки отличаются от автоматических тем, что в них есть предварительное сознание того, что должно быть выполнено.

На вопрос о том, каким образом происходит приспособление внутренних отношений к внешним, отвечает теория ассоциации идей. Принцип ассоциации Спенсер рассматривает как закон, лежащий в основе психического развития. Внешние отношения и связи производят связи внутренние. Они образуются в индивидуальном опыте. Их продуктом являются ощущения, восприятия, чувства, автоматические процессы - привычки. К индивидуальному опыту присоединяется наследственный опыт предшествующих поколений, закрепленный в нервной системе. Это безусловные рефлексы, инстинкты, а также такие формы сознания, как пространство и время, которые закрепляются в структуре мозга вследствие их повторения в опыте многочисленных поколений.

Человеческую психику Спенсер рассматривает в основных понятиях биологической эволюции, хотя и подчеркивая, что человек, в отличие от животных, существует не только в природной, но и в надорганической, т. е. социальной, среде и вынужден приспосабливаться к ней. Социальная эволюция, по Спенсеру, составляет часть эволюции вообще, поэтому законы и механизмы приспособления человека к социальной среде только усложняются благодаря появлению новых факторов - языка, общества, материального производства, науки, нравственных и эстетических категорий и др. По сравнению с эволюцией в животном мире процесс приспособления у человека качественно не меняется. Спенсер сохраняет понятие о двух формах опыта - индивидуальном и наследственном - видовом. Знания и умения, приобретенные в опыте, закрепляясь в органической структуре мозга, частично передаются по наследству. К ним относятся те формы сознания - пространство и время, по вопросу о происхождении которых спорили эмпиристы и априористы. По Спенсеру, каждое поколение от рождения имеет в сознании готовые формы пространства и времени. Значит, они не возникают в результате индивидуального опыта. Однако, будучи эволюционистом, Спенсер объясняет их наличность как продукт развития предшествующих поколений. Эти формы представляют собой исторически сложившуюся способность воспринимать все части пространства одновременно (например, квадрат как одновременно воспринимаемые четыре его утла) или все элементы времени последовательно (например, ряд звуков а, b, с, d воспринимаются последовательно, один за другим) представляют наиболее постоянный элемент восприятия. Они были приобретены в продолжении длительного периода, через который произошло развитие человечества. Значит, нет абсолютно прирожденного. Так Спенсер спорит с Кантом. Но неправильна, с точки зрения Спенсера, и позиция Локка, согласно которой знание исчерпывается только индивидуальным опытом. Здесь игнорируется психическое развитие, которое происходило вместе с развитием нервной системы. Сознание не чистый лист. Оно полно ассоциаций, которые являются результатом действия закона наследственности. Так Спенсер примиряет априоризм и эмпиризм. В процессе развития общества психика человека развивается: возрастает роль мышления по сравнению с восприятием и действием, а в нем конкретные понятия сменяются абстрактными. Эти идеи Спенсера являются прогрессивными, однако само понимание развития и его механизмов отмечено печатью натурализма и биологизации человека.

Биологизация в понимании законов развития человеческой психики привела Спенсера к откровенно реакционным расистским выводам. «...Европеец наследует двадцатью кубическими дюймами мозгу больше, чем папуас... такие способности, как способность к музыке, почти не существующие у многих низших человеческих рас, становятся врожденными у рас более высоких. Вследствие этого-то и происходит, что от дикарей, неспособных сосчитать числа своих пальцев и говорящих языком, состоящим только из существительных и глаголов, выходят путем долгого развития наши Ньютоны и Шекспиры».

Построенная на основах позитивистского эволюционизма теория человека Спенсера натуралистически трактует его развитие. В действительности закрепление знаний и умений, приобретаемых в процессе развития человечества, происходит в объективированной, непсихологической форме социального наследования. Каждый индивид должен усвоить их. Усвоение является той новой формой опыта, которой нет у животных и которая занимает основное место в становлении человеческой психики.

Исторически оценивая итоги развития ассоцианистической психологии в целом, необходимо иметь в виду следующее. Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека. Такая позиция прогрессивна, она создает научную базу для педагогики, открывая широкие перспективы для разработки путей обучения и воспитания. В рамках материалистического направления ассоцианизма, начиная с Гартли, возникла задача изучения материальных основ психики, решение которой стало одним из магистральных путей в психологии. В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций. Эти данные повлияли на понимание научения, процесса приобретения знаний, особенно в период экспериментального развития ассоцианизма. Ассоциативная психология имеет и прикладное значение. Ассоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широкое применение в клинике (Р. Зоммер, Э. Крепелин, 3. Фрейд, К. Юнг и др.). В педагогике используются данные о роли повторения, о способах заучивания и др.

Вместе с тем, несмотря на серьезные и неоспоримые достижения, ассоцианизм, развиваясь, все более обнаруживал свою теоретическую несостоятельность. Это направление было замкнуто на сознании и не открывало путей для его объективного исследования. «Чистая психология сознания» - так называл английскую психологию Эд. Гартман в своей книге «Современная психология». С. Л. Рубинштейн проницательно замечал, что ассоциация - это вообще не механизм, а явление, конечно, фундаментальное. Но как явление оно само требует объяснения. Ассоциативную психологию отличает описательность, она не имеет средств для объяснения душевной жизни, что признавал еще Д. Юм: ассоциации - это «некоторого рода притяжение, которое, как нам кажется, производит в духовном мире столь же необычайные действия, как и в мире естественном, и проявляется в столь же многих и разнообразных формах. Его действия всегда очевидны; но что касается до его причин, то они по большей части неизвестны и должны сводиться на первичные свойства человеческой природы, на объяснение которых я не претендую».

В ассоцианизме оказались неразрешимыми такие центральные проблемы психологии, как духовное развитие человека, источники психической активности и поведения, личность, осмысленные продуктивные процессы мышления. В процессе работы по преодолению трудностей ассоцианистической теории возникли новые направления. При этом само явление ассоциации и понятие о нем входит и в современную психологию.

При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www..
Статья подготовлена специально для сайта www.. От Античности до наших дней». А. Н. Ждан.