Что такое принцип в психологии. Характеристика принципов психологической науки. Основные принципы психологической науки

Жизнедеятельность человека, его потребности и способы удовлетворения этих потребностей отличаются от жизнедеятельности животных социально-культурной обусловленностью. Культура образует его «вторую природу», определяет его сущность. Вся жизнь человека регулируется принятыми в данном обществе социальными нормами, правилами, обычаями, традициями. Поведение животных предопределено врожденной, инстинктивной программой. Поведение человека обусловлено его внутренним, психическим, социально сформированным миром.

Это, в свою очередь, мешает творческой адаптации к быстро меняющимся условиям. В отличие от механистического-причинного мировоззрения является ориентированной на развитие, динамичное и самоорганизующаяся сравниваться. Основные принципы назначения лежат в основе как гуманистическую психотерапию и современной науки. Эмансипация, таким образом, потребует преодолений картины мира столетия и преданности гуманистических подходов и недавнее междисциплинарного понимания мира.

Ключевые слова: эмансипация, психотерапия, психология, мировоззрений, люди картинка, осмысленность, самоорганизация, динамика, развитие. Социализация и эмансипация в психологии и в обучении психотерапевтов. Резюме: В данной статье утверждаются, сделали эмансипацию в психологии и психотерапии необходимо сосредоточить внимание на преодоление механистической причинной мировоззрение, которое обогатило нашу культурную повседневную жизнь многих технических устройств. Этот технический успех привел к в сверхобобщении диссертационных технических принципов для понимания и работу с человеческими делами, применяя одни и те же технические принципы.

Человека изучают многие науки – биология, антропология, культурология, социология и др. Психология (от греч. psiche – душа и logos - наука) исследует внутренний мир человека, общие закономерности его взаимодействия с внешним миром. Слово психология появилось в 16 веке в западноевропейских текстах. К середине 19 века из разрозненных знаний психология стала самостоятельной наукой.

Эта тенденция стимулируется страхом и неопределенностью в связи с возрастающей сложностью и глобализацией. Эти чувства правило вызывают редукционизм и продолжали цепляться за устаревшие шаблоны и так препятствуют творческой адаптации к изменяющимся условиям. Здесь механистической причинная мировоззрение Контрастирует с развитием, динамической и самоорганизующейся один из которых содержит основные принципы обоих гуманистической психологии и современной науки. Эмансипация потребности, ПОЭТОМУ, чтобы бросить вызов взгляд на мир 19-го века и обратить свое внимание на гуманистическое и подходы к более междисциплинарного понимания нашего мира.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности, взаимодействия живых существ с окружающим миром, качественно отличающаяся от физиологического, но не отделимо от них. Объектом психологии как науки выступает психика. Предметом – порождение и функционирование феноменов психической реальности и их закономерностей.

Ключевые слова: эмансипация, психотерапия, психология, мировоззренческий, вид человека, осмысленность, самоорганизация, динамики, развитие. Ключевые слова: расширение прав и возможностей, психотерапии, психологии, мировые образы, образы человека, поиск смысла, самоорганизация, динамическая, развитие.

Таким образом, мы должны оценить положительную сторону того довольно: ядро, сокращение сложного, процесс, чем то, что естественные науки описывают мир в материальной среде обитания с регулярным клеевыми повторяющимися классами явлений одноразовым. Это структурированный хаос, позволяя прогнозы, тем самым снижая неопределенность и создает надежность. И это достаточно надежный порядок сопровождавший нас с первых дней жизни. Типичный пример такого комбинированного размещения заказа, с одной стороны, и доверия, с другой стороны поет во всем мире колыбельных.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать своё взаимодействие с ним.

Задача психологии состоит в том, чтобы каждый образованный человек овладел основами общепсихологических знаний. Познать себя не менее важно, чем познать различные сферы окружающей нас действительности. Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, для эффективной организации своей деятельности. Они нужны ему для самоанализа и личностного самоусовершенствования. Еще древнегреческий философ Сократ говорил: «Познай самого себя».

Они являются воплощением регулярности и, как правило, простые, повторяющиеся мелодии на. Таким образом, очевидно Повторяющиеся и предсказуемые - восходящая луна, звезды, следующий появление солнца поется. Дети любят засыпать, слушая эти песни также, что они уже много раз слышали - но, увы, в результате чего изменений в него! Для того, чтобы способствовать уверенности и доверия, не новый спрос, но в какое время и снова обратно. Это, строго говоря, каждую песню мировой премьеры является - уникальной, так же, как, что никогда не существовал и никогда не повторяющийся, как и каждый вечер и каждое утро, и как все, что касается нашей жизни - именно этот аспект более скрыт здесь.

Психологические знания имеют и практическое применение в различных областях человеческой деятельности: педагогической, юридической, медицинской, инженерной, авиационной, железнодорожной, менеджмента, маркетинга и др. Изучение прикладной психологии возможно только на базе общепсихологических знаний.

Современная научная психология исходит из принципа психофизиологического единства. Сохраняя свое качественное своеобразие, психика имеет материальную, нейрофизиологичекую основу. Психика человека опосредствуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизнедеятельности. Психическая деятельность – это не пассивный продукт мозга, а продукт мозга активно взаимодействующего с миром на социально-культурной основе. Основным средством психической саморегуляции становится социально выработанная человеческая знаковая система – речь. Сознание человека, его психика является не биологическим, а историческим, социально обусловленным продуктом.

Скорее всего, то же самое применяется к общему, просто поднял знакомый. Все то уверен, предсказуемы и знакомым, что вы больше даже не нужно слушать так точны и могут заснуть, как ребенок мягко. Например, если партнер хочет сказать что-то важное, вы уже закрыли для третьего слова, не балует свои собственные мысли и слышит больше на то, что является новым, нет, по праву является укоризненный возглас: Человек! Вы слышите меня не все «или» Вы не слушайте меня прямо и так, что другая сторона медали Обрезки: Снижение слишком знакомым закрывает нам скатал вида уникальности жизненных процессов.

Принципы психологии:

1. Принцип взаимодействия и развития. Для психологии важным является как процесс взаимодействия и развития, так и результаты этого процесса – структуры, фиксирующие информационные модели совершившихся взаимодействий. Развитие индивидуальных организмов (онтогенез) находится во взаимосвязи с эволюцией биологических видов (филогенезом). Это соответствие сформулировано в виде биологического закона: онтогенез всякого организма есть краткое и сжатое повторение филогенеза данного вида.

И в отличие от ситуации, в которой знакомые призывается в колыбельной, поставить наших партнеров и других людей во многих ситуациях важно, чтобы ее слова имеют характер «мировые премьеры». Наш коллега тогда чувствует себя по праву воспринимается не как сами себя, но прямо-таки злоупотреблял как любой сменный объект, который только наши собственные схемы в движении. Но это, наверное, все знают такие ситуации, показывает, насколько эффективен этот механизм, который позволяет нам искать закономерности, особенно в мире опыта.

На самом деле, это тот же самый процесс, который создает порядок и безопасность, а именно - сокращение знакомых категорий - одновременно могильщик для творчества, изменений и уникальности; Короче говоря, для укрепления индивидуального развития и развития личности. И вот теперь вы можете также ненужное и преувеличенное порядок, который вынужден порядок, начать принимать гораздо больше грантов усмотрения в обобществлении стандартизации и ограничения возможных направлений развития в качестве поддержки творческого, но нестандартизированного развития.

Онтогенез – развитие индивидуальных организмов.

Филогенез – эволюция биологических видов.

Эволюция – процесс накопления изменений в структуре взаимодействующих объектов и увеличения их разнообразия во времени. Эволюция как процесс порождения нового необратима.

2. Принцип детерминизма (или принцип причинности) предполагает взаимообусловленность всего существующего, его возникновение, видоизменение и прекращение существования. Детерминация – это генетическая связь явлений, порождение предшествующим последующего. Этот принцип отражает в себе закономерную зависимость явлений от порождающих их факторов – причинно-следственную взаимосвязь явлений. Этот принцип в психологии позволяет выделить факторы, определяющие важнейшие характеристики психики человека, выявляя их зависимость от порождающих условий, коренящихся в его бытии.

Для важности механистической-причинного мировоззрения. Наша культура, прежде всего, - и не без оснований - гордых его научных и технических достижений. Они фактически исправлены от хаоса, который может быть приручил так много зловещих сил природы и доступны в удобной форме для человека.

Век сломан новый, просвещенный путь в поэзии и философии. Две мировые войны и множество других из. Эти несколько ссылок не означает, как глобальный плаче. Они должны предполагают, что существуют различные районы мира, в котором мы живем, в котором также применяются различные принципы и оценки «прогресса» должны быть использованы. Тем не менее, использование технологического мира совершенно некритически переносится на сосуществование людей и их психологических и социальных факторов в нашей культуре слишком высоко.

3. Принцип целостности применяется для объяснения таких свойств объектов, как:

    сохранение их идентичности при вариации частных характеристик в достаточно широких пределах (например, личность сохраняет свою идентичность на протяжении ее развития);

    не суммируемость свойств частей в свойства целого, то есть целое не равно сумме своих частей.

    Это мировоззрение - наши представления о том, как «устроен мир» как эффекты обусловлены причинами, какие принципы успешного действия является предметом и т.д. - была разработана в рамках научной программы 400 лет. Эта программа, которая была примерно с начала века в контексте западной культуры завладела не только грозное технологическое развитие и другие культуры, но и пронизана наш повседневный мир с его принципами.

    Короткие и краткий об этом повседневном понимании может в борьбе с изменением в «мире» на основе вещей и технического оборудования, как показано на рис. 1 балл. Что происходит, следовательно, зависит только от точной дозировки силы, д. час по их степени и их направление от. В стабильном состоянии - если это ничего не меняет - ничего не происходит; здесь нет, конечно, нет необходимости для объяснения. Рисунок 1. Иллюстрация классической-механистической точки зрения по коробке в положении А на плоской поверхности.

Принцип целостности рассматривается как принцип системности. Согласно этому принципу, свойства целостности присуще особому классу объектов - системам. Система - это множество элементов, обладающих генетической общностью, отношения которых носят характер взаимодействия для обеспечения определенного взаимоотношения с миром.

Под действием случае в положение В или С перемещается. Детерминатив одна степень и направление воздействия. Другие принципы, связанные с этой базовой моделью и иностранной организацией, в основном следующие. Локальная причинность: причина и следствие локально связаны в том смысле, что эффект происходит именно там, где происходит вмешательство. Контроль: не нужно учитывать что-то вроде «самопомощи» или «собственных состояний» коробки, но также можно добиться желаемого посредством контролируемых вмешательств. Требуется однородность. Однородность: все состояния в основном одинаковы. Нет никаких отличных точек в самолете, к которому вы можете нажать коробку особенно хорошо. Гомогенируемость также является важной предпосылкой для других аспектов технологии управления, а именно анализа и синтеза. Анализ и синтез: целостность лишается собственной структуры и разбивается на однородные части, которые анализируются, а затем синтетически собираются в единое целое. Из дробленых камней - произвольно гибкий бетон. Изготовлен из дерева, из которого изготовлены твердые доски. Из исторически сложившихся психотерапевтических направлений, которые представляют разные подходы к жизни, делается попытка собрать единую терапию, состоящую из «факторов воздействия» или, по крайней мере, оптимизированных по симптомам «методик». Это включает в себя бесстолкновенность. Неуловимость: на рисунке 1 не имеет значения, где находится ящик или как он туда попал: всегда применяется линейная причинно-следственная связь. Линейность и непрерывность: важные «переменные» на рисунке 1 связаны линейно: в два раза большие расстояния требуют в два раза больше времени с той же скоростью - или в то же время они требуют удвоенной скорости; и он держится: Малые причины небольших эффектов, большие причины больших эффектов.

  • Связанный с этим детерминизм.
  • Случайные влияния играют не более как переменную ошибки.
  • Оба являются аспектами контроля.
Еще раз, нельзя серьезно отнестись к тому, насколько эти принципы окажутся эффективными в больших областях нашей повседневной технической жизни.

4. Принцип активности может быть понят как возможность реализации моделей накопленных ранее взаимодействий. Например, активность мышц и отдельных их волокон соответствует активности нейронов спинного мозга. Активность обеспечивает непрерывность развития.

5. Принцип реконструкции. Структуры, которые аккумулируют модели взаимодействия с миром, недоступны непосредственному изучению. Они скрыты, их обозначают как внутренние, в отличие от внешнего, наблюдаемого поведения. Изучение этих структур возможно путем самонаблюдения (эмпирическая психология, интроспективная психология), положения о единстве поведения и психики, сознания и деятельности (Рубинштейн С.Л.). Граница между внутренним и внешним условна, производна, ситуативна, поскольку зависит как от теоретической позиции исследователя, так и от его обеспеченности аппаратурой. Если граница между внутренним и внешним не определена, то и сами понятия внутреннего и внешнего оказываются неопределенными и задача выявления отношения подобия между ними становится неразрешимой. Общая идея принципа реконструкции состоит в определении отношений подобия между различными составляющими целостного взаимодействия, часть которых доступна для оценки эмпирическим путем, а часть - может быть только реконструирована на основе этих оценок.

Ибо только это позволяет понять их силу внушения и склонность к обобщению, в результате чего эти принципы не просто применяются к простым механическим процессам, а передаются всему миру. Это также имеет смысл в повседневной жизни, потому что везде мы встречаем достижения этой технологии. Даже имея дело со сложными и сложными структурами, мы можем контролировать мир, подготовленный с помощью простых механистических операций, таких как нажатие педали акселератора автомобиля, управление выключателем света или аналогичные простые переключатели для ввода в действие стиральных машин, конфорки, лифтов или телевизоров.

Методы психологии.

Основными методами психологии являются лабораторный и естественный эксперимент, научное наблюдение и метод анализа продуктов психической деятельности.

В современных психологических исследованиях широко применяется общенаучный метод моделирования . Он выражается в организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, персептроны – распознающие системы и др.).

Неадекватность механико-причинного мировоззрения динамики человеческой жизни. Однако применение принципов и идей классической западной науки к человеку дает понять, что оно обеспечивает контекст, в котором существенные аспекты не подчёркиваются должным образом. Поскольку этот контекст лишает человека существенных ценностей его жизни, а именно.

Локальная причинность: это противоречит таким аспектам, как контекстная интеграция и сетевое взаимодействие на самом деле всех жизненных процессов. Если вы сделаете шаг против камня, было бы довольно ясно предсказать или рассчитать, где и как далеко он летит. Когда человек входит в человека, как соматические, так и другие социальные эффекты зависят от многих других влияний и предыдущего опыта. Однородность: это противоречит индивидуальности и уникальности. Анализ и синтез: они противоречат таким аспектам, как оценка бытия и целостности. Неуловимость: это противоречит таким аспектам, как биография, которая порождает различные дальнейшие события в явно идентичных объективных условиях. Линейность и непрерывность: они противоречат аспектам типичных человеческих переживаний, таких как всплески развития, внезапные идеи, небольшие причины с большими эффектами.

  • Детерминизм: это противоречит таким аспектам, как свобода и мотивация.
  • Контроль: это противоречит таким аспектам, как надежность.
Линейные модели причинно-следственных связей в соответствии с экспериментальной парадигмой сокращаются, если речь идет не только о функциональных последовательностях машин или жизненных процессах простых биологических организмов, но и о процессах опыта людей.

В психодиагностике широкое распространение получили тесты («тест» в переводе с английского языка – проба, испытание) – диагностика психических возможностей индивида (способностей, склонностей, навыков и т.п.).

Психологический тест – это краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тесты личностных качеств и др.

В последнее время широко используется биографический метод исследования личности. Этот метод направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в окружающей среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов методами психотренинга и психотерапии. Метод позволяет выявить факторы, наиболее существенно влияющие на поведение личности.

В возрастной психологии применяется сравнительно-генетический метод – способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии – групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др.

Существуют и специфические методы социальной психологии. Одним из них является метод социометрии – измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений – социограмма.

Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.

Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности (ГОЛ).

Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т.е. методика конкретного исследования, которая состоит из следующих этапов: 1) выдвижение гипотезы

2) выбор экспериментального приема и соответствующего материала

3) выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых

4) определений серий эксперимента

5) статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т.п.

Принцип (от лат. principum), – основа, исходное положение.

Базовые принципы общей психологии: 1) принцип единства сознания и деятельности; 2) принцип детерминизма психики; 3) принцип развития психики в деятельности; 4) принцип системности психики.

Отечественный учёный Сергей Леонидович Рубинштейн выдвинул два из четырёх основных принципов общей психологии (1-й и 2-ой принципы).

1-ый основной принцип, – принцип единства сознания и деятельности , являющийся центральным в теоретической системе отечественного научного деятельностного подхода. Этот принцип утверждает, что человек и его психика формируются, проявляются и развиваются в деятельности, изначально, – в практической деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности является теоретическим обоснованием принципа системности психического, который говорит, что все психические явления являются частями, феноменами целостной психической организации процессов и состояний психики, представляющих собою единую систему.

Принцип единства сознания и деятельности является практическим обоснованием принципа психофизического единства, который утверждает, что функцией психофизического единства является психика как вершина психофизиологической организации человека.

Принцип единства сознания и деятельности гласит, что не может быть сознания без деятельности и деятельности без сознания, и поэтому, возможно через деятельность, через продукты деятельности, – изучать сознание. Этот постулат говорит о единстве сознания и деятельности. Сознание образует внутреннее психическое поле деятельности, при помощи которого происходит ориентирование человека в окружающей среде, осуществляется деятельность во внешнем плане, а так же производится психическая деятельность во внутреннем (внутриличностном) плане.

2-ой основной принцип, – диалектико-материалистический принцип детерминизма психики , который утверждает, что внешние (социальные) факторы влияют через внутренние (психологические) условия. Этот принцип говорит о том, что внутренние психические парадигмы детерминируют процесс интерактивного взаимодействия человека со средой. Данный принцип гласит: «внешнее через внутреннее».

Три закона диалектики: 1) закон перехода количественных изменений в качественные; 2) закон единства и борьбы противоположностей; 3) закон отрицания отрицания.

Материалистичность принципа детерминизма заключается в том, что в нём происходит опора на материальный носитель психики, – головной мозг.

Психологический принцип детерминизма, или причинности, предопределённости, утверждает, что все психические явления взаимосвязаны друг с другом, и обусловлены материальными явлениями. Соответственно, у каждого психического явления есть своя причина и своё следствие. Обозначенная универсальная логическая причинно-следственная связь является психическим законом, объясняющим психофилогенетическое и психоонтогенгетическое развитие людей.


Принцип детерминизма означает, что психика данного конкретного человека определяется образом жизни данного конкретного субъекта и трансформируется в связи с изменением его образа жизни. Важным следствием принципа детерминизма является взаимоотношение биологического и социального в развитии психики, соотношение внутренних закономерностей развития психики и внешних воздействий в процессе психического развития. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что принцип детерминизма имеет значение всеобщего методологического принципа психического развития человечества и человека, и кратко сформулировал его так: «Внешние (социальные) причины действуют через внутренние (психические) условия» («Внешнее через внутреннее»).

3-й основной научный психологический принцип, – принцип развития психики в деятельности обосновал отечественный учёный Алексей Николаевич Леонтьев. В общем содержательном контексте данного принципа производится рассмотрение и оценка личности через деятельность, через призму деятельности, которую она выполняет. В рамках данного принципа подчёркивается зависимость сознания человека от предметных действий, т.е. действий с предметами, совершаемых им. В постулате развития психики в деятельности утверждается, что деятельность, – всегда взаимодействие субъекта с объектом.

Выделяются три парадигмы научного анализа и синтеза принципа развития психики в деятельности по А.Н. Леонтьеву. 1. Потребности («что я хочу»). 2. Способности («что я могу»). 3. Направленность («что я есть»).

Таким образом, А.Н. Леонтьев, – автор «психологической теории деятельности», рассматривал сознание человека через содержательные параметры ведущей деятельности, осуществляемой им. А.Н. Леонтьев утверждал, что деятельность, которой занимается человек, его профессия, определяет направленность личности, её сознательные установки, мировоззрение.

Деятельность может быть теоретической и практической. Деятельность как явление имеет отражение в научном и обыденном сознании.

Принцип развития психики в деятельности является теоретическим обоснованием всеобщего принципа психического развития, который утверждает, что как в психофилогенезе, так и в психоонтогенезе имеют место преобразования, изменения, динамика психических явлений, переход от одного уровня психического развития к другому.

Принцип развития психики в деятельности является практическим обоснованием принципа историзма, который гласит, что деятельность людей должна анализироваться применительно к уровню развития человеческого сознания, – в процессе общественно-исторического развития человечества.

Принцип развития психики в деятельности, означает, что психика может быть правильно понята и правильно объяснена лишь в том случае, если она рассматривается как продукт развития человеческой деятельности. Итак, психика человека развивается в процессе осуществления им какой-либо деятельности.

Отметим, что принцип развития психики в деятельности получил своё развитие и модификацию в работах Артура Владимировича Петровского.

Добавим, что Артур Владимирович Петро́вский утверждал, что основным движителем развития личности является не деятельность (как в концепции А.Н. Леонтьева), а разного рода общение (коммуникация, интеракция, социальная перцепция), которое можно понимать и в качестве особой деятельности (взаимодействие людей в процессе общения и познания). Таким образом, мы имеем теорию А.В. Петровского о развитии психики личности через общение , посредством общения, в общении с другими людьми (начиная с младенческого возраста и заканчивая влиянием сферы общения на лиц преклонного возраста).

Можно утверждать, что на современном этапе формирования психологических наук, в рамках деятельностного научного отечественного подхода, имеет место концепция А.Н. Леонтьева – А.В. Петровского о развитии психики личности в деятельности и общении, активно развиваемая такими современными классиками как Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, В.М. Аллахвердов, М.Ю. Кондратьев, А.И. Донцов, Л.В. Куликов, Б.Н. Рыжов, а также их последователями и учениками, – Ш.Р. Хисамбеевым, Л.В. Сенкевич, Ю.М. Кондратьевым, Н.В. Кочетковым, Д.А. Донцовым, М.В. Донцовой и др.

4-й основной научный психологический принцип, –принцип системности психического , который, в общем и в целом, гласит, что психика является системой психических функций , – обосновали такие психологи как общепризнанный в мире несравненный отечественный классик Лев Семёнович Выготский, великий отечественный классик Сергей Леонидович Рубинштейн и выдающийся современный отечественный учёный Борис Николаевич Рыжов.

Принцип системности (от греч. systema – составленное из частей, соединение), – в психологии, – это методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре, – по Б.Н. Рыжову.

Структура и свойства связей в системе согласно Рыжову Б.Н.

По мнению Рыжова Б.Н., для характеристики системных связей необходимо уточнить различие между прямымииобратными, а такженепосредственными иопосредованнымисвязями. Прямой или обратный вид связи задаётся только направлением действия данной связи (Рис. 1). Однако организация этих связей может быть различна. В одном случае эти связи образуются без помощи промежуточных элементов, получая название непосредственных. В другом случае (см. здесь Рис. 1) взаимодействие между двумя элементами системы осуществляется благодаря опосредованным связям, состоящим из цепочки промежуточных элементов и связей между ними.

Учениками и последователями названных здесь выше учёных-психологов были предложены некоторые содержательные дополнения к концептуальным научным трудам названных классиков. В частности, Дмитрием Александровичем Донцовым как адептом системного научного подхода Бориса Николаевича Рыжова, на основе научных положений Б.Н. Рыжова, предложена системная концепция строения и функционирования психического аппарата личности (см. в предыдущей теме пособия материал «Психика. Компоненты психики»).

Базовые научные понятия общей психологии

Понятие «индивид». В научной психологической литературе советского периода встречается понимание слова «индивид» как отдельной личности, при этом, авторами под этим словом подразумевается психическое содержание человека в целом. Это не точно и не правильно с современной научно-терминологической точки зрения. На современном этапе развития научного знания, когда мы говорим «индивид», мы подразумеваем, прежде всего, просто отдельный организм. Индивид – это физиологическая разница между людьми, разница на уровне биологии, генетики, наследственности отдельного организма. Индивид это любой биологический представитель вида Homo sapiens. Индивид – это человек как физиологически отдельная и самостоятельная особь. Итак, понятие «индивид», – это, в узком содержательном смысле, – все физиологические, органические, биологические отличия людей друг от друга.

Понятие «индивидуальность». Индивидуальность как понятие отражает психические, психологические различия между людьми. Эти различия понимаются на дифференциальном уровне оценки людей, на уровне их индивидуальных психических, психологических различий. Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) – это неповторимость, уникальность психических качеств и психологических свойств личности человека. Понятие «индивидуальность» используется в современной психологии при описании и анализе индивидуально-психологических различий людей. Индивидуальность понимается как своеобразие психологических свойств человека. Итак, понятие «индивидуальность» характеризует именно психологические различия между людьми. Индивидуальность – это человек с уникальным, неповторимым сочетанием психических особенностей и психологических свойств и качеств.

Понятие «субъект». Субъект – это психологическая характеристика человека, подчёркивающая его активную, познавательную психическую природу. Субъект – это активно действующий, познающий, обладающий сознанием человек (психологическая единица) или группа (социальный субъект). Субъект может проявлять инициативу и самостоятельность, может принять и реализовать какое-либо решение, может оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности. Субъект в состоянии дать отчет себе в своих действиях, способен к самопознанию, самосознанию и самоответственности. Субъект может соотносить между собою своё прошлое, настоящее и будущее. Субъект изменяется в процессе своей жизнедеятельности в присущем именно ему индивидуальном направлении. Между субъектами существуют значительные индивидуальные различия. Субъект, это, прежде всего, поведенческая, деятельностная характеристика активности человека, а именно, – характеристика психической, познавательной активности и внешнего активного поведения. Итак, субъект – это человек как активная, познающая, психическая и психически автономная единица.

В научной психологии человек рассматривается и понимается и как субъект исполняемой им деятельности, и как субъект восприятия, и как субъект познания, и как субъект отношения, и как субъект общения.

Понятие«личность». Личность – это социальные отличия людей, это разнообразие выполнения ими различных социальных ролей, то есть, в буквальном смысле, это различные по значимости и статусу социальные и профессиональные роли человека в обществе и разный социальный статус и вес в нём. Социальное значение понятия личность, – это особенности следования человека общественным нормам и правилам, это значимость (например, культурное значение) конкретной данной личности для общества в прошлом, в настоящем и в будущем. Личность – это социальная, общественная характеристика человека, то есть, это значение (прежде всего практическое, «производственное») человека для общества, для человечества в целом. Как писал А.Н. Леонтьев: «Личность это социальная основа человека». Личность это конкретный человек, представитель конкретного класса, страта, социальной группы, профессии, пола, возраста, образования, культуры, религии. Личность это конкретный человек, занимающийся конкретной деятельностью и имеющий индивидуальные особенности.

Существует более ста определений понятия «личность». Суммарное понимание этого термина, исходя из деятельностного подхода, следующее. Личность, – это человек, выступающий в качестве субъекта социальных отношений и сознательной деятельности (А.Н. Леонтьев). Личность – это, определяемое включённостью в социальные связи системное качество индивидуальности, формирующееся в деятельности и в общении (Б.Г. Ананьев). «Личность – это иерархия мотивов», – Лидия Ильинична Божович.

Гуманистические психологи считают, что личность это устремленность к будущему. Личность это свободная реализация своего потенциала, как писал Гордон Олпорт, в особенности творческого потенциала, добавлял Абрахам Маслоу. Личность это стремление к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я», – утверждал Карл Роджерс.

Понятие «человек». Человек – это собирательное, суммарное понятие, содержательно включающее в себя понятия «индивид», «индивидуальность», «субъект» и «личность». Понятие «человек», так же, может быть аналогом любому из названных понятий. Тем не менее, понятие «человек», прежде всего, отражает характерологические отличия людей, то есть различия на уровне характера, характерологических черт, однако, понятие «человек», в большей степени, является обобщающим понятием.

Подчеркнём, что психическое развитие человека предопределено влиянием на него двух групп факторов, – факторов среды и факторов наследственности. Основаниями и движущими силами развития личности человека выступают совместная деятельность и общение с другими людьми, как считали, например, Алексей Николаевич Леонтьев и Артур Владимирович Петровский.

Таким образом,человек –это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.

Понятие «образ». Образ – это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Образ мира – целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности.

Понятие«отношение». Отношение – в самом общем виде – это фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его отношении к другим объектам, явлениям, свойствам (например, отношение субъекта к политической системе как к объекту). Термин «отношение» использовался как базовая категория в «теории отношений» В.Н. Мясищева.

Объект – фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ним субъекта.

Объектное отношение – взаимозависимость, т.е. влияние субъекта на объекты и обратное влияние – объектов на личность. Проблема объекта и объектных отношений является предметом исследования многих психоаналитиков.

Понятие«переживание». Переживание – 1) любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие собственной жизни; 2) наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям; 3) форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования.

Понятие «общение». Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение), и группами (межгрупповое общение). Общение порождается социальными, общественными потребностями человека, проявляющимися в стремлении коммуницировать, взаимодействовать, выполнять совместную деятельность. Общение также порождается мотивами, образующимися в самом ходе осуществления процесса совместной деятельности. Структура общения выражается в трёх основных аспектах общения, – коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Итак, процесс общения включает в себя три совокупных подпроцесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие партнёра по общению). Общение – это процесс социального взаимодействия людей.

Понятие «представление». Представления (англ. – imagery), – это психические образы, гештальты, смысловые интегральные единицы воображения. В повседневной речи под представлением подразумевают разновидность внутреннего опыта, или картины, открывающиеся так называемому «мысленному взору». Однако представления также относятся к опыту, полученному в других областях восприятия, таких как слух, вкус и кинестезия. На ранних этапах развития психологии, Вильгельм Вундт рассматривал представления как один из трёх основных элементов сознания, наряду с ощущениями и чувствами. Представления рассматривались В. Вундтом и другими учёными как ранее испытанные и восстановленные в памяти сенсорно-перцептивные впечатления. В XX веке представления обычно признавали в качестве основных психологических явлений, реальность которых едва ли может быть оспорена. Таким образом, представление – это комплексное впечатление и осмысленное мнение человека о каких-либо феноменах, явлениях, процессах, объектах, субъектах.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 3 раздела № I

1. Какие широкие смысловые научные проблемы общей психологии Вы знаете?

2. Опишите психогностическую проблему.

3. Опишите психопраксическую проблему.

4. Опишите психосоциальную проблему.

5. Опишите психофизическую проблему.

6. Какие научные принципы общей психологии Вы знаете?

7. Осветите принцип единства сознания и деятельности.

8. Осветите принцип детерминизма психики.

9. Осветите принцип развития психики в деятельности.

10. Раскройте модификацию принципа развития психики в деятельности, – принцип развития психики личности в общении.

11. Подробно расскажите о принципе системности психического, исходя из концепций Льва Семёновича Выготского, Сергея Леонидовича Рубинштейна и Бориса Николаевича Рыжова.

12. Опишите структуру и свойства связей в системе согласно Рыжову Б.Н.

13. Раскройте понятие «индивид».

14. Раскройте понятие «индивидуальность».

15. Раскройте понятие «субъект».

16. Раскройте понятие «личность».

17. Раскройте понятие «человек».

(жирным шрифтом выделены базовые научные и учебно-методические источники)

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002.

2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. – СПб.: СПбГУ, 2007.

  1. Агапов В.С. Общая психология: Хрестоматия. – М.: Альтекс, 2014.
  2. Введение в общую психологию. / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997.