Статьи про аничков дворец в научных журналах. Аничков дворец – символ монаршей любви к России (1) - Вопросы истории. Дворец - лучший свадебный подарок

Название данного архитектурного шедевра связана с мостом, который находится недалеко от самого здания. Данный мост был возведен военными, которые принадлежали к адмиральскому батальону под командованием М. Аничкова. Дворец начали строить в 1741 году на холме с правой стороны легендарной реки Фонтанки.

История Аничкова дворца очень богата, она включает в себя следующие знаменательные события.

  • В начале 18 века легендарная императрица Екатерина ІІ купила данное здание и преподнесла его в подарок Г. Потемкину.
  • В 19 веке появилась новая традиция среди императорской знати - Аничков дворец начали передавать в качестве свадебного подарка.
  • В начале 20 века после революции здесь разместился Музей города. Однако экспозиции в музее касались не только Санкт-Петербурга, но и Рима, Москвы.
  • В 1937 году здесь был открыт один из крупнейших во всем СССР Дом пионеров. Здание пережило Вторую мировую войну и осталось нетронутым, несмотря на то, что его неоднократно планировали взорвать.
  • В период боевых действий здесь размещался госпиталь. После окончания военных действий Дом пионеров вновь открылся для гостей. Его посетили известный шахматист Б. Спасский, певица оперы Е.Образцова, известная актриса А. Фрейндлих и др.

Сейчас в здании располагается Дворец творчества юных и функционирует Аничков лицей. В дворце размещено более двух десятков секций для школьников, разнообразные кружки. Однако дворец приветствует и взрослых, здесь постоянно проводятся экскурсии.

Архитектура Аничкова дворца

Проект здания Аничкова дворца был заложен М. Земцовым, которым планировал создать его в стиле барокко. Однако архитектор не смог воплотить в жизнь свои замыслы, поскольку умер через полтора года. Архитектурные дела легли на плечи Д. Дмитриева и Б.Ф. Растрелли. Однако они кардинально поменяли первоначальный замысел М.Г. Земцова.

Центральную часть здания представляет собой трехэтажную конструкцию с большим и светлым залом. Эта часть соединяется с флигелями специальным крыльцом. Центральный фасад выходит к реке Фонтанке, там же расположен парадный вход. Противоположный фасад выходит в сад, где размещены павильоны и скульптуры.

Отделка всех комнат выполнялась под контролем Б.Ф. Растрелли. Живописные произведения А.П. Антропова, И.Я. Вишнякова украшают стены помещений. На втором и третьем этажах находится церковь с одиннадцатиметровым иконостасом с позолотой, который выполнен в стиле барочной орнаментики.

Аничков дворец - архитектурный шедевр 18 века, поражающий своей красотой и уникальностью. Сегодня здесь проводятся интересные выставки и работают детские кружки.

Аничков дворец Классицизм

1741-1754 - арх. Земцов Михаил Григорьевич, Дмитриев Г. Д., Растрелли Франческо Бартоломео

1776-1778 - арх. Старов Иван Егорович - перестройка

Дворец пионеров

1935 - арх. Гегелло Александр Иванович, Кричевский Давид (Даниил) Львович - реконструкция

За Аничковым мостом, на углу Невского пр. и наб. Фонтанки значительное пространство занимает комплекс зданий Аничкова дворца.

Электростанция Аничкова дворца - наб. Фонтанки, 33а

Территория между Невским пр., Садовой ул. и Фонтанкой в начале XVIII в принадлежала первому генерал-полицмейcтеру Петербурга А. М. Девиеру. В 1722 г. Девиер был отправлен А. Меншиковым в ссылку. Близ Аничкова моста разместился Преображенский полковой двор и владение лесоторговца Д. Л. Лукьянова. В 1741 г. Елизавета Петровна при поддержке преображенцев вступила на престол и вслед за этим распорядилась начать строительство дворца. Это первый дворец и одно из старейших зданий на Невском пр. Название он получил по Аничкову мосту, сооруженному в 1715 г. под руководством командира работного батальона М. О.Аничкова. ( С.159-160 Наталия)

    Аничков дворец.
    Из книги И. Н. Божерянова

    Грабарь "История
    русского искусства"
    (добавил
    )

    Грабарь "История
    русского искусства"
    (добавил
    )

    Гравюра Я. В. Васильева
    с рис. М. И. Махаева. 1753 г.

    Аничков дворец.
    Литография. 1820-е гг.

    Аничков дворец вел.кн.
    Николая павловича.
    грав. с карты Петербурга 1820-1825 гг.

    Аничков дворец и Павильон.
    Акварель В. С. Садовникова. 1862 г

    Фото начала 1870-х гг.,
    фотограф А.Э.Фелиш
    Добавил - .

    Открытка начала ХХ в.

    Фото начала 1900-х гг.

    1900-е гг.
    Фотоателье Буллы
    Добавил - .

  • 2004 г.

    Дом за домом, 2013

    Добавил-

    Главный фасад. Фото 2004 г.
    Из книги Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова,
    О. В. Петрова. Невский проспект.
    Дом за домом, 2013

    Добавил- IVa

    На месте Александрийского театра в царствование Елизаветы стоял павильон, в котором размещалась картинная галерея Разумовского, устраивались балы, концерты и маскарады. От Аничковского дворца вдоль Невской першпективы тянулся пруд с высоко насыпанными берегами. На месте Российской Национальной (бывшей Публичной) библиотеки размещались теплицы и оранжереи. В здании вдоль Садовой улицы проживала дворцовая прислуга. А. Г. Разумовский, ставший "первейшим вельможей времен Елизаветы", был сыном украинского казака, певчим, образования никакого не имел. Да этого от него и не требовалось.

    При дворце для итальянских опер был возведен оперный дом, роскошно убранный мрамором и позолотой.

    [*] Боковой фасад, обращенный на Невский проспект, в соответствии с проектом Земцова - фрагмент чертежа из коллекции Ф.-В.Берхгольца,

    1740-е (И. Г. Котельникова. Панорама Невского проспекта В.С.Садовникова. Ю.М.Денисов. Приложение к альбому "Панорама Невского

    Проспекта В.С.Садовникова". Л., "Аврора", 1974). Подпись на немецком языке: "Die Facade, der Schmahlen Seite des Gebä udes, nach der Seite,

    Des grossen Perspectives" - "Фасад узкой стороны здания по Большой Прешпективе" (S.P.)

    В 1767 г. дворец был куплен в казну, и в 1776 г. Екатерина II подарила его Г. А. Потемкину. Тот продал полученный подарок купцу-откупщику Никите Шемякину. Но Екатерина II, проявив трогательную заботу о своем фаворите, выкупила Аничков дворец и снова подарила его Потемкину.

    В 1776-1778 гг. арх. И. Е. Старов произвел перестройку дворца в формах раннего классицизма. При этом черты стиля барокко, присущие первоначальному облику здания, были в значительной степени утрачены. В результате надстройки здание превратилось в единый по высоте объем. Галереи были разобраны, гавань засыпана, регулярный сад перепланирован.

    Светлейший князь здесь не жил, но устраивал тут пышные празднества. Потемкину, якобы, не хватало его гигантского состояния, и, ссылаясь на "острую нужду", в 1785 г. он вновь продал Аничков дворец, на этот раз - в царскую казну.

    С 1793 г.дворец использовали для Кабинета Его Императорского Величества. Внутренние переделки в здании выполнил арх. Е. Т. Соколов. Кабинет Е. И. В., учрежденный в 1704 г., первоначально являлся личной канцелярией царя, затем осуществлял управление императорскими казной, имуществом, землями. С 1826 г. он был подчинен Министерству Императорского двора. В Аничковом дворце Кабинет размещался до переезда в соседнее здание .

    В 1799 г. западная часть усадебного сада была пожалована Театральной дирекции.

    В 1801 г. дворцовый павильон, где в свое время находилась картинная галерея Разумовского, снесли. Вместо него зодчий В. Бренна выстроил театральное здание. А в 1832 г.почти на этом же месте было закончено сооружение Александрийского театра по проекту великого К. И. Росси.

    В 1803-1805 гг. рядом с Аничковским дворцом поднялись двухэтажные корпуса: один - на углу Невского пр. и наб. Фонтанки, другой - на берегу Фонтанки, слева от колоннады, ведущей в парадный двор. В первом из них была устроена открытая галерея с аркадами наподобие галереи Гостиного двора, с помещениями, приспособленными для торговли. Второй корпус предназначался для хозяйственных надобностей и под жилье дворцовой прислуги. Но вскоре угловой корпус передали Кабинету Е.И.В. Аркаду заложили кирпичом.

    В 1808 г. Александр I подарил дворец своей сестре Екатерине Павловне в связи с предстоящим бракосочетанием с принцем Георгом Ольденбургским. Дворец вновь перестраивался внутри по проекту арх. Л. Руска в 1809-1812 гг.

    Екатерина Павловна, владевшая дворцом, в 1816 г. продала его Министерству двора и уделов за миллион рублей. И с тех пор дворец находился в распоряжении императорской фамилии. В нем устраивались балы и торжественные приемы, жили царствующие особы. 1 января 1834 г. А. С. Пушкин сделал в своем дневнике горькую запись: "Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры, что довольно неприлично моим летам, но Двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове".

    В 1817 г. дворец вновь сменил владельцев: стал свадебным подарком Александра I великому князю Николаю Павловичу, ставшему в 1825 г. императором Николаем I. (Религиозный Петербург С. 190 Наталия)

    Усадьба была в 1817-1820 гг. реконструирована К. И. Росси, который возвел Сервизный корпус и два садовых павильона , перепланировал пейзажный сад (при участии А.А. Менеласа и И. А. Иванова). С 1810-х гг. во дворце имел квартиру поэт В. А. Жуковский, служивший при дворе. Жуковский был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II, которому Аничков дворец был подарен в 1841 г.

    ( С.162 Наталия)

    В 1864-1866 гг. во дворце проводились серьезные переделки для пребывания в нем наследника престола цесаревича Николая Александровича, а после его ранней смерти - великого князя Александра Александровича с супругой. Во время царствования Александра III Аничков дворец фактически был императорской резиденцией, а после смерти императора и до Октябрьской революции - местом пребывания вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

    (Религиозный Петербург С. 322 Наталия)

    В реконструкциях планировки и убранства дворцовых залов в разные годы участвовали архитекторы Э. И. Жибер, И. А. Монигетти, К. К. Рахау и М. Е. Месмахер. В 1874-1875 гг. арх. К. К. Рахау устроил новый парадный подъезд в виде аркады, а над - ним зимний сад с большими окнами. ( С.163)

    После Февральской революции 1917 г. дворец был национализирован. В нем работало Министерство продовольствия. Осенью 1918 г. открылся Музей города, который занимал несколько зданий по обоим берегам Фонтанки у Аничкова моста. Директором музея был избран арх. Л. А. Ильин, его заместителем историк архитектуры В. Я. Курбатов. Но в 1928 г. мемориальная экспозиция была ликвидирована, художественно-бытовые коллекции расформированы. К 1935 г. музей прекратил свою деятельность. Он являлся одним из предшественников Музея истории Санкт-петербурга, где хранится часть его коллекций. ( С.163-164 Наталия)

    Реконструкция всех зданий б. Аничкова дворца предусматривает следующее использование их и распределение по ним отделов и секторов Дворца пионеров. Главный вход во Дворец намечается со стороны набережной р. Фонтанки, с использованием для этой цели колоннады Гваренги. Это не только придаст колоннаде ее былое архитектурное значение и создаст действительно торжественный подход к Дворцу, но и дает разумное решение для входа, устройство которого с пр. 25 Октября для крупного детского учреждения неприемлемо. На оси этого входа, на набережной р. Фонтанки, намечается устройство спуска-лестницы к пристани, которая будет обслуживать Дворец и с которой будут отправляться на своих катерах и моторных лодках детские экскурсии в ЦПКиО, по реке Неве, в Петергоф и т. д. На той же оси, перед входом в главный корпус Дворца, будет устроен большой фонтан, украшенный скульптурными детскими группами. Между колоннами надстраиваемых дворовых флигелей, расположенных по бокам этой центральной оси, будут установлены фигуры и бюсты великих людей истории человечества, изображенных в детском и юношеском возрасте. Над оформлением этого парадного двора и фонтана скульптурой работает скульптор Л. В. Шервуд. Другой вход в сад Дворца будет устроен со стороны площади Островского, также для того, чтобы избежать выпуска больших масс детей на пр. 25 Октября - улицу с большим движением. Главный корпус Дворца отводится под отдел отдыха и развлечений и только частично занимается отделом науки, расположенным в основном в бывшем «сервизном корпусе». «Кабинетский корпус», выходящий на пр. 25 Октября и набережную р. Фонтанки, отводится под художественный сектор Дворца пионеров, второй же «кабинетский корпус», выходящий на набережную Фонтанки, под технический сектор. Дворовый корпус с жилыми домами будет переоборудован для размещения в нем физкультурного сектора Дворца пионеров. Кроме того на территории сада, на месте бывшего летнего закрытого театра, запроектирована постройка нового корпуса для размещения в нем большого зала на 800 мест со сценической площадкой и меньшего зала-фойе для концертных выступлений. Россиевские садовые павильоны используются: один - как летнее кафе-буфет, другой - как павильон для отдыха и чтения. Существующие в саду постройки временного характера разбираются и освободившаяся площадь используется под площадки для игр и зелени. <…> В текущем году ведутся работы по реконструкции трех основных корпусов Дворца - главного корпуса, художественного и технического со сроками их окончания к осени 1936 г. Остальные работы предполагается произвести в 1937 г. Разработка проекта ведется мастерской № 2 Ленпроекта (руководитель арх. А. И. Гегелло), занятой в настоящее время почти исключительно этой важной и ответственной работой. Авторы проекта - арх. А, И. Гегелло и арх. Д. Л, Кричевский, при участии Е. Г. Груздевой, П. Н. Трубникова, И. В. Павлова и ряда других сотрудников мастерской. Проект здания физкультурного сектора разработан арх. С. В. Васильковским. Для лучшего проведения как проектных, так и строительных работ проектировка ведется непосредственно на постройке.

    С 1918 по 1935 гг. в Аничковском дворце помещались музей города Институт коммунального хозяйства и другие учреждения. Очень значительные перестройки осуществлены по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского в связи с тем, что в 1935 г. дворец передали детворе. Здесь был, в частности создан кинозал, две комнаты отдыха расписаны мастерами-палешанами на сюжеты произведений А. С. Пушкина и А. М. Горького. Открытие Дворца состоялось 12 февраля 1937 г. Воспитанниками Дворца были академик Н. П. Бехтерева, народные артисты Е. В. Образцова и К. Ю. Лавров, летчики-космонавты Б. А. Шаталов и Г. М. Гречко многие знаменитые шахматисты.

    В начале 1990-х гг. во Дворце творчества юных в числе других отделов действовали такие, как биологии, науки и техники, художественного воспитания, туризма и краеведения, физического воспитания и другие.

Аничков дворец был заложен в августе 1741 года, по изустному указу Елизаветы Петровны. Опубликовано: Н.Н. Демичева. Указ. соч., с. 5. На протяжении своей достаточно долгой жизни дворец назывался по-разному: Аничков, Аничковский, Аничкин, Собственный Его Императоского Величества, Николаевский, Ленинградский Дворец Пионеров и, наконец, Городской Дворец Творчества Юных, но свое основное название - Аничков он получил от соседней слободы, названной по фамилии командира адмиралтейского батальона, расквартированной там же, М. Аничкова.

Сооружение Аничкова дворца было поручено архитектору М. Земцову, но дворец не был им достроен, поскольку в 1743 году зодчий умирает. РГИА ф.468, оп. 1, д. 31. После его смерти главным архитектором становится его ученик Г.Дмитриев, начавший строить здание по чертежам М. Земцова. С 1753 года завершение строительства дворца происходило под руководством Ф. Растрелли, он работал над доработкой фасадов и оформлением интерьеров. Ф. Растрелли сохранил планировку Земцова, но придал отделке дворца барочный характер. О внешнем облике здания и прилегающей к ней усадьбе мы можем судить по гравюре Я. Васильева 1753 года.Опубликовано: Виды Петербурга и его окрестностей середины XVIII века. Л., 1968, с. 51.

В 1754 году все работы во дворце были закончены, и в 1756 году императрица подарила его А. Разумовскому. В 1776 году Екатерина II покупает дворец у К. Разумовского, брата фаворита Елизаветы, которому дворец принадлежал после его смерти, и жалует его Г.А. Потемкину. Дворец был переделан для него И. Старовым Петров А.Н. Указ. соч., с. 36., который придал зданию классицистический вид. После того как Г. Потемкин во второй раз продает дворец в казну, он был перестроен Е. Соколовым под Кабинет Ее Императорского Величества. Кабинет являлся одним из государственных учреждений, но совершенно особого рода. Обладал чрезвычайно «обширной и многосторонней компетенцией» См. подробнее: Курбатов В.Я. 200-летию Кабинета его императорского величества. СПб, 1911.. Занимался прежде всего императорским двором, его снабжением, казначейством, организацией дворцовых мероприятий, кроме того являлся государственной канцелярией, отвечал за сообщения с русскими посольствами за границей, с губернаторами, с государственными учреждениями.

В 1809 году Кабинет был перемещен в здание, построенное в 1803 -1805 гг. на берегу Фонтанки архитектором Дж. Кваренги, а освободившийся дворец был подарен Александром I своей сестре, великой княгине Екатерине Павловне. Его переделка РГИА ф. 468, оп. 38, д. 450. под руководством Л. Руска была закончена в 1811 году. В начале XIX века господствовал зрелый классицизм, еще не отягощенный ампирными чертами, поэтому Л. Руска оформил интерьеры именно в этом стиле. Об их отделке мы можем судить только по немногочисленным документам и трем акварелям, выполненным М. Воробьевым Приношу глубокую благодарность за возможность использования этих трех акварелей в моей работе Т.Б. Семеновой. .

В 1816 году Екатерина Павловна выходит замуж во второй раз и уезжает за границу, а 1817 году дворец дарится к свадьбе великого князя Николая Павловича и прусской принцессы Шарлотты, нареченной после принятия христианства Александрой Федоровной, интерьеры были отделаны К. Росси. Описанию нескольких интерьеров, оформленных им посвящена основная часть моей работы.

Обязанности главного архитектора дворца в 1821- 1853 гг. исполнял архитектор З.Ф. Дильдин. Наиболее значительной его работой, связанной с историей дворца, был крупный ремонт парадных гостиных, произведенный в 1848 году РГИА ф. 1338, оп. 3, д. 91; оп. 1, д.132. и, возможно, отделка Кабинета Александры Федоровны.

В 1865 году для работы над отделкой интерьеров для наследника ** к с. 6 . Изначально передки предназначались для наследника великого князя Николая Александровича, но в 1865 году он скоропостижно умирает за границей и наследником становится великий князь Александр Александрович, для которого и предназначается Аничков дворец.

приглашается архитектор Э.И. Жибер. В последней четверти XIX века значительных перемен с дворцом не происходило. В 1874 году архитектор К. Рахау устроил Зимний сад и перестроил Парадный подъезд, к 1875 году И. Монигетти переделал Круглую гостиную под Библиотеку наследника, переделал Парадную лестницу, а в 1886 М. Месмахер отделал личные комнаты Их Величеств в верхнем этаже. В начале ХХ века дворец оставался частной резиденцией вдовствующей императрицы Марии Федоровны и великого князя Михаила Александровича. Демичева Н.Н Указ. соч., с. 17-18.

После февральской революции 1917 года дворец был национализирован, и в 1918 году передан музею города, который располагался в нем до 1934 г. См. подробнее: Попова Г.А. События, судьбы, коллекции. Музей города в Аничковом дворце. СПб., 1998 В 1935-1937 годах была осуществлена перестройка дворца под Дворец Пионеров по проектам архитекторов А. Гегелло и Д. Кричевского.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пока Аничков дворец не достался детям (сейчас здесь Дворец творчества юных), он служил подарком, причем передаривался не единожды, владели усадьбой самые разные фамилии Петербурга.

Аничков дворец, пока не стал детским учреждением, служил подарком, переходившим из рук в руки в императорских кругах. Им владели гражданский муж императрицы Елизаветы Алексей Разумовский, фаворит Екатерины II Григорий Потемкин, Николай I...

Первый дворец на Невском проспекте начали строить в 1741 году по указу императрицы Елизаветы. Сегодня трудно представить, но тогда эти места были границей Петербурга, здесь проходила лесная просека, потому усадьба призвана была украсить въезд в город.

Своим названием дом обязан офицеру Аничкову. На другой стороне Невы в это время размещались солдаты адмиралтейского батальона вместе со своим командиром - офицером Михаилом Аничковым. Именно этот батальон чуть позже построил первый деревянный мост, который получил название в честь командира. Кстати, слобода, где размещались военные, тоже получила название по фамилии офицера. В итоге практически во всех документах будущий дворец называли не иначе как «дворец у Аничкова моста». К 1754 году дворец под руководством архитектора Михаила Земцова был построен, императрица подарила его своему фавориту Алексею Разумовскому в знак признательности, а сама ушла к молодому любовнику.

Императрица Екатерина II выкупила Аничков дворец, чтобы подарить его Григорию Потемкину. Новый хозяин при помощи архитектора И. Е. Старова переделал фасады в стиле раннего классицизма, здание приобрело более строгий вид. Впоследствии многие известные архитекторы по просьбе хозяев вносили свои коррективы в план здания, но каждый из них относился к работе коллег очень аккуратно и тактично. Во многом благодаря этому Аничков дворец сохранился до наших дней.

В екатерининские времена с Аничковым дворцом приключился анекдот: Потемкин продал императорский презент, Екатерина выкупила его и снова подарила. Это не помешало фавориту вновь сбыть усадьбу, на этот раз в казну.

После Аничков дворец был кабинетом Ее Величества и дирекцией императорских театров, в нем успела похозяйничать сестра Александра I: Желтоколонный зал - ее рук дело. Новый владелец - будущий Николай I - тоже перестраивал дворец на свой вкус. Нелюбимые Пушкиным балы, увлекавшие его жену Наталью, проводились именно здесь. Сюда 23 ноября 1836 года поэт был приглашен на аудиенцию к императору, потребовавшему воздержаться от дуэли. Интересно, что в Аничковом дворце имел собственные комнаты поэт Василий Жуковский. Он был учителем молодого Александра II, который в детстве жил во дворце.

Перед главным корпусом Аничкова дворца растет береза, посаженная космонавтами Германом Титовым и Владимиром Комаровым.

После революции в Аничковом дворце размещался музей города, причем имелся в виду не только Петербург, но и Москва, и Рим. В начале 30-х годов богатое убранство интерьеров было распродано, по большей части за границу. В 1937 году городские власти открыли здесь Дворец пионеров - самый большой в Советском Союзе. Во время Великой Отечественной войны этот архитектурный памятник чудом уцелел, хотя фашисты планировали уничтожить его. В те тяжелые годы в здании размещался госпиталь.

После войны Дворец пионеров вновь распахнул свои двери. Кружки здесь посещали шахматист Борис Спасский, оперная певица Елена Образцова, актриса Алиса Фрейндлих и многие другие. Сейчас в легендарном дворце работают более 20 кружков и спортивных секций для школьников. Но вход открыт и для взрослых. Экскурсия обойдется в 200 RUB.

Практическая информация

Адрес: Невский проспект, 39.

Годы постройки: 1741-1754.

Ближайшие станции метро: «Маяковская», «Гостиный Двор».

Одним из самых выдающихся памятников дворцовой архитектуры Петербурга XVIII-XIX веков является Аничков дворец. Он расположен на правом берегу реки Фонтанки, недалеко от Невского проспекта. Дворец получил свое название от Аничкова моста. Подполковник М. О. Аничков в петровское время руководил рабочими командами солдат. В 1730-е годы здесь находилась загородная резиденция первого генерал-полицмейстера Петербурга А. М. Девиера. Затем участок перешел к откупщику Лукьянову. Он выгодно продал его дочери Петра I цесаревне Елизавете. Распоряжением от 10 августа 1741 года было велено строить на этом месте дворец. Составление проекта дворца и возведение его императрица Елизавета Петровна поручила замечательному русскому архитектору, ученику Доменико Трезини, Михаилу Григорьевичу Земцову.

Первоначально дворец был задуман как великолепная загородная усадьба с регулярным садом. Он должен был всем своим обликом - размерами, богатством и разнообразием отделки, цветом - привлекать к себе внимание, резко выделяться среди других построек. По проекту Земцова дворец успели построить только до второго этажа. После его смерти осенью 1743 года работы были поручены его помощнику архитектору Г. Д. Дмитриеву, который проводил строительство по «учиненным» чертежам. Завершение строительства и отделка интерьеров связаны с именем Ф. Б. Растрелли, который внес в замысел Земцова существенные поправки. Растрелли существенно изменил планировку и оформление фасадов. Над боковыми ризалитами были возведены высокие восьмигранные купола, затейливо обработанные рокайлями и вазонами. На куполе одного ризалита (в котором размещалась церковь) был установлен крест, на куполе другого - звезда. Центральный ризалит архитектор увенчал треугольным фронтоном, овальным гербовым щитом и пышной декоративной скульптурой. Но дворец, каким его видел Растрелли, свой облик не сохранил. Большей частью он был уничтожен пожаром 1762 года. О здании можно судить лишь по сохранившемуся рисунку, сделанному в 1753 году художником М. И. Махаевым.

Дворец и сад регулярной планировки с фигурными партерами и прудами, боскетами и фонтанами занимали всю территорию между набережной Фонтанки и Садовой улицей, Большой перспективой и Аничковым переулком. Главный фасад дворца выходил на Фонтанку, а не на Невский проспект. Противоположный фасад был обращен к саду. Вся усадьба с садом была ограждена глухим забором, тянувшимся до Садовой улицы. В центре парадного двора вырыли небольшой бассейн-гаванец, связанный с Фонтанкой каналом. Так суда могли попасть прямо к парадному крыльцу дворца. На берегах канала расположились две галереи-колоннады. Вдоль Фонтанки парадный двор был ограничен прогулочными галереями.

Отделка помещений дворца производилась по чертежам и под наблюдением Растрелли. Живописные работы выполняли А. П. Антропов, И. Я. Вишняков, братья Вельские и другие мастера. Дворцовая церковь занимала второй и третий этажи в правом крыле здания, расположенном вдоль Большой перспективы. Ее интерьеры были отделаны особенно тщательно. Трехъярусный резной иконостас, покрытый позолотой, достигал высоты 11 метров. Он отличался богатым барочным орнаментом. В настоящее время иконостас находится в соборе Владимирской иконы Божьей Матери на Владимирской площади. Полностью строительство дворца было завершено в 1754 году. На протяжении десятилетий здание неоднократно переходило от одного владельца к другому. Спустя три года после завершения строительства императрица подарила дворец своему фавориту графу Алексею Григорьевичу Разумовскому, с которым была тайно повенчана. После смерти графа Аничкова усадьба перешла к его брату, гетману Кириллу Григорьевичу Разумовскому, который в Петербурге практически не жил. Постепенно дворец и сад стали приходить в запустение. Императрица Екатерина II выкупила усадьбу у гетмана и в 1776 году пожаловала ее князю Г. А. Потемкину в знак признания его заслуг в Русско-турецкой войне. По его повелению многие помещения дворца в 1778-1779 годах были перестроены архитектором И. Е. Старовым. На месте регулярного сада разбили живописный пейзажный парк с большим прудом и островом в центре. Галереи и каменная ограда дворца были разобраны, гавань и пруды засыпаны. К дворцу пристроили Зимний сад и террасу. Для маскарадов и празднеств возвели Итальянский дом с галереей. Барочная отделка дворца была заменена более строгой, в стиле классицизма. Над боковыми ризалитами вместо фигурных луковичек появились плоские купола. Этот внешний облик здания сохранился с незначительными изменениями до наших дней.

В 1793 году постоянно нуждавшийся в деньгах светлейший князь продал Аничкову усадьбу купцу Шемякину. Екатерина II выкупила ее и снова подарила Потемкину. В 1794 году, после переезда Потемкина в Таврический дворец, усадьба была куплена Кабинетом Его Императорского Величества - ведомством, распоряжавшимся имуществом царского двора. Здесь оно находилось при Павле I, но в царствование Александра I архитектор Кваренги возвел для Кабинета специальное здание. Тогда же отдельные участки усадьбы были переданы под государственное и частное строительство. В 1803-1805 годах на берегу Фонтанки и по Невскому проспекту архитектор Дж. Кваренги возвел два корпуса торговых рядов с открытыми аркадами, объединенных ионической колоннадой. Именно с этого времени главный фасад дворца и оказался заслоненным со стороны реки. Аркады в 1885 году заложили кирпичом. Между корпусами остался только проезд, украшенный шестью стоящими попарно колоннами.

В 1809 году Аничков дворец вместе с оставшейся частью усадьбы был подарен Александром I его сестре Екатерине Павловне. После свадьбы с герцогом Ольденбургским великая княгиня поселилась во дворце постоянно, и его стали именовать «дворцом Ее Высочества великой княгини Екатерины Павловны». В это время здесь появились новые интерьеры, отделанные архитектором Л. Руска в стиле классицизма. Руска также возвел новые здания дворцовых служб и конюшен. На «возобновление» дворца было назначено 154 272 рубля, внутренняя же отделка обошлась в 410 997 рублей. В начале 1812 году во дворце снова случился пожар, убытки от которого исчислялись сотнями тысяч рублей.

В 1816 году Екатерина Павловна снова вышла замуж и уехала из России. Дворец опять был куплен в казну за 2 млн рублей и перешел в ведение Департамента уделов. В следующем году император Александр I подарил усадьбу на бракосочетание своему брату, великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I). После вступления на российский престол Николая I Аничков дворец стал официально называться «Собственным Его Императорского Величества дворцом». Император говорил, что провел в нем «счастливые и лучшие годы своей жизни». После пожара 1837 года в Зимнем дворце на время его реставрации император переселился в Аничков.

В начале XIX века территория между усадьбой и новым зданием Публичной библиотеки, возведенной в 1796-1801 году по проекту архитектора Е. Т. Соколова, была бессистемно застроена неказистыми частными домами. В 1817-1818 годах архитектор К. И. Росси блестяще осуществил реконструкцию усадьбы, одновременно создавая ансамбль площади Островского. По проектам зодчего парадные помещения дворца были отреставрированы и заново отделаны. Усадебный сад из заброшенного превратился в живописный и уютный. Заново была устроена церковь на верхнем этаже северного бокового ризалита. Ее освятили во имя святого князя Александра Невского. Церковь украсил новый иконостас, в оформлении которого участвовали художники Б. Медичи и Ф. Торичелли. Стены декорировали пилястрами и покрыли прекрасными росписями. На территории усадьбы Росси возвел манеж и изогнутый по дуге Сервизный корпус, который закрыл вид из окон дворца на служебные постройки. Неподалеку от дворца соорудили два павильона: один на углу Невского проспекта, другой - в глубине площади. Высота их равна высоте первого этажа Публичной библиотеки - 7,3 м, длина - 20,7 м. Размеры их невелики, но смотрятся они как монументальные постройки. Все фасады павильонов различаются «настроением». Главный и боковой, обращенные к городу, более строги и величественны, тогда как садовый фасад, наоборот, более скромен. Внутри каждого павильона был спроектирован большой зал, разделенный колоннами, живописные плафоны и лепные панно на стенах. В формировании облика павильонов велика роль скульптуры. Статуи, которые изображают старого и молодого воинов, символизируют народ, защитивший Россию в войне 1812 года.

Во второй половине XIX века первоначальный облик павильонов был нарушен пробивкой дополнительных окон и дверей. Изменилось и количество украшавших их скульптур. Прежде их было шестнадцать - по восемь на каждом павильоне. Теперь осталось вдвое меньше: пять на угловом павильоне и три - на втором. Тем не менее, даже в таком виде они прекрасно вписываются в ансамбль Невского проспекта.
От проспекта и площади усадьбу отделила красивая ажурная чугунная ограда из копий с золочеными стрелами и венками. Ограду, а также балюстрады, венчавшие павильоны, отливали на Александровском (позже Пролетарском) заводе. Аничков дворец стал постоянным местонахождением «малого двора». В нем устраивали балы и торжественные приемы. В 1830-е годы «танцевала в Аничкове» жена А. С. Пушкина, красавица Натали Гончарова. Во дворце прошло детство Александра Николаевича (будущего императора Александра II), первенца и наследника императора Николая I, а в 1841 году дворец был подарен Александру в день его бракосочетания. В 1850-х годпх под руководством архитектора А. И. Штакеншнейдера в здании проводились некоторые переделки, связанные с устройством жилых помещений и проведением в них водопровода и канализации. 28 ноября 1866 году после бракосочетания с датской принцессой Дагмарой, нареченной Марией Федоровной, во дворце поселился великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III. После восшествия на престол он так и не переехал в Зимний дворец и все свое царствование проживал в Аничковом дворце и в Гатчине, сделав их своими резиденциями. В 1886-1887 годах архитектор М. Е. Месмахер заново отделал ряд помещений дворца.

Последней хозяйкой Аничкова дворца суждено было стать вдовствующей императрице Марии Федоровне. После смерти ее супруга императора Александра III она осталась жить в Аничковом дворце. Все расходы на содержание двора Марии Федоровны взял на себя ее сын, император Николай II. В феврале 1917 года в национализированном дворце было размещено Министерство продовольствия. После Октябрьской революции все служащие Министерства отказались сотрудничать с большевиками. В мае 1918 года Министерство из дворца было выселено, а само здание передано культурно-просветительскому отделу городской управы. В Аничковом дворце более пятнадцати лет размещался Музей старого Петербурга. Сейчас уже трудно проследить судьбу предметов из его коллекции. Только немногие из них поместили в Эрмитаже и Русском музее. Основная же часть коллекции была реализована за границу через «Госторг» и «Антиквариат». В 1935 году городские власти решили устроить в здании Дворец пионеров. В экстренном порядке под руководством архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского прошла перепланировка значительной части помещений. Полностью было уничтожено уникальное убранство дворцовой церкви, которую переделали в кинозал. В годы Великой Отечественной войны дворец неоднократно подвергался бомбардировкам и обстрелам. В его парадных залах был размещен госпиталь. Восстановление дворца началось сразу после снятия блокады города. В 1986 году на территории дворца было возведено современное здание театрально-концертного комплекса «Карнавал».
Ныне в здании размещается Дворец творчества юных.